Кроме того, все изречение иного выиграло бы в ясности, если бы глагол наказаша передать в настоящ. вр. (=русск.; ср. прим. к слав.греч. пер. Пс.1:1 ) и вставить за ним в скобках слово «к тому» (ср. Порфирий: к сему): «даже и в нощи наказуют (Ириней Пск. поучают) мя (к тому) утробы моя». и. Предзрхъ гда предо мною вын, к десню да не подвижс. 8. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. 8 . С мыслью о Господе, как наследственном уделе своём, Давид сознает себя в духовном общении с Господом, чувствует постоянное присутствие Его с собою, как своего помощника и покровителя, и отсюда почерпает уверенность в благополучном исходе постигших его бедствий. «Всегда видел я», – лучше: вижу (Росс. Библ. Общ. и Пумпянский) или: представляю (Мандельштам, Никольский и Амфилохий; ср. прим. стр. 78), – пред собою Господа (ср. Исх.13:21 . Втор.31:3, 6:8 ); потому что Он действительно одесную меня, как правая рука, представляющая ближайшую опору и охрану ( Пс.17:36; 19:7 ), или как верный друг ( Сир.12:12 ), всегда готовый на помощь и защиту ( Пс.108:31; 109:5 ). Поэтому не поколеблюсь (=халд.) в постигших меня несчастьях, – не стану падать духом и предаваться унынию. Начиная с этого стиха Ап. Пётр приводит слова 15 псалма ( Деян.2:25–28 ), как пророчество о Христе Спасителе, в доказательство того, что Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его ( – ст. 24), причём ст. этот может быть понимаем, как общая предварительная мысль о постоянном единении Христа Спасителя с Богом Отцом, как основание для Его воскресения. . Сег ради возвеселис сердце мо, и возрадовас зыкъ мой: же и плоть мо вселитс на 9. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, к не ставиши дш мою во ад, ниж даси прпбном твоем видти 10. ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Сказалъ м пти живота: исполниши м съ лицемъ твоимъ: красота 114 въ десниц твоей въ конецъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

И глухие услышат в тот день слова книги, и глаза слепых, находящихся во тьме и во мраке, будут видеть. И бедные будут в веселии радоваться о Господе, и отчаявшиеся из людей исполнятся веселия. Исчез беззаконный, погиб гордый и истреблены все беззаконнующие во зле, и дающие людям повод согрешать в слове, и ищущим суда в воротах полагают преткновения тем, что совращают праведного к неправде. Посему, как говорит Господь о доме Иакова, который отделил Он от Авраама: не теперь потерпит стыд Иаков, и не теперь изменит лицо своё, но когда дети их увидят дела мои, и ради Меня освятят имя Моё, освятят святого Иаковлева, и будут бояться Бога Израилева». Прокимен, глас 5, пс. 78 Помози нам Боже Спасителю наш. [«Помоги нам, Боже Спаситель наш».] Стих: Боже, приидоша языцы в достояние Твое. [«Боже, пришли язычники в наследие Твоё».] На вечерни, стихиры на Господи воззвах Страстем поработив души моей достоинство, скот бых: и не могу воззрети к Тебе Вышнему, но долу преклонився Христе, яко мытарь, молюся зовый Тебе: Боже очисти, и спаси мя. [«Отдавши в рабство страстям достоинство души моей, я сделался подобен скоту, и не могу воззреть к Тебе, Всевышний, но книзу преклонясь, молюсь, как мытарь, взывая Тебе: Боже, будь милостив ко мне и спаси меня».] Прокимен, глас 6, пс. 79 Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа. [«Внемли пасущий Израиля, руководящий как овцу Иосифа».] Стих: Седяй на херувимех явися. [«Явись сидящий на херувимах».] Чтение из книги Бытия (12, 1–7) повествует о повелении Божием Аврааму оставить землю свою и идти в землю Ханаанскую, при чём дал Господь Аврааму обетование, что произведёт от него великий народ, великим сделает имя его и будут благословлять его. И сам Господь благословит благословляющих Авраама, и проклянёт проклинающих его, и что все племена земли получат благословение через Авраама. Прокимен, глас 4, пс. 80 Радуйтеся Богу помощнику нашему. [«Радуйтесь о Боге помощнике нашем».] Стих: Приимите псалом, и дадите тимпан.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 20. в книге Бытия в главе третьей: «и скрыстеся Адам же и Жена от лица Господа Бога посреде древа райскаго» 73 , то е[сть] посреде древес. А в книгах Левит о ядомых скотах в первоначалном еврейском тако: «сей скот на двое деля пазноготь» 74 , что перевели седмодесятныи 75 «всяк скот». И в книгах Исхода, в главе 14, еврейски: «и прославлюся о фараоне, и о всех воех его, и о колестнице его» 76 , что седмодесятныи перевели с толком «и о колесницах его»; Исход, глава 15: «Коня и всадника воверже в море» 77 ; Числ глава 21-я: «И пусти Господь на люди змия уморяюща» 78 , то е[сть] множество змиев, как там же явно то; псалом 34, ст. 8: «Ополчится Ангел его окрест боящихся его» 79 , то е[сть] Ангели ополчатся, како бо едино лице полком нарещися может, и утверждается то от повестей Бытия, глава 32, где Иаков видит полки Ангелския, и книга 4 Царств, глава 6, где отрок Елисеев увидел то жде; Иона,// л. 20 об. глава 2: «река обыйде мя» 80 , – тако в еврейском, что седмьдесятныи перевели «реки обыйдоша мя»; Римл., глава 3, ст. 18: «Мыслим, убо верою оправдатися человеку» 81 ; Римл., глава 1, ст. 17: «Праведный от веры жив будет», и без числа того собрать бы мощно. 6. К сему весьма пристойно и то, что Иаков патриарх, прорицая о пришедствии 82 Мессии от колена Иудина, тако глаголет: «Не скончается князь от Иуды, ни старейшина от чрезл его» 83 , то е[сть] владетели преемнии не оскудеют до Мессиина пришедствия (Бытия 49). 7. У Матфея глава 21, стих 34, в притче винограда: «посла рабы своя к делателем», а у Марка в той же притче, глава 12, ст. 9, 11, 12: «И во время посла к делателем раба» 84 и проч. 8. Паче всех же сих и других многих примеров подает нам ясныя и зде весьма приличные примеры пророчество Даниилово 85 , где именем якобы единоличнаго царя показует// л. 21. многих царей разнонародных с наследием одного по другом. Тако ж в виде лва, медведя, рыся и четвертаго зверя безъимяннаго будущия царства, а не однолично царей изъявляет 86 . Надлежит же зде примечать, что и потому примеры сии к Антихристу прислушают, что и он в Апокалипси в виде зверя на позор происходит. 9. Подобно сему и то, что в Апокалипси в главе 6 происходят некии разныя конницы на белом, рыжем, вороном и бледом конях. Что же образуют, не наше ныне дело. Только же то известно, что хотя разные толкователи в гадании видении оных и не согласуются, однако же вси согласно разумеют, что всякий из тех конник не одну каковую особу, но человеческое, народное разных времен состояние собою изъявляет. И от сих примеров довольно является, что из единственнаго числа, если других при нем обстоятелств не будет,//

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

буду петь и славить Господа!  Иной псалом 8 Услышь, Господи, голос мой, которым взываю: «Помилуй меня и ответь мне!» 9 Ты говоришь в сердце моём: «Молитесь Мне», 77 и я буду молиться Тебе, Господи. 10 Не скрывай от меня лица Твоего, не отворачивайся в гневе от раба Твоего; Будь помощником моим, не отвергай меня, не покидай меня, Боже, спаситель мой! 11 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь позаботился обо мне. 12 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на прямую стезю наперекор врагам моим. 13 Не предавай меня на произвол противникам моим, ибо восстали на меня лживые свидетели и дышат насилием. 14 Я верю, что увижу благость Господа на земле живых! Надейся на Господа, мужайся, да будет смелым сердце твоё, надейся на Господа! Слава Псалом 27 (28) 1 Давида. К Тебе, Господи, взываю, Боже мой, не будь безмолвен со мной, Чтобы при молчании Твоём не уподобиться мне сходящим в могилу. 2 Услышь голос мольбы моей, когда я взываю к Тебе, когда воздеваю руки мои к святому храму Твоему! 3 Не погуби с нечестивыми душу мою и с делающими неправду не истреби меня, Которые с ближними своими говорят о мире, а на сердце у них зло. 4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; По делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими. 5 За то, что они не внимали делам Господним, делам рук Его, Ты погубишь их и не восставишь их. 6 Благословен Господь, ибо услышал Он голос мольбы моей! 7 Господь – помощник мой и щит мой, на Него уповало сердце моё, и Он помог мне; Ожила плоть моя, и я прославлю Его песнью моею. 8 Господь – крепость народа Своего и спасительное прибежище помазанника Своего. 9 Спаси народ Твой и благослови достояние Твоё, всегда паси и возвышай его! Псалом 28 (29) 78 1 Псалом Давида [на отдание праздника кущей]. Принесите Господу, сыны Божии, [принесите Господу молодых овнов;] Воздайте Господу славу и честь, 2 воздайте Господу славу имени Его, Поклонитесь Господу во дворе святилища Его! 3 Голос Господа над водами, Бог славы возгремел, Господь, восседающий над великими водами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

гору Сион, которую возлюбил. 69 И устроил, как небеса, святилище Своё, как землю, утвердил его навек. 70 И избрал Давида, раба Своего, и взял его от овечьих стад, от дойных овец взял его, 71 Чтобы пасти народ Свой, Иакова, достояние Своё, Израиля. 72 И он пас их в незлобии сердца своего, мудростью рук своих водил их. Слава Псалом 78 (79) 1 Псалом Асафа. Боже, язычники пришли в достояние Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; 2 Бросили тела рабов Твоих в пищу птицам небесным, плоть верных Тебе – зверям земным; 3 Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. 4 Соседи наши издеваются над нами, живущие вокруг нас смеются и поносят. 5 Доколе, Господи?! Всегда ли будешь гневен? Вечно ли будет пылать огнём ревность Твоя? 6 Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают; 7 Ибо они поглотили Иакова и место его опустошили. 8 Не вспоминай наших прежних грехов; да поспешат прийти к нам щедроты Твои,  ибо мы совсем ослабели. 9 Помоги нам, Боже, спаситель наш, ради славы имени Твоего; Господи, избавь нас и очисти грехи наши ради имени Твоего, 10 чтобы не сказали язычники: «Где Бог их?» Да станет известным среди народов, как на глазах у нас Ты отомстишь за пролитую кровь рабов Твоих! 11 Да взойдёт к Тебе стенание узников, силой руки Твоей сохрани осуждённых на смерть! 12 Семикратно верни соседям нашим в пазуху их поношение их, которым они Тебя, Господи, поносят. 13 А мы – Твой народ и Твоей пажити овцы; вечно будем славить Тебя, в род и род возвещать хвалу Тебе! Псалом 79 (80) 1 Начальнику хора. На мелодию «Шошанним эдут». Псалом Асафа [об Ашшуре]. 2 Пастырь Израиля, услышь, водящий, словно овец, Иосифа; восседающий на херувимах, 108 воссияй нам! 3 Пред Ефремом, Вениамином и Манассией воздвигни силу Твою и приди спасти нас! 4 Восстанови нас, Боже, да воссияет нам лицо Твоё, и спасёмся! 5 Господи, Боже сил, доколе будешь гневаться на молитвы народа Твоего? 6 Ты нашим хлебом сделал слёзы,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

17 И все, которые обратят лице свое, чтобы идти в Египет и там жить, умрут от меча, голода и моровой язвы, и ни один из них не останется и не избежит того бедствия, которое Я наведу на них. 18 Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: как излился гнев Мой и ярость Моя на жителей Иерусалима, так изольется ярость Моя на вас, когда войдете в Египет, и вы будете проклятием и ужасом, и поруганием и поношением, и не увидите более места сего. 19 К вам, остаток Иуды, изрек Господь: «не ходите в Египет »; твердо знайте, что я ныне предостерегал вас, 20 ибо вы погрешили против себя самих: вы послали меня к Господу Богу нашему сказав: «помолись о нас Господу Богу нашему и все, что скажет Господь Бог наш, объяви нам, и мы сделаем ». 21 Я объявил вам ныне; но вы не послушали гласа Господа Бога нашего и всего того, с чем Он послал меня к вам. 22 И так знайте, что вы умрете от меча, голода и моровой язвы в том месте, куда хотите идти, чтобы жить там. 1 Когда Иеремия передал всему народу все слова Господа Бога их, все те слова, с которыми Господь, Бог их, послал его к ним, 2 тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: «не ходите в Египет, чтобы жить там»; 3 а Варух, сын Нирии, возбуждает тебя против нас, чтобы предать нас в руки Халдеев, чтобы они умертвили нас или отвели нас пленными в Вавилон. 4 И не послушал Иоанан, сын Карея, и все военные начальники и весь народ гласа Господа, чтобы остаться в земле Иудейской. 5 И взял Иоанан, сын Карея, и все военные начальники весь остаток Иудеев, которые возвратились из всех народов, куда они были изгнаны, чтобы жить в земле Иудейской, 6 мужей и жен, и детей, и дочерей царя, и всех тех, которых Навузардан, начальник телохранителей, оставил с Годолиею, сыном Ахикама, сына Сафанова, и Иеремию пророка, и Варуха, сына Нирии; 7 и пошли в землю Египетскую, ибо не послушали гласа Господня, и дошли до Тафниса. ПСАЛОМ 78 1 Псалом Асафа. Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

народ Он поставил под копья и стрелы, и юношей выжег Божественный гнев, и брачные песни не пелись для дев. И так наказания были суровы, что даже по мёртвым не плакали вдовы, и даже храбрейший из храбрых бежал, и даже священников меч поражал! Но всё-таки гром сокрушительный грянул, как будто от сна наш Всевышний воспрянул. Враги побежали — рассеял их Бог и снова народ Свой от смерти сберёг. А после, устроив порядок повсюду, из прочих колен Он отметил Иуду, избрал для жилища прекрасный Сион и сделал, как небо, святилище Он. Для блага людского, для душ человечьих Давида Он взял от загонов овечьих, от дойного взял и другого скота и дал во владение эти места. Увидел Господь его мудрость и силу, доверил Давиду Он власти кормило и дал ему в царство Израиль и нас, чтоб Божий народ в непорочности пас. ПСАЛОМ 78 Канонический русский перевод Псалом Асафа. 1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; 2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным; 3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. 4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. 5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? 6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают, 7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили. 8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены. 9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. 10 Для чего язычникам говорить: " где Бог их? " Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. 11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. 12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили. 13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Итак, но откровению Божию Давиду, вместо всех и всяких жертв Ветхозаветных, должна быть жертва совершеннейшего тела человека. Но, ни сам Давид, при всей своей постоянной и самоотверженной преданности воле Божией, и никто другой решительно не мог быть собственно такой жертвой; ибо, по глубокому сознанию самого Давида, как и многих других праведников Ветхого Завета, человек, с его телом, всегда в беззакониях зачинался и во грехах рождался ( Пс.50:7 ). Нет, Давид только созерцал пророчески – восторженно такую жертву совершенного тела в точном смысле, какую мог принести и действительно принес только Богочеловек, Христос, который, при самом воплощении своем, восприяв совершенно безгрешное тело, всецело подчинил его своему святейшему духу и, по слову пророков, как истинный «Раб Божий», беспредельно преданный своему Господу, по воле Бога – Отца самоотверженно, с кротостью жертвенного Агнца, принес оное в жертву за спасение рода человеческого. Давид, со своей кротостью и преданностью Богу, при всех своих страданиях, был только прообразом Мессы – Спасителя, – тем более близким к Нему, как своему Первообразу, что и самое тело Мессы было в теле Давида, как его святое семя и, наконец – как благословенный плод. Вот почему и Св. Ап. Павел, уясняя Евреям значение искупительной жертвы Иисуса Христа, учит: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их; потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждого дня напоминается о грехах. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодно Тебе. Тогда Я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже ( Пс.39,78:9 ). Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону) Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: се, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении и, многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, пока враги Его будут положены в подножие ног Его ( Пс.2:8 ). Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух святый. Ибо сказано: Вот, завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там ненужно приношение за них ( Евр.10:1–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 78 Этот псалом, как и Пс.73 , написан после взятия Иерусалима Навуходоносором и после опустошения им земли Иудейской. Храм здесь представляется оскверненным, Иерусалим – в развалинах ( Пс.78:1 ), всюду лежат непогребенные трупы убитых евреев ( Пс.78:2 ), которые сделались посмешищем в глазах соседних народов ( Пс.78:4 ). Писателем был один из потомков Асафа прозорливца. Боже! Язычники опустошили страну, разрушили Иерусалим, залили землю кровью людей еврейских, над ними смеются и издеваются соседние народы (1–4). Пролей гнев Твой на народы за опустошение земли Иакова: не помяни наших грехов и избавь нас (5–9). Не дай язычникам издеваться над Твоим именем, накажи их за поношение Тебя, а мы будем возвещать в род и род хвалу Тебе (10–13). Пс.78:2 .  трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным; «Тела святых Твоих» – евреев, как народа Богоизбранного, предназначенного быть народом святым и служителем истинного Бога. Пс.78:3 .  пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. «Пролили кровь их, как воду» – обилие убитых. Пс.78:4 .  Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. Завоеванный народ становился добычею врага, которой он распоряжался по своему капризному желанию, подвергая его всевозможным насилиям и насмешкам. Этот обычай отношения к покоренному врагу в древнее время был всеобщим и зависел от той глубокой замкнутости жизни народов, которая почти не допускала никаких сношений даже с соседним племенем. Каждый народ, потому, обособлялся в своем языке, правах, обычаях и религиозных верованиях и к другому народу относился лишь как к своему врагу, гибель которого для него служила предметом искренних вожделений. Этим объясняются те поругания, которым подвергались побежденные от победителя. Пс.78:8 .  Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены. «Не помяни нам грехов... предков» – не вменяй и не подвергай нас ответственности за грехи, унаследованные нами от предков. Эта молитва указывает, что степень нравственного разложения еврейского народа, вызвавшая такой строгий суд от Господа, не была временным упадком высоты жизни еврейского народа, но продолжительной порочной наклонностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Изъяснение псалма 78-го. «Псалом Асафу». Пророческое слово предвозвещает неистовство Антиоха, по прозванию Епифана, против народа иудейскаго, предвещание же сие излагает в виде молитвы, какую принесут тогда благочестивые, не одержавшие еще победы, но обуреваемые бедствиями. Пс.78:1 .   Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины. «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой». Благодать Духа премудро научила так начать молитву свою борющихся с такими жестокими бедствиями. Ибо прежде всего изобразили они, не собственныя свои страдания, но нечестивое поругание божественнаго храма, тогда как храм ни в чем не погрешил против Божия закона. «Языцы " , сказано, живущие в злочестии и беззаконии, возобладали достоянием Твоим, потому что осмелились войти в святилище храма Твоего; не только олтарями, но и жертвами бесовскими осквернили святое Твое. Пс.78:2 .   Трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих – зверям земным. «Положиша Иерусалим яко овощное хранилище». До основания разорив весь город, пресловутый Иерусалим соделали ничем неотличным от кущи, назначенной для хранения овощей. «Положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным». С таким зверством и неистовством поступали с служителями Твоими, что тела их отдали на снедение зверям и плотоядным птицам. Пс.78:3 .   Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. «Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй». Решившись на убийство живущих благочестиво, делают, что по земле текут кровавыя реки, убиваемых же не позволяют удостоить погребения. Пс.78:4 .   Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. «Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущим окрест нас». За сие поносят нас живущие окрест; сие соделало нас достойными осмеяния у сопредельных с нами. Соседями же называет Пророк Филистимлян, Идумеев, Аммонитян, Моавитян и другие сопредельные народы, которые всегда были в противоборстве и вражде с Иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010