Слово   присутствует уже в 1-м стихе и тем самым заявляет главную тему. Оно употребляется в Пс 118 только в ед. ч.- «закон», а не «законы». Главный из его синонимов -   - также встречается почти исключительно в ед. ч. В целом 8 синонимов означают неразличные категории предписаний; по богословскому замыслу псалмопевца, они вместе описывают пространство откровения как пространство закона, через к-рый действует животворящая и избавительная сила Божия (стихи 25, 28, 40, 78). Через закон познаются истина и тайны Божии (стихи 18, 125, 138). Прося у Бога наставлений, псалмопевец хочет, чтобы Сам Бог был Учителем Им же данного закона. Через Божий закон можно обрести путь праведности и счастья (стихи 3, 15). Слова   и   (путь, дорога) по сути также выступают синонимами   (см.: Levenson. 1987. P. 562). Восемь «терминов закона» распределены по всему тексту, их употребление подчинено определенному числовому порядку. Половина этих слов муж. рода, половина - женского, каждое встречается ок. 20 раз, а суммарно - 176 раз (по 88 раз в каждой половине псалма). Количественные закономерности продолжаются на уровне деталей, вводя множественную и сложную симметрию (подробнее см.: Freedman. 1999. P. 27). Лексический рисунок псалма невозможно полностью передать при его переводе на др. языки, к тому же переводы, начиная с Септуагинты, как правило, не стремятся однозначно закрепить те или иные эквиваленты за евр. терминами (исключение -   к-рое в Септуагинте всегда передается по-гречески как νμος). Иногда делается попытка обозначить алфавитную структуру оригинала: в Септуагинте и Вульгате строфы надписаны названиями евр. букв, соответственно в греческой и латинской транскрипции. Алфавитная структура Пс 118 выражает идею полноты (от «а» до «я») и упорядоченности. Число 8 имеет символическое значение - 7+1 и очень значимо в библейских повествованиях ВЗ и в богослужебных традициях Израиля (подробнее см.: Hossfeld, Zenger. 2011. P. 257-258). Число 8 обладает двояким смыслом: указывает на завершенность чего-то важного и отмечает начало нового. В псалме оно может намекать на соединение полноты откровения и его продолжения, давая понять, что закон Господень не жестко установленное предписание, к-рое мог бы дать земной правитель, а открытое Божие послание. Точно так же и «я», от имени к-рого написан псалом, не тот, кто безупречно соблюдает установления, а тот, кто открыт Слову Божию.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Достаточно Тебе, Господи, как бы так говорит псалмопевец, обратить к нам светлое лице Твое, как мы ободримся, враги увидят нас небеззащитными, и мы избавимся от бед наших. Пс.79:5–6 Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? Напитаеши нас хлебом слезным, и напоиши нас слезами в меру. Когда люди грехами и беззакониями своими возбудили против себя праведный гнев Божий, то, вместе с тем, и молитвы, и жертвы их становятся противны Богу и являются как бы оскорблением величия Божия: Бог не только не внемлет таким молитвам, но и обращает гнев Свой на них, как это выражено полнее и яснее у пророка Исайи ( Ис.1:15 ). Выразив эту мысль словами: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих, – псалмопевец выражает далее тяжесть бедствий, которым попустил Господь подвергнуться народу Своему, и сравнивает эти бедствия со слезами, которыми подвергшиеся бедствиям люди удовлетворяют голод и жажду, вместо хлеба и воды. А чтобы никто не представлял эти бедствия как наказание Божие, в преувеличенном виде, слишком великими и тяжкими, псалмопевец говорит, что Господь посылал наказание в меру, т.е. соразмерял наказание, как должное воздаяние, хотя и тяжкое, но соразмерное тяжести грехов и беззаконий, или, что то же, наказывал по мере грехов. «Ты, Господи, – говорит он, – напитал их хлебом слезным и напоил их слезами в большой мере» (по пер. с евр.). Пс.79:7–8 Положил еси нас в пререкание соседом нашим, и врази наши подражниша ны. Господи Боже сил, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. Говоря далее о бедствиях, претерпеваемых народом Божиим, к которому причисляет и себя, пророк присовокупляет и то, что Господь Бог предал их в пререкание соседом, т.е. в смех и поношение окрестным народам, которые были враждебны иудеям и всегда ругались и издевались над ними. То же самое высказано и в предыдущем псалме ( Пс.78:4 ). После того он повторяет ту же молитву, какую высказал выше (ст. 4): Боже сил! обрати нас к Себе и восстанови нас в прежнее состояние; воззри на нас светлым взором Твоим (просвети лице Твое), и мы избавимся от бед.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Вход, представляющий собой центральную часть вечерни, описан в рубриках Служебников наиболее подробно. Рукописи РНБ. Соф. 518, 522, 524 , ГИМ. Щук. 745 и РГБ. Рум. 398 приводят слова священника при благословении входа: блгвно вхожени · ха · їстиньнаго ба нашего всегда..., после чего диакон, как и в современной практике, возглашал: премудр · прости 72 , и начиналось пение вечернего гимна «Свете тихий». В отношении исполнения «Свете тихий» те Служебники, которые упоминают этот гимн, разделяются на две категории. В одних говорится о пении гимна диаконом, в других – народом (или хором) 73 . После «Свете тихий» следуют диаконский возглас «Вонмем», священническое приветствие «Мир всем» и вечерний прокимен, предваряемый диаконским возгласом «Премудрость!» (см. примеч. 56–58). В нескольких рукописях описано окончание вечерни (см. примеч. 66–68). После диаконского возгласа «Премудрость!» следовали священническое благословение Сыи блгнъ бъ на... (ср. с современным: «Сый благословен Христос Бог наш...») и отпуст. Никаких сведений о содержании отпуста вечерни Служебники не приводят, однако материал чина утрени (см. ниже) показывает, что отпустом служило то же обращение священника к прихожанам, что и в позднейшей традиции: «Христос, истинный Бог наш... помилует и спасет нас...». Как и на утрене, обращение, вероятно, предварялось словами священника блгвите стии – во всяком случае, в РГБ. Рум. 398 эти слова выписаны вместо возгласа Сыи блгнъ. V. 2. Чин утрени Чин утрени, реконструируемый на основе рубрик древнерусских Служебников, таков: 1) начальный возглас блгвно цртво 74 , 2) «псалмы обычныя» 75 (т. е., очевидно, шестопсалмие), 3) мирная ектения 76 , 4) «Бог Господь» 77 и тропари 78 , 5) кафизма 79 , 6) пятидесятый псалом 80 , 7) канон с малыми ектениями по 3-й, 6-й и 9-й песнях 81 , 8) хвалитные псалмы 82 и стихиры 83 , 9) великое славословие 84 , 10) Трисвятое, «Пресвятая Троице» и «Отче наш» 85 , 11) тропарь 86 , 12) чтение Евангелия, если утреня совершается в воскресенье 87 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Е.А. Авдеенко Кафизма XX Пс.143:7             Пошли руку Твою с высоты,                         отвори мне и избавь от вод многих,                         от руки сынов чуждых… «Отвори мне» – глагол паца передает такое действие, когда «отверзают уста» для того, чтобы поглотить ( Пс.22 /21:14); Давид просит: Ты мне отвори, Ты меня прими. «От вод многих» – от ада. «Сыны чуждые» – здесь не иноплеменники, но изменники; ср.: «сыны чуждые лукавствовали мне» – отрекались, лгали, притворялись, изворачивались, заискивали, раболепствовали ( Пс.18 /17:45). «Сыны чуждые» – «неверные иудеи и все, приступающие ко Христу с нечистым сердцем. Так и верующих мы называем «братьями» по признаку истины. Когда должно открывать истину, то различай своего от «чужого " » (ПсСвОт). Также «сыны чуждые» – демоны ( Пс.18 /17:46). Давид просит избавить его «от руки сынов чуждых» – как от ада (см. ст.11). Пс.143:8             …которых уста говорят пустое                         и которых десница – десница лжи. «Говорить пустое» шав – пустое от истины – ложь ( Пс.12 /11:3). «Десница» – обозначает здесь действие, которое человек считает правым-правильным. Иметь «десницу лжи» означает: стать совершенно лживым, полностью подменить правду ложью 616 . Давид повторяет свое прошение: Пс.143:11             Отвори мне и избавь меня от руки сынов чуждых,                         которых уста говорят пустое                         и которых десница – десница лжи. Пс.145:9             …путь нечестивых Он скривляет. В первом Псалме сказано: «знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» ( Пс.1:6 ). «Знает Господь путь праведных» – означает, что на каждом отрезке пути, на каждом шагу (а слово «шаг» в еврейском языке – того же корня, что «блаженство») Господь проникнут человеком, а человек – Господом. «Путь нечестивых» – его Бог не знает (в библейском смысле слова «знать»), как говорит Жених в притче о десяти девах: «не знаю вас» ( Мф.25:12 ). Как «погибнет путь нечестивых», объясняет Псалом 145. Глагол ават имеет значение: искривлять, извращать – клеветать; «да постыдятся злонамеренные, ибо ложью оклеветали меня» ( Пс.119 /118:78). «Путь нечестивых», которые так кривили, извращали, коверкали, клеветали, Господь оставляет «кривым» – так «путь нечестивых погибнет». Еще одно выражение находит библейская мысль, что худшая доля для человека – остаться наедине со своей самостью. А.Е. Иванов 616 Раши считает, что пустота шав – это всего лишь напраслины, «что-то вроде невинной выдумки (МЛ); но те, кто подымают правую руку в клятве, уже не «напраслину» рассказывают… они ложью клянутся» (Раши). Читать далее Источник: Враги Давида и враги Мессии по книге Тегилим (Псалмы)/Е. А. Авдеенко. — М., 2014. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Из календаря пространной редакции Лекционария в Тропологий вошли, за небольшими исключениями, только те великие праздники, тропари к-рых уже были в Лекционарии; те песнопения, к-рые были указаны в Лекционарии в виде инципитов, в Древнем И. приведены полностью; репертуар этих же праздников в основном пополнили песнопения нового типа - стихиры и каноны. Циклы стихир и тропарей отдельных песней канонов в Древнем И. нередко состоят из неск. дополнений (2-3), что является показателем поэтапного расширения песненного материала И. и дает возможность проследить развитие их форм до кон. IX в. Песнопения Древнего И. не имеют авторских атрибуций. Дни, к-рые в иерусалимском Лекционарии из изменяемых песнопений имели лишь литургийные или вечерние прокимны (таких дней довольно много; см.: Leeb. 1970. S. 65-78, 171-176), не нашли отражения в Древнем И., за исключением будних дней Пятидесятницы. В Древнем И. содержится полный круг песнопений великопостного цикла, который открывается мясопустным воскресеньем, а со следующего, сыропустного, песнопения даются на каждый день поста; неделя Ваий открывает Страстной цикл. Период Пятидесятницы также представлен в полном виде. Из праздников, помимо воскресений Пасхи и Пятидесятницы (7-е воскресенье по Пасхе, согласно счету недель в Древнем И.), в него включены: в воскресенье по Пасхе - Новая неделя, во 2-ю субботу по Пасхе - исцеление расслабленного, в 3-й четверг - память св. младенцев, в 5-й четверг - Вознесение Господне, в 6-ю субботу - исцеление слепого в Силоаме. Те будние дни периода Пятидесятницы, к-рые не отмечены как особые, содержат лишь литургийные прокимны и аллилуиарии. По сравнению с Лекционарием, к-рый приводит для служб рядовых воскресений только прокимны, в Древнем И. впервые появляются комплекты воскресных песнопений 8 гласов (что в т. ч. является одним из древнейших свидетельств оформления системы осмогласия ). В каждом гласе они включают: для вечерни - цикл стихир на «Господи, воззвах» (в нек-рых рукописях - также припевы к Пс 140. 2 (см. ст. «Да исправится молитва моя» ) и охитай вечерни) и песнопения на «Се ныне благословите» (Пс 133) и «Креста» (вероятно, первоначально предназначенные для шествия после вечерни в иерусалимском храме Воскресения к Кресту на Голгофе - см.: Ibid. S. 70-71); для утрени - 9 циклов тропарей для 9 библейских песней утрени (т. е. канонов), антифонный псалом перед Евангелием (о воскресных утренних Евангелиях см. ст. Воскресенье ) и песнопение после Евангелия (гардамоткумай), цикл хвалитных стихир; для литургии - прокимен, аллилуиарий, тропарь умовения рук и тропарь Св. Даров. Многие, но не все циклы стихир и тропарей заключаются богородичном . По мнению Рену, по крайней мере часть воскресных песнопений Древнего И. восходит ко 2-й пол. IV в., к гомилиям святителей Кирилла и Исихия Иерусалимских (Ibid. S. 14-85).

http://pravenc.ru/text/200125.html

И однако дивный в своём величии Господь помнит его, обращает на него свое внимание, печется о нём и не ограничивается одним общим промышлением о нём наравне с другими тварями, но удостаивает его личного, милосердного обращения с ним, посещает его особенною своею милостию (ср. Руф.1:6 ; Исх.3:16 ; Пс.105:4 ; Лк.1:78 ). Образ и подобие Божие, по которому сотворен человек в начале ( Быт.1:26–27 ), хотя и омраченные грехом, но все еще сохраняющиеся в его душе и после его падения, делают его предметом особенного попечения и благоволения Божия, так что из всех творений, за исключением Ангелов, ни на одно не обращено столько внимания божественного Промысла и не излито столько милостей и щедрот, сколько на человека. к в начале ст. 4 соответствует евр. , которое здесь точнее было бы перевести сходно с русск. «егда» (ср. Быт.4:12 ; Суд.13:17 и др.). Очень вероятно, что первоначальное чтение греч. пер. и было τε=когда, вместо нынешнего τι (подобные разночтения см. Втор.4:10; 4 Ц. 17:7 и др.). Оумалилъ малымъ чимъ агглъ, славою и внчалъ 6. Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; 6 . Особенное промышление и благоволение Божие к человеку выразилось в том, что Господь, сотворив человека по образу и по подобию Своему ( Быт.1:26–27 ), тем самым далеко возвысил его над всеми другими тварями, сравняв его по достоинству и духовным дарованиям с высшими из сотворённых разумных существ, с Ангелами, только немного умалив его пред ними по одному телесному составу, и при этом увенчал его славою и честию, т. е. украсил его как бы царским венцом, богоподобным достоинством (величие и слава – отличительные свойства Господа ст. 2; Псс. 95:6; 103:1) и царственною властью на земле (ср. Псс. 20:6; 44:4), сделав его как бы представителем Своей божественной власти на земле или Своим наместником. Вместо: умалил пред Ангелами буквально с евр. может быть сказано: «пред Богом» (; Иероним: а Deo), что вполне сообразно и с контекстом речи, где говорится о владычестве человека над тварями земными, в каковом отношении, являясь представителем божественной власти на земле, он естественно может быть сравниваем с Богом (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Помози нам, Боже,/Спасителю наш. Стих: Боже, приидоша языцы в достояние Твое. Пс 78:9А, 1А ПЯТОК ЧЕТВЕРТЫЯ СЕДМИЦЫ. НА ВЕЧЕРНИ. Прокимен, глас 4. Пасый Израиля, вонми,/наставляяй, яко овча Иосифа. Стих: Седяй на Херувимех, явися. Пс 79:2 1. Бытия чтение. Рече Господь Авраму: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю юже ти покажу. И сотворю тя в язык велий, и благословлю тя, и возвеличу имя твое, и будеши благословен. И благословлю благословящия тя, и кленущия тя проклену; и благословятся о тебе вся племена земная. И иде Аврам, якоже глагола ему Господь, и идяше с ним Лот. Аврам же бе лет седмидесяти пяти, егда изыде от земли Харран. И поят Аврам Сару жену свою, и Лота сына брата своего, и вся имения своя, елика стяжаша, и всякую душу, юже стяжаша в Харране, и изыдоша поити в землю Ханааню. И пройде Аврам землю в долготу ея, даже до места Сихем до дуба высокаго, хананеи же тогда живяху в земли той. И явися Господь Авраму, и рече ему: семени твоему дам землю сию. И созда тамо Аврам жертвенник Господу явльшемуся ему. Быт 12:1–7 Прокимен, глас 4. Радуйтеся Богу,/Помощнику нашему. Стих: Приимите псалом и дадите тимпан. Пс 80:2А, 3А 2. Притчей чтение. Незлобивый веру емлет всякому словеси, коварный же приходит в раскаяние. Премудр убоявся, уклонится от зла, безумный же на себе надеявся, смешавается со беззаконным. Острояростный без совета творит, муж же мудрый многая терпит. Разделяют безумнии злобу, коварнии же удержат чувство. Поползнутся злии пред благими, и нечестивии послужат пред дверьми праведных. Друзи возненавидят другов убогих, друзи же богатых мнози. Безчестяй убогия, согрешает, милуяй же нищия, блажен. Заблуждающии неправедницы делают злая, милость же и истину делают благии. Не ведят милости и веры делателие злых милостыни же и веры у делателей благих. Во всяком пекущемся есть изобилие, любосластный же и безпечальный в скудости будет. Венец премудрых богатство их, житие же безумных зло. Избавит от злых душу свидетель верен, разжизает же лживыя лестный. В страсе Господни упование крепости, чадом же своим оставит утверждение мира. Притч 14:15–26

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

5:1 и дал.), обыкновенно в защиту своей гипотезы указывают на употребление в Пс. слова (ст. 9), утверждая, что будто бы под именем этих святых или избранных нельзя никого более разуметь кроме Асидеев Маккавейского времени ( 1Мак.2:42,7:13 , 2Мак.14:6 ). Но имя это, как мы видели уже при рассмотрении Псс. 73, 78 и 43, употреблялось и в древнейшие времена в значении людей благочестивых или всего народа Израильского, а чтобы в приведенном месте следовало понимать его в значении Асидеев, – на это псалом не дает ни малейшего основания. Мнение о происхождении псалма в древнейшие времена встречается только у тех из толкователей, которые сынов Кореевых не признавали писателями псалмов и приписываемые им псалмы усвояли Давиду или современным ему певцам: Асафу, Еману и Ефану (см. напр. Cramer s, Einleit in die Psalm c 3), или же которые всю Псалтирь считали произведением Давида, каковы напр. Св. Амвросий, бл. Августин, Феодорит и др. Но они в этом случае основываются только на названии Псалтири Давидовой или на надписании этих псалмов в некоторых переводных списках именем Давида, но не указывают никаких внутренних оснований своего мнения в самом содержании псалмов. 1411 Именно, следующие 43 псалма: 65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136 и 145–150. 1418 О значении этих и других подобных терминов, как свидетельств древности, см. выше о Псс. Давида стр. 148 и д. Употребление и тем больше обращает на себя внимание, что первое из них встречается в Псалтири 55 раз, последнее 71 раз и, за исключением настоящих двух анонимных псалмов, всегда только в псалмах, надписывающихся именем Давида и певцов его (см. Делича на Пс. 3 и 4). 1421 См. надписания этих псалмов. В нынешнем греческом и славянском тексте, равно как в Вульгате и других известных списках нет, но, по свидетельству Калмета, в некоторых древних списках оно находилось. Какие это были списки, латинские или греческие или другие, этого Калмет не указывает. Comm in h Ps Ср выше примеч. на стр. 289. 1422 Как св Иларий и Евсевий Кесар, также Calmet о Пс. 65 , Belanger о Пс. 66 (в Scr S curs compl T 15 p 688–689, 701), Hengstenberg; у нас: Преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

И они также искушали и раздражали Бога (41), не помнили милостивого избавления из Египта (42) и всех чудес, сопровождавших оное (ст.43–51) 567 , не помнили спасительного водительства в пустыне (52–53), чудесного поселения в обетованной земле (54–55) 568 . Подобно своим отцам, они вероломно оставили Бога, огорчили Его идолопоклонством (ст.56–58) 569 . Но Бог за это глубоко уничижил Израиля (как нередко было в период Судей) особенно в последнее время (ст.5. 9), оставил свое прежнее жилище в Силоме, в области более всего виновных ефремлян (ст.60), кивот завета отдал во власть врага (ст.61) 570 , допустил своему народу терпеть величайшее поражение и дойти до самого печального положения (ст.55–64) 571 . После долгого ожидания Господь наконец снова сжалился над несчастными, навсегда усмирил филистимлян – врагов Израиля – (Давид поколебал их силу), но вместе с тем отверг колено Ефремове, т.е. отнял у него гегемонию (67), и предоставил как царское достоинство, так и святилище колену Иудову (8) и утвердил оное (святилище) на Сионе навеки (69) 572 . Из колена Давидова происходил смиренный Давид (в противоположность гордости Ефремлян), которого Бог избрал для управления Своим народом (ст.70–71), которым он и управляет с добродетелью и мудростью (ст.72) 573 . Псалом 78. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима. Весьма трудно указать определенное историческое положение для этого псалма 581 . Народ Божий находится в величайшем бедствии (ст.6), которое приготовили ему враждебные соседние народы (ст.7) и угрожают даже его существованию, как самостоятельной нации (ст.13–14). Правда, виноградник стоит еще в своей земле, Израиль находится еще в Палестине, куда Бог привел его из Египта 582 ; но этот виноградник сильно пострадал, и если Бог не явит ему – Своему народу – Своей скорой помощи, то ему неизбежно совершенное разрушение (ст.17). При таких тяжелых обстоятельствах псалмопевец от имени народа обращается с молитвою к Богу, чтобы Он, Царь, Пастырь народа (ст.2) 583  – величественный, всемогущий (седяй на херувимех) славно явил свою спасительную власть в отношении к Своему народу (ст.3) 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Давид, по Божественному откровению свыше, возвещает свою пророческую скорбь о предстоящем разорении Иерусалима нечестивыми, что впоследствии и сбылось. Содержится в псалме и плачевный глас к Богу бедствуемой Православной Церкви (Афанасий, Иероним). Пс.78:1 .  Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой. Благодать Святаго Духа премудро вразумила начать так свою молитву терпящих жестокие бедствия. Пророк от лица благочестивых изображает не собственные свои страдания, но нечестивое поругание божественного храма, который ни в чем не согрешил против закона Божьего (Феодорит). Пс.78:2 .  Положиша Иерусалим яко овощное хранилище: положиша трупия раб Твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных Твоих зверем земным. Пс.78:3 .  Пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. После избиения жителей «Иерусалим» сделался пустым, как «овощное хранилище». Тела служителей Божиих ( «трупия раб» и «плоти преподобных») отдали нечестивые на съедение «зверем земным» и «птицам плотоядным». По безмерию безчеловечности враги не позволяли сродникам даже погребать мертвых (Афанасий, Феодорит). Пс.78:4 .  Быхом поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. Пс.78:5 .  Доколе, Господи, прогневаешися до конца; разжжется яко огнь рвение Твое; Оплакивая избиение людей и зверскую лютость врагов, Псаломник подвигает себя к теплейшей молитве. Пс.78:6 .  Пролей гнев Твой на языки не знающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша: Пс.78:7 .  Яко поядоша Иакова, и место его опустошиша. Намереваясь хотя бы немного смягчить постигший праведный гнев Божий за беззакония людей, Пророк называет народ «Иаковом», чтобы воспоминанием угодившего Ему праотца приклонить Бога на милость. Под «местом Его» переводчики текста подразумевают Дом Божий (Феодорит). Пс.78:8 .  Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело. Пс.78:9 .  Помози нам, Боже, Спасителю наш: славы ради имене Твоего, Господи, избави ны, и очисти грехи нашя имене ради Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010