Пример его был плодотворен; даже среди язычников приобрел он учеников и стал главой философско – христианской школы. Многие из учеников его оказали геройское мужество в гонении и бесстрашно претерпели мученичество. Кроме Плутарха, о котором уже было сказано, главными учениками Оригена из умерших за веру 218 были: Серен, Ираклий, Герол и еще другой, также именем Серен, женщина из оглашенных, именем Ираида, она была сожжена и получила, таким образом, крещение огненное; наконец Василид, бывший хотя язычником, но слушавший преподавания Оригена , приобрел возвышенные понятия, выраженные им при мученичестве знаменитой девицы Потамиены. Эта мужественная христианка была столь же прекрасна собой, как и добродетельна; она претерпела жесточайшие муки, чтобы только сохранить чистоту своей веры живой; и сожжена была с матерью своей Марцеллой. Василид был одним из воинов, ведших ее на казнь, но защищал ее против оскорблений, которым ее хотели подвергнуть. За это награжден был той живой верой, с которой мужественно исповедал Иисуса Христа и удостоился славного мученичества. Ориген около тридцатилетнего своего возраста, когда Зефирин был епископом в Риме 219 посетил эту Церковь , но пробыл там короткое время и возвратился в Александрию продолжать свои занятия. В молодости своей Ориген довел до крайности 220 воздержание, в котором старался служить примером для учеников своих; но, согласно словам основательного историка, Евсевия, если поступок, которым тогда провинился, доказывает восторженность молодости, то одинаково служит доказательством как веры его, так и любви к воздержанию. Прочитав в Евангелии словеса Спасителя: «суть скопцы, иже исказиша сами себя, царствия ради небесного», он не рассудил о них мудро, но, повинуясь или правилу Евангельскому, или надеясь избавиться от похотных помыслов, или отстранить от себя всякую клевету – потому что в числе учившихся у него были и женщины – он оскопился. Поступок этот желал он сохранить в тайне, но, не взирая на старания его, об этом узнали и сообщили епископу Димитрию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Свят. Григорий получил воспитание сообразно своему положению: он изучал диалектику, риторику и законоведение. По окончании образования свят. Григорий вступил на гражданскую службу, и при императоре Юстиниане достиг сана претора (высшая судебная должность). Однако, будущий святитель тяготился внешней мирской деятельностью, он склонялся к созерцательной жизни и желал быть иноком. После смерти отца свят. Григорий начал продавать оставшееся ему имущество, а вырученные деньги употреблял на милостыню и на построение монастырей. В Сицилии он построил шесть монастырей, а седьмой, в честь св. апостола Андрея, устроил в своем римском доме. Вскоре свят. Григорий и сам стал монахом, а спустя некоторое время, – игуменом этой обители. В основанных им монастырях свят. Григорий ввел устав преп. Венедикта Нурсийского, перед личностью которого благоговел. Примерно в 577–578 годах свят. Григорий, вопреки своему желанию, стал одним из семи римских диаконов и вскоре был послан в Константинополь в качестве папского апокрисиария (посла), где пробыл до 585 года. По возвращении из Константинополя, он опять жил в своем монастыре. После смерти папы Пелагия II в 590 году, свят. Григорий, против его желания, был избран духовенством, сенатом и народом на папский престол. Папское служение свят. Григория пришлось на довольно спокойное для Вселенской Церкви время, а для Римской Церкви это было прямо-таки благоприятное время. Свят. Григорий был еще отроком, когда в 553 году состоялся Пятый Вселенский Собор, положивший, по большому счету, конец монофизитским спорам, а до начала монофелитских споров он не дожил. На западе, правда, некоторое время продолжалась «аквилейская схизма» – реакция на осуждение «трех глав» на Пятом Вселенском Соборе. Жизнеспособна еще была и партия раскольников-донатистов в Северо-Африканской Церкви. Папа Григорий удачно действовал против тех и других. Благополучно погасил свят. Григорий и первую на западе вспышку уже вызревавшего в лоне Церкви иконоборчества. В то время еп. Серен Марсельский приказал убрать иконы из храмов и уничтожить их. Мотивировал он это суеверным почитанием икон простым народом. Благодаря свят. Григорию, иконоборческая деятельность еп. Серена была дипломатично пресечена. Папа похвалил епископа за ревность против суеверий, но осудил за уничтожение икон и потребовал, чтобы еп. Серен вернул иконы в храмы и объяснил верующим истинный, несуеверный способ иконопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Б) Но чем руководствовались представители иерархии, ставшие на сторону иконоборчества? В церковной истории иконоборство было не без единичных прецедентов. Сюда не относится 36 правило Эльвирского (Гранадского) собора, запрещающее делать св. изображения в церквах, потому что оно было направлено не против самых изображений, но к охранению Христианской святыни от поруганий языческого фанатизма (can. 36 consil. Illiberitani: placuit picturas in ecclesiis esse non debere, ne quod colitur aut adoratur, in parietibus depingatur). Но отрицательный ответ Евсевия кесарийского Константин, желавшей иметь образ Спасителя, и поступок Епифания кипрского в Анаблате характеризуют переходную эпоху от священных изображений символических к иконографии исторической и доказывают сомнения некоторых в законности или уместности последней. На вопрос Константии, желавшей найти истинный телесный образ Христа, где можно найти этот образ, Евсевий кесарийский ответил, что истинный образ Христа всякий христианин должен носить в своем сердце. Епифаний кипрский, зашедши однажды в храм г. Анаблаты (который даже не входил в его епархию), увидел там изображение человека; Епифаний до того был поражен этим фактом, что, немедля разорвал это изображение и отдал его в качестве погребального покрова на нищих. A вместо испорченной им ткани отдал в храм чистый кусок материи. Несмотря на то, что монофиситы в целом чествование св. икон, такие видные представители монофиситства, как Филоксен иерапольский и Севир антиохийский, ратовали против изображения бесплотных сил — ангелов, Христа и Св. Духа (в виде голубя). Вероятно, на востоке остался вовсе неизвестным случай, бывший на западе в 598–99 г. Серен, епископ марсельский, видя неразумное боготворение икон своею паствою, сорвал иконы и выбросил вон из церкви, чем произвел большой соблазн в народе. Поступок Серена получил значительную огласку на западе, так что дело дошло до папы Григория Великого. Узнав об этом, Григорий в 599 г. писал к Серену послание, в котором хвалил его за ревность, хотя и не по разуму, inconsideratum zelum, по которой он не потерпел поклонения неправильного, но порицал его за уничтожение икон, которые даны неграмотным людям вместо книги. Получив это послание, Серен сделал вид, что сомневается в его подлинности. В 600 году Григорий В. писал к Серену другое послание, в котором требует от него, чтобы он утишил соблазн, произведенный в его пастве его неразумным поступком, восстановил иконы, объяснил народу и смысл прежней своей выходки и то, как правильно следует чествовать св. иконы. Еще в 599 году отшельнику Секундину Григорий В. посылал иконы Спасителя и святых апостолов и объяснял образ должного чествования их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Б) Но чем руководствовались представители иерархии, ставшие на сторону иконоборчества? В церковной истории иконоборство было не без единичных прецедентов. Сюда не относится 36 правило Эльвирского (Гранадского) собора, запрещающее делать св. изображения в церквах, потому что оно было направлено не против самых изображений, но к охранению христианской святыни от поруганий языческого фанатизма (can. 36 consil. Illiberitanï placuit picturas in ecclesiis esse non debere, ne quod colitur aut adoratur, in parietibus depingatur). Но отрицательный ответ Евсевия кесарийского Константии, желавшей иметь образ Спасителя, и поступок Епифания кипрского в Анаблате характеризуют переходную эпоху от священных изображений символических к иконографии исторической и доказывают сомнения некоторых в законности или уместности последней. На вопрос Константии, желавшей найти истинный телесный образ Христа, где можно найти этот образ, Евсевий кесарийский ответил, что истинный образ Христа всякий христианин должен носить в своем сердце. Епифаний кипрский , зашедши однажды в храм г. Анаблаты (который даже не входил в его епархию), увидел там изображение человека; Епифаний до того был поражен этим фактом, что, немедля разорвал это изображение и отдал его в качестве погребального покрова на нищих. А вместо испорченной им ткани отдал в храм чистый кусок материи. Несмотря на то, что монофиситы в целом признают чествование св. икон, такие видные представители монофиситства, как Филоксен иерапольский и Севир антиохийский, ратовали против изображения бесплотных сил – ангелов, Христа и Св. Духа (в виде голубя). Вероятно, на востоке остался вовсе неизвестным случай, бывший на западе в 598–99 г. Серен, епископ марсельский, видя неразумное боготворение икон своею паствой, сорвал иконы и выбросил вон из церкви, чем произвел большой соблазн в народе. Поступок Серена получил значительную огласку на западе, так что дело дошло до папы Григория Великого . Узнав об этом, Григорий в 599 г. писал к Серену послание, в котором хвалил его за ревность, хотя и не по разуму, inconsideratum zelum, по которой он не потерпел поклонения неправильного, но порицал его за уничтожение икон, которые даны неграмотным людям вместо книги. Получив это послание, Серен сделал вид, что сомневается в его подлинности. В 600 году Григорий В. писал к Серену другое послание, в котором требует от него, чтобы он утишил соблазн, произведенный в его пастве его неразумным поступком, восстановил иконы, объяснил народу и смысл прежней своей выходки и то, как правильно следует чествовать св. иконы. Еще в 599 году отшельнику Секундину Григорий В. посылал иконы Спасителя и святых апостолов и объяснял образ должного чествования их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

424 Восьмая книга, или скорее το, что со времен Евсевия принято обозначать так, представляет собою сборник выдержек из языческих философов; она, вероятно, наряду с „Отрывками из Феодота“ и „Извлечениями из пророков“ должна была служить материалом для продолжения сочинения. 429 Оно происходит от имени египетского божества Оруса. О биографии Оригена см. особенно VI кн. Церковной Истории Евеевия, считаясь с апологетическими целями ее автора. Он мог быть осведомлен от лиц, имевших личные отношения с Оригеном ; кесарийская библиотека заключала в себе все произведения учителя; что же касается его писем, то их собрал сам Евсевий (IV, 36); они доставили ему много биографических подробностей. 430 Плутарх, брат Иракда, Серен, Ираклит, Ирон, другой Серен. женщина Ираиса, Василид, Потамиена, Маркелла. Euseb. VI, 4, 5. 433 Порфириии у Евсевия, VI, 19. § 5, 13. Аммоний Сакк считается первым учителем неоплатонической школы. От него мы не имеем никаких сочинений. Порфирий (там же) говорит, будто Аммоний, будучи воспитан в христианстве, отказался от него, чтобы сделаться язычником. Указание это не вполне достоверно, ибо тут же Порфирий, вопреки исторической правде, приписывает Оригену противоположную эволюцию. Что же касается Евсевия, то он спутал здесь философа Аммония Сакка с другим Аммонием, автором нескольких книг, между прочим трактата „О согласии Моисея с Христом“, быть может также „о согласии между Евангелиями“, – трактата, на который Евсевий ссылается в своем письме к Карпиану. 435 Евелпиду разрешено было проповедовать Неоном, епископом Ларандским; Павлин получил подобное же разрешение от Цельза, еп. Ивонийского, Феодосий – от Аттика Синнадского. Личности эти только тем и известны (Euseb. VI, 19). 438 Сто лет спустя, никейский собор, где александрийский епископ пользовался большим влиянием, начинает ряд своих канонов постановлением в этом смысле. 439 С самого начала IV в. было признано всеми соборами, что никто не в праве посвящать клирика из другой церкви; позднее это запрещение распространилось и на мирян. Ориген , несмотря на значительность своих заслуг перед александрийской церковью, был лишь мирянином.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

45 . «Душевный пост состоит в отвержении попечений». 46 . «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего». Авва Моисей. 47 . «Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему». Авва Пимен. 48 . «Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его» «. Авва Феодор. 49 . «Кротость является в терпении». 50 . «Все, что выше сил – от бесов». Авва Пимен. 51 . «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой». 52 . «Страх Божий хранит человека от греха». 53 . «Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле». Авва Пимен. 54 . «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой». 55 . «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Авва Пимен. 56 . «Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца». 57 . «Страсти рождаются от нерадения». 58 . «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти». 59 . «Где бы ты ни был не высказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. Авва Пимен. 60 . «Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира». 61 . «Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое». 62 . «Любяй же неправду, ненавидит свою душу». 63 . «Необходимо заботиться о стяжании духовного делания («умной молитвы»)». 64 . «Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее». 65 . «Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души». 66 . «Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично». 67 . «Если ты не смиришься, то Я смирю тебя», – сказал Господь. 68 . «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью – празднословие». 69 . «Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потому вскоре оставленному». 70 . Венец монаха – смиренномудрие. Злословие есть смерть души». Авва Ор. 71 . Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 309. Прп. Исаак Сирин. Слово 49//Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М.: Правило веры, 1998. С. 223. Св. Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем Суде//Св. Ефрем Сирин. Творения. - М.: Отчий дом, 1995. Т. 4, с. 97. Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 363. Свт. Иоанн Златоуст. Мы боимся людей более, чем Бога//Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 2, с. 489. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 55. См. также: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Свт. Василий Великий. Творения. - М.: Паломник, 1993. Ч. 5, с., 77 - 78. Прп. авва Херемон. Ответ о том, что тремя способами побеждаются пороки//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 370 - 371. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о страхе Божием и о любви Божией//Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. - М.: Донской монастырь; Правило веры, 1993. Т. 2, с. 61. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 56 - 57. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. С. 171. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 54 - 55, 57. Прп. авва Херемон. О совершенстве//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 373 - 374.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

авва Нестерой, 56, 446). ...Нам надобно знать, что не потому только мы должны очищаться от всякого порока, что он возмущает наше чувство, но потому, что он не довольствуется тем, чтобы господствовать одному без соучастия других, а, введши свирепую толпу всех страстей, разнообразным пленом опустошает покоренный ему дух (прп. авва Феона, 56, 568). ...Сребролюбие, тщеславие, гордость и множество всяких пороков соединяются нераздельным союзом. Таким образом, если и один какой-нибудь порок начнет усиливаться в нас, то он будет доставлять приращение и прочим (прп. авва Феона, 56, 569). Источник. Всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений (прп. авва Авраам, 56, 618). Источник. Так как все мудрецы различают в душе тричастную потребность, то и недугом каким-нибудь повреждается или разумная, или раздражительная, или вожделевательная часть. Когда какой-нибудь из этих способностей овладеет вредная страсть, то от причин ее дается имя и пороку. Ибо если разумную часть поразит язва пороков, то произведет пороки тщеславия, возношения, зависти, гордости, предрассудков, спорливости, ересей. Если поранит раздражительную способность, то породит ярость, нетерпеливость, печаль, уныние, малодушие, жестокость. Если повредит вожделевательную часть, то произведет чревобесие, блуд, сребролюбие, скупость и другие вредные земные пожелания (прп. авва Авраам, 56, 619). Источник. Что порок везде невыгоден, в настоящем – худой сожитель, а в будущем – сильный обличитель – это подтвердят тебе многие (прп. Исидор Пелусиот , 60, 156). Земледельцы с корнем выдергивают вырастающие вместе с пшеницей плевелы, чтобы чистый плод иметь под руками во время жатвы. Посему и тебе надлежит отсекать помрачающие ум пороки, чтобы здравая и непричастная никакой страсти совесть возделывала брашно, пребывающее в живот ( Ин. 6, 27 ) (прп. Исидор Пелусиот , 60, 243). ...Порок имеет приятность пагубную, а добродетель – трудную и славную, потому что добрая слава с приятностью орошается потом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дай мне уверенность в том, что я получу Царство Небесное, – да тогда заколи меня, если хочешь, хоть сегодня: я буду благодарен тебе за это, потому что ты ускоряешь для меня наслаждение теми благами (свт. Иоанн Златоуст , 55, 771). ...Царствие Небесное не есть награда за дела, а благостный дар Владыки, уготованный верным рабам. Раб не требует свободы, как награды; но (получив ее) благодарит, как должник, а (не получив) ожидает, как милости (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 183). ...Если возвышенным взглядом ума будем рассматривать то состояние, в котором живут небесные Горнии Силы, которые истинно пребывают в Царстве Божием, то должны будем признать, что это состояние не иное какое, как вечная и непрестанная радость. Ибо что столь свойственно и пристойно истинному блаженству, как не спокойствие постоянное и радость вечная? (прп. авва Моисей, 56, 176). Источник. ...Если Царство Божие внутри нас находится, и это Царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И напротив, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и диавола (прп. авва Моисей, 56, 176). ...Как в царство диавола (веельзевула) вступают через совершение пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием (прп. авва Моисей, 56, 177). Источник. ...Всегдашнее царствование Христа во святых, которое наступает тогда, когда по истреблении из сердец наших смрадных пороков власть диавола прекращается и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, – когда вместо побежденной плотской похоти воцаряется в уме нашем чистота, вместо подавленного гнева – спокойствие, вместо попранной гордости – смирение... (прп. авва Исаак, 56, 336). Источник. ...Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усильные искатели (прп. авва Авраам, 56, 632). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый, сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры – то чрезмерно постится, то пресыщается, – тот вредит как молитве, так и целомудрию; молитве потому, что от неядения не может быть бодрым в молитве, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от многоядения не может чисто и часто молиться; а целомудрию – потому что тот огонь плотской похоти, который возжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время строгого поста (прп. авва Моисей, 57, 201). ...Особенно две страсти , которые исполняются при посредстве плоти, кроме духовного попечения души, имеют особенную нужду также и в телесном воздержании. Для обуздания возбуждений этих страстей недостаточно одной тщательности духа (как иногда бывает это относительно гнева или печали и других страстей, которые может подавить одна тщательность духа, без всякого сокрушения плоти), если не будет присоединено также и телесное укрощение, которое совершается постом, бдением, сокрушением посредством труда... (прп. авва Серапион, 57, 241). ...Чем сокровеннее бывает самое воздержание, когда из людей никто не бывает свидетелем, тем тоньше оно искушает своего скрывателя (прп. авва Серен, 57, 305–306). Источник. ...При всей осторожности, постоянной тщательности и внимании к себе, но при погрешительном суждении нашем, воспламенившись желанием нерассудительного воздержания, или увлекшись вожделением чрезмерного пресыщения, как будем держать в равновесии существо наших сил испытанием на неверных весах? Но положив на одной весовой чаше чистоту души, а на другой силы тела, истинным судом совести мы то и другое так взвесим, чтобы не склоняться ни на которую сторону перетягивающим расположением к одному предмету – или к неумеренной строгости, или к излишней распущенности; таким образом мы лучше установим равновесие, так чтобы нам за излишество распущенности или строгости не было сказано: если ты правильно принес, но неправильно разделил, то ты не согрешил ли? (ср.: Быт. 4, 7 ) (прп. авва Феона, 57, 553–554).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010