Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Достопамятные Сказания. Об авве Моисее гл. 16. Алфавитный Патерик. Авва Мегефий Авва Мегефий говорил: Прежде, когда мы собирались друг к другу и беседовали о пользе душевной, укрепляя друга друга, - мы уподоблялись стройным полкам и восходили на небо. Ныне, когда собираемся, чтоб злословить друг друга, - мы нисходим во ад [ 1 ]. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Нестерон Сказал авва Нестерон великий: Старайся ежедневно представлять себя Богу чуждым греха. Молись Богу так, как бы ты видел Его: потому что Он точно видит тебя [ 1 ]. Алфавитный Патерик. Авва Ор 1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [ 1 ]. 2. Авва Ор говорил: Венец монаха - смиренномудрие [ 2 ]. 3. Авва Ор говаривал ученику своему Павлу: Наблюдай и наблюдай за собою, чтоб никогда не приносить чужих речей в эту келлию, то есть, в келлию, в которой безмолвствовал авва Ор. Существенно нужно для безмолвника по возможности совершенное уклонение от вмешательства, даже вниманием ума и участием сердца, в дела сего мира и в чужие дела [ 3 ]. 4. Об авве Оре сказывали, что он никогда не лгал и не божился, никому не желал зла, и без крайней нужды не говорил [ 4 ]. Этого правила в поведении держались все святые иноки. 5. Авва Сисой сказал авве Ору: дай мне наставление. Авва Ор спросил его: имеешь ли ты доверенность ко мне? Авва Сисой отвечал: имею. Тогда авва Ор сказал ему: иди, исполни то, что видишь во мне. Что же я должен видеть в тебе, отец? спросил его авва Сисой. Старец сказал ему: я почитаю себя худшим всех людей [ 5 ]. 6. Авва Ор говорил: Злословие есть смерть души [ 6 ]. 7. Еще говорил: Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: это случилось со мною за грехи мои [ 7 ]. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания. Авва Пимен Великий 1. Сказал авва Ор ученику своему: Убегающий от вещества приближается к невещественному; собирающий же вещи отлучает себя от невещественного [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1452...

Поверивших в проповеди новоявленного мессии нашлось немало. Они раздали своё имущество, бросили обычные занятия и ожидали только дня, назначенного для перехода через море. Когда настал этот день, и толпа иудеев с женами и детьми собралась на берегу моря, лжемессия повелел всем броситься с утёса, выдающегося над морем, уверяя, что море расступится пред ними. Послушавшиеся этого приказания, конечно, погибли, – в том числе и сам лжемессия. Только теперь все убедились в обмане, но приписывали его демону, принявшему человеческий вид. Историк Сократ добавляет к этому, что многие из иудеев, устыдившись происшествия, приняли крещение. Со времени неудачной попытки критского пророка мы не слышим о лжемессианских движениях в иудействе до VIII века. Но в VIII в. под влиянием притеснений со стороны магометан вновь оживают в иудействе мессианские надежды. При халифе Омаре II (717–720), который запрещал иудеям строить синагоги и пропагандировал всеми мерами среди них магометанство, в Сирии явился один человек, по имени Серен, объявивший себя мессией. Задачей своей, впрочем, Серен ставил не одно доставление политической свободы иудеям, а и реформирование иудейства. Предпринятая лжемессией реформа имела антиталмудический характер. Серен, напр., отменил талмудические законы о пище, устранил предписанные в Талмуде молитвенные формулы, признав дозволенными браки в степенях, запрещённых в Талмуде, и т. п. Хотя движение, возбуждённое Сереном, не достигло по-видимому слишком широких размеров, однако слух о нём дошёл все-таки до Испании. Увлечённые мечтами, испанские иудеи решились бросить своё имущество и земли и идти за новым мессией. Но их мессианские мечты скоро были разрушены. Серен был схвачен и представлен на суд халифа. Для доказательства пророческого достоинства ему предложено было ответить на несколько трудных вопросов, но он оказался не в состоянии. Уличённый таким путём в самозванстве, Серен, как обманщик, был отдан для наказания самим иудеям, а его последователи принесли покаяние в своих заблуждениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Как некоторые разбойники в тех домах, которые хотят обокрасть, обыкновенно испытывают спрятанное имущество людей, – в густой тьме ночи осторожно рукою разбрасывая мелкий песок, скрытое богатство, которого нельзя видеть глазами, узнают по некоторому звуку, издаваемому от падения песка, именно по звуку догадываются о качестве вещей или металле; так и бесы, чтобы испытать сокровище нашего сердца, посевают нам вредные внушения, как бы песок какой; когда видят, что по качеству их произошла телесная страсть, по этому, как по какому-нибудь звуку, происходящему из внутренних частей, узнают, что скрыто в тайниках внутреннего человека (прп. авва Серен, 56, 291). Источник. ...Мы должны знать, что не все демоны возбуждают все страсти в людях; но ко всякому пороку подстрекают известные духи, именно иные подстрекают услаждаться нечистотою и скверною похоти, иные располагают к богохульству, иные к гневу и ярости, иные располагают к печали, иные внушают утешаться тщеславием и гордостью; и всякий всевает в сердца человеческие ту страсть, какою сам преимущественно недугует; но не все вместе внушают свои пороки, а попеременно, смотря по тому, как будет благоприятствовать время или место, приемлемость человека (прп. авва Серен, 56, 291–292). Источник. Мы ясно видим, что... бывает в этой брани нечистых духов , так что не только времена и попеременность между собою соблюдают, но знаем, что они и к местам некоторым особенно привязываются и в них постоянно заседают. Ибо им необходимо делать свои нападения с переменою искушений, известных пороков и времен; это ясно доказывается тем, что никто не может обольщаться суетою тщеславия и вместе разжигаться похотью блуда; не может надмеваться духовною гордостью и вместе с унижением подчиняться плотскому чревобесию, никто не может разливаться в глупом смехе и в то же время раздражаться гневом или предаваться скорби, грусти; необходимо каждому духу отдельно делать нападение на душу, так что когда побежденный отходит, то уступает другому духу сильнее нападать на нее; или если останется победителем, то все-таки предоставляет другому также и обольщать (прп. авва Серен, 56, 292).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

18. Авва Пимен говорил: научи сердце свое соблюдать то, чему учит язык твой. 19. Еще говорил: люди говорят как совершенные, а делают как новоначальные. 20. Опять сказал: приучи уста свои говорить то, что у тебя на сердце. 21. Авва Даниил рассказывал: пришли мы некогда к авве Пимену и вкусили вместе. После сего авва сказал нам: идите отдохните немного, братия. Братия пошли, чтоб отдохнуть, а я остался, дабы поговорить с ним наедине, и, встав, пошел к нему в келлию. Авва, коль скоро увидел, что я иду к нему, лег, будто бы хотел спать: ибо таково было делание старца – все совершать втайне. 22. Авва Пимен сказал: поистине, ищущий дружества с людьми отступает от содружества с Богом. Не хорошо хотеть всем нравиться, ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк. 6:26 ). 23. Некогда авва Адельфий, епископ Никопольский, пришел к авве Сисою на гору аввы Антония. Когда епископ и бывший с ним намеревались отправиться обратно, авва Сисой убедил их вкусить пищи на дорогу утром; был же тогда пост. Во время трапезы, кто-то из братий постучался, и авва Сисой сказал ученику: дай им немного кашицы, ибо они утомились. Авва Адельфий заметил: оставь это, чтоб не говорили, будто авва Сисой ест с утра. Посмотрев на него пристально, старец повелел брату: поди дай им. Увидев кашицу, те спросили: нет ли у вас странников и не ест ли старец с вами? Брат ответил: ест. Тогда они начали скорбеть, говоря: да простит вам Бог, что вы допустили старца вкусить теперь! Разве не знаете, что за сие он много дней будет изнурять себя! Услышав о том, епископ поклонился старцу и сказал: прости мне, авва! Я помыслил человеческое, ты же сделал божеское. Авва Сисой ответил ему: если Бог не прославит человека, слава человеческая – ничто. 24. Авва Амун Раифский спросил авву Сисоя: когда я читаю Писание, помысл мой хочет составлять красивые слова, чтоб иметь их на случай вопроса. Старец ответил на то: в этом нет нужды, но лучше от чистоты ума стяжи себе и беспопечение и слово. 25. Некогда один начальник пришел видеть авву Симона. Услышав о сем, авва опоясался и влез на финиковое дерево очищать его. Пришедшие прокричали ему: старец! Где отшельник? Он ответил: нет здесь отшельника. Получив такой ответ, они удалились.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Однажды воры ограбили Авву Евпрения. Он вместе с ними выносил свои вещи. Когда воры уехали, увезли все дочиста, в углу осталась их палка. Авва, взяв палку, побежал догонять воров.– Возьмите, возьмите, добрые люди, это вы оставили. Но воры не хотели брать палку, боясь, как бы что не случилось. Авва опечалился. Встретившись с какими-то людьми, шедшими по этой дороге, он упросил их передать палку её владельцам. Некогда Авва Аммон пришёл к братии. Там был человек, про которого ходила худая молва. Жители места, узнав об этом, произвели тревогу и хотели выгнать этого человека из келии. Но узнав, что сюда пришёл Авва Аммон, они сказали ему об этом. Авва Аммон с братией пошёл в келию к этому человеку. Тот, узнав, что к нему идёт Авва с братией, спрятал женщину в большую бочку. Обыскав келию, они не нашли ничего. Тогда Авва Аммон сказал братии: «Что это значит? Бог да простит вам эту клевету на брата». Помолившись, он велел им выйти. Оставшись с хозяином, он взял его руку и сказал: «Внимай себе, брат, и исправляйся скорее» – и, сказав сие, удалился. Авва Агафон говорил: «Нет страшнее страсти, чем дерзость, она – мать всем страстям». Ещё говорил: «Я никогда не ложился спать, имея что-либо на ближнего». Однажды его спросили: «Скажи, Авва Агафон, какая самая трудная добродетель?» – «Простите меня, – сказал он, – я думаю, нет ещё такого труда, как молиться Богу». Когда Авва Агафон видел какое-либо худое дело и помысел побуждал его к осуждению, он говорил себе: «Агафон! Не сделай сам того же» – и, таким образом, отгонял вражие искушение. Говорили, что Авва Арсений и Авва Феодор Фермейский более всего ненавидели славу человеческую. Один брат пришёл к келии Арсения и постучался. Но дверь не открылась. Тогда, постояв немного, брат сам тихонько приоткрыл дверь. И вот – о, ужас! Авва Арсений стоит и молится весь в огне. Закрыв дверь, брат чуть не убежал от страха. Постояв, он снова постучал. Авва Арсений вышел и, увидев брата в ужасе, спросил: – Ты давно здесь, брат? – Нет, недавно, – ответил тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Киркегорд Киркегорд . – Серен Обюе Киркегорд или как обыкновенно называют в его Дании, Серен Киркеюрд – в отличие от его брата Петра Христиана Киркегорда, бывшего епископом ольборгским, – выдающийся датский богослов, философ и моралист, который вызвал в свое время сильное движение в обществе своими сочинениями и влияние которого до сих пор отражается на многих сторонах церковно-общественной жизни, Дании и, может быть, еще надолго будет удерживать свою силу в будущем. Оригинальный во всем – в своей внешности, в образе жизни, в складе ума, в манере писания и развития своих идей – Киркегорд оставил после себя около 30 томов своих сочинений, составляющих, по признанию датских критиков и биографов, «целую литературу в литературе», по своей своеобразности, глубине, искренности, пленительности и возбудительности не находящую себе равной в какой-нибудь другой литературе, и для постижения которой нужна серьезная работа «чуть не подвиг ценой жизни». В настоящее время интерес к нему пробудился с новой силой, и его произведения особенно усердно изучаются в Германии. Серен Киркегорд родился в Копенгагене 5-го мая 1814 г. Отец его был человек с недюжинными природными способностями, который, благодаря собственному труду и энергии, выбился из бедности и сделался богатым купцом Копенгагена. Он был строго религиозного направления, несколько тяжелый и своеобразный в жизни и имел большое влияние на своего сына Серена. В молодости отца был один случай, оставивший неизгладимое впечатление на всю его последующую жизнь; а именно: пася овец в одном из пустынных мест Ютландии, он однажды, измученный холодом и голодом и тоской одиночества, взошел на холм и «произнес хулу на Бога». Этого случая он никогда потом не мог забыть, и несмотря на свое последующее внешнее благополучие, он всегда был задумчив, – точно у него камень лежал на душе и он чувствовал на себе гневную руку Божию… Сына своего отец старался воспитать «в страхе Божием» и в строгой религиозности. Впоследствии Серен Киркегорд, узнавший эту роковую тайну жизни отца, не раз выражался, что «в долголетии отца – прожившего до 82 лет – и в его внешнем благополучии он видит не благословение Божие, а скорее проклятие». При чтении же сочинений С. Киркегорда невольно навязывается то впечатление, что представление «о Боге любви и милосердия», у него как бы пересиливается представлением о Боге – Судии и Мздовоздаятеле, о Боге, «живущем во свете неприступном», мысль о Котором должна вызывать «священный ужас» и благоговение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

39. Авва Матой сказал: насколько человек приближается к Богу, настолько он сознает себя грешником. Ибо пророк Исаия, увидев Господа, назвал себя «окаянным и нечистым» ( Ис. 6, 5 ). 40. Авва Матой отправился из Раифы в страны Гевальские. С ним был брат его. Епископ, удержавши старца, сделал его пресвитером. И кода они вместе вкушали пищу, епископ сказал: «Прости, авва! Знаю, что ты не хотел этого сана; но я осмелился это сделать, дабы мне получить от тебя благословение». Старец же со смирением сказал ему: «Действительно помысл мой хотел немногого, более же я скорблю о том, что расстаюсь с братом своим; ибо я один не выношу исполнять всех молитв». Епископ сказал старцу: «Если ты знаешь, что он достоин, я рукоположу и его». Авва Матой отвечал ему: «Достоин ли он, я не знаю; одно только знаю, что он лучше меня». Епископ рукоположил и брата его. Но оба они почили, не приступив к жертвеннику для совершения Евхаристии. Старец же говорил: «Верую в Бога, что я не подвергнусь великому осуждению за то, что по рукоположении ни однажды не совершил литургии, ибо рукоположение должны принимать люди безпорочные». 41. Говорили об авве Моисее: когда он сделан был клириком, и возложили на него стихарь, архиепископ говорит ему: «Авва Моисей! Вот ты теперь весь стал белым». Старец говорит ему: «О, если бы, владыка, и извнутри было также, как извне!» Епископ, желая испытать его, говорит клирикам: «Когда авва Моисей взойдет на алтарь, гоните его и следуйте за ним, чтобы вам услышать, что он станет говорить». Старец вошел; клирики начали поносить его, и выгонять, говоря: «Ступай вон, эфиоп!» Старец, выходя, говорил самому себе: «Хорошо тебе сделали прахокожий, черный: ты не человек, зачем же ты ходишь среди людей?» 42. Авва Моисей сказал: имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами. 43. Еще сказал: не только говори смиренно, но и смиренномудрствуй; ибо невозможно возвыситься в делах по Богу без смиренномудрия. 44. Авва Пимен, услышав об авве Нестерое, живущем в киновии, пожелал видеть его, – и просил авву его, чтобы он послал его. Авва, не желая послать его одного, не послал. Чрез несколько же дней эконом киновии, имея помысл, упросил авву отпустить его к авве Пимену, говоря, что имеет нужду открыть ему свои помыслы. Авва отпустил его сказав: «Возьми с собою и брата Нестероя; потому что старец просил меня о нем, но не осмеливаясь отпустить его одного, я не послал». Когда же эконом пришел к старцу Пимену, то высказал ему свои помыслы, – и сей уврачевал его. После сего старец спрашивает брата, говоря: «Авва Нестерой! Откуда ты стяжал добродетель сию, что, когда бывает скорбь в киновии, ты не говоришь, и не сетуешь?» И брат, после многих вынуждений от старца, сказал: «Прости меня, авва! Когда я взошел в киновию, в начале сказал помыслу моему: ты и осел – одно и тоже; как осла бьют, – и он не говорит, как ругают его, и он ничего не отвечает; так и ты, как и Псалмопевец говорит: «скотен бых у тебе, и аз выну с Тобою» ( Псал. 72, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Бесстрастие См. также: Гордость . 191; Девство . 210; Любовь к Богу . 411; Незлобие . 623; Нестяжательность . 660; Осуждение . 688; Пища . 710; Самоуничижение . 991; Совершенство . 1067; Старец . 1095; Терпение . 1139. 22. Авва Антоний предсказал авве Аммону, что, как камень не отвечает на бесчестия, так и он будет бесстрастен См. также: Оскорбления . Однажды авва Антоний вывел Аммона из келии и, показав на камень, сказал: “Нанеси оскорбление этому камню, ударь его.” Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил: “Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень?” Аммон отвечал: “Нет.” – “Так и ты, – сказал ему авва Антоний, – достигнешь в подобную меру бесстрастия,” – что и исполнилось. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 63. 7). 23. Авва Пимен достиг такого бесстрастия, что не обращал внимания ни на что постороннее См. также: Трезвение ; Христианин истинный . Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и авва Исаак спросил авву Пимена: “Авва! Здесь есть петухи?” Пимен отвечал ему: “Исаак! Зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? Ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 321. 12). 24. На примере статуи авва Анувий показал, что истинный христианин должен одинаково переносить, как оскорбление, так и превозношение См. также: Терпение ; Христианин истинный . По разорении скита варварами авва Пимен с братьями пришел к месту, называему Теренуф, и все семеро остановились там на время в опустевшем идольском храме с намерением обсудить выбор места для постоянного жительства. При этом авва Анувий сказал авве Пимену: “Сделай милость, ты и братия исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы.” Авва Пимен отвечал: “Сделаем по твоему желанию.” Они так и поступили. В храме стояла каменная статуя. Анувий, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

- Ничего, — сказала собака. — Я знаю его запах, и мне больше ничего не надо. Нюхать я могу и в темноте. Собака взбежала на высокую гору. - Сегодня ветер с севера, — сказала она. — Понюхаем, чем он пахнет. Снег… мокрая шуба… ещё одна мокрая шуба… волки… тюлень… волчата… дым от костра… берёза… - Неужели ты в самом деле слышишь столько запахов в одном ветерке? — спросил доктор. - Ну, конечно, — сказала Авва. — У каждой собаки удивительный нос. Любой щенок чует такие запахи, каких вам никогда не учуять. И собака стала нюхать воздух опять. Долго она не говорила ни слова и наконец сказала: - Белые медведи… олени…. маленькие грибочки в лесу… лёд… снег… снег… и… и… и… - Пряники? — спросил Тянитолкай. - Нет, не пряники, — ответила Авва. - Орехи? — спросила Кика. - Нет, не орехи, — ответила Авва. - Яблоки? — спросила Хрю-Хрю. - Нет, не яблоки, — ответила Авва. — Не орехи, не пряники и не яблоки, а еловые шишки. Значит, на севере рыбака нет. Подождём, когда подует ветер с юга. - Я тебе не верю, — сказала Хрю-Хрю. — Все ты выдумываешь. Никаких ты запахов не слышишь, а просто болтаешь вздор. - Отстань, — крикнула Авва, — а не то я откушу тебе хвост! - Тише, тише! — сказал доктор Айболит. — Перестаньте браниться!.. Я вижу теперь, моя милая Авва, что у тебя и в самом деле удивительный нос. Подождём, пока переменится ветер. А теперь пора домой. Торопитесь! Пента дрожит и плачет. Ему холодно. Надо его покормить. Ну, Тянитолкай, подставляй свою спину. Пента, садись верхом! Авва и Кика, за мной! 6. Авва продолжает искать рыбака На следующий день рано утром Авва снова взбежала на высокую гору и начала нюхать ветер. Ветер был с юга. Авва нюхала долго и наконец заявила: - Пахнет попугаями, пальмами, обезьянами, розами, виноградом и ящерицами. Но рыбаком не пахнет. - Понюхай-ка ещё! — сказала Бумба. - Пахнет жирафами, черепахами, страусами, горячими песками, пирамидами… Но рыбаком не пахнет. - Ты никогда не найдёшь рыбака! — со смехом сказала Хрю-Хрю. — Нечего было и хвастать. Авва не ответила. Но на следующий день рано утром она снова взбежала на высокую гору и до самого вечера нюхала воздух. Поздно вечером она примчалась к доктору, который спал вместе с Пентой.

http://azbyka.ru/fiction/doktor-ajbolit-...

И после краткого молчания он ответил: тридцать три года. Я опять спросил его: окажи мне полную свою любовь, зная, что спрашиваю для пользы душевной, – скажи мне, в чем успел ты в толикое время безмовствования? Тогда, сильно воздохнув из глубины сердца, он сказал: в чем может успеть человек – мирянин, особенно живя в доме своем? Но я опять умолял его, говоря: ради Господа скажи мне и попользуй меня. И вынужденный моею неотступностию, он сказал: прости меня, в трех вещах, знаю, что успел: в том, чтоб не смееться, не божиться и не лгать. Услышав то, я прославил Бога. 28. Авва Макарий Великий однажды в Ските, распуская собрание церковное, сказал: бегите, братие. Один из старцев спросил у него: отче! Куда нам бежать далее сей пустыни? Тогда авва Макарий положил перст свой на уста и сказал: сего бегите. Потом вошел в келлию и, затворив дверь, сел на безмолвие. 29. Авва Моисей сказал авве Макарию в Ските: хочу безмолвствовать, но братия не дают мне. Авва Макарий говорит ему: вижу, что ты по природе мягкосерд и не можешь отклонить от себя брата. Потому, если хочешь безмолвствовать, ступай в пустыню внутрь Петры – там убезмолвишься. Авва Моисей так поступил и нашел покой. 30. Авва Исаия просил авву Макария сказать слово назидания. Старец сказал ему: бегай людей. Авва Исаия спросил: что значит – бегать людей? Старец ответил: сидеть в келлии и оплакивать грехи свои. 31. Авва Аио просил авву Макария: скажи мне слово назидания. Авва Макарий сказал: сиди в келлии своей, оплакивай грехи свои, не люби бесед людских и спасешься. 32. Авва Моисей говорил: человек, бегающий людей, подобен зрелому винограду, а находящийся среди людей – винограду незрелому. 33. Авва Марк сказал: желающий прейти мысленное море должен долготерпеть, смиренномудрствовать, бдеть, воздерживаться. Кто же без сих четырех добродетелей ринется в сие море, тот будет только биться и мучить свое сердце, а прейти не возможет. 34. Он же сказал: нельзя безмолвствовать с пользой уже по тому, что удаляет от злых дел, но если к нему присоединятся еще четыре означенные добродетели с молитвою, то нет скорейшего пути к безмолвию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010