1 . Авва Фока, из Киновии аввы Феогния Иерусалимского, рассказывал: «Когда я жил в Скиту, в Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным. В Келлиях две церкви: одна для православных, к которой и он принадлежал, а другая для апосхистов 7 . Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: «Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты, и не увлекли в общение с собою!» И апосхисты также говорили ему: «Знай, авва Иаков, что ты, сообщаясь с дифизитами 8 , губишь душу свою; ибо они несториане, и клевещут на истину!» Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, случая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келье, которая была в уединении вне лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью . Ибо отцы египетские имеют обыкновение сберегать до смерти своей левитон и куколь, в которых принимают святый монашеский образ, и в них погребаться; в продолжении жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин, и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келью и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит ему: «Авва Иаков! что ты делаешь здесь?» Иаков вдруг осиян был светом, и почувствовав в себе силу от видения отрока, отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты». И тотчас при этом слове авва Иаков увидел себя пред дверьми Святой Церкви православных последователей Халкидонского собора». 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. Глава 19. Пророки царства Иудейского. Пророк Исаия. Пророк Даниил. Три отрока ПРОРОК ИСАИЯ. Святой пророк Исаия получил дар пророческий в видении. Он видел Господа сидящим на высоком престоле, вокруг Него стояли шестикрылые Серафимы и взывали: свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его! Пророк Исаия выразил сожаление, что имеет нечистые уста и не может славить Господа. В это время прилетел к нему один из Серафимов, взял клещами с небесного жертвенника горящий уголь и коснулся его уст. После этого Исаия получил дар пророчества. Проповедуя слово Божие, пророк Исаия обличал иудеев за то, что они забыли своего Господа Бога, и возвещал им наказание, предрекая плен и опустошение, пока не исправятся. Особенно замечательно своей ясностью его предсказание о Мессии. Он говорил, что Спаситель родится от Девы и будет Богочеловек, что Он будет творить знамения и чудеса, пострадает, умрет за грехи людей и воскреснет. За ясность предсказаний о Спасителе Исаия назван ветхозаветным евангелистом. Святой пророк Исаия претерпел мученическую смерть. За обличение в нечестии царя Манассии он был перепилен надвое деревянной пилой. ПРОРОК ДАНИИЛ. Святой пророк Даниил происходил из царского рода и жил в Вавилоне во время плена Вавилонского. Будучи отроком, он по желанию царя Навуходоносора был избран, с некоторыми другими пленными мальчиками (из лучших иудейских семейств), для службы при его дворе. Царь велел обучить их разным наукам и языку халдейскому, давать кушанья со своего стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил. Дети эти были настолько благочестивы, что не хотели есть вкусной языческой пищи и выпросили себе позволения питаться одним хлебом и овощами. Такое благочестие и воздержание были угодны Богу. Он наградил их за это особенными дарованиями, а по окончании обучения все трое получили хорошие должности при дворе. Вскоре стало известно, что Даниил имеет дар пророческий.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Став самостоятельным царём, он восстановил богослужение в иерусалимском храме и искоренил идолослужение в Иудее во всех его видах (2П.29). Исаия был другом и советником Езекии. Но обращение иудеев к Иегове при Езекии, по-видимому, было только внешним, так как, когда по смерти его на престол вступил нечестивый Манассия, идолопоклонство снова обнаружилось с такой же силой, как и при Ахазе (4Ц.21:2–10). В четырнадцатый год самостоятельного правления Езекии (701 г.) Сеннахирим, преемник Саргона, предпринял свой знаменитый поход против Иудеи и Иерусалима, описанный в Библии и на ассирийской шестигранной призме. Когда Рабсак, главнокомандующий войска Сеннахирима, стал убеждать защитников св. города сдаться и при этом хулил Бога Израилева, Исаия через послов сделал ему надлежащую отповедь и в критический момент поддержал борьбу против ассирийского господства. Исаия в то же время был противником союзов с сильными языческими монархиями, так как представитель теоретического царства, по его мнению, должен был надеяться лишь на Господа, Скалу Израилеву. Поэтому он выступал против союза, заключённого Езекией с Египтом (30:1–7; 31:1–3); когда же в Иерусалим пришли послы от вавилонского царя Меродах-Валадана, известного из ассирийской надписи своим непримиримым отношением к Ассирии, Исаия, не одобрил намечавшийся союз с Вавилоном; как пророк он предвидел, что победа Вавилона над Ассирией в будущем будет началом вавилонского пленения иудеев ( Ис.39 ; 4Ц.20:12–19). Согласно иудейскому и христианскому преданию, пророк Исаия умер мученической смертью , перепиленный пилою по повелению нечестивого царя Манассии, преемника Езекии, возненавидевшего пророка за его обличения. Достоверность этого предания подтверждается сообщением том, что «Манассия пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края», а также свидетельством Послания к Евр. о ветхозаветных праведниках, что некоторые из них «претрени быша» («были перепилены») ( Евр.11:37 ). 2 . Состав и содержание книги пророка Исаии Книга пророка Исаии состоит из 66 глав и по своему содержанию разделяется на три части, которые в современной библейской науке называются: Прото-Исаия (1–39 глл.), Исаия II (40–55 глл.) и Исаия III (56–66 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Известность о подвигах юного аскета скоро распространилась за пределы обители. В 1065 году, по благословению преподобного Феодосия, святой Исаия был возведен в игумены монастыря великомученика Димитрия, основанного Киевским князем Изяславом Ярославичем. Став игуменом, преподобный Исаия по-прежнему оставался смиренным и ревностным подвижником. Будучи добрым пастырем и образцом иноческой жизни, святой Исаия всегда сам исполнял то, чему учил других. Исполненный Божественной благодати, он принимал участие в соборной молитве Печерских старцев о прельщенном бесом подвижнике Никите (впоследствии епископе Новгородском). Вскоре митрополитом Терентием, после смерти святителя Леонтия, епископа Ростовского, святой Исаия был возведен на Ростовскую епископскую кафедру. «Ростову пресветлый светильниче» святитель Исаия осуществлял апостольские труды благовестия, «просвещая новокрещенныя люди светом Богоразумия». В то время Ростовская епархия занимала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Вологодская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Просвещенные светом Евангельского благовестия языческие народы этого края были подвержены множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Поэтому святитель Исаия с миссией апостольской проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бесстрашно сжигая языческих кумиров. «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 ), – произносил святитель, утверждая новокрещенных в вере, идолопоклонников просвещал светом Христовым и учил вере в Бога Истинного – в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. При этом святитель Исаия разорял идольские капища и на их местах воздвигал величественные христианские храмы. На средства великого князя Владимира Мономаха был построен в Ростове Великом собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором была поставлена чудотворная икона, написанная преподобным Алипием Киево-Печерским (память 17 августа). Святитель Христов Исаия с любовью относился к бедным, нищим и всем нуждавшимся. Господь прославлял Своего угодника, совершая через него многие знамения и чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот, монах стал распространяться негативно, в том смысле, что, мол, надо читать Псалтирь, а не какую-то молитву, от которой, как есть случаи, некоторые повреждаются умом: «Понимаешь? Из имени сделали идола и поклоняются и обожествляют имя, а не Бога!» Таким образом, похулил имя Христово: вдруг, то ли совпадение, то ли случай, то ли действительное наказание Божие, защелка с пуговицей разорвалась и мантия сама с плеч спала. Но, это из рассказов послушников, я лично этого не видел. Новый благочинный запретил проводить молитвы в соборе. Имени его я не называю, так как он еще жив. Исаия, как услыхал об этом запрете, а горяч был, и сказал в сердцах: «эх взять бы этого благочинного в руки, да встряхнуть хорошенько!» А Исаия силен в руках был. И сам по себе человек был мощный, крепкий. После запрета на практику молитвы Иисусовой мы стали собираться в келии иеромонаха Николая, помощника эконома. Ну, там уже никто нам запретить молитву не мог. Что-то я помню пару раз (они куда-то уезжали) ночевал в той келии. Отец Исаия очень мало спал. Говорили, что временами он спал два часа в сутки. Я подходил и присоединялся к молитве, продолжающейся до трех часов ночи. Но, ленивый я и немогущий. Какое-то время бодрствовал, какое-то засыпал и отпадал, уходя к себе в келию спать. Так было. Отец Николай, помощник эконома отца Питирима (ныне митрополит Николаевский) за день на экономии набегается, ночью в месте со своим духовным отцом Исаией молится. Бодрствует. Но силы уходят, сон берет свое. Читает, читает, замедляется, бух на книгу и уснул! Тогда Исаия берет книгу и сам читает. Он читал, помню, очень быстро. Вот, не помню, ходил ли батюшка Исаия в трапезную. Может, и приходил, но редко. У него был свой образ еды и пощения. Старчество Младостарчество, или старчество с негативными духовными последствиями было проблемой Церкви всегда. Тогда, в 80-е годы, такого термина, как младостарчество, мы еще не знали. Но, самую точную формулировку уже и тогда дал отец Исаия. В разговорах о старчестве игумен Исаия говаривал так: теперь, в нынешнее время, повелись не старцы, а «cmapцi» (с украинским ударением, меняющим весь смысл слова). Встреча в Киевской Лавре

http://pravmir.ru/igumen-isaiya/

29 января 1857 г. Иван был определен в братство монастыря и назначен на клирос певчим. 31 мая 1864 г. исполнилась заветная мечта Ивана: он был пострижен в монашество с именем Исаия. По глубокому смирению монах Исаия не помышлял о принятии священного сана, но это произошло по особому Промыслу Божию. В 1869 г. посетил Валаам епископ Ладожский Палладий (Раев) , впоследствии митрополит Санкт-Петербургский. При паломничестве по скитам монастыря епископ расспрашивал сопровождающих его иноков, в числе которых был и о. Исаия, кто из них на каком послушании трудится, сколько лет живет в монастыре и т.д. Услышав от монаха Исаии, что он живет в обители 16 лет, владыка спросил, почему он не имеет священного сана. Последний ответил, что не достоин этого высокого сана. Возвратившись из скитов в монастырь, архиерей спросил настоятеля об о. Исайе. Игумен Дамаскин объяснил, что так как монах Исаия несколько косноязычен, то он не решается представить его к рукоположению в священный сан. Вскоре после отъезда епископа Палладия настоятель получил определение митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Исидора представить монаха Исаию к рукоположению в сан иеродиакона. 29 августа 1869 г. в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе епископ Выборгский Павел (Лебедев) рукоположил монаха Исаию в сан иеродиакона. И только 24 июня 1893 г. он был посвящен в сан иеромонаха. О. Исаия служил в Никольском скиту, а в 1894 г. был переведен в Предтеченский скит, где он и подвизался до своей кончины в течение 20 лет. Вся жизнь его в это время – неустанный и суровый подвиг. Первые 10 лет иеромонах Исаия один, без помощи иеродиакона, исполнял ежедневно все церковные службы, которые совершались в скиту по уставу, кроме того, приходил на клирос и помогал певчим петь. При этом вставал он раньше всех и, обходя скитские кельи, будил братию к службе. Время, свободное от богослужения и от совершения келейного правила, он употреблял на вязание чулок для монастырской братии. В течение 13 лет отец Исаия жил в келье один и почти никогда не топил ее. В зимнее время температура в его келье не поднималась выше пяти-шести градусов. Монахи говорили: «Отец Исаия, благослови у тебя истопить печь, а то очень холодно». «Нет, нет, – слышалось обыкновенно в ответ, – дрова надо беречь. Василий Великий пишет, что монастырское добро беречь надо, а я вот надену шубу, мне и тепло будет, так в ней и спать лягу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гонения и притеснения в Малороссии до того усилились, что даже киевский воевода счел необходимым подать жалобу королю и сенату о том, что русский народ доведен до крайности. После нескольких кровавых восстаний на Украине король наконец был вынужден дать православным некоторые льготы. Снова возобновилась деятельность духовных школ. Митрополит Исаия с радостью благословлял игумена Киево-Печерской лавры Петра Могилу на основание высшей духовной школы при лавре. Большим горем для святителя Исаии было отпадение от Православия влиятельного князя Иеремии Вишневецкого, т. к. именно на пожертвования его родителей (князя Михаила и княгини Ирины (Раины) Вишневецких) были созданы и украшены монастыри, о которых заботился епископ Исаия. Он писал Вишневецкому, увещевая его возвратиться к правой вере. В 1632–1633 годах на сейме, избравшем нового короля Владислава IV, впервые (от возникновения унии) польским правительством были признаны православный Киевский митрополит и четыре епископа, но престарелому Исаии не пришлось воспользоваться плодами этой победы Православия. На том же сейме было определено, что дряхлый и слабый Исаия не сможет возглавить новую напряженную борьбу с униатами и иезуитами, и митрополитом Киевским был избран более молодой и энергичный Петр Могила . Как отнесся митрополит Исаия к избранию Петра Могилы? Мнения историков в этом вопросе расходятся. Одни считают, что митрополит Исаия не препятствовал Петру Могиле и даже сам благословил его добиваться первосвятительства. Другие говорят, что он не препятствовал новому энергичному митрополиту лишь только потому, что видел бесполезность борьбы, но и не содействовал ему. Однако есть и такое мнение, что митрополит Исаия вступил в тяжбу с митрополитом Петром и последнему потребовалось много труда и энергии, чтобы отстоять свою кандидатуру на сейме. Какое из этих мнений считать более основательным или правдивым, определить трудно. Но есть общее мнение всех историков, которое является наиболее важным и существенным для характеристики жизни и деятельности святителя: митрополит Исаия был «муж богомудрый», подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу Православия и своей угнетенной, гонимой православной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Суд Страшный Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (ап. Варнава, 95, 30). Источник. Помышляй о том судилище, перед коим ты должен предстать, и попекись всеми силами исполнять должное, чтобы не заградились там уста твои, и ты не был осужден, не нашедши себе никакого оправдания в страшный оный час (прп. авва Исаия , 60, 42). Ежедневно имейте смерть перед очами, внимательно размышляя о том... как вам предстать перед Богом в тот страшный день Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (прп. авва Исаия , 60, 78). Да не заградятся уста твоя, не имея, что отвечать перед святыми! Если ты, подобно мудрым девам, имеешь елей в сосуде своем, чтобы встретить Жениха (см.: Мф. 25, 4 ) и не быть оставленным вне чертога; если ты знаешь, что дух твой, душа и тело соединены так, чтобы ты мог явиться без всякого порока в день Господа нашего Иисуса Христа... (прп. авва Исаия , 60, 108). Горе нам, если Господь потребует нас на Суд, прежде нежели мы покаемся (прп. авва Исаия , 60, 193). ...Не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самых дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака (свт. Василий Великий , 5, 305). Источник. Тебе нельзя сказать в день Суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к различению добра и зла (свт. Василий Великий , 5, 335). Источник. Ныне Бог – помощник обращающихся от пути злого, а тогда – страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем – одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (свт. Василий Великий , 9, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Думает и страстный, что ему хорошо, но это от слепоты (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 123). Благоразумным людям должно осматривать свою силу (рать) и держать в строю находящиеся в душе добродетели, чтобы таким образом быть всегда готовыми воспротивиться нападающим страстям, с сущею в душе их силою (ратью добродетелей), естественно дарованною им от Бога. Таковы суть: против красоты и всякой душевредной похоти – воздержание; против нужды и бедности – терпение; против досаждения и гнева – незлобие и подобное сим (прп. Антоний Великий , 90, 69). Источник. Побеждающий страсти плотские венчается нетлением. Если бы не было страстей, не было бы и добродетелей, ни венцов, даруемых от Бога людям достойным (прп. Антоний Великий , 90, 75). Источник. Доколе ты подвергаешься хотя мало греху, дотоле не почитай себя свободным от страстей (прп. авва Исаия , 60, 79). Кто с любовью подъемлет труды, тот удобно укрощает страсти... (прп. авва Исаия , 60, 95). Горе нам, что мы, предавшись суетным вещам, забыли о борьбе со страстями (прп. авва Исаия , 60, 193). ...Кто потрудится извергнуть из сердца своего... страсти, то они уже не движутся в нем... (прп. авва Исаия , 90, 325). ...Если не уклоняешься каждой из них благоразумно и постоянно, то, подобно кораблю без груза, увлекаясь всем, что ни приключится, погрязнешь в море греха (свт. Василий Великий , 8, 191). ...С какою страстью человек не борется мужественно, не противится ей всеми мерами и услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими... (прп. Макарий Египетский , 68, 400). Источник. ...Сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится... из своего состава и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством... (свт. Григорий Нисский , 19, 66–67). Источник. К нашей жизни не имели бы и доступа страсти, если бы с самого начала распознавали мы хорошее (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ТРЕЗВЕНИЕ (См. также БДИТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ДЕЛАНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ) Будем бодрствовать! установим благое трезвение в храме духа нашего. Если будешь иметь трезвение – благоустроишь дух твой. Имеющий трезвение соделался уже храмом Божиим. Блажен бдящий при вратах мудрости! Против трезвящегося и бодрствующего не имеют никакой силы страсти. Если даже он падет по злохитрости искусителя, то его немедленно подымут трезвение и бодрствование его. Напротив того, невнимательный и ленивый, непребывающий бодренно в служении Богу, если падет, увлеченный искушением диавола, – не видит даже совершаемого им греха. Сердце его ожесточенно, оно подобно камню, оно подобно объезженному и обузданному коню, на которого непрестанно садятся разные всадники, которым он не может противиться ( Антоний Великий ). VI, 19. Помышляй всегда и говори себе: не останусь в этом мире более этого дня, и не будешь согрешать пред Богом ( Антоний Великий ). VI, 21. Если ум не будет тщательно бодрствовать над чувствами, если не будет пребывать в трезвении, то не возможет вкусить духовного бессмертия (воскресения из смерти душевной), возносящего в славу, которую открывает Бог подвижнику, удостоившемуся этого бессмертия. Признак духовного бессмертия состоит в том, когда подвиги наши соделаются чистыми и постоянными, когда мы престанем возвращаться к тем грехам, о прощении которых молились ( авва Исаия ). VI, 176–177. Трезвись против духа, наводящего печаль на человека: он распростирает многие сети, чтобы уловить тебя и ввергнуть в расслабление. Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией ( авва Исаия ). VI, 200. Господь заповедал нам нести крест. Значение [этой заповеди] заключается в том, чтобы ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, т. е. да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воздерживающийся от страстей умерщвляет их в свое время. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости ( авва Исаия ). VI, 212. Ничтожно время земной жизни, но мы обольщаемся и тратим его на пустые дела. Между тем подходит неприметно последний час и мы подвергаемся плачу вечному. Не пренебрежем хранением сердца нашего! Постоянно будем наблюдать за ним, прилагая все попечение о спасении своем и молясь непрестанно благости Божией, чтобы она помогла нам. ( авва Исаия ). VI, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010