Милостыня Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать... (св. Ерм , 94, 182). ...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 269). Источник. ...Через милостыни молитвы наши соделываются действенными... милостыня освобождает жизнь от опасности... милостыня избавляет душу от смерти (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 272). Источник. От милости рождается надежда; немилостивый чужд добродетели (прп. авва Исаия , 59, 93). Милостыня, с разумом творимая, рождает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели (прп. авва Исаия , 89, 349). Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия , 92, 116). Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия , 93, 422). Источник. ...Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем (свт. Василий Великий , 7, 352). Источник. Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою... (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. ...Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (свт. Василий Великий , 8, 79). Источник. ...Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу... (свт. Василий Великий , 8, 336–337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тогда Захария сказал: «Авва! по мнению моему, монах — тот, кто постоянно понуждает себя на заповеди Божии» [ 457 ]. 6. Поведал авва Пимен: «В то время, как умирал брат Захария, вопросил его авва Моисей: " Что видишь? " Захария отвечал: " Авва! не лучше ли умолчать об этом? " Моисей сказал: " Умолчи, сын мой " . В час смерти Захарии сидел у него авва Исидор пресвитер, и, воззрев на небо, сказал: " Веселись, Захария, чадо мое! Тебе отворились врата Царствия Небесного " . Тогда Захария испустил дух, и погребен был Отцами в Скиту» [ 458 ].   1. Авва Исаия , названный Отшельником по избранному им роду иноческого подвижничества, жил в Египетском Ските, в этой обширной и дикой пустыне, служившей пристанию для многочисленного сонма безмолвников в течение четырех столетий [ 459 ]. Имя великого пророка иудейского носили многие великие иноки [ 460 ] Скита, жившие в разное время. Исаия Отшельник, очевидно, жил в V и VI столетиях. В новоначалии своем он пользовался наставлениями преподобного Пимена Великого [ 461 ], и некоторые из изречений Великого включил в свои сочинения. Вообще характер преподобного Исаии очень сходствует с характером наставлений преподобного Пимена и очень отделяется от характера наставлений, произнесенных первыми иноками Скита [ 462 ]. На писания и изречения древних иноков Скита Исаия ссылается [ 463 ]. Из книги Варсонофия Великого, сперва египетского, потом палестинского инока, жившего в VI столетии, заметно, что он знал лично святого Исаию [ 464 ], — даже можно догадываться, что пользовался его назиданиями. В книге говорится о преподобном Исаии как о лице несомненной святости, известном по опытности и познаниям в монашеской жизни. Из повести преподобного Елисея видно, что преподобный Исаия жил после IV Вселенского Собора [ 465 ] и был современником Александрийского патриарха, святого Евлогия. Наставления преподобного отшельника, как и всех святых иноков Скита, относятся наиболее к безмолвникам. Имеем мы неполное собрание слов святого. Некоторые и, вероятно, весьма многие из них утратились, как это должно заключать по отрывку, который помещен святым Иоанном Дамаскиным в его сочинениях, и отрывку о сокровенном поучении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией. Не превозносись верою твоею, но пребывай в страхе до последнего издыхания. Не высокомудрствуй о жительстве твоем, признавая его достойным одобрения, потому что враги твои стоят еще пред лицом твоим. Не возуповай на себя, доколе странствуешь в земной жизни, доколе ты не миновал темных властей воздушных ( авва Исаия ). VI, 200. Не надейся на крепость твою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе ( авва Исаия ). VI, 203. Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтобы неупустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Держащийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели ( авва Исаия ). VI, 215. Блаженны те очи, которых человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, прилежащие врачеванию язв своих в духовном разуме, стяжавшие познание грехов своих, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога ( авва Исаия ). VI, 223–224. Уничижающего и умаляющего себя упремудрит Господь. Отпадает от премудрости Божией тот, кто признает себя мудрым (Исаак Сирский). VI, 253. Немощь твою и невежество твое от искреннего сознания в них исповедуй Господу в молитве твоей в противодействие тонкому действию возношения, чтобы не быть тебе оставленным и не подвергнуться искушению сквернами. Блуд последует гордости, и возношению – прелесть (Исаак Сирский). VI, 276. Врата Божии – смирение. Отцы наши из среды многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий (Иоанн Колов). VI, 287. Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: я – кто? и не осуждай никого (авва Иосиф). VI, 301. Совершенство доставляется тем, когда не осуждаем никого ниже в чем малейшем, а осуждаем только себя, и когда претерпеваем досаждения (оскорбления) ( Макарий Великий ). VI, 309. Пимен Великий говаривал братии своей: уверяю вас, куда ввергнут сатану, туда ввергнут и меня ( Пимен Великий ). VI, 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Богообщение Занимайся тщательнее либо молитвою, либо чтением: и будешь то сам с Богом беседовать, то Бог с тобою (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 101). Источник. Не может быть со Христом тот, кто лучше захотел быть подражателем Иуды, нежели Христа (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 218). Источник. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан (прп. Антоний Великий , 89, 109). Источник. ...Христос живет в тех, которые победили страсти (прп. авва Исаия , 60, 100) Доколе грех влечет сердце, дотоле Бог не вселялся еще в него, и Дух Его не нашел еще себе в нем покоя (прп. авва Исаия , 89, 400). Источник. Когда ум станет свободен от страстей, тогда средостение, которое было между им и Богом, падает (прп. авва Исаия , 89, 458). ...Один и тот же Бог и близок к каждому из нас, когда добрые дела делают нас своими Ему; и далече от нас, когда чрез приближение к погибели сами себя удаляем от Него (свт. Василий Великий , 6, 314). Источник. Близость с Господом познается не по плотскому сродству, а по тщательности в исполнении воли Божией (свт. Василий Великий , 7, 333). Источник. ...Для созерцания и умственной деятельности, вводящей нас в общение с Богом, добрый содейственник – безмолвие... (свт. Василий Великий , 10, 42). ...Правая вера без добрых дел не в состоянии поставить нас пред Господом... (свт. Василий Великий , 11, 257). Непрестанно подвизайся, чтобы тебе быть нескверным и непорочным Божиим храмом. Если украсишь храм свой Богу, то Сам Святый Бог даст тебе за него усладительный рай для упокоения твоего, за победу над страстями и нечистыми помыслами. Будь стражем святого храма твоего, чтобы он был благолепен, благоугоден Богу (прп. Ефрем Сирин , 32, 69). Источник. Вожделевать Бога – всегдашнее услаждение и просвещение, всегдашняя радость. Если всегда вожделеваешь Его, всегда будет обитать в тебе (прп. Ефрем Сирин , 32, 70). Источник. Бог ревнитель, Бог пречист и Свят; Он обитает в душе боящихся Его и исполняет волю возлюбивших Его (прп. Ефрем Сирин , 32, 70). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мирность сердца Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 275). Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34 ; Деян. 7, 60 ), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 97). Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Где нет мира с ближним, там нет Бога (прп. авва Исаия , 59, 180). Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире (прп. авва Исаия , 89, 388). ...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт. Василий Великий , 5, 213–214). Источник. Кто любит мир, вкусит соты его; и кто умножает его, исполнится меда (авва Евагрий, 89, 613). Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних), но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 47, 544). Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Кто живет в ... расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 575).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 538.) Корысть, честь и спокойствие борют человека до самой смерти, но не должно предаваться им. Авва Исаия. (2, с. 52.) Лишение житейских удобств людей мужественных и борцов соделывает достойными венцов от Бога. Преподобный Антоний Великий. (1, с. 78.) Если подвизаетесь как должно, не гордитесь тем, что поститесь; если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. Авва Исидор. (2, с. 53.) Если брат сделает тебе зло и кто-нибудь станет говорить на него пред тобою, охрани сердце свое, чтоб не возобновилась в тебе злоба, но вспомни о грехах своих пред Богом, – и если желаешь, чтобы Он простил тебе их, не воздавай ближнему твоему. Преподобный Исаия. (1, с. 292.) Делами показывай себя мудрецом, ибо нет слова, которое было бы мудрее дела. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 543.) Ученики должны и любить своих наставников, как отцов, и бояться, как начальников. Ни любовь не должна изгонять страха, ни страх не должен погашать любви. Авва Исидор. (2, с. 53.) Ничего не думай и не делай без цели по Богу, ибо бесцельно путешествующий напрасно тратит труд. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 525.) Сатана не знает, какою страстию побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другия страсти, – и, смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонною, ту и влагает. Авва Матой. (2, с. 53.) Велика помощь Божия, обнимающая человека, но мы не можем видеть ее глазами своими. Авва Пимен. (2, с. 24.) Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему. Авва Исидор. (2, с. 53.) Кто без молитвы и терпения хочет победить искушения, тот не отразит их, но более в них запутается. Преподобный Марк Подвижник. (1, с. 536.) Если схватит тебя болезнь, не унывай и не падай духом, но возблагодари Бога, что Он промышляет доставить тебе болезнью сей благо. Преподобный Исаия. (1, с. 450.) По мне лучше человек согрешающий и сознающий грех свой и раскаивающийся, нежели человек не согрешающий и не смиряющийся. Тот считает себя грешником и смиряется в своих мыслях, а этот представляет себя праведником, как будто он праведен, и возносится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Душа в теле, в душе – ум, в уме – слово, коими созерцаемый и прославляемый Бог обессмертивает душу, даруя ей нетление и наслаждение вечное (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Те души, которые не обуздываются разумом и не управляются умом, который бы остепенял, удерживал и направлял (куда следует) страсти их, т. е. скорбь и удовольствие, – такие души погибают, как неразумные животные, потому что у них разум увлекаем бывает страстями, как кучер лошадьми, вышедшими у него из повиновения (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Безрассудная душа, по естеству бессмертная и госпожа тела, становится рабою тела из-за чувственных удовольствий, не разумея, что услаждение тела – пагуба душе. Но, впадши в нечувствие и объюродевши, заботливо печется она о сем услаждении тела (прп. Антоний Великий , 89, 82). Источник. Как ты будешь относиться к душе, пока она в теле, так и она отнесется к тебе, вышедши из тела. Хорошо послуживший здесь телу своему, доставляя ему всякие утехи, худую сам себе оказал услугу по смерти... ибо подверг осуждению душу свою, как безрассудный (прп. Антоний Великий , 89, 84). Источник. Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. Как медь, брошенная в небрежении и оставленная без должного о ней попечения, повреждается ржавчиною, появляющеюся на ней от долговременного лежания в связках и неупотребления в дело, и чрез то делается недобротною и непотребною, так и душа, в бездействии пребывающая и не заботящаяся о доброй жизни и обращении к Богу, злыми делами своими лишая себя покрова Божия, снедается злом, разрождающимся от такого нерадения в веществе тела, и чрез то является недобротною и негожею ко спасению (прп. Антоний Великий , 89, 90). Самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба се есть богозабвение и тщеславие (прп. Антоний Великий , 89, 92). Источник. Четыре добродетели очищают душу: молчаливость, соблюдение заповедей, нищета и смиренномудрие (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Любовь к простору (нестеснению себя лишениями) изгоняет ведение (прп. авва Исаия , 89, 350). Ведущий же есть тот, кто постигает необходимость умозрений, ведущих к блаженству, поскольку уже постоянно и твердо содержит их в себе (свт. Василий Великий , 6, 202). Источник. Ведение есть состояние, самое в себе твердое и не изменяемое разумом (свт. Василий Великий , 6, 202). Источник. Ведение Бога – соблюдение заповедей Его (свт. Василий Великий , 8, 320). ...Истинное ведение сопряжено со смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник. Без терпения не построишь башни и без ведения не преуспеешь в добродетели (прп. Ефрем Сирин , 30, 140). Источник. Ведение есть сила Божией благодати (прп. Ефрем Сирин , 30, 254). Утвердись в ведении... и предохранит тебя от многих преткновений: ибо не попустит любителю своему сказать или сделать что-нибудь ко вреду слушающих (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Человеку в жизни наибольшая слава – ведение, но и оно вредит употребляющему его во зло (свт. Григорий Богослов , 15, 364). Источник. Кто любит деньги, не узрит ведения... (авва Евагрий, 89, 609). ...Высшее украшение сердца – ведение Бога (авва Евагрий, 89, 610). Без памятования о Боге не может быть истинного ведения. Ибо без первого второе ложно (прп. Марк Подвижник , 69, 21). Источник. Ведение без дел, соответствующих ему, еще нетвердо, хотя бы и истинно, ибо всякую вещь подтверждает дело (прп. Марк Подвижник , 69, 28). Источник. Истинное ведение состоит в терпении скорбей и в том, чтобы не обвинять людей в своих бедствиях (прп. Марк Подвижник , 69, 33). Источник. Ведение вещей получается по мере исполнения заповедей; ведение же истины по мере надежды на Христа (прп. Марк Подвижник , 69, 43). Источник. Ум, забывающий истинное ведение, ведет с людьми войну за вредное себе, как за полезное (прп. Марк Подвижник , 89, 545). Ведение каждого настолько бывает истинным, насколько подтверждает его кротость, смиренномудрие и любовь (прп. Марк Подвижник , 89, 546). Свет истинного ведения непогрешительно различать добро от зла (блж.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Про него же кто-то из отцов сказал: «Авва Иоанн благодаря своему смирению управляет Скитом одним мизинцем». Авва Иоанн Фивейский говорил: «Монаху прежде всего нужно достичь смиренномудрия. Ибо это первая заповедь Спасителя: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5:3 ). Авва Пимен сказал об авве Исидоре, что тот каждую ночь расходовал на плетение вязанку ветвей. Братья уговаривали его: – Отдохни немножко, ведь ты уже не молод. – Если, – отвечал он, – сожгут Исидора и прах его развеют по ветру, в том не будет мне никакой пользы, ибо ради нас Сын Божий приходил на землю. Он же рассказывал об авве Исидоре: «Когда помыслы говорили авве, что ты, мол, великий человек, он отвечал: – Разве я, как Антоний? Или стал, как авва Памво или как другие отцы, угодившие Богу? После таких слов помыслы отступали, и он получал успокоение. Когда же враги пытались внушить ему страх и говорили, что после всего этого он уж точно угодит в ад, он отвечал: – А вы даже и там будете ниже меня. Авва Лонгин сказал: «Как мертвый ничего не чувствует и никого не осуждает, так и смиренномудрый не может осуждать человека, даже если увидит, что тот поклоняется идолам». Авва Матой сказал: «Чем ближе человек к Богу, тем более грешным видит себя. Даже пророк Исаия, увидев Бога, назвал себя погибшим и нечистым». Он же говорил: «Когда я был молод, то думал, что делаю что-то хорошее. А теперь, когда состарился, вижу, что у меня нет ни одного доброго дела». Его же спросил один брат: – Как в Скиту могли делать больше, чем требует заповедь, и любить врагов больше, чем самих себя. Старец ответил: – А я до сих пор даже того, кто меня любит, не люблю так, как себя. Авва Иаков рассказывал: «Как-то я зашел к авве Матою и, когда уходил, сказал, что собираюсь пойти в Келлии. Авва Матой попросил: – Передай от меня поклон авве Иоанну. Когда я пришел к авве Иоанну, то передал ему: – Авва Матой велел тебе кланяться. – Авва Матой, – сказал старец, – вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства ( Ин. 1:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Прошел год, и авва Зосима снова отправился в пустыню. Молясь, он дошел до иссохшего потока, на восточной стороне которого увидел святую подвижницу. Она лежала мертвая, со сложенными, как подобает, на груди руками, лицом обращенная к Востоку. Авва Зосима омыл слезами ее стопы, не дерзая касаться тела, долго плакал над усопшей подвижницей и стал петь псалмы, подобающие скорби о кончине праведных, и читать погребальные молитвы. Но он сомневался, угодно ли будет преподобной, если он погребет ее. Только он это помыслил, как увидел, что у главы ее начертано: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай прах праху. Моли Господа за меня, преставившуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери». Прочитав эту надпись, авва Зосима удивился сначала, кто мог сделать ее, ибо сама подвижница не знала, грамоты. Но он был рад наконец узнать ее имя. Понял авва Зосима, что преподобная Мария, причастившись Святых Тайн на Иордане из его рук, во мгновение прошла свой дальний пустынный путь, которым он, Зосима, шествовал двадцать дней, и тотчас отошла ко Господу. Прославив Бога и омочив слезами землю и тело преподобной Марии, авва Зосима сказал себе: «Пора уже тебе, старец Зосима, совершить повеленное тебе. Но как сумеешь ты, окаянный, ископать могилу, ничего не имея в руках?» Сказав это, он увидел невдалеке в пустыне лежавшее поверженное дерево, взял его и начал копать. Но слишком суха была земля. Сколько ни копал он, обливаясь потом, ничего не мог сделать. Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев – в пустыню, а авва Зосима – в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего.

http://predanie.ru/book/99466-triod-post...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010