А все то, что говорит Господь о Своём воплощении: Отец послал Меня ( Ин. 5:36 ), или: Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца ( Ин. 5:30 ), или: Сию заповедь получил Я от Отца Моего ( Ин. 10:18 ) и тому подобное да не станет для тебя поводом к умалению Божества Единородного. Потому что снисхождение к человеческим немощам не должно стать умалением в достоинстве Сильного. Поэтому всё уничижительное в речах Господа относится к Промыслу нашего спасения. 311. Протектору Виталию Почему небесные вестники изображаются с крыльями? Это означает легкость и возвышенность этих созданий. Архангел Гавриил нисходит окрылённым, не потому что эта бесплотная сила имела крылья, но чтобы показать пророку Даниилу, что Архангел сошёл с неба, оставил горние обители и пришел к людям ( Дан. 9:21 ). 312. Ходатаю по делам Генефлию Научись у Соломона говорить: «кто может сказать: »я очистил мое сердце, и чист от греха моего?» ( Притч. 20:9 ). Не столь страшно то, что не имеешь чистого сердца, сколько то, что не прибегаешь к Владыке Христу, Который может сделать его чистым, хотя имеешь нужду в этом даре. Ибо Христос может очистить сердце Духом Святым, чего и взыскал некто из древних, молитвенно взывая: Сердце чистое сотвори во мне, Боже ( Пс. 50:12 ). Бог хочет с прочими благами подать нам и этот дар, но ожидает от нас хоть малого повода, чтобы увенчать нас. Ибо кто был грешнее мытаря? Но когда сказал он: Боже! будь милостив ко мне грешнику ( Лк. 18:13 ), то вышел из храма оправданным паче фарисея. Но чистым сердце его сделала не молитва , а расположение, с каким он молился. Более же того, Божие человеколюбие, которое не хочет нашей погибели, но побуждает нас к покаянию. 313. Мемнону, учителю Богу угодно, чтобы мы дали Ему хоть малый предлог, а всё остальное Он уже Сам делает для нашего спасения. Поэтому мы должны осудить свои грехопадения, исповедоваться Господу и просить прежде смерти милости Его. Так какой же труд, какая тягость грешнику понять, что он грешник, и, сказав это перед Богом, просить прощения? 314. Сборщику податей Драконтию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

(Б). Вторая группа речений (9:38–41) касается смысла выражения «во имя», «именем» 307 . Эта перикопа связана с христологией божественной Власти и, видимо, уравновешивает сказанное ранее о Страстях (9:31), а также о необходимости быть «последним человеком» и слугой (9:35). Понятие божественной власти Иисуса заметно в первом предложении перикопы: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов» (9:38). Здесь уникальная власть Христа над бесами проявляется в том, что бесовские силы изгоняются одним лишь призыванием Его имени. Причём специфику ситуации придаёт то обстоятельство, что данный экзорцист даже не является учеником Мессии (он «не ходит за нами», 9:38). Иисус санкционирует действия этого человека словами, из которых видно, что Он не считает этот случай исключением: «...ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня» (9:39). Если через призывание имени Христа можно творить чудеса, и если это могут делать не только Его ученики, это выдает Его сверхъестественную власть 308 . Последние слова перикопы также показывают масштаб божественных прерогатив Мессии: «И кто напоит вас чашей воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (9:41 ) 309 . (В). Третья группа речений (9:42–50) говорит о соблазнах. Данная тема связана с антропологическим значением христологии Страстей; это значение состоит в служении (διακονα) и готовности к жертве (ср. Мк 9:35 ) 310 . Образным языком Иисус наставляет учеников пребывать в Царстве Божьем даже перед лицом тяжелой жертвы. Дорога, о которой Он говорит, вымощена тяготами, разочарованиями и разрывами. Это путь страданий 311 . Своеобразным стилем, языком и способом Мк 9:42–50 также выражает христологическую концепцию, в центре которой стоят Страсти и их значение. Как и во многих других случаях, текст содержит яркие следы христологии Власти. Иисус сурово предостерегает тех, кто «соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня» (9:42). Эта тяжёлая ответственность обусловлена тем, что в грех вводятся не только «малые сии», но и верующие в Иисуса. Так или иначе, всё сосредоточено на Мессии: когда отношения с Ним нарушаются или разрываются, спасение человека оказывается под угрозой 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Были и клирики, и миряне, которые безоговорочно осуждали таких, называя их «traditores» (по–латыни игра слов — буквально «выдавшие», но также «предатели»). Дворы карфагенских тюрем, в которых претерпевали заточение и пытки или дожидались казни жертвы гонений, были до отказа переполнены возбужденной христианской толпой. Верующих вел туда самый похвальный порыв — посетить узников, ободрить их, облобызать их оковы и раны, а возможно, и разделить их участь. Ситуация, однако, показалась епископу Карфагена чересчур взрывчатой, и он послал своего диакона Цецилиана, чтобы тот — надо сознаться, довольно грубо — принудил энтузиастов разойтись по домам и соблюдать спокойствие. Вполне возможно, что при этом иерарх совершил грех, за который ответит в Судный День. Когда, однако, в 311 г. сам Цецилиан был избран очередным епископом Карфагенским, оппозиция, объединившаяся вокруг некоего Доната и от него получившая свое имя, не ограничилась осуждением тех или иных поступков, совершенных теми или иными лицами, но оспорила благодатность самого таинства рукоположения — на том основании, что его совершал иерарх, обвиняемый в малодушии перед лицом гонений. И в связи с этим донатистами был выдвинут общий принцип, согласно которому критерием подлинности Церкви является личная безупречность каждого ее члена, начиная, разумеется, с клира. Истинная Церковь — Церковь Святых, и ей противостоит лжеЦерковь грешников. Таинства могут быть только в Церкви Святых. Донатисты были люди последовательные, они даже перекрещивали тех, кто к ним приходил, — какое же крещение может преподать находящийся в общении с грешниками? Величайший из исторических оппонентов донатизма, Блаженный Августин, напоминал о евангельской притче: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В дальнейшем, однако, настраивали народ против учивших там апостолов пришедшие туда из Иконии и Антиохии иудеи, и они именно убедили народ отстать от них и возбудили народ против них (19–20). 300 Здесь следовало бы вспомнить и о мессианских прозрениях в Сивиллинах и у Вергилия, если бы можно было признать достаточную аутентичность первых и конкретность вторых. 305 Справедливо замечает Swete: In the personal life of the Lord as it is revealed in His Ministry, the Holy Spirit is seen to inspire every movements of thought and will (Sweete, 1, c. 59) 306 Позволительно здесь в качестве аналогии привести пример преп. Серафима, который, всегда будучи духоносец, явил Мотовилову как бы свое преображение в Духе Св., показал ему Его ощутительно. 309 В этом смысле данное место совершенно подобно синоптической криптограмме о Духе Св. Мф. 18, 20 : «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их». Здесь посреди ν μσ, без сомнения, указует на Св. Духа, Который есть соединяющая сила Церкви. 311 Что означает это κατ θεν? Обычный перевод, и истолкование. передает это как «по воле Божией»; следов., по воле Бога – Отца. В таком случае общая мысль, здесь выраженная, состоит в том. что Дух Св., как открывающая ипостась, исполняет волю Отца в Своих предстательствах. Но эта же мысль может быть выражена и непосредственно: сам Дух Св. «как Бог», «соответственно Своему Божеству». 312 В прощальной беседе мы имеем два ряда текстов относительно ниспослания Духа Св. С одной стороны: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14,16 ); «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во Имя Мое» (26). С другой же стороны: «если пойду, то пошлю Его (Утешителя) к вам» ( Ин. 16, 7 ); «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (15, 26). Оба они соединяются в той мысли, что Дух Св. посылается Сыном или во Имя Его, но Сын при этом творит волю Отца, который «дает» или «посылает» Духа Св. от Сына. 314 Знаменательно то, что в Деян. 1, 2 и о воскресшем Христе, даже о дне Вознесения, говорится: «до того дня, в который Он вознесся, дав Духом Святым попечение апостолам, которых Он избрал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет.1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвен- —311— ного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братиям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников, и уши Его к воплю их» ( Пс.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа, и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т. е. в сущности тоже объявляют тягчайшим преступлением против Бога. 309 Иначе, впрочем, и быть не может. Если православный догмат о молитвенном предстательстве за нас святых стоит в неразрывной связи и составляет только обратную сторону другого догмата – о нашей молитве за усопших, то там, где отрицается этот последний, не может быть принят и первый. Поставляя дело спасения каждого человека в исключи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В рукописи 62» вместо вторых имён Σεδραχ, Μισαχ, Αβδεναγω стоит οι ανδερ «мужи». 3:94. И собрались князья, и военачальники, и наместники, и вельможи царские, и увидели мужей, что огонь не имел силы над телами их, и волосы на голове их не опалил, и одежда их не изменились, и даже запаха огня не было от них. «И одежда». В греческом тексте: σαρβαρα «персидская одежда – шаровары, штаны». Так же в еврейском: [wsorblêhôn] и в латинском тексте: sarabara. Слово «одежда» стоит в славянском тексте: ризы и в синодальном переводе. В греческом тексте: κα συνγονται ο σατρπαι κα ο στρατηγο κα ο τοπρχαι κα ο στρατηγο κα ο τοπρχαι κα ο δυνσται το βασιλως κα ϑερουν τος νδρας τι οκ κυρευσεν τ πρ το σματος ατν, κα ϑρξ τς κεφαλς ατν οκ φλογσϑη, κα τ σαρβαρα ατν οκ λλοιϑη, κα σμ πυρς οκ ν ν ατος. Перевод: «и собрались сатрапы, и военачальники, и наместники, и вельможи царские, и увидели мужей, что не имел силы огонь над телами их, и волосы головы их не сгорели, и шаровары их не изменились, и запаха огня не было в них». В рукописи 62» отсутствуют слова κα ο τοπρχαι «и наместники». В рукописях A, Q–233, V, 538, 239, 410, 742 к концу стиха добавлено κα προσεκυνησεν ενωπιον αυτων ο βασιλευς τω κυριω «и поклонился перед лицом их царь Господу». 3:100 (4:3). Сколь велики они и могущественны! царство Его – царство вечное и власть Его в роды и роды. «В роды и роды». В греческом тексте: ες γενεν κα γενεν – это единственное число, поэтому нужно перевести «в род и род». Единственное число стоит в еврейском: [im-dr wdr] и в латинском тексте: in generationem et generationem. Множественное число используется в славянском тексте: в роды и роды и в синодальном переводе. В греческом тексте: ς μεγλα κα σχυρ· βασιλεα ατο βασιλεα ανιος, κα ξουσα ατο ες γενεν κα γενεν. Перевод: «Как они велики и могущественны; царство Его – царство вечное и власть Его в род и род». В рукописи 588 к словам κα σχυρα добавлено τα εργα αυτου «дела Его». В рукописях 763, Arab. Hippol.8 к слову βασιλεα добавлено союз «и». В рукописи 311 отсутствует второе слово βασιλεα «царство». В рукописи A слова ες γενεν κα γενεν стоят в форме ες γενεας γενεν «в род и род».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В чем заключается это отличие, Екклезиаст не показывает, но вместо этого он указывает ясно на его причину, полагая ее в том, что тогда как дух дал Бог, тело взято было из земли 311 . В Книге же пророка Исаии делается замечательное указание и на одну из характеристических особенностей, какой душа отличается от тела по своему особеннейшему к нему положению и назначению. Здесь царь Езекия в своей молитве к Богу, ввиду ожидаемой для себя скорой кончины, так изображает эту кончину: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис.38:12 ). По мысли, следовательно, как Езекии, так и самого пророка Исаии, самосознающий себя или личный дух человека в таком отношении стоит к телу, в каком – жилец к своему временному жилищу, или же ткач – к своей основе, на которой и при посредстве которой производит свою самодеятельную работу, и, следовательно, душа так отлична по своей природе от тела, как отличен жилец от занимаемого им шатра, или как ткач отличен от того, на чем производит свое рукоделие. Таковую же мысль о душе содержит и Новозаветное Откровение, в котором она, как заметили выше, повторяет ее еще чаще и выражается еще яснее и определеннее. С какой ясностью и решительностью Сам Иисус Христос учил о высоком преимуществе сравнительно со всем земным и чувственным души человеческой, когда говорил: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену (выкуп) за душу свою ( Мф.16:26 . Мк. 8:35–37 . Сравн. Мф. 6:25–26 )?! С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души человеческой и сравнительно с соединенным с нею телом, когда, посылая учеников Своих на проповедь , между прочим сказал им: не убойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ; Лк. 12:4 ). Если, по слову Спасителя, душа не может быть умерщвлена или умереть, и остается целой даже после того, как умерщвляется или умирает тело, то ясно, что по своей природе она далеко не то, что тело, что тогда как тело подвержено смерти и разрушению, она бессмертна и неразрушима, и что тогда как тело живет одной связью своей с душой, душа, напротив, может существовать и жить даже в отрешении от него, или независимо от своего союза с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Ведь если бы святые отцы, собиравшиеся на семи Вселенских и 11 Поместных Соборах в первые века христианства, не были так внимательны к защите догматов и учений правой, ортодоксальной веры, то мы сегодня, может, и не были бы уже православными христианами. Итак, мы должны быть внимательными, чтобы жертва святых отцов наших не стала напрасной. В противном случае и мы сами лишимся спасения, и верующих Православной Церкви – таких стойких, благочестивых и преданных – расколем. – Как вы думаете, когда сбудется слово Евангелия: и будет одно стадо и один пастырь ( Ин. 10, 16 )? – Когда все народы христианские и нехристианские придут к истинной православной вере в Бога, в Троице славимого и поклоняемого. Это будет только в конце веков и так, как один Бог ведает. – Батюшка, каким вы видите будущее нашего народа и ситуацию с нынешней молодежью, которая всё больше скатывается по наклонной плоскости безнравственности? – Брат мой, я скажу тебе вот что. Теперь мы думаем, что находимся чуть ли не в самом конце света. А знаешь почему? Потому что Спаситель говорит, что в последние времена во многих охладеет любовь ( Мф. 24, 12 ). Оскудеет благочестие и вера, как говорится в Евангелии. Теперь знаешь, что происходит? Необходимо тщательно внимать себе. Ибо в Апокалипсисе сказано так: и сейчас время близко. Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! ( Откр. 22, 10–12, 20 ). Так заканчивается Библия. Итак, будем внимать самим себе. И секты, и безразличие, и атеисты, и язычники, и разврат, и всякое зло умножается. Но хорошие становятся лучше, внимают себе, а плохие становятся всё хуже. И Бог придёт с возмездием Своим каждому. Воздаяние Его с Ним, каждому. Аминь. 311 Гомофонная музыка – когда одному голосу отводится первенствующее место (мелодия), а остальные исполняют сопровождение ему (аккомпанемент).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«Видеть свои грехи - более ценный дар, чем способность видеть Ангелов или воскрешать мертвых» - таков главный принцип христианской аскетики. Если теперь обратимся к трудам прот. Александра Меня, то найдем, что он самым существенным образом искажает православное учение о благодати, смешивая то, что никак нельзя смешивать - нетварную Божественную благодать и тварные энергии. Приведем пример. «Моисей вернулся с Синая в таком же состоянии, в каком был Магомет, покинув пещеру горы Гиры. Он осознал себя пророком Божиим и был готов начать то дело, которое Ягве возложил на него» (М. 311). Неожиданно, конечно, читать в книге православного автора сравнение пророка Божия Моисея с Магометом. Субъективно, конечно, Магомет тоже сознавал себя пророком. Но объективно... Как отличить истинного пророка от ложного, указывает святой апостол Иоанн Богослов: Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мир (1 Ин. 4:2-3). Согласно этому признаку, указанному апостолом Иоанном Богословом, Моисей - истинный пророк Божий. Сам Христос засвидетельствовал это, когда сказал иудеям: Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5:46). Что же касается Магомета, то он признавал Христа как одного из пророков (и притом ниже себя), но никак не признавал Его как воплотившегося Единородного Сына Божия. Отсюда ясно, из какого источника было пророческое вдохновение Магомета и насколько неправомерно сравнивать его состояние - состояние прелести и обольщения - с подлинно благодатньм состоянием пророка Божия Моисея. Преподобный Иоанн Дамаскин прямо называет Магомета лжепророком и пишет о нем, что «он случайно познакомился с Ветхим и Новым Заветом, равным образом побеседовал будто бы с арианским монахом и затем составил собственную ересь.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/11/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010