Гал. IV, 7. 286 Римл. VIII, 17. 287 1 Иоан. III, 2. 288 Стоящее в подлиннике слово «…», согласно с Lequ. (см. у него подстр. примеч.) мы считаем излишним, и потому оно оставлено нами без перевода. 289 Псал. LXXXI, 1. 290 Григорий Назианз.; orat. 40 (см. у Lequ.). 291 3 Цар. VI, 23 и след. 292 Ibid., 29. 293 Римл. VIII, 17. 294 Иоан. XV, 14. 15… 295 Кол. I, 15. Евр. I, 3… 296 Bas.lib.de Spir.sancto ad Amrh.cap. 18 (см. у Lequ.). 297 Числ. XIX, 11. 298 Быт. L, 1. 3… 299 … (см.подстр.примеч. у Lequ.). 300 Исаия LXI, 2. — Мф. XII, 29. 301 .1 Кор. I, 2 и т. под. места. 302 Римл. VI, 14. — Ibid. V, 1. — Гал. IV, 8. — 1 Тимоф. I, 9 303 Ефес. IV, 13 304 2 Петр. I, 19. — Гал. IV, 3. и пр 305 2 Кор. V, 17. 306 Гал. II, 14. 307 Ibid. V, 3. 308 Ibid. IV, 8. 309 Ibid. 9. 310 Быт. XXXII, 30. 311 Притч. XXII, 28. 312 Стоящее в тексте слово “ … “ — лишнее. См. у Lequ. (примеч.). 313 Мф. XXVII, 60. 314 2 Сол. II, 15. 315 Григ. Наз.: orat.38 (см. у Lequ.). 316 … См. у Lequ.: в примеч. и в лат. перев. 317 Псал. CXIII, 12. 318 Псал. XCVIII, 5. 319 Исаия LXVI, 1. 320 Евр. IX, 11 321 Ibid. 24. 322 Буквально у св. Иоанн Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно… 323 Буквально: таким же самым… 324 Слово πποτε с отрицание значит: никогда (слав. нигдеже). 325 Την αναστροφν=образ жизни… (=слав.: скончание жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни). 326 В слав Библии: человек воин… 327 «Об Иезавели ничего такого не написано, как правильно заметил Биллиус: наш Дамаскин допустил ошибку памяти, рассказывая о царице то, что Писание, по LXX толковникам, передает о супруге ея — Ахаве; у них (т. е. толковников) читаем (3 Цар. XXII, 38): и полизаша свинии, и пси кровь его, и блудницы измышася в крови его. 328 И здесь св. Иоанн Дамаскин допустил ошибку памяти, «так как умер — съеденный червями — не Антипа, но Ирод Аскалонский и внук его Агриппа. См. Иос. Кн.17 Древност. гл. 8 и кн.19 гл.7 и также Деян. XII, 23. 329 «Достойно внимания — то, что говорится о Германе. Ибо Феофан и другия византийские историки, а также и греческая Минея — разсказывают, что превосходный патриарх , когда он не мог сломить упорства Льва, положивши на алтарь нарамник, по собственному побуждению отказался от епископства у удалился в монастырь. Дамаскину, однако, благоприятствуют как писатель жизни св. мученика Стефана младшего, где свидетельствуется, что св. Герман слугами Льва πυγμαις και ονειδισμοις, pugnis et convitiis throno fuisse deturbatum», так и некоторые другие и т. д. 330

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Or. XXVII, c. VI, col. 1195D. Or. XXVIII, c. IV, col. 1199B. Or. XII, c. I, col. 1136BC. Ср. Apophteg. Patrum., col. З10С, § 2; ibid., col. 325C., § 15. Verba Seniorum, X, 41, col. 920B. 2704 Cp. Е. Ф. Начерт., стр. 215: «разум есть только зрительная духовного мира сила». Ср. стр. 214, 216. Ср. Василий B. Const. mouast. c. II, § 1. T. XXXI, col. 1337D–1340A. 2706 Он же. H. XXXI, c. III, col. 729C. H. I, c IX, col. 460C. H. XV, c XXVIII, col. 593D. Григорий E. De liominis opii., c. XVIII. T XLIV, col. 193B. De beatitudinibus. Or. III, col. 1228B. In Ecciesiasten. H.. XVIII, col. 774B. In Psalmos. Tr. II, col. 492C. 2708 Cp. Бл. Диадох. Λογ. σκητ., c. LVII. (Проф. E. Д. Попов, стр. 248– 249). Cp. Е. Ф. Путь ко спасеииио, стр. 311. 2711 По выражению препод. Марка П., означенное состояние человека знаменует собою вшествие ума во внутреннейшие и чистые хранилища сердца. De baptism. col. 1016D. 2716 Ε Ф. Путь..., стр. 271. Этот термин основывается на христианском учении о сердце, как «внутреннем человеке». Ср., напр., Исихий Centur. De temperantia et virtute, I, 34, col. 1492D. 2717 Ср. Василий B. Inst, monast. c. IV. § 3. T. XXXI. col. 13496D. Const. monast. c. II, § 1, col. 1337D–1340A. Макарий E. H. IV, c. 3, col. 473C. H. XVI, c. 9, col. 620B. Исаак C. Λ. XXVI, σ. 168. Λ. XXXVIII, σ. 243, 244; Λ. XL, σ. 360 (cnfr. Λ. LVIII, σ. 356). Ε. Ф. Путь, стр. 206,271, 298, 303. Начерт., стр. 205– 206, 255–6; 296–7. 2718 Исаак C. Λ. XXXVIII, σ. 244. Василий B. Const. monast. c. II, § 2, coL 1341B. Авва Исаия Or. XXV, n. 10, col. 1179–1180A, 1183B, 1137CD (§ 19). Древний Патрик XI, 9, стр. 251, cp. стр. 263 (§ 53) (cnfr. Verba Seniorum XI, 21 r 936B) Максим И. Cent. II, 15, col. 988C. 2719 Атоний B. Sermones ad filios suos monachos, XVI, col. 973D–974Ar 974C. Макарий E. H. IV, c. 3, col. 473C. Apophthegm., col. 76C, § 2 (Verba S. XV, 1, col. 953В). Verba Seniorum. I, 12, col. 856С. Исший. lib. cit. II, 76. col. 1537A. 2720 Apophtliegm. § 29, col. 117C. Ver. Senior. I, 12, col. 856C.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   686, 688, 704, 712, 780, 829, 831, 841, 842, 845, 859, 865, 866, 876, 880, 886, 889, 892    Мидзусима Исаия — 14, 28, 102, 266, 267, 359, 382, 475, 722    Мидзуяма Иов — 37:59, 66, 103, 357    Мизава Павел — 82    Мии Семен (Симеон) — 7, 18, 62, 71, 75, 77, 81, 85, 110, 155, 161, 163, 164, 166, 167, 171, 172, 176, 178, 179, 182, 184—188, 193, 196, 197, 200, 201, 203, 206, 211, 212, 214, 245, 246, 260, 291, 311, 313, 322, 336, 338, 357, 361, 362, 369, 370, 383, 390, 396—398, 405, 407—409, 412, 418, 421—423, 433, 482, 483, 488, 491, 493, 522, 526, 527, 544, 562, 600, 625, 647, 665, 671, 730, 732, 829, 843, 846, 850, 853, 864—866, 868—870, 883, 884, 888, 889    Мии Харита — 185, 865, 866    Мии Яков — 845    Милюков — 795    Минами Стефан — 162, 173    Минамидани, гвардеец — 145    Минамидани Сеибеи — 252    Минамото, кандидат — 501    Минамото — 56    Минамото Андрей — 456    Минамото Павел — 456, 889    Минато Моисей — 547, 549, 550. См. также Серафим, иеродиакон    Минегиси — 70    Миронов М. — 61, 73, 74    Мирский Александр — 201    Мисаил, архимандрит — 785, 803    Мисима Петр — 131    Митрофан, дьякон — 827    Митрофан, епископ Пензенский — 355, 827    Миура, христианка — 660    Миура Феодор — 386    Михаил, дворник — 875    Михаил Александрович, великий князь — 570    Михайлов Петр — 808    Михей — 834    Михей, банщик — 875    Михей, Епископ Архангельский — 510    Михей, хранитель миссийской дачи — 532, 591    Мишин Гавриил — 164    Миягава — 853    Миямура Самуил Антонович — 196    Миясима Эраст — 361    Миясита Илья — 51    Модзутани, фотограф — 740    Моисей, слуга — 875    Моисей, старик в Эма — 361, 396    Моки Зилот — 118, 621, 625    Монбан — 835    Мори, регент — 844    Мори Вера — 727, 733, 737    Мори Иоанн — 373    Мори Кирилл — 66, 71, 142, 145, 169, 172, 228, 727, 789    Мори Надежда — 727    Мори Никита — 727, 733    Мори Петр — 373    Морикава Агафия — 358    Морикава Петр — 358    Морита Павел — 13, 14, 77, 94, 102, 115, 118, 120, 122, 128, 135, 137, 138, 146, 163, 164, 176, 188, 189, 199, 209, 211—213, 231, 319, 357, 367, 417, 444, 477, 483, 520, 593, 608, 646, 656, 673, 787, 791, 845, 849, 884

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мелания, св. – 644 Мендрин Василий Мелентьевич – 551, 553, 585, 588, 602, 614, 656, 715, 719, 755 Мендрина Мария Игнатьевна – 551, 570, 573, 585, 641, 823 Мендрины – 570, 573, 579, 613 Меньшиков, фельетонист – 617–619, 709 Мерчанский Николай Иванович – 114, 279 Мерчинский – 172 Метоки Андрей – 17, 22, 25, 28, 42, 43, 51, 66, 67, 69, 75, 78, 90, 92, 107, 123, 147, 175, 181, 186, 187, 188, 199, 202, 212, 259, 310, 353, 371, 373, 388, 401–403, 412, 414, 416, 417, 437, 438, 441–443, 490, 552, 710 Мефодий, иеромонах – 494 Мефодий, св. – 22 Мехмандаров Самет-Бек – 286 Мещерская А. Н. – см. Голицына А. Н. Мещерская Мария Валериановна – 648, 734 Мещерский Александр Николаевич – 639, 648, 681 Мещерский Н. П. – 834 Мидзуно Феодор (Федор) – 34, 45, 54, 59, 60, 70, 124, 129, 150, 175, 195, 224, 226, 240, 260, 285, 346, 378, 390, 399, 462, 464, 472, 502, 503, 505, 599, 613, 625, 686, 688, 704, 712, 780, 829, 831, 841, 842, 845, 859, 865, 866, 876, 880, 886, 889, 892 Мидзусима Исаия – 14, 28, 102, 266, 267, 359, 382, 475, 722 Мидзуяма Иов – 37, 59, 66, 103, 357 Мизава Павел – 82 Мии Семен (Симеон) – 7, 18, 62, 71, 75, 77, 81, 85, 110, 155, 161, 163, 164, 166, 167, 171, 172, 176, 178, 179, 182, 184–188, 193, 196, 197, 200, 201, 203, 206, 211, 212, 214, 245, 246, 260, 291, 311, 313, 322, 336, 338, 357, 361, 362, 369, 370, 383, 390, 396–398, 405, 407–409, 412, 418, 421–423, 433, 482, 483, 488, 491, 493, 522, 526, 527, 544, 562, 600, 625, 647, 665, 671, 730, 732, 829, 843, 846, 850, 853, 864–866, 868–870, 883, 884, 888, 889 Мии Харита – 185, 865, 866 Мии Яков – 845 Милюков – 795 Минами Стефан – 162, 173 Минамидани, гвардеец – 145 Минамидани Сеибеи – 252 Минамото, кандидат – 501 Минамото – 56 Минамото Андрей – 456 Минамото Павел – 456, 889 Минато Моисей – 547, 549, 550. См. также Серафим, иеродиакон Минегиси – 70 Миронов М. – 61, 73, 74 Мирский Александр – 201 Мисаил, архимандрит – 785, 803 Мисима Петр – 131 Митрофан, дьякон – 827 Митрофан, епископ Пензенский – 355, 827 Миура, христианка – 660

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

26. Призывание имени Спасителя в опасностях имеет великую силу (Аф. Пат. ч. I, стр. 440–441–416. 311–312). Пред вознесением на небо Господь говорил ученикам: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов.. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мр. 16, 17:18 ). Что значат эти слова Господа? То, что верующие в Него, и одним призыванием имени Его, могут спасать себя от бед, опасностей и несчастий. Вышеприведенные слова Господа оправдывались еще при жизни Его. Так, когда во время бури на озере, Апостолы возопили к Нему: „Господи! спаси нас погибаем«, то Господь запретил ветру и сказал морю: „молчи, утихни» И ветер утих и настала великая тишина ( Мф. 8, 23:27 ). И в другой раз, когда Апостол Петр, во время бури, пошел ко Господу по водам и стал тонуть, то ему достаточно было сказать: „Господи, спаси меня!» И Господь простёр к нему руку и спас его. Такую имело силу призывание имени Спасителя при жизни Его! Но имеет ли оно ту же силу и по вознесении Его? И оправдывались ли вышеприведенные слова Спасителя в последующее время? Несомненно, братья; ибо Господь есть вчера и днесь, Той же и во веки; а во-вторых эту истину можно доказать примерами. Близ Есфигменского монастыря на Афон, на горе называемой Самария, уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца–никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье. Случилось, что однажды он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, торопился на ночь в свою пустынную келью. Напрасно друг его просил остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночного пути и начинавшегося дождя. Дамиан, верный старческой заповеди, остался непреклонен. Опасения его друга не прошли даром. Дамиан, по причине чрезвычайной темноты и проливного дождя, действительно сбился с дороги и не знал, где он находится, куда он идет. В этой крайности, воззвал он ко Господу: „Господи! спаси меня, я погибаю!» И вдруг видит, что он стоит у своей кельи (Аф. Пат. ч. 1, стр. 311–312).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

3 . Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:1–3 ). Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95–96 гг. (Домициан), 98–117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202–211 гг. (Септимий Север), 250–252 гг. (Декий и Галл), 257–259 гг. (Валериан), 270–275 гг. (Аврелиан), 303–311 гг. (Диоклетиан), 311–313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313 г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу. Откуда пошло разделение Церкви на священнослужителей и мирян? иеромонах Иов (Гумеров) Церковная иерархия возникла в апостольский век. Святые апостолы составили первое поколение священноначалия Церкви, родившейся в день сошествия на них Святого Духа. Избранные ученики не только были посвящены в тайны Царствия Небесного, приняли сугубую благодать, но и обладали общецерковной дисциплинарной властью: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор. 13:10 ); «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

14 . И Иуда ополчится на Иерусалим, и соберёт богатство всех окрестных народов, золото и серебро и одежду в великом множестве. 15 . И поражение коней, и мулов, и верблюдов, и ослов, и всякого скота, какой будет в станах у них, будет подобно тому же поражению 227 . 16 . Затем, оставшиеся из всех народов, пришедших к Иерусалиму, будут приходить каждое лето покланяться Царю Господу Вседержителю и праздновать праздник кущей 228 . 17 . И если какое из всех племён земли не придёт в Иерусалим на поклонение Царю Господу Вседержителю, ибо и они присоединятся к тем 229 , то не будет у них дождя 230 . 18 . И если племя египетское не поднимется и не придёт 231 , то их постигнет язва, какою поразит Господь все народы, которые не придут праздновать праздник кущей. 19 . Вот что будет (за) 232 грех Египта и (за) грех всех народов, которые не придут праздновать праздник кущей 233 . 20 . В тот день будет (начертано) на узде коня: «святыня Господу Вседержителю», и котлы в доме Господнем будут как чаши перед жертвенником. 21 . И будет всякий котёл в Иерусалиме и в Иудее святыней Господу Вседержителю 234 . И придут все приносящие жертву и будут брать их и варить в них, и не будет более хананея 235 в храме Господа Вседержителя в тот день. 207 Греч. ς μρα παρατξεως – слав. якоже день ополчения; следуем синод. пер. и его неизбежному перифразу согласно требованиям рус. языка. 214 Таков единственный в истории мира день крестных страданий Иисуса Христа с землетрясением (4–5 стт.) и помрачением солнца с шестого до девятого часа (Феодор.). 220 Слав. вознесётся соотв. ψωθσεται – 36, 62, 147, 228, в Вульг. exaltabitur, и в евр. т. так понимается, а обычно по-греч. Ραμ – евр. принято за имя собственное Рама. 223 Слав. и соотв. κα в 36, 49, 51, 62, 132, 147, 231, 238, 311 и в компл., в Вульг. и евр. т., а в др. греч. – нет. 224 νθεμα – слав. анафема, пользуемся синод. пер. [в синод. проклятия]; «отчуждения от Бога не будет», – говорит бл. Феодорит. 230 Слав. не будет на них дождя соотв. чт. в лук. спп. 36, 51, 62, 84, 147, 228, 231, 238, 310, в Вульг. и евр. т., а в алекс., ват. и др. греч. спп. – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

193. Pag. 1095 и 1096. 194. Pag. 1083 и 1084. 195. Pag. 1085. 196. Pag. 1089. 197.  Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21). 198.  Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33. 19). 199.  Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). 200.  Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 201. Pag. 1093 и 1094. 202. Pag. 1085 и 1086. 203. Четьи-Минеи. Житие преподобного Арсения Великого, 8 мая. 204. Достопамятные сказания, главы 4, 18 и 20. 205. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 206. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 207. Алфавитный патерик. 208. Алфавитный патерик. 209. Алфавитный патерик. 300. Алфавитный патерик. 301. Алфавитный патерик. 302. Алфавитный патерик. 303. Алфавитный патерик. 304. Алфавитный патерик. Пролог, апреля в 3 день. — Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыни близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее с ним изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны. 305.  …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 306. Patrolog. pag. 751. 307. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 308. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 309. Исаак Сирский. Слово 55. Достопамятные сказания. 310. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 311. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 312. Patroloqiae pag. 1030. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1 Термин странничество ( ξενιτεα ) в аскетической литературе обычно означает не переход с места на место, но жизнь на чужбине. — Все подстрочные примечания и ссылки даны переводчиком. 2 Термин странничество ( ξενιτεα ) в аскетической литературе обычно означает не переход с места на место, но жизнь на чужбине. — Все подстрочные примечания и ссылки даны переводчиком. 3 См. Древний Патерик, где ответивший философам старец не упоминается по имени, а просто именуется великим ливийским монахом: «О терпении зла», 24. С. 311—312. 4 Ср.: «Яко отца многим языком положих тя, прямо Богу, Емуже верова, Животворящему мертвыя и Нарицающу не сущая яко сущая» (Рим. 4:17). 5 Ср.: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23). 6 Греческое слово φιλοπονα переводится нами словом «злострадание», а иногда, в зависимости от контекста, буквально — словом «любострадание», чтобы подчеркнуть момент подвижнической любви к страданию как очищению сердца от страстей. Под «злостраданием», по объяснению свт. Игнатия Брянчанинова (Отечник, с. 154), подразумеваются телесные подвиги и лишения. 7 Блаженны на Воскресной Литургии, глас 1. 8 Рус: «напоследок». 9 Старец Иосиф Исихаст, учитель старца Иосифа, автора настоящей книги. См. о нем: Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст: Житие, Учение. Пер. с греч. А. Крюкова. Изд-во Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. 10 Подробное учение о четырех видах воли Божией содержится У св. Иоанна Дамаскина в «Точном изложении православной веры»: Глава 43, «О Промысле», с. 228—231. Ср.: св. Ефрем Сирин, «Различные виды Божия Промысла». Творения, т. III, с. 395—396; прп. Максим Исповедник, «Вопросоответы о трудных местах Священного Писания», 83. CCSG 10. 11 Рус.: «не в воле человека путь его». 12 «Киновия» ( κοινβιον ) в пер. с греческого — общежитие. 13 Рус.: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

20) Псалтирь ( Пс.38:14 ) по-новому: «Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня». Вы даже и Бога-то от себя гоните! Разбор: Старообрядцы, чтобы как-нибудь очернить пгравославную церковь иногда пользуются русским переводом Библии, а иногда славянским. При богослужении у нас употребляется славянский перевод и там указанный стих читается: «Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду». Чтобы понимать этот стих (14) надлежащим образом, необходимо брать его в связи с другими стихами. Тогда видно будет, что здесь псалмопевец просит Бога отступить от него (по русск. пер.) с наказанием: «Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его» (стихи 11–12). Бл. Феодорит, толкуя 10 стихии этого псалма, пишет: «По Твоему попущению... наругался надо мною Семей, и он уподобился бичу, а Ты им наказал меня. Посему-то безмолвно принял я раны, обращая внимание не на него, но на Тебя наказующего... ст. 11: отстави от .мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Посему прошу и умоляю Тебя. Владыка, прекрати наконец наказание; потому что истощен я множеством ран... стих 14: Ослаби ми, да почию. Посему дай мне малую ослабу, чтобы несколько дней прожить без болезни, прежде нежели отойду к будущей жизни» (ч. 2, стр. 185–186, изд. 1905 г.). Евфимий Зигабен объясняет 11 стих так: «Удали, говорит, от меня, Господи, как искушения, которые постигают меня отвне чрез людей, так и раны и болезни... Потому что я совершенно изнемог от силы Твоей, где рукою Божиею называет силу в наказывании. Примечай, что в предыдущем псалме, предавая себя исправительным наказаниям, Давид говорил: я готов на раны ( Пс.37:18 ): а теперь, поскольку наказан уже достаточно, просит об освобождении его от наказания, опасаясь, чтобы излишняя скорбь не тяготила его и не ввергнула его в отчаяние... Ослаби ми да почию... Сжалься, говорит, надо мною, Господи, и останови бич и наказание, терпимое мною, дабы, получив некое утешение, я мог отклонить скорби прежде своея смерти» (Толковая Псалтирь стр. 309–311). Из этих толкований ясно, что царь и пророк Давид просил Господа удалить от него наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010