Попечения Воздерживайся от многих попечений, и никогда не согрешишь (св. Ерм , 94, 204). Как никто не может смотреть одним глазом на небо, а другим на землю, так и ум не может вместе соединить попечение о Божественном и мирском (прп. авва Исаия , 59, 78). Да не будет для нас сладостным мирское попечение, чтобы не испытать нам горечи вечного огня и червя неусыпающего! (прп. Ефрем Сирин , 30, 55). Источник. ...Возлюбленные, уготовьте сердца свои к принятию Евангелия, и да не подавляет ума вашего многое попечение о житейском (прп. Ефрем Сирин , 30, 67). Источник. Обрежь пальму, и даст побеги вверх: очисти душу от житейских попечений, и возрастет в добродетели (прп. Ефрем Сирин , 30, 137). Источник. ...У кого попечение о большом добре, того большему искушению подвергает лукавый... (прп. Макарий Египетский , 67, 373). Источник. Для чего не столько же, как о теле видимом, заботимся и о душе бестелесной и невидимой, тогда как попечение о ней не только удобно и легко, но и не требует издержек и никакого труда? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 198). ...Не пещись (ср.: Лк. 12, 22 ) не значит не трудиться, но – не привязываться к вещам житейским, т. е. не заботиться о покое на завтра, но считать эту заботу излишней. Можно и трудиться... и ни о чем не пещись. Попечение и труд – не одно и то же (свт. Иоанн Златоуст , 51, 290). Мы нуждаемся... в тройном : в одном – чтобы нам быть свободными от порочности, в другом чтобы приобрести себе добродетель; а после этого – чтобы соблюсти приобретенную; здесь даже больше всего нужно труда, потому что тот лукавый демон, завидуя и нашей красоте, больше нападает на преуспевших (свт. Иоанн Златоуст , 55, 302). Может ходить и тот, кто связан узами житейских дел и попечений, но неудобно; ибо часто и те ходят, у которых железные оковы на ногах, но они много претыкаются и получают от этого язвы (прп. Иоанн Лествичник , 57, 7). Источник. Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего Царствия, кто имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине стяжал память о вечном мучении и Страшном Суде, кто истинно страшится своего исхода из сей жизни, тот не возлюбит уже ничего временного, уже не позаботится и не попечется ни об имениях и приобретениях, ни о родителях, ни о славе мира сего, ни о друзьях, ни о братьях; словом, ни о чем земном; но, отложив все мирское и всякое о нем попечение, еще же, и прежде всего, возненавидев самую плоть свою, наг и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи, по слову святого, сказавшего: прильпе душа моя по Тебе... ( Пс. 62, 9 ); и по изречению иного приснопамятного: аз же не утрудихся, последуяй Тебе, и дне, или покоя человеча не пожелах, Господи (ср.: Иер. 17, 16 ) (прп. Иоанн Лествичник , 57, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

БДИТЕЛЬНОСТЬ (См. также ВНИМАНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ, ТРЕЗВЕНИЕ) Путешествуя, не озирайся направо и налево, но внимай псалмам твоим, молись умом Богу во всяком месте, где бы ты ни находился; не позволяй себе свободного обращения с жителями того места ( Антоний Великий ). VI, 23. Если любишь безмолвие, – не примешивай себя к тем, которых сердце всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними, – будь как чуждый им ( Антоний Великий ). VI, 27. Друзей твоих предварительно подвергай испытанию, и не своди со всеми близкого знакомства. Если заведешь обширное знакомство, – не доверяй всем: потому что мир всквашен на лукавстве. В друга себе избери одного брата, боящегося Господа, и прилепись к Богу, как сын к отцу, потому что все человеки, за исключением немногих, предались лукавству; земля преисполнилась суетности, попечений и скорбей ( Антоний Великий ). VI, 27. Если увижу, что самый возлюбленный мой увлекает меня в душевный вред, то немедленно отвергну его от себя, то есть прекращу знакомство и сношения с ним (авва Агафон). VI, 59. [Примечание святителя Игнатия:]. Этим изречением изображается, как тщательно истинные иноки хранили себя от заразы греховной и как они страшились ее. Умоляю тебя: доколе находишься в теле, не оставляй ни на минуту сердца твоего без хранения. До самой кончины человека страсти сохраняют способность восставать в нем и неизвестно ему, когда и какая страсть восстанет; по этой причине он, доколе дышит, не должен оставлять бдительного наблюдения над сердцем своим; он должен непрестанно вопить к Богу, умоляя Его о помощи и помиловании ( авва Исаия ). VI, 145. Если будешь хранить слух, то не согрешишь языком ( авва Исаия ) VI, 164. Если пойдешь в город продать рукоделие, то не препирайся о цене его, как то делают миряне. Продай, как придется, чтобы не утратить устроения, приобретенного в келии ( авва Исаия ). VI, 168. Храни слух твой, чтобы не навлечь браней самому на себя ( авва Исаия ). VI, 203. Человек! Злобные враги твои не дремлют: они неусыпно заботятся о погибели твоей. Не вознеради, не попри твоей совести, никак не доверь себе, что ты достиг во что-нибудь угодное Богу: ты находишься еще в стране врагов твоих ( авва Исаия ). VI, 218.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 442 (24). Авва Агафон говорил: монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо. Стр. 57(8). Как должно поступать, чтобы при продаже вещей совесть была спокойна? Брат вопросил старца: авва! что мне делать? я скорблю при продаже рукоделия. Старец отвечал: авва Сисой и прочие Отцы продавали свое рукоделие, и это незазорно. Когда продаешь, скажи однажды цену сосуда, и, если хочешь что убавить от цены – это твоя воля. Поступая таким образом, будешь спокоен. Стр. 386 (59). Должно ли открывать совесть свою тому, к кому не извещается сердце? Авва Пимен сказал: «Не открывай совести твоей тому, к кому не извещается сердце твое». Стр. 332 (32). Близок ли к милости Божией человек, которого продолжает обличать совесть? Он сказал: Человек, которого продолжает обличать совесть, далек от милости Божией. ( Авва Исаия ). Стр. 144 (53). Можно ли сказать, что тот умиротворился совестью своей, кто познает тайны, совершает великие знамения и другие телесные подвиги, но не имеет в себе истинной любви? Земледелец признает потерянным всякое посеянное им семя, не принесшее плода, он тужит о труде и издержках, не вознагражденных. Подобно этому инок, хотя бы узнал все тайны и стяжал обширнейшее знание, хотя бы совершал великие знамения и исцеления телесных недугов, хотя бы возложил на себя разнообразный тягостнейший подвиг, хотя бы соблюдал строжайшее нестяжание и имел одежду, едва способную прикрыть наготу тела: но если не устроит в себе знамений Божественной любви, то находится еще под страхом. Он не умиротворился еще с совестию своею, он окружен еще врагами, ловцами, наветниками, он не узнал еще на опыте, что любы николиже отпадает. ( Авва Исаия ). Стр. 224 (542). Стремились ли подвижники благочестия хранить строго свою совесть? Сказывал авва Исаак, пресвитер Келлий: Видел брата, которому захотелось съесть колос пшеницы в то время, как он жал на поле. Брат сказал владельцу поля: позволь мне съесть один колос. Владелец, услышав это, удивился и отвечал: авва! Ты съешь свое, и меня ли ты спрашиваешь? Так строго хранил брат свою совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Стр. 276 (59). Как должно поступать, когда помысл внушает тебе возлагать упование на свои подвиги? Упражняясь в подвигах, не попусти сердцу твоему возложить упование на них; не сложись с мыслию, что они помогают тебе, но так скажи помыслу твоему: «о! когда бы Бог услышал меня, вопиющего к Нему из бедственного состояния моего злостраданием тела». ( Авва Исаия ). Стр. 167 (149) По какой причине душа наша побеждается помыслами? Брат спросил его: отчего побеждается помыслами душа моя? Старец отвечал: по этой причине и говорит апостол, что в велицем дому не точию сосуди злати и серебряни суть, но и древяни и глиняни. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован. Брат спросил: как это объясняется? Старец сказал ему: это объясняется так: дом – весь мир, сосуды – человеки, златые сосуды суть совершенные человеки, серебряные суть преуспевшие, деревянные и глиняные суть те, которых духовное делание очень мало. Кто очистит себя от сих, то есть от осуждения, даже и самомалейшего, тот соделывается сосудом в честь, благопотребным своему Владыце, уготованным на всякое дело благое. (Авва Пимен Великий ). Стр. 343 (88) Такое объяснение дал великий Отец монаху безмолвнику из глубокого знания деятельности безмолвника. Жизнь безмолвника, по наружности – непорочная и святая, располагает к строгому суждению о ближних человека, еще не обновленного Божественною благодатию. Представляясь такою для поверхностного и невежественного суждения, эта жизнь в сущности – иная. Она преисполнена тяжких искушений от нашествия греховных помыслов, мечтаний и ощущений; она преисполнена невидимых согрешений, уклонений и падений. Это естественное последствие падения, объемлющего все человечество; это допускается промыслом Божиим для охранения вступивших в безмолвие и обучающихся в нем от превозношения и для научения их смирению, на котором одном зиждется и может быть воздвигнуто духовное преуспеяние. Угнетаемый искушениями, бедствующий в мысленных волнах безмолвник, постоянно прибегая к милосердию Божию, стяжавает убеждение, что вся надежда спасения его заключается единственно в милосердии Божием, в Искупителе, стяжавает сердечный залог милосердия к ближним. Он сознает, что долг его сострадать братии, подвергающейся разнообразным согрешениям, а не осуждать их. Для суждения грехов человеческих имеются иные служения, служение безмолвника – плач пред Богом и ходатайство о своих грехах и немощах, о грехах и немощах всего человечества. Доколе сердце безмолвника не освободится от осуждения ближних, дотоле он не погрузится в благость и не облечется ею, дотоле оно не возможет освободиться от ожесточения и пребывать в умилении, которым побеждаются все бесовские помыслы. Когда лучше отражать скверные мечтания и помыслы: при самом ли появлении их или же спустя некоторое время?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

с. 11 и 12; р. 1156–1157). Мирская печаль по степени напряжения разделяется подвижниками на два вида: один вид представляет собой умеренная печаль ( Ефрем Сирин , 1. с. р. 422), могущая приводить к исправлению и очищению пороков; другим видом считается чрезмерная печаль (λπη πρμετρος, И. Лествичник, Слово 26. Μ. 1. с. p. 1085 В.), гибельная (И. Кассиан, De coenobior. instit. lib. IX, с. 9; p. 357: Est etiam aliud detestabilius tristitiae genus), увлекающая аскета в пагубнейшее безнадёжие; этому роду печали подвержены были Каин и Иуда предатель (ibid. р. 357–358). Подобное же деление печали по степени напряжения находим и в аскетическом трактате бл. Диадоха. В этом сочинении встречаются указания на печаль умеренную (гл. 69) и умеренное безнадёжие (πελπισμς σμμετρος, гл. 87, и на печаль сильную ( πολλ λπη), повергающую аскета в безнадёжие и неверие (гл. 59). Вредные для подвижничества последствия мирской печали и средства против неё довольно подробно отмечаются подвижниками. Эта страсть отяготительно действует на духовную и телесную природу аскета, помрачая душу ( Нил Синайский , Ad Eulog. с. 3; р. 1141 D.: λπη... ψυχς σκτισμα. И. Лествичник, Слово 26; р. 1085 В.) λπη πρμετρος καπνδη κα σκοτεινν τν ψυχν ργζεται), отнимая у неё чувство ( Нил Синайский , Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας, с. 12; р. 1157 С.), умаляя рассудок (ibid. p. 1157 В.), расслабляя созерцательный ум (ibid.) и удручая тело (λπη... σαρκς σκληξ, Ad Eulog. p. 1144 А.). Мирская печаль, производящая означенное действие на подвижника, препятствует ему исполнять надлежащим образом обязанности монашеского звания (И. Кассиан, De coenobior. instit. lib. IX. с. I; p. 353), не позволяя воссылать чистую молитву (Нил Синайский, 1. с. с. 11; р. 1156) и совершать её с надлежащей бодростью (И. Кассиан, 1. с.; Евагрий, Capit pract. с 16; р. 1125), заниматься созерцаниями (И. Кассиан, 1. с.; Нил Синайский, 1. с. с. II; р. 1156 С.), служа препятствием для созерцания (Нил Синайский, 1. с. с. 11, р. 1156 С.: λπη... μπδιον ϑεωρας); она располагает инока порицать братий, служащих причиной его душевного смятения, мечтать об уединении (Евагрий, Capit. practic. с. 13; р. 1224), ублажать безмолвствующих в одиночестве ( авва Исаия , Слово 17, с. 6), странствовать по разным местам (Нил Синайский, Ad Eulog. с. 3; р. 1141 D.: λπη... ξενιτεας πρδρομος); странничество же монаха, опечаленного и унывающего (λπη... κηδας σμφοιτος), завершается отпадением от подвижничества и возвращением в мир (Исследования. К сноске абзац начало «g) В отношении к месту жительства»). Отчаяние, безнадёжность и духовная смерть – самые тяжкие последствия мирской печали (И. Кассиан, 1. с. с. 9; р. 357–358); Григорий Нисский , De beatit. Orat. III Μ. XLIV, 1220 В.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Так и в отношении вышесказанного: то, что умом труднопостигаемо и как будто не совместимо одно с другим, на деле таинственно совмещается, дивно сочетается и действует душеспасительно. Этому учит сам опыт; каждый христианин, который вкусил хоть немного этой горечи покаяния и самоуничижения, испытал чувство печали о своей греховности, – тот обязательно заметил, что с ними чудно соединена глубокая внутренняя, мирная, тихая радость, надежда; тот заметил – как душа после таких приливов самоукорения, смирившись, преклонившись пред Богом, бывает милостиво утешена Им; как самоосуждение, признание себя окаяннейшим преступником, величайшим грешником, достойным адских мук, непостижимым образом в глубине сердца укрепляют упование на милость Божию. Когда мы сами себя искренно, из глубины души, осуждаем, окаяваем, то Сам Господь нас оправдывает и прощает, когда мы скорбим, тяжко вздыхаем о грехах своих, то Сам Он вселяет в сердца наши радость помилования. «Печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, утешает его, внушая ему: «Не бойся, снова прибегни к Богу; Он благ и милосерд; Он знает, что человек немощен, и помогает ему». Печаль по Богу приносит радость и утверждает человека в воле Божией», – говорит авва Исаия 58 . «Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение... В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует...» «Уготовьтесь на скорби – и скорби облегчатся; откажитесь от утешения, и оно придет к тому, кто считает себя его недостойным...» – наставляет епископ Игнатий 59 . Также случается и противоположное сему: как человек, почитающий себя грешником, чуждым всего доброго, этим самоукорением и смирением приближается к Богу и утверждается в истинном добре; так и наоборот, – тот, кто считает себя ревностным и благочестивым христианином, способным на многие доброделания и подвиги, на самом деле далек от Бога и от истинного добра и часто бывает посмеян от демонов. КАК МОГУТ ДЕМОНЫ, ПРЕДЛАГАЯ ПО ВИДИМОМУ ДОБРОЕ, УЛАВЛИВАТЬ НАС В СВОИ СЕТИ

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

ветхого завета только во образе и стени; полные же дары св. Духа, соделавшие апостолов совершенными и сильными, они получили только в день пятидесятницы. 145 «Примечаем, говорит св. Василий вел., что он (предлог «в») нередко ставится вместо слога: «с». Например: «вниду в дом Твой во всесожжениях, вместо: со всесожжениями,» ( Пс. 65:13 ) « И изведе их в сребре и злате, вместо: с серебром и златом» ( Пс. 104:37 ) И: «не изъидеши в силах наших вместо, с силами нашими». ( Ис. 43:10 ). Подобных мест есть тысячи». (В. В. ч. 3, гл. 25, стр. 260). Так и Христос вместо того, чтобы сказать; «с вами пребывает», сказал: «в вас пребывает». 146 «Извествуяй же нас с вами, говорит ап. Павел, во Христа и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21–22 ) Он же говорит: «Понеже есте сынове, даде Бог Духа Сына Своего в сердца ваша вопиюща: авва отче». ( Гал. 4:6 ). Толков. Феофилакта. «Мы приняли Духа, Который божественно, необыкновенно касаясь наших сердец, научает нас называть Бога Отцом». (Гал. стр. 46). Ещё ап. Павел говорит: «Да даст вам по богатству славы своея, силою утвердитеся Духом Его во внутреннем человеце, вселитеся Христу верою в сердца ваша» ( Еф. 3:16–17 ). Толков. Злат. «Смотри, с какой ненасытностью просит им благ для того, чтобы они не колебались. А каким обр. это совершается? Духом Свят. во внутреннем вашем человеце вселитеся Христу верою в сердца» (т. XI, Еф., б. 7, стр. 59). «Как же утвердитеся? Духом Его, толкует эти слова Феофилакт, ибо Он есть подающий крепость. Как и Исаия называет Его Духом крепости» (Еф. гл. 3, стр. 118). Так. обр. из приведённых свидетельств видно, чти мы делаемся сынами Божиими через крещение, а непоколебимыми становимся только тогда, когда бываем утверждены и укреплены силой Духа Св., Которого получаем в сердца наши через помазание и запечатление миром. Вот этой-то благодати, обитающей в сердцах наших после миропомазания, которая помогает людям стоять твёрдо и не колебаться, утверждает в добродетелях, укрепляет «ко брани духовней...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

2 . Авва Петр говорил о старце Исаии, что когда я посетил его в болезни и нашел его весьма страждущим, то он, видя мою о нем печаль, сказал мне: что за страдания, когда есть надежда успокоения! Но вот меня объемлет страх того весьма мрачного времени, если я отвержен буду от лица Божия, и никто уже не явится мне на помощь, и не будет никакой надежды мне на успокоение. 3 . Преподобный Исаия говорит: горе мне, что я облечен именем Твоим, Господи. Но я работаю врагам Твоим и более слушаю их, чем Тебя. Горе мне, горе мне, что я делаю то, чем гнушается Бог мой, и потому Он не врачует меня. Как я могу предстать пред Господом и святыми Его, потому что враги мои не оставили во мне ни одного члена моего чистым пред Богом. 4 . Однажды братия долго упрашивали авву Макария, чтобы он пришел к ним и сказал им слово о спасении души. Авва Макарий долго не шел, но как братия умоляли его, он пришел и заплакал, потом сказал: «Будем плакать, братия мои, пусть очи наши проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где слезы наши будут жечь тела наши». И все заплакали, падши на лица свои и сказали: «Авва, отче, помолись о нас». 5 . Рассказывает авва Пимен про авву Диоскора, что он всегда плакал в келии своей. Ученик жил в другой келии, приходит он к авве Диоскору и видит его плачущим. «Отче, о чем ты плачешь?» – спрашивает ученик авву. Авва Диоскор ответил: «О грехах своих плачу, чадо». Ученик говорит ему: «Ты не имеешь грехов, авва». Но старец ответил ему: «Уверяю тебя, сын мой, если бы можно было бы мне видеть грехи свои, то мало было бы еще четырех человек, чтобы вместе со мною оплакивать их». Вот поистине, добавил авва Пимен, что авва Диоскор познал самого себя. 6 . Мать Синклитикия говорила своим сестрам, что много подвигов и трудов предстоит перенести приходящим к Богу, но за ними – неизреченная радость, ибо как желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и испускают слезы, так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами, пока не возгоримся мы. 7 . Просили братья старца Феликса, чтобы он сделал им поучение. Авва Феликс сказал: «Нет вам моего слова». «Почему же, отче?» – спросили его братья. «Потому, что ныне только слушают слово, – ответил авва Феликс, – а исполнять его не хотят. Вот потому я и не знаю, что говорить вам». Братья услышали это, вздохнули и сказали: «Отче, тогда ты помолись о нас Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

211. Некто рассказывал, что один брат, впадший в грех, пришел к авве Лоту и в смущении входил и опять выходил из кельи и не мог сидеть. Тогда авва Лот спрашивает его: «Что ты имеешь, брат?» Брат отвечал ему: «Я сделал большой грех и не могу открыть его отцам». Старец сказал ему: «Исповедай грех свой мне, и я возьму его на себя». Тогда брат сказал старцу: «Я впал в блуд и неистово стремился достичь этого». «Не унывай, – сказал ему старец, – есть покаяние. Пойди пребывай в пещере и постись по два дня, а я принимаю на себя половину греха твоего». По прошествии трех недель старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата, и брат пребыл в послушании у старца до самой смерти своей. 212. Однажды авва Лонгин спрашивал авву Лукия о трех своих помыслах. Он говорит: «Я хочу странствовать». Старец отвечает ему: «Если не будешь воздерживать языка своего, не будешь странником, куда бы ты ни пошел. Но обуздывай здесь язык свой, и будешь странник». Потом авва Лонгин говорит авве Лукию: «Хочу поститься». Старец отвечал: «Пророк Исаия сказал: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис. 58: 5). Лучше обуздывай худые помыслы». Наконец авва Лонгин говорит: «Хочу бежать от людей». Старец отвечал: «Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не сможешь хорошо жить». 213. Одна женщина, имевшая в груди болезнь, называемую рак, зная по слуху об авве Лонгине, искала случая видеть его. Он жил от Александрии к западу в девяти милях. Когда женщина пришла искать его, блаженный Лонгин собирал дрова на берегу моря. Увидев его и не зная, что это сам Лонгин, она спросила его: «Авва, где живет авва Лонгин, раб Божий?» Старец сказал ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему. Он обманщик. Какое у тебя дело к нему?» Женщина открыла ему болезнь свою. Авва Лонгин перекрестил больное место и отпустил ее, сказав: «Ступай, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе». Женщина поверила слову старца, пошла и тотчас исцелилась. После того, рассказывая некоторым об этом деле и описывая признаки старца, она узнает, что исцелил ее сам авва Лонгин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

- Братия, услышав, что послал его авва Антоний, тотчас приняли его. 2. Один согрешивший брат выслан был пресвитером из церкви. - Авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я также грешник. 3. Авва Исаия сказал: если придет к тебе помысл - осудить ближнего в каком-либо грехе, то сначала подумай о себе самом: не более ли его сам ты грешен? И если ты думаешь, что делаешь доброе, - не надейся, что ты угодил Богу. Тогда не дерзнешь осуждать ближнего. 4. Еще сказал: в неосуждении ближнего и в неуничижении его заключается спокойствие совести. 5. Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, стал пред дверьми его, и говорил: не пущу тебя войти. Авва умолял его, говоря: какая сему причина? - Ангел сказал ему в ответ: Бог послал меня к тебе, говоря: спроси его, куда велит Мне бросить падшего брата? - Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: согрешил пред Тобою, - прости мне! - Ангел сказал ему: встань, Бог простил тебе; но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его. 6. Рассказывали об авве Марке Египетском: он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и совершать для него приношение. - Диавол, видя крепкое терпение мужа, злоумыслил искусить его, и внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. - Страждущий, прежде всякого слова, закричал старцу, говоря: пресвитер твой грешник, - не позволяй ему более ходить к тебе. - Авва Марк сказал ему: сын мой! в Писании сказано: не судите, да не судими будете (Матф. 7, 1). Впрочем, если он и грешник, Господь простит его, - я и сам грешник, больше нежели он. Сказав это, он сотворил молитву, изгнал из человека демона, и исцелил его. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И Бог, видя незлобие старца, явил ему некоторое знамение, ибо когда пресвитер намеревался приступить к св. трапезе, я увидел - рассказывал сам старец, - Ангела, сходящего с неба, - он положил руку на главу пресвитера, - и сей сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010