Самоосуждение Кто не укоряет себя, тот побеждается гневом (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Осудивший сам себя свободен от обвинения, по причине покаяния, особливо если и в прочем соблюдает себя от поползновения... (свт. Василий Великий , 9, 189). ...Главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличений от других (свт. Иоанн Златоуст , 44, 746). Источник. Ты осудил свой грех? Через это ты сложил с себя бремя (свт. Иоанн Златоуст , 44, 833). Источник. Будь судьею над самим собою и над своими прегрешениями. В этом тебе никто не препятствует, а между тем ты и грехи свои таким образом исправишь, и не потерпишь от этого никакого вреда (свт. Иоанн Златоуст , 47, 465). ...Если здесь будем судить самих себя в повседневных прегрешениях наших, то избавимся от строгости будущего суда (свт. Иоанн Златоуст , 47, 650). ...Осуждающие сами себя за свои грехи предупреждают и отклоняют от себя суд Божий... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 246). Осуждающий сам себя вдвойне умилостивляет Бога – и сознанием грехов своих, и готовностию не делать их на будущее время (свт. Иоанн Златоуст , 53, 278). Источник. ...Если будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но сделаем много доброго, будем кроткими и умеренными, и получим все блага, обещанные любящим Бога... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 181). Неужели, скажешь, называть себя самого грешником значит тщеславиться? Да, этим путем мы приобретаем славу людей смиренных, становимся предметом удивления, похвал... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 225). Источник. Будем же осуждать и наказывать сами себя: таким образом мы умилостивим Судию (свт. Иоанн Златоуст , 55, 256). Источник. Будем осуждать самих себя, и Судия умилостивится; ибо, как благий, радуется Он, видя, что грешник расточает бремя свое (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник. ...Если хочешь ни здесь, ни там не понести наказания, требуй отчета у себя самого. Ибо если сами себя осуждаем, то не будем осуждены (прп. Нил Синайский , 73, 244). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Созерцание ...Человек, пока не совершит всякий труд в деятельных добродетелях, не может достигнуть свободы истинного созерцания (прп. авва Исаия , 59, 34). Блажен, кто приобрел созерцание будущих благ и вечного мучения мысленными очами и прилежно потрудился улучить вечные блага (прп. Ефрем Сирин , 30, 386–387). Источник. ...Намеревающемуся приступить к созерцанию всего сущего должно очистить себя во всем, быть чистым и нескверным по душе и по телу, омывшим с себя нечистоту соответственно душе и телу, – чтобы могли мы оказаться чистыми перед Тем, Кто видит сокровенное, и чтобы благоприличие в видимом сообразно было внутреннему расположению души (свт. Григорий Нисский , 18, 312). Источник. Созерцание... Бога совершается не по видимому и не по слышимому, и никаким из обыкновенных понятий не объемлется; ибо сего око не виде, и ухо не слыша, и это не есть что-либо из входящего обыкновенно на сердце человеку (ср.: 1Кор. 2, 9 ). Напротив того, намеревающемуся приступить к уразумению высокого надлежит предочистить нрав свой от всякого чувственного и бессловесного движения, омыв ум от всякого мнения, составляемого по какому-либо предположению, и отлучив себя от привычного собеседования с своею сожительницею, т. е. с чувственностью (она есть как бы супруга и сожительница нашей природы); и когда станет кто чист от всего этого, тогда уже осмеливаться ему приступить к горе (ср.: Исх. 19, 10 ) (свт. Григорий Нисский , 18, 313). Источник. ...Созерцание не совершает душу само по себе, если нет дел, показывающих преспеяние в нравственной жизни... (свт. Григорий Нисский , 20, 341). Источник. Душа трепещет и ужасается, долго занимаясь вышними созерцаниями (свт. Иоанн Златоуст , 44, 520). Источник. Созерцание и ведение обыкновенно бывают путеводителями и виновниками строгой жизни через то, что сердце, ими восхищенное горе, приходит в презрение земных удовольствий и всякой чувственной сласти житейской, как вещей ничтожных. Источник. И обратно, жизнь внимательная, во Христе Иисусе совершаемая, бывает отцом созерцания и ведения и родителем Божественных восхождений и мудрейших помышлений, сочетавшись с супругою – смирением... (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 198–199). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дары Божии ...Терпеть обиды с радостью и незлобиво, делать добро врагам, полагать душу свою за ближнего и подобное – суть дары Божии, ниспосылаемые произволяющим получить их от Бога, старанием, делати и хранити ( Быт. 2, 15 ), как сказано было Адаму; чтобы дары пребывали, (хранимые) благодарением к Благодетелю (сщмч. Петр Дамаскин , 73, 174). Дарования Божии приходят сами собою, если найдут место чистым и нескверным (прп. авва Исаия , 59, 48). Каждому, но мере веры, даются от Бога дарования на пользу (свт. Василий Великий , 7, 365). Источник. Поскольку дарования Духа различны, и как один не может принять всех дарований, так и все приемлют не одно и то же дарование, то надобно каждому целомудренно и с благодарением пребывать в данном ему даровании, и всем быть согласными между собою в любви Христовой, подобно членам в теле. А потому низший по дарованиям, в сравнении с превосходящим его, не должен отчаиваться, а высший – презирать меньшего. Ибо разделившиеся между собою и восстающие друг на друга достойны погибели (свт. Василий Великий , 7, 368). Кто какой бы то ни было дар Божий бережет только для собственного наслаждения, а не делает другим благодеяния, тот осуждается как скрывший талант (свт. Василий Великий , 9, 206). ...Беду навлечет на себя тот, кто, получив от Бога телесную силу для пользы общей, не употребит ее в дело и скроет (свт. Василий Великий , 9, 386–387). Если сподобился ты дарования, не высокомудрствуй, ибо не имеешь у себя ни одного совершенства, егоже неси приял от Бога ( 1Кор. 4, 7 ); и если не будешь ходить по Его заповеди и воле, отнимет Он у тебя собственность Свою и отдаст это лучшему; и тогда будешь походить на человека, у которого отнимают перо, только что омоченное в чернила (при. Ефрем Сирин , 30, 182). Источник. Господь дары Свои дает в меру, соразмеряя с силами приемлющего; дает Себя и видеть по мере сил нашего ока, и слышать по мере сил нашего слуха, и славословить по мере сил наших уст, дает Он и мудрость по мере сил нашего языка (прп. Ефрем Сирин , 34, 400). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пресвитеры... должны быть благосердны, милостивы ко всем, обращать заблуждающих, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, всегда стараться о добром пред Богом и человеками (см.: 2Кор. 8, 21 ), воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде; удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха. И потому если молим Господа, чтобы Он простил нас, то и мы должны прощать. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет (см.: Рим. 14, 10, 12 ). Итак, будем служить Ему со страхом и всяким благоговением, как Он заповедал Сам и благовествовавшие нам Апостолы и Пророки, предсказавшие пришествие Господа нашего. Будем ревностны в добре, будем удаляться от соблазнов, от лжебратий и от тех, которые лицемерно носят на себе имя Господне и вводят в заблуждение людей легкомысленных (сщмч. Поликарп Смирнский , 94, 324). Источник. Надобно наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, – и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со (ловом Божиим (прп. Антоний Великий , 89, 124). Источник. Напрасно учит тот, у кого дела не соответствуют учению (прп. авва Исаия , 59, 181). ...Доброму пастырю несвойственно останавливаться на отдых, когда вверенное ему стадо рассыпано (свт. Василий Великий , 6, 328). Источник. Предстоятель слова все должен делать и говорить с осмотрительности» и по многом испытании, с целью благоугодить Богу, как человек, имеющий нужду в одобрении и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены(свт. Василий Великий , 7, 401). Источник. строители храма Божия, которые приуготовляют душу каждого, чтобы сделать ее соответственною основанию Апостолов и Пророков (свт. Василий Великий , 7, 416). как насадители Божиих розг, которые не насаждают ничего чуждого виноградной Лозе, т. е. Христу, и ничего неплодоносного, но со всяким рачением улучшают, что свойственно сей Лозе и плодоносно(свт. Василий Великий , 7, 416).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кротость Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия, а чрез бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретет познавший свое естество – что он был прежде рождения и что будет по смерти (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 40). Кротость приводит ум к познанию и рассуждению... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 50–51). ...Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 52). Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих (прп. Антоний Великий , 89, 64). Источник. ...Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость... (прп. авва Исаия , 59, 209). Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам... блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким (свт. Василий Великий , 5, 249). Источник. Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. Подвижник должен, как можно более, быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться духа кротости, а приемлющий в себя сего духа должен уподобляться приемлемому (свт. Василий Великий , 9, 353). ...И заботящимся о кротости прилично благовременное негодование... Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости (свт. Василий Великий , 9, 354). Источник. За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь (свт. Василий Великий , 9, 354).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 466). ...Святое причащение с верою всегда спасительно и плодотворно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 111). Приготовление ко причащению Если хочешь причаститься Тела Христова, то блюдись, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти против кого... (прп. авва Исаия , 59, 205). С каким намерением должно есть Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы живущие жили уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего (свт. Василий Великий , 7, 332). Источник. Что свойственно тем, которые едят Хлеб и пиют Чашу Господню? – Соблюдать непрестанное памятование об Умершем за нас и Воскресшем... Жить к тому не себе, но Умершему за них и Воскресшему (свт. Василий Великий , 7, 418). Источник. ...Мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, со тщанием притекайте к Божественной литургии, принеся Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем не разговаривая, но... проливая слезы, воздыхая, молясь, от всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойным приятия Божественных Тайн... (прп. Ефрем Сирин , 32, 23). Будь простодушно верным; со всею верою причащайся Пречистого Тела Владычнего, в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Тайн (прп. Ефрем Сирин , 32, 384). Источник. ...Надобно чистою душою принимать в себя свыше сходящую Пищу, которую не сеяние при помощи земледелия произрастило нам, но которая есть готовый несеяный и неоранный Хлеб, сходящий свыше, обретаемый же на земле (свт. Григорий Нисский , 18, 305). Источник. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Приступить же с верою значит не только принять предложенное , но прикоснуться к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к Самому Христу (свт. Иоанн Златоуст , 50, 520).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если мы имеем печать Святого крещения, то позаботимся возненавидеть грехи свои, дабы обрести милость в день Суда (прп. авва Исаия , 59, 210). ...Слову предан человек как Врачу, чтобы уврачевать от угрызения змия; как Жизни, чтобы воскресить мертвого, как Свету, чтобы озарить тьму; и сущему Слову, чтобы обновить словесную тварь (свт. Афанасий Великий , 1, 269). Источник. ...Должно нам сообразовать житие свое с житием святых и отцев, и им подражать, а также знать, что, уклоняясь от образа их жития, делаемся чуждыми и общения с ними (свт. Афанасий Великий , 2, 6). Не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему, или терпит при себе что-либо хотя мало отвлекающее от Божией заповеди (свт. Василий Великий , 7, 309). Источник. Каковы, по требованию Божиего Слова, должны быть христиане. ... как овцы Христовы, которые слушают единственно голоса собственного своего Пастыря и за Ним последуют. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут ( Ин. 10, 27 ). И выше: по чуждем не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ип. 10, 5). как розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно. Аз есмь лоза, вы же рождие ( Ин. 15, 5 ). как члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или даровании Святаго Духа совершенны, соответственно достоинству Главы, которая есть Христос. Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть ( 1Кор. 6, 15 )... как невеста Христова, которая соблюдает чистоту, сообразуясь с единою волею Жениха. Имени невесту жених есть ( Ин. 3, 29 ). Обручив бо вас единому мужу деву чисту представший Христову ( 2Кор. 11, 2 ). как Божии храмы, которые святы, чисты и наполнены единственно тем, что принадлежит к служению Богу. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидет, и обитель у него сотворима ( Ин. 14, 23 )... как жертва Богу нескверная и беспорочная, которая во всех членах и частях сохраняет здравое благочестие. Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше ( Рим. 12, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

авва Исаия , 59, 18–19). Источник. Относительно Святого причастия... хульные помыслы или неверие... прямо от врага (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 103). Что испытываете нападки и особенно, когда поговеть решаетесь, это вражья уловка. Он силится сам или отклонить от говения, или испортить его. – Но когда сопротивлялись и не уступили... то это знак победы, а не поражения, и не только не мешает приступлению к Таинствам, напротив, служит лучшим украшением сего дела Божия, т. е. причащения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 140). Источник. Как часто нужно причащаться ...Время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестию и безукоризненною жизнию (свт. Иоанн Златоуст , 44, 554). Источник. ...Одно только время для приступания к Тайнам и причащения – когда чиста совесть (свт. Иоанн Златоуст , 53, 277). Источник. Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые – часто, или тех, которые – редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистою совестию, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнию (свт. Иоанн Златоуст , 55, 153). Источник. ...Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однакоже с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность Небесных Таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше гордости высказывают, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый Господский день принимали их дня уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Помощь Божия Познавший немощь свою, из многих искушений, и телесных и душевных страстей, познает бесконечное могущество Бога, как Он избавляет смиренных, вопиющих к Нему претрудною молитвою от сердца. И таковому молитва бывает уже сладостна. Видя, что без Бога ничего не может сделать, и, страшась падения, он подвизается быть неотступно при Боге; удивляется же, помышляя, как Бог его избавил от стольких искушений и страстей, и благодарит Могущего избавить его, а с благодарением получает смирение и любовь, и отнюдь никого не смеет судить, зная, что как Бог помог ему, так может и всем помочь, когда восхощет... Может быть, иной и успевает бороться со многими страстями и побеждать их, а себя считает немощным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 23). Не надейся на свои силы, и помощь Божия будет соприсутствовать тебе (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Дела обличают нас, когда в скорбях скорее прибегаем ко всему прочему, только не к Богу. Больно у тебя дитя? Ищешь ворожею или вешающего на шеи младенцам пустые надписи или, наконец, идешь ко врачу и за лекарствами, пренебрегши Того, Кто может спасти. Возмутил тебя сон? Бежишь к снотолкователю, устрашился ты врага! Ищешь заступника в ком-нибудь из людей. Вообще при всякой нужде обличаешь сам себя, что на словах называешь Бога прибежищем, и на деле домогаешься помощи от бесполезного и суетного. Но праведнику истинная помощь – Бог (свт. Василий Великий , 5, 212). Источник. Всякий человек имеет нужду в великой помощи, потому что, по немощи, естественно в нем находящейся, с ним встречается много горестного и трудного. Посему, ища убежища от всех бедствий, как бы удаляясь в безопасное место или, по причине неприятельского нашествия, укрываясь на какой-то острой вершине горы, окруженной крепкою стеною, прибегает он к Богу, только пребывание в Нем признавая для себя успокоением (свт. Василий Великий , 5, 291). Источник. ...Бог – наш помощник и споборник всякого сражающегося противу козней диавола, и посылает служебных духов к требующим спасения (свт. Василий Великий , 5, 293). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Потребило же пищу оно не по естеству смертных тел, но Божественным действием, и как бы сказал кто: как огонь потребляет воск, но только с той разницей, что огонь, чтобы существовать, должен быть поддерживаем топливом, а бессмертные тела не нуждаются в пище для своего существования (свт. Григорий Палама , 26, 218–219). Врата вечные и пути непроходимые открылись перед Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел Пресвятою Душею Своею и неразлучившимся с Нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес и вступил на Престол Божества (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 135). Вознесение ...Христос вознесся не при помощи кого-нибудь, ведшего Его, но Сам шел этим путем. Илия и не таким путем восшел, как Христос, и вознесен был постороннею силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем... (свт. Иоанн Златоуст , 48, 220). Источник. Претерпев Крест, также и смерть, и воскресши Духом, Он вознесся во славе и обновил путь на небеса всем несомненно верующим в Него... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 108). ...Вознесшись, Христос восшел к Высочайшему Отцу и в самые Отеческие недра, откуда и Дух имеет бытие, и показал Себя участником, даже и по человеческому естеству, свойственного Отцу достоинства тем, что и Он так же послал с небес Духа, исходящего и посылаемого от Отца (свт. Григорий Палама , 26, 239). Искупление ...Смерть Его соделалась для нас спасением, и смертию Его навсегда умерщвлен грех. Его Воскресение соделалось жизнию и врачевством от страстей для верующих в Него, дабы они жили в Боге и приносили плод правды (прп. авва Исаия , 59, 142–143). ...Восприятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны, этим приношением сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть (свт. Афанасий Великий , 1, 202). ...Погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти (свт. Афанасий Великий , 1, 202). ...Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им, наконец, могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу (свт. Афанасий Великий , 1, 208). ...Господь и родился, и явился человеком, умер и воскрес, делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей, чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди, отвлечь их и научить ведению истинного Отца Его... (свт. Афанасий Великий , 1, 211). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010