Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. В душе действует ум, а в теле природа. Ум обожает душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум; потому не всякая душа спасается (прп. Антоний Великий , 89, 88). Источник. ...Когда ум достигнет видения славы Божества, тогда страшатся его враги... (прп. авва Исаия , 59, 35). ...Ум, каков есть, познается через помыслы свои (прп. авва Исаия , 59, 79). Если ум вкусит Божественной сладости, то никакие стрелы не могут уязвлять его (прп. авва Исаия , 59, 114). ...Невозможно уму, связанному попечениями века сего, служить Богу (прп. авва Исаия , 59, 146). Три добродетели доставляют непрестанный свет уму: незнание лукавства ни в каком человеке, перенесение всего случающегося без смущения, благотворение врагам (прп. авва Исаия , 59, 209). ...Если ум тщательно будет стоять над чувствами своими, то приобретает бессмертие... (прп. авва Исаия , 89, 305). Как нельзя одним глазом смотреть на небо, а другим – на землю, так и уму нельзя пещись и о Божием, и о мирском (прп. авва Исаия , 89, 343). ...Поскольку и чувства в теле настроены как лира: когда управляет ими сведущий ум, тогда душа рассуждает и знает, что делать и как поступать (свт. Афанасий Великий , 1, 167). Источник. ...Если кто быстрее кого умом и не употребляет естественной своей крепости к исследованию истин Божественных, то горе и ему, когда истяжется дело по мере данных ему дарований (свт. Василий Великий , 6, 70). Источник. Тот ум в действительности велик, который созерцает великое, способен проникать в Творческие законы и из них уразумевать красоту премудрости Художника всяческих (свт. Василий Великий , 6, 283). Источник. ...Если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом (свт. Василий Великий , 8, 15). Источник. ...Поскольку ум будет зарыт здесь как в некоторой тине, душа, по необходимости, не увидит Бога и не подвигнется к вожделению небесных красот и уготованных нам по обетованиям благ... (свт. Василий Великий , 9, 182).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Величайшее совершенство души и дело весьма Богу угодное есть то, когда нет зла в человеке (прп. Антоний Великий , 89, 92). Напрягайся непрестанные изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека (прп. Антоний Великий , 89, 107). Источник. ...Не желайте ни слышать, ни говорить того, что не приносит вам (душевной) пользы... (прп. авва Исаия , 59, 8). ...Если ты познал себя, если течет в тебе источник Святаго Духа, то это служит верным знамением, что враги твои рассеяны и погибли... (прп. авва Исаия , 59, 106–107). ...Невозможно подвижнику противоборствовать врагам и достигнуть совершенства, если обладают им страсти (прп. авва Исаия , 59, 158). ...Не верь себе, будто ты достиг до чего-то достойного Бога, зря себя (находящемся еще) в стране врагов своих (прп. авва Исаия , 89, 390). Если... увидишь во время молитвы, что совершенно никакое зло не обличает тебя, тогда ты истинно свободен и вшел на святой Его покой, по воле Его (прп. авва Исаия , 89, 390). Как птица не может полететь одним крылом... так и душа не может преуспеть по Богу, будучи связана чем-либо из мирского (прп. авва Исаия , 89, 407). ...Усиленного воздержания от пищи еще недостаточно для совершенства, если душа не будет вполне воздерживаться от того, что питает грех (свт. Василий Великий , 6, 47). Источник. Вот высота человека, вот слава и величие его – знать истинно великое, прилепляться к нему и искать славы у Господа славы (свт. Василий Великий , 8, 268). ...Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым и нескончаемым веселием... (свт. Василий Великий , 9, 328). ...Как живописцы, когда пишут картину с картины, часто всматриваясь в подлинник, стараются черты его перенести в свое произведение, так и возревновавший о том, чтобы соделаться совершенным во всех частях добродетели, должен при всяком случае всматриваться в жития святых, как бы в движущиеся и действующие какие изваяния, и что в них доброго, то через подражание делать своим (свт. Василий Великий , 10, 11).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Спорливость В собеседованиях не должно быть никакой грубости, ибо умных людей обыкновенно украшают скромность и целомудрие более чем дев (прп. Антоний Великий , 89, 68). Источник. Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобою в борьбу против истины и очевидности, то, прекратив спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо как дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву (прп. Антоний Великий , 89, 70). Источник. Не люби прений, чтобы не вселилось в тебя вселукавство (прп. авва Исаия , 89, 331). Не спорьте друг с другом ни о каком предмете (прп. авва Исаия , 59, 8). Источник. Не будь спорлив, чтобы не сделаться жилищем всякого зла (прп. авва Исаия , 59, 64). Источник. Все, что ненавидит Бог, обитает в душе человека спорливого и горделивого (прп. авва Исаия , 59, 136). Кто порабощен сей страстию , тот не хочет нести креста своего, а увлекается тщеславием (прп. авва Исаия , 59, 136). Эта страсть ниспровергает все здание добродетели и наводит на душу такой нрав, что она не может видеть света честности (прп. авва Исаия , 59, 136). Кто спорит с пустословом, тот обыкновенно сам ему уподобляется (свт. Василий Великий , 7, 30). Источник. Будьте уступчивы друг другу и не заводите споров о том, что ни к чему не полезно (прп. Ефрем Сирин , 30, 232). Источник. Лучше быть честно побежденным, нежели одержать победу со вредом и незаконно (свт. Григорий Богослов , 12, 76). Источник. Лучше, будучи мудрым, уступать по скромности, нежели, будучи невеждою, надуваться по дерзости (свт. Григорий Богослов , 12, 474). Источник. И мы, подражая Христу, можем иногда заграждать уста любопытным совопросникам и их неуместные вопросы решать вопросами же еще более неуместными (свт. Григорий Богослов , 14, 218). Источник. Не заботься во всем и всегда одерживать верх. Лучше уступить над собою победу с пользою, нежели победить со вредом. И у борцов почитается побежденным не всегда тот, кто лежит внизу, но часто и тот, кто остается вверху (свт. Григорий Богослов , 16, 206). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Уныние ...Желающий отогнать уныние, должен отвергнуть всякую беседу с людьми и излишний сон и предоставить унынию измождать его тело и душу, пока оно не отойдет, видя терпение в беспрестанном упражнении о Боге, в чтении и чистой молитве. Ибо всякий враг, если видит, что он может успеть что-нибудь, то продолжает нападать, а если нет, то отходит или совершенно, или на время. Посему желающий победить врагов должен иметь во всем терпение (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 139). Всевозможно убегай уныния, ибо оно истребляет весь плод монаха (прп. авва Исаия , 59, 29). Во всяком месте и деле избегай уныния и лености, чтобы не быть угнетенным силою врага (прп. авва Исаия , 59, 65). Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий (прп. авва Исаия , 59, 209 210). ...Уныние (разленение) есть помощь злу (прп. авва Исаия , 89, 349). Не дадим места унынию в сердце нашем, чтобы оно не сделало нас безнаследными в земле обетования (прп. авва Исаия , 89, 414). Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы (свт. Василий Великий , 8, 5). Источник. Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния (прп. Ефрем Сирин , 30, 200). Источник. ...Из тяжкого тяжкое – уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здоровья. Посему добродетель познается не в унынии, но в терпении (прп. Ефрем Сирин , 30, 511). К истреблению... уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием а воздержание охраняется телесным трудом (прп. Ефрем Сирин , 31, 595). Источник. ...У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа (прп. Макарий Египетский , 67, 450). Источник. ...Дух уныния обычно нападает на праздного, о котором говорит Премудрый, что он в похотех есть ( Притч. 13, 4 ) (авва Евагрий, 89, 595).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гнев ...Если не будете удерживаться от гнева, то потеряете всю надежду спасения (св. Ерм , 93, 186–187). ...С корнем исторгайте из сердец ваших томящие вас злые помышления, какие имеете друг на друга, чтобы таким образом пресекать всякий зародыш недружелюбия, корень которого – ненависть и зависть (прп. Антоний Великий , 88, 53). На согрешающих не должно гневаться, хотя бы совершаемые ими проступки были достойны наказания. Виновных, ради самой правды, должно обращать (на путь истинный) и наказывать, если потребуется, или самим, или через других, а гневаться на них или серчать не следует, потому что гнев действует только по страсти, а не по суду и правде (при. Антоний Великий , 88, 75). Источник. Если нападет на тебя гнев, поспешнее гони его подальше от себя – и будешь радоваться во все дни жизни твоей (прп. Антоний Великий , 88, 113). Источник. Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага... Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи (прп. авва Исаия , 59, 11). Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми (прп. авва Исаия , 59, 51). вкусил за нас оцет, чтобы мы погасили в себе гнев и всякое смущение суетное (прп. авва Исаия , 59, 73). Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия , 88, 430). Источник. Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением, или чрез гнев передаться на сторону противника (свт. Василий Великий , 8, 140). ...Если остаешься негневным, то приводишь в стыд обидчика, показав целомудрие на самом деле (свт. Василий Великий , 8, 148). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Послушание Если вы будете терпеливы, послушны и покорны отцам своим, то прекрасное воздаст вам Господь воздаяние; и вот тот труд, который помянется перед лицем Господа. Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется (прп. Антоний Великий , 89, 57). Выходя на дело (послушания), храните себя от лености и дерзости (прп. авва Исаия , 59, 8). Кто живет с отцом или братом своим, пусть не совещается ни о чем с кем-либо из посторонних, но о всем – с тем, кто живет с ним: в этом мир и послушание (прп. авва Исаия , 89, 311). Источник. Предай сердце свое в послушание отцам своим – и благодать Божия будет обитать в тебе (прп. авва Исаия , 89, 331). Источник. Если сердце твое всем существом своим возненавидело грех и отстало от того, что порождает грех его, и ты, положив перед собою мучение (вечное) с разумом, отстранился от всего, что влечет к нему (греху), и молишься с разумом Создателю своему, да сопребывает Он с тобою, ничем Его не опечаливая, но плача перед Ним и говоря: «Дело Твоей милости есть избавить меня, я же, без помощи Твоей, не имею сил избежать от рук их (врагов моих)», и (при этом) внимаешь сердцем своим, чтобы не опечалить и того, кто учит тебя по Богу; то это есть по естеству Иисуса. Ибо если человек и все сотворит, послушания же, смирения и терпения не стяжет, то уклоняется в то, что не по естеству. Но предай все сердце свое в послушание Богу, моляся Ему во истине и говоря: «Господи! Пред Тобою есмь; удостой меня (познания) воли Твоей; ибо сам я не знаю, что мне полезно; Ты побори (врагов моих); ибо я не уразумеваю злокозненности их». И если ты будешь делать то, что по естеству Иисуса, то Он не попустит тебе заблудиться ни в чем. Но если ты какую заповедь сотворишь, а не предашь Ему себя всецело в послушание, то Он нимало не попечется о тебе (прп. авва Исаия , 89, 361–362). ...Должно ли оказывать послушание всякому и приказывающему что бы то ни было? Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе (см.: Исх. 18, 19–24 ). Но поскольку есть немалая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедию, иные же, хотя, по-видимому, и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди), то необходимо помнить сказанное Апостолом: Пророчествия не уничижайте. Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя огребайтеся ( 1Сол. 5, 20–22 ) (свт. Василий Великий , 9, 227). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Милостыня Делай добро, и от плода трудов твоих, который дает тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Всем давай потому, что Бог хочет, чтобы всем было даруемо из Его даров. Берущие отдадут отчет Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват; ибо он исполнил служение, какое получил от Бога, не разбирая, кому дать и кому не давать... (св. Ерм , 94, 182). ...Как водою спасительного крещения погашается огонь геенский, так милостынею и делами правды утушается пламя грехов (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 269). Источник. ...Через милостыни молитвы наши соделываются действенными... милостыня освобождает жизнь от опасности... милостыня избавляет душу от смерти (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 272). Источник. От милости рождается надежда; немилостивый чужд добродетели (прп. авва Исаия , 59, 93). Милостыня, с разумом творимая, рождает презрение (имущества) и руководит к любви; а немилостивость означает, что нет в человеке добродетели (прп. авва Исаия , 89, 349). Милостыня, поданная без смирения, не приемлется на небе, и жертва, принесенная без смирения, не угодна Святому Духу (прп. авва Исаия , 92, 116). Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми (прп. авва Исаия , 93, 422). Источник. ...Творящий милостыню, чтоб прославлену быть людьми, берет мзду; он уже не милостынодаятель, он не щедр (свт. Василий Великий , 6, 372). Источник. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, Который и даровал нам все, что ни имеем (свт. Василий Великий , 7, 352). Источник. Нет пользы от благотворительности, о которой трубят трубою... (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. ...Хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу (свт. Василий Великий , 8, 79). Источник. ...Благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков, неприятно Богу... (свт. Василий Великий , 8, 336–337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Заботы ...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм , 94, 204). ...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 54). Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159–160). ...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия , 59, 158). Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 194) Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия , 59, 217). ...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий , 8, 307–308). Источник. ...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий , 11, 254). Источник. ...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин , 31, 154–155). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин , 32, 373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Фарисейство Мы уподобляемся фарисеям; посты, бдения и тому подобное, может быть, и имеют некоторые из нас и часто с некоторым ведением, но рассуждения не имеем, потому что не хотим быть внимательными к себе и познать, что есть искомое нами. Не хочет кто-либо (из нас) пребывать во внимании помыслам, дабы приобрести опытность от многих браней и искушений, и сделаться, может быть, для других искусным мореплавателем, если не кормчим. Но как видно, будучи слепыми, по примеру фарисеев, говорим, что мы видим. Сего ради, сказано, лиишшее приимут осуждение (ср.: Мф. 23, 14 ) (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 18–19). В толпу людей мирских не вмешивайся, но и фарисею не подражай, который делал все напоказ (прп. Антоний Великий , 89, 104). Источник. Крест служит прознаменованием будущего бессмертия, когда им заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи представляют (собою) образ неверия и безнадежия; фарисеи же – злобы, лицемерия и тщеславия. Ибо сказано в Писании: не смеяше кто от того дне вопросити Его (Иисуса) (ср.: Мф. 22, 46 ) (прп. авва Исаия , 59, 72). Источник. Не превозносись верою и святостию своею; по до последнего издыхания пребывай в страхе (прп. авва Исаия , 59, 92). Источник. И аще умножите моление, не услышу ( Ис. 1, 15 ). Да слышат слова сии те, которые не сделали в жизни ничего доброго, но думают оправдаться продолжительностью молитвы. Ибо молитвенные слова не просто полезны, но когда произносятся с усердным расположением. И фарисей, по-видимому, умножал моление. Но что говорит Слово? Став же фарисей, аще в себе моляшеся (ср.: Лк. 18, 11 ), в себе, а не к Богу, ибо на себя обращал мысль, так как был во грехах гордыни (свт. Василий Великий , 6, 53). Источник. ...Не переставай исследовать себя самого, точно ли ведешь ты жизнь по заповеди; но не смотри на внешнее, чтобы можно тебе было найти в ком-нибудь достойное порицания, по примеру этого жестокого и высокомерного фарисея, который стоял, оправдывая себя и уничижая мытаря. Напротив того, не преставай судить себя самого: не согрешил ли ты в чем помышлением? не поползнулся ли на что язык, предваряя мысль? не совершено ли в делах рук твоих что-нибудь необдуманное? И если найдешь много прегрешений в жизни своей (а найдешь, без сомнения, потому, что ты человек); то скажи словами мытаря: Боже, милостив буди мне грешному (ср.: Лк. 18, 13 )! (свт. Василий Великий , 8, 38).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Лицемерие Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив (прп. Антоний Великий , 89, 115). Источник. Да не будет иное в устах ваших, а другое в сердце, ибо Бог поругаем не бывает ( Гал. 6, 7 ), но равно все видит и сокровенное, как явное (прп. авва Исаия , 59, 9). ...Многие, как на позорище собственной жизни, лицедействуют, иное нося в сердце, а иное выставляя напоказ людям. Поэтому не помрачай лица. Каков ты сам в себе, таким и кажись (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. Тот лицемер, кто на зрелище принимает на себя чужое лицо; будучи рабом, представляет нередко лицо господина, и, будучи простолюдином, – лицо царя (свт. Василий Великий , 8, 6). Источник. Не видишь ли, какое зло – лицемерие? И оно – плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовью, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло (свт. Василий Великий , 8, 165). Горе лицемеру! Пастырь от него отказывается, и волк похищает его (прп. Ефрем Сирин , 30, 72). Источник. Перед зрителями ... благоговеен, а во внутренности почти что дикий зверь. Услаждает речь свою, передавая ее людям, а сам всегда горек и лукав по намерению (прп. Ефрем Сирин , 30, 288). ... был бы для тебя ворон, эта самая некрасивая из птиц, если бы он, окрасившись чем-нибудь белым, стал представлять из себя лебедя? – Для меня он очень смешон. А если человек, низкий по нравам, величается благородством, уважать ли мне его? (свт. Григорий Богослов , 16, 213). Многие, строго наблюдая за внешним, упражняясь в науках и заботясь о жизни правильной, думают, что такой человек совершен, не вникая в сердце, не примечая там пороков, какие обладают душою (прп. Макарий Египетский , 89, 217). Источник. Никогда волк не беседовал дружески с овцою, а также немилосердый и ненасытный помысл не может быть в приязни с доброжелательством (прп. Нил Синайский , 72, 387–388). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010