3 . Авва Иоанн Колов говорил: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы и таким образом неприятели, погибая от голода, покоряются ему. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят душу его». 4 . Сказывал также: «Однажды шел я с своим плетеньем по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева – и я убежал, оставив свои корзины». 5 . Еще однажды, во время жатвы, авва Иоанн, услышав, что брат сердито говорит с ближним, и ему говорит: «Э! И ты также?» – убежал, оставив жатву. 6 . Некоторые старцы, бывши в Ските, обедали вместе. С ними был и авва Иоанн. Один пресвитер, муж великий, встал подать чашу воды; но никто не решился принять от него чаши, кроме одного Иоанна Колова. Все удивились и сказали ему: «Как ты, младший из всех осмелился принять услугу от пресвитера?» Авва отвечает им: «Когда я встаю, чтобы подавать чашу, радуюсь, если все примут ее, чтобы получить мне награду. И сам я теперь принял чашу для того, чтобы доставить ему награду, и чтобы он не опечалился, что никто не принял от него чаши». – Когда сказал так, все удивились и получили назидание от его рассудительности. 7 . Однажды авва Иоанн сидел против церкви. Братия окружали его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев, увидев это и искушаемый завистью, говорит ему: «Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда!» Авва Иоанн отвечает ему: «Так, авва! И ты сказал это, видя одну только наружность; а что сказал бы ты, если бы увидел внутренность!» 8 . Отцы сказывали: однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом. Авва Иоанн увидел его, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся, когда ему надлежало бы лучше плакать, потому что ест милостыню?» 9 . Однажды некоторые из братий пришли испытать авву Иоанна; ибо он не позволял своему уму развлекаться и не говорил о делах житейских. Братия говорят ему: «Благодарение Богу! В нынешнее лето много было дождя: пальмы напоены и пускают отростки; братия будут иметь свое рукоделие». Авва Иоанн отвечает им: «Подобным образом, когда Дух Святой нисходит в сердца человеческие, они обновляются и возрастают в страхе Божием».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Любовь к ближнему неотделима от любви к Богу, об этом свидетельствует «некий Старец», на вопрос брата — «как может человек получить дар любить Бога?», он отвечает «Если кто видит брата своего в прегрешении и возопиет о нем к Богу, тогда получит разумение, как должно любить Бога». То же у Аввы Антония «От ближнего нам и жизнь и смерть. Ибо, если приобретем брата, то приобретем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа» (Авва Антоний). Чем более глубока их любовь к Богу, тем нежнее любовь к братьям. Как трогательно Авва Пимен, увидев брата, дремавшего во время богослужения в церкви, вместо осуждения, кладет его голову на свои колени, чтобы тот отдохнул (ср. Авва Пимен 92). Тот, в ком разгорелась такая любовь, готов полностью принести себя в жертву. «Если бы я мог найти прокаженного, — говорит Авва Агафон, — чтобы взять себе его тело и отдать ему свое, сделал бы это с радостью. Ибо в этом совершенная любовь» (Авва Агафон 5). Истинная и совершенная любовь, по своей природе, жертвенная любовь, она отдает все, ничего не ожидая взамен. По своей сути, она — стержень человеческого существа, лучше сказать, что сам человек как существо — любовь. Люблю, значит существую! — В этой максиме содержится вся онтология и антропология Отцов–пустынников. Приобретение полноты любви немыслимо без упражения в посте. Сам пост, это уже одно из проявлений самопожертвования и любви, но одновременно, он и путь стяжания совершенной любви, ибо представляет собой борьбу против самовлюбленности и эгоизма. Потому авва Евагрий и говорит, что умеренный пост, когда он соединен с любовью, приводит монаха к пристани бесстрастия (ср. Авва Евагрий 6). В то время, как любовь рождается из поста, эгоизм и ненависть, рождаются от его нарушения и гордости, которая корень всякого зла и греха. Авва Илия выражает это следующими словами — « Что может сделать грех там, где есть покаяние? Какая польза от любви там, где гордость?» (Авва Илия 3). Другими словами, можно сказать, что все изречения Отцов–пустынников — это тихое свидетельство о великом пламени любви, разгоревшемся в этих святых душах к Богу и к ближнему. Просто и скромно они открывают, что вся их жизнь посвящена святой любви, и пронизана любовью, превращена в пламя любви, в саму любовь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

3. Авва Иоанн Колов говорил: «Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и таким образом неприятели, погибая от голода, покорятся ему. Так бывает с плотскими страстями. Если человек будет жить в посте и голоде, то враги, ослабев, оставят душу его». 4. Сказывал также: «Однажды шел я со своим плетеньем по скитской дороге и встретился с погонщиком верблюдов. Он своими словами довел меня до гнева, и я убежал, оставив свои корзины». 5. Еще однажды, во время жатвы, авва Иоанн, услышав, что брат сердито говорит с ближним, и ему говорит: «Э! И ты также?» — убежал, оставив жатву. 6. Некоторые старцы, бывши в Скиту, обедали вместе. С ними был и авва Иоанн. Один пресвитер, муж великий, встал подать чашу воды; но никто не решился принять от него чаши, кроме одного Иоанна Колова. Все удивились и сказали ему: «Как ты, младший из всех, осмелился принять услугу от пресвитера?» Авва отвечает им: «Когда я встаю, чтобы подавать чашу, радуюсь, если все примут ее, дабы получить мне награду И сам я теперь принял чашу для того, чтобы доставить ему награду, и да не опечалится он, что никто не принял от него чаши». — Когда сказал так, все удивились и получили назидание от его рассудительности. 7. Однажды авва Иоанн сидел против церкви. Братия окружили его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев, увидев это и искушаемый завистию, говорит ему: «Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда!» Авва Иоанн отвечает ему: «Так, авва! И ты сказал это, видя одну только наружность; а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность!» 8. Отцы сказывали. Однажды, когда братия ели на вечери любви, один брат рассмеялся за столом. Авва Иоанн, увидев его, заплакал и сказал: «Что это у брата на сердце, что он рассмеялся, когда ему надлежало бы лучше плакать, потому что ест милостыню?» 9. Однажды некоторые из братий пришли испытать авву Иоанна, ибо он не позволял своему уму развлекаться и не говорил о делах житейских. Братия говорят ему: «Благодарение Богу! В нынешнее лето много было дождя: пальмы напоены и пускают отростки; братия будут иметь себе рукоделие». Авва Иоанн отвечает им: «Подобным образом, когда Дух Святой нисходит в сердца человеческие, они обновляются и возрастают в страхе Божием».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

1 . Авва Фока, из Киновии аввы Феогния Иерусалимского, рассказывал: «Когда я жил в Скиту, в Келлиях был некто авва Иаков младший, у которого отец его по плоти был и отцом духовным. В Келлиях две церкви: одна для православных, к которой и он принадлежал, а другая для апосхистов 7 . Авва Иаков имел благодать смиренномудрия, за что был любим всеми, как православными, так и апосхистами. Православные говорили ему: «Смотри, авва Иаков, чтобы не обольстили тебя апосхисты, и не увлекли в общение с собою!» И апосхисты также говорили ему: «Знай, авва Иаков, что ты, сообщаясь с дифизитами 8 , губишь душу свою; ибо они несториане, и клевещут на истину!» Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, случая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келье, которая была в уединении вне лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью . Ибо отцы египетские имеют обыкновение сберегать до смерти своей левитон и куколь, в которых принимают святый монашеский образ, и в них погребаться; в продолжении жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин, и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келью и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит отрок с веселым лицом и говорит ему: «Авва Иаков! что ты делаешь здесь?» Иаков вдруг осиян был светом, и почувствовав в себе силу от видения отрока, отвечал ему: «Господи, Ты знаешь, что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная, что делать, я решился на такой подвиг». Господь отвечает ему: «Хорошо там, где ты». И тотчас при этом слове авва Иаков увидел себя пред дверьми Святой Церкви православных последователей Халкидонского собора». 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

45 . «Душевный пост состоит в отвержении попечений». 46 . «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего». Авва Моисей. 47 . «Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему». Авва Пимен. 48 . «Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его» «. Авва Феодор. 49 . «Кротость является в терпении». 50 . «Все, что выше сил – от бесов». Авва Пимен. 51 . «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой». 52 . «Страх Божий хранит человека от греха». 53 . «Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле». Авва Пимен. 54 . «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой». 55 . «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Авва Пимен. 56 . «Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца». 57 . «Страсти рождаются от нерадения». 58 . «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти». 59 . «Где бы ты ни был не высказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. Авва Пимен. 60 . «Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира». 61 . «Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое». 62 . «Любяй же неправду, ненавидит свою душу». 63 . «Необходимо заботиться о стяжании духовного делания («умной молитвы»)». 64 . «Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее». 65 . «Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души». 66 . «Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично». 67 . «Если ты не смиришься, то Я смирю тебя», – сказал Господь. 68 . «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью – празднословие». 69 . «Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потому вскоре оставленному». 70 . Венец монаха – смиренномудрие. Злословие есть смерть души». Авва Ор. 71 . Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Мирность сердца Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 275). Душа имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им (см.: Лк. 23, 34 ; Деян. 7, 60 ), и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 97). Имей мир со всеми, чтобы молитва твоя была благоугодна Богу (прп. авва Исаия , 59, 95). ...Где нет мира с ближним, там нет Бога (прп. авва Исаия , 59, 180). Кто господствует над своими чувствами, тот пребывает в мире (прп. авва Исаия , 89, 388). ...Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт. Василий Великий , 5, 213–214). Источник. Кто любит мир, вкусит соты его; и кто умножает его, исполнится меда (авва Евагрий, 89, 613). Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних), но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 363). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 47, 544). Когда душа свободна от всякой вражды и ум наслаждается спокойствием, тогда она с великой бодростью призывает Владыку и привлекает себе свыше великую помощь... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Кто живет в ... расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но... проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 575).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве кита было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. Глава 19. Пророки царства Иудейского. Пророк Исаия. Пророк Даниил. Три отрока ПРОРОК ИСАИЯ. Святой пророк Исаия получил дар пророческий в видении. Он видел Господа сидящим на высоком престоле, вокруг Него стояли шестикрылые Серафимы и взывали: свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его! Пророк Исаия выразил сожаление, что имеет нечистые уста и не может славить Господа. В это время прилетел к нему один из Серафимов, взял клещами с небесного жертвенника горящий уголь и коснулся его уст. После этого Исаия получил дар пророчества. Проповедуя слово Божие, пророк Исаия обличал иудеев за то, что они забыли своего Господа Бога, и возвещал им наказание, предрекая плен и опустошение, пока не исправятся. Особенно замечательно своей ясностью его предсказание о Мессии. Он говорил, что Спаситель родится от Девы и будет Богочеловек, что Он будет творить знамения и чудеса, пострадает, умрет за грехи людей и воскреснет. За ясность предсказаний о Спасителе Исаия назван ветхозаветным евангелистом. Святой пророк Исаия претерпел мученическую смерть. За обличение в нечестии царя Манассии он был перепилен надвое деревянной пилой. ПРОРОК ДАНИИЛ. Святой пророк Даниил происходил из царского рода и жил в Вавилоне во время плена Вавилонского. Будучи отроком, он по желанию царя Навуходоносора был избран, с некоторыми другими пленными мальчиками (из лучших иудейских семейств), для службы при его дворе. Царь велел обучить их разным наукам и языку халдейскому, давать кушанья со своего стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил. Дети эти были настолько благочестивы, что не хотели есть вкусной языческой пищи и выпросили себе позволения питаться одним хлебом и овощами. Такое благочестие и воздержание были угодны Богу. Он наградил их за это особенными дарованиями, а по окончании обучения все трое получили хорошие должности при дворе. Вскоре стало известно, что Даниил имеет дар пророческий.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Став самостоятельным царём, он восстановил богослужение в иерусалимском храме и искоренил идолослужение в Иудее во всех его видах (2П.29). Исаия был другом и советником Езекии. Но обращение иудеев к Иегове при Езекии, по-видимому, было только внешним, так как, когда по смерти его на престол вступил нечестивый Манассия, идолопоклонство снова обнаружилось с такой же силой, как и при Ахазе (4Ц.21:2–10). В четырнадцатый год самостоятельного правления Езекии (701 г.) Сеннахирим, преемник Саргона, предпринял свой знаменитый поход против Иудеи и Иерусалима, описанный в Библии и на ассирийской шестигранной призме. Когда Рабсак, главнокомандующий войска Сеннахирима, стал убеждать защитников св. города сдаться и при этом хулил Бога Израилева, Исаия через послов сделал ему надлежащую отповедь и в критический момент поддержал борьбу против ассирийского господства. Исаия в то же время был противником союзов с сильными языческими монархиями, так как представитель теоретического царства, по его мнению, должен был надеяться лишь на Господа, Скалу Израилеву. Поэтому он выступал против союза, заключённого Езекией с Египтом (30:1–7; 31:1–3); когда же в Иерусалим пришли послы от вавилонского царя Меродах-Валадана, известного из ассирийской надписи своим непримиримым отношением к Ассирии, Исаия, не одобрил намечавшийся союз с Вавилоном; как пророк он предвидел, что победа Вавилона над Ассирией в будущем будет началом вавилонского пленения иудеев ( Ис.39 ; 4Ц.20:12–19). Согласно иудейскому и христианскому преданию, пророк Исаия умер мученической смертью , перепиленный пилою по повелению нечестивого царя Манассии, преемника Езекии, возненавидевшего пророка за его обличения. Достоверность этого предания подтверждается сообщением том, что «Манассия пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края», а также свидетельством Послания к Евр. о ветхозаветных праведниках, что некоторые из них «претрени быша» («были перепилены») ( Евр.11:37 ). 2 . Состав и содержание книги пророка Исаии Книга пророка Исаии состоит из 66 глав и по своему содержанию разделяется на три части, которые в современной библейской науке называются: Прото-Исаия (1–39 глл.), Исаия II (40–55 глл.) и Исаия III (56–66 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Стр. 162 (101). Ежедневно имейте смерть пред очами. Да объемлет вас непрестанно попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом возможете пройти чрез область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как предстать вам пред Бога благополучно. Предуготовляйтесь к страшному дню ответа на суде Божием, как бы уже видя его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас: вся бо нага и объявлена пред очима Того, Кому должны мы представить отчет в земной жизни нашей. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (102). В трапезе и в собрании церковном ничего не говорите иначе, как по требованию совершенной необходимости. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (103). Без такой же необходимости не входите в келлию друг друга и не дозволяйте себе безвременных свиданий. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (104) Не любопытствуй о келейных занятиях твоего брата и не желай знать, кто более трудится, он или ты. ( Авва Исаия ). Стр. 162(105). Выходя на общие послушания, не празднословьте и не допускайте себе свободного общения между собою: каждый в страхе Божием да внимает себе, делу своему и поучению в тайне души. ( Авва Исаия ). Стр. 162 (106). Когда окончится церковное Богослужение или трапеза, не остановитесь посидеть вместе и поговорить, ниже о предметах Божественных: каждый да спешит в келлию свою и там да оплакивает грехи свои. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (107). Когда потребует нужда говорить одному с другим, поговорите со смирением и благоговением, как подобает в присутствии Бога, непрестанно соприсутствующего нам; поговорите, сокращая беседу насколько то можно. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (108). Да не будет одно на устах ваших, а другое в сердце. Бог поругаем не бывает: одинаково видит Он и тайное и явное. ( Авва Исаия ). Стр. 163 (113). Умоляю вас, братия: изучайте ту цель, с которое вы оставили мир, и заботьтесь о спасении вашем, чтоб отречение ваше не осталось бесплодным, чтоб вам не посрамиться пред Богом и пред святыми Его, отрекшимися ради Его от мира и подвизавшимися истинно. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Авва Пист рассказывал: «Пошло нас семь отшельников к авве Сисою, который жил в Клисме, чтобы попросить у него наставления. Авва Сисой сказал нам: “Простите мне, я человек простой! Но вот я ходил к авве Ору и авве Афре (авва Ор был болен уже восемнадцать лет) и усердно просил их дать мне наставление. Авва Ор отвечал мне: «Что я скажу тебе? Ступай и делай, что видишь! Бог с тем пребывает, кто владеет собою или во всем, хотя с насилием, управляет собою». Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор — великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел я весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто–то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца; он разрезывал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать остального. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: «Подожди немного, пока я разрежу рыбу». Я спросил его: «Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?» — «Это не мое, — отвечал он, — а старцево». Потом он взял меня и сказал: «Пойди, посмотри, каково его послушание». Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: «Хорошо ли, старец?» — «Весьма хорошо», — отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему несколько рыбы, весьма хорошо приготовленной, и сказал ему: «Испортил я, старец!» — «Да, — отвечал он, — немного испортил». Тогда сказал мне авва Афре: «Видишь ли, каково послушание старца?» После сего я ушел от них и по силам моим старался исполнять, что видел у них”. Вот что рассказал братьям авва Сисой. Один из нас просил его: “Сделай милость, скажи нам и сам что–нибудь!” Авва Сисой отвечал: “Имеющий истинное ведение исполняет все Писание”. Другой из нас спросил его: “Отец! Что такое странничество?” Старец отвечал: “Молчи и во всяком месте, куда бы ты ни пришел, говори: «Для меня все равно». Вот что значит странничество!”»

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010