Стр. 136 (11). При встретившейся взаимной скорби жестокосердый говорит в сердце своем, что он нисколько не виноват, а смиренномудрый обвиняет себя, а не брата, говоря: я согрешил. Гордый заражен в сердце мыслию, что он премудр и не оскорблял никогда никого; имеющий в себе страх Божий заботится о том, чтоб не сделать упущения в какой-либо добродетели. ( Авва Исаия ). Стр. 148 (72). Чем полезны для человека смирение и труд? Возлюбим смирение и труд и войдем в страну, кипящую медом и млеком, как вошел в нее Халев. ( Авва Исаия ). Стр. 235 (580). Сохранит ли смирение человека от тех сетей, которые расставил диавол поверх земли? Поведал о себе авва Антоний: я видел все сети диавола распростертыми поверх земли; увидев это, я воздохнул и сказал: горе роду человеческому! кто может освободиться от этих сетей? На это сказано мне: смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему. ( Антоний Великий ). Стр. 43 (202). Где находится сокровище смиренномудрого и что является этим сокровищем? Сокровище смиренномудрого внутри его; оно – Господь. (Преподобный Исаак Сирский). Стр. 252 (11). Каким древом является смиренномудрие? Говорил: Древо жизни, возрастающее до небес – смиренномудрие. (Авва Иперхий). Стр. 283 (17). Что служит основанием всех добродетелей? Основание всех добродетелей – смиренномудрие. ( Авва Исаия ). Стр. 203 (409). Чем является смирение в отношении Царства Божия? Он говорил: Врата Божии – смирение. Отцы наши из среды многих уничижений вошли, радуясь, в храм Божий. (Авва Иоанн Колов). Стр. 287(7). Какая взаимосвязь между смирением и преуспеянием человека? Насколько человек погрузится в смирение, настолько преуспеет и вознесется. Гордость, если б приблизилась к небу, то низводится даже до ада: так напротив, смирение, если б низошло до ада, – оттуда возводится даже до неба. Стр. 401 (155). Кто продал в Египет Иосифа? (Смирение). Авва Иоанн сделал вопрос: кто продал Иосифа? Один из монахов отвечал: братия его. Старец возразил: не братия, а смирение. Он мог бы объявить, что он брат их, и воспротивиться продаже. Но он умолчал, продало его смирение; потом оно же сделало его обладателем Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

24. Авва Макарий, однажды проходя с братиями чрез Египет, услышал слово отрока, который говорил своей матери: «Матушка! Один богач любит меня, а я ненавижу его; а такой–то бедный ненавидит меня, а я люблю его». Услышав сие, авва Макарий удивился. Братия говорят ему: «Что значат сии слова, что ты, отец, удивился?» Старец отвечает им: «Истинно, Господь наш богат и любит нас, и мы не хотим слушать Его; а враг наш диавол беден и ненавидит нас, и мы любим скверны его!» 25. Авва Макарий однажды ходил к авве Антонию и, побеседовав с ним, возвращался в Скит. Отцы вышли к нему навстречу. Старец, беседуя с ними, сказал: «Я говорил авве Антонию, что у нас здесь нет Приношения». Отцы начали говорить о другом и не спрашивали у старца, что отвечал ему Антоний. И старец не сказал им. Тогда один из старцев заметил: «Так, если отцы увидят, что братия забывают спросить о деле, для них полезном, то сами за долг себе вменяют начать речь о сем. Но если братия не вынуждают их к продолжению разговора, они уже перестают говорить, дабы не показать, что говорят, когда их не спрашивают, и чтобы слова их не остались пустыми». 26. Авва Исаия просил авву Макария: «Дай мне наставление». Старец говорит ему: «Бегай людей». Авва Исаия спрашивает его: «Что значит бегать людей?» Старец отвечал: «Сидеть тебе в своей келье и плакать о грехах своих». 27. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, сказывал: «Просил я отца моего: дай мне наставление!» Он сказал мне: «Никого не обижай, никого не осуждай; соблюдай сие — и спасешься». 28. Авва Макарий говорил: «Не спи в келье брата, о котором идет худая молва». 29. Пришли однажды к авве Макарию в Скит братия и не нашли ничего в келье его, кроме гнилой воды. Они говорят ему: «Авва! Пойдем в деревню, и мы подкрепим тебя». Старец спросил их: «Вы знаете, братия, в деревне хлебню такого–то?» — «Знаем», — отвечали они. — «И я знаю, — сказал старец. — Знаете ли также поле такого–то, где течет ручей?» — «Знаем», — сказали они. «И я знаю, — сказал он. — Итак, если чего захочу, сам достану себе и без вас».

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Безмолвие — одна из главных добродетелей духовной жизни. Оно — дар небесный. Так его понимает и Авва Арсений. Когда он молился и просил Господа показать ему путь спасения, он услышал глас, говорящий — »Арсений! бегай, молчи, пребывай в уединении. Ибо в этом — корни безгрешности» (Авва Арсений 2). О том, каковы плоды безмолвия и насколько оно важно в достижении совершенства, свидетельствует и авва Исайя. Он рассказывает о пресвитере Пелусиотском, который во время общей трапезы обратился к разговаривающим братьям — »Молчите, братья! Видел я брата, который ест с нами и пьет столько же сколько и мы пьем, но молитва его поднималась к Богу подобно пламени» (Авва Исихий 36). Настоящая глубокая молитва органически связана с безмолвием. Оно всегда полезнее слов, особенно когда слова не приносят мира душе (Авва Нистерий, 3). Но опять же, безмолвие не должно быть чем–то внешним — это внутреннее состояние души; а если это не так, то оно уже не безмолвие по Богу, потому, когда авву Пимена спросили, — что лучше, безмолвие или речь, он ответил — «Тот, кто говорит ради Бога — хорошо делает, и тот, кто молчит ради Бога — хорошо делает». В глубоком молчании любви к Богу — в нем настоящее спасение человека, говорит авва Сисой. Такое безмолвие означает устремление всей своей жизни к Богу, благодаря ему, весь человек превращается в пламенное слово хвалы Богу и неугасимой любви к Нему. А в этом и состоит главная цель подвигов и всей жизни пустынников. 9. Цель и вершина всех добродетелей, согласно опыту пустынников, сохранившимся в их изречениях и наставлениях, о которых идет речь это — любовь . Любовь к Богу всегда на первом месте и настоящая любовь к человеку может родиться только от нее. Но иногда случается и обратное — авва Арсений, полный любви к Богу, бежит от людей в молитвенное уединение, но не оттого, что презирает людей, а как говорит сам — «оттого, что невозможно быть одновременно с Богом и с людьми» (Авва Арсений, 13). Все, что препятствует человеку в духовной жизни, что удаляет от любви Божией, даже и близких друзей, следует отсекать от себя (Ср. Авва Агафон, 5). Истинная вера в Бога и любовь к Нему выше всего, ибо спасение человеку приходит не от другого человека или добродетели, а от Бога и тот, кто потерял Бога, потерял всё (ср. Авва Агафон, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

«В той же арселайской пустыне подвизались два армянина, авва Агафон и авва Илия, оба пресвитеры. В один день авва Илия сказал сподвижнику своему: «Брате, приготовься, тебя скоро позовет Господь. Ибо я сегодня видел тебя, в новой одежде шедшего на царский брак, и слышал, как Домувладыка говорил: «Добре пришел, авва Агафон; отворите ему чертог дайте место " ». Как сказал авва Илия, так и сбылось. Спустя пять дней после сего авва Агафон преставился к Господу». «В Арселае же был великий подвижник и чудотворец авва Георгий, называемый Арселаит, «словещая хвала Синая». Во дни его путь от Палестины до Египта был «иноплеменнован» (т.е. занят войсками персидского царя Хозроя, что случилось в 616 году) Посему в Синайском монастыре оказался недостаток деревянного масла. Тогда игумен отправился в Арселаю и упросил человека Божия Георгия пойти с ним в святую обитель; возвратившись же туда, ввел его в маслохранильницу и сказал: «В наших вречвах (кувшинах) вовсе нет масла; так сотвори молитву над ними». Авва Георгий радостно отвечал игумену: «Отче, сотворим молитву лишь над одной вречвой; ибо если мы помолимся над всеми, то выкупаемся здесь в масле». По молитве их из вречвы пореяло масло, как из источника. Тогда святый старец велел служителям наполнить все сто вречв. Игумен хотел было назвать чудоносный сосуд именем аввы Георгия; но он воспретил ему сие, сказав: «Если мы это сделаем, то оскудеет масло. Лучше назови вречву именем святой Владычицы нашей Богородицы». Сказано и сделано, и решено, чтобы горела неугасимая лампада над чудной вречвой». «Преблаженный авва Георгий крестным знамением исцелил ученика своего, уязвленного аспидом, да и ядоносца сего разорвал руками, как саранчу. Некогда пришли к сему праведнику восемь голодных сарацин и просили его накормить их. А он питался только дикими капорцами, которых горечь могла уморить даже верблюдов. Итак, не зная, что дать им, и вместе сожалея об их лютом истощании, авва сказал одному из них: «Возьми ты лук свой и пойди за этот холм; там ты найдешь стадо диких мин (серн? коз?); увидев их, застрели одну мину, какую хочешь, но не убивай другой». Сарацин пошел, куда велел идти старец, и застрелил одно животное; когда же покусился убить другое, лук его переломился. Тогда он взял свою добычу и, принесши ее к товарищам, поведал им, как было наказано преслушание завета святого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

147. Авва Палладий говорил: душе, подвизающейся не по Богу, должно или верно учиться тому, чего не знает, или учить ясно тому, что узнала. Если же она не желает ни того, ни другого, то недугует безумием, ибо слово невежественное и не алкание слова, которого всегда алчет боголюбивая душа, есть начало отступничества. 148. Мать Сарра послала к авве Пафнутию с таким словом: Божие ли сделал ты дело, допустив, чтоб брат был обесчещен? Авва Пафнутий сказал: как творящий дело Божие, не имею ни с кем дела. 149. Некто рассказывал: авва Пафнутий был епископом в одном Фиваидском городе. Он был боголюбив, жил подвижнически, и от него бывали дивные знамения. Ему во время гонений был выколот глаз, и царь Константин, высоко чтя сего мужа, часто призывал его в царские палаты и целовал его в изверженный глаз, – таковое было благоговение к нему царя Константина! Я же расскажу об одном деле Пафнутия, которое по его совету было исполнено к совершенству и благу церкви. Епископам, собравшимся в те времена в Никее, показалось хорошим ввести новый закон, по которому священные лица, как то – епископы, пресвитеры, диаконы и иподиаконы, не жительствовали бы с женами, коих они взяли, будучи еще простыми мирянами. Тогда Пафнутий, став посреди собрания епископов, воскликнул: не должно возлагать сего тяжкого ига на освященных людей, дабы излишеством строгости не повредить более церкви, ибо, как сказано, честен брак. Опять, не все могут понести подвиг бесстрастия; может быть, они и не устоят в целомудрии, между тем, как сожитие с законною женою должно назвать целомудрием. По древнему преданию церкви довольно для оных вновь не приступать к браку и не разводиться с тою, которая взята, когда сей был еще мирянином. Так говорил авва Пафнутий, сам не будучи причастен браку и не знавший никакой жены, ибо от юности был воспитан в монастыре и был украшен целомудрием. Убежденные словами Пафнутия, епископы прекратили исследования о сем предмете, оставив на волю желающим воздерживаться от брака. 150. Рассказывали старцы, что Паисий, меньший брат аввы Пимена, нашел однажды небольшой сосуд с тысячью монет и сказал старшему своему брату, авве Ануву: ты знаешь, что слово аввы Пимена очень строго; пойдем построим себе где-нибудь монастырь и будем жить без попечения. Авва Анув спросил: на что же мы построим? Тот показал ему монеты. Крайне опечалился авва Анув, помышляя о том, что они будут во вред душе его, и сказал: хорошо, пойдем и построим келлию за рекою. Авва Анув положил сосуд в свой кукулий, и, когда, переправляясь через реку, они достигли середины, авва Анув умышленно повернулся так, что кукулий с монетами упал в реку, сам же начал будто бы скорбеть. Авва Паисий утешил брата, говоря: не печалься, авва! Так как монеты ушли от нас, вернемся к брату нашему. Возвратившись, они стали жить с аввою Пименом в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Безмолвие – одна из главных добродетелей духовной жизни. Оно – дар небесный. Так его понимает и Авва Арсений. Когда он молился и просил Господа показать ему путь спасения, он услышал глас, говорящий – «Арсений! Бегай, молчи, пребывай в уединении. Ибо в этом – корни безгрешности» (Авва Арсений 2). О том, каковы плоды безмолвия и насколько оно важно в достижении совершенства, свидетельствует и авва Исайя . Он рассказывает о пресвитере Пелусиотском, который во время общей трапезы обратился к разговаривающим братьям – «Молчите, братья! Видел я брата, который ест с нами и пьет столько же сколько и мы пьем, но молитва его поднималась к Богу подобно пламени» (Авва Исихий 36). Настоящая глубокая молитва органически связана с безмолвием. Оно всегда полезнее слов, особенно когда слова не приносят мира душе (Авва Нистерий, 3). Но опять же, безмолвие не должно быть чем-то внешним – это внутреннее состояние души; а если это не так, то оно уже не безмолвие по Богу, потому, когда авву Пимена спросили, – что лучше, безмолвие или речь, он ответил – «Тот, кто говорит ради Бога – хорошо делает, и тот, кто молчит ради Бога – хорошо делает». В глубоком молчании любви к Богу – в нем настоящее спасение человека, говорит авва Сисой. Такое безмолвие означает устремление всей своей жизни к Богу, благодаря ему, весь человек превращается в пламенное слово хвалы Богу и неугасимой любви к Нему. А в этом и состоит главная цель подвигов и всей жизни пустынников. 9 . Цель и вершина всех добродетелей, согласно опыту пустынников, сохранившимся в их изречениях и наставлениях, о которых идет речь это – любовь . Любовь к Богу всегда на первом месте и настоящая любовь к человеку может родиться только от нее. Но иногда случается и обратное – авва Арсений, полный любви к Богу, бежит от людей в молитвенное уединение, но не оттого, что презирает людей, а как говорит сам – «оттого, что невозможно быть одновременно с Богом и с людьми» (Авва Арсений, 13). Все, что препятствует человеку в духовной жизни, что удаляет от любви Божией, даже и близких друзей, следует отсекать от себя (Ср. Авва Агафон, 5). Истинная вера в Бога и любовь к Нему выше всего, ибо спасение человеку приходит не от другого человека или добродетели, а от Бога и тот, кто потерял Бога, потерял всё (ср. Авва Агафон, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В итоге мы боремся не с голодом, а, как правило, с ожирением. Пресыщение не есть потребность плоти, а есть развращенность, которая основана, во-первых, на естественном плотском желании, а во-вторых, на свойстве нашей плоти, которое было приобретено уже с грехопадением Адамовым. И вот здесь нужно привести замечательный пример из книги, которую я многократно цитировал и буду цитировать, потому что это один из основных учебников аскетической жизни, – «Душеполезные поучения аввы Дорофея ». Там есть рассказ о том, как авва Дорофей воспитывал одно свое духовное чадо – преподобного Досифея («Сказание о блаженном отце Досифее, ученике святого аввы Дорофея »). Это был воин из знатной семьи, жил в миру, служил в армии. Он воспылал любовью к Богу, стал много молиться. Сослуживцы сказали ему: «Досифей, в миру такую жизнь вести тяжело. Если ты желаешь жить такой жизнью, тебе надо идти в монастырь». Они отвели его в монастырь к авве Дорофею, который принял его на свое попечение. Воинов питали хорошо, они должны были быть в силах, это входило в их обязанность. Досифей совершенно не готовил себя к жизни в монастыре, вел жизнь мирскую. Он был человеком молодым, сильным, с растущим и укрепляющимся организмом. Зная это, авва Дорофей не стал его ставить на тот жестокий постный устав, который был в этом монастыре. Там питались один раз в день и только хлебом. Для нас уже одно это немыслимо. Давайте к этому относиться с поправкой на время. Авва Дорофей повелел Досифею соблюдать положенный режим, но сказал: «Ешь до сытости, только скажи мне, сколько ты съешь». Он пришел и сказал: «Я съел полтора хлеба». А в хлебе было четыре литры (литра содержит около трехсот граммов). Авва Дорофей спросил его: «Довольно ли тебе сего, Досифей?» Тот отвечал: «Да, господин мой, мне довольно сего». Авва спросил его: «Не голоден ли ты?» Он отвечал: «Нет, владыко, не голоден». Тогда авва Дорофей сказал ему: «В другой раз съешь один хлеб, а другую половину хлеба раздели пополам, съешь одну четверть, другую же четверть раздели надвое, съешь одну половину». Досифей исполнил так. Когда же авва Дорофей спросил его: «Голоден ли ты, Досифей?», – он отвечал: «Да, господине, немного голоден». Через несколько дней опять говорил ему: «Каково тебе, Досифей? Продолжаешь ли ты чувствовать себя голодным?» Он отвечал: «Нет, господин, молитвами твоими мне хорошо». Говорит ему авва: «И так отложи и другую половину четверти». И он исполнил сие. Опять через несколько дней авва Дорофей спрашивает у него: «Каково тебе теперь, не голоден ли ты?» Он отвечал: «Мне хорошо, господин». Говорит ему авва: «Раздели и другую четверть надвое, и съешь половину, а половину оставь». Он исполнил сие. И так, с помощью Божиею, мало-помалу, от шести литр, а литра имеет двенадцать унций, он дошел до восьми унций». И на этом они остановились, потому что это была действительно его норма в условиях монастырской жизни. Если бы он был воин, наверняка ему нужно было бы больше, и это было бы нормально.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

839. О великом послушании аввы Афре и его учителя аввы Ора См. также: Смирение . Авва Паисий рассказывал: “Авва Ор и авва Афре жили в большом согласии до самой смерти. Авва Афре имел великое послушание, авва Ор – великое смирение. Провел я у них несколько дней, наблюдая за ними, и увидел весьма чудное дело, которое сделал авва Афре. Кто-то принес им небольшую рыбу. Авве Афре хотелось приготовить ее для старца. Он резал ножом рыбу, как вдруг позвал его к себе авва Ор. Афре оставил нож в рыбе и не стал дорезывать до конца. Я подивился его великому послушанию, почему он не сказал: “Подожди немного, пока разрежу рыбу.” Я спросил его: “Авва Афре! Откуда ты приобрел такое послушание?” – “Это не мое, – отвечал он, – а старцево.” Потом он повел меня и сказал: “Пойди посмотри, каково его смирение.” Он сварил немного рыбы и, нарочно испортив варево, подал его старцу. Старец ел, не говоря ни слова. Авва Афре спросил его: “Хорошо ли, старец?” – “Весьма хорошо,” – отвечал авва Ор. Потом авва Афре принес ему немного рыбы, очень хорошо приготовленной, и спросил: “Испортил я, старец?” – “Да, – отвечал он, – немного испортил.” Тогда сказал мне авва Афре: “Видишь ли каково послушание старца?” После того я ушел от них и по силам старался впредь исполнять то, что видел у них.” (Достопамятные сказания. С. 229). 840. Соблюдая заповедь старца, инок пять лет молчал; когда же возникла нужда переправиться через реку, приплыл крокодил и перенес его См. также: Молитва ; Терпение . Один из жителей Антиохии пришел к некоему затворнику и умолял принять его, сделать иноком. Затворник отвечал: “Если хочешь, чтобы я принял тебя, пойди сначала продай имение, раздай нищим и тогда уже приходи сюда.” Проситель исполнил предложение и возвратился к затворнику. Тогда затворник дал ему новую заповедь – пребывать в молчании. Он и это обещал исполнить и, действительно, не говорил пять лет. Дивиться начал старец терпению и послушанию инока и вздумал испытать его. “Нет, – сказал, – мне в тебе нужды, и потому ступай от меня в монастырь в Египет.” А между тем думал, начнет он говорить или нет. Инок пошел и по-прежнему не сказал ни слова. Удивляться, наконец, начал и игумен, принявший его, и, желая испытать, нарушит ли он свое молчание, поручил ему отправиться с известным делом в один из монастырей, находившийся за рекой. И тоже думал, вероятно, скажет: “Не могу перейти реку.” Опять ни слова не сказал инок и отправился в путь. Подойдя к реке и видя, что нет возможности перейти ее, он молча молитвенно преклонил колени и, о чудо! К нему подплыл крокодил и перенес на другую сторону. Исполнив поручение игумена, он снова подошел к реке, и также крокодил переправил его обратно. Соблюдая заповедь, инок все пребывал в молчании. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

22, 40) " .Авва Феодор Фермейский говорил: " Превосходнейшая из добродетелей добродетель – никого не презирать " .Авва Пимен говорил: " Не исполняй своей воли; гораздо полезнее смириться перед своим братом " .Сказывали, что авва Агафон, когда входил на лодку, сам первый принимался за весло. Когда приходили к нему братия, то тотчас после молитвы своими руками предлагал им трапезу, ибо исполнен был любви Божией.Рассказывали, что когда братия приходили к авве Пимену, он отсылал их прежде к авве Анувию, потому что Анувий был старше его летами; но авва Анувий говорил им: " Идите к брату моему Пимену, он сам имеет дар слова " . Если же где находился авва Анувий вместе с аввой Пименом, то авва Пимен совсем не говорил в присутствии его.Авва Иосиф Панефосский сказал: " Святое Евангелие говорит: воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21). Итак, когда приходят к нам братия, будем принимать их с радушием " .Однажды авва Памво с братиями проходил по стране Египетской. Увидев мирян, сидевших на пути, он сказал им: " Встаньте и приветствуйте монахов, чтобы принять от них благословение, ибо они непрестанно беседуют с Богом и уста их святы " .Авва Исидор, пресвитер, говорил: " Ученики должны и любить своих истинных учителей, как отцов, и бояться, как начальников. Ни любовь не должна изгонять страха, ни страх не должен погашать любви " .Авва Миос рассказывал об одном старце, который жил в Скиту. Старец этот был из рабов, отличался рассудительностью, ежедневно ходил в Александрию и носил оброк своим господам. Встречая его, они кланялись ему. Старец же наливал воду в умывальницу и умывал ноги их. Господа говорили ему: " Отец! Зачем ты заставляешь нас принимать такую тяжелую услугу от тебя? " . Он отвечал им: " Через это свидетельствую, что я раб ваш. В благодарность за то, что вы дали мне свободу служить Богу, я обмываю ноги ваши, и вы примите от меня мой оброк " . Господа спорили, не принимая оброка, а старец говорил им: " Если не хотите принять оброка, я остаюсь здесь служить вам " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

На пророческое служение Исаия был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в 6 главе. Исаия видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исаия исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исаия ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам волю Божию. Пророчествовал Исаия в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь , письменные послания и символические действия (ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) ( Ис. 20, 2 ). Кроме того Исаия ведет запись исторических событий (летопись), редактирует книгу Притчей Соломоновых. Исаия – великий молитвенник и свидетель чудес Божиих. (избиение Ангелом ассирийского войска под стенами Иерусалима; исцеление царя Езекии; возвращение тени на солнечных часах на 10 ступеней). Исаия имел жену («пророчицу») и 2-х детей, которые носили символические имена: «Шеар-Ясув» – «остаток спасения», и «Магер-Шелал-Хаш-Баз» – «спешит грабеж, ускоряет добыча». Пророчества его касаются как иудеев, так и судеб языческих народов, окружающих Израиль. Религиозно-нравственное состояние иудейства и язычества при пророке ИСАИИ (р.=765 – +=680 гг. по Р.Х.). Пророческое служение Исаии проходило в Иудеи (Иерусалиме) при царях Озии (781–740), Иоафаме (740–736), Ахазе (736–716), Езекии (716–687) и Манассии (687–642). Известно, что Озия, Иоафам и Езекия были благочестивыми царями, а цари Ахаз и Манассия прославились идолопоклонством. Если учитывать, что своим поведением царственные особы всегда подавали пример своему народу, то станет ясно, что Исаия был призван к пророческому служению в весьма сложное время. По библейской истории мы не раз имели возможность проследить, что когда еврейский богоизбранный народ не нарушал Закона Божия, Господь отмечал его жизнь благоденствием, политическим могуществом. Но как только Израиль забывал о своем высоком призвании, переставал исполнять заповеди Божий, то Господь подвергал его различным испытаниям. Так было и в годы служения пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010