Авва Исаия. (2, с. 89.) Не только говори смиренно, но и смиренномудрствуй; ибо невозможно возвыситься в делах по Богу без смиренномудрия. Авва Моисей. (2, с. 91.) Для человека всегда необходимы смирение, смиренномудрие и страх Божий – как дыхание, исходящее из ноздрей его. Авва Пимен. (2, с. 92.) Древо жизни, поднимающееся в высоту, есть смиренномудрие. Авва Иперехий. (2, с. 93.) Смиренномудрие и страх Божий выше всех добродетелей. Авва Иоанн Колов. (2, с. 90.) Имей в уме, что Бог внимает тебе при всяком деле, какое делаешь. Имей в уме, что Бог видит тебя при всяком помысле твоем. Преподобный Исаия. (1, с. 343.) Сырой кирпич, полагаемый в основание близ реки, не продержится ни одного часа, а пережженный остается как камень. Так и человек, имеющий плотскую мудрость и не воспламенившийся подобно Иосифу, сокрушается, как скоро получит власть. Ибо много искушений для таковых, живущих среди людей. Зная же свои силы, хорошо бежать от ига начальства; только твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто захотел говорить о святом Иосифе, тот сказал бы, что он был не земной человек. Как он был искушаем и в какой стране! Там не было и следа Богопочтения, но Бог отцов был с ним и избавлял его от всякой скорби, – и ныне он с отцами своими в Царстве Небесном. И так будем подвизаться, познавши меру сил своих; ибо и при сем едва возможем избежать суда Божия. Авва Сисой. (2, с. 93.) Повергать себя пред Богом, не ценить себя, оставлять свою волю – вот делания души. Авва Пимен. (2, с. 92.) Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить; в знании молчи и в знании говори; рассуди прежде, нежели говорить, и отвечай, что должно; будь незнающий в знании, чтоб тебе избежать многих трудов, возбуждай в самом себе труды, выставляя себя в знании, не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает; конец же всему: порицать самого себя, быть ниже ближнего и прилепляться к Божеству. Авва Исаия. (2, с. 89.) Не оценивай сам себя, но прилепляйся к хорошо живущему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Христианство открыло нам богатство веры и благодати. Господь обогатил нас даром сыноположения, прославил Матерь Божию, и воспевается Она как Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Вера и любовь Христова обогащают всех благочестием. Подвижники благочестия, ища духовное сокровище, оставляли все земные богатства и стяжания мира, оставляли прежние нравы, пороки и страсти как душевные, так и телесные. Отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, непрестанно призывая Иисуса Христа в помощь, непрестанно молясь, угодники Божии только будущее созерцали и желали приобрести внутри себя Христа – это духовное, многоценное богатство. О монашестве Из древнего патерика поучения о благочестии 1 . Авва Антоний завещал всегда иметь Бога пред очами своими, искать волю Божию в делах своих и в терпении пребывать на своем месте, не надеяться на свою праведность, всегда обуздывая язык и чрево. 2 . Авва Григорий говорил: «Бог требует от нас правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела». 3 . Авва Захария поучал: «Кто во всех добродетелях понуждает себя, тот монах». 4 . Авва Исаия наставлял, что стяжавший веру в Бога должен прилепиться к Нему в незлобии, терпении, кротости и любви, непрестанно призывая Бога в сокрушении сердца, прося у Него помощи. 5 . Еще авва Исаия говорил: «Труд, бедность, молчание рождают смиренномудрие». 6 . Авва Феодор Фермейский хвалил нестяжание, подвижничество и удаление от людей. 7 . «Со смиренномудрием, – поучал авва Иоанн Колов, – стяжевай добродетели, будь в терпении, и страхе Божием, и любви, и молитве с сокрушением, и всегда под крестом: в нищете, посте, плаче и безмолвии, помня о смерти». 8 . Авва Иосиф Фивейский учил принимать искушения с благодарностью, все дела совершать перед Богом в чистоте и доброй совести, отсекая свои желания, пребывая в послушании. 9 . Умирая, авва Иоанн говорил: «Я никогда не творил своей воли и никого не учил тому, чего сам не исполнил». 10 . Совершен тот, кто имеет смирение в душе и теле и считает себя ниже всякой твари, никого не осуждает, радостно переносит обиды и бесчестия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

11. Тот же авва Феофил, архиепископ, кончаясь, сказал: блажен ты, авва Арсений, что всегда помнил о часе сем. 12. Отцы рассказывали: что однажды, когда братия вкушали на вечери любви, один брат рассмеелся за трапезою. Увидев это, авва Иоанн заплакал и сказал: что это у брата на сердце, если он рассмеелся, тогда как ему надлежало бы лучше плакать, ибо ест милостыню. 13. Жили вместе авва Исаак и авва Авраам. Однажды, вошедши в келлию, авва Авраам застал авву Исаака плачущим и спросил его: почему ты плачешь? Старец ответил: как нам не плакать, ибо почили отцы наши? И к кому мы пойдем? Прежде, когда мы отправлялись к старцам, для уплаты за судно достаточно было средств от рукоделия. Но ныне мы осиротели, и о сем-то я плачу. 14. Авва Иаков сказал: как светильник, поставленный в темной ложнице, освещает ее, так и страх Божий, когда придет в сердце, просвещает его и научает всем добродетелям и заповедям Божиим. 15. Авва Иоанн из келлий рассказывал: жила в Египте одна блудница, прекрасная собою и весьма богатая, которую посещали даже люди знатные. Однажды подошла она к церкви и хотела войти, но иподиакон, стоявший при дверях, преградил ей путь и сказал: ты недостойна войти в храм Божий, потому что нечиста. Когда он стал спорить с нею, на шум вышел епископ, и женщина пожаловалась ему, что иподиакон не допускает ее войти в церковь . И епископ сказал ей: нельзя тебе войти, потому что нечиста. От этих слов женщина пришла в сокрушение и обещала оставить свое ремесло, на что епископ сказал: поверю, что не будешь более блудодействовать, если принесешь сюда все свои драгоценные вещи. Она принесла, и они были тотчас сожжены. После сего женщина вошла в церковь и со слезами говорила: если так было со мною здесь, то как имею я пострадать там? Покаявшись, она соделалась сосудом избранным. 16. Авва Лонгин сказал: пост смиряет тело, бдение очищает ум, безмолвие приносит плач, плач омывает человека как в крещении и делает его безгрешным. 17. Авва Лонгин имел великое сокрушение во время своей молитвы и своего псалмопения. Однажды ученик спросил его: авва! Таков закон духовный, чтоб плакать монаху о правиле своем? Старец сказал: так, сын мой, таков закон, которого требует Бог. Бог не сотворил человека на плач, но на радость и веселие, дабы славили Его чисто и безгрешно, как Ангелы. Плач соделался необходимым для человека после того, как он пал в грех . Где нет греха, там нет нужды в плаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Авелева кончина несказанную скорбь причинила родительскому нежному сердцу Адама и Евы; но если бы они принесли раскаяние и искренно исповедались Богу, посетившему их вскоре после падения: сия скорбь и прочие многие не пришли бы к ним. Авель первый мученик в ветхозаветной Церкви, Стефан в новозаветной. Тот и другой, думаю, скончали живот свой с одинаковым чувством, с одинаковою молитвою: не постави в грех, о Боже, нашей смерти умерщвляющим, и приими дух мой! Авелеве Иисусе, не уподобихся правде; дара Тебе не приятна принесох, ни жертвы чистыя (Кон. вел. Андр. Крит.). Авва Отче Авва Отче! троекратно произнес Господь Иисус в саду Гефсиманском, после тайной вечери, моляся о чаше грядущих на Него страданий крестных. Авва Отче, пад на землю, взывал Он. Авва Отче! вся возможна Тебе: мимо неси от Мене чашу сию ( Мк.14:36 ). Но тожде – Авва Отче Иисус Христос возглашал от всего Богочеловеческого существа Своего многажды, неисчислимо, во время земной жизни Своей. Авва Отче, воззрев на Небеса, произнес Он, когда, имея 12 л., должен был на слова Пресвятой Матери Своей: се отец твой и аз боляще искахом Тебе сказать сие: что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти ми ( Лк.2:49,50 )? Авва Отче, – взывал и молился Иисус, грядый из Назарета во Иерусалим, достигнув тридесяти лет, оставляя жизнь частную и вступая в общественное служение человечеству, и уготовляясь принять от руки Иоанна Крещение, очистительное не для Него, яко Пречистого и Всесвятого, но всеочистительное для нас грешных. Авва Отче, – взывал Иисус, вшед во Иордан, погружаясь в водах его купно с грешными, и приемля на Пречистую главу Свою возложение рук Иоанновых, как бы в знамение дара очищения и прощения грехов. Иисусу крещшуся и молящуся Авва Отче – еще, аще можно сказать сие, живее, пламеннее, громче возопил усты и сердцем Своим Иисус, когда отверзлись Небеса и Он услышал глас Родителя Своего о Себе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, и узрел снишедшего на Него Духа Святого, телесным образом, яко голубя. По крещении, Иисус четыредесять дней пребывал в Пустыне, в совершенном посте и уединении. Колико же крат в каждый день там воззвал Он к Небесному, Истинному, Единосущному Отцу Своему: Авва Отче! И мы грешные, ленивые, постяся и говея много раз слышим, сами читаем, поем: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Иисус Христос, сый в Лоне Отчем, Сын Любви, мог ли в Божественном сердце Своем прервать и остановить сие сладчайшее взывание: Авва Отче?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

• Один из отцов рассказывал: «Некто авва Павел, родом из нижнего Египта, живший в Фиваиде, брал в руки керастов , скорпионов и змей и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, спросили: “Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?” Авва отвечал им: “Простите мне, отцы; кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться, так же как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди”». ОБ АВВЕ ПАВЛЕ КОСМИТЕ • Авва Павел Космит и Тимофей, брат его, жили в Скиту. Часто бывали между ними распри. Авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей отвечает ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая таким образом, они были покойны в остальные дни свои. 2.  Авва Павел и Тимофей, занимаясь в Скиту своим мастерством, терпели беспокойство от братии. Однажды Тимофей говорит своему брату: «Чего мы хотим от нашего искусства? Целый день нам нет покоя». Авва Павел сказал ему в ответ: «Довольно с нас и ночного безмолвия, если только ум наш будет бодрствовать». ОБ АВВЕ ПАВЛЕ ВЕЛИКОМ • Авва Павел Великий, галатянин, говорил: «Если монах имеет некоторые удобства в своей келье и выходит из кельи с заботой, то подвергается посмеянию от демонов. Я сам терпел это искушение». 2. Авва Павел говорил еще: «Я погряз по самую шею в тину и плачу перед Богом, взывая: “Помилуй меня!”» 3. Рассказывали об авве Павле, что он провел всю Четыредесятницу с малой мерой чечевицы и кружкой воды и был в затворе до самого Праздника, сплетая и расплетая одну и ту же корзинку. ОБ АВВЕ ПАВЛЕ ПРОСТОМ • Блаженный авва Павел Простый, ученик святого Антония, рассказывал отцам о следующем событии: «Однажды пришел он в монастырь для посещения и ради пользы братий; после обыкновенных взаимных приветствий они пошли в святую Божию церковь для совершения обычной службы. Блаженный Павел внимательно смотрел на каждого входящего в церковь, кто с каким расположением души приходил к службе.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

монах Павел Эвергетинос О том что созерцание приводит ум в исступление и заставляет забыть о всем земном, и что благодать Духа становится для совершенных всем: и пищей, и питием, и одеждой, почему некоторые святые, живя как бы выше законов природы, либо не пользовались ими совсем, либо лишь в самой незначительной степени, ибо их питала благодать Из Отечника Как рассказывали про авву Иоанна Колова, однажды он вил веревку из двух мотков, но потом стал вить только из одного и не заметил этого, пока веревка не дошла до стены – настолько его ум был погружен в созерцание. Брат пришел, чтобы забрать корзины, которые сплел авва Иоанн. Тот вышел к нему и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. Старец вернулся в келью за своим рукодельем, но забылся и сел шить. Брат опять постучался, и когда авва вышел, сказал: – Принеси корзины, авва. Старец вернулся в келью и опять сел шить. Брат снова постучался. Авва вышел и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. – Иоанн взял его за руку, ввел в келью и сказал: – Если тебе нужны корзины, забирай их и иди – у меня нет времени думать об этом. Как-то к нему пришел погонщик верблюдов забрать заказанную работу и идти дальше. Авва вошел в келью, чтобы вынести ему веревки, но, взяв их в руки, забыл о погонщике, потому что его разум был неразлучен с Богом. Обеспокоенный погонщик верблюдов опять постучался в дверь. Авва снова пошел за веревкой и опять забылся. Когда погонщик постучался в третий раз, то авва вернулся к себя, бормоча под нос: – Веревка-верблюд, веревка-верблюд. Авва Авраам рассказывал об отце, который был писцом. Однажды к нему пришел брат и попросил переписать книгу, которую принес. А старец был погружен в созерцание и потому писал, пропуская строчки и не ставя знаки препинания. Брат получил книгу, стал расставлять знаки препинания и заметил, что некоторые слова пропущены. Он сказал старцу: – Ты, наверное, пропускал строчки, авва? – Иди, – ответил старец, – и сначала исполни то, что написано в книге, потом приходи, и я тебе допишу остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Нам приходило на мысль оставить мужей и вступить в чин девственниц, и мы сильно умоляли о том своих мужей, но они не согласились отпустить нас. Не успевши, таким образом, в сем намерении своем, мы положили завет между собою и Богом – до самой смерти не произносить устами своими никакого мирского слова. Услышав сие, авва Макарий сказал: поистине – несть дева или замужняя, монах или мирянин, ибо Бог ищет сердечного расположения и всем подает Святого Духа. 11. Авва Пимен говорил, что авва Антоний сказал об авве Памво: тем, что боялся Бога, он сделал то, что Дух Святой обитал в нем. 12. Авва Пимен сказал: многие из отцов наших были крепки в подвижничестве, но в тонкости рассуждения – один-один. 13. Авва Пимен говорил: три телесных подвига видели мы в авве Памво: неядение до вечера ежедневно, молчание и рукоделие. 14. Рассказывали об авве Пимене: когда сидели у него какие-либо старцы и, рассуждая о старцах, называли авву Сисоя, он говорил: оставьте авву Сисоя, ибо дела его невместительны для повествования. 15. Говорили об авве Памво: как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его ( Исх. 34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, словно молния, и был он как царь, сидящий на престоле своем. Таковы же были и авва Силуан, и авва Сисой. 16. Когда авва Роман приближался к кончине, собрались к нему ученики его и спрашивали его: как должны мы управляться? Старец ответил: я не помню, чтоб сказал кому-нибудь из вас сделать что-либо, если наперед не приготовлял помысла своего не гневаться, коль не сделают, что я скажу сделать. Таким образом, все время наше мы прожили в мире. 17. Когда авва Сисой жил на горе аввы Антония, прислуживатель его замедлил прийти к нему, и около десяти месяцев авва не видел человека. Ходя по горе, встретил он фаранита, охотившегося за дикими зверями. Старец спросил его: откуда ты пришел и сколько времени ты здесь? Он ответил: истинно, авва, одиннадцать месяцев, как я здесь, и не видел ни одного человека, кроме тебя. Услышав сие, старец вошел в келлию свою и бил себя, говоря: вот Сисой! Ты думал, что сделал что-нибудь, а еще не сделал и того, что сделал мирянин сей! 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Об авве Моисее известно, что он был пресвитером. Ему принадлежат собеседования «О цели монашеской жизни и рассудительности». Настоятелем Скитской пустыни был авва Пафнутий, ему принадлежат главы «О трех отречениях от мира». Источник. Авва Даниил был известен среди подвижников пустыни своим смирением, кротостью и чистотою сердца. За его добродетели авва Пафнутий прочил его в свои преемники, но авва Даниил, возведенный в сан священника, вскоре отошел ко Господу. Авве Даниилу принадлежит собеседование «О борьбе плоти и духа». В числе старцев, обитавших в Скитской пустыне, был и авва Серапион, настоятель десяти тысяч монахов, особенно отличавшийся даром рассуждения. Ему принадлежит повествование «О восьми главных страстях», в котором он наставляет монахов, как бороться с чревоугодием, блудом, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. Авва Феодор, ученик Пахомия Великого , проживал в келье между Нитриею и Скитом, в пяти милях от нитрийских монастырей. Своей жизнью он показал, что монах может приобрести знание Священного Писания не только изучением его, но и молитвой и чистотою сердца. Авве Феодору принадлежит собеседование «О убиении святых», в котором раскрывается понимание добра и зла. Авве Серену принадлежит собеседование «О непостоянстве души», «О злых духах» и «О начальствах и властях». Источник. Авва Исаак в своем собеседовании поведал о различных видах молитвы. Преподобные отцы авва Херемон, авва Несторой и авва Иосиф подвизались в Фиваиде, обширной равнине в Верхнем Египте. Иноки, пребывая в постоянной молитве, питались трудами своих рук: изготовляли из финиковых ветвей корзины, плели веревки и, где было возможно, разводили сады и огороды. Авва Херемон был самым старшим, ему было около ста лет. Он поучал, что наставление никогда не будет действительно, если наставник не вкоренит оного в сердце наставляемого собственным примером. Он оставил собеседования, в которых поведал об исправлении пороков, о восхождении на высоту любви, об очищении души, о видах совершенства, о чистоте и целомудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Авва Несторой был мужем знаменитым и с высшим знанием. Он оставил собеседования, в которых поведал о различных видах знания, о приобретении истинного знания, о пути к созерцанию, о постоянном пребывании в избранном звании, о многоразличном разумении Священного Писания. Авва Иосиф происходил из знатного рода, был мужем ученым, изучившим не только египетскую, но и греческую риторику. Он оставил собеседования, в которых поведал о любви, о верной и неверной дружбе. Преподобные отцы авва Пиаммон, авва Иоанн, авва Пинуфий, авва Феона и авва Авраам подвизались в Нижнем Египте, в так называемой Дельте. Авва Пиаммон был пресвитером и отличался смирением и кротостью. Он обладал чудным даром утешения, вместе с тем ему была дана от Бога благодать исцелений. Он оставил собеседования, в которых поведал о новоначальном монашестве, о различии монашеского жительства, о совершенстве терпения и о зависти. Авва Иоанн своим словом и смирением превосходил многих совершенных мужей. Он оставил собеседования, в которых поведал о пустынножительстве, о пользе общежительства и о плодах таких жительств. Об авве Пинуфии известно, что он был пресвитером и управлял большой киновиею 19 недалеко от египетского города Панефиса. Он оставил собеседования, в которых поведал о покаянии и очищении от грехов. Авва Феона оставил собеседования «О ночных искушениях», «О желании добра и делании зла». Авва Авраам был прозван «дитятею» – за простоту и невинность своего нрава. Ему принадлежит собеседование об умерщвлении страстей. Преподобный Исидор Пелусиот Преподобный Исидор родился в конце IV века в Александрии от богатых и знатных родителей и получил блестящее образование в светских науках. Желая посвятить себя служению Богу, он оставил родительский дом и удалился в северные пределы Нижнего Египта, где принял иночество. Преподобный Исидор поселился на горе близ города Пелусии и с ревностью предался подвигам иноческой жизни. Узнав о проповедях святителя Иоанна Златоуста , преподобный Исидор отправился в Константинополь, чтобы слушать наставления великого пастыря. То, что видел и слышал преподобный Исидор у святителя Иоанна, произвело на него глубокое впечатление и сделалось для него на всю последующую жизнь предметом внимательного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Духовный отец стяжает венец, Ведя ко Христу словесных овец. Он бдит день и ночь, стараясь помочь, Чтоб крест пронесли его сын и дочь! Авва – поддержи, Авва – помолись, Нам грешным подскажи Как исправить жизнь! Авва – помоги, Авва – вразуми, За всё от нас прими Поклон до земли…» Авва, Аба (арам. /ab/, греч. ββ) – арамейско-сирийское слово, обозначающее «отец». Авва – древнее наименование настоятеля православного монастыря – игумена, архимандрита, получившее распространение с IV века. Авва – церковно-литературное наименование старцев-подвижников. Впервые как форма уважительного обращения к монашествующим встречается в трудах преподобного Ефрема Сирина. В наше время в Сирийской, Коптской, Эфиопской Церквах этим словом обращаются к священнослужителям, монахам, архиереям. Пожалуй, именно Авва Илиодор стал самым известным и любимым среди всех дьяконов Церковной истории после святого апостола – первомученика Архидиакона Стефана и святого архидиакона Лаврентия. О нашем отце Илиодоре написаны песни, но мало кому известно, что и сам он является автором очень популярных песен… Никогда не искал славы, будучи очень одарённым от рождения, был движим Любовью… И Божественные дары ему данные не сокрыл, а, преумножив, вернул Отцу Небесному во сто крат. Все свои силы, знания, умения, таланты, веру авва Илиодор положил на восстановление Оптиной пустыни и множества других святынь. Одна из его чад упоминает об участии в восстановлении тридцати трёх храмов. Но все усилия священнослужителя были направлены на то, чтобы пробудить ВЕРУ в людях. Монах чётко понимал забытое современниками выражение – «Вера не в бревнах, а в ребрах». Схимонах Амвросий (Баласян) отмечает: «Авва Илиодор – идеал, образец христианина XX-XXI века. Учитель высоконравственной жизни, отдавал себя всецело… Самоотдача его была не сто, а тысяча процентов. Авва почти не спал, не желая пропускать возможности, когда еще мог бы послужить Господу и Его народу…». Оптина во все времена была духовным оазисом, в котором, повторяясь, расцветали благодатные дары первых веков монашества. Вот что пишет в своей книге «Оптина пустынь: Исторический очерк и личные воспоминания. С приложением писем к Оптинским старцам» церковный деятель и духовный писатель иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков; 1867-1947): «Оптина пустынь в XIX веке стала символом нового типа святости, возникшего в России и получившего название " старчества " . В связи с этим обитель стала центром притяжения русских писателей, художников, философов и ученых широкого круга, среди которых были даже математики и астрономы, а также тысяч паломников со всей России».

http://pravoslavie.ru/142857.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010