...Самопроизвольное наше желание (многого) наполняет нас смятением, и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная себя самих (прп. Антоний Великий , 89, 64). Источник. Человек, без совета делающий дела свои, походит на город неогражденный, в который, кто ни захочет, входит и расхищает его сокровища (прп. Антоний Великий , 89, 123). Источник. Утверждающийся на собственном разуме и следующий своей воле плодит в себе вражду к другим и чужд того духа, от коего рождается сокрушение сердца (прп. авва Исаия , 59, 48). ...Постоянно понуждайте себя, чтобы отсекать собственную волю: ибо собственная воля губит все добродетели (прп. авва Исаия , 59, 135). Отсечение собственной воли... связывает добродетели любезным союзом мира (прп. авва Исаия , 59, 136). ...Тот бывает врагом Богу, кто следует своей воле (прп. авва Исаия , 59, 141). Кто следует своей воле, тот не имеет мира даже с благочестивыми людьми: ибо в сердце его обитают нетерпение, гнев и ссорливость (прп. авва Исаия , 59, 179). ...Кто признает полезным, что ему угодно, тот ненадежный судия справедливого, походит же на слепцов, которых водят слепцы (свт. Василий Великий , 11, 270). ...Если ты желаешь быть с демонами, если ты стремишься в геенну огненную, то делай, что тебе угодно, живи, как хочешь, – никто тебе не препятствует (свт. Иоанн Златоуст , 54, 937). ...Диавол никаким другим пороком столько не возносит монаха на стремнины и не приводит к смерти, как тем, что убеждает его пренебрегать советы отцов и последовать своему мнению и своей воле (прп. авва Серапион, 56, 195). ...Что ни в чем не надлежит поступать своевольно и неосмотрительно, но в продолжение всей жизни должно иметь поведение целомудренное и строгое, – это явно всякому, не лишенному разума и доброго смысла (прп. Исидор Пелусиот , 62, 469–470). ...Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, часто претыкается, и впадает во многие рвы и сети лукавого, часто заблуждается и подвергается великим бедам, и не знает, куда наконец придет. Многие проходили большие подвиги самоумерщвления и большие понесли Бога ради труды и поты; но самочиние, нерассудительность и то, что не считали нужным обращаться за спасительным советом к ближнему, сделали такие труды их небогоприятными и тщетными (прп. Марк Подвижник , 89, 475).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Леность Если ощутишь леность в теле, скажи ему: неужели ты хочешь успокоения в кратком времени сем и потом быть навсегда вверженным во тьму кромешную? (прп. авва Исаия , 59, 26). Источник. ...Душа ленивого... делается жилищем всякой постыдной страсти (прп. авва Исаия , 59, 65). Леностью питается своеволие, рождается гордость и презрение своей обязанности (прп. авва Исаия , 59, 86). Как познает порок лености, если не приведет своих чувств в правильное состояние и не узрит в себе света Божия? (прп. авва Исаия , 59, 115). Горе нам! Ибо столько ослеплены сердца наши, что мы предаемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих (прп. авва Исаия , 59, 190). Не люби лености, чтоб не пожалеть, когда достигнешь воскресения праведных (прп. авва Исаия , 89, 347). Ленивый к исполнению заповедей каким образом может приобрести тщательность? – Несомненно уверившись в присутствии всевидящего Владыки Бога, в угрозах, какие изречены на ленивых и в надежде великого от Господа мздовоздаяния... (свт. Василий Великий , 9, 196). ...Ленивый на хорошее осуждается с диаволом и ангелами его (свт. Василий Великий , 9, 206). Источник. Всякий предлог к бездействию есть предлог ко греху... леность, сопряженная с лукавством, подвергает ленивого осуждению... (свт. Василий Великий , 9, 211). Леность почти естественна старости, но не юности... достоин тягчайшего обвинения... (свт. Василий Великий , 9, 217). Горе ленивому! Взыщет он времени, которое потратил худо, и, поискав, не найдет (прп. Ефрем Сирин , 30, 72). Источник. Будь... внимателен к себе, чтобы не вдаться тебе когда-либо в леность, потому что преобладание лености – начало погибели (прп. Ефрем Сирин , 30, 102). Источник. Кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать, а леность мало-помалу рождает невольную бедность (прп. Ефрем Сирин , 30, 184). Источник. ...Леность разрушает благоговение и тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Посему сопрягай благоговение с прилежанием и ведением, и будешь истинно благоговеен (прп. Ефрем Сирин , 30, 549). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Уныние ...Желающий отогнать уныние, должен отвергнуть всякую беседу с людьми и излишний сон и предоставить унынию измождать его тело и душу, пока оно не отойдет, видя терпение в беспрестанном упражнении о Боге, в чтении и чистой молитве. Ибо всякий враг, если видит, что он может успеть что-нибудь, то продолжает нападать, а если нет, то отходит или совершенно, или на время. Посему желающий победить врагов должен иметь во всем терпение (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 139). Всевозможно убегай уныния, ибо оно истребляет весь плод монаха (прп. авва Исаия , 59, 29). Во всяком месте и деле избегай уныния и лености, чтобы не быть угнетенным силою врага (прп. авва Исаия , 59, 65). Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий (прп. авва Исаия , 59, 209 210). ...Уныние (разленение) есть помощь злу (прп. авва Исаия , 89, 349). Не дадим места унынию в сердце нашем, чтобы оно не сделало нас безнаследными в земле обетования (прп. авва Исаия , 89, 414). Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы (свт. Василий Великий , 8, 5). Источник. Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния (прп. Ефрем Сирин , 30, 200). Источник. ...Из тяжкого тяжкое – уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здоровья. Посему добродетель познается не в унынии, но в терпении (прп. Ефрем Сирин , 30, 511). К истреблению... уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием а воздержание охраняется телесным трудом (прп. Ефрем Сирин , 31, 595). Источник. ...У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа (прп. Макарий Египетский , 67, 450). Источник. ...Дух уныния обычно нападает на праздного, о котором говорит Премудрый, что он в похотех есть ( Притч. 13, 4 ) (авва Евагрий, 89, 595).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Однажды преподобный Дионисий собрался ехать в Москву для встречи с царем Михаилом Феодоровичем. Когда настоятель, выйдя из келии, остановился в прихожей, чтобы благословить насельников монастыря, к нему подошел отец Дорофей, истощенный крайним воздержанием. Он сказал: «Время мое уже настало, и смерть приближается. Об одном только скорблю, что ты уезжаешь и что я не сподоблюсь быть погребенным тобою». Преподобный Дионисий ответил: «До моего приезда будь жив и не моги умереть, пока я не вернусь от самодержца. Тогда скончаешься, и, если Господь позволит, сам похороню тебя». Отец Дорофей на это сказал: «Да будет воля Божия. Как Ему угодно, так пусть и устроит». Вернувшись в обитель, настоятель стал молиться и благословлять братию. В крайнем изнеможении к нему вышел Дорофей и попросил благословения. Настоятель благословил его и пошел в церковь, чтобы отслужить молебен с царским многолетием. Молебен еще не начался, когда к преподобному Дионисию подошли и сказали, что отец Дорофей скончался. Настоятель оплакал его, отпел «со всем собором» и предал погребению в Троице-Сергиевом монастыре. Точная дата кончины преподобного Дорофея неизвестна. Иоанн Наседка пишет о себе, что «после разорения московскаго вскоре прибрел к дому Пресвятыя Троицы и того старца Дорофея за полтора года до смерти его застал». Годом разорения Москвы Иоанн называет 7118 (1609/10) год. Следовательно, подвижник скончался, примерно, в 1613 году. О раннем почитании отца Дорофея свидетельствует включение его имени в месяцеслов келаря Симона (Азарьина), составленный в Троице-Сергиевом монастыре около середины 50-х годов XVII века, где Дорофей назван преподобным. «Великим трудником» Дорофей именуется в «Описании о российских святых». Тропарь преподобному Дорофею-книгохранителю, глас 1: Послушания добрый рачитель быв,/преподобне Дорофее приснопамятне,/веления бо учителя твоего исполняя,/прежде возращения онаго умрети не восхотел еси./Темже и мы, чада твоя, любовию вопием ти:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава послушанию тобою нас Научающему.

http://pravicon.com/info-3973

Однажды преподобный Дорофей находился в тяжкой, невыносимой скорби душевной, но в то же время не переставал с крепким упованием на милость Божию умолять Господа о помощи – милость Божия посетила его. В один день, когда Дорофей находился на монастырском дворе и заглянул нечаянно в храм, увидел там человека в святительской одежде, который нес сосуд со Святыми Дарами и входил в алтарь. Влекомый внутренним чувством, Дорофей вошел в храм и последовал за этим человеком в алтарь. Таинственный муж, воздев руки к небу, стал молиться, и Дорофей стоял позади него в благоговейном страхе. По окончании молитвы таинственный муж обратился к Дорофею, и по мере приближения его к подвижнику умолкали в сердце скорбящего печаль и уныние; потом коснулся рукою его груди и произнес слова псалма: Твердо уповал я на Господа, и Он преклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему ( Пс. 39:2–4 ). Трижды он произнес эти стихи тихо, ударяя в грудь Дорофея, и неизъяснимою радостию исполнилось сердце подвижника; он хотел последовать за небесным пришельцем, но тот уже скрылся от его взора. С этой поры никогда никакое уныние не овладевало сердцем преподобного Дорофея. По кончине преподобного Серида и Иоанна Прозорливого, когда Варсонофий совершенно заключился в своей келье, Дорофей оставил Серидову киновию, удалился в близлежащую пустыню между Газой и Маюмом и там основал свою собственную обитель, в которой был настоятелем и истинным руководителем других в жизни духовной. Блаженная кончина его последовала около 620 года по Р. Х. 490 Преподобный Дорофей оставил после себя в назидание христиан несколько подвижнических творений 491 . Творения его драгоценны и важны не только для инока, но и для христианина, живущего в мире. Преподобный Дорофей был опытен в духовной жизни. Поучения и наставления его дышат особенною простотою чистой души, свойственной помазанным от Святого Духа, и исполнены необыкновенной сладости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Иоанн в своем служении Церкви продолжал линию своего предшественника Митрополита Елевферия. Ныне Православную Чехо-Словацкую Церковь возглавляет Блаженнейший Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехо-Словакии. Митрополит Дорофей (в миру Димитрий Георгиевич Филипп) родился 20 октября 1913 г. в крестьянской семье в селе Нанково Закарпатской области. После окончания средней школы и военной службы в 1938 г. поступил в Свято-Николаевский монастырь г. Изы (Подкарпатская Русь). В 1939 г. пострижен в монахи с именем Дорофей. В 1940 г. в день Благовещения Божией Матери рукоположен в иеродиакона, а в 1941 г. в тот же праздник — в иеромонаха. С 1942 г. отец Дорофей служил в различных приходах Мукачевской епархии. В 1947 г. назначен на должность благочинного в Мукачев-ском мужском монастыре, а с 1951 г. состоял духовником того> же монастыря вплоть до призвания на епископскую кафедру. В 1955 г. был назначен благочинным монастырей Мукачевской и Ужгородской епархий. Заочно окончил Ленинградскую Духовную Семинарию и Академию со степенью кандидата богословия. 12 июня 1955 г. иеромонах Дорофей был хиротонисан во епископа Кременецкого в Богоявленском Патриаршем Соборе. В совершении хиротонии, кроме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, приняли участие архиепископ Можайский Макарий и настоятель Антиохийского подворья в Москве епископ Василий (Самаха). С благословения Патриарха Алексия, по просьбе Митрополита Елевферия, епископ Дорофей был отпущен в Чехословакию на Пряшевскую кафедру. В 1963 г., в связи с исполнившимся 50-летием со дня рождения, Митрополит Иоанн возвел его в сан архиепископа. На Пряшевской кафедре архиепископ Дорофей, вплоть до октября 1964 г., продолжал начатые труды своего предшественника архиепископа Аексия (Дехтерева), внося добрую лепту в дело укрепления Святого Православия среди воссоединившихся с Православной Церковью в 1950 г. бывших униатов. 23 октября 1964 г. на Четвертом Поместном Соборе Чехословацкой Православной Церкви он был избран Предстоятелем Церкви, а 25 октября 1964 г. состоялась его интронизация.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Дорофеем. Он был учеником Иоанна Прозорливого, в монастыре аввы Серида. Прп. Дорофей в молодости усердно занимался науками. «Когда я обучался внешнему учению, – говорит он, – мне казалось это сначала тягостным, и когда я приходил взять книгу, я был в таком же положении, как человек, идущий прикоснуться к зверю; когда же я продолжал принуждать себя, то Бог помог мне, и я так привык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теплоты, ощущаемой при чтении. Никогда не могли завлечь меня за трапезу к кому-либо из друзей моих, даже не ходил к ним и для беседы во время чтения, хотя любил я общество и любил товарищей моих». Столь же великую ревность показал потом прп. Дорофей и в достижении высшей мудрости – совершенства духовного. «Когда я пришел в монастырь, то говорил себе: если столько любви, столько теплоты было для внешней мудрости, тем более должно быть для добродетели – и тем укреплялся». В монастыре Серида ему дано было послушание – ходить за больными и странниками. «В то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот, приходят странники вечером, я проводил с ними вечер, а там погонщики верблюдов, и им приготовлял я нужное; много раз случалось, что, когда отходил я спать, встречалась другая нужда, и меня будили, а затем приближался час бдения». Затем ему было дано другое послушание – служить авве Иоанну Прозорливому. Десять лет служил прп. Дорофей своему авве и считал это за великое утешение для себя. По кончине аввы прп. Дорофей оставил монастырь Серида и основал свой собственный. Скончался он в 620 году. Прп. Дорофей оставил после себя несколько сочинений, обнаруживающих в нем многосторонние познания и высокую духовную мудрость. «Отличительное свойство наставлений аввы – простота, но простота чистой души…» О сочинениях аввы Дорофея см. подробнее в соч. «Истор. учение об отцах Церкви» прп. Филарета Черниговского, т. III, § 275. Поучения его в русск. переводе Оптиной пустыни имели много изданий. Диосполис, древняя Лидда, – на пути из Иерусалима в Иоппию. Теперь Лидда – богатое селение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

4347 Иоанн Лествичник , прп. Лествица 8, 3. Практически идентичное определение встречается в 24-й ступени Лествицы (24:2): «Кротость – это невозмутимое состояние духа (νος), который остается всегда одним и тем же как при почестях, так и при унижениях». 4350 Ср.: Апофтегмы. Алфавитное собрание. Нил 2; Каллист и Игнатий Ксанфопулы, свв. Метод и точное правило 78. 4389 Терпение – это добродетель особенно плодоносная и многообразная, как можно понять, например, из описания, которое дает ей свт. Киприан (О благе терпения 20). Здесь мы коснемся ее лишь в той мере, в какой она имеет отношение к гневу. Святые отцы Греческой Церкви используют два слова для обозначения терпения: μακροθυμα и πομον. Первое, наиболее точно переводимое как «великодушие», означает, скорее, «перенесение душевных обид и страданий»; второе же означает, скорее, «упорство», то есть способность продолжать какое-либо дело, несмотря на трудности, но в равной мере «терпение» в собственном смысле слова, то есть способность ожидать со спокойствием то, что запаздывает с приходом. В общепринятом употреблении эти два термина используются без различия и в том и в другом смысле. 4432 Иоанн Отшельник, прп. Диалог о душе и страстях человеческих (ed. I. Hausherr. Rome, 1939. Р. 94). 4455 Ср.: Апофтегмы. Алфавитное собрание. Илия 1: «Я боюсь трех вещей: момента, когда моя душа покинет тело, когда я должен буду предстать пред Богом и когда обо мне будет произнесен суд». 4503 Ср.: Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 4, 52; Апофтегмы. Алфавитное собрание. Пимен 67. 4506 Далее мы опишем главным образом действия первой формы страха, так как вторая превосходит границы духовного делания. 4629 Воспоминание о грехах – одно из важнейших средств против гордости, упоминаемых Евагрием (ср.: Практик 33). 4712 Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 2, 33. Ср.: Апофтегмы. Алфавитное собрание. Матой 2. 4736 Авва Дорофей , например, использует оба выражения без различия: «Без смирения невозможно ни повиноваться заповедям, ни достичь какого-либо блага, как говорит об этом авва Марк [Подвижник]: “Без сокрушения сердца невозможно противостоять злу и абсолютно невозможно стяжать добродетель”. Итак, именно благодаря сердечному сокрушению человек принимает заповеди, удаляется от зла и приобретает добродетели» (Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Одному брату, искушаемому бесами, который обычно ел в девятом часу, авва Макарий посоветовал дождаться вечера 677 . Однажды Антоний Великий , который, согласно его житию и сведениям из апофтегм, ел в девятом часу после того, как стоя совершил молитву 678 , отложил трапезу до времени после вечерней службы, чтобы испытать своего нового ученика Павла 679 . Вероятно, вечернее и утреннее псалмопение стало правилом только в конце I века, но время его совершения могло сильно варьироваться, поскольку, как мы уже сказали, некоторые монахи уже начинали новый день тогда, когда другие еще не завершили день предыдущий. Продолжительность сна тоже сильно разнилась. Ночные занятия В Фиваиде авва Пахомий научился у аввы Паламона трем различным способам проводить ночь: «Или вы молитесь с вечера до полночи и затем спите до утра, или вы спите до полуночи и молитесь до утра, или, наконец, вы молитесь немного и затем немного спите и делаете так с вечера до утра» 680 . Возможно, эти три способа имели место и у отшельников Нижнего Египта, но первый из них был предпочтительнее. Антоний Великий и многие другие часто проводили в молитве всю ночь 681 . Авва Елпидий в своей скитской пещере по ночам читал наизусть всю Псалтирь 682 . Авва Виссарион стоял без сна сорок дней 683 . По сведениям Палладия, авва Моисей, искушаемый худыми пожеланиями, оставался в своей келье и молился стоя, не смыкая очей всю ночь напролет. Чтобы не дать сну себя одолеть, он брал у старцев кувшины и неслышно наполнял их водой 684 . Авва Дорофей , учитель Палладия, никогда по своей воле не спал в назначенный час, и поэтому ему случалось засыпать во время работы или еды 685 . Авва Сармат часто постился по сорок дней подряд и говорил, что может спать тогда, когда захочет 686 . Авва Арсений обычно проводил ночь в молитве и только под утро позволял себе немного сна 687 . Он говорил, что «монаху, если он подвижник, достаточно спать всего один час» 688 . Но это, конечно, максима не для всех. Авва Херемон советовал Иоанну Кассиану довольствоваться тремя или четырьмя часами сна 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

...Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его (прп. авва Дорофей , 29, 190). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд (прп. авва Дорофей , 29, 234). Источник. Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями (прп. авва Дорофей , 29, 236). Источник. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 39). Источник. Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие (прп. Максим Исповедник , 91, 167). ...Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища... (прп. Максим Исповедник , 91, 262). ...Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 206). Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! – Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 169). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010