Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 201). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Иоанн, игум. Синайский. Лествица/Изд. Оптиной пуст. Серп П., 1908 (репринт: ТСЛ, 1991.) С. 12). Там же. 2. 11 (рус. пер.: Указ. изд. С. 13). См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. V. 4, VII. 1. См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 11. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VII. 1. Там же. Там же. VII. 1, V 4; Свт. Григорий Нисский. О девстве. III. 3, 9. См.: Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 91. См.: Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 1; Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 12: PG. 79. Col. 1158B. Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11: PG. 79. Col. 1156BC (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Ср.: он же. Слово о духовном делании. 10, 25. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Ср.: Там же. 3. 96. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 4. Он же. Собеседования египетских подвижников. 5. 11. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 16. См. также: Прп. Марк Подвижник. К тем, которые думают оправдаться делами. 219. См.: Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. 706; Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3 (в рус. изд. краткие изречения составляют “Поучение девятнадцатое” и печатаются без нумерации, но их последовательность совпадает с фр. изд., поэтому указанный Ларше номер (3) действителен и для рус. пер. — Ред.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 11. Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 249). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9.4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 115). Ср.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 5 (рус. пер.: Указ. изд. С. 82). Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. I. 1, II. 1. Там же. II. 1 (рус. пер.: Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. Кн. 1. С. 193).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

— Господин, ведь ты делаешь то, чего не делают люди, живущие в миру. Так поступают только в монастырях. Иди туда, и там спасешь свою душу. Ничего не зная о Боге и не представляя себе, что такое монастырь, юноша отвечал: — Возьмите меня и отведите в какой-либо монастырь. Сам я не знаю, куда идти. Некоторые из воинов, сопровождавших юношу, особенно уважали авву Серида. Посему они и пришли в его монастырь вместе с тем юношей. Игумен послал блаженного Дорофея поговорить с юношей и узнать, кто он. На все вопросы преподобного Дорофея юноша давал один ответ: — Я хочу спастись. Тогда Дорофей пришел к игумену и сказал ему: — Если ты желаешь принять его, то принимай без всякого опасения. Нельзя ожидать от него ничего злого. Игумен ответил: — Окажи ему милость, отче, и приими его к себе, чтобы он мог получить спасение, наставляемый тобою. Но смиренный инок отказывался и говорил: — Не могу я взять его к себе, ибо сие выше моих сил, не могу я наставить его на путь спасения. На это игумен возразил ему: — Я забочусь и о твоем спасении и о спасении всех вас; ты же не хочешь позаботиться о спасении одного юноши. — Если ты хочешь того, отче, — заметил Дорофей, — то спросим совета у великого старца Варсонофия. — Хорошо, — ответил игумен, — я скажу ему. Отправившись к Варсонофию, игумен возвестил ему обо всем происшедшем. Тогда святой Варсонофий сказал Дорофею: — Приими сего отрока, ибо Господь чрез тебя благоволит спасти его. После этих слов блаженный Дорофей с великой радостью принял юношу, поместив его вместе с собой в больнице. Имя тому юноше было Досифей. Когда наступило время обеда, авва Дорофей сказал Досифею: — Ступай и подкрепи свои силы, только скажи мне, сколько пищи принял ты. Возвратившись, Досифей сказал: — Я съел хлеб и пол-хлеба, а в каждом хлебе было по четыре фунта. Дорофей спросил его: — Достаточно ли с тебя сего? Юноша ответил: — Да, господин мой, сего вполне достаточно с меня. — И ты не голоден? — спросил Дорофей. — Нет, — отвечал Досифей. — В другой раз, — сказал на это авва Дорофей, — ты съешь хлеб с четвертью хлеба, а другую четверть раздели на две части, и одну из них также съешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Если извлечь максимальное назидание из сравнения страсти с раной на теле человека, то злопамятность — рана, слегка зажившая лишь на поверхности. Поэтому “…так должно подвизаться, — учит преподобный, — чтобы очистить совершенно и внутренний гной Молясь от всего сердца об оскорбившем…”. Вот теперь указано точное средство! Это молитва. Человек ставит себя перед судом Божиим. Он сознает безмерность Божией любви к себе и также к тому, из-за которого в силу мелочных, ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения, лишилось света и радости любви Божией… “Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, — поучает авва Дорофей, — и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?”. Смущение “дымится и бросает искры…” Как опытный наставник, авва Дорофей знает, что объяснить что-либо на словах, особенно если это — внутренний опыт сопротивления искушениям, очень трудно и даже совсем невозможно, если у человека нет хоть сколько-нибудь похожего собственного опыта. Он просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому процесс развития злопамятности в человеческой душе авва Дорофей иллюстрирует параллелью, взятой из обыденности, с которой знакомы все. Первый этап конфликта — смущение — авва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большого пожара: “Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление”. Погасить эту искру пока еще совсем не трудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: “Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек”. Но если вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, бросить ее в легко воспламеняемый материал, то от нее разгорится (пока еще слабый) огонек: “Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», — вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение”.

http://pravmir.ru/konfliktologiya-prepod...

Авва Дорофей сравнивает страсть с раной на теле человека. Если извлечь максимальное назидание из такого сравнения, то злопамятность – это рана, слегка зажившая лишь на поверхности. Поэтому «...так должно подвизаться, – учит преподобный, – чтобы очистить совершенно и внутренний гной... Молясь от всего сердца об оскорбившем...» Вот теперь указано точное средство! Это молитва . Человек ставит себя перед судом Божиим. Он сознает безмерность Божией любви к себе и также к тому, из-за которого в силу мелочных ничтожных причин мое сердце наполнилось тьмой огорчения, лишилось света и радости любви Божией... «Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, – поучает авва Дорофей , – и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?» Насколько далеки от такого ощущения другой личности современные психологи, которые говорят не только о неизбежности, но и о необходимости конфликтов: «творческий конфликт почти всегда приводит к творческим решениям». Для них личностное общение – это столкновение суверенитетов; конфликты, как они считают, устанавливают границы личностной суверенности и «нормализуют отношения». При этом они даже не подозревают, что личность способна выйти за пределы своего индивидуализма и там обрести радость не в себе, а в другом! Радость, безмерно превосходящую любовь к себе, с которой эгоист боится расстаться. Для аввы Дорофея любой конфликт – разрыв любви и не может быть «творческим». «Педагогика» аввы Дорофея. Смущение «дымится и бросает искры...» Как опытный наставник авва Дорофей знает, что объяснить что-либо на словах очень трудно и даже совсем невозможно, если у человека нет хоть сколько-нибудь похожего собственного опыта. Особенно, если это – внутренний опыт сопротивления искушениям. Тот, кто никогда этого не испытывал, просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому авва Дорофей прибегает к параллелям, взятым из обыденности, с которой знакомы все.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Ученики прп. Александра Свирского , канонизированные Святой Православной Церковью Прмч. Адриан Ондрусовский Прп. Геннадий Важеозерский Прп. Никифор Важеозерский Прп. Афанасий Сяндемский Прп. Макарий Оредежский Прп. Игнатий Островский, Свирский Прп. Леонид Островский, Свирский Прп. Корнилий Островский, Свирский Прп. Дионисий Островский, Свирский Прп. Феодор Островский, Свирский Прп. Ферапонт Островский, Свирский Прп. Афанасий Островский, Свирский СВИРСКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ 18/31 января – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский. 9/22 февраля – прп. Геннадий Важеозерский, прп. Никифор Важеозерский (день преставления в 1557 г.). 17/30 апреля – прп. Александр Свирский (первое обретение мощей в 1641 г.). 2/15 мая – прп. Афанасий Островский, Свирский (тезоименитство). Неделя 3-я по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых; Собор Новгородских святых и 21 мая/3 июня – Собор Карельских святых: прп. Александр Свирский ; прмч. Адриан Ондрусовский; прп. Киприан Стороженский; прпп. Геннадий и Никифор Важеозерские; прп. Макарий Оредежский; прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский; прпп. Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские; прпп. Сергий и Варвара Островские, Свирские. 17/30 июля – прп. Александр Свирский (второе обретение мощей в 1998 г.). 9/22 августа – прп. Макарий Оредежский (день преставления в 1532 г.). 26 августа/8 сентября – прмч. Адриан Ондрусовский (тезоименитство). 30 августа/12 сентября – прп. Александр Свирский (день преставления в 1533 г.), преподобные Сергий и Варвара Островские, Свирские. В народе почитаются и другие памятные дни: 8/21 января – прп. Геннадий Важеозерский (день преставления в 1516 г.). 9/22 февраля – преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские. 2/15 мая – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (день обретения мощей в 1720 г.). 15/28 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день преставления в 1550 г.). 17/30 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день обретения и перенесения мощей в 1552 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Если... помысл омрачен, и ты сомневаешься в нем и не можешь ясно постигнуть, свой он или тать, помощник или наветник, скрывающийся под доброю личиною, то вооружимся на него усильною и самою скорою молитвою со многим бдением и день и ночь (прп. Исаак Сирин , 58, 175). При алчущем и смиренном чреве никак не проникают в душу срамные помыслы (прп. Исаак Сирин , 58, 188). Источник. Не верь, брат, что внутренние помыслы могут быть остановлены без приведения тела в доброе и чинное состояние (прп. Исаак Сирин , 58, 413). Источник. Если не можешь держать в порядке свои помыслы, то хотя чувства свои сделай благоустроенными (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Когда Евагрий подвергся брани от хульных помыслов, то он, как муж разумный, зная, что хула происходит от гордости и что когда смиряется тело, то вместе с ним смиряется и душа, провел сорок дней на открытом воздухе, так что тело его... стало производить червей, подобно тому как случается у диких животных; и такой труд он подъял не ради хулы, но ради смирения (прп. авва Дорофей , 29, 48–49). Источник. ...Я в юности моей многократно и сильно бывал искушаем бесом блуда и трудился, подвизаясь против таких помыслов, противореча им и не соглашаясь с ними, но представляя себе перед глазами вечные муки. Пять лет поступал я так ежедневно, и Бог облегчил меня от сих помыслов. Брань сию упраздняет непрестанная молитва с плачем (прп. авва Дорофей , 29, 219). Источник. Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы... (прп. авва Дорофей , 29, 227). Источник. Нечистые и постыдные помышления обыкновенно рождаются в сердце от беса блуда, сего сердцеобольстителя; но их исцеляет воздержание и вменение их ни во что (прп. Иоанн Лествичник , 57, 129). Источник. ...Враг скверных и нечистых помыслов есть сокрушение сердца (прп. Иоанн Лествичник , 57, 210). Источник. Не приучай... простосердечных иноков к тонкоразборчивости помыслов; но лучше, если можно, и тонкоразборчивых приучай к простоте; это дело преславное (прп. Иоанн Лествичник , 57, 269). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

P., 1924. Vol. 2. P. 527). Мон-рь Севира Антиохийского был основан ок. 500 г. недалеко от лавры Петра Ивера ( Zach. Rhet. Vita Sever. P. 97). В нем был похоронен крестный отец Севира, Евагрий Самосатский, а также жила часть сир. монахов-монофизитов, изгнанных из мон-ря Мар-Бессос. В 508 г. Севир покинул Палестину и в 512 г. стал патриархом Антиохии. Нек-рые исследователи высказывают предположение, что антихалкидонские настроения в газском М. не могли быстро исчезнуть с приходом на визант. трон в 518 г. императора-халкидонита Юстина, к-рый изгнал газских монофизитов из Палестины. По мнению ряда ученых, монахи обители аввы Серида, в т. ч. Дорофей Газский, якобы были монофизитами, т. к. читали сочинения аввы Исаии Газского, друга и собеседника Петра Ивера. Преподобные Варсонофий и Иоанн цитируют или перефразируют сочинения аввы Исаии лишь иногда, не упоминая его имени. Авва Дорофей также предпочитает прямо не называть автора цитат из «Аскетикона», но использует это сочинение гораздо чаще. Кроме того, он цитирует Евагрия Понтийского и с симпатией отзывается о нем ( Bitton-Ashkelony, Kofsky. 2006. P. 216-221; Hombergen. 2009). Вопрос о монофизитстве аввы Исаии остается открытым. Есть основания полагать, что по отношению к Халкидонскому Собору он занимал нейтральную позицию ( Спиридонова. 2011). Сочинения газских подвижников сосредоточиваются на аскетике и нравственном богословии и не затрагивают др. богословских тем. Преподобные Варсонофий и Иоанн прямо запрещают ученикам вмешиваться в любые богословские дискуссии и анафематствовать к.-л. ( Barsan. Quaest. 603, 701). В их переписке, равно как и в сочинениях аввы Дорофея, нет никаких следов монофизитства. Обращает на себя внимание и факт полного отсутствия трудов Дорофея, Варсонофия и Иоанна в сир. традиции, в то время как сочинения открытых монахов-монофизитов из Газы, как правило, имеют сирийские переводы. При цитировании Евагрия Понтийского авва Дорофей приводит только те его мысли, в православии которых нет сомнения. Такое отношение к Евагрию прп. Дорофей унаследовал от своих наставников: прп. Варсонофий также иногда цитирует те мысли Евагрия, к-рые касаются практической стороны М.; прп. Иоанн Пророк разрешает ученикам читать у Евагрия то, что полезно для души (Ibid. 602), и сравнивает такое чтение с трудом апостолов, к-рые после улова хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (ср.: Мф 13. 48). Преподобные Варсонофий и Иоанн, а также авва Дорофей хотя и порицали чрезмерное увлечение философией ( Barsan. Quaest. 600), тем не менее не считали монахов, увлекавшихся сочинениями Евагрия, еретиками (Ibid. 603) и сами пользовались его сочинениями в тех аспектах, к-рые считали полезными для иноков. Синай

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от своих уст... (свт, Иоанн Златоуст , 48, 610). Нет ничего светлее и сильнее истины, равно как нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами. Ложь легко уловить и опровергнуть, а истина открыто предлагает себя всем, желающим видеть красоту ее (свт. Иоанн Златоуст , 51, 184). ...Ложь всегда изобличает сама себя тем, чем думает повредить истине, а истину обнаруживает яснее (свт. Иоанн Златоуст , 51, 378). Так могущественна истина и так бессильна ложь! Первая, когда бывает и у простых людей, делает их славными; последняя же, хотя бы была на стороне сильных, являет их слабыми (свт. Иоанн Златоуст , 51, 380). Ложь бессильна и легко изобличается, хотя снаружи и разрисована многоразличными красками. Как те, которые покрывают смазкою стены, близкие к разрушению, чрез эту смазку не могут поправить их, так и люди, когда говорят ложь, легко изобличаются (свт. Иоанн Златоуст , 51, 454). Источник. Ложь есть разрушение любви... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 965). ...Нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом. Ложь чужда Богу (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. Есть три различных вида лжи: иной лжет мыслью, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнью своею (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. Мыслью лжет тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего... (прп. авва Дорофей , 29, 106). Источник. ...Постараемся же, братия, никогда не верить своим самомышлениям. Ибо поистине ничто так не удаляет человека от Бога и от внимания к своим грехам и не побуждает его всегда любопытствовать о неполезном ему, как сия страсть: от сего не бывает ничего доброго, а множество смущений, от сего человек никогда не находит возможности приобрести страх Божий. Если же, по причине порочности нашей, посеваются в нас лукавые помышления, то тотчас должно обращать их в добрые, и они не повредят вам, ибо если верить своим догадкам, то им и конца не будет, и они никогда не попустят душе быть мирною. Вот это ложь мыслью (прп. авва Дорофей , 29, 110–111). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так бывает и с душою: иной согрешает немного, а сколько времени проводит он потом, проливая кровь свою, пока исправит себя! Но в телесных болезнях находим мы различные причины: или что врач неискусен и дает одно лекарство вместо другого, или что больной ведет себя беспорядочно и не исполняет предписаний врача. В отношении же души бывает иначе. Мы не можем сказать, что врач, будучи неискусен, не дал надлежащего лекарства. Ибо врач душ есть Христос, Который все знает и против каждой страсти подает приличное врачевство: так, против тщеславия дал Он заповеди о смиренномудрии, против сластолюбия – заповеди о воздержании, против сребролюбия – заповеди о милостыне, и, одним словом, каждая страсть имеет врачевством соответствующую ей заповедь. Итак, нельзя сказать, что Врач неискусен, а также и что лекарства стары и потому не действуют, ибо заповеди Христовы никогда не ветшают, но чем более их исполняют, тем более они обновляются. Поэтому ничто не препятствует здравию душевному, кроме бесчиния души (прп. авва Дорофей , 29, 124). Источник. ...Страстная душа всегда мучится, несчастная, своим злым навыком, имея всегда горькое воспоминание и томительное впечатление от страстей, которые беспрестанно жгут и опаляют ее. И сверх сего, кто может, братья, вообразить страшные оные места, мучимые в оных тела, которые служат душам только для усиления страданий, а сами не истлевают, тот страшный огонь и тьму, тех безжалостных слуг мучителей и другие бесчисленные томления, о которых часто говорится в Божественном Писании и которые соразмеряются злым делам душ и их злым воспоминаниям? (прп. авва Дорофей , 29, 138–139). ...Когда кто потрудится очистить от всех... страстей и постарается (приобрести) все добродетели, то он должен всегда прибегать к милости Божией и к покрову Божию, чтобы не быть ему оставленным и не погибнуть (прп. авва Дорофей , 29, 145). ...Душа, когда перестанет исполнять грехи на самом деле и перейдет мысленное море, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях, и так через скорби войти в святой покой... (прп. авва Дорофей , 29, 155). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Словом лжет тот, кто, например, от уныния поленившись встать на бдение, не говорит: прости меня, что поленился встать; но говорит... десять лживых слов для того, чтобы не сделать одного поклона и не смириться (прп. авва Дорофей , 29, 111). Источник. ...Как всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия, так и ложь бывает от сих трех причин. Человек лжет или для того, чтобы не укорить себя и не смириться, или для того, чтобы исполнить желание свое, или ради приобретения, и не перестает делать извороты и ухищряться в словах до тех пор, пока не исполнит желания своего. Такому человеку никогда не верят, но хотя он и правду скажет, никто не может дать ему веры; и самая правда его оказывается невероятною (прп. авва Дорофей , 29, 111 –112). Источник. Иногда случается такое дело, что бывает крайность скрыть мало; и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло... большого смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать пред Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев (прп. авва Дорофей , 29, 112). Источник. Жизнью своею лжет тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыне и хвалит милосердие; или, будучи надменен, дивится смиренномудрию. И не потому удивляется добродетели, что желает похвалить ее, ибо если бы он говорил с сею мыслью, то он сперва со смирением сознался бы в своей немощи, говоря: «Горе мне окаянному, я сделался чуждым всякого блага», и тогда уже, по сознании своей немощи, стал бы он хвалить добродетель и удивляться ей. И опять он не с тою целью хвалит добродетель, чтобы не соблазнять другого; ибо он должен бы был (в сем случае) думать так: «Поистине я окаянен и страстен, но зачем мне соблазнять других? Зачем наносить вред душе иного и налагать на себя и другую тяжесть?» И тогда, хотя бы он в том (вышеупомянутом) и согрешил, однако же коснулся бы и добра, ибо осуждать себя есть дело смирения, а щадить ближнего есть дело милосердия. Но лжец не по какой-либо из упомянутых причин удивляется, как я сказал, добродетели; но или для того похищает имя добродетели, чтобы покрыть свой стыд и говорить о ней, как будто и сам он совершенно таков, или часто для того, чтобы повредить кому-нибудь и обольстить его. Ибо ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам дьявол не может никого обольстить (иначе), как только под видом добродетели (прп. авва Дорофей , 29, 112–113). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010