По моему мнению, смиренномудрие – порождение души высокой и парящей к небу, а гордость – души низкой и весьма худой... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 224–225). Источник. Люби смирение, от него великая высота, которая и пасть не может (прп. Нил Синайский , 72, 237). Источник. Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас... (прп. Марк Подвижник , 89, 535). Источник. Смиренный сердцем из силачей силач (прп. Марк Подвижник , 89, 548). Сокровище смиренномудрого внутри Его, а это – Господь (прп. Исаак Сирин , 58, 45). ...Без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание (прп. Исаак Сирин , 58, 202). Источник. ...Оно может сокрушить крепость многих грехов (прп. Исаак Сирин , 58, 202). ...Без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого (прп. Исаак Сирин , 58, 202). Источник. Смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечевшееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем (прп. Исаак Сирин , 58, 234). Источник. Смирение есть некая таинственная сила, которую, по совершении всего Божественного жития, восприемлют совершенные святые (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Смирение велико... и сильно привлечь в душу благодать Божию (прп. авва Дорофей , 29, 40). Источник. ...Поистине нет ничего крепче смиренномудрия, ничто не побеждает его. Если со смиренным случится что-либо скорбное, он тотчас обращается к себе, тотчас осуждает себя, что он достоин (того), и не станет укорять никого, не будет на другого возлагать вину и таким образом переносит (случившееся) без смущения, без скорби, с совершенным спокойствием, а потому и не гневается, и никого не прогневляет (прп. авва Дорофей , 29, 41). Источник. ...Что такое... смирение и как оно рождается в душе, никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта; из одних же слов нельзя сему научиться (прп. авва Дорофей , 29, 45). Источник. Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подает благодать обитающим на нем. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он соучастник благого сего делания (прп. авва Дорофей , 29, 215). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Рассеянность ...Не можем преуспевать ни в соблюдении всякой... заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда (свт. Василий Великий , 9, 90). Источник. Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы (свт. Василий Великий , 9, 191). Источник. Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, и как сего достигают?.. – Для сего не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все (свт. Василий Великий , 9, 262). Человек рассеянный в праздник работает, и в рабочий день прислуживает (прп. Ефрем Сирин , 30, 173). Источник. ...Развлечения и парения мысли непрестанно возобновляют тайные язвы (прп. Ефрем Сирин , 30, 304). Источник. Многими молитвами должно собирать рассеянные мысли (прп. Ефрем Сирин , 37, 292). Источник. Блажен, кто, в общении со многими, не развлекается многим, но преселил к Богу всецелое сердце (свт. Григорий Богослов , 15, 273). Источник. ...Три средства рассеивающийся ум делают постоянным: бдение, размышление и молитва. Непрестанное упражнение в них и непрерывное внимание доставляют душе постоянную твердость (прп. авва Исаак, 56, 364). Источник. ...Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 58, 362). Источник. ...Если ты, пребывая в келье, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всем и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нем (прп. авва Дорофей , 29, 222–223). Источник. Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в даче спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 373). Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 164–165). Источник. ...Лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 108). Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 257). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «Кто же избегнет их?» – то отвечал ему Бог: «Смирение избегает их», а что еще более удивительно – присовокупил: «Они даже и не прикасаются ему» (прп. авва Дорофей , 29, 41). Источник. Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд или пойди, укради, ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас... одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам (прп. авва Дорофей , 29, 71). Источник. ...Диавол не может никого обольстить (иначе), как только под видом добродетели (прп. авва Дорофей , 29, 113). Источник. Бесы тщеславия – пророки в снах... Бесы о будущем ничего не знают по предведению... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 19). Источник. ...Бесы часто горько над нами насмехаются. Ибо когда мы насытились, они возбуждают в нас умиление; когда же постимся, ожесточают нас, чтобы мы, прельстившись ложными слезами, предались наслаждению – матери страстей (прп. Иоанн Лествичник , 57, 83). Источник. Велика злоба наших врагов, так что они матерей добродетелей делают матерями зол, и средства к достижению смирения превращают в источник гордости (прп. Иоанн Лествичник , 57, 87). Все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 129). Источник. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти диавола (прп. Иоанн Лествичник , 57, 175). Источник. Во всех деланиях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и в сем умышлении не получают успеха, тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. ... думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною (прп. Нил Синайский , 71, 184). ...До безумия доводит высокопарный помысл, внушает мечтать о равнобожии, не признает Промысла и попечительности Всесовершеннейшего... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. – водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением; если только дунуть, обращается в ничтожество (прп. Нил Синайский , 71, 184). Бегай гордости, человек... чтобы со временем не иметь тебе противником своим Бога (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. ...Из всех грехов больший грех есть гордость; за нее изобретатель всего худого диавол низвержен с неба... (прп. Нил Синайский , 71, 399). Источник. Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он (прп. Нил Синайский , 89, 303). Источник. ...Кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник. Когда же человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности (прп. Исаак Сирин , 58, 155–156). Источник. ...Когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения (прп. Исаак Сирин , 58, 156). Источник. Бойся гордости, и будешь возвеличен (прп. Исаак Сирин , 58, 302). Источник. ...Гордость не понимает, что ходит во тьме, и не имеет понятия о мудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 351). ...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею (прп. авва Дорофей , 29, 41–42). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Знать, когда должны кончаться наши скорби, принадлежит Богу, Который их попускает, а переносить эти скорби со всею благодарностью – есть дело ума нашей благопризнательности (свт. Иоанн Златоуст , 50, 169). В скорбях благодари, и облегчится греховное иго (прп. Нил Синайский , 72, 234). Источник. Наследникам Евы необходимо скорбеть, но когда переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в благословение (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник. ...С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения (прп. Нил Синайский , 73, 388). Источник. Когда постигнет тебя (скорбное) искушение, то не изыскивай, для чего и отчего оно пришло, (но старайся), как бы оное перенести с благодарностью, без печали и злопамятства (прп. Марк Подвижник , 69, 50). Источник. ...С благодарением и разумно переноси находящее на тебя ; если имеешь грехи, то как сладкое, если же не имеешь их, то как очищающее тебя от страстей или ходатайствующее (тебе) Царство Небесное (прп. авва Дорофей , 29, 206–207). Поскольку... безумие и слепота гордыни так близки к людям и так сильны в них, то Всеблагий Бог определил, чтобы вместе с радостным находили на нас и прискорбности, чтобы через то научились мы быть смиренными, а не гордиться. Можешь удостовериться в этом от пакостника плоти, пособника сатанина, томившего апостола Павла, который чудеса творил и такою предельною укрощался славою Божию. почему нам надлежит благодарить Бога более за скорби, чем за утешение, и радоваться прискорбному, как радуемся обвеселяющему (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 270). Каждодневно будь готов к подъятию всякой скорби, помышляя, что скорби суть избавление от многих долгов, и благодари за них (когда встретятся) Святого Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 575). Если скорби о Христе суть дар Божий, даруемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби опытно доказать свое христианство, должен исповедать и принять дар Божий благодарением за дар (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 286–287).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

24 . Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Писания. М.: АСТ, 2000. 25 . Древний патерик. М.: Изд. Отдел Московского Патриархата, 1991. 26 . Маслов Н. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев. М.: Самшит-издат, 2002. 27 . Краткое сказание о житии старца Феофана Новоезерского. М. , 1853. 28 . Амвросий Медиоланский , свт. Об обязанностях священнослужителей. Казань: Центральная типография, 1908. 29 . Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2008. 30 . Жития и творения русских святых. М.: Трифонов Печенгский монастырь: Новая книга, Ковчег, 2001. 31 . Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . М.: Лодья, 1998. 32 . Феофан Затворник , свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник, 1994. 33 . Василий Великий , свт. Творения: в 5 т. М.: Паломник, 2001. 34 . Августин, блж. Творения. М.: Паломник, 1997. 35 . Киприан Карфагенский , сщмч. Творения. М.: Паломник, 1999. 36 . Димитрий Ростовский , свт. Избранные творения. СПб.: Светослов, 1998. 37 . Авва Дорофей . Душеполезные поучения и послания. М.: Правило веры, 1995. 38 . Григорий Богослов , свт. Творения: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 39 . Филарет, митр. Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. 40 . Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 41 . Вениамин (Федченков) , митр. Всемирный светильник: Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. М.: Дар, 2007. 42 . Григорий Двоеслов , свт. Творения. М.: Паломник, 1999. 43 . Русский Златоуст. Собрание сочинений свт. Иннокентия Херсонского : в 6 т. М.: Синтагма, 2007. 44 . Игнатий (Брянчанинов) , свт. Творения: в 7 т. М.: Ковчег, 2006. 45 . Тихон Задонский , свт. Творения: в 5 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008. 46 . Иоанн Златоуст , свт. Творения: в 8 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

25. Древний патерик. М.: Изд. Отдел Московского Патриархата, 1991. 26. Маслов Н. Православное учение о спасении по трудам глинских старцев. М.: Самшит-издат, 2002. 27. Краткое сказание о житии старца Феофана Новоезерского. М., 1853. 28. Амвросий Медиоланский, свт. Об обязанностях священнослужителей. Казань: Центральная типография, 1908. 29. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. Владимир: Изд-во Владимирской епархии, 2008. 30. Жития и творения русских святых. М.: Трифонов Печенгский монастырь: Новая книга, Ковчег, 2001. 31. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Лодья, 1998. 32. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: Паломник, 1994. 33. Василий Великий, свт. Творения: в 5 т. М.: Паломник, 2001. 34. Августин, блж. Творения. М.: Паломник, 1997. 35. Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. М.: Паломник, 1999. 36. Димитрий Ростовский, свт. Избранные творения. СПб.: Светослов, 1998. 37. Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. М.: Правило веры, 1995. 38. Григорий Богослов, свт. Творения: в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 39. Филарет, митр. Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. 40. Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 41. Вениамин (Федченков), митр. Всемирный светильник: Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. М.: Даръ, 2007. 42. Григорий Двоеслов, свт. Творения. М.: Паломник, 1999. 43. Русский Златоуст. Собрание сочинений свт. Иннокентия Херсонского: в 6 т. М.: Синтагма, 2007. 44. Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения: в 7 т. М.: Ковчег, 2006. 45. Тихон Задонский, свт. Творения: в 5 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008. 46. Иоанн Златоуст, свт. Творения: в 8 т. М.: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2007. 47. Феофан Затворник, свт. Творения: в 26 т. М.: Правило веры, 2008.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

135 Апреля в 22 день. 136 Последняя из глав зело полезных прп. Григория Синаита. Доброт., ч. 1. 137 Мф. 7, 16, 20. 138 Евр. 5, 14. 139 Рукопись. 140 Четьи-Минеи, житие прп. Пахомия Великого, 15 мая. 141 Быт. 3. 142 Быт. 4. 142 1 Кор. 9, 22. 143 Слово 7, гл. 7. 145 Мф. 4, 11. 146 Лествица. Слово 27, прп. Нил Сорский. Слово 11, Пролог, 9 января, о монахе, прельщенном бесами, житие прп. Никиты Печерского, Четьи-Минеи 31 января. 147 Прп. Нил Сорский. Слово 11; так рассуждают и прочие наставники христианского подвижничества. 148 О слепоте духа много говорит свт. Тихон Воронежский в келейных письмах своих. Тома 14 и 15. 149 Ин. 9, 40. 150 Ин. 9, 39, 41. 151 Мф. 23. 152 Доброт., ч. 3. 153 Пс. 33, 9. 154 Св. Исаак Сирский. Начало 59 Слова. 155 Изречение прп. Иоанна Колова, Алфавитный Патерик. 156 Мф. 5, 39. 157 Мф. 5, 38. 158 Алфавитный Патерик. 159 Иноки Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве, гл. 68, Доброт., ч.2. 160 Лествица. Слово 4, гл. 35. Этого же мнения и все святые отцы. 161 Пс. 118, 128. 162 Ин. 13, 2. 163 Ин. 13, 27. 164 Ин. 12, 6. 165 Деян. 5, 3. 166 Лк. 4, 5. 167 Слово о трезвении, гл. 43. Доброт., ч. 2. 168 Иов., гл. 1 и 2. 169 Лк. 13, 10–16. 170 Слово 38. 171 Лк. 24, 32. 172 1 Ин. 4, 1. 173 Ответ на вопрос 59. 174 Мф. 7, 15. 175 Рим. 16, 18. 176 Мф. 7, 15–16. 177 Ответ на вопрос 21. 178 2 Кор. 9, 14. 179 Гал. 5, 22. 180 Слово 4, гл. 13. 181 Третья стихира самогласна на вечерни в Пятидесятницу. 182 Пс. 33, 9. 183 О духовном ощущении см. беседу 8 прп. Макария Великого и 1 Слово прп. Симеона Нового Богослова. 184 Евр. 5, 14. 185 Прп. Кассиан Римлянин. Слово о рассуждении, Доброт., ч. 4. 186 Иак. 5, 16. 187 Кол. 1, 28–29. 188 Алфавитный Патерик. 189 Авва Дорофей. Поучение о еже не оставляти свой разум. 190 Гл. 33. Доброт., ч. 1 191 Предисловие к уставу. 192 Эта мысль обретается в житии старца Паисия Величковского, искуснейшего наставника иноков, скончавшегося в конце 18 столетия. Житие и писания его изданы Оптиной Пустынью в 1847 г. 193 Рим. 5, 5. 194 Алфавитный Патерик, в житии прп. Иоанна Колова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Григорий Сардский, митр. 207 174 Григорий Синаит , прп. 5 2 , 28 93 , 112, 498 Д авид Псалмопевец, пророк (библ.) 17, 33, 141, 147, 148, 150, 318, 330, 338, 349, 373, 374, 383, 387, 402, 406, 407, 411, 413−417 Даниил, пророк 20 51 , 23, 26 Даниил Столпник, прп. 122 (17) Дарий, царь (библ.) 174 Демокрит, философ 169 Диадох, еп. Фотикийский, свт. 44, 49 (27) , 50 сн. , 52 Димитрий Кидонис, еретик 309, 462 21 Дионисий Ареопагит (Пс.) 447, 134 12 , 146 45 , 151 75 , 176 (24, 29, 31) , 181 64 , 182 65, 67 , 189 (98) , 190 105 , 194 (119, 120) , 197 129 , 201 148, 149 , 209 180 , 227 (259) , 231 270 , 240 313 , 245 337 , 247 351 , 249 (367, 368) , 250 (373) , 251 375 , 252 378 , 257 (396) , 258 398 , 273 476 , 278 518 , 284 (547) , 295 (604) , 296 605 , 300 12, 13 , 314, 316 6 , 326 (41) , 331 56 , 350 93 , 355 95 , 382 (206) , 383 (210) , 384 (217, 218, 221) , 398 264 , 450 5 , 461 19 , 462 (22, 24) , 474 77 , 498, 499, 505 Дионисий монах 5, 6, 133−138, 140, 143 24 , 149 62 Дионисий, ктитор 136 Диоскор I, патр. Александрийский, еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 219, 452 Дорофей, иеромон. 82 (20) Дорофей Газский, прп. авва 20 49 , 125 40 , 500 Е ва (библ.) 269 Евагрий Понтийский , еретик (см. также Нил Анкирский) 14 10 , 18 32 , 36 136 , 45, 50 (28) , 51 36 , 53, 88 53 , 100 126 , 150 71 , 329 сн ., 500, 509 Евлогия см. Ирина Хумнена Евномий Кизический, еп., еретик 169, 188, 191, 192, 204, 216, 218, 230, 243 (325, 326) , 274 486 , 279, 280, 283 (545) , 285 556 , 287, 290, 300, 301, 464; см. также ПУ (евномианство) Евсевий Кесарийский , еп. 235 288 , 491, 500, 513 Евстафий, врач, адресат Василия Великого 289 Евтихий, архим., еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 212, 219, 452 (18) Екклесиаст (библ.) 21, 98 Епифаний Кипрский (Саламинский), свт. 24 72 , 197 132 , 328 сн. , 500 Евфимий Зигабен (Зигадин), монах 47, 302 22 , 500 Ефрем Сирин (Пс.; Ephraem Graecus) 24 71 , 118 3 , 135, 410 60 , 501 З ахария, пророк (библ.) 147 (53) Зинон, имп. 230 Зоровавель (библ.) 174 И аков, еп. Иерусалимский, сщмч., ап. 17, 19

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010