М.В. Корогодина Приложения. Описание использованных рукописных материалов Ниже предлагается описание рукописных источников, имеющих наиболее существенное значение для проведённого исследования. Поскольку нашей целью не было описание в строгом смысле слова, мы, стремясь дать полный археографический обзор рукописи, сознательно ограничились подробным описанием содержания лишь той части рукописной книги, которая имеет отношение к покаянной дисциплине, не указывая других текстов и статей. Записи, в том числе для рукописей, имеющих печатное описание, приводятся только в том случае, если они помогают прояснить историю бытования рукописи: указывают на время и место её написания, упоминают владельцев и место нахождения рукописи в тот или иной период. Записи цитируются в современной орфографии; реконструированные исследователем слова и буквы даны курсивом. Языковой извод указывается только в том случае, если рукопись нерусская. Филиграни указываются только для тех рукописей, которые не имеют современных описаний. 1313 Однако в некоторых случаях у нас не было возможности изучить филиграни; такие рукописи отмечены знаком Рукописи ниже расположены не в хронологическом порядке, а по хранилищам, а внутри хранилищ – в алфавитном порядке. Такая система была избрана, поскольку многие рукописи (особенно XVI и XVII вв.) датируются по палеографическим признакам примерно одним временем, и расположение в хронологическом порядке неизбежно привело бы к субъективным оценкам. В то же время расположение по хранилищам и в алфавитном порядке позволяет с лёгкостью найти описание интересующей рукописи. Рукописи Библиотеки Российской Академии наук Ал.-Св. 91. Требник. 1560-е гг. 4°. 350 л. Филиграни: 1) Литеры IP, тип: Брике, 9716 (1552– 1562 гг.); 2) Корабль, вид: Лихачёв, 1896 (1567 г.); 3) Перчатка с розеткой и литерами З/LB, вид: Лихачёв, 1924–1925 (1563–1564 гг.); 4) Кувшин с двумя ручками, цветком и литерами RD (?), тип: Лихачёв, 1869 (1563 г ); 5) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 3447 (1564 г.); 6) Герб, вид: Лихачёв, 3345, Брике, 1487 (1572 г.). Записи: внутри верхней крышки переплёта – «Требник Островозерскои церкви по описи 6» (XVIII в.) Содержание: л. 235–248 об. – чин исповеди мирян; л. 236–236 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 237–238 – поновление мужчинам; л. 238–239 об. – поучение духовнику об испытании блудных грехов; л. 239 об.–240 об. вопросник мужчинам (М-Свир. 91); л. 240 об.–242 об. – вопросник женщинам (Ж–Свир. 91): л. 242 об.–243 поновление мужчинам; л. 245–247 – поучение детям духовным; л. 249–332 об. чин исповеди; л. 252 об.–265 об. – поновление инокам; л. 270 об- 271 об. – поновление инокам; л. 271 об.–273 об. поновление священникам; л. 273 об.–278 – поновление священникам; л. 332–332 об. – поновление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Оставь весь мир и всякое здешнее бремя, направляй парус в небесную жизнь (11,363). Христианина истинного и кажущегося распознаем из открывающихся в каждом характеристических свойств. Свойства подлинного христианина все те, какие мы нашли во Христе: из них доступным для нас подражаем, а те, подражания коим недоступны нашему естеству, чтим и поклоняемся им (20,229). Разумея, что Христос есть освящение ( 1Кор. 1, 30 ), мы должны исповедовать силу освящения не словами, но жизнью, свободною от всякого скверного и нечистого дела и мысли (20,236). Разумея же, что Христос есть Свет истинный ( Ин.1,9 ) и недоступный для лжи, научаемся тому, что и наша жизнь должна быть озаряема лучами истинного Солнца. Лучи же Солнца Правды, истекающие для освящения нашего, – суть добродетели, посредством которых мы отлагаем дела тьмы и яко во дни благообразно ходим ( Рим. 13,13 ); и отвергаем потаенные дела, и все совершаем во свете, и сами становимся светом, так что и других просвещаем делами, как свойственно свету (20,235). Зная же, что Христос есть избавление ( 1Кор. 1, 30 ), что Он предал Себя для искупления нашего, научаемся сим речением тому, что поскольку Он даровал нам бессмертие, как бы какую цену за каждую душу, то сим Он всех, искупленных Им от смерти чрез жизнь, соделал собственным стяжанием. Итак, если мы стали рабами Искупившего, то, конечно, должны обращать взоры к Господствующему, чтобы нам жить уже не для себя самих, но для Стяжавшего нас ценою жизни, ибо мы Его стяжание. Итак, законом для нашей жизни да будет воля Господствующего. Ибо как при владычестве над нами смерти действовал в нашей жизни закон греха, так, когда мы стали стяжанием жизни, необходимо согласовываться с законом Обладающего нами, дабы, отвратившись от подчинения воли жизни, опять не попасть нам чрез грех под власть этого мучителя душ наших: говорю о смерти (20,236). Христос именуется камнем ( 1Кор. 10, 4 ): сие имя требует от нас твердости и неуклонности в добродетельной жизни, чтобы мы твердо переносили страдания и являли дух крепкий и недоступный всякому приражению греха. Чрез это и подобное и мы станем камнем, подражая, сколько возможно в изменчивом естестве, неизменяемости и неприлагаемости Владыки (20,243).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Св. Антерот папа святительствовал только один месяц и 13 дней, – с 21 ноября 235 года по 3 января 236 года. Преемник его, Фабиан, управлял Римской церковью с 10 января 236 года по 20 января 250 года, в который замучил его император Деций. После св. Фабиана святительствовал Корнелий, с 251 года по 14 сентября 252 лета, и был замучен. Четвертый признак, по которому можно распознавать сравнительную древность мертвенных лож, есть уничтожение некоторых из них для сделания на месте их ходов в соседние новые отделения катакомб. Такая работа хорошо поясняется вот этим рисунком, на котором концы уничтоженных лож заметны у боков тех ходов, кои устроены на месте их. Пятый признак таков. Если в двух крайних параллельных коридорах усыпальницы, соединенных поперечным ходом, пол неровен так, что, идя по одному коридору и по поперечнику, спускаешься все ниже и ниже и, пройдя по пониженной же части пола в другом параллельном коридоре, опять поднимаешься по лестнице в остальную часть его для осмотра тут остальных мертвенных лож, то сие понижение пола делалось для того, чтобы тут, в хорошем слое, дать больше места новым ложам, кои очевидно уступают первенство временным ложам, устроенным выше их, под которые гробокопатели не смели подкапываться, не зная, тверд ли слой под ними, и боясь нерассчитанным подкопом обрушить их. Для лучшего понятия сего предмета помещаются здесь два чертежа. Вот самый первоначальный план архитектонического устройства усыпальницы, принадлежащей зажиточному христианину в конце века первого или в начале второго и потом отданной в распоряжение папе. Эта усыпальница ныне известна под именем св. Цецилии. Она находится у дороги Аппио-Ардеатинской при обширнейшей усыпальнице папы Каллиста, вмещающей ныне несколько усыпальниц соединенных. В нее первоначально спускались по двум лестницам в два параллельные и обходные коридора «АААА», соединенные поперечным ходом «ББ», и везде тут по ровному полу входили в кубикулы «ааа» и в покой папы «Б» и сборную комнату «В»; потом для новых усопших проделаны были новые поперечные коридоры « ВВ», « ГГ», «ДД», «ЕЕ», «ЗЗ», из которых три были недокончены.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

А опускать эти случаи к победе над собою – значит Богоугождение ставить ниже самоугождения. Когда враг вперед скажет вам: «Сделай такое и такое распоряжение», не слушайте его, а, отогнавши его неприязнию к нему и его урокам, продолжайте свою молитву, не прерываясь (3, с. 231). 26. Христианское обновление жизни В смерти Его мы все умерли, и в воскресении – все воскресли. Благ же сих всякий причастником делается во св. Крещении, где умирает для одной жизни и оживает и воскресает для другой... Сею жизнию вам жить и в ней паче и паче утверждаться желаю вам. По Апостолу: как Христос воскрес и уже не умирает, так и мы в обновленной жизни ходить будем (3, с. 232–233). 27. Случай, осязательно показывающий попечение Божие Утешительно видеть такое осязательное показание, что милостивый Господь очей Своих не сводит с вас! Ехали вы к благотворительнице обители, и лошади так испугались у вас; бежавших под гору, когда уже вы были под экипажем, Господь вдруг остановил, ибо необычно им так смирно останавливаться в испуге. Без этого ни вас, ни кучера, ни экипажа, ни даже лошадей не было бы. И костей ничьих не собрали бы, и щепок от экипажа. Служили молебен? К N. вы отнеслись хорошо, как раз, как мать. И доведите дело до конца, и поставьте ее на ноги, чтобы потом прямо шла и смело шагала. Но вы себя больше блюдите и заботливо держите в том строе внутреннем, к какому зовет и обязывает вас Господь Своими о вас внушениями и попечениями (3, с. 235). 28. Должно записывать особые случаи Божия внушения и попечения Записываете ли вы то, что особенного испытываете? Я думаю, что записывать следует, чтобы по временам просматривать и, видя Божие о себе попечение, паче и паче ревновать о блюдении и усовершенствовании того строя внутреннего, на которое Оно указывает... Сердцем в Господе быть (3, с. 235–236)! 29. Два пути присвоения Господу: деятельный и созерцательный (существенный). Как идти путем деятельным, не оставляя житейских забот Теперь вам одно остается – Господу присвоиться и Его себе присвоить, иначе – стараться дойти до того, чтоб в сердце постоянно чувствовалось, что Господь ваш и вы Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

—235— распределение отдельных частей в издаваемом курсе дает полную возможность подразделить последний на несколько вполне самостоятельных и законченных статей, в виде которых он и будет появляться на страницах журнала. Это обстоятельство дает возможность читателям, не останавливаясь пред длиннотою всего издаваемого труда, знакомиться с ним по мере интереса к тому или другому его отделу; в общем же ряд отдельных статей представит целую систему науки православного церковного права – одной из наименее разработанных у нас наук с церковным содержанием и вместе с тем, быть может, наиболее важной по своему непосредственному соприкосновению с интересами церковной жизни. В заключение позволим себе сказать еще раз несколько слов по вопросу, которого мы уже имели случай коснуться в другом месте (см. Моск. Вед. за текущий год, 236). Среди лиц, даже довольно близко стоявших к почившему и принимающих близко к сердцу интересы оставшегося после него ученого наследия, широко распространяется неведомо откуда возникший слух, что редкая и замечательная по подбору книг библиотека, оставшаяся после покойного А. С-ча, распродастся по частям и таким образом обесценивается исчезновением из нее наиболее ценных библиографических раритетов. Исполняя просьбу нынешних владельцев библиотеки, наследников проф. Павлова, спешим еще раз заявить, что слухи подобного рода не имеют за собой ни малейшего основания и что не оставлено намерение пристроить библиотеку, хотя бы и с меньшими выгодами, непременно всю сполна, не разрознивая ее продажею отдельных изданий. Было бы, конечно, драгоценным приобретением для любой духовной Академии или Университета – получить в свое обладание библиотеку покойного русского ученого, питомца Академии, состоявшего до конца жизни профессором старейшего из русских университетов. К сожалению, наши высшие учебные заведения не имеют возможности роскошествовать даже в пределах 7–10 тысячи рублей на расходы, подобные этому… И. Громогласов Павлов А.С., проф. Из лекций: Введение в науку православного церковного права//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 236–270 (3-я пагин.). (Начало)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если Сын Божий ничего не творил Сам о Себе, но как научил Его Отец, так творил, и Дух Святый не о Себе глаголал, то кто это такой между нами до толикой достиг высоты совершенства, что уже не требует никого иного, кто бы руководил его? Гордость это, а не добродетель! Такой уже в прелести состоит, то есть вступил на ложный путь уклонения к заблуждениям». И в деятельной жизни редко кто обойдется без преткновения, оставаясь с одним своим благоразумием. Но тут, по крайней мере, вред не так велик: одно дело, не так сделанное, если надобно, и переделать легко или в другой раз сделать его, как следует. В умном же делании уклонение от правого пути дает свое направление всему внутреннему, которое не вдруг можно переменить. Одни из таких, как мы видели, запутываются в сетях воображения, другие останавливаются на умоголовном делании, или, по Симеону Новому Богослову , на первой и второй степени внимания и молитвы, или умного делания. И когда они закрепнут в этом строе, то самый опытный и самый усердный наставник едва сможет, если только сможет еще, выбить их или выманить из этих трущоб, в какие они сами себя заключают, находя их крайне восхитительными. (15, 236–239) Умная молитва минует опасность заблуждений, когда в ее огне сгорит самолюбие Итак, когда утвердится молитва умная и дойдет до последней степени своего совершенства, на которой ум, прилепляясь к Богу, онемевает в единении с Ним (преисполняясь любви и преданности к Богу), тогда в этом огне сгорает самолюбие, и вследствие того минует опасность от заблуждений. (15, 235–236) Когда умная молитва не представляет никакой опасности и сама себе служит охраной Умная же молитва есть, когда ты, стоя в сердце вниманием, взывать будешь ко Господу и прося, или каясь, или благодаря, или славословя Его. В этом действии тоже не имеется никакой опасности, такая молитва сама себе служит охраною. Ибо тут и Господь, если с верою обращаешься к Нему. В сей час же можешь сие на деле попробовать. (7, 57) Две неправости с теплотой: теплотолюбие и сласть похотная Как скоро теплота, сопровождающая молитву Иисусову, не сопровождается духовными чувствами, то ее не следует называть духовною, а просто теплотою кровяною; и она, будучи такою, не худа, если не состоит в связи со сластию похотною, хотя легкою; а если состоит, то худа и должна подлежать изгнанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Фроловой, 1899); Tamara Panich, Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте кон. XVII b. (Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004). 41  The Presanctified liturgy, however, remained in its altered form until now. Thus, the modern Russian way of celebrating this rite differs from that of the Greeks and of the Russian Old-Believers, who kept the original practice. See M. Bernatskij’s overview of the Russian liturgio-theological controversies of the seventeenth century in the article on the Eucharist in Православная энциклопедия (Москва, 2008), 17:647–651. 42  Alexander Petrovsky, «Учительное Uзbcmie при славянскомъ Служебник», Xpucmiahckoe чmehie 235 (2): 4 (1911): 552–572; 236 (1): 7/8 (1911): 917–936; 236 (2): 10 (1911): 1206–1221. 43  Since the first appearance in the 1699 edition of the Sluzhebnik, the texts of both chapters, i.e. of the Izvestie uchitel’noe, and of the shorter one (entitled «Order for those who are going to celebrate liturgy or to receive communion...».), have remained unchanged until today. 44  See, first of all, the Spiritual (or Ecclesiastical) Regulation of 1721, part 2, chapter on laymen, § 2. 46  In fact, «registers of [those who were at] confession» were an upgraded version of «lists of those who do not go to confession». The latter were invented by Peter the Great himself, whose personal decree of February 17, 1718 commanded priests to compose such lists as means of discovering covert Old Believers in order to fine them. These lists were seen too much as a tool for government surveillance of dissidents, and therefore their practical implementation was quite unsuccessful (cf. decree of Synod of September 27, 1721), which eventually resulted in replacing them with the more neutral document, i.e., the above-mentioned registers. 47  This was sometimes issued in exchange for a bribe (see the same decree of Synod of September 27, 1721). 48  This could be explained by theological uncertainties I have mentioned before. The practice of barring laity from Communion at the Presanctified liturgies is still alive in some places.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

184 См. выше, глава " О добродетелях " . 185 См. выше, гл. " Нравственность и право " . 186 Из не находящейся более в обращении диссертации " Критика отвлеченных начал " . Воспроизводимая здесь (с поправками) часть этой книги писана около 20 лет тому назад, когда автор в вопросах чисто философских находился под преобладающим влиянием Канта и о тчасти Шопенгауэра. 187 Помимо действий нравственно безразличных, вовсе сюда не относящихся, здесь не затрагиваются также области религиозной и аскетической нравственности, которым ни эмпирическая, ни чисто формальная этика не отводят должного места. 188 Шопенгауэр восстает против повелительного наклонения в этике. Но это только вопрос о словах. Признавать (как это делает и Шопенгауэр) безусловное внутреннее преимущество нравственной деятельности перед безнравственною, любви перед эгоизмом — значит т ем самым признавать объективную обязательность первой, а затем, будет ли эта обязательность выражена в форме повеления или как-нибудь иначе, это нисколько не изменяет сущности дела. Относительно этики Шопенгауэра важно не то, каким наклонением она пользу ется для выражения своего принципа, а то, что она его не обосновывает как следует. 189 См. Grundlegung zur Metaphisik der Sitten von Immanuel Kant, vierte Auffage. Riga, 1797. Стр. 10, 11 (См.: Кант И. Основы метафизики нравственности?? Собр. соч. Т. 4. Ч. 1. С. 234 — 235, 236). 190 Kant, ibid., 13. 191 Kant, ibid., 14. 192 " Правило (Maxime) есть субъективный принцип хотения; объективный же принцип (т. е. то, что для всех разумных существ служило бы и субъективно практическим принципом, если бы только разум имел полную власть над хотением) есть практический (нравственный) закон " (См.: Кант И. Основы метафизики нравственности?? Собр. соч. Т. 4. Ч. 1. С. 236 — 237). Другими словами, нравственный закон, который есть объективный принцип для воли разумного существа, как такого, может не быть субъективным правилом наших дейс твий, поскольку мы уступаем физическим хотениям и случайным желаниям, осуществление которых и ставим как правило своей деятельности. При нормальном состоянии нравственного существа, т. е. при господстве разума над низшими стремлениями, объективный принцип практического разума есть вместе с тем и субъективное правило личной воли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Любовь – двигательное начало, главная пружина в душе истинного гностика и в тоже время истинная добродетель, которая обнимает и оплодотворяет все другие. Благочестие истинного гностика в тесном смысле означает богопочитание в смысле церковного культа, а в более обширном – непрерывное общение с Богом, постоянную молитву, наружную и внутреннюю. В отличие от обыкновенного христианина-психика Климент называет своего гностита пневматиком. Но, следует сказать, что мистическая сторона ( – вопрос относительно внутреннего благодатного общения Бога с совершенным христианином) у него оставлена в тени. Таков „совершенный христианин“ или „истинный гностик“ Климента Александрийского . Это конечно прежде всего идеал, к которому надо стремиться. Но Климент указывал и людей, достигших этого идеала – Моисея, Иова и апостолов, и предлагал их в качестве примера. Eugène de Faye, Clément d " Alexandrie. Etude sur les rapports du christianisme et de la philosophie grecque au II-e siecle. Paris, 1998, pp. 256–293 cf. 183–199. 1055 См. наш очерк: „Духовный отец или старец в древн. вост. монастырях“ Бог. Вестн. 1904, дек. 685. 1057 Именем κυβερντης Златоуст метафорически называет апостолов. Suiceri, Thesaurus Ecclesiasticus II, 182 col. 1059 Соответствующие данные можно читать в книге А. Катанского Догм. учение о семи церк. таинствах 236–251 и в кн. к. Holl " я Enthusiasmus... s. 230–235. Кроме этих исследований при комментарии приняты в расчет: Суворова, Объем дисц. суда, 40–41 прим. К вопр. о тайной исповеди, 11–22; Рецензия на книгу Голля, 27–29 и 40; Н.А. Заозерского Покаяние и суд в древней церкви Прав. Об. 1885, 1, 248–253; А. Алмазова, Тайная испов. І, 34–36, 38–40. 1060 Tantummodo circumspice diligentius, cui debeas confiteri peccatum tuum. Proba prius medicum, cui debeas causam languoris exponere, qui sciat in firmari cum infirmante, flere cum flente, qui condolendi et compatiendi noverit disciplinam, at ita demum, si quid ille dixerit, qui se prius et erudituni medicum ostendit et misericordem, si quid consilii dederit, facias et sequa ris si intellexerit et praeviderit, talem esse languorem tuum, qui in con ventu totius ecclesiae exponi deboat et curari, ex quo fortassis et ceteri aedificari poterunt et tu ipso facile sanari. Multa hoc deliberatione et satis perito medici illius consilio procurandus est. Migne P. Gr. XII, 1386. Текст по подлиннику приведен у К. Голля s. 236, в р. пер. у Алмазова и Катанского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010