Как во время ночи летают нетопыри, пищу себе ища, так и демоны вместе с перваком своим, начальником тьмы, диаволом, во время настоящей жизни, растленной и омраченной, рыщут и по земле, и по воздуху, и по всем местам, сущим под небесами, в одно мгновение переносясь с места на место, ибо демоны по естеству суть мысленные твари (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 154). Источник. Диавол, сей злой дух мысленный, невидимо действует на неверных и обнаженных от Божественной благодати. Почему люди, почтенные от Бога самовластием, не замечают, что бывают покорными слугами власти диавола, и им будучи влекомы на грех, думают, что делают зло самовластно и самоохотно, и таким образом служат у него посмешищем. Такое обманчивое думание есть одна из главнейших прелестей изобретателя всякого зла диавола. Вся его злокозненность обращена на то, чтоб действовать властно внутри грешащих, а они чтоб думали, что делают грех по собственному произволению, а не по внушению и влечению от диавола. И успевает в этом до того, что те самые, которые им насилуются, слыша о том. говорят: «Но что же сталось с самовластием и свободою человека – потеряны?» Да, потеряны, однако же не всецело; в нашей еще осталось власти познавать, в каком бедственном находимся мы состоянии, желать избавиться от него, и искать Избавителя: подобно тому, как больной, который лежит на одре, знает, что лежит в болезни, и желает подняться от нее, и хоть не может сего сделать сам собою, но имеет свободу искать врача, чтоб уврачевал его (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 205–206). Источник. после того, как почтил нас самовластием и дал нам заповеди, научающие нас, как бороться с мысленными врагами нашими, оставил в нашей уже власти, противоборствовать ли диаволу и его побеждать или предаваться беспечности и быть от него побеждаемыми. Впрочем, и при этом Он не оставляет нас одних в борьбе, зная немощь человеческого естества, но Сам присущ нам бывает во время брани, вспомоществует нам, когда возжелаем бороться с врагом, и таинственно подкрепляет нас силою Своею, – так что более Он побеждает врага, нежели мы (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 235–236).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Затем эту схему главных греховных помыслов повторяют прп. Ефрем Сирин , который пишет: «Знай, чадо, что есть восемь помыслов, которыми производится все худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость» 303 . И блаж. Исихий Иерусалимский , кратко говорящий об этом, что есть «восемь главных помыслов греховных, коими объемлется вся область таких помыслов, и от коих все они имеют свое рождение... Когда какой из этих восьми помыслов, поднявшись к сердцу, войдет в него, то вводит с собою целый рой нечистых помыслов» 304 . Наконец, этот список в слове «О восьми главных страстях» воспроизводит прп. Иоанн Дамаскин , который пишет: «Знай, брате, что есть восемь помыслов, воюющих с монахом, как говорят Св. Отцы. Первый – чревоугодия; второй – злой и срамной похоти; третий – сребролюбия; четвертый – печали; пятый – гнева; шестой – уныния; седьмой – тщеславия, и гордости – восьмой» 305 . Повторяет его и прп. Григорий Синаит , который говорит, что «есть восемь начальственных страстей», из коих он выделяет «три главных: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость» 306 . В отношении терминологии, если посмотреть тексты на древнегреческом, то можно заметить, что одни Святые Отцы в данном случае употребляют слово tayiapoi;, а другие – ла0о 211, 218, 219, 224, 226, 229–230, 236, 237, 242, 258–259, 288, 310, 320, 324, 327, 331, 337; Т. 4. С. 7, 61, 106–108, 111,114, 115 . 120, 121, 124–126, 128, 129, 149–151, 153, 156–158, 196, 197,201–203,207,211–213,216,219,243,247,248, 252–255. 106 См.: Основы. Т. 1. С. 20, 21, 75–80, 86, 179–182, 224, 225, 229, 242, 255, 282, 296, 306, 308, 310, 313, 314, 342; Т. 2. С. 162, 236, 237, 289, 290, 308, 309; Т. 3. С. 15–17, 67–69, 179–181, 183, 186, 190, 191, 214, 231, 242, 243, 253–255, 260, 271, 273­276, 279, 280, 284–287, 301, 327, 328, 332, 333; Т. 4. С. 10, 11, 19, 70–72, 86, 109, 113, 115, 124, 128, 145, 230, 231, 234, 235, 248–252,257. 107 Симеон Новый Богослов , прп. Слова//Слова. Вып. 1. М., 1892. С. 21–490; Вып. 2. М., 1890. С. 3–507; Его же. Деятельные и богословские главы//Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 508–570; Его же. Божественные гимны. Серг. Пос., 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

231.  Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 18, 19). 232. Слово 55. 233.  …не оправдится пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142. 2). 234.  …чист в суде Твоем (Пс. 50. 6). 235.  …не входи в суд с рабом Твоим (Пс. 142. 2). 236. Лествица. Слово 28, гл. 1. 237.  Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4. 2); сличи: Флп. 4. 6. 238.  Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5. 17, 18). 239.  Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением (Кол. 2. 6, 7). Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом (Флп. 4. 4–6). 240. Слово 28, гл. 17. 241.  …меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6. 17). 242. Заимствовано из Лествицы. Слово 28, гл. 1. 243. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Агафоне, гл. 9. 244. Святые Отцы говорят: «Никогда не прими, если б ты увидел что-либо чувственное или мысленное, вне или внутри тебя: будет ли это вид Христа, или Ангела, или какого святого, или мечтательное изображение света в уме. Пребывай не веруя этому и не благоволя о этом. Непрестанно блюди ум твой необразным, незапечатленным чем-либо при посредстве воображения, безвидным, внимая единственно словам молитвы». Добротолюбие. Ч. 2. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, гл. 75. 245. Алфавитный патерик. 246.  Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24. 18). 247. Каноник. Издание святой Киево-Печерской Лавры. 248. Преподобный Симеон Новый Богослов. О трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 249. Слово 27, гл. 33. 250. Слово 27, гл. 77. 251. В Слове о трех образах молитвы, о третьем образе. Добротолюбие. Ч. 1. «Да упражняется в псалмопении, сиречь, да молится усты».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В действительности пр. Симеон требует от своего ученика углубить благочестие и сделать его более внутренним, имея целью просвещение Духа. 214 Theol 3.34—37. 215 Theol 3.37—46. 216 Theol 3.46—69. 217 Euch 2.338. 218 Hymn 45.120—127. 219 Hymn 52.149—153. 220 Hymn 46.7—10. 221 Hymn 35.1—7. 222 Hymn 41.7—16. 223 Hymn 45.1—3. 224 Hymn 49.68—71. 225 Hymn 47.69—75. 226 Hymn 49.17—19. 227 Cat 23.65—94. 228 Cat 30.70—97. 229 Cat 9.344—346. 230 Cat 18.224—227. 231 Cat 27.80. 232 Cap 3.100. 233 Eth 7.437—445. 234 Eth 11.161—166. 235 Этот текст молитвы Иисусовой существовал по крайней мере с VI века в Палестине и, можно предположить, в Египте. См. нашу статью «Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы» в Вестнике Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 10, стр. 35—38, Париж, 1951 236 См. по этому вопросу прим. 1 к настоящей главе 237 Cat 22.30 238 Cat 22.30. 239 Cat 22.47—51. 240 Марк Пустынник. О духовном законе, гл. II, P.G.65.908A. 241 Cat 22.58—66. 242 Cat 22.74—87. 243 Cat 22.88—91. 244 См.: Часть IV. Видение света. Сн.2. 245 Там же. Сн.8. 246 Cat 16.86—91. 247 Ер 2.89. 248 Hymn 58.349—353. 249 Hymn 58.354—361. 250 Eth 7.203—206. 251 Сар 3.15. 252 Заслуга Фёлькера состоит в том, что он уделил в своем труде достаточное место аскетическому учению пр. Симеона и показал его близость с древними отцами в этой области 253 Euch 1.19—25. 254 Euch 1.252—255. 255 Euch 2.52—73. 256 Euch 2.73—75. 257 Euch 2.129 258 Euch 2.160—165. 259 Eth 7.435—445. 260 Eth 7.399—405. 261 Eth 4.151—159. 262 Eth 6.258—328. 263 Hymn 4.25—30. 264 Cat 1.167—170. 265 Cat 8.56—64. 266 Cat 8.64—67. 267 Cat 17.117—125. 268 Hymn 14.109—113. 269 Ер 1.445—456. 270 Ер 3.1—3 271 Ер 3.66—72. 272 Ер 3.78—80 273 Ер 3.92—96. 274 Ер 3.196—202. 275 Ер 3.241—247. 276 Ер 3.262—266. 277 Ер 3.321—324 278 Ер 3.462—466. 279 Ер 3.610—623. 280 Ер 3.754—760. 281 Ер 3.770—789. 282 Ер 3.824—834. 283 Ер 4.103—109. 284 Ер 4.111—115. 285 О общем отношении пр. Симеона к крещению см. Часть II. Сакраментальное крещение и крещение Духом 286 Ер 4.121—126.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

234 Не имея под руками сочинений Августина, я делаю выписку из кн. «о правил. и чинопослед. принятия неправославных христ. в ц. правосл.» Сергия, еп. вятского. 235 «Ниже хиротониа кроме мира; тем же и священство миром бывает, говорит Симеон солун... Чрез архиереа миро священнодействуется: и без архиереа не можно. Сей же помазан миром в крещении, и хиротонию имеяй благодатию Духа, и друг другов дары даются»... и хиротонии миром бывают», (гл. 75, 103 об.). 236 Может быть возразят; значит, третьечинные еретики, как помазанные миром, есть православные христиане? Отвечаю: нет, потому, что еретики 3-го чина, миропомазание которых принято церковью, при миропомазании получают только печать Господню – только форму таинства, и через это делаются только сосудами годными к принятию благодати, но самой благодати не получают, так как им её некому преподать: «ничто же бо дает не имеяй, и ничтож приемлет что от неимущаго», а без благодати они православными Христианами названы быть не могут. 237 Почему, спрашивается, II вс. соб. постановил наватиан помазывать миром, чем не признал их таинств миропомазания и хиротонии действительными, тогда как I вс. соб. повелел принимать их в их санах? Да потому, что ересь наватиан ко времени II вс. соб. не устояла в том положении, в каком она была во время I вс. соб. (всякое заблуждение, говорят св. Василий вед. и Златоуст, в одном положении не стоит, а постоянно колеблется и изменяется, (читай выше), почему II вс. соб. и поставил их рядом с арианами и проч. еретиками. В церковной истории Робертсона читаем, что «наватиане соединились с остатками монтанистов». (т. I гл. 6, стр. 115). А Василий вел. говорит, что наватиане и др. еретики «есть как бы отрасль ереси маркионитов, гнушающихся браком..., когда они подобно Маркиону и проч. еретикам, представляют Бога творцом зла» (пр. 47). Погрязнув в еретичестве и уклонившись далеко от православия, они и заслужили то, что II соб. причислил их к второчинным еретикам, тогда как во время I соб. они, как говорят Зонара и Вальсамон, в вере не погрешали, а осуждались только за братоненавидение. Так вот почему II вс. соб. повелел наватиан помазывать миром и хиротонию их, как далеко уклонившихся от истины, не принял. Подтверждением сказанного может служить ещё следующий пример. Лаодик. соб., бывший между 367–374 годами, повелел фотиниан принимать через миропомазание, а Тимофей пресвитер (Кормч. 69 гл.) через 100, а может быть и меньше, лет поставил их в разряд первочинных еретиков, принимавшихся через крещение. А почему? Да потому, что Фотин «многи ереси обнови» (Кормч. толк. 7 пр. Лад. соб.), что и с наватианами случилось, почему II соб. и отнёсся к ним строже, чем первый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Также следует отметить, что, если верна идентификация Дж. Фиэ списка (происходящего из Карамлаисса) несторианских епископов, как списка епископов Ниневии 233 , то в этом списке нет ни имени Исаака, ни имен его предшественника Моисея и преемника Савришо по рассказу Ишоднаха 234 . О последних двух и вовсе не известно никакой другой информации, кроме как из текста Ишоднаха 235 . Несмотря на все это, в среде большинства исследователей произошло ложное отождествление автора подвижнических слов и Исаака Ишоднаха 236 . В 1904 году по монофизитской рукописи Mardin 420 (1471/2 год) католический епископ Рахмани опубликовал анонимный текст с житием Исаака Ниневийского в целом следующий за словами Ишоднаха (аноним Рахмани или Bibliotheca Hagiographica Orientalis (BHO) 540) 237 . Судя по тому, что там присутствует наименование “Богородица”, а, с другой, стороны Исаак сравнивается с анафематствованным на V Вселенском Соборе еретиком Дидимом Слепцо м 238 , этот текст был, как минимум, редактируем каким-то монофизитом. Отметим, что у анонима Рахмани и Ишоднаха содержатся данные о потери их Исааком зрения к концу жизни, тогда как у анонима Ассемани относительно преп. Исаака об этом ничего не говорится. Таким образом, в сиро-арабских рукописях в данный момент мы имеем два еретических жития (Ишоднах, аноним Рахмани) и одно анонимное житие (аноним Ассемани), в котором не содержится ничего противного православной вере 239 , использованное нашими Святыми Отцами. Время жизни преподобного у анонима Ассемани хорошо сходится со свидетельством великого церковного агиографа свт. Димитрия Ростовского , который жил до его издания. Так же, как мы сказали выше, место рождения у анонима Ассемани сходится с кратким биографическим свидетельством о преп. Исааке, имеющемся на греческом языке (“Надписание о безмолвии”). Следующим свидетельством о времени жизни преп. Исаака является его письмо к Симеону Чудотворцу (или Кесарийскому) – так сообщается имя адресата в греческих рукописях (в русском переводе 1911 года – слова 54 и 55) 240 . Свт. Филарет Черниговский считает, что адресатом этого письма был преп. Симеон Дивногорец, Столпник (Младший), почивший 24 мая 593 (или 596) года 241 . Такое отождествление не должно показаться странным, поскольку в житие преп. Симеона Дивногорца сообщается, что он сотворил “неисчетная” чудеса 242 . Поскольку в этом письме преп. Исаак отвечает на вопрос св. Симеона, можно предположить, что отвечающий, как минимум, не младше спрашивающего 243 , что согласуется с приведенными выше предположениями о времени жизни св. Исаака. Преп. Симеон прожил 75 лет 244 , т. е. родился около 520-го года 245 и вполне мог обратиться к св. Исааку с письмом, поскольку на столп в монастыре он (т. е. преп. Симеон) взошел уже в 7 лет 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Сарданова Е. 415 Сарти 473 Саси 294 Сатановский А. 21 Свиньин Π. П. 32 Святава 333 Святополк Окаянный 323 Святослав Игоревич, князь киевский 323, 324, 329, 335 Святослав Ярославич, князь киевский 86, 118, 334 Сегюр 414, 416, 418, 420, 422, 424 Сенеберг 247 Сенека Л. 20 Сенька, сторож 36 Серапион Владимирский 443 Серафим Саровский 428, 430 Сергий Радонежский 140, 141, 428 Серый Сергеев, дворянин» 36 Сигизмунд III Ваза, польский король 30, 258 Силин Митька, астролог 232 Сильвестр, протопоп 113, 115 Симеон, архиепископ 170 Симеон, монах 344 Симеон Бекбулатович 190 Симеон Гордый 89 Симеон Полоцкий 19, 20, 33, 40, 55, 59, 60, 61, 63, 65, 66, 72, 73, 75, 121, 177, 194–197, 207, 211, 213, 215–216, 225, 227, 229, 230, 232–235, 237, 238, 241, 242, 245, 249, 251, 254, 308–311, 316, 361, 363, 388 Скавронские 200 Скалигер 158, 241 Скопин–Шуйский М. В. 30 Скрибония 233 Сметанников П. 437 Смотрицкий Мелетий 61, 361 Собакин Н. С., воевода 36 Собакина М. 91 Соковнин А. П. 378 Соковнин Ф. П. 162, 378 Соковнины 376, 378 Соколов Пл. 333, 334 Сократ 20, 330 Соловьев В. С. 281, 388 Соломон, библ. 327 Софья, царевна 21, 55, 56, 150, 151, 164, 200, 212, 214, 221, 232, 241, 249, 310, 385 Сперанский 288 Сталин И. В. 426–429, 432, 434, 438, 443 Станевич Е. 287, 288 Станислав–Август, польский король 415, 421 Стаций 233 Стефан Баторий, польский король 30 Столетов Е. 339 Стрешнев Т. 164 Стрешневы 200 Стрижов А. 150–152 Строгановы 50, 376 Суббота, скоморох 95 Суворин А. С. 396 Сумароков А. П. 316 Сумцов Η. Ф. 445 Суриков В. И. 49–50, 369–371 Суханов А. 406 Таубе И. 190, 191 Творогов О. В. 404 Тереза Авильская 235 Тибулл 233 Тимофеев И. 189, 192, 193 Толстой А. К. 27 Толстой А. Н. 386 Толстой Л. Н. 13, 187, 251–252, 261, 262, 288, 303, 337, 354, 392 Томилко Белый, стрелец 36 Тохтамыш 262 Тредиаковский В. К. 158, 226, 236, 254, 314, 316 Троцкий 426, 428, 429, 431 Тургенев И. С. 354 Тушин Б. П. 111 Тушин Г. М. 110 Тушины 108, 110 Тыркова–Вильямс А. 281 Ульяна (Елена), княгиня 126 Ульяновы 440 Урусов П. 218

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

В Евхаристии мы становимся, по выражению Святых Отцов, «сотелесными» Христу, Который входит в нас, как в утробу Девы Марии [ 233 ]. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет о том, что Христос, соединяясь с нами, делает божественными все члены нашего тела: «Ты сродник наш по плоти, а мы (Твои сродники) по Божеству Твоему… Ты пребываешь с нами ныне и во веки, и делаешь каждого жилищем и обитаешь во всех… каждый из нас в отдельности с Тобою, Спаситель, весь со Всем, и Ты — с каждым в отдельности находишься, Один с одним… И таким образом все члены каждого из нас сделаются членами Христовыми… и мы вместе сделаемся богами, сопребывающими с Богом» [ 234 ]. В словах преподобного Симеона особенно видна связь между Причащением и обожением, являющимся целью христианской жизни. Подчеркивается также ощутимый и телесный характер соединения со Христом: наша плоть в Евхаристии получает как бы закваску нетления, становясь обоженной, и когда она умрет и истлеет, эта закваска станет залогом ее будущего воскресения. В силу такой исключительности таинства Евхаристии Церковь придает ему особое, ни с чем не сравнимое значение в деле спасения человека. Вне Евхаристии нет ни спасения, ни обожения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54). Поэтому Святые Отцы советовали христианам никогда не уклоняться от Евхаристии и причащаться насколько возможно часто. «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога», — говорит священномученик Игнатий Богоносец [ 235 ] («собираться для Евхаристии» значит причащаться, так как во времена святого Игнатия на Евхаристии причащались все присутствующие). Преподобный Нил (IV в.) говорит: «Воздерживайся от всего тленного и каждый день причащайся божественной Вечери, ибо таким образом Христово Тело бывает нашим» [ 236 ]. Святитель Василий Великий пишет: «Хорошо и весьма полезно каждый день приобщаться и принимать Тело и Кровь Христову… Впрочем, мы приобщаемся четыре раза каждую неделю: в день Господень, в среду, пятницу и субботу, а также и в другие дни, когда бывает память какого-либо святого» [ 237 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Ведь предводитель тьмы, несомненно, имеет и слуг своих, и учеников, ходящих во тьме, которых таковые с радостью приемлют, находя их своими единомышленниками, и учатся у них тому же, что избрали раньше и предпочли творить на свою погибель. Кто не знает, что изначально диавол воздвигал против пророков лжепророков, против апостолов – лжеапостолов, против святых учителей – лжесвятых и лжеучителей 232 , стараясь обмануть кознями и вкрадчивыми словами самых нерадивых и ввергнуть их в гибельную пропасть? Намекая на них, и апостол говорит: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклонитесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием сердца простодушных обольщают» 233 . Поэтому желающие уклониться от таковых по увещанию апостола должны отойти от «дел тьмы» 234 , потому что пока они хотят быть в их власти и шествуют во тьме их, они не могут уклониться от таковых учителей и не в силах оказаться во свете истинных учителей. Итак, ты, духовное чадо наше в Господе, слыша, как Божественное Писание говорит: «Горе тем, которые мудры в себе самих и разумны пред собою» 235 , «со страхом и трепетом» 236 внимай словам, ибо речь идет о спасении души, и, если ты хочешь встретить духовного и святого мужа и истинного учителя, не считай, что узнаешь его сам собою, своим разумением, поскольку это невозможно, но прежде всего подвизайся, как уже сказано, посредством благодеяния, милостыни, поста, молитвы 237 и прилежного моления, чтобы Бог стал тебе в этом содетелем и помощником. Если же ты удостоишься по благоволению Божию и благодати обрести такого [духовника], покажи тогда бóльшее тщание, бóльшую ревность, многое смирение, многое благоговение, крайнее почтение к нему, веру чистую и несомненную. Зачем? Чтобы ты вместо мзды не доставил себе наказание и кару, ибо к таковым обращал речь Спаситель наш и Бог: «Принимающий вас Меня принимает, и отвергающий вас Меня отвергает» 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   Cat 5.1.1—12    Cat 3.247—259.    Cat 5.49—52.    Cat 5.87—107.    Cat 5.122—125.    Cap 3.23.    Cat 4.670—682.    Cat 5.467—470.    Cat 5.1054—1063.    Cat 12.51—58.    Cat 15.127—130.    Cat 15.130—133.    Cat28.126—131.    Cat 28.183—185.    Cat 16.142—144.    Eth 2.7.306—311.    Eth 13.222—236.    Cat 30.132—140.    Cat 30.123—125.    Cat 30.140—142. Пр. Иоанн Лествичник пишет в пятой главе Лествицы о «темнице», месте особенно страшном, где находились, добровольно, впрочем, падшие монахи. P. G. 88.764B-781A    Cat 30.145—170.    Cat 30.221—227.    Cat 30.228—235.    Cat 30.259—273.    Cat 23.8—11.    Cat 23.65—94.    Cat 23.37—51    Cat 23.65—94.    Cat 23.95—97.    Cat 23.103—108.    Cat 23.108—113.    Cat 23.145—157.    Cat 23.158—170.    Cat 23.173—180.    Cat 23.185—193.    Cat 23.183—201.    Cat 23.202—209.    Cat 23.217—223.    Cat 23.224—237.    Более подробно о древней теме «трезвого опьянения» — в моей статье Le theme de Iivresse spirituelle dans la mystigue de St. Symeon le Nouveau Theologien в Studia Patristica t. V, 1962, pp. 368—376. Также: Η. Lewy. Sobria Ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen. 1929. Впрочем, пр. Симеон не говорите «трезвом» опьянении, он только описывает состояние духовного опьянения и свойственные ему черты.    «Симеон не пишет о молитве, он молится». Это замечание Фёлькера только наполовину верно. Пр. Симеон много пишет о молитве, но не систематически. См.: V. Volker. Praxis und Theoria S. 432.    Нам не представляется возможным рассматривать как подлинное творение пр. Симеона «Метод священной молитвы и внимания» или «О трех образах молитвы», содержащее указания на психофизические приемы призывания имени Иисуса. Текст его в неточном ново-греческом переводе был впервые напечатан в греческом Добротолюбии в 1782 г., стр. 1178—1185. Подлинный текст издан в первый раз И. Хаусхерр " ом в его «Methode de Ioraison hesychaste», Orientalia Christiana, 36, 1927, стр. 150—172. Хотя и существующее с XIII-XIV века в некоторых рукописях под именем Симеона Нового Богослова, но всегда изолированное от других его произведений в аскетических сборниках, оно никогда не включается в большие рукописные собрания творений пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010