В среде западных толкователей Священного Писания общепринятым является мнение, что словосочетание «день Господень» было устойчивым выражением ещё до употребления его пророком Амосом, выражающим веру в приход Мессии, Который должен был покорить все народы Израилю. Отсюда также частое употребление пророком имени Божьего «Господь Бог Саваоф», что значит «Бог Воинств» 235 , то есть, грубо говоря, израильский народ воспринимал Бога как своего Воеводу в войне с окружающими его народами. Пророк Амос обличал эти ложные чаяния и указывал израильтянам на их грехи, на то, что они попирают заповеди Божии. Пророк, исходя из этого, говорил о том, что это как раз не повод для эйфории и что не будет победы Израиля над окружающими народами, так как сами израильтяне уподобились язычникам в нравственных недостатках. Понимая устоявшуюся обстановку среди современников, Амос пророчествовал о скорбях и лишениях, которые понесёт Израиль за оставление Бога, и говорил о «дне Господнем» как о суде не только над язычниками, но и над избранным народом, что станет для Израиля днём плача и скорби, а не долгожданным триумфом. Горе желающим дня Господня!.. то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришёл домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нём сияния ( Ам.5:18–19 ). Исходя из вышесказанного, библеист Р. Чарльз делает вывод, что понятие о «дне Господнем» появляется до употребления его в Священном Писании. Вероучение, закрепившееся за этим термином, было уже сформулировано и знакомо всем израильтянам ещё до Амоса, но по причине неправильного толкования пророк был вынужден дать пояснения и обличить народ в его грехах 236 . В связи с этим выводом возникает вопрос о том, как это учение сформировалось среди израильтян. В современной библеистике, на данный момент, есть две основные версии, отвечающие на поставленный вопрос. Под их влиянием проводились последующие исследования. Первая версия принадлежит западному библеисту Мовинкелю, который предполагал, что изначально под «днём Господним» подразумевалось обрядо-богослужебное действо восшествия Яхве на трон 237 , которое входило в состав празднования «Нового года» 238 . Вторая версия была выдвинута Герардом фон Радом, относившим термин «день Господень» к своим представлениям о священной войне, где рассматриваемое словосочетание определяло победу Бога над враждебными Израилю народами 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В таком же точно смысле учил об искупительном значении страданий Христовых и св. Климент Римский , по словам которого, Господь наш Иисус Христос, несмотря на то, что был жезлом 235 и сиянием величия Божия и, настолько превосходнее ангелов, насколько славнейшее пред ними наследовал имя 236 , по любви, какую Он имел к нам, по воле Божией дал кровь Свою за нас и плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши 237 . И эта Его пролитая, для нашего спасения, кровь 238 , как кровь Господа 239 , так была драгоценна пред Богом, что всему миру принесла благодать покаяния 240 и искупление всем верующим и уповающим на Бога 241 . Совместно же с сим, Климент, подобно Варнаве, почитает плодом страданий Христовых и все, относящееся к освящению людей, из чего им, между прочим, указывается на то, что во Христе мы обретаем первосвященника наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей, что, посредством Его, взираем мы на высоту неба, и через Него, как бы, в зеркале, видим чистое и пресветлое лицо Бога 242 , но о всем этом, подобно же Варнаве, учит, вовсе ничего не говоря, как о причинах столь великой плодотворности страданий Христовых и Его смерти, так и о причине необходимости этих самых страданий и смерти. Между тем, Ерм , столь же ясно уча о том, что Сын Божий для того, чтобы очистить грехи людей, поставил Себя в рабское положение и весьма много потрудился, равно, как и весьма много пострадал 243 , к этому присовокупляет стоющую внимания мысль о безусловной необходимости того и другого для спасения людей, хотя она у него больше предполагается, чем прямо высказывается. Объяснив Ерму , что древний камень в башне есть Сын Божий, древнейший всякой твари, а новая в ней дверь есть тот же Сын Божий, только явившийся (во плоти) в последние дни и сделавшийся новой дверью для желающих войти в царствие Божие, Пастырь следующее говорит ему об этой двери: «Никто не войдет в царствие Божие, если не приимет имени Сына Божия... Ибо, как в город (огражденный стеной) нельзя войти иначе, как только через ворота его, так и в царствие Божие не может человек войти иначе, как только через имя возлюбленного Сына Божия...

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

А – Тогда заметь, говорится, что Христос, а не Слово само по себе (μονοειδς), вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). Но как может быть неизменной и постоянной в тождестве себе человеческая природа, в то время как она претерпевает движение, и прежде всего движение из несуществующего в бытие и жизнь? В – Значит, действительно у нас Священное Писание погрешает против истины и говорит, что прежде существовало то, чего не было вчера? А – Я-то совсем не могу сказать так и поистине далек от этого. Именно Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. И я менее всего стану отрицать древность и непоколебимость Слова, даже когда Оно стало плотью. Напротив, я буду думать, что через единение с собственной плотью Оно снова обнаруживается, как бывшее «вчера» и существовавшее прежде. В самом деле, безумные иудеи, не принимая веры, гнушались Им и устремлялись побить Его камнями. Ведь они недоумевали, почему Тот, в Ком они видят человека, такого, как мы, Сам о Себе свидетельствует, что обладает старшинством превосходящей человека древности, говоря как Бог: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин.8:58 ). И это, когда незадолго до того они сказали: Тебе нет еще пятидесяти лет, и Ты видел Авраама? ( Ин. 8, 57 ). Так же и Иоанн говорил: ( ) 235 Идущий позади меня 236 стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Однако каким образом он, увидев и назвав Еммануила неким мужем, говорит, что Тот, Кто родился позднее и после него, стал впереди Него и прежде? ( ) 237 В – Ставшим впереди и прежде он называет Его из-за Его славы, по крайней мере, как я склонен это понимать. А – И тем не менее не потребуется много доводов, чтобы ты увидел 238 ложность и невежественность такого воззрения. А именно, если принять «впереди» как указание на превосходство в славе, на том же основании мы, пожалуй, скажем, что «позади» несомненно указывает на второстепенное по чести. Тогда уже осталось, как кажется, безрассудно предполагать 239 будто Христос уступает славе Иоанна и бежит позади него.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 224 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хо­тя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: (165) Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 225 . И хо­тя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посреди них 226 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты бу­дешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Войди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твое­му Небесному. Все это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 227 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлева­ют прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 228 , но да­леки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы так­же простим должникам нашим 229 . О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 230 приношением, на ко­тором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставле­но, обещая, что ты оставишь 231 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 232 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. (168) Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 233 . Ес­ли согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молит? 234 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, прино­ся дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 235 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 236 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни­ком, и не захочет Приносящий молитвы 237 взять ее с земли. Ибо он проверяет 238 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

79 . Что это за бегство? Конечно, не стопами телесными, потому что стопы принадлежность тела; когда они бегут, они бегут по земле и переходят с места на место. Мы будем спасаться бегством не на кораблях, или колесницах, или конях, которые запутываются и падают, но мы побежим духом, и очами, и внутренними стопами. Приучим наши глаза видеть светлое и ясное, созерцать лик воздержания и умеренности и все добродетели, в каковых нет ничего грязного, ничего мрачного и искаженного. И пусть каждый исследует себя и свою совесть, пусть он очищает свой взор, чтобы не было в нем ничего низменного, ведь то, что видимо, должно быть созвучно тому, кто видит, потому что Бог восхотел, чтобы мы были подобными образу Сына Его ( Рим.8:29 ). Итак, нам понятно, что благо это недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем... ведь и мы Его род ( Деян.17:28 ), как предполагал апостол о язычниках 233 . Само благо, которое мы ищем, единственное благо, ведь никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 ) 234 . Вот тот взор, который созерцает эту великую и истинную красоту. Лишь здоровый и полный сил взгляд может смотреть на солнце, так и благо может увидеть лишь благая душа. Итак, пусть явится благим, кто хочет увидеть Господа и то, что благо. Давайте уподобимся этому благу и, следуя ему, будем совершать то, что благо. А благо – это то, что превыше всякого действия, превыше всякого ума и разумения Оно то, что всегда пребывает, и к Нему все обращено, в Нем обитает вся полнота Божества ( Кол.2:9 ), и через Него все примиряется в Нем. и, чтобы мы лучше определили, что является благом, скажем, что жизнь является благом, потому что Он всегда пребывает, давая жизнь и бытие всем, потому что источник жизни всех – Христос, о Котором говорит пророк: Под тенью Его мы будем жить ( Плч.4:20 ), теперь же жизнь наша 235 сокрыта со Христом. Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе ( Кол.3:3–4 ). Поэтому не будем бояться смерти, ибо она отдых для тела, а для души или свобода, или отпущение. Не будем страшиться того, кто плоть может убить, а душу не может 236 , потому что мы не боимся того, кто может унести одежду, не боимся того, кто может украсть наши вещи, а нас украсть не может. Итак, мы – души, если мы хотим быть евреями из спутников Иакова 237 , то есть подражателями его. Мы – души, а наши члены – покровы. Эти одежды мы должны хранить, чтобы они не порвались, не обветшали, но тот, кто ими пользуется, должен лучше беречь и хранить себя самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вопрос 173. Должны ли быть какие разговоры во время домашнего псалмопения? Ответ. Не должны, разве у тех, на кого возложено смотрение за благочинием и попечение о делах домашних, да и то по требованию настоятельной нужды, и тогда не без осмотрительности, но с должным наблюдением места, благочиния, степенности и того, чтобы не подать соблазна. Всем прочим необходимо молчание. Ибо если во время собеседования, даже и из тех, кому поручено слово учения, повелевается умолкнуть первому, «Если же другому … будет откровение» (1 Кор.14, 30.), то не тем ли паче необходимо молчание во время псалмопения большинству? Вопрос 180. С каким расположением и вниманием должны мы слушать читаемое нам во время вкушения пищи? Ответ. С гораздо большим удовольствием, чем с каким едим и пьем, чтобы виден был ум, не озабочиваемый телесными удовольствиями, но увеселяющийся более словесами Господними по расположению сказавшего: «слаще меда и капель сота» (Псал. 18, 11). Вопрос 235. Полезно ли изучать многое из Писаний? Ответ. Поелику людей можно разделить на два более общие разряда: одним вверено начальство, а другие, при различных дарованиях, поставлены в благопокорности и послушании, то полагаю, что кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать и изучать обязанности всех, чтобы всех научать воле Божьей, показывая каждому его обязанности. А из прочих всякий, помня, что сказал Апостол: «не думайте более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12, 3), пусть тщательно изучает и исполняет свои обязанности, ни о чем более не любопытствуя, чтобы соделаться достойным услышать от Господа сии слова: иди, «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Матф.25, 21). Вопрос 236. Которые удостоились выучить четыре евангелия, те как должны принимать благодать сию? Ответ. Поелику Господь изрек: «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12,48); то они должны более других бояться и тщиться, как Апостол научил, говоря: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор.6, 1). А это достигается, если верим Господу, Который говорит: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан.13, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

А мы без Духа чужды Богу и далеки от Него, причастием же Духа сочетаваемся с Божеством; почему быть нам в Отце есть не наше, но сущего и пребывающего в нас Духа». 235 Слова первосвященнической молитвы Спасителя: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 21 ), не говорят о тождестве нашего единения с Отцом с единением Сына. В них Сын просит Отца дать верующим ради Него Духа Святого. „Поскольку, Слово в Отце, а Дух дается Словом; то хочет, чтобы приняли мы Духа, и чтобы, когда приемлем Его, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, оказались и мы по Духу соделавшимися едино в Слове, а чрез Слово и в Отце. Как мы сыны и боги по сущему в нас Слову, так будем в Сыне и в Отце; потому что в нас тот же Дух, что и в Слове, сущем в Отце». 236 „По данной нам благодати Духа, и мы бываем в Нем (Христе), и Он в нас. И поскольку Дух, Который бывает в нас, есть Божий, то и мы, имея в себе Духа, справедливо почитаемся пребывающими в Боге, а таким образом, и Бог бывает в нас; 237 принимать же Духа, как это можно видеть из предлагаемых здесь мест, мы получили право и возможность через Слово, соединившееся с нами, потому что Слово раздает Духа и, ради живущего в нас Слова, дается нам Дух (см. также XIX, 222, 227, 228). Итак, наше единение с Богом есть единение благодати, осуществляемое Духом; получивший только Духа может воскликнуть: „Авва! Отче» ( Рим. 8 ), и „когда кто отпадает от Духа по причине какого-либо порока, то сей падший уже не в Боге; потому что отступил от него сущий в Боге Святой и Утешительный Дух». 238 От соединения Бога Слова с человеческим естеством проистекают все благодатные и спасительные следствия. Во-первых, Божественное Слово, принятием плоти человеческой, умертвило грех и освятило человека. Соединением с человеком умертвило в нем внутренний принцип греха, в его плоти гнездившийся. 239 Далее, надежда нашего воскресения основывается не только на том, что за грех наш принесено удовлетворение, но, главным образом, на подобии плоти нашей с плотью Воскресшего Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Имп. Максимин I Фракиец. Бюст. 235–238 гг. (Капитолийские музеи) Имп. Максимин I Фракиец. Бюст. 235–238 гг. (Капитолийские музеи) Одной из главных проблем начала правления М. Ф. была борьба с сенаторской аристократической оппозицией. М. Ф. удалил из ставки бывших приближенных Севера, отправив их в Рим или в почетную ссылку. Тем не менее почти сразу начались заговоры против нового императора. Продолжая войну с алеманнами, М. Ф. переправился за Рейн, а оставленные им в Могонциаке войска провозгласили императором консуляра Магна. М. Ф. пришлось вернуться и подавить мятеж, более 4 тыс. чел. были казнены без суда. Неск. позже гарнизоны пров. Осроена (Сирия) провозгласили императором Тита (Квартина), друга и приближенного Александра Севера. Квартин вскоре был убит своим приближенным Македонием, который отослал его голову М. Ф., но тот приказал казнить и Македония как причастного к заговору против Квартина. В 235-236 гг. М. Ф. продолжал кампанию против алеманнов, совершая рейды за Рейн и опустошая земли противника. Успехи М. Ф. привели к тому, что алеманны впосл. неск. десятилетий не тревожили римских границ. За эту военную кампанию М. Ф. получил от сената титул «Германский Величайший» (Germanicus Maximus). Имп. Максимин I Фракиец. Динарий. Аверс. Реверс. 236 г. Имп. Максимин I Фракиец. Динарий. Аверс. Реверс. 236 г. 1 янв. 236 г. М. Ф. стал консулом и тогда же он провозгласил своего сына Гая Юлия Вера Максима цезарем, а его скончавшаяся супруга Цецилия Павлина была удостоена апофеоза. В 236-237 гг. М. Ф. вел кампанию на Дунае против сарматов-язигов и квадов, восстановил линию оборонительных крепостей в обеих Паннониях, отбил нападение карпов и готов на нижнем Дунае. За эти кампании М. Ф. получил титул «Сарматский и Дакийский» (Sarmaticus et Dacicus). Постоянные войны требовали больших средств на содержание войска, к-рыми империя не располагала. С целью экономии М. Ф. отменил денежные хлебные раздачи рим. плебсу, урезал расходы на зрелища и, поскольку этого было недостаточно, прибег к конфискациям имущества знатных провинциалов, а также сокровищниц храмов.

http://pravenc.ru/text/2561680.html

Одной из главных проблем начала правления Максимина была борьба с сенаторской аристократической оппозицией. Максимин удалил из ставки бывших приближенных Севера, отправив их в Рим или в почетную ссылку. Тем не менее почти сразу начались заговоры против нового императора. Продолжая войну с алеманнами, Максимин переправился за Рейн, а оставленные им в Могонциаке войска провозгласили императором консуляра Магна. Максимину пришлось вернуться и подавить мятеж, более 4 тыс. чел. были казнены без суда. Несколько позже гарнизоны пров. Осроена (Сирия) провозгласили императором Тита (Квартина), друга и приближенного Александра Севера. Квартин вскоре был убит своим приближенным Македонием, который отослал его голову Максимину, но тот приказал казнить и Македония как причастного к заговору против Квартина. В 235 - 236 годах Максимин продолжал кампанию против алеманнов, совершая рейды за Рейн и опустошая земли противника. Успехи Максимина привели к тому, что алеманны впоследствии несколько десятилетий не тревожили римских границ. За эту военную кампанию Максимин получил от сената титул " Германский Величайший " (Germanicus Maximus). 1 января 236 года Максимин стал консулом и тогда же он провозгласил своего сына Гая Юлия Вера Максима цезарем, а его скончавшаяся супруга Цецилия Павлина была удостоена апофеоза. В 236 - 237 годах Максимин вел кампанию на Дунае против сарматов - язигов и квадов , восстановил линию оборонительных крепостей в обеих Паннониях, отбил нападение карпов и готов на нижнем Дунае. За эти кампании Максимин получил титул " Сарматский и Дакийский " (Sarmaticus et Dacicus). Постоянные войны требовали больших средств на содержание войска, которыми империя не располагала. С целью экономии Максимин отменил денежные хлебные раздачи римскому плебсу, урезал расходы на зрелища и, поскольку этого было недостаточно, прибег к конфискациям имущества знатных провинциалов, а также сокровищниц храмов. Усиление поборов с провинциалов в конечном счете привело к мятежу в Карфагенской Африке. Назначенный Максимином прокуратор выбивал деньги из местных землевладельцев, что вызвало их возмущение. Вооружив своих клиентов, они устроили мятеж, взяли г. Тисдру и провозгласили императором сенаторского проконсула Африки Гордиана I , а вскоре заняли Карфаген. В Рим были направлены эмиссары. Сенат встал на сторону восставших, признал власть Гордиана I и его сына Гордиана II . Сторонники Максимина, преторианский префект Виталиан и префект г. Сабин, были убиты. Сенат лишил Максимина всех титулов, устранил его имя из документов и объявил его врагом римского народа; его статуи были сброшены с постаментов.

http://drevo-info.ru/articles/13680836.h...

Любовь к врагам Любовь простирается на всех людей. СЕРДЦЕ, согретое любовью, источает ее на всех. Истинная любовь любит не только друзей, но и врагов. Верующий должен доказывать свою ВЕРУ тем, что любит всех людей, особенно врагов. Любовь всех одинаково любит – и добрых и злых. Любовь только к друзьям – не есть истинная. Люби врагов, ибо так заповедал Христос. Любовь к врагам – заповедь Спасителя, и Он пример показал. Не имеющий такой любви, грешит против заповеди Христовой. Любовь христианская должна превосходить любовь человеческую. Любовь к врагам невозможна для плотского человека, но последователь Христов должен победить себя. Любовь к врагам есть трудный подвиг, но звание христианина требует. Любовь к врагам есть свойство души христианина и уподобления Богу. Любовь к врагам есть высочайшая христианская победа. Возможно всем человекам научиться этой любви. Любовь к врагам приобретается постепенно. Христос любил, и мы должны подражать Ему. По примеру Спасителя, злобу побеждать любовью. Врагов должно жалеть, потому что они более себе вредят, чем другим. Вражда во враге достойна ненависти, а самого его следует любить. Скорбеть о их погибели. У кого нет такого настроения, тот не Христов. Любовь к врагам естественными силами трудноисполнима. Чтобы любить врагов, просить помощи у Бога. Любовь к врагам делает МОЛИТВУ дерзновенной. Этой добродетелью христианин самого себя и врага диавола побеждает. Любовь к врагам способствует духовному росту христианина. Кто любит врагов, тот сын Божий по благодати (8, с.496–504). Что побуждает любить врагов Истинно любящему христианину свойственна любовь к врагам; к этому его побуждает, во-первых, звание ученика Христова; а во-вторых, заповедь Спасителя. «…любите враги ваша...» ( Мф.5,44 ). Любящее сердце христиа­нина всегда ищет спасения каждого человека, и чем более человек недугует грехом, чем более находится во власти диавола, тем более он сожалеет о нем и скорбит (7, с.235–236). Любящий врагов духовно возрастает Если рассуждать по-человечески, то очень трудно любить того, кто делает зло. Однако вере и любви истинной ничего нет невозможного. В том именно и состоит назначение христианина, чтобы греховное естество покорять духу, зло побеждать любовью. И если ветхому, не просвещенному бла­годатью человеку бывает трудно это сделать, то новому, во Христа об­лекшемуся, все возможно. Христианин, воспитывающий в себе любовь к врагам, и сам от этого духовно возрастает, так как враждебное отношение недоброжелателей приводит его к познанию немощей, а это в свою оче­редь способствует искоренению гордости, тщеславия, самомнения и т.д. Следовательно, для человека, ищущего спасения, поношения, скорби и искушения являются неоценимым благом, возводящим его душу на небо (Там же, с.236).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010