893 Cat 9.382—392. 894 Eth 6.137—178. 895 Cat 15.72—77. Католические ученые эпохи контр-реформации, как Комбефис, любили находить в этом месте из пр. Симеона своего рода пантеистическую ересь, смешение человека и Бога. Каким бы странным ни казалось такое утверждение, не следует слишком ему удивляться. Тому, кто сформирован средневековой латинской схоластикой, с ее радикальным противопоставлением природы и благодати, «прибавленной» к человеку, трудно понять основную идею греческого святоотеческого учения о человеке, которое говорит, что благодать, хотя и несозданная, является «составной частью» человека, так как он был создан Богом, и что без благодати он не является вполне человеком. Становясь «триипостасным» — телом, душой и Богом, человек восстанавливается в свою первоначальную полноту. 896 Eth 10.36—60. 897 Eth 10.60—69. 898 Eth 10.69—72. 899 Eth 10.72—80. 900 Euch 1.11—14. 901 Eth 1.2.78—93. 902 Eth 1.4.61—69. 903 Eth 3.392—396. 904 Eth 5.28—48. 905 Eth 5.54—59. 906 Eth 6.598—610. 907 Eth 8.7—13. 908 Eth 8.21—23. 909 Eth 8.59—72. 910 Eth 10.408—418. 911 Eth 10.716—733. См. прим. 48 к настоящей главе 912 Eth 10.738—743. 913 Сар 3.88. 914 Сар 3.58. 915 Eth 13.75—89. 916 Hymn 17.249—274. 917 Hymn 55.138—141. 918 Hymn 26.60—61. 919 Hymn 50.184—189. 920 Hymn 50.181—183. 921 Hymn 32.86—93. 922 Hymn 53.154—157. 923 Eth 2.1.173—182. 924 См. Григорий Богослов. Сл. 45.22. Пр. Симеон точно следует здесь за св. Григорием, который, как и он, отказывается отвечать на подобного рода вопросы. 925 Eth 2.7.36—56. 926 Hymn 52.141—143. 927 Cat 5.326—331. 928 Cat 5.350—352. 929 Cat 5.381—394. 930 Cat 5.427. 931 Cat 9.120—127. См.: Часть II. Монашество и мир. Прим. 24. 932 Cat 17.96—108. 933 Cat 27.276—285. 934 Cat 9.134—138. 935 Cat 20.39—41. 936 Cat 13.7—12. 937 Cat 13.35—40. 938 Cat 13.41—55. 939 Cat 13.61—70. 940 Cat 13.106—111. 941 Cat 13.111—123. 942 Cat 6.359—370. 943 Eth 10.707—733. 944 Eth 10.838—847. 945 Eth 5.334—342. 946 Eth 1.3.70—78. 947 Eth 1.5.105—119. 948 Cat 5.476—496.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

48 Х. Тернер отмечает 27 ссылок на 50-й псалом: см. Turner H. Указ. соч., p. 40. Вспомним, что этот псалом читается в монастырях не реже четырех раз в день: он входит в чинопоследование утрени, третьего часа, повечерия и полунощницы. 50 Hymn 21, 280–291//Божественные Гимны преподобного Симеона Нового Богослова/Пер. иером. Пантелеимона Успенского. Сергиев Посад, 1917, с. 273. 52 Eth. 4, 528–636. Это еще не самая высокая частота цитирования: в 25 строках Cat. 20, 110–135 редакторы обнаружили около 20 библейских аллюзий, в 25 строках Cat. 28, 69–94 — более 24 аллюзий, и наконец в 27 строках Cat. 28, 245–271 — не менее 28 аллюзий. 55 См. у J. Darrouzus (“Христианские источники”) обобщение метода цитирования, используемого преп. Симеоном: “Симеон производит впечатление человека, который не читает текст или фразу во всей полноте: он хватает одно слово, один образ, и этого достаточно для его поэтического и образного духа: эта черта резко отличает его от многих византийских комментаторов и компиляторов Цитируя Библию, он ищет в ней не чужие мысли, но отголоски своей собственной внутренней жизни”. — SC 51, 33–34. 56 Cat. 31, 154–155: “и так, постепенно поднимаясь, с одной ступеньки на другую, как по лестнице…” 57 Ср. Толкование Блаженств 2//Gregorii Nysseni Opera VII, 2/Ed. J. F. Callahan. New York–K öln, 1992, p. 89. 59 Толкование блаженств 1, pp. 82–83. Ср. Свт. Василий Великий. Краткие правила 205//PG 31, 1217C]. 61 Свт. Григорий Нисский. Указ. соч. 3, с. 101; Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея 15. Ed. Canterbury, 1839, 15C. 63 См. например Hymn 11:79–94, в котором преп. Симеон описывает видение света и последующую его потерю, о которой он будет ”плакать не переставая”. 70 Преп. Исаак Сирин. Беседа 81//Греч. изд. Феотокиса, с. 306=Сир. изд. Беджана, Беседа 74, с. 507. 75 О любви 4, 72//Творения. Кн. I, с. 142. Ср. Ориген. Комментарии на Евангелие от Матфея 86, с. 50. Обратите внимание на разницу между этими авторами и Златоустом, который не видит никакого мистического измерения в Мф 5:8, но утверждает, что Христос говорил здесь о “мысленном созерцании, которое в нашей власти (например, воображение), а также об идее Бога”. — Беседы на Евангелие от Иоанна 15, 1//PG 59, 99.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

292 Авва Дорофей . Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900. С. 33. 293 Сопоставление хода Тайной Вечери с традиционными пасхальными трапезами и молитвами иудеев См. Успенский Н. Анафора.//Богословские труды. 13. М. , 1975. и Буйе Л. Библия и Евангелие. Брюссель, 1988. 294 Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М., 1994, С. 55. 295 Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. С. 215. 296 Святой Феофан Затворник. Письма. Вып. 1. М. 6 1898. С. 209. 297 Ельчанинов Александр , свящ. Записи. Париж, 1986, С. 57. 298 Древний Патерик. М., 1899. С. 137. 299 Розанов В. Религия и культура. Т. 1. М., 1990. С. 386. 300 Розанов В. Уединенное. М., 1990. С. 75. 301 Преподобный Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев.//Символ. 1987. Париж, 18. С. 261. 302 Успенский Л.А. Вопрос иконостаса.//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 46. С. 253. 303 Сомов К.В. История христианства. М., 1990. С. 154. 304 Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах.//Символ. 1987. 18. Париж. С. 230. 305 См.: Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985. Глава «Новый Завет в свете археологических открытий». 306 О раннехристианских изображениях См.: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989. 307 Вот лишь один пример вхождения в мистическую реальность через икону: «Когда я однажды отошел к пречистому образу Рождшей Тебя, Ты Сам, прежде чем я встал, стал видим внутри моего жалкого сердца, соделав его светом. И тогда я узнал, что я имею Тебя в себе познавательно» – Преподобный Симеон. (Цит. : Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. С. 202). 308 Фудель С.И. У стен Церкви. С. 219. 309 Мейендорф Иоанн , протоиерей. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981, С. 143. 310 Шмеман Александр , протоиерей. Исторический путь Православия. Нью-Йорк. 1954, С. 247. 311 Раушенбах Б. В. Некоторые психологические аспекты космонавтики и эстетики.//Психологический журнал. 1986. Т. 7. 1. С. 82.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Кроме того, “причастие Божеского естества” (2Пет.1:4) как цель и тот факт, что “мы Его и род» (Деян.13:26) как начало, обусловливающее сверхчеловеческий, богочеловеческий образ существования. Климент Александрийский ссылается на слова “вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы” (P.G. 8, 281 А). Святой Ириней подготавливает богословие святого Афанасия, св. Кирилл говорит о Духе, который творит наше обожение – θεοποιου ν (P.G. 75, 1089 CD), и, наконец, Дионисий Ареопагит заменяет термин θωσις на θεοποησις. Бог очеловечивается, а человек делается обоженным. Эта идея вновь появляется у святого Максима (P.G. 91, 1113 ВС). Для него воплощение и обожение суть два лица одной и той же тайны. Святой Григорий Назианзин дает прекрасную формулировку: “бог по положению” – θες θετς μεν – (P.G. 37, 690). Святой Григорий Нисский, в согласии с преданием, настойчиво подчеркивает непреодолимое расстояние – διαστημα – между образом и божественным Архетипом, из чего следует принципиальная невозможность какого-либо смешения.     Беседа на 1 Кор. Святой Григорий Нисский и, особенно, святой Кирилл Александрийский настаивают на обожении через обоженную плоть Слова (P.G. 73, 577–580). Об онтологическом характере теосиса в евхаристии см.: Преподобный Симеон, P.G. 120, 321–327. Фаворский свет, по словам святого Григория Паламы, являет благодать энергий, творящих обожение (P.G. 154, 860–861).    Для святого Макария “дух” в человеке – это прежде всего его восприимчивость к проникновению энергий Святого Духа во все его существо.    Доксология (славословие) – литургическая формула прославления.    Святой Максим, Недоуменные вопросы к Фалассию о Святом Писании, P.G. 90, 25 В. У блаженного Августина это образ Адама: упав и разбившись, он наполнил своими осколками всю вселенную. Бог собирает осколки, плавит их на огне Своего милосердия и восстанавливает разбитое единство (На Псалмы, 95, N. 15).    “Агиофания” происходит от γιος (святой) и означает всякое проявление святости.    P.G. 65, 68. См.: Dom Stolz, L’Ascuse crétienne, Ed.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архиепископы Архангельские: Арсений, бывш. Элассонский (1597-1615), Стефан, бывш. Суздальский (упом. в 1660-1661/62), Иоаким (Дьякович), бывш. еп. Сербославянский и Оршанский (упом. в 1667/68-1674/75), Иосиф, бывш. Коломенский и Каширский (1675-1681), Никита, бывш. еп. Звенигородский (1681), Никодим (Сребницкий), бывш. еп. Черниговский (1740-1742), Лев (Юрлов), бывш. еп. Воронежский (1742-1755). Настоятели А. с. Протопопы: Иоанн (упом. в 1439), Иоанн (упом. в 1454-1463), Михаил (упом. в 1507), Иуда (упом. в 1518-1519), Симеон (упом. в 1542-1550), Тимофей Яковлев (упом. в 1551), Евстафий (упом. в 1564-1565), Григорий Иванов (упом. в 1569-1570), Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575), Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593), Димитрий (упом. в 1599-1608), Иоанн (упом. в 1613-1630), Григорий (упом. в 1634-1643), Никифор Матвеев (упом. с 1645, (ок. 1657), Кодрат (упом. в 1658-1672), Феодор (упом. в 1675-1691), Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703), Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734), Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745). Протоиереи: Иоанн Комаровский (упом. в 1749 (1771), Петр Алексеев (1771-1801), Димитрий Иоаннович Лавровский (1801-1811), Алексей Феодорович Шумилин (1811-1813), Иаков Димитриевич Никольский (1813-1816), Герасим Алексеевич Попов (1816-1818), Иоанн Иоаннович Русинов (1818), Василий Иоаннович Кутневич (1818-1833), Арсений Иоаннович Тяжёлов (1833-1855), Петр Евдокимович Покровский (1855-1871), Михаил Измайлович Богословский (1871-1880), Александр Георгиевич Невский (1888-1892), Валентин Николаевич Амфитеатров (1892-1901), Павел Григорьевич Извеков (1905-1909), Димитрий Павлович Лавров (1910-1914), Николай Димитриевич Извеков (1915-1918). А. В. Маштафаров Арх.: РГАДА. Ф. 135. Оп. 1. Отд. 1. Руб. 1. 30/5; Ф. 154. Оп. 1, 81; Ф. 196. Оп. 1, 1736. Оп. 3, 1510; Ф. 248. Оп. 1, 781; Ф. 280. Оп. 3, 79, 285, 508, 742; Ф. 281. Оп. 21, 15168; Ф. 1209. Стб. по Москве 471/32859, 726/32991, 728/32992; ОПИ ГИМ. Ф. 406. 76508/3697; Ф. 441. Оп. 1, 30; Архив СПбФИРИ. Ф. 238. Оп. 2. Карт. 33. 33, карт. 61. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Кроме того, “причастие Божеского естества” (2Пет.1:4) как цель и тот факт, что “мы Его и род» (Деян.13:26) как начало, обусловливающее сверхчеловеческий, богочеловеческий образ существования. Климент Александрийский ссылается на слова “вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы” (P.G. 8, 281 А). Святой Ириней подготавливает богословие святого Афанасия, св. Кирилл говорит о Духе, который творит наше обожение – θεοποιο υ ν (P.G. 75, 1089 CD), и, наконец, Дионисий Ареопагит заменяет термин θ ωσις на θεοπο ησις. Бог очеловечивается, а человек делается обоженным. Эта идея вновь появляется у святого Максима (P.G. 91, 1113 ВС). Для него воплощение и обожение суть два лица одной и той же тайны. Святой Григорий Назианзин дает прекрасную формулировку: “бог по положению” – θε ς θετ ς μεν – (P.G. 37, 690). Святой Григорий Нисский, в согласии с преданием, настойчиво подчеркивает непреодолимое расстояние – δι α στημα – между образом и божественным Архетипом, из чего следует принципиальная невозможность какого-либо смешения. 317 Беседа на 1 Кор . Святой Григорий Нисский и, особенно, святой Кирилл Александрийский настаивают на обожении через обоженную плоть Слова (P.G. 73, 577–580). Об онтологическом характере теосиса в евхаристии см.: Преподобный Симеон, P.G. 120, 321–327. Фаворский свет, по словам святого Григория Паламы, являет благодать энергий, творящих обожение (P.G. 154, 860–861). 318 Для святого Макария “дух” в человеке – это прежде всего его восприимчивость к проникновению энергий Святого Духа во все его существо. 319 Доксология (славословие) – литургическая формула прославления. 320 Святой Максим, Недоуменные вопросы к Фалассию о Святом Писании, P.G . 90, 25 В. У блаженного Августина это образ Адама: упав и разбившись, он наполнил своими осколками всю вселенную. Бог собирает осколки, плавит их на огне Своего милосердия и восстанавливает разбитое единство ( На Псалмы , 95, N. 15). 321 “Агиофания” происходит от γιος (святой) и означает всякое проявление святости. 322 P.G. 65, 68.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

Иноуе Кавацино-ками – 239 Иноуе Какугоро – 278, 279 Иноуе Павел – 428, 429 Иноуе Стефан – 392 Иноуе Хрисанф – 116, 117 Иоаким, св. – 517, 678 Иоаким, в Сиозава – 11, 12 Иоанн Богослов, св. – 37 Иоанн, евангелист – 203 Иоанн Златоуст – 775 Иоанн Кронштадтский – 300, 314, 356, 388 Иоаннский, митрополит Московский – 293, 320 Инаое Иоанн – 382 Иномама Гавриил – 356 Иокояма Ной – 332, 354, 355 Иона, китайский ученый – 796, 797 Иоритоми – см. Иоритомо Иоритомо – 50, 685 Иосида, врач – 681 Иосида Давид – см. Давид Иосида Стефан – 202 Иосимото Стефан – 202 Иосиф, в Сиозава – 12 Иосиф, библ. – 510, 517, 553, 584, 753 Иосицуне – 50, 169 Иото Димитрий – 431 Ирокава Симеон – 777 Исава Авраам – 26 Исайя, в Аннака – 9 Исибаси – 341 Исивара Агавья – 556 Исивара Иустин – 556 Исивара Петр – 232 Исигаме – 366, 665, 737 Исида, из Кокура – 447 Исида Анна – 201 Исида Игнатий – 201 Исида Иоанн – 198, 201, 264, 265, 270, 575, 578 Исидзука Стефан – 640, 642, 729, 739 Исидор, митрополит СПБ – 126, 127, 308, 319, 362, 363, 666 Исизака Александр – 711 Исизака Лин – 461, 470–472 Исизака Саломея – 471 Исии Акила – 392 Исии Павел – 30, 31, 42, 47, 65, 104–106, 108, 109 Исии Поликарп – 73, 75, 77 Исикава – 196, 555 Исикава Захария – 659 Исикава Лука – 88, 90 Исикава Петр – 314, 529, 555 Исимаки Агафья – 407 Исимото – 200 Исо Петр – 691 Исогае – см. Исогаи Исогаи Василий – 762 Исогаи Мария – 392 Исогаи Павел – 390, 392, 397 Исогаи Стефан – 213 Исохиса – 543 Исохиса, ученик – 548 Исохиса Иоанн – 544, 556, 557, 564 Исохиса Кирилл – 544 Исохиса Федор – 544 Итабаси – 342, 555 Итабаси Ирина – 407 Итабаси Исайя – 552 Итабаси Юния – 555 Итигаки – 279 Ито, граф – 279, 310, 446, 613 Ито, ростовщик – 668 Ито, в Нобеока – 456 Ито, из Ямага – 471 Ито Авраам – 365, 370 Ито Евфимия – 191, 193 Ито Иоанн – 89, 333, 363, 384, 392, 397, 573, 776–778 Ито Моисей – 195 Ито Николай – 154, 619, 640, 641, 643 Ито Петр – 371 Итоо – см. Ито Иуда – 257, 460, 488, 725 Ицибеи Кувадзу – 543, 544 Ицидзё Екатерина – 29 Ицидзё Стефан – 29, 109, 110, 332, 350

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

приходской практике вообще отсутствует) и может быть как в конце вечерни, так и в конце утрени (Ιερατικν. Αθναι, 1977. Σ. 25; Θουντολης Ι . Απαντσεις ες λειτουργικς πορας. Θεσσαλονκη, 1976. Τ. 3. Σ. 156-161). Литийница. Сер. XVIII в. (скит св. Анны на Афоне) Б. х. по всем Типиконам в общем один и тот же. Во время литии в ср. части храма ставится столик-«четвероножец» (τετραπδιον), а на него - специальный церковный сосуд, т. н. литийница (самая древняя сохранилась в мон-ре вмц. Екатерины на Синае), состоящая из 3 подсвечников, подставки для стаканчиков с елеем и вином, чашечки для зерен пшеницы и блюда для хлебов (чашечки для пшеницы может не быть - напр., старообрядцы в соответствии с древним обычаем возлагают хлебы поверх пшеницы). После «Ныне отпущаеши», Трисвятого и «Отче наш» поется трижды тропарь на Б. х.: на бдении под двунадесятые праздники это отпустительный тропарь праздника; под воскресенье - «Богородице Дево» ; на службе в честь святого со знаком бдения дважды поется его отпустительный тропарь и единожды «Богородице Дево» (если память святого попадет на воскресенье, сначала дважды поется «Богородице Дево», затем единожды - тропарь святого); в попразднства и при сложных совпадениях празднований бывают иные варианты соединения тропарей (Розанов. Устав. С. 67, 75, 78, 88-89, 96, 151, 154, 156, 207, 398-399, 672). В это время диакон кадит вокруг стола с хлебами, пшеницей, вином и елеем (как правило, трижды); в конце кадит настоятеля, чередного иерея и снова столик с хлебами (в России принято также кадить аналойную икону - см.: Никольский. Устав. С. 227) и возглашает: «Господу помолимся» (хор отвечает: «Господи, помилуй»). Священник знаменует одним из хлебов др. и, как правило, целует его, при произнесении слов «хлебы», «пшеницу», «вино» и «елей» указывает на них рукой; при этом для того, чтобы получалось крестное знамение (ср.: Симеон Солунский. Соч. С. 467), вино располагают в литийнице слева от иерея, а елей - справа. Священник читает молитву на Б. х., затем следуют «Буди имя Господне...» (Пс 112. 3), трижды, и Пс 33. 1-11; священник благословляет народ с солеи, и начинается великое чтение (в совр. практике, как правило, опускается), во время к-рого благословенные хлеб и вино должны разноситься всем молящимся (на практике вино обычно не разносится (ср.: Типикон. Т. 1. С. 19), а хлеб раздается позднее). После вкушения хлебов, если бдение совершалось, как и положено, ночью, предписывается полное воздержание от еды и питья до Причащения - это отмечено в Иерусалимском уставе, начиная с древнейшей редакции и вплоть до совр. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 23; иногда Типиконы (напр., совр. рус.- Т. 1. С. 19) уточняют, что летом, когда ночь коротка, и сами благословенные хлебы вкушаются уже после литургии). Далее следует шестопсалмие и утреня.

http://pravenc.ru/text/149327.html

150 Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский . Новая скрижаль: В 2 т. М., 1992. С. 437. Гл. 23, § 3; Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 163–164. – Сост. 151 См.: Симеон, архиеп. Фессалоникийский, блж . Сочинения. СПб., 1856. Гл. 371; Вениамин, архиеп. Нижегородский и Арзамасский . Новая скрижаль: В 2 т. М., 1992. С. 437. 152 По никоновскому Уставу прежде начатия панихиды предстоятель прочитывал две молитвы: одна «кадилу над усопшим» и другая над кутиею в память умершим. 153 Рафаил (Карелин), архим . Обманутые миром//Умение умирать, или Искусство жить. М., 2003. С. 50–54. – Сост. 154 Гейне Г . Стихотворения. Поэмы. М., 1984. С. 81. 155 Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых отец. Св. –Троиц. Сергиева Лавра, 1992. С. 380. – Сост. 156 Правило 142е по изд.: Pitra, Juris eccl. graecorum hist. et mon., II, 340. 157 Об отпевании лиц, покончивших жизнь самоубийством, будучи в состоянии тяжелого душевного заболевания, см. выше, в статье «Кто лишается церковного отпевания», с. 74–75. – Сост. 158 См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: Пер. с серб.: В 2 т. Св. –Троиц. Сергиева Лавра, 1996. Т. 2. С. 486–487. – Сост. 159 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. XII. 8. М., 2000. С. 70. – Сост. 160 Афанасий (Сахаров), еп . О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 204–205. – Сост. 161 Первый великий старец Оптинский иеромонах Леонид, в схиме Лев. Шамордино, 1917. С. 181–182. [Репр.: Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина пустынь, 1994]. – Авт. Подробнее см.: Оптинский патерик. Саратов, 2006. С. 420–426. – Сост. 162 Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909. С. 106. 163 Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Февраль. М., 1906. С. 188–189. 164 Синаксарь субботы мясопустной.

http://azbyka.ru/so_svyatymi_upokoj

4 . Все заповеди Господа нам необходимы, потому что они жизнь, жизнь праведная и вечная. Как сказал Господь юноше: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). «Ибо Я, – продолжает Он, – говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин.12:49 ). «Как вечная жизнь необходима человеку, так необходимо ему и соблюдение Христовых заповедей, чем и обретается вечная жизнь. Хранящий заповедь, – поясняет Соломон, – хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет» ( Притч.19:16 ). Заповеди – это лекарство от страданий души 5 . Все заповеди необходимы, потому что они как травы, лекарства и пластыри, которые исцеляют от страсти и болезней души. И каждая заповедь предназначена для лечения определенной немощи и страсти. Следовательно, как для исцеления телесных болезней нужны определенные действенные травами и лекарства, так и для борьбы со страстями души и ее здоровья требуется сохранение всех без исключения владычных заповедей. И пусть каждый христианин знает: сколько заповедей он не соблюдет, столько же его душевных скорбей, которые можно было бы искоренить с помощью этих заповедей, останутся неисцеленными. Как сказал Симеон Новый Богослов , кто соблюдает заповеди, тот ими особенно храним, потому что избавлен от страстей и греха. Как сказал Соломон, «кто боится заповеди, тому воздается» ( Притч.13:13 ). «На всякую неправду», – добавляет Аммон, – «нам даны от Господа все вместе заповеди, и если оставлять одну, последуешь противоположному ей пути зла» (Беседа 28 на Евангелие от Матфея). 6 . Все заповеди так же необходимы, как вера и крещение. Следовательно, как без веры и крещения, так и без хранения всех заповедей никому спастись невозможно. Откуда это известно? Из слова Господа. Традицию веры и крещения Он соединил с хранением всех Своих заповедей, сказав апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19 ). Разъясняя это, Аммон говорит: «...с правильной верой Господь соединил хранение всех заповедей, поэтому и Давид правую веру имел к Богу, он сказал: «Из заповедей Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды» ( Пс. 118 ) 154 . Заповеди необходимы, как вера и крещение. Чем отличается заповедь от совета

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010