В Тернопольской епархии УПЦ, куда мы прибыли для изучения ситуации захватов храмов раскольниками, состоялось краткое общение с митрополитом Сергием, порекомендовавшим посетить село Куты Шумского района, где раскольники «КП» осуществляют очередной рейдерский захват храма, а затем уже побывать в Свято-Георгиевском приходе с. Катериновка. Там при захвате церкви в сентябре прошлого года было учинено нападение на православных верующих филаретовцами вместе с боевиками «Правого сектора», батальона «Тернополь-2», что вызвало огромный резонанс в СМИ, но не получило до сего дня официальной правовой оценки МВД и Минкульта, контролирующего ныне вопросы религиозной жизни Украины.      По дороге в село Куты В Богоявленском Кременецком женском монастыре в часовне преподобного Иова Почаевского покоятся мощи патриаршего экзарха Украины митрополита Алексия (Громадского), убиенного 7 мая 1943 года по дороге из Кременца в Луцк. Митрополит Волынский и Кременецкий Алексий (Громадский, †1943). Фото: sammler.ru      Убийство это было совершено боевиками УПА-ОУН(м), «мельниковцами», поддерживающими «Украинскую автокефальную православную церковь», о чем прямым текстом говорит в своих воспоминаниях участник злодеяния, эмигрировавший в США куренной УПА М. Скорупский (1) . Могила митрополита Алексия Похоронили убиенного митрополита в Кременецком монастыре напротив Богоявленского храма, слева у колокольни, а в 1961 году, перед закрытием монастыря, во избежание поругания останки захоронения перенесли на Кременецкое городское кладбище рядом с могилой его матери. И в 2005 году по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира они были обретены нетленными и возвращены в монастырь. Ныне останки покоятся в раке часовни прп. Иова Почаевского недалеко от первой могилы митрополита. Эта встреча с историей 70-летней давности подвигла перелистать страницы еще на несколько десятилетий назад и вспомнить обстоятельства возникновения УАПЦ. В 1921 году, 14 октября, в Софийском соборе в Киеве открылся так называемый Всеукраинский православный церковный собор, принявший решение, ввиду отсутствия на нем канонических архиереев, «самостоятельно создать епископат». Главой УАПЦ был избран отлученный от Церкви священник Василь Липковский. «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено вопреки всем каноническим правилам. Сама «хиротония» была исполнена отлученными пресвитерами и мирянами кощунственным образом: на Липковского возложили руку мощей священномученика Макария, митрополита Киевского. Сей кощунственный акт был повторен при последующей «хиротонии» во «епископа» также отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» дал основание к распространению в верующем народе наименования новых раскольников «самосвятами». Со временем УАПЦ была упразднена большевиками. Большая часть «духовенства» репрессирована, остальная выехала за границу.

http://pravoslavie.ru/91722.html

Вступление Вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык с греческого полный текст кондака на Преображение. Самое его начало — кондак (в современной терминологии) и первый икос — до сих пор используются в богослужении этого великого праздника. Однако в древности кондаком называлась большая поэма, состоявшая из проэмия (вступления) и целого ряда больших строф — икосов. Слово икос (οκος) по-гречески означает «дом», и строфа названа так неслучайно, в силу сложности своей конструкции и многообразия заключенных в ней размеров. Каждый стих разбивается на отрезки, для которых характерен свой размер. Кондак пелся в Константинополе во время всенощного бдения — «агрипнии», большую часть его исполнял певец, а народ подхватывал припев — в данном случае «Отчее сияние». Возникает вопрос: когда был написан кондак на Преображение? По мнению его издателя, Константина Трипаниса, он бы создан в первой половине VII века, возможно — между 626-м и 641-м годом. Косвенными свидетельствами являются, с одной стороны, призыв «возвесели царей», что может быть указанием на императора Ираклия и его сына и соправителя Константина, а с другой стороны, цитата из Акафиста — «стену имея, Родившую Тебя». Константинополь был спасен во время Аварской осады 626 г. предстательством Пресвятой Богородицы, и в благодарность за это граждане города воспели Ей Акафист, изначально созданный прп. Романом Сладкопевцем, но отредактированным Патриархом Сергием в 626-м г. Кондак пелся в Константинополе во время всенощного бдения — «агрипнии» В чем для нас ценность этого кондака? Во-первых — это одно из древнейших свидетельств о празднике Преображения, который был установлен не ранее VI века. Далее, он вводит нас в богословие Преображения, как преддверие Креста и Воскресения: Творение все Меня/прославит, Творца своего/, на престоле и Кресте, зря землетрясение/и все, что совершается/, сотник скажет вместе со разбойником: «Воистину Сын Божий/по воле страдает». Народ беззаконный/пусть бушует, но расточится он.

http://pravoslavie.ru/133519.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Афанасий Высоцкий, Старший, прп. - житие Первый настоятель Высоцкого монастыря преподобный Афанасий Высоцкий Старший, по слову летописца, родился в Ростове. В крещении его нарекли Андреем. Детские годы будущего подвижника, как повествует житие преподобного Афанасия, протекали в области Новгородской. Его благочестивые родители, пресвитер Авксентий и Мария, вели воспитание сына в строго церковном духе. С детских лет его обучали чтению Священного Писания и пению псалмов, отчего в юном сердце слагались святые образы жизни по Евангелию, жажда молитвы и желание постоянного пребывания в храме Божием. Однажды на литургии, внимая Евангельскому гласу: " аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет " (Мтф., 16, 24), отрок Андрей, объятый благодатью, возгорелся неодолимым желанием иноческого подвига и вскоре, оставив родительский дом, пешком из Обонежья отправился в радонежскую обитель Святой Троицы, к Преподобному Сергию, имя которого славилось по всей Русской земле. Представ пред благодатным игуменом, юный странник пал к его стопам и со слезами просил принять в число братии, дабы спасительным путем монашества следовать за Христом. Не по годам старческое разумение расположило Преподобного Сергия. Андрей остался в монастыре и скоро показал себя благопослушным тружеником, строгим постником и молитвенником. По истечении времени искуса Преподобный Сергий постриг его в монашество с наречением имени Афанасий. Преподобный много наставлял любимого ученика в изучении Священного Писания и развивал его замечательные способности к книжному письму. Иноческому просвещению Преподобный Сергий, сам носитель высочайшей духовной культуры, уделял особое внимание, и относился к книгописанию как к важнейшему делу служения монастырей разоренной татарами Руси. Насаждение Преподобным Сергием иноческого просвещения через многочисленные монастыри его школы принесло на Русскую землю расцвет духовной книжности, благодаря чему Церковь получила возможность обогащения вселенским опытом православной мысли, и в первую очередь творениями Церкви Византийской.

http://pravicon.com/info-1844

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Симон Радонежский, Смоленский, прп. - житие Преподобный Симон, архимандрит Смоленский, ученик преподобного Сергия Радонежского, был настоятелем монастыря в Смоленске, но оставил почет и уважение, которыми пользовался там, покинул родную сторону и с посохом простого странника в 1357 году пришел к преподобному Сергию и просил принять его послушником. Он был первый, принятый сверх числа двенадцати учеников. На пожертвование преподобного Симона архимандрита построили более обширный храм Живоначальной Троицы. Преподобный Симон архимандрит жил в келий рядом с игуменом. Когда преподобный Сергий удостоился откровения о будущей судьбе его учеников, он именно святого Симона позвал быть участником дивного видения птиц, летавших по всей обители и вокруг нее. Преподобный Симон архимандрит скончался в глубокой старости и был погребен с великой честью преподобным Сергием. День тезоименитства преподобного Симона архимандрита - 10 мая. Служба ему составлена Преосвященным Симоном, архиепископом Рязанским и Касимовским, в 1981 году. Преподобный Симон на иконах пишется «сед, брада курчава, подоле Иоанна Богослова». Явление Преподобному Сергию небесных птиц, прообразовавших множество его учеников Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. «Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих». Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: «Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим». Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал еще чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг нее, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову. (М.В. Толстой. Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С. 14.)

http://pravicon.com/info-3395

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр возглавил работу оргкомитета по празднованию в Казахстане 600-летия обретения мощей прп. Сергия Радонежского 13 мая 2022 г. 13:57 12 мая 2022 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр в представительстве Православной Церкви Казахстана на Патриаршем подворье при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусах г. Москвы провел организационное совещание по празднованию 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в Казахстанском митрополичьем округе. В работе приняли участие: благочинный приходов столицы Казахстана архимандрит Сергий (Карамышев); помощник главы Митрополичьего округа иеромонах Антоний (Дробязко); главный федеральный инспектор по городу Москве аппарата полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе, директор Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира В.Г. Костин; начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями управления аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова; заместитель директора Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира А. Голик; сотрудники представительства Митрополичьего округа. Приветствуя собравшихся, митрополит Александр, в частности, сказал: «Давайте вспомним слова известного историка Василия Ключевского: " Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка " . Преподобный Сергий для нас — путеводная звезда, подлинный образ христианина. Вновь и вновь обращаясь к нему, мы учимся верно оценивать духовные реалии дня сегодняшнего. В духовно-нравственной и культурной жизни нашего народа нет ничего ценного, что своими корнями не уходило бы к традициям, заложенным преподобным Сергием в основанном им Свято-Троицком монастыре. Личность молитвенника и заступника православного мира сегодня связала необозримые пространства Евразии. Это глубоко символично. Ведь святой Сергий вошел в историю, прежде всего как миротворец и просветитель народов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Обитель преп. Дмитрия Прилуцкого - один из форпостов возрождения России … Какие чудесные слова находят православные сердца в акафистах нашим святым! И к северному чудотворцу Димитрию (сегодня, 24 февраля - день его памяти), уроженцу Переславля-Залесского, который «ко граду Вологде приблизился, в предградии его на Прилуцех поселитися возжелав», то есть основавшему в трех верстах от древнего города Вологда Спасскую обитель, обращены проникновенные, возвышенные, поэтичные строки: «Светильниче Божия благодати, дарами Духа Святаго светло блистающий», «освещающий покаянием ознобленных зимою греховною». И в «Похвальном слове прп. Димитрию чудотворцу» его называют «трисолнечный Троицы угодник», и это неслучайно, ибо он «великому Сергию чудотворцу собеседник». Тому самому столпу нашей Церкви, подарившему Руси учение о Троице. В 1354 г. преп. Димитрий впервые встретился с преп. Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию, и с тех пор, как гласит акафист про Димитрия, на собеседование духовное к Сергию «от пустыни пешеходившаго и с ним вкупе бдения всенощныя совершавшаго, при них же лучина свещи заменяше, молитва же их, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству с великим угодником Божиим...» Воистину: их молитва достигала небес, как пламень огненный! И если вы прибудете когда-нибудь в Вологду, то непременно придите и к храму преп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке, возведенному в 1651 г.; считают, что это первый каменный храм города, построенный после Софийского собора . Народ хранит воспоминание, что хозяин дома, где останавливался преп. Димитрий летом не то 1371 г., не то 1378-го, в память о посещении его святым человеком срубил возле дома деревянную часовню, впоследствии заменявшуюся новыми храмами на этом месте. И, конечно, посетите ставший уже прославленным Спасо-Прилуцкий монастырь, что тоже на реке Вологде, - несмотря на близость большого города хранящий особую тишину Русского Севера. Неслучайно в этой обители нашел вечное упокоение и прах поэта-вологжанина Константина Батюшкова (1787-1855), коего Осип Мандельштам назовет «записной книжкой не рожденного Пушкина».

http://pravoslavie.ru/59763.html

Патриаршее приветствие участникам празднования в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского 19 июля 2007 г. 11:39 18 июля, в день обретения честных мощей прп. Сергия Радонежского, в храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры состоялись праздничные богослужения, в которых приняли участие ряд иерархов Русской Православной Церкви. По случаю праздника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил участникам празднований приветственное послание, которое было зачитано митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием . Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый владыка Наместник и братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры, всечестные отцы, многочисленные паломники, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас во множестве собравшихся на общую церковную молитву в сей благословенный день и час общецерковного празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского. Ныне мы возносим хвалу дивному во святых своих Богу нашему за Его милости, обильно ниспосылаемые Церкви и Отечеству нашему с древнейших времен и до ныне. Более тысячи лет минуло с тех пор, как в Киевской купели наши предки восприняли благое и легкое иго (Мф.11,30) Христова учения, которое дало возможность всем последующим поколениям и нам быть причастниками обновленной жизни. Знаменательно, что вместе с христианством на Руси получило распространение и монашество. На протяжении всего исторического бытия нашей Святой Церкви монастыри были и остаются доныне центрами духовного просвещения, хранителями православной веры, училищами благочестия. Немало таких духовных твердынь Православия находится в пределах Русской Православной Церкви. Среди них, особое место занимает сия обитель во имя Живоначальной Троицы, основанная Всероссийским игуменом преподобным Сергием. С момента основания она находится под благодатным небесным покровительством. Несмотря на многие трудности и испытания, которые пришлось пережить монастырю за прошедшие годы, он, благодаря заступничеству своего основателя аввы Сергия, остался неодолимой духовной твердыней Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/271314.htm...

Русский Дом 2002. Еще раз о колоколах и билах ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 2,  2002 ЕЩЕ РАЗ О КОЛОКОЛАХ И БИЛАХ Любим и постоянно читаем журнал " Русский Дом " , в котором черпаем надежду на возрождение мощи России и ее духовного ядра - Русской Православной Церкви. Однако были удивлены и раздосадованы помещенной в 3-м номере журнала за 2001 год статьей " Осторожно: плоские колокола! " , о возрождении нашего православного звона и роли в нем бил (клепал). В статье упоминаются слова Святогорца (одного из монахов русского Свято-Пантелеимонова монастыря, написавшего свою книгу в 1890-х годах), а Святогорец в своем письме действительно говорит о том, что звуки бил напоминают пророков Ветхого Завета, а звуки колоколов - Благовестие Евангелия и добавляет: подобно тому, как Ветхий Завет согласен во всем с Новым, так и звуки бил, переходящие затем в звон колоколов, напоминают об этом согласии. Еще никто не отменял действующий сегодня Устав богослужения (Типикон), в котором предусмотрено использование для звона 4 видов инструментов: малое (ручное) деревянное било, большое деревянное било, металлическое било (клепало) и колокола. Причем Устав не указывает их количество, формы и материал, не противопоставляет, а, наоборот, согласовывает их гармоничное совместное применение в соответствии с торжественностью. Именно поэтому многие монастыри и храмы, возрождая сегодня у себя православный звон, стараются сделать это с учетом требований Типикона и традиций, существовавших в России сотни лет. А традиции таковы, что била существовали на Руси с ее Крещения и до революции 1917 года. История их использования делится на три этапа: 1. До XV века на Руси в церковном звоне храмов применялись только била. Это было вызвано, в частности, отношением православного народа к колоколам как к чужеродным инструментам. Вспомним хотя бы преподобного Антония, одного из основателей Киево-Печерской Лавры, который после возвращения со Святой Горы Афон писал: " В било звонят по ангелову внушению, в колокола латыняне звонят " . Первые колокола в основанном прп. Сергием Радонежским Свято-Троицком монастыре появились лишь через 30 лет после его кончины.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200202/10.h...

Троицкий храм (Голочелово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий храм построен в 1741 году графом Я.А. Татищевым вместо деревянной церкви XVI века. В 1875 году достраивался на средства Бутурлиных, в стиле барокко с элементами московского зодчества XVIII века. Содержание История [ править править код ] Село Троицкое-Голочёлово, что на Маковце, Коломенского уезда, Московской губернии. Это древний Коломенский Маковец, упомянутый в Душевных грамотах Московских князей Иоанна Калиты и святого Дмитрия Донского. Первый храм, по которому Маковец стал селом и проименовался Троицким. Здешний Маковец был населен и упоминаем в Государственных актах, когда северный Маковец был еще глушью дебристою, избранною прп. Сергием для пустынножительства. Наряду с названием Троицкое-Голочёлово, употреблялось так же Троицкое на Маковце. Первобытный Троицкий храм был деревянный, с монастырской женской обителью, разоренной многочисленной ратью литовцев и изменников. Впоследствии храм обратился в приходскую церковь, которая разрушилась от времени. Древнейший иконостас, с редкими иконами, разобран и перенесен в новую церковь. На месте, где стояла деревянная церковь, была поставлена каменная часовня. (Не сохранилась до нашего времени.) А в селе с XVII в. стояла деревянная церковь святителя Николая Угодника. У церкви были могилы дворян Хлоповых, владевших также соседним селом Марьинка с 1590 г. Деревянную Никольскую церковь в 1741 году перестроил в кирпичную граф Я. А. Татищев. Кирпичная церковь в духе памятников барокко 1-й пол. XVIII века, с трапезной и колокольней (возведена на средствва гг. Бутурлиных в 1875 году). А в 1752 году сын Бутурлиных, Михаил Дмитриевич, по приказу отца построил рядом Троицкую церковь. Церкви стояли до 1871 года, пока уже обветшавшую Троицкую с наклонившейся колокольней не разобрали окончательно. А иконы и церковную утварь перенесли в более крепкий и благолепный Никольский храм. Затем, с благословения церковного начальства, Никольскую церковь переименовали в Троицкую. Сейчас, по оставшейся росписи жития святителя Николая, видно, что этот храм был когда-то посвящён ему.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_храм_...

Церковь Серафима Саровского (Тюмень) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Серафима Саровского - православный храм в Тюмени. Согласно решению Епархиального совета от 6 марта 2015 года храму в честь преподобного Серафима Саровского присвоен статус “Казачий храм”. Содержание История [ править править код ] На современных картах г. Тюмени мы не найдем исторически сложившихся названий районов города, таких как: Большое и Малое Городище, Тычковка, Потаскуй… Микрорайон “Казачьи луга” – это единственное название жилого района, сохранившееся до сегодняшнего дня на картах Тюмени с дореволюционного времени. С XVII века до революции 1917 г. казаки использовали данную местность для сенных покосов, полученных за службу Государству Российскому. Опираясь на исследовательские труды ученых, историков, краеведов можно предположить, что местом стоянки дружины атамана Ермака с августа 1580 по май 1581 гг. были именно “Казачьи луга”. Отсюда, из под Чимги-Туры (старое название Тюмени), в сторону Тобольска, согласно Ремезовской летописи, дружина Ермака отплыла на стругах 22 мая 1581 г. 4 сентября 2000 года состоялось учредителное собрание верующих жителей микрорайона “Казачьи Луга” (“Тура”) г. Тюмени, на котором принято решение создать местную православную религиозную организацию Приход в честь прп. Серафима Саровского. Строительство храма В 2004 году выполнена проектно-сметная документация храма. Автор проекта Кольякова Л. Ф., руководитель ООО “АСПЛИД”. В этом же году было получено благословение Высокопреосвященнейшего Димитрия Архиепископа Тобольского и Тюменского на строительство храма. Позднее, в 2011 году, ООО НППО “СибСпецСтройРеставрация” (руководитель Силантьев В. А.) была выполнена корректировка проекта в части центральной и боковых входных групп. 5 сентября 2004 года благочинным Тюменского округа протоиереем Сергием Швалевым освящен Крест на месте будущего строительства. 15 сентября 2004 г. при Приходе создана детская Воскресная школа. Приход заключил договор на строительство храма с ООО “Зодчий”( директор Антонецкий В. В.).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Серафи...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010