Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН [греч. Κωνσταντνος] († 1800), нмч. Идрский (пам. греч. 14 нояб.). Род. в Кьяфе на Идре в семье потомков правосл. албанцев, переселенных на этот остров с Пелопоннеса. Согласно Мученичеству, семья была среднего достатка, но местное предание утверждает, что родители новомученика являлись состоятельными людьми - отец, Михаил Димамас, был моряком, а мать, Марина, приходилась сестрой известному капитану Димитрию Саркозису (или Сархозису). В 18 лет К. отправился на Родос. На этом острове находилась резиденция капудан-паши, возглавлявшего эялет Архипелага, Кючюк Хусейна-паши (в Мученичестве он назван Хасаном). Уговорами и обещаниями подарков капудан-паша склонил юношу принять ислам. Три года К. прожил под его покровительством, однако потом вероотступника начали мучить угрызения совести. Существующая на Идре легенда повествует о том, как К. решил навестить родные края, но не был принят ни членами семьи, ни знакомыми. Согласно Мученичеству, он раздал полученные от капудан-паши деньги бедным и обратился к известному на Родосе духовнику. Однако, когда К. исповедал ему свое намерение пострадать за Христа, тот, опасаясь, что юноша не выдержит это испытание, не дал ему благословения на мученичество, а посоветовал переселиться в др. место и жить по-христиански. К. тайно покинул дом капудан-паши и уехал в Крым, где прожил 3 года. Затем он отправился в К-поль и рассказал о своем желании патриарху сщмч. Григорию V . Тот велел К. поехать на Афон под духовное руководство старцев. Пять месяцев К. исполнял послушание в архондарике Иверского монастыря , постом и молитвами подготавливая себя к мученическому подвигу. Там он познакомился со знаменитым духовником из Иверского скита св. Иоанна Предтечи иером. Сергием и с прп. Никодимом Святогорцем . Затем К. вернулся на Родос, предстал перед капудан-пашой и объявил себя христианином. Его бросили в тюрьму и подвергли пыткам, в т. ч. К. претерпел 500 ударов палкой по спине и 500 - по ногам. Христос явился ему в темнице и исцелил его. Капудан-паша удивился чуду, и мученик призвал его вернуться к отеческой вере (родители Кючюк Хусейна-паши были христианами-грузинами, а он в молодости перешел в ислам). Капудан-паша велел держать К. в тюрьме в колодках. Чтобы прославить мученика за стойкость, Господь сотворил еще одно чудо: ночью в темнице, где кроме К. находились 2 греч. священника и 4 турка, воссиял свет, и оковы сами спали со святого. Среди др. чудес, рассказанных очевидцами,- наказание мусульм. священнослужителя: за то, что он попытался ударить К., его рука почернела.

http://pravenc.ru/text/1842050.html

Свято-Троицкая Сергиева лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. Без малого за семь столетий она стала и образовательным центром, и военной крепостью, и местом сосредоточения русских подвижников, и местом тёплой молитвенной помощи каждому уповающему. Содержание История [ править править код ] Обитель была основана в 1337 г. прп. Сергием Радонежским. Со дня основания и до наших дней это одна из самых почитаемых святынь, крупнейший центр духовного просвещения и русской культуры. В стенах Троице-Сергиевой лавры подвизились прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек , духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879) , а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей. В 1608-1610 гг. монастырь с тремя тысячами человек выдержал осаду тридцатитысячного польско-литовского войска, претендовавшего на Россию и московский трон. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православия. В 1744 г. монастырь получил почётное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. С 1814 г. на территории Троице-Сергиевой лавры расположилась Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (до пожара 1812 г. пребывавшая в московском Заиконоспасском монастыре, там же и основанная в 1685 г.)

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: 2 декабря 1374 г. Описание: История Монастырь входит в число девяти обителей, основанных прп. Сергием Радонежским, который по приглашению Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго пришел со своим учеником Афанасием в Серпухов и 2 декабря 1374 г. совершил молитву на основание монастыря. Место для обители было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на холме Высоком, давшем название монастырю. Первым настоятелем обители стал прп. Афанасий Старший — ученый муж и книгописец, благодаря его трудам Высоцкий монастырь приобрел значение центра книжного образования и учености. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал прп. Никон Радонежский. После победы в Куликовской битве Серпуховский князь Владимир Андреевич, командовавший Засадным полком, захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Собор был освящен вместе с построенной митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном в 1381 г. трапезной церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Вторым игуменом Высоцкого монастыря стал прп. Афанасий Младший. При нем монастырь продолжал процветать. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г., во время нашествия крымско-ногайской армии, он явил свое заступничество городу и родной обители, и тех пор преподобный почитается как небесный покровитель Серпухова. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкую обитель нередко посещали знать и сам царь. Для подобных случаев в монастыре имелись особые царские палаты. В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Город Серпухов, являясь южной оборонительной границей Московского княжества, часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов, монастырь также неоднократно подвергался разграблению — во время нашествия на Русь хана Девлет-Гирея, в Смутное время.

http://patriarchia.ru/db/text/5824750.ht...

Архиепископ Егорьевский Марк принял участие в торжествах по случаю 10-летия храма прп. Сергия Радонежского в ЮАР 11 октября 2013 г. 16:56 2-8 октября 2013 года в Южно-Африканской Республике прошли торжественные мероприятия, посвященные 10-летию храма во имя преподобного Сергия Радонежского в ЮАР, в которых принял участие руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк . Архиепископ Марк прибыл в Кейптаун 2 октября. В аэропорту владыку встречали Генеральный консул Российской Федерации В.И. Левин и настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге священник Даниил Луговой. 4 октября состоялась встреча архиепископа Марка с архиепископом мыса Доброй Надежды Сергием ( Александрийский Патриархат ). По прибытии в архиерейскую резиденцию архиепископ Марк совершил краткий молебен в храме свв. Рафаила, Николая и Ирины и приложился к мощам св. Рафаила. В ходе беседы были обсуждены многие вопросы, в том числе присутствие Православия в Кейптауне, нужды русскоговорящей общины и периодичность совершения богослужений на славянском языке в Кейптауне. Во встрече приняли священник Даниил Луговой, настоятель собора св. Георгия Победоносца в Кейптауне протоиерей Николай Гиамуридис, диакон Михаил Симос и будущий клирик Кейптаунской епархии студент Петрос Кайя. В этот же день состоялась встреча архиепископа Марка с русскоязычными жителями Кейптауна, в которой приняли участие более 60 человек, в том числе Генеральный консул РФ в Кейптауне В.И. Левин. Перед началом мероприятия состоялось открытие выставки фотографа В. Ходакова «Русь называют Святою». После выступления владыки ему было задано много вопросов. Православных кейптаунцев интересовало современное положение Русской Православной Церкви в России, вопросы духовной жизни, возможность открытия русского прихода в Кейптауне. Архиепископ Марк призвал прежде всего активно посещать богослужения, которые совершает в Кейптауне настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге священник Даниил Луговой, создавать местный хор, заботиться о развитии и углублении личной духовной жизни, стремиться к тому, чтобы расти интеллектуально — узнавать как можно больше о православной вере, используя в том числе и современные технологии. После беседы общение продолжилось за трапезой, приготовленной совместными усилиями всех собравшихся.

http://patriarchia.ru/db/text/3296800.ht...

В ЮАР прошли торжества в честь 10-летия русского храма Кейптаун, 10 октября 2013 г. В среду, 2 октября в Кейптаун прибыл архиепископ Егорьевский Марк, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. В зале официальных делегации международного аэропорта города Кейптаун архиепископа Марка встречали Генеральный консул Российской Федерации В.И. Левин и настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге иерей Даниил Луговой. В пятницу, 4 ноября в рамках визита в Южно-Африканскую республику состоялась встреча архиепископа Егорьевского Марка с архиепископом мыса Доброй Надежды Сергием (Александрийский Патриархат). По прибытии в резиденцию архиепископа мыса Доброй Надежды владыка Марк совершил краткий молебен в храме свв. Рафаила, Николая и Ирины и приложился к мощам св. Рафаила. Во время чаепития состоялась беседа, во время которой были обсуждены многие вопросы, представляющие взаимный интерес, в том числе присутствие православия в Кейптауне, нужды русскоговорящей общины и периодичность совершения богослужений на славянском языке в Кейптауне. Во встречи приняли также приняли участие настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге иерей Даниил Луговой, настоятель собора св. Георгия Победоносца в Кейптауне протоиерей Николай Гиамуридис, диакон Михаил Симос и будущий клирик Кейптаунской епархии студент Петрос Кайя. В пятницу, 4 октября состоялась встреча архиепископа Егорьевского Марка с русскоязычной общиной Кейптауна. Перед началом встречи состоялось открытие выставки фотографа Владимира Ходакова «Русь называют Святою». Иерей Даниил Луговой в кратком слове рассказал о самом авторе, событиях и людях, запечатленных фотохудожником. После общей молитвы владыка Марк произнес вступительное слово, в котором рассказал собравшимся о работе возгляемого им Управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям и об особенностях существования за рубежом приходов Русской Православной Церкви. Затем Его Высокопреосвященству было задано много вопросов. Православных кейптаунцев интересовало современное положении Русской Православной Церкви в России, вопросы духовной жизни, возможность открытия русского прихода в Кейптауне. Владыка призвал прежде всего активно посещать богослужения, которые проводит в Кейптауне настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Йоханнесбурге иерей Даниил Луговой, создавать местный хор, заботиться о развитии и углублении личной духовной жизни, стремиться к тому, чтобы расти интеллектуально - узнавать как можно больше о православной вере, используя в том числе и современные технологии.

http://pravoslavie.ru/64807.html

На одном из старинных храмов Москвы откроют памятную доску о посещении его Императором Николаем II Москва, 19 сентября 2013 г. Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества (ИППО) к 400-летию основания Дома Романовых. На доске изображен знаменитый знак Императорского православного палестинского общества с девизом общества «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь», сообщает сайт Издательства Московской Патриархии . Первым руководителем ИППО был великий князь Сергей Александрович Романов. После его трагической кончины от бомбы террориста Каляева 17 февраля 1905 г. руководство обществом приняла на себя вдова Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — один из древнейших и уникальнейших храмов Москвы. Он связан с именами прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Димитрия Донского. В храме с 1380 г. покоятся мощи героев Куликовской битвы прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Предание сохранило упоминание, что первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 21 сентября 1370 г., была срублена самим прп. Сергием Радонежским. Существовала традиция, согласно которой все русские князья и цари начиная с Димитрия Донского и вплоть до последнего императора всероссийского Николая II, приезжали в Старое Симоново поклониться героям Куликовской битвы. 22 апреля 1900 г. храм почтили своим присутствием их императорское величество государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра и их императорские высочества губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Феодоровна. При входе в храм прежде всего их императорские величества поклонились гробнице с мощами свв. Пересвета и Осляби. Внимание императора было особо обращено на памятные лампады перед мощами Куликовских героев от разных лиц, на памятную хоругвь, сделанную по образу стяга князя Димитрия Донского к 500-летию Куликовской битвы. Также высокие гости осмотрели памятный знак на месте келии прп. Кирилла Белозерского.

http://pravoslavie.ru/64238.html

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь — православный женский монастырь в Костромской области. Основан во второй половине XIV века преподобным Пахомием Нерехтским. Содержание История [ править править код ] Согласно житию, преподобный Пахомий принял монашество очень рано – в 12 лет – во владимирском монастыре Рождества Богородицы , одном из главных монастырей Руси, где в 1263 году был погребен великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский . Через несколько лет митрополичий наместник Алексий рукоположил его в сан диакона. После того как Алексий стал в 1353 году митрополитом Московским , он основал вблизи Владимира монастырь во имя святых Константина и Елены , чьим настоятелем он поставил преподобного Пахомия. Через какое-то время подвижник решает уйти в пустыню и там основать новую обитель. Он уходит в костромские пределы, в город Нерехту, в окрестностях которой он нашел подходящее место. Этим местом стало городище у речки Гридевки, как сказано в житии Пахомия, «зовомое от древних человек Сыпаново» (вероятно, в древности на нем находилось языческое святилище). По благословению московского святителя Алексия преподобный Пахомий основал здесь небольшой Троицкий монастырь, бывший одним из самых первых, посвященных Святой Троице после Троице-Сергиева монастыря , основанного преподобным Сергием Радонежским . В житии Пахомия не говорится о его знакомстве с прп. Сергием, но по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Радонежского игумена. При помощи местных жителей преподобный Пахомий построил Троицкий храм, кельи и другие строения. Будучи иконописцем, он сам написал храмовую икону Святой Троицы. Преподобный Пахомий скончался 21 марта 1384 года и был погребен возле алтаря построенного им храма. Вплоть до XVII века все постройки монастыря были деревянными. Основу его ансамбля составляли два храма. Один – посвященный Животворящей Троице, и другой – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Большое каменное строительство в обители началось во 2-й половине XVII века при игумене Харалампии (1669-1690). В 1675-1676 годах взамен старого деревянного возвели пятиглавый, бесстолпный, трехапсидный Троицкий собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Сыпанов...

В честь 400-летия Дома Романовых будет восстановлена памятная доска о посещении императором Николаем II московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове 19 сентября 2013 г. 20:47 21 сентября 2013 года на храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве будет открыта воссозданная на прежнем месте доска с исторической надписью: «1900 года, апреля 22 дня, сей храм удостоили своим посещением их императорские величества государь император Николай Александрович и государыня императрица Александра Феодоровна и их императорские высочества великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна». Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества к 400-летию Дома Романовых. На доске изображен знак ИППО с девизом общества «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь». Первым руководителем ИППО был великий князь Сергей Александрович Романов. После его трагической кончины от бомбы террориста Каляева 17 февраля 1905 года руководство обществом приняла на себя вдова Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — один из древнейших и уникальнейших храмов Москвы. Он связан с именами прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Димитрия Донского. В храме с 1380 г. покоятся мощи героев Куликовской битвы прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Предание сохранило упоминание, что первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 21 сентября 1370 г., была срублена самим прп. Сергием Радонежским. Существовала традиция, согласно которой все русские князья и цари начиная с Димитрия Донского и вплоть до последнего императора Николая II, посетившего с императрицей храм в 1900 г., приезжали в Старое Симоново поклониться героям Куликовской битвы. В советское время здание храма было приспособлено для компрессорного цеха завода «Динамо» и изменено до неузнаваемости. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. храму был возвращен прежний вид, созданный в XIV в. итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтаньяна (Алевизом Новым) — любимым придворным зодчим великого князя Московского Василия III Иоанновича. В текущем году исполняется 25 лет со дня возвращения храму исторического облика. Сегодня в храме постоянно совершаются богослужения, работает воскресная школа, действует православный военно-патриотический клуб «Пересветъ», ведется активная миссионерская и социальная работа.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 1  голос:  5.0 из  5) Однажды, ясным солнечным днём я посетил святое место – Троице-Сергиев Варницкий монастырь . Моя поездка совпала с периодом выбора жизненного пути. В то время было крайне важно понять куда пойти, кем быть, и посещение этого чудного монастыря явилось определяющим в моей жизни. Прежде чем рассказывать дальше о своей поездке, необходимо хотя бы немного познакомить вас с этим древним и святым местом. Первая часть названия может ассоциативно напомнить вам о другом, наверное, самом известном в России монастыре – Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Уже с первого взгляда нетрудно догадаться, что эти два места каким-то образом связаны с прп. Сергием Радонежским. Если обратиться к его истории, то можно узнать, что родители Преподобного, прп. Кирилл и Мария, жили в месте под Ростовом Великим, которое носило название Никольская слобода, возникшее благодаря стоявшему поблизости храму в честь свт. Николая Чудотворца. Именно в этой слободе и начало свою историю имение родителей Преподобного и именно там родился св. Сергий с двумя его братьями. Ныне же на этом месте располагается Троице-Сергиев Варницкий монастырь . Литография XIX beka Сам монастырь был основан в 1427 году архиепископом Ростовским Ефремом. В те времена слобода было довольно многочисленна, поэтому идея об основании монастыря была более чем уместной, тем более, что надлежало ему быть не где-нибудь, а на самом месте рождения великого русского святого! К тому же, благодаря солевым отложениям, это место процветало. Для добычи соли использовались варницы – приспособления наподобие котлов, в которых выпаривалась соль. От этих варниц и образовалось название деревни, под которым она известна сейчас. Обитель ничем примечательным не выделялась, и поэтому в ее история шла тихо-мирно вплоть до 30х годов XX столетия. Стоит отметить только, что за историю монастырь подвергался разграблению и переименовывался из мужского в женский (правда не на долго). С 30х годов он был закрыт, большинство строений переделаны под жилые дома для рабочих местной птицефабрики.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

В память о славе Куликова поля В то время, как Красный холм Куликова поля стал своего рода центром празднества 625-й годовщины великой победы русского воинства, Москва откликнулась на славную дату своими юбилейными мероприятиями, свидетелем которых стал корреспондент «Православие.Ru». «В ЕДИНСТВЕ – СИЛА!» Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове 21 сентября в древнейшем и красивейшем московском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове сплелись нити русской истории. А началось всё с простого, сделанного из ивовых ветвей креста, который преподобный Сергий Радонежский водрузил на месте будущего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Своею рукою заложил он камень в основание храма (камень тот и ныне под алтарем). Фрагмент колокола «Пересвет» с иконами преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби Через 10 лет после освящения храма, совершенного 8 (21) сентября 1370 года, здесь шла подготовка к Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил Великого князя Московского Димитрия Иоанновича. Здесь же были затем погребены герои Куликова поля и почивают святые мощи иноков-воителей Александра Пересвета и Андрея Осляби. Это святое место стало местом паломничества для многих людей, храм посещали и украшали русские государи, последним из которых был царь-мученик Николай II. Смена почетного караула у памятного знака Пересвету и Ослябе - Но наш храм – это и русская Голгофа, - рассказывает его нынешний настоятель, протоиерей Владимир (Силовьев). – После революции, когда были попраны все исконно русские духовные ценности, это святое место было предано безбожниками забвению. Храм был закрыт, продана на лом изумительного каслинского литья сень над могилами Пересвета и Осляби, где висели большие платиновые лампады от Военно-морского ведомства Российской империи (эти святые считались покровителями военных моряков, два эскадренных броненосца того времени носили имена «Пересвет» и «Ослябя»). Колокол «Пересвет» - дар Брянской области Богородицерождественскому храму В храме был размещен компрессорный цех «режимного» завода «Динамо», и когда началось возрождение святыни, взгляду предстали полуразобранные пристройки, торчавшие на полтора метра из земли железобетонные конструкции, вода, сочившаяся из крана под стенописью, изображающей сцену Благословения прп. Сергием Великого князя и его воинов… Только в 1989 году здесь начались ежедневные моления и вновь были зажжены лампады над могилами Пересвета и Осляби. И сейчас, отмечая юбилей Куликовской битвы, мы символически зажигаем 25 лампад (по числу поистине судьбоносных лет, прошедших с момента празднования 600-летия Куликовской битвы) над их святыми останками.

http://pravoslavie.ru/363.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010