Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/389627.html

В отличие от большинства монофизитских авторов ( Юлиан , еп. Галикарнасский, Сергий Грамматик ) Севир допускал реальное различие между божественными и человеческими свойствами внутри «единой сложной природы» (μα φσις σνθετος) Иисуса Христа и полагал принципом богочеловеческого единства единство энергии . Свое учение о «едином богомужном действии» он систематически изложил в полемике с Сергием Грамматиком. Севир проводил четкое различие между субъектом действия (νεργν), действием или действованием (νργεια) и делами, т. е. тем, что произведено действованием (νεργηθντα, νεργματα, ποτελομενα). Эти дистинкции были заимствованы Севиром у Псевдо-Василия ( Basil. Magn. Contr. Eun. IV 1) и органически вписались в его христологическую систему. Несмотря на то что Севир называет Б. д. сложным (σνθετος), он признает во Христе один источник движения - Божество Слова. Сложность Севир считал возможным распространить только на дела, поступки, совершаемые Богочеловеком, в к-рых отображаются свойства как Божественной, так и человеческой Его природы. Формально исповедуя Христа истинным Богом и истинным человеком, Севир тем не менее признает во Христе способным к действованию только Божество. Человечество не является активным, «самодвижным», но оказывается пассивным орудием Божества, подобно тому, как тело служит орудием души (Contra impium Grammaticum. III 33//CSCO. Syr. 102. P. 135-136; Ep. I ad Sergium//Ibid. 120. P. 60-62). Для того чтобы при этом иметь возможность утверждать полноту человечества во Христе и единосущие Его нам по человечеству, Севир отказывается признать за энергией значение природного свойства и рассматривает энергию только как посредника между действующим и результатом действия, но не признает за ней никакой независимой реальности. По Севиру, энергия не есть самостоятельная реальность (νυπστατος), это не более чем движение действующего (νεργν) к результату (νεργηθν), проявление самого действующего в движении. Однако при этом из виду упускается главное - понятие «энергии» не только указывает на возможность совершать те или иные действия, но прежде всего означает жизненность, жизнеспособность. По словам прп. Иоанна Дамаскина , «самая жизнь (ζω) есть действование (νργεια), и притом первоначальное действование, живого существа (το ζου νργεια)...» ( Ioan. Damasc. De fide orth. III 15). Именно в жизнеспособности и отказывает севирианство воспринятому Спасителем человечеству. Поэтому прот. Г. Флоровский справедливо говорит о «потенциальной ассимиляции» человечества Божеством в системе Севира ( Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. С. 31).

http://pravenc.ru/text/Богомужное ...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Огромная потеря... скорбим» На 74-м году жизни от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался митрополит Казанский и Татарстанский Феофан 20.11.2020 1774 Время на чтение 9 минут Сегодня скончался митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Информацию о кончине подтвердили в пресс-службе Татарстанской митрополии, сообщает Царьград . «Архипастыри, клирики и паства Татарстанской митрополии скорбят в связи с безвременной кончиной приснопамятного владыки Феофана», - отмечено в официальном сообщении. Владыка скончался от последствий коронавирусной инфекции. «Приношу глубочайшие соболезнования в связи с кончиной митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Огромная потеря... скорбим», - пишет глава Татарстана Рустам Минниханов на своей странице в Instagram. Как сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы главы республики Лилия Галимова, «Президент Республики Татарстан выражает глубокие соболезнования в связи с кончиной митрополита Казанского и Татарстанского Феофана. Рустам Нургалиевич распорядился провести всю необходимую работу по организации похорон, чтобы достойно проводить в последний путь митрополита». Биография: Родился 25 мая 1947 г. в г. Дмитриеве Курской обл. в рабочей семье. По окончании средней школы служил в рядах Советской армии. В 1969-1970 гг. нес послушание у епископа Смоленского и Вяземского Гедеона. В 1970 г. поступил во второй класс Московской духовной семинарии , которую окончил в 1972 г. и был зачислен в Московскую духовную академию. В 1973 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры . 19 декабря 1973 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с именем Феофан в честь прп. Феофана исповедника. 14 января 1974 г. архиепископом Сергием (Голубцовым) рукоположен в сан иеродиакона. В 1976 г. в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием в кафедральном соборе г. Тулы рукоположен в сан иеромонаха. В 1976 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, присвоенной за кандидатскую работу «Догматическое учение Василия Великого», и был зачислен в аспирантуру при МДА.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/20/og...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Добавлено на опознание: 2015-07-03 22:09:28 Владелец: aybolit Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: фотографировал я сам 3.7.2015 Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский Мужской монастырь(1390г.) Николай Чудотворец Какой (примерно) год, али век. Помогите Помоги нам господи! Ответов: 1. Последний ответ: Святитель Николай Чудотворец с предстоящими свт. Василием Великим (слева) и прп. Сергием Радонежским (справа). Оборотная сторона украшена растительным орнаментом с изображением четырехконечного креста в центре. Первая половина XIX века. Медны [...] Добавлено на опознание: 2015-07-03 15:39:35 Владелец: Vik1911 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Досталась от бабушки надпись на святым справа апостол матфей надпись над святым посередине митрополит дальше не читаема Ответов: 2. Последний ответ: А мне кажется, что слева стоит великомученица Екатерина (встречалось очень похожее ее изображение), посередине - святитель (митрополит) Димитрий Ростовский (там в надписи наверху вроде бы проглядывает " рост " ), а справа - святой Иоанн Русский, испове [...] Добавлено на опознание: 2015-07-03 10:41:07 Владелец: tyuvinov Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Прошу помочь распознать!? Ответов: 2. Последний ответ: И именно Смоленская в Смоленске! Добавлено на опознание: 2015-07-02 20:41:33 Владелец: Den4uk Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: По-моему,это икона Пресвятой Богородицы Казанская. Боюсь,ошибаюсь,помогите,кто знает?? Ответов: 2. Последний ответ: Нет,пяточка не видна,по крайней мере я не вижу( Добавлено на опознание: 2015-06-30 22:37:43 Владелец: Yulkacool Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: бабушка говорит что досталась эта икона нам от моей прапрапрабабушки, стекло треснуло, но его можно заменить,на иконе нет ни дат, ни букв, очень интересно откуда она, из чего сделана внутри и какого приблизительно года. буду очень благодарна)

http://pravicon.com/unknown/45

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Милов), еп. Саратовский. Фотография. 1955 г. (Милов Виктор Дмитриевич; 8.07.1889, Оренбург - 2.08.1955, Саратов), еп. Саратовский и Балашовский. Из семьи священника. Часто болея, неоднократно прерывал учебу в школе, ДУ и ДС. Учился в Яранском ДУ в Вятской губ. (1900-1905), затем в Вятской ДС (1905-1916 (1917?)). В отрочестве, помогая отцу, нес послушание чтеца, затем служил иподиаконом при Вятском еп. Никандре (Феноменове) . Юноша часто посещал мон-ри - яранский в честь св. Анны Пророчицы, Белогорский во имя свт. Николая , в Трифоновом вятском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре он получил первые уроки аскетического подвига. В 1917 г. Милов поступил в КазДА, во время учебы находился под влиянием инспектора академии архим. Гурия (Степанова) . После прекращения занятий в КазДА в авг.-сент. 1918 г. Милов в продолжение полутора лет переезжал, менял место жительства, в нач. 1920 г. по благословению затворника саратовского Преображенского мон-ря иером. Николая приехал в Москву и поступил в Данилов московский мон-рь . 7 апр. того же года Алатырским еп. Гурием (Степановым) был пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина Персидского, 12 апр. рукоположен во иеродиакона, 8 окт. того же года еп. Подольским сщмч. Петром (Полянским) - во иеромонаха. В 1920-1922 гг. учился в Высшей богословской школе при Даниловом мон-ре, где преподавали профессора МДА. 30 марта 1922 г. был удостоен степени канд. богословия за соч. «Жизнь и учение прп. Григория Синаита». 7 апр. 1923 г. еп. Гурием, настоятелем московского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря , В. был возведен в сан архимандрита с поручением ему управления Покровским мон-рем в качестве наместника. На новом месте служения В. приобрел известность как талантливый проповедник, много внимания он уделял духовному окормлению прихожан (нек-рые из них оставались его духовными чадами до конца его дней и оказывали ему помощь в дальнейших испытаниях). В период церковных нестроений, последовавших после кончины Патриарха св. Тихона , В. поддерживал каноническое общение с митр. Сергием (Страгородским , впосл. Патриархом). В янв. 1928 - окт. 1929 г., наблюдая разорение властями Покровского мон-ря и ожидая ареста, В. пишет воспоминания, впосл. озаглавленные «Дневник инока». «Дневник» содержит не только анализ духовной жизни В., но и затрагивает мн. события церковной жизни.

http://pravenc.ru/text/150299.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (Амвросимов Иларион; ок. 1530, дер. Обухово Вологодского у.- 21.09.1612, Заоникиева пуст. (близ совр. пос. Дубровское Вологодской обл.)), прп., Христа ради юродивый (пам. 21 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Заоникиевой пуст. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Сведения о святом сохранились в «Сказании о иконе Богоматери Заоникиевской», составленном в нач. XVIII в. Произведение состоит из нескольких частей: собственно «Сказания...», найденного экономом Заоникиевой пуст. Сергием в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре в 1717 г., «Слова на память преподобнаго отца нашего Иосифа, Иоаникиевскаго новаго чудотворца», составленного, возможно, при участии Сергия, и Повести о посещении Заоникиевой пуст. Вологодским еп. Павлом в 1717 г. Наиболее ранний список «Сказания...» (РГБ. Волог. 74) точно датирован: он содержит запись иерея Димитрия, в которой тот сообщает, что переписал текст в марте-апр. 1718 г. (Л. 82; свящ. Димитрий написал листы 3-31 об., 34-82). Список происходит из Заоникиевой пуст., о чем свидетельствуют владельческие записи на листах 119 об., 124 об. В рукопись вошли Повесть о посещении Заоникиевой пустыни Вологодским еп. Павлом (Л. 2) и «Сказание...» (Л. 3-9; нач.: «И зрети на образы подобия святых икон несумненною верою...»). К «Сказанию...» добавлены описания чудес, происходивших от Заоникиевской иконы Божией Матери (34 чуда (Л. 9-33 об.), изложение чудес начинается с 4-го чуда; по мнению А. Эббингхауса, первые 9 чудес воспроизводят запись XVI в.), а также записанные разными почерками в 1716-1729 гг. рассказы о чудесах, совершившихся по молитвам к И. З. (Л. 82 об.- 98; нумерация чудес не соответствует реальному количеству, случаются повторы, пропуски и т. д.); последнее чудо - «об исцелении крестьянок Анны дочери Максимовой и Евфросинии дочери Ивановой» датировано 1729 г.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Монастырщино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Монастырщино. Церковь Рождества Богородицы построена в 1894 г., архитектор А. Бочарников. Основана как мемориал Куликовской битвы на легендарном месте братской могилы русских воинов. Рядом современный памятник Дмитрию Донскому и отдел музея Куликовской битвы. Каменная церковь построена на средства прихожан в 1869-1894 гг. Три престола: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезной правый придел - во имя Архистратига Михаила, левый - во имя прп. Сергия, игумена Радонежского. ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., лл. 456, 464 С момента создания храм в селе Монастырщина обладал не только культовым значением, не менее важным была его мемориальная ценность как памятника Куликовской битвы. По преданию, на месте села Монастырщина, русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда же была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а царские врата иконостаса для храма были подарены Сергием Радонежским. Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщина в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1850 году и растянулось на годы, поскольку велось на средства местных прихожан. В период с 1867 по 1875 годы здесь был выстроен придел во имя архистратига Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля. После завершения строительства церкви здесь стали проводить регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от Храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стали проводить крестный ход до памятника колонны Дмитрию Донскому на Красном холме. В 30-е года XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или растащены местным населением, помещение стало использоваться как зерновой склад.

http://sobory.ru/article/?object=00872

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Житие прп. Сергия Радонежского, написанное выдающимся писателем Русского Зарубежья Б. Зайцевым. В свое время (20-е гг.) это была одна из первых книг, открывших Западу Православие. С тех пор она считается классикой как и адаптированных житий, так и «введений» в Православие. (Между прочим это единственная религиозная книга, которую читал в детстве О. Клеман; в дом его отца-атеиста она попала в переводе, опубликованном одним французским журналом). «Итак, юноша Варфоломей, удалившись в леса на «Маковицу», оказался создателем монастыря, затем монастырей, затем вообще монашества в огромнейшей стране. Меньше всего думал об общественности, уходя в пустыню и рубя собственноручно «церквицу», а оказался и учителем, и миротворцем, ободрителен князей и судьей совести: ведь к совести рязанского Олега обращался, как и к совести скупого, завладевшего сиротской «свинкой», не хотевшего ее вернуть. Участник и политики и малых дел житейских, исцелитель, чудотворец, «старичок» обители, принятый крестьянином за последнего работника, неутомимый труженик и визионер, за много верст приветствующий Стефана Пермского, друг легкого небесного огня и радонежского медведя, преподобный Сергий вышел, во влиянии своем на мир, из рамок исторического. Сделав свое дело в жизни, он остался обликом. Ушли князья, татары и монахи, осквернены мощи, а облик жив и так же светит, учит и ведет. Мы Сергия видели задумчивым мальчиком, тихопослушным; юным отшельником, и игуменом, и знаменитым Сергием-старцем. Видели, как спокойно, неторопливо и без порывов восходил мальчик к святому. Видели в обыденности, за работой и на молитве, и на распутиях исторических, на рубежах двух эпох. Из тьмы времен, из отжившего языка летописей иногда доносились слова его — может быть, и неточные. Мы хотели бы услышать и голос его. Это заказано, как не дано нам проникнуть в свет, легкость, огонь его духа.

http://pravbiblioteka.ru/book/prepodobny...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Валаамские подвижники в эмиграции Сердцем служить церкви и родному народу Архимандрит Варсонофий (Толстухин) (1887–1952) Архимандрит Варсонофий (в миру Василий Григорьевич Толстухин) родился 1 января 1887 г. в Епифани Тульской губернии. Окончил городское училище, в возрасте 15 лет 5 ноября 1901 г. поступил в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. официально зачислен в послушники; 29 апреля 1910 г. посвящен в стихарь. В обители Василий «с терпением и кротостью обучался монашеской жизни...» Еще «в 1907 г. архиепископ Сергий Финляндский... прикомандировал его к своему Архиерейскому дому. Убедившись в глубоком благочестии и незаурядных способностях... иерарх в 1909 г. послал его в Карельскую миссию катехизатором». Целью миссии было распространение и утверждение Православия среди карел. Особым духовным авторитетом для молодого послушника на Валааме был старец схимонах Онуфрий (Герасимов), подвизавшийся в скиту Всех святых. «Благоговея перед этим старцем, юноша... скоро созрел для принятия иночества». 15 сентября 1910 г. Василий пострижен игуменом Маврикием в монашество с именем Варсонофий. Близкими духовными друзьями монаха в то время были будущие валаамские старцы иеросхимонахи Ефрем (Хробостов) и Михаил (Попов), иеромонах Иустиниан (Серебряков). В сан иеродиакона о. Варсонофий был рукоположен архиепископом Сергием (Страгородским) 21 ноября 1910 г., а в сан иеромонаха – 14 января 1922 г. На своем жизненном пути о. Варсонофий встретил «немало весьма замечательных людей. Среди них: отец Иоанн Кронштадтский , Святейшие Патриархи Тихон и Сергий, – и воспитанный ими церковно, с большим мужеством и подлинно христианским достоинством нес тяготу». Известен также факт, что, будучи иеродиаконом, он ездил в Оптину пустынь и встречался там со знаменитым старцем архимандритом Варсонофием (Пли- ханковым). От Бога о. Варсонофий имел дар составлять богослужебные гимнографические тексты. В 1923 г. архиепископ Серафим (Лукьянов) наградил его грамотой за составление акафиста прп. Арсению Коневскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010