по конец книги). Об этой книге сам о. Порфирий говорит, что в нее он внес «только то, что не помещено» в его книге, напечатанной в 1856 г. И действительно, в ней, начиная с 18-го листа, находится целый ряд копий с греческих надписей и выписок из рукописей греческих-же библиотек монастырей: александрийского св. Савы, каирского св. Георгия и джуванийского подворья в Каире, и затем библиотеки Синайского монастыря св. Екатерины. О. Порфирий довольно долго останавливается на известном Синайском кодексе библии, о котором делает множество заметок палеографических, и текстуальных, представляя при этом ряд сравнений. Кроме того он приводит между прочим извлечения из записок газского митрополита Паисия Лигарида о всероссийском патриархе Никоне. Таким образом это не автобиографические записки в строгом смысле слова, а скорее сборник исторических материалов, иногда весьма ценных: надписей, описаний рукописей и т.п. К обороту 54-го листа приложен арабский подлинник рекомендательного письма к настоятелям двух ливийских монастырей. Кроме того к этой книге принадлежит в виде приложения целый альбом рисунков, сделанных большей частью спутниками о. Порфирия. Следующие за этим два тома или книги, судя по почерку, написаны вскоре после 1850 г. Первые 18 листов второй книги (IA8/ α) ненумерованы, а с 19-го начинается счет по страницам как и в третьей книге (IA2/ β)число страниц которой доходит до 327, отмеченных карандашом, а во второй до 277, за которыми следуют 3½ листа или 7 страниц ненумерованных. Во втором томе было больше листов, как и в третьем, но потом взято 17 листов из начала второй книги и помещены в начало уже описанной выше первой khure(IA 8 ), а из третьей взято из конца 4 листа и вставлены в конец той же первой. Взятые 17 листов заменены одним листом, на котором текст дневника, написанный старческой рукой, начинается на оборотной стороне записью под 18 марта; а взятые из третьей книги ничем не заменены, и потому текст на оборотной стороне последнего листа этой книги, перенесенный в первую, зачеркнут карандашом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

323 Русский текст приведен по изд.: Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Сергиев Посад, 1908. Стр. 27, 76. – Перев. 324 О чем сообщил, в частности, митрополит Идрский Иерофей на открытии монашеского съезда 9 сентября 1996 г. 326 Отец митрополита Софрония Стамулиса, занимавшего разные кафедры с 1917 по 1958 г. См. выше, главу «Детские и отроческие годы в Силиврии». 327 Согласно церковному уставу, кончина святого последовала 9 ноября (ст. стиля), поскольку начало нового богослужебного дня приходится на вечер истекающего. 328 В противоречии с единодушным убеждением церковной полноты находится позиция митрополита Леонтопольского Софрония Евстратиадиса (1872–1947). Высокопреосвященный Софроний совершал свое архиерейское служение в начале XX в. в юрисдикции Александрийского Патриархата и, как крупный ученый-агиолог, знал из истории о нескольких мошеннических проделках с «чудотворными мощами». Но определяющее влияние на позицию этого митрополита оказала обмирщенная жизнь и прочие обстоятельства пребывания в многосуетном Париже, вследствие которых ему не дано было постичь всю высоту духовного устроения и святость Нектария Пентапольского. По крайней мере, его статья на другую тему из журнала «Романос о Мелодос» (выходившего в Париже по-гречески) за 1933 г. содержит вполне определенные высказывания и по адресу святого Нектария. Не приписывая ему ничего предосудительного и, напротив, отмечая, что он был «благочестивым и просвещенным», Высокопреосвященный Софроний негодовал оттого, что в своем похвальном слове и жизнеописании Пентапольца монах Авимелех Бонакис «дерзнул сделать из него святого». К сожалению, владыка Леонтопольский, ни разу не побывав на Эгине, чтобы лично увериться в мироточении и нетлении честных мощей, не посоветовавшись с блаженной памяти архиепископом Хризостомом Пападопулосом, который был осведомлен обо всех посмертных чудесах святого, написал в своем кабинете за тридевять земель то, что написал. Знаменательно, что другой Софроний – многоученый митрополит Елевферупольский, земляк, родственник и близкий Нектарию человек, скопировал эту статью для своего архива, но не внял бездоказательным утверждениям автора и неоднократно применял к останкам Пентапольца выражение «святые мощи и кости».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Противоречия Синайских иерархов и Иерусалимских патриархов периодически обострялись. Так, в 1723 г. Синайский архиепископ протестовал против упоминания Синайской горы в титулатуре Иерусалимского патриарха ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 323-327). Грамота К-польского патриарха от 1782 г. выводила Синай из подчинения Иерусалимскому престолу, однако обстоятельства и последствия появления этого документа неизвестны ( Воронов. 1871. С. 397-400). V. Бедуинское окружение. От XVI - нач. XIX в. до нас дошло значительное количество источников, позволяющих с большей степенью точности, чем для ранних эпох, реконструировать характер отношений монахов с бедуинами. Кочевники, населявшие юг Синайского п-ова, объединялись в конфедерацию Тавара (от 7 до 11 племен). Непосредственное окружение обители составляли монастырские «рабы», к-рые за особую плату обрабатывали сады в оазисах, привлекались для строительных работ, сопровождения паломников. Численность «рабов» наблюдатели сер. XIX в. оценивали в 1,5 тыс. «Стражи» мон-ря (в XVI-XIX вв. это были кланы Аулад Саид и Аварим племени Савахиля и племя Алейкат, ориентировочно 1,5-2 тыс. чел.) кочевали к западу и северо-западу от горы Синай в радиусе неск. десятков км. По договору с мон-рем они обязаны были защищать его от др. племен, а также имели монопольное право на провод караванов паломников и доставку припасов из Каира в мон-рь. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Вид на строение мон-ря вмц. Екатерины, где находилась груз. ц. вмч. Георгия (нач. XII в.). Фотография. 2007 г. Ежедневно до сотни бедуинов из «стражей» и «рабов» появлялись под стенами мон-ря, требуя выдачи положенного им продовольствия. Монахи снабжали их хлебом из плохой муки (для арабов в мон-ре с XVII в. существовала особая пекарня), маслом, сахаром, а иногда одеждой и предметами быта. В голодные годы требования кочевников возрастали, Е. в. м. из-за экономических трудностей зачастую не мог откупаться от них, а то и совсем прекращал хлебные раздачи. Это приводило к конфликтам с бедуинами, к-рые захватывали подворья в оазисах, грабили караваны, шедшие в мон-рь, брали в заложники монахов и паломников, а иногда прямо нападали на обитель, обстреливая ее и пытаясь поджечь ворота. В мон-ре были ружья и неск. пушек, однако, памятуя о бедуинском обычае кровной мести, из них стреляли больше для психологического воздействия на нападающих. Ввиду фактически независимого статуса синайских бедуинов Е. в. м. в случае конфликтов редко апеллировал к суду каирских властей, предпочитая обращаться к посредничеству бедуинских шейхов, к-рые достаточно часто выносили решения в пользу монахов. Известны даже случаи тюремного заключения задолжавших или провинившихся бедуинов на Джуванийском подворье ( Порфирий (Успенский). Второе путешествие. 1856. С. 337-346).

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

О словенским преводима Шестоднева у манастиру Хиландару и о рукопису Хил. 405//Хиландарски зб. Београд, 1998. 10. С. 187; Naлeja са у cpnckoj баштини: Прилог Chil 188//Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура. Београд, 2000. С. 403-416; Водолазкин Е. Г. Всемирная история в лит-ре Др. Руси: (На мат-ле хронографического и палейного повествования XI-XV вв.). Мюнхен, 2000. СПб., 20082; он же. Редакции Краткой Хронографической Палеи//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 164-180; он же. Новое о палеях: (Нек-рые итоги и перспективы изучения палейных текстов)//Рус. лит-ра. 2007. 1. С. 3-23; он же. Как создавалась Полная Хронографическая Палея//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 327-353; 2014. Т. 62. С. 175-200; он же. Из истории кирилло-белозерских палей//КЦДР: Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. 2014. С. 286-309; Славова Т. Тълковната Палея в контекста на старобългарската книжнина. София, 2002; она же. Историческата Палея и славянската хронографска традиция//Πολυιστωρ: Scripta slavica Mario Capaldo dicata. М.; Рим, 2015. С. 256-265; Козлова А. Ю. О коломенских рукописях нач. XV в.: (Коломенский список Толковой Палеи 1406 г. и Лествица Иоанна Синайского 1422 г.)//ДРВМ. 2005. 3(21). С. 49-50; она же. Лексические единицы, используемые для обозначения высших сил в Коломенском списке Толковой Палеи 1406 г.//Коломна и Коломенская земля. Коломна, 2009. С. 105-117; Алексеев А. А. Палея в системе хронографического жанра//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 25-32; он же. Апокрифы Толковой Палеи, переведенные с евр. оригиналов//Там же. 2007. Т. 58. С. 41-57; Novalija A. The World Through the Eyes of the Tolkovaya Paleya: The Story of Original Sin in the Hilandar Manuscript. Saarbruücken, 2008; Станков Р. Слово паля в древней слав. письменности//Акы бъчела любодльна: Юбилеен сб. в чест на Цв. Янакиева. Шумен, 2010. С. 67-80; Бондарь К. В. Повести Соломонова цикла: Из славяно-евр. диалога культур. Х., 2011; Грищенко А. И. О гебраизме машлхъ ‘Messias " в Палее Толковой//Вестн. Лит. ин-та им.

http://pravenc.ru/text/2761845.html

   «Мы очищаемся от скверн греха или произвольными трудами или невольными скорбями» (Преп. Никита Стифат. Естественные главы. Сот. 2. Гл. 9.//Добротолюбие. T. V).    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. II. СПб, 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 493—494.    Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные, собранные от Божест. Писания о заповедях Божиих и о святых добродетелях. Одесса, 1905. Слово 39. С. 64.    Иеросхм. Макарий. Письма к монахам. С. 239.    Игумен Антоний. Письма. С. 7.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 133 и 518.    Преп. Исаак Сирин. Слово 78. С. 384—385.    Преп. Варсонофий Великий. Отв. 165.    Он же. Отв. 132.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 134; еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. II. СПб., 1865. Слово о спасении и христианском совершенстве. С. 489.    См. у аввы Фалласия (Сот. 2. § 75); у преп. Никиты Стифата (Естеств. главы. Сот. 2. Гл. 9//Добротолюбие. T. V); у преп. Нила Синайского (Творения. Ч. III, кн. 31. С. 381).    О скорбях иноков в монастырях см. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 142—144; преп. Иоанн Лествичник. Слово 2, § 8.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. T. III. Поучение к прост. народу о спасении. С. 327—328.    См. Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II. С. 42; также у преп. Варсонофия Великого и у преп. Марка Подвижника.    Свт. Тихон Задонский. Творения. T. III. М., 1875. О истинном христианстве. § 427. С. 497.    Мир ­ вселенная, в том числе земля с живущими на ней.    Еп. Сильвестр. Опыт правосл. догматич. Богословия. Изд. 2-е. Киев, 1889. T. III. С. 340 и далее.    Афиногор. О воскресении мертвых, § 18//Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867. С. 151.    Блж. Августин. На Евангелие от Иоанна, беседа II, § 10.    Св. Ириней Лионский. Против ересей. Отд. II. Гл. 26, § 3.    Свт. Василий Великий. Письма 97, 101; свт. Григорий Богослов. Слово 14, § 33.    «Зло в мире не от Бога, но Богом попущено; потому что цель, для которой создан мир, может быть достигнута и со злом, как и без зла» (Еп. Феофан. Собр. писем. Вып. VI. С. 167).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

См. об этом в моем сочинении: „Вселенские соборы VI – VIII в.», стр. 143. М. 1897. 325 Иконоборческий император Феофил открывает школу из видов суетного тщеславия. Schoell. Hist, de litteratur Greque, tome 6, p. 20–21, edit. 2. 326 Kurtz. Handbuch d. Kirchengeschichte. В. 1. Abtheil. 3, s. 117–19. Ausgabe 2-te. 1858. Bernhardy. Grundriss d. Griech. litteratur. 8. 592–3 327 Theophanes Cont. Chronographia, p. 184–5. Edit. Bonn. Genesii. Libri Regum. L. IV, p. 185. Edit. Boon. Lebeau. Histoire du Bas empire, tome 13, p. 204–5. Par. 1832. Hergenrother. Photius patr. von Constanti- nopel. B. I, s. 470. Rernhardy, s. 593–4. 346 Переписка Пселла указывает на его высокое положение. В числе его корреспондентов находим 4 императоров, 2 императриц, 3 констант. патриарха, одного антиохийского, не мало митрополитов и епископов». П. В. Безобразова. Византийский писатель и деятель Μ. Поелл, стр. 185. Μ. 1890. 347 Ceillier. Histoire generale d. auteurs sacres et ecelesiastiques, I. XX, p. 585 – 6. Mortreuil. Hist. de droit Byzantin. Tome III, p. 470 – 71. Schoell, p. 24, Kurtz, abtheil. Ill, s. 120. Филарета Черниговского . Учение об οтцах церкви. Ч. III, стр. 315. 350 В „Записках Синайского богомольца» (Труды К. Д. Ак. 1873, сентябрь, стр. 336) читаем: „в числе панегириков не мог не привлечь к себе мое внимание фолиант (XII в.), содержащий в себ 33 похвальных слова „Льва, во Христе вечном Царе царя». Ученик Фотия по- ревновал славе проповедника, но любопытно было бы узнать, произносил ли Лев свои проповеди с церковной кафедры? Или он упражнялся в них еще до воцарения, может быть, в печальном досуге тюремного заключения? Третье слово его на св. Димитрия, надписываемое: „когда во дворце был освящен дом его» (т. е. церковь во имя великомученика Димитрия), дает как бы понять, что ораторствовал при торжественном случае сам император. Редкий в истории пример!» замечает автор. См. tome XIX, p. 522 -- 523. 354 В этом отношении очень замечателен Арефа, архиеп. Кесарийский (ученик Фотия), обнаруживший редкое усердие к собиранию и толкованию древних, как церковных, так и светских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

1:4, Деян. XVIII, 11). (Сост. по. кн. „Попечение прав. церкви о спасении мира“ – прот. Г. Дебольского; изд. III, стр. 85 – 86).   2. Отношения между верою, надеждою и любовию    Касательно отношения между верою, надеждою и любовию можно представить следующее подобие. Вот сказано нам, что там-то находится много благ и сокровищ, воспользоваться которыми на известных условиях может всякий. Мы не видим и не видали их, а только слышали о них от других людей. На основании слов других людей, достойных вероятия, а также на основании некоторых событий, или примеров и собственных соображений, мы верим и убеждаемся в том, что есть и должны быть эти сокровища и что получить их можно. От уверенности этой у нас рождается желание и надежда получить их и завладеть ими. Уверенные и одушевленные этою надеждою, мы решаемся отправиться и отправляемся за ними, не опасаясь ни трудностей, ни препятствий, которые могут встретиться на пути. Таким образом вера указывает христианину на вечные блага и вечное спасение; надежда уверяет, что они ему предназначены и возбуждает желание получить их; любовь на самом деле решается и стремится овладеть ими. Отсюда видно, что любовь сколько необходима для веры и надежды, столько и сама, в свою очередь, воодушевляется и поддерживается ими. Св. Иоанн Лествичник (ст. XXX) отношение, или связь между верою, надеждою и любовию, объясняет отношением или связью, какая находится между лучом солнечным, светом и самым солнцем или кругом.    „По моему разумению», говорит св. Иоанн Лествичник, „вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь – кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Вера все может творить и созидать; надежду милость Божия ограждает и делает непостыдною; а любовь не падает, не престает, и не дает опочить уязвленному ее блаженным упоением» („Лествица» св. Иоанна, игум. Синайской горы. Москва, 1862 г. Сл. 30. § 2 – 3, стр. 327).    Примеч. Метод, которому следовали в древней церкви огласители при наставлении новых членов церкви. Общий характер метода, которому, в древности следовали огласители при наставлении новых членов церкви, был таков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Григориево повествование разделено как бы на две части: в одной описываются деяния Пр. Василия до знакомства с ним Григория. О них Григорий так говорит (п. 26.): «об этом я узнал от людей достоверных, которые во свидетельство своих слов призывали имя Бога.» Другая часть состоит из разсказа о том, что сам Григорий, сделавшись учеником Преподобного, видел. В подлиннике, помещенном у Болландистов, нет только истории о Бл. Феодоре, ученице Пр. Василия, которая, по преставлении своем, открыла Григорию в сонном видении о мытарствах, ею пройденных; ничего также не говорится о видении страшного суда Божия. Для объяснения сего надобно заметить, что житие Пр. Василия описано Григорием в двух видах, сокращенно и пространно. На это есть указание в напечатанном у Болландистов, сокращенном, сказании о Пр. Василие (п. 55.), как заметили и сами издатели. Между тем повествование Григория о видениях, сообщенных ему Феодорою, встречается и отдельно в греческих рукописях. (см. Lambec. comment. Csar Bibl. T. IV. p. 422. ed. Kollar.). Список жития Пр. Василия на греч. языке находится и между рукописями Моск. Синодальной библиотеки (по каталогу Маттея, под N 236, где оно помещено на 327 листах). 29. Страдание Марка, Епископа Арефусийскаго, и Кирилла диакона и иных (362 г.). От Св. Григория Назианзина и Феодорита. – В «Деяниях Святых» из тех же источников, 29 марта, стр. 774. Св. Григорий Назианзин был современник страданий Епископа Арефусийского, и изобразил, их в обличительном слове против Юлиана (Твор. св. Григория Ч. I. стр. 141.). О Марке Арефусийском, согласно с св. Григорием, говорит и Бл. Феодорит, равно и о диаконе Илиопольском Кирилле (Hist. Eccl. L. 3 . с. 7.). 30. Житие Иоанна Лествичника (под конец 6. в.). Списанное от инока Даниила Раифскаго и Синхрона Синаиты. – В «Деяниях Святых» помещены сказания того и другого отдельно 30 марта, стр. 831. Даниил писал житие Пр. Иоанна при жизни игумена Раифского Иоанна, по прошению которого написана Преподобным лествица, как сие видно из заключения сего жизнеописания. Прочие сведения, по всей вероятности заимствованы из устного предания синайских иноков. Апрель

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

2006 . – С. 8–29. 205 . Житие и перенесение (мощей) св. Климента в рус. пер., из рук. Румянцевского музея//Кирилло-Мефодиевский сборник. – М., 1865. – С. 327–342. 206 . Житие и перенесение мощей св. Климента (Итальянская легенда): Пер. П. Лаврова//Книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 215–226. 207 . Житие и Хождение Даниила, игумена Русской земли//Первые книги Святой Руси. – М.: Дар, 2005. – С. 443–534. 208 . Житие Климента, епископа болгарского. Пер. с греч. проф. А. И. Менщикова//Книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Виноградова. Ид. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 182–214. 209 . Житие князя Владимира особого состава//Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении князя Владимира. – СПб., 1906. – С. 46–49. 210 . Житие Никиты Медикийского. Послание патриарха Мефодия. Мефодий. Слово о святых иконах. Слово Феофана пресвитера//Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. – С. 156–203. 211 . Житие преп. отца нашего Иоанна, епископа Готии/Пер. А. Никитского//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1883. – Т. 13. – С. 25–34. 212 . Житие преп. Отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., составление, статья Д. Е. Афиногенова. – М., 2001. 213 . Житие преп. отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер. с греч., предисл., коммент. Д. Е. Афиногенова. – М.: Индрик, 2005. – 184 с. 214 . Житие св. отца нашего Никифора, архиепископа Константина – града и нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скеврфилаком святейшей великой церкви св. Софии//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной академией. – Сергиев Посад, 1899. – 3. – С. 1–56. 215 . Житие свв. епископов Херсонских в грузинской минее/Вступ. ст. В. В. латышева, пер. К. Кекелидзе//ИАК. – 1913. – Вып. 49. – С. 75–88. 216 . Житие св. Порфирия, епископа Газийского. Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его/Пер., сост. Д. Е. Афиногенов. – М.: Индрик, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

632 . Святого отца нашего Нила Увещания: Пер. с греч. Д. С. Вершинского//Христианское чтение. – СПб., 1827. – Т. 25. 633 . Святого отца нашего Нила Увещания к монахам//Христианское чтение. – СПб., 1835. – Ч. 3. – С. 139–145. 634 . Святой великомученик Димитрий Солунский и солунские славяне//Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. – М., 1848. – 6. 635 . Святые князья-мученики Борис и Глеб/Исследование и подготовка текстов Н. И. Милютенко. – М., 2006. – 432 с. 636 . Себеос. История императора Иракла: Пер. К. П. Патканова. – СПб., 1862. 637 . Сергий Могилевский и Мстиславский. Преподобная Феодора Солунская. – Могилев на Днепре, 1890. 638 . Сидоний Аполлинарий. Письма. I, 1/Пер с лат. Е. В. Литвченко//Классическая и византийская традиция. 2009. Материалы III международного научного семинара. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. – С. 225. 639 . Симеона Метафраста и Логофета списание мира от бытия и лътовник събран от различныхъ лътописец/Изд. В. Срезневского. – СПб.: Изд. АН, 1905. – 241 с. 640 . Симеон Метафраст . Житие Арсения Великого //Записки историко-филологического ф-та СПб ун-та. – 1899. – Ч. 1. – Вып. 1. 641 . Симеон Новый Богослов . Гимн/Пер. С. С. Аверинцева //Византия и Русь. – М., 1989. – С. 127–128. 642 . Симеон Новый Богослов . Деятельные и богословские главы. Слова//Добротолюбие. – М., 1890. – Т 5. – С. 9–64, 489–510. 643 . Симеон Новый Богослов . Слова. – М., 1882. – Вып. 1–2. 644 . Симеон Новый Богослов . Три слова. – М., 1853. 645 . Синайский патерик/Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. – М.: Наука, 1967. – 401 с. 646 . Синезий Киренский. «О царской власти»: Предисл., пер. М. В. Левченко//ВВ. – 1953. – Т 6. – С. 327–357. 647 . Синицина Н. В. Послание константинопольского патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому в списках XVI в.//Труды отдела древнерусской лит-ры Института русской лит-ры АН СССР. – Л., 1965. – Т 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской лит-ры/Отв. ред. В. И. Малышев. – С. 95–125 [публ. древнерус. пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010