Иные же, разжигая свою самодельную энергию все более и более, доходят до такой самоуверенности, что считают все для себя возможным. В этом возбужденном состоянии они делают пагубные шаги: бросаются в колодцы высохшие или с утесов, где живут в пещере какой, совсем отказываются от пищи, и подобно. Все это устрояет враг незаметно для прельщаемых. Источник. Для других следствием самопрельщения, приписывания себе самим своих успехов бывает то, что они дают себе право на разные послабления и льготы. Есть прелесть в жизни, что когда вводится в нее что новое, как, например, у покаявшегося, тогда дни кажутся месяцами, а недели годами. От этого потрудившемуся немного в порядках новой жизни враг легко вбивает в голову мечты: сколько уж я потрудился, сколько времени постился, сколько раз ночи не спал и подобное. Можно немного и отдохнуть. «Отдохни, – толкует враг, – дай покой плоти; немножко и развлечься можно». Как только согласится на это неопытный новичок, пойдут у него льготы за льготами, пока, наконец, расстроятся все порядки богоугодной жизни, и он спустится в ту же жизнь, которую оставил, и начинает опять жить в нерадении и беспечности... Источник. С такими, впрочем, искушениями, – чуждаться и совета и руководства других, приписывать себе успехи, замышлять о чрезмерностях и послаблениях, – враг не в начале только доброй жизни подступает, но делает попытки к таким внушениям и в продолжение всей ее. Потому сам видеть можешь, как необходимо тебе все, что ни делаешь, делать с советом, никогда никаких успехов, как бы они ни были малы, не приписывать себе, своим силам и своему тщанию, бегать всяких чрезмерностей и послаблений, и вести жизнь ровную, но энергичную и живую, всегда в порядках, однажды заведенных и установленных по примерам святых, прежде живших, и с рассуждением опытных людей, современных тебе (прп. Никодим Святогорец , 69, 132–135). Источник. Ко всякому делу он подстревает и хлопочет, нельзя ли как-нибудь помутить течение дел наших и вместо должных навести или сбить на дела недолжные: то бросается помешать самому начинанию их; то, когда они начаты, покушается пресечь течение их; то, если в этом не успевает, хлопочет сделать исполнение их и совершение никуда не годными; когда же и в этом посрамляется, то злоухитряется отнять всякую у них пред Богом цену, возбудив тщеславие и самомнение (прп. Никодим Святогорец , 69, 136).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Деятельность Иоанникия в Пензе была, однако, тоже недолговечной: после появления в Пензе живоцерковников Иоанникий, не признанный обеими сторонами, которые не могли ему простить его неблагодарности Владимиру, оказывается банкротом. После того как Пензенское епархиальное управление “добровольно” постановило отдать местный собор на культурно-просветительные нужды (Безбожник, 1923, 7 марта), Иоанникий потерял свою главную базу в Пензе. Впрочем, еще раньше он перенес свою деятельность в Москву, где началось его сближение со Святогором. Алексей Святогор был также носителем бурной и запутанной биографии. Сын священника, он еще семинаристом увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимая участие в экспроприациях, и неоднократно сидел в тюрьме. Святогор был талантливым поэтом в футуристическом духе. После революции, сблизившись на короткое время с Мамонтом Даль-ским, Святогор примыкает затем к более мирной фракции анархистов – к так называемым биокосмистам, которые считали главным путем к анархии культурно-просветительную работу. В то же время Святогор является основоположником нового литературного направления – “вулканизма” (увы! он, кажется, так и остался единственным сторонником этого “течения”). Святогор был всегда богоискателем. Увлечение Ф.Сологубом, Д.С.Мережковским и другими мистическими литераторами сочеталось у него, как и у самого Сологуба, с анархической идеологией. Наш анархист никогда не переставал быть религиозным человеком и вызывал всеобщее изумление своих товарищей тем, что тщательно соблюдал все православные обряды и говел несколько раз в год. В 1922 году Святогор решил коренным образом реформировать церковь . Безработный “епископ” Иоанникий Смирнов, встретившийся с ним в то время, оказался подходящим компаньоном. Старый “искатель по верам” Жилкин, полусектант, полустарообрядец, с наружностью эфиопа (как их рисовали в древней Руси), присоединился к этим двум. Затем Святогор написал радикальную программу, провозгласив главной целью новой “Церкви” примирение религии с наукой (колокольни должны были быть обращены в обсерватории), борьбу с суевериями и предрассудками и примирение религии с социализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в 1922 г. появилось ещё несколько обновленческих группировок разных оттенков, например: «Пуританская партия революционного духовенства и мирян», «Свободная трудовая Церковь ». Последняя являла собой довольно любопытную картину. Она возникла в Москве в конце 1922 года. Ее основателем был поэт-анархист Алексей Святогор. Сын священника, он ещё семинаристом вступил в подпольную анархическую организацию, принимал участие в ограблениях («экспроприациях»), неоднократно сидел в тюрьме. После революции А. Святогор примкнул к более умеренной партии анархистов-бионасмистов, которые считали главным путём к созданию анархического общества просветительную работу. Святогор написал радикальную программу, провозгласив главной целью новой церкви «примирение религии и науки, борьбу с суевериями и предрассудками, примирение религии с социализмом». Он считал, что колокольни должны быть превращены в обсерватории. В его «церкви» все, кто желал, выходили на кафедру: поэты-футуристы, сектанты, рабочие, анархисты, актёры. Затем Святогор выступал с речью, читал свои стихи. 361 Последующий, до весны 1923 года, «предсоборный» период прошёл у обновленцев во фракционной борьбе, что явилось естественным результатом извращённого понимания духовной свободы. На второй сессии ВЦУ «Живая Церковь » оказалась в меньшинстве, сохранив в указанном органе лишь треть мест. «Но и будучи в оппозиции, группа удержала революционное направление церковной жизни», – хвастался весной 1923 года В. Красницкий. 362 Действительно, происшедший затем обновленческий «собор» имел во многом «живоцерковную» программу. Впрочем, и его противник А. Введенский своими «реформаторскими тезисами» немногим отличался от Красницкого. В своей антицерковности и умении улавливать «дух времени» или попросту приспосабливаться к внешним условиям они вполне сходились. Это обеспечило им доверие начальника Церковного отдела ГПУ Е.А. Тучкова и соответственно, как увидим, успех в проведении на «соборе» «революционной программы». 4. Видные деятели обновленчества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 января 1929 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б), рассмотрев «вопрос о препятствиях, чинимых Моссоветом при закрытии церквей г. Москвы, в частности церкви “Красный звон”, служащей трибуной для политической агитации мистиков всех видов», приняла постановление «провести вопрос о закрытии церквей на Моссовете… в присутствии т[оварища] Тучкова» . Примерно через полгода Комиссия вновь вернулась к судьбе церкви «т[ак] н[азываемая] “Красный звон”», подтвердив свое предыдущее решение . Продолжало ли на этот момент указанное храмовое помещение оставаться штаб-квартирой «Свободной трудовой церкви», в протоколах не уточнялось.     ЦА ФСБ России, ф. Р-33149, л. 49 об. (то же: л. 57 об., л. 64 об.). В 1919 г. (?) Иоанникий сочетался законным браком с Анной Дмитриевной (по другим сведениям – Ивановной) Тюрморезовой, учительницей одной из школ Пензы. По свидетельству очевидцев, поставляемый именовался в ходе процедуры не архимандритом, а протоиереем. Впоследствии, в письме на имя митрополита Сергия (Страгородского), Путята заявлял, что пошел на этот шаг в целях оказания противодействия обновленцам ( Иванов Н. П. История путятинской смуты//Пензенские епархиальные ведомости. 1999. 2. С. 103). «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И. В. Соловьев . М., 2002. С. 783; История иерархии Русской православной церкви… С. 367; Дворжанский А. И.История Пензенской епархии: Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 290; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 238–242; Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 2. С. 102–103. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 83. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 293–294; «Обновленческий» раскол… С. 783; Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 2. С. 105–107; 1999. 3. С. 80–81. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 295. Святогор, Александр (Александр Федорович Агеенко; + 1937 г.). Святогор Александр. Стихеты и вертикали. М., 1914; Святогор Александр. Петух революции. Изд. 2. М., 1917. Иваницкий П. Пролетарская этика// Святогор А., Иваницкий П. Биокосмизм. Материалы 1. М., 1921.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Сказано – сделано. Святогор облюбовал один из московских храмов – Никола Красный Звон в Юшковом переулке, – водворился там со Смирновым, власти санкционировали этот захват. Затем начала свою деятельность Свободная Трудовая Церковь . Литургия служилась здесь лишь изредка, 2–3 раза в неделю. Основным же было вечернее воскресное “богослужение”. “Епископ” Иоанникий служил краткий молебен, а затем читал сочиненную им самим молитву за Советскую власть. Затем, сняв с себя облачение и рясу, он садился у свечного ящика. Святогор открывал собрание – и здесь начиналось нечто действительно любопытное, или, во всяком случае, необычное. Всякий, кто пожелает, мог войти на кафедру и произнести речь – и кто-кто здесь ни высказывался: поэты-футуристы, студенты, рабочие-самоучки, сектанты, анархисты, актеры, газетчики... “Прения” затягивались до полуночи. После этого выступал Святогор с очередной сумбурной речью и в заключение читал свои последние стихи. Изредка Святогор выступал со своими декларациями на столбцах столичной прессы. Эти документы представляют собой поразительную смесь экстравагантности, приспособленчества с довольно интересными и глубокими мыслями. “Массовый голод ликвидирован, – писал он в статье “Свободная Трудовая Церковь ”, – но тяжкие последствия голода – массовое обнищание, хозяйственная разруха и пр. стоят перед нами и требуют длительной борьбы. Свободная Трудовая церковь в этой борьбе усматривает одну из важнейших задач, вставших перед революционной страной. Начало коллективной борьбы с враждебными силами природы отвечает, по мысли СТЦ, трезвому евангельскому идеалу в смысле освобождения человека от власти природы. Эти средства частично можно получить изъятием всех золотых, серебряных и ценных предметов культа и передачей их в соответствующие учреждения. Необходимо помнить, что эти ценности образовались путем принесений, как результат проявления мещанского благополучия... Эти ценности представляют собой не собственность церковников, а достояние трудового народа и поэтому должны быть употреблены на народное дело. Кроме того, наличие ценностей в домах молитвы означает фетишизм, способствует эксплуатации темного религиозного сознания, утверждает и впредь мещанское благополучие лавочников. Во имя освобождения сознания от пут фетишизма и магии, во имя правильного понимания разума и совести Свободная Трудовая Церковь обращается к мирянам и духовенству церкви православной и других вероисповеданий с горячим призывом реально проявить поддержку Советской власти в ее борьбе с последствиями голода, путем передачи всех церковных ценностей, до колоколов включительно, в соответствующие учреждения. Для осуществления этой задачи СТЦ постановила:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих условиях Иоанникий обратился к обновленческому ВЦУ с просьбой утвердить состав возглавлявшегося им временного епархиального совета. В свою очередь ВЦУ постановило: «Предложить группе пензенского духовенства, рукоположение коих не вызывает сомнение в хиротонии, избрать себе епископа и представить его на утверждение ВЦУ». Тем самым ВЦУ не признало Иоанникия законным архиереем. А поскольку от него другой кандидатуры не поступило, то в Пензу был направлен обновленческий «архиепископ» Леонид (Скобеев). Прибывший на место в июле 1922 г. Леонид, войдя в общение с Иоанникием, настаивал на «полной капитуляции» путятинцев, подразумевая под этим, среди прочего, чтобы все «духовенство», поставленное Путятой за годы его пребывания в расколе, сложило свои полномочия (в обмен на обещание, что позднее все будут восстановлены на своих местах и без куска хлеба не останутся). В результате вся иоанникиевская группировка («путятинская церковь») практически растворилась в обновленчестве. Вслед за этим Леонид и Иоанникий, предприняв неудачную попытку подчинить себе городское духовенство, решили организовать «епархиальное управление» из числа членов бывшего епархиального совета при Путяте (председатель «архиепископ» Леонид, секретарь Иоанникий Смирнов) В разгар описываемых событий, 24 июля 1922 г., И. С. Смирнов был арестован пензенскими чекистами по обвинению в «злоупотреблении именем советской власти и дискредитирование таковой» и 11 августа 1922 г. этапирован в Москву в распоряжение ГПУ Позднее, судя по всему, Иоанникий был из-под ареста освобожден и получил возможность остаться в столице, где и произошла (ближе к концу 1922 г.) его встреча с А. Святогором талантливым поэтом, относившим себя к кругу футуристов А. Святогор родился в семье священника. Будучи семинаристом, он увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимал участие в экспроприациях, за что неоднократно сидел в тюрьме. После революции Святогор примкнул к так называемым биокосмистам, считавшим культурно-просветительную работу главным средством достижения анархии в обществе Увлечение анархистской идеологией сочеталось у него с последовательным богоискательством, с планами коренного реформирования Церкви. Осенью 1922 г. Святогор создал в столице обновленческую группировку под названием «Свободная трудовая церковь» (СТЦ). Среди прочих, примкнул к СТЦ проживавший на тот момент в Москве безработный «епископ» Иоанникий Смирнов, формально новую «церковь» и возглавивший Еще одним незаурядным членом вновь образованного псевдоцерковного сообщества стал старый «искатель по верам» Ф. И. Жилкин в недавнем прошлом руководитель «Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии» В состав «церковной коллегии» СТЦ кроме трех вышеназванных входил И. Лебедев, отвечавший за вокально-музыкальную часть богослужений

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Известия ВЦИК. 1922. 278, 8 декабря. Там же. 2 декабря. Святогор А. Бездельная вера и реальное дело//Там же. 1923. 5, 10 января. С. 5. Известия ВЦИК. 1922. 278, 8 декабря. Там же. 1923. 31, 11 февраля. С. 3. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 84–85. Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 238–242. Политбюро и церковь… Т. 1. С. 352–353. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 30. ГА РФ, ф. 393, оп. 43а, д. 1825, л. 369. Там же, л. 380–381. В тексте устава оговаривалась возможность направления «соответствующего числа своих представителей на Поместные соборы Русской Церкви, а также на съезды, созываемые по общецерковным делам: непосредственное участие в ВЦУ». ГА РФ, ф. 393, оп. 43а, д. 1825, л. 382–382 об. Там же, л. 371 об. – 372, 377–378. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 15. ГА РФ, ф. 393, оп. 43а, д. 1825, л. 370. Там же, л. 368. Политбюро и церковь… Т. 2. М., 1998. С. 405. См. также: ЦА ФСБ России, ф. 2, оп. 4, д. 372, л. 105–114. 29 апреля 1924 г. 6-м отделением СО ОГПУ был арестован Ф. И. Жилкин по обвинению в том, что, будучи заведующим орготделом ЦК СТЦ, он «запустил распространение» религиозного журнала «Камо грядеши» явно антисоветского содержания (72 ст. УК 1922 г.). Жилкин пробыл под стражей до середины лета, однако в конечном итоге, как явствовало из текста заключения (от 10 июня 1924 г.), подготовленного уполномоченным 6-го отделения СО ОГПУ Казанским, «обвинение в вышеназванном преступлении установлено не было», и Коллегия ОГПУ на своем судебном заседании 19 июня 1924 г. приняла решение арестованного освободить. По последним имеющимся в нашем распоряжении сведениям, с 1 сентября 1930 г. Жилкин работал на столичной льноткацкой фабрике «Непрерывка» Москвы. Умер в Москве в 1958 г.(?). Пересвет-Пересветов А. (Святогор А.). Тезисы к докладу «Кризис религии»//Камо грядеши. 1924. 1. С. 7. Пересвет-Пересветов А. (Святогор А.). О задачах и целях «Свободной трудовой церкви»//Там же. С. 3–5. Научно-исторический архив Государственного музея истории религии, ф. 1, оп. 3, д. 10, л. 55.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Аллилуиа, 135 И этот псалом одного содержания с предыдущим и называется многомилостивым (полиелейным) от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом «милости» . А от этого псалма получил имя полиелейного и предыдущий псалом 134-й «Хвалите имя Господне» . И самое, среди Церкви висящее паникадило, названо также от этого (псалма) полиелеем; так как оно зажигается во время пения многомилостивого (псалма). Почему при каждом пении псалма первого необходимо должно петь неразрывно за ним и этот псалом, как собственно полиелейный (Феодорит). Пс.135:1.   Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. За каждым стихом прибавляет в виде припева: «яко в век милость Его» , т.е. не так, как случается с людьми, чтобы иногда благодетельствовал, а иногда нет. Людям и недуг препятствует, и бедность мешает это делать; а Он непрестанно милует, постоянно милостив и никогда не прекращает этого дела (Златоуст). Пс.135:2.   Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. «Богами» называет святых и праведных людей, по причастию ими божественной благодати. А Спаситель наш — Иисус Христос, не по благодати, но по существу Бог (Феодорит). Пс.135:3.   Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Цари и князи, от Бога получив власть, господствуют над подчиненными. Да и некоторые ангелы именуются «господствами» . А Христос — истинный «Господь» всех «Господей» (Феодорит). Пс.135:4.   Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Златословесный толкователь читает не «сотворшему» , но «творящему» , выражая этим, что Бог непрестанно благодетельствует и творит чудеса, перечисляя которые, Пророк указывает, что они есть не только действие силы, но и благодати и человеколюбия (по Златоусту). Пс.135:5.   Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Пс.135:6.   Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Пс.135:7.   Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Пс.135:8.   Солнце во область дне, яко в век милость Его. Пс.135:9.   Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

3350 «Архиепископ». Вскоре после того, как Леонид (Скобеев) был использован обновленческими авантюристами в деле захвата высшей церковной власти (за что почтен был титулом «Крутицкого»), фигура его стала мешать их дальнейшим начинаниям, ввиду чего они поспешили спроводить старца из Москвы, направив его на Пензенскую кафедру. 3351 По ММЛ Каталог... «...ушел на покой, раскаивается в своем переходе в обновленчество, но публичного покаяния не приносил. Жил в сторожке обновленческой церкви, где и скончался после болезни и был похоронен обновленцами...» По др., скончался в 1927 г. 3357 «Митрополит». Назначен после вторичного уклонения в раскол. В 1929 г. покаялся, был принят в пресвитерском достоинстве (женат). В 1931 г. состоял настоятелем собора в Орехово-Зуеве, арестован и вскоре вновь перешел к обновленцам. 3358 После нескольких лет пребывания на священнических должностях. «Архиепископ». Вторая дата – дата ареста. Расстрелян 01(14)12.1937. 3359 (Прим. M. Е. Губонина. – «Идейный» руководитель и глава Пензенской «Свободной Трудовой Церкви». Образовалась тщанием лишенного сана Владимира (Путяты) и бывшего его келейника, оженившегося иеродиакона Иоанникия (Смирнова), посвященного Путятою во «епископа» Инсарского, викария Пензенской епархии. С появлением обновленческого раскола Владимир (Путята) в течение длительного времени принимал в нем активное участие, а впоследствии перешел в григорианство («ВВЦС»). Оставшийся «главою» Пензенской СТЦ Иоанникий (Смирнов) перебрался в Москву, обосновался в Зарядье, в Юшковом переулке, в бывшем приходском храме Никола Красный Звон, ставший с тех пор центром пензенских церковных самочинников. Здесь к Иоанникию (Смирнову) присоединяется некий «поэт-анархист» Алексей Святогор и, известный тогда в церковной Москве, «рабочий Жилкин». Здесь начинается их «церковная» работа, заключающаяся в ежедневных вечерних «богослужениях»-собраниях, представлявших собою не что иное, как церковные митинги самого базарного уровня. «...И кто, кто здесь не высказывался: поэты-футуристы, студенты, рабочие-самоучки, сектанты, анархисты, актеры, газетчики...» Прения затягивались до полуночи; Святогор выступал с чтением своих стихов (Краснов-Левитин А. Очерки истории обновленчества. Т. 1–3. Цюрих, 1960. Т. 2. С. 69–78). Спустя некоторое время СТЦ «сошла на нет» и о дальнейшей судьбе ее деятелей сведений не сохранилось.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юродивые, обличая лицемерие и фарисейство современников, часто совершали на глазах у людей поступки оскорбительные, выходящие за рамки приличия. Этим они пытались пробудить у своих осуетившихся сограждан ревность о Боге, о защите «оскорбляемых» православных святынь, о подвижнической, благочестивой жизни. Буйство юродивого – это его напоминание нам о страшном определении Божием равнодушному и боязливому христианину: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:1; 15–16 ). Юродствует и прп. Илия. В одной из былин, недовольный равнодушием князя к своему богатырскому служению, он уходит из дворца, собирает по всему Киеву «голи кабацкие», сшибает стрелами золоченые маковки киевских церквей и на выручку от них поит «зеленым вином» собранную им по кабакам толпу. В сюжете об исцелении преподобного несомненно присутствует мотив преемственной передачи благодатного дарования – «харизмы». Дар получен для служения «Святой Руси» и народу «святорусскому», для сохранения в стране православной государственности и чистой веры. И если в «Слове о Законе и Благодати» митр. Илариона особенно отчетливо отражено начинающееся осознание православной соборности как народного русского качества, то в былинах об Илье Муромце отражается начавшееся осмысление второго драгоценного качества народа «святорусского» – его державности. Державности, отлившейся в XIX в. в чеканную формулу московского митр. Филарета: «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими». То есть осмысление религиозной ответственности каждого за здоровье общества и крепость православной государственности. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного служения «за совесть». 2. Вторым сюжетом, в котором явственно отражена мысль о харизматической преемственности богатырства, является сюжет былины об Илье и Святогоре, которая называется еще «Смерть Святогора». Происхождение образа Святогора очень сложно и вряд ли может быть однозначно определено. Любопытно, однако, что в нем есть черты сходства со святым великомучеником и победоносцем Георгием. Содержание былины следующее: Святогор и Илья находят гроб. Для Ильи гроб велик, а Святогору как раз. Он ложится в гроб, крышка закрывается, и открыть ее Илья не может, как ни старается. Святогор остается в гробу, а силу свою передает Илье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010