33 Ibid. 125, 126, 132, 143, 147. Список иерусалимского устава на Синае, 1214 года, открыт Арх. Порфирием. 34 Служба издана в Гласн. Серб. Др. Кн. XXXI, 1871 года, стр. 320. Так гласит надпись о времени написания рукописи. 35 Сведения о Никодимовом уставе, преимущественно со стороны филологической, а также и запись переводчика, изложены в названной статье Даничича. (Гласн. XI 189–203). Более подробными сведениями о составе этой замечательной рукописи мы обязаны г. Кулаковскому, который, в бытность свою профессором Белградской высшей школы, обязательно сообщил нам выписки из этого типика, за что считаем долгом принести ему искреннюю благодарность. Это описание, с некоторыми сокращениями, помещается в приложении. 36 Си же типик написан бысть в лето swkz (6827– 1319) слнчного кроуга кг лоунного же кроуга s индикта к . Стр. 47 оригинала есть сноска г). в тексте такой сноски нет. 37 Вопр. 3. Пети ли в великий пяток службу? (В греческом подлиннике λειτοργα). Ответ: святыми отцы установлено службы в том дни несть. Вопр. 11. В сырную неделю, в среду и пяток, постная служба или иванова служити? Отв. Не поется тогда служба ни постная, ни иванова, но в 9 часе часы с вечернею поют. В 19 правиле собор запрещает разрешать пост в среду и пятницу не только в праздники апостолов, о чем предложен был вопрос, но и в господские, кроме Рождества Христова, Богоявления, недели Пасхи, недели после Троицкой, мытаря и фарисея. По студийскому и святогорскому уставам эти дни пользовались разрешением от поста. Ср. вопросы святогорцев к патриарху Николаю. 39 Называется часословцем по уставу иже в Иерусалиме лавры преп. отца вашего Савы. На первой неделе поста преждеосвященную службу полагается справлять только в среду и пятницу, «по обычаю лавры Савы освященного и киновии преп. отца нашего Евфимия». Замечание это читается и в теперешнем уставе. Согласно с ним излагается правило о посте и литургии в Великую пятницу. (Подроб. Митроп. Кипр. в его литур. деят. 68–70). 41 Р. И Б. VI 48. Извлечения делаются относительно пения «Бог Господь» на утрене (408), службы в навечерие Рожд. Христ. и Богоявления (414–415).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

ст. Варлаам и Иоасаф ). При подготовке новейшего критического издания текста «Повести...» этой проблеме было посвящено специальное исследование, в результате которого его автор Р. Фольк пришел к выводу, что «Повесть...» не является сочинением И. Д., но, по всей вероятности, восходит к Евфимию Святогорцу (см.: Volk. Die Schriften. Bd. 6/1. S. 1-96). Литургические Наряду с богословскими и полемическими сочинениями значительную часть лит. наследия И. Д. составляет богослужебная поэзия. В церковной традиции он считается составителем Октоиха и Типикона лавры прп. Саввы Освященного, одним из создателей жанра канона, реформатором богослужебной поэзии и музыки. Согласно опубл. в 1931-1933 гг. исследованию митр. Софрония (Евстратиадиса), И. Д. в греч. рукописях усваиваются: 531 ирмос, 75 канонов Минеи, 15 канонов Октоиха, 454 самогласные стихиры, 138 стихир на подобен, 13 заупокойных стихир и 181 «восточная» стихира ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1931-1933; исправления и дополнения см.: Nasrallah. 1950. P. 150-157). Большая часть этих сочинений содержится в богослужебных книгах, используемых в наст. время. Это воскресные каноны Октоиха (см.: É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. T. 132. P. 434-439; 1924. T. 133. P. 196-197). Несмотря на все значение, которое принадлежит этим сочинениям в совр. жизни Церкви, вопросы их авторства, а также места и роли самого И. Д. в истории правосл. богослужебной традиции в основном остаются открытыми ( Hoeck. 1951. S. 53-54; CPG, N 8070). К этой группе сочинений относятся также 3 молитвы, приписываемые И. Д. (CPG, N 8081). 2 из них - «Пред дверьми храма Твоего предстою» и «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, едине имеяй власть» - и в наст. время входят в «Последование ко Святому Причащению». Все 3 молитвы сохранились также в араб. ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 378; Nasrallah. 1950. P. 188) и груз. ( Peradze. 1931. P. 242) переводах. (О др. сочинениях и фрагментах, известных в рукописной традиции под именем И. Д., см.: Hoeck. 1951). В литургической поэзии И.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Второе путешествие св. Саввы архимандрит Леонид относит к 1233–1237 гг. См. Православный Палестинский сборник, вып. 5, Спб, 1884. Ныне Бриндизи. В «Летописи» архим. Арсения год кончины св. Саввы указан 1235 (изд. 2. Спб. 1880, 467). Устав св. Саввы по сербскому подлиннику XIII в. был напечатан архимандритом Леонидом в Гласнике (XXIV) 1868 г. с фотографическими снимками и объяснительным предисловием. А немного ранее, в том же Гласнике (XX) был помещен Шафариком этот устав «типик светог Саве» – в церковно-славянском переводе, сделанном, по исследованию арх. Леонида приснопамятным старцем Паисием Величковским в 1788 г. Были напечатаны и отдельные оттиски, в Белграде, 1868 г. В недавно изданной А.А.Дмитриевским книге «Описание литургических рукописей, находящихся в восточных книгохранилищах» (т. 1, ч. 1, Киев, 1895г.) устанавливается факт, что св. Савва главнейшую основу своего устава для Хиландаря заимствовал из типика монастыря Пресвятой Богородицы Эвергетиссы в Константинополе (см. Предисловие, стр. XLIV-I). Монастырь этот, не однажды упоминаемый в предлагаемом житии, находился в самых близких отношениях к преподобным Савве и Симеону, так как они считались ктиторами его. В той же книге упоминается и о другом подобном уставе св. Саввы: «Типик св. Саве за монастырь Студеницу» (изд. I. Иречек. Гласник, кн. XL, 1874 г., стр. 132–181). Он издан дословно архимандритом Дучичем в его книге «Старине Хиландарске у Београду». 1884. А в исправленном церковно-славянском чтении помещен арх. Леонидом в изд. И. обществом любителей древней письменности монографии «Афонская Гора и Соловецкий монастырь». Спб, 1883 г., в приложении. См. «Письма с Востока», ч. 1, стр. 115. Святогорец с достаточной полностью передает устав св. Саввы для его кельи. См. «Письма об Афонской Горе», ч. II, письмо II. Act. Sanct. Bolland. T. III, p. 992, in vita Sabbae. Некогда знаменитый, а ныне разрушенный монастырь Милешева в Герцеговине близ Приаполе и реки Лима основан Владиславом, около 1234 г., Шафарик о Кирил. Типогр. Чт. Моск. Общ. Ист. 1846 г.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

 Афонцы сохранили традицию первых веков, но нужно же понимать, что сейчас другие времена. Афон, конечно же, отличается самим образом жизни, но есть объективные законы, согласно которым человечество все больше отступает от Бога и не имеет той силы благодати, которая была в золотые века монашества. Думаю, лучшие духовники Афона понимают, что нельзя требовать с современных послушников того, что могли требовать древние духоносные старцы от своих святых учеников.  — Однако и греческие подвижники, и, в частности, схим. Паисий Святогорец упоминают о таких ситуациях, когда совершенное послушание не совсем возможно и правильно: “Если случайно кто- нибудь из нас, старцев, духовно немного косой, то да не требуем от монахов слепого послушания, чтобы не упасть всем нам в пропасть, по написанному: «Если слепец слепого ведет, то оба упадут в яму» ( Мф. 15; 14)”. 132  — Приводимая же отцом Д. цитата из о. Паисия нисколько не противоречит учению свт. Игнатия, наоборот, вполне ему близка: «Если в продолжение твоего послушнического испытания тебе станет трудно, то смирись перед старцем и рас-скажи ему о своей трудности. Если тебе опять трудно, то опять смирись, потому что он или забыл о твоей трудности, или же хочет померить тебе пульс, чтобы знать, какой у тебя запас прочности» (С. 60). Старец говорит, что, если что-то не получается, не должно молчать, нужно пойти и обсудить это с духовником. А по логике о. Д., это не что иное, как возмутительное прекословие...  Вот еще интересные изречения старца Паисия из книги свящ. Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом» : 133  «Старец сказал: “Чтобы подчиняться кому- либо, нужно или благоговеть перед ним, или бояться его. Подчинение от благоговения является духовным, от страха же — военной дисциплиной”.  Старец сказал: “Послушание — это ключ от дверей рая. Но только послушание, а не солдафонство, то есть вынужденное подчинение и молитва из-под палки. Никто не исцелился сам, и никто не спасется без послушания. Послушание и природная простота ведут к святости кратким путем”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

В былинах об Илье Муромце появляются новые важные мотивы, которых нет в произведениях более ранних. Например, Илья получает свою силушку от калик перехожих, странников, а согласно словарю Владимира Даля, калика – это богатырь во смирении, в убожестве, нищенствующий богатырь. В цикле былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче уже заметно выражена христианская идея самоотречения и полного нестяжания, они служат не ради награды или денег, у них часто трудные отношения с князем. Икона святого преподобного Илии Муромца Согласно преданию, перед кончиной Илья постригся в монахи; позже его причислили к лику святых, а мощи прп. Илии Муромца пребывали нетленными в Киево-Печерской лавре, в Ближних (Антониевых) пещерах, о чем сохранились свидетельства XVI и начала XVIII века. Имя его есть в церковном календаре, а празднование совершается Церковью дважды в год: 28 сентября и 19 декабря. Если Святогор или другие богатыри дохристианского цикла былин охраняют родную землю, демонстрируют свою силу, удаль, свое превосходство над противником (кем бы он ни был), то, начиная с Ильи Муромца и его соратников, богатыри в былинах ходят в церковь (Кирша 1977:44,95,132), молятся перед иконами (Кирша 1977:11,79,102,109, 111,118,128,131), умеют особым образом возложить на себя крестное знамение, венчаются в церкви, совершают паломничества по святым местам вплоть до Иерусалима и Царьграда, испрашивают благословение у отца с матерью, благословляют пищу перед едой (Кирша 1977:86,91,128,185). Богатыри надеются на свою силу, воинскую доблесть и удаль, но перед боем они уже призывают на помощь Бога и святых, и их молитвы " доходны " к Богу. Приведем только один пример из былины об Алеше Поповиче: Тут Алеша всю ночь не спал, Молился Богу со слезами: " Создай, Боже, тучу грозную, А и тучи-то с градом дождя! " Алешины молитвы доходны ко Христу. Дает Господь Бог тучу с градом дождя, Замочила Тугарина крылья бумажныя, Падает Тугарин, как собака, на сыру землю… (Кирша 1977:104) Алеша Попович (Картина В.М. Васнецова " Три Богатыря " ) Богатырям покровительствуют святые и являются им наяву или во сне; так например, " гостю " Садко неоднократно является свт. Николай Чудотворец (Кирша 1977:180-181). И ездят богатыри не просто по Руси, а по Святой Руси, и сражаются они уже не просто за родную землю, а " за святорусскую землю " (Былины 1986:57,110,119,368,369,413,414 и др.).

http://pravoslavie.ru/296.html

Итак, вот какими думами, мыслями и чувствами жил схимник Пантелеимоновской афонской обители о. Макарий; вот что занимало его ум, душу и сердце на этих первых шагах его иноческого подвига. Исполнение иноческого послушанья, молитва , келейное правило, мысль о спасении себя и своих присных, беседы с духовником, чтение аскетических и нравственно-назидательных книг – все это с избытком переполняло время его короткого дня и у него не хватало времени думать о том, что делается за стенами его обители. А между тем над его отечеством нависла мрачная туча; его соотечественники были накануне беспримерно кровавой и тяжелой Крымской войны, объявленной манифестом Императора Николая Павловича 20 октября 1853 года. Для о. Макария небо чисто, безоблачно, атмосфера благорастворена. По его письмам как будто бы все обстоит благополучно. Во всей его переписке нет ни малейшей тени опасения, боязни за свою судьбу, судьбу отечества и русского монастыря на Афоне. И если бы не лаконическая заметка, весьма, впрочем, характерная: «Мы еще живы, а что делается между державами, нам неизвестно в пустыне. Ожидаем воли Божией, как Ему угодно будет. По силе молимся о вас» 129 , – то можно было бы подумать, что об объявлении Крымской войны ему даже и неизвестно 130 . Тогда как из других источников нам известно, что пред началом войны не обошлось дело без волнений в русском Пантелеимоновском монастыре среди монашествующих русских. «Но вот наступил 1853 год, – пишет биограф о. Серафима святогорца. – Между Россией и Турцией возгоралась война, слухи о которой произвели страшное смущение в русской братии и по всему Афону и многие из нас, страшась мести, кровожадности и коварства фанатиков-турок, спешили на время войны удалиться в Россию. Думал уехать в отечество и о. Сергий (святогорец Серафим) 131 , но Пресвятая Богородица не восхотела отпустить доблестного своего воина со св. горы Афонской. Три раза собирался он в путь и три раза пароход приставал не к той пристани, где с нетерпением ожидали его» 132 . О. Серафим принял это за указание свыше и вернулся обратно в монастырь, а 17 декабря 1853 года тихо и покойно скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1972 году увидела свет монография Констаса « Косма Этолийский ». Пожалуй, она может служить ярким примером широко распространённой церковно-популярной литературы о проповеднике. Для неё характерны простота изложения материала и сочетание научного подхода с использованием публицистического слога и построения работы. После краткого рассказа о биографии Космы автор переходит к основной части своего исследования, состоящей из ряда глав, которые объединены не какими-то концептуальными установками автора, а непосредственной связью с именем Космы Этолийского . Перечислим некоторые наиболее примечательные темы, затронутые исследователем: святой Косма и народ, его учение об антихристе и пророке Илии, Косма и восстание Орлова, его отношение к революции 1821 года. Констас высоко оценивает вклад Космы Этолийского, который «в сущности, стал первым учителем порабощённого народа» 130 . Он ошибочно относит его к представителям новогреческого Просвещения, которое в его трактовке представляет собой идейное течение, во многом родственное аналогичным движениям западноевропейских стран. Ещё один яркий пример церковно-популяризаторской литературы – книга П. Пасхоса 131 . Как и для других подобных произведений, для неё характерно использование автором пафосной, красочной речи и преимущественное внимание к анализу богословской составляющей учения Космы Этолийского . Большинство работ, посвящённых Никодиму Святогорцу , также носят церковно-популяризаторский характер и представляют собой биографии, адаптированные для широкого круга читателей 132 . Ярким примером подобной книги может служить жизнеописание святого Никодима, составленное П. Сотирхосом. Автор указывает, что на создание книги его сподвигло осознание необходимости доступного художественного произведения, рассказывающего «о заслугах этого великого путеводителя Церкви и Народа» 133 . В последнее время на волне всё большей популярности традиционализма наметилась тенденция, обратная общепринятой ранее практике: если раньше многих традиционалистов относили к новогреческому Просвещению, теперь некоторые учёные говорят о неоднородности Просвещения и относят некоторых новогреческих Просветителей к лагерю сторонников традиционных ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

464 Устав или чиноположение относительно церковного богослужения и правил общежития монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 132. РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 29. 468 Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот/Изд. Глинской пустыни. Одесса, 1909. Жизнь и подвиги старца Феодота/Сост. иеромон. Иассон. Курск, 1894. Глинский старец о. Феодот: (Память 16 июля)//Жизнеописания… подвижников… Июль. М., 1908. С. 201–220. Подвижники Глинской пустыни//Там же. Апрель. М., 1908. С. 9–12. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1–8. 40. С. 9–16. 41. С. 17–24; 1894. 4. С. 25–32. 5. С. 33–40. 6. С. 41–43. 470 Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1862. С. 29. 473 Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения в Белобережской обители. 2-е изд. Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. С. 66. Подробное жизнеописание старца Василия см.: Иоанн (Маслов) , архимандрит. Глинский Патерик. Т. I. 482 Монах Досифей Глинский//Жизнеописания… подвижников… Ноябрь. М., 1910. С. 82. Жизнеописание игумена Филарета… С. 142. 483 Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря/Архим. Анатолий (Ключаров)//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 563. 485 Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. СПб., 1865. То же. М., 1898. С. 164. 492 Иеромонах Феодосий, первый духовник возобновленной Святогорской пустыни//Жизнеописания… подвижников… Т. доп. Ч. I. Кн. 2. Июль-декабрь. М., 1912. С. 319. 496 Сведение об обители 1839. Дело архива 255 и § 1 рукописного описания Глинской пустыни 1829 г. Цит. по кн.: Жизнеописание игумена Филарета… С. 106. 503 РГИА, ф. 796, оп. 117, д. 1597. Монах Пафнутий (в миру Петр Дурнев), мещанин г. Курска, родился в 1788 году. В 1810 г. он поступил в Валаамский монастырь, с 1822 года подвизался в Казанском архиерейском доме, где в 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

афон. мон. XVI-XVII, Н.Каптерева (Чт. Общ. люб. духов. просв. 1882, 2–3 и его Характ. отнош. к пр.), об Афоне, его управл. (ставропиг. и пр.), монастыр. имущ., и пр. (Герцберг, Ист. Виз. 87, 188, 276) 201 Прибавл. к Твор. св. отц., том VI, кн. 1. О снош. русск. церкви с святогор. обителями стр. 138 203 Карамзин, VI, прим 629, год 1497. О характере этих отношений см. труды Муравьева, Макария и Каптерева 205 Акты истор., I, 103, стр. 146. По словам старца Исаии турецкому султану Афонская гора платила 140 коп. или 14000 турецких денег (Соболевский Перевод. литер., 388) 208 Прав. Собес. 1861 г., январь. Посл. Дмитр. Герасимова к архиеп. Новгород. Геннадию, стр. 100–101, прим. 1; В.И.Жмакин указание на необходимость перевода приписывает близкому к вел. князю Вассиану Патрикееву (151); Голубинский – грекам, бывшим в Москве (II, 675) 211 Полн. собр. рус. лет., VI, 257. Подробности об этом посольстве и прибытии Копыла и Максима Грека в документах о сношениях с Турцией (Сборн. Рус. Ист. общ., т XCV, стр. 49, 122–123, 229, 244, 370–371, 426–479, 495, 620–622) 214 Карамзин, VII, 107; Белокуров, XXXI-XXXII. Копыл на Ааон ходил один с двумя чаушами (чиновн.), данными султаном (Сборн., 370–371, Никон. лет., VI, 205) 215 Словарь духов. писат., II, 389. Того же мнения в Ж. М. Н. Пр., 1834, июнь, проф. Ф.Клоссиус в статье: Библ в. к. Василия и царя Иоанна, и в Ж. М. Н. Пр., 1834, авг., статья А.Терещенка О трудах Максима Грека . Все сказания о Максиме Греке сведены С.А.Белокуровым (О библиотеке московских государей XVI в., прилож., I-LXXXI) 222 Акты истор., I, 103, 123, 133, 297; Карамзин, VI, прим. 629, г. 1497. Лет. Нормантского во Времен., 5, стр. 18, 106, 132, П. С. рус. лет. XIII, 24, 278, 254, 275; Макарий, Муравьев, Каптерев 223 Архив ист. юридич. свед. о России, кн. 2. Учрежд. патриарш. в России, стр. 11. Chronicon, pag. 428, 429 224 Philippi Cyprn Magnae ecclesiae Const. protonotari chronic. Eccles Graec. p 346. (Архив, II, с. 6) 238 Апостольск. I Никейск. Соб. 4. Антиохийск.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

В самом Святогорске, по данным епархии, при населении города в 4 тысячи жителей, в настоящий момент поселилось около 25 тысяч беженцев, некоторые семьи лишились всего и не имеют даже самого необходимого. По словам архиепископа Арсения, монахи трудятся на подсобном хозяйстве - пасеке, огородах, теплицах, птичнике, молочной ферме, продукция с которых поступает на питание людям. Обитель ежедневно кормит всех приходящих, а не только проживающих в ней - это около двух тысяч человек в день. Для детей в актовом зале лавры каждый день утром идет сеанс мультфильмов, на набережной построены песочницы, в вестибюле гостиницы размещена выставка детских рисунков. Как рассказал наместник, насельники лавры, меняясь каждые полчаса, постоянно читают акафист у чудотворной иконы Святогорской Пресвятой Богородицы, день и ночь молясь о многострадальном Отечестве. Также круглосуточно читается в лавре «неусыпаемая псалтырь» с поминовением имен, записанных в монастырских синодиках. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.07.2019 17:04 Благовест-инфо Иерархи УГКЦ встретились с Папой Франциском 12.12.2018 12:34 Архиереям Донбасса вернули возможность пересекать линию разграничения 13.04.2018 18:35 В Иверском монастыре Донецка возобновляются регулярные богослужения 28.12.2017 15:25 Медведчук: обмен пленными в Донбассе был бы невозможен без помощи президента РФ и Церкви 25.12.2017 17:25 Патриарх Кирилл: Украина и Донбасс договорились об условиях обмена пленными 19.12.2017 13:51 В Донбассе снаряд попал в храм во время богослужения 06.07.2017 12:19 РПЦ направила более 132 млн рублей для помощи беженцам с Юго-Востока Украины 02.05.2017 11:41 В третью годовщину трагедии в Одессе Патриарх Кирилл помолился о погибших в Доме профсоюзов 26.12.2016 21:36 При обстреле Дебальцево разрушена воскресная школа Александро-Невского храма 18.12.2016 17:01 При содействии Патриарха Кирилла украинский военнослужащий освобожден из плена в Донецке 11.12.2016 22:01 Благовест-инфо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010