Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» предыдущая статья «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» [греч. Ανμνησις μερικ περ το ρδβλθυοτεΑθω ρους], средневек. сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Св. Горой и «жребием» («уделом») Пресв. Богородицы. Происхождение греч. оригинала памятника предположительно связано с афонским Иверским мон-рем . Не позднее XVI в. «В.» было переведено на просторечный греч. (новогреч.) и слав. языки. Новогреч. версия, известная по неск. рукописям из б-тек афонских обителей, была, по мнению ученого мон. Феодорита Филофеита (XVIII в.), написана неким сербом, плохо знавшим греч. язык ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 2. С. 9-10, 132). Слав. переводы известны в 2 редакциях - в виде отдельной повести и в составе «Сказания о Святой горе Афонской» Стефана Святогорца (ок. 1568-1574). В начале «В.» рассказывается, как Богородица при разделении стран для апостольской проповеди получила по жребию Иверию (Грузию), но по приказу арх. Гавриила осталась в Св. земле. Позднее, во время ее поездки на Кипр к свт. Лазарю , корабль по вышнему промыслу был отнесен бурей к берегам Афона. Богоматерь обратила в христианство жителей и поставила епископом некоего Климента, после чего, помолившись о новом дарованном ей жребии, отплыла на Кипр к Лазарю. Завершается повесть известием о том, что Иверия была просвещена светом веры Христовой в царствование имп. Константина, а также дается краткий рассказ об основании этим императором первых обителей на Св. Горе (см. также ст. Афон //ПЭ. Т. 4. С. 109-110). Степень исторической достоверности «В.» проанализирована (по версии Стефана Святогорца) еп. Порфирием (Успенским) . Опираясь на разыскания Феодорита Филофеита, показавшего, что приводимые в сочинении сведения не находят подтверждения в древних источниках, еп. Порфирий предположил, что сказание было создано греч. монахами Иверского мон-ря между 1568 и 1659 гг. на основе древних преданий о прибытии на Афон иконы Богоматери, принесенной первым крестителем афонитов Иерусалимским еп. Климентом (История Афона. Ч. 2. С. 21).

http://pravenc.ru/text/155354.html

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Столбушино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенская церковь была построена в конце XVIII века на денежные средства помещика Николая Саввича Бороздина; сейчас относится к скиту Свято-Успенского Святогорского монастыря. Содержание История [ править править код ] Церковь Успения Пресвятой Богородицы находится в деревне под названием Столбушино, которая располагается в 15-ти км от знаменитых Пушкинских Гор. Церковь стоит в живописном месте, на одном из возвышенных берегов, который со всех трех сторон огибается Столбушинским озером. Но скит Святогорского монастыря здесь был не всегда, ведь до того, как он был выстроен, здесь находился невероятно красивый храм, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Возведение храма осуществилось в 1787 году на денежные средства помещика Бороздина Николая Саввича. Из писцовых источников можно узнать, что в то время Успенская церковь имела два придела, один из которых был освящен во имя Святителя Николая, а второй — во имя Сергия Радонежского. Церковь описывается каменной, а при ней ранее находилась выстроенная из дерева церковь, освященная во имя Архистратига Михаила, но вскоре она разрушенная по причине сильной ветхости. В то время при церкви было в распоряжении 132 десятины земли; приходских дворов насчитывалось 264, в которых были прихожане мужского пола в количестве 1273 человек и женского пола в количестве 1432 человек. Церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой бесстолпный храм, выстроенный по типу «восьмерик на четверике», который в плане представлен крестообразным, ведь нижний восьмерик сильно выступает в стороны. К храмовому зданию примыкает трапезная комната, а также трехъярусная колокольня, а с восточной стороны — апсида. Фасадное решение — достаточно активное, двухцветное, крупные оконные проемы имеют мелкое остекление. Можно сказать, что Успенская церковь выстроена в стиле провинциального классицизма. Успенский храм является одним из самых уникальных памятников церковной архитектуры, созданный в стиле Екатерининского барокко. Во внутренней части храма до нашего времени сохранился трехъярусный резной иконостас, выполненный в виде сплошной стены, которая в форме пирамиды постепенно сужается к верхней части.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Успени...

121 «Хотя мы многократно убеждались в его прозорливости, которую мы наблюдали по отношению и лично к нам, и к другим, находящимся далеко, он не придавал ей такого значения, как рассуждению, о котором он говорил с восхищением. Он называл его превосходным средством борьбы в невидимой брани, особенно для нас, монахов. «Соль, дети мои, соль нужна», – говорил он нам, имея в виду рассуждение» (Γροντος ωσφ Βατοπαιδινο. Γροντας ωσφ συχαστς... Σ. 225). 131 Σωφρονου (Σαχρωφ), ρχιμ. ψμεθα τν θεν καθς στι. σσεξ γγλας, 1993. Σ. 116, 166, 196, 209 κ. . 139 Γρηγορου Παλαμ. Κεφλαια κατν πεντκοντα 17//Γρηγορου το Παλαμ. Συγγρμματα/Π. Χρστου, κδ. Θεσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 45. 143 Γροντος ωσφ Βατοπαιδινο. Θεας χριτος μπειρες. νκδοτες πιστολς 13. γιον ρος, 2005. Σ. 169–170. 147 Hausherr Ι. Penthos: la doctrine de la componction dans Γ Orient chretien. Roma, 1944 (Orientalia Christiana Analecta; 132). 157 С 2002 г. на этом сайте представлена кафедра информатики ПСТГУ, на которой разработана и поддерживается БД новомучеников и исповедников. Официальный адрес сайта ПСТГУ – www.pstgu.ru. 158 Выписки из архива Свято-Пантелеимонова монастыря, полученные от иеродиакона Философа, хранятся в архиве кафедры информатики. Сведения из них в биографических справках оговариваются особо. 159 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн. 7. С. 97–101. 160 Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Декабрь. Тверь: «Булат», 2004. С. 8–16. 165 Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. С. 143, 160, 161, 305; Осипова И.И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...»: Гонения на Истинно-Православную Церковь : По материалам следственных и лагерных дел заключенных. М.: Серебряные нити, 1998. С. 340. 168 Доненко Н.Н., прот. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х годов. Симферополь, 1997. С. 55–59.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды, по промыслу Божию, местный охотник, преследовавший оленя, встретил в лесу святого Петра. Увидев «нагого мужа с густой бородой, с волосами, доходящими до чресел, тело которого обросло ими, как у зверей» 128 , охотник испугался, но преподобный воззвал к нему громким голосом, говоря: «Брат! Почему ты боишься и бежишь от меня? Ведь и я такой же человек, подобный тебе, а не бесовское привидение, как ты подумал. Возвратись и подойди ко мне, и я расскажу тебе все о себе, так как тебя послал сюда Господь» 129 . Святой Петр понял, что Бог послал этого человека, чтобы тот услышал о его жизни и поведал о ней миру. Преподобный рассказал охотнику всю свою жизнь: как он попал на Афон, как он жил, какие претерпел искушения, как одержал победу над диаволом и какие дары получил он от Бога. Пораженный охотник попросил у преподобного позволения остаться и подвизаться вместе с ним: «От сего дня всегда пребуду с тобой, раб Божий; если я уйду отсюда, мне будет несносна моя жизнь» 130 . Преподобный Петр, зная, что этот человек семейный и, кроме того, состоятельный, велел ему идти в мир и помогать бедным. Преподобный также наказал ему внимать себе, сторониться мирских наслаждений и забот, хранить в сердце память о Боге, повторяя Его имя в глубине сердца, внимать божественным книгам и наставлениям, а через год вернуться к нему и узнать Божию волю о себе 131 . На этом примере мы видим, как святые дают духовные наставления. Во-первых, несмотря на многолетние тяжелые подвиги, они остаются настоящими людьми. Многие думают, что в результате многолетней аскезы подвижник становится суровым и бесчувственным к жизненным проблемам других людей и может давать неблагоразумные советы. На самом же деле происходит обратное. Живя в глубоком смирении, подвижник сбрасывает маску присущей нам отстраненности от других людей 132 и становится подлинным человеком. Он глубоко понимает проблемы других людей и благоразумно направляет их ко спасению. Мой личный опыт подтверждает, что афонские подвижники, оставившие мир много лет назад, понимают нас гораздо лучше, чем наши близкие, и их практические наставления отличаются особой реалистичностью. Обновленные Святым Духом, они обретают внутреннюю духовную цельность, у них нет разделения, как у людей, обуреваемых страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

132 Мне кажется более верным то, что эта внешняя честь – честь, относящаяся к внешнему виду священнослужителей, который они сохраняли и после извержения. Ведь внешнего облика священнослужителей лишали после извержения не вообще всех, а только тех священнослужителей, которые не покаялись и не оставили грех и которые с тех пор принимали внешний вид мирян, согласно VI Всел. 21. Но возможно, под внешней честью правило имеет в виду и честь, которая предоставлялась иереям на собраниях вне церкви. Смотри также примеч. к VI Всел. 26. 133 Поскольку не все бывают готовы причащаться, то ради этого, как кажется, и придуман антидор, чтобы и не причащающиеся Таин получили его от иерея для освящения, потому что антидор – это освященный хлеб и он принесен Богу, а в особенности потому, что он символизирует чрево Богородицы, согласно св. Герману (German Const. Contemp. rerum eccl.//PG 98, 452D.). Ведь как из Ее чрева исшел с плотью Агнец Божий, так и из просфоры, становящейся антидором, вынимается агнец, над которым будет совершено таинственное священнодействие. Части вознесенной просфоры называет антидором 5-е правило Николая (см. также Феофила Александр. 8). Николай Кавасила говорит об антидоре так: «Потом и принесенный хлеб, из которого иерей вынул священный хлеб, он разделяет на много частей и раздает верным как хлеб, соделавшийся святым оттого только, что он посвящен и принесен Богу. А верные принимают его со всяким благоговением и лобызают десницу иерея, ведь она недавно коснулась всесвятого Тела Спасителя Христа и приняла исходящее от него освящение и может передать его прикасающимся к ней» (Изъяснение Божественной литургии. Гл. 46) (Nicol. Cabas. Sacr. Liturg. interpr. 53//PG 150, 489BC.). Следовательно, христиане должны оставаться до конца Божественной литургии, чтобы получить освящение от антидора. Ведь св. Герман говорит: «От раздачи хлеба тела Богородицы (т. е. антидора. – Прп. Н.) происходит и вверяется христианскому роду духовное благословение и иной источник благ» (German Const. Contemp. rerum eccl.//PG 98, 453A.). Почти то же благословение и источник благ подается также и тем, которые совершают возношение Богородичной просфоры на трапезах в праздники мучеников и всех святых. Этот обычай Церковь унаследовала от времен святых апостолов, согласно Симеону Фессалоникийскому (Sym. Thessal. De sacr. precat. 257//PG 155, 664C.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

легендарная «Выпись о втором браке Василия III» ( Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 132-148), в к-рой решения афонского монашества по поводу развода и повторного брака вел. князя (высказанные без запроса с рус. стороны) рассматриваются как равнозначные мнению Патриархов. На рубеже XV-XVI вв. были установлены офиц. отношения между А. и московскими вел. князьями и Рус. митрополией. В 1497 г. в Москву в свите посольства молдав. воеводы Стефана Великого прибыл игум. Пантелеимонова мон-ря Паисий с 3 афонскими старцами «милости ради, и князь великий (Иоанн III Васильевич) пожаловал, милостынею изволил... понеже бо из старины той монастырь святаго Пантелеимона во Святей Горе строение бяше прежних великих князей русских» (ПСРЛ. Т. 12. С. 214). Сын Иоанна III вел. кн. Василий III Иоаннович в 1507 г. с монахами Пантелеимонова мон-ря архидиак. Пахомием и старцем Иаковом послал в Пантелеимонов мон-рь и проту Св. Горы серебряный ковш Иоанна III и богатую милостыню на помин души своих родителей, имена к-рых были вписаны в синодики всех афонских мон-рей. В 1509 г. по просьбе деспотицы св. Ангелины (Бранкович), описавшей в письме бедственное положение Пантелеимонова мон-ря, лишенного заступников и покровителей, вел. кн. Василий III подтвердил свое ктиторство по отношению к Русскому мон-рю, а также покровительство Св. Горе в целом. В июне того года вел. князь отправил вместе со старцами Пантелеимонова мон-ря милостыню в обитель и такую же проту Св. Горы Паисию для всех афонских мон-рей. В отдельной грамоте вел. князь извещал Паисия о разрешении посылать святогорских иноков для сбора пожертвований в России, братия Пантелеимонова мон-ря получила привилегию посылать старцев за милостыней к царю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными, значительный перерыв пришелся лишь на период запустения Пантелеимонова мон-ря в посл. четв. XVI в. и на Смутное время . Сказание «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския». 1-я треть XVI в.

http://pravenc.ru/text/77102.html

По мнению В. В. Латышева, в основе сохранившегося текста Жития И. могла лежать запись современника, поскольку автор указывает, что был очевидцем описанных событий, однако позднее текст подвергался правке ( Латышев. 1915. С. 221-222). В К-поле, в портике Троадисия, находилась ц. во имя И., где совершалась служба этому святому ( Janin. Églises et monastères. P. 491). Совр. зап. исследователи считают, что И. умер в 108 г., как указано в Мартирологе кард. Цезаря Барония (ActaSS. P. 634), однако отмечают, что дата выбрана произвольно. Согласно «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца , И. пострадал в 98 г., но такая датировка также ничем не обоснована. Ист.: BHG, N 758; ActaSS. Iul. T. 1. P. 633-634; PG. 117. Col. 521-522 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 793-795; Latyšev. Menol. T. 2. P. 132-135; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 303-308; MartRom. Comment. P. 267-268; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 18-19; ЖСв. Июль. С. 41-47. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 198; Т. 3. С. 251; Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915. С. 220-223; Lucchesi G. Giacinto//BiblSS. Vol. 6. Col. 325-326; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αϒιολϒιον. Σ. 455; Aubert. R. Hyacinthe//DHGE. T. 25. Col. 501. А. М. Гагинский Гимнография В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 468) память И. отмечается 3 июля; указаны посвященные И. канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 165), И. назначается служба с пением «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 ( Lossky. Typicon. P. 223), в день памяти И. совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 3 июля отмечаются памяти И. и свт. Анатолия, патриарха К-польского; указан посвященный И. отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. И. назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене; указан кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. были помещены отпустительный тропарь И.       и иной кондак 6-го гласа    

http://pravenc.ru/text/200139.html

Отдельные ответы из сборника, касающиеся гл. обр. осуждения Оригена, были изданы Б. Монфоконом (P., 1715) по рукописи из собрания Куалена (Coislin. 281) и затем воспроизведены в изданиях А. Галланди (Venetiis, 1765-1781) и Ж. П. Миня (PG. 86А. Col. 892-901 [письма 606-610/Ep. 600-604]). Вопросы прп. аввы Дорофея с ответами прп. Иоанна, еще ранее изданные И. Я. Грюнеусом (Monumenta SS. Patrum orthodoxographa. Basileae, 1569), были также опубликованы в Патрологии Миня (PG. 88. Col. 1812-1820B). Первое полное издание сборника, подготовленное Никодимом Святогорцем и переписанное в неск. экземплярах святогорскими отцами в 1803 г., вышло в Венеции в 1816 г.; оно основывается на несохранившейся рукописи из Вел. лавры. Нумерация «Ответов» у прп. Никодима была несовершенной: из 849 ответов пронумерованы только 836; номера 252, 253, 261, 326, 558, 787, 789 повторены дважды; после 543 следовал сразу 554. С исправленным порядком ответов, а также с незначительными текстологическими изменениями, сделанными С. Схинасом, издание прп. Никодима неск. раз было опубликовано в Греции во 2-й пол. XX в. (1960,1988, 1989). Известный патролог Читти в 1966 г. в сер. «Patrologia Orientalis» опубликовал 1-ю часть критического издания, основывающегося на рукописях Coislin. 124, Vatoped. 2, Sinait. gr. 411, в к-рую вошли 124 ответа. Хотя данное издание прервалось из-за кончины Читти в 1971 г., собранные им материалы продолжали изучаться. В 90-х гг. XX в. Ней в сотрудничестве с П. Анджелис-Ноа подготовил новое полное критическое издание «Переписки» преподобных В. В. и Иоанна с учетом всех имеющихся рукописей в сер. «Христианские источники» (SC; 1997, 2000, 2001); оно стало прорывом в изучении наследия двух старцев. Наряду с греч. текстом издавались также переводы на др. древние языки. В составе т. н. «Сада монахов» были опубликованы извлечения из араб. перевода. Груз. текст вместе с франц. переводом издан Б. Утье ( Outtier. 1972). Отдельные ответы переводились на франц. язык ( Vailh é. 1904; Hausherr I.//OCA. 132, 144, 157; Gouillard J. Petite Philocalie. P., 1953. P. 94-98); полный перевод сделан Л. Реньо ( Regnault. 1967; 1971). Имеются также переводы на нем. ( Diezt. 1963), итал. ( Lovato, Mortari. 1991), англ. ( Rose. 1990 - не с греч. оригинала, а с рус. издания 1855 г.), серб. (Хиландар, 1996) и новогреч. ( Ζαχαριδου. 1988-1989) языки.

http://pravenc.ru/text/376982.html

Угорницкая икона Божией Матери с прп. Иовом Почаевским и прп. Иовом (Княгиницким) Именно такой видится нам миссия старца Иоанна Вишенского, ради которой он и решился оставить дорогой его сердцу уединенно-исихастский образ подвижничества на далеком Афоне. После пребывания в Дерманском монастыре и, вероятно, в Остроге, расположенном рядом с обителью, старец Иоанн отправляется следом за преподобным Иовом (Княгиницким) в Угорницкий монастырь близ местности Отыния (ныне Коломыйский район Ивано-Франковской области), откуда был родом другой выдающийся подвижник и современник старца преподобный Иов (Желизо) Почаевский (1551–1651). Из Жития последнего известно, что постриг он принимал в Угорницком монастыре, где подвизался первые десять лет. 128 По всей видимости, после Брестской унии Угорницкая обитель пришла в упадок, в связи с чем около 1603 года по просьбе Адама Балабана, племянника львовского епископа Гедеона, преподобный Иов (Княгиницкий), вернувшись с Афона, принялся обустраивать здесь по афонскому образцу новую общежительную обитель, чтобы «начать скитствовати сам». 129 Житие преподобного Иова сообщает, что за довольно короткое Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Места отшельнических подвигов прп. Иова (Княгиницкого) и старца Иова Вишенского в Манявском лесу Руины Великого скита в Маняве. Худ. А. Лянге, XIX в. Руины Великого скита в Маняве. Гравюра Леонардо Гроздко, XIX в. время вокруг него собралось немало иноков, а иные, из других монастырей, стали обращаться к нему за духовными наставлениями, как к старцу. 130 Житие преподобного Иова (Княгиницкого) сообщает, что старец Иоанн Вишенский в Угорницкой обители «пожи с ним неколикое время». 131 О том, что отец Иоанн не просто гостил в Угорницком монастыре, мы узнаем из краткого упоминания в Житии, что оба старца «совещаши, жесточайшаго безмолвнаго жития желающе». 132 Что это было за «совещание», Житие не уточняет, однако после него преподобный Иов (Княгиницкий) оставляет Угорницкую обитель и начинает отшельнически подвизаться сам в пустынной местности среди девственных лесов Карпатских гор. На этом месте пустыннических подвигов преподобного и был им основан по афонскому образцу знаменитый Манявский скит. 133

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Речь идет здесь о том, что можно было бы назвать новым исихазмом или богословием молчания, которое исходит из того, что человека связывает с Богом только личное доверие, основанное, по словам Паскаля, на " недоступных разуму резонах сердца " .   Однако, в отличие от исихазма эпохи святого Григория Паламы и Никодима Святогорца, сегодня мало кто рассказывает на бумаге о том, что такое предстояние Богу. В наше время опыт молчания выражается скорее не в вербальной, а в визуальной форме.   Фотография и телевидение фиксируют для нас то, о чем раньше приходилось рассказывать словами. Киноматериалы о матери Терезе или об отце Софронии Сахарове оказываются просто бесценными. Становится ясно, что Бога можно увидеть, когда смотришь на человека, который молится… если он умеет молиться и если его безмолвная молитва почему-то попадет в кадр. Последнее, разумеется, случается не часто.   Есть у молитвы еще один аспект: через нее Бог делает нас соработниками, включая в число тех, кому " хорошо и прекрасно быть как братьям вместе " (Пс 132:1). Отсюда становится ясна важность и необходимость и общей молитвы. " Научи нас молиться " , — просят Иисуса ученики.   Хотя в молитве значимо не прочитанное слово, а порыв нашего сердца к Богу, тем не менее иногда бывает крайне важно молиться именно по книжке. Прежде всего ввиду того, что таким образом мы присоединяем нашу личную молитву к молитвам тех наших братьев и сестер, живых и усопших, которые молятся сейчас и прежде молились этими же словами. Молясь по писаному тексту, молясь словами, записанными для молитвы тысячу или более лет назад, мы в молитве сливаемся воедино со всеми, кто вот уже сотни лет молится, используя эти слова.   Так наши голоса начинают составлять один хор с людьми разных поколений и эпох, так мы оказываемся в Церкви рядом и становимся современниками. Песнь " Свете тихий " поется вот уже почти 1800 лет. Иоанн Дамаскин составил пасхальную службу, казалось бы, новую и никак не связанную с древним чином, много позже — b VIII beke.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010