Следует заключить, что исконно употреблявшиеся как синонимичные понятия гордость и гордыня со временем развили дополнительные оттенки значения. Поэтому в ряде случаев необходимо оговаривать особенности словоупотребления, обозначая и возможные дополнительные смыслы, вкладываемые теми или иными авторами, при их описании исследуемой страсти. Страсть «Я смирюсь, но пусть меня прославят»: о видах гордости Страсть гордости сложна. Ее видов – множество, она, порой, маскируется под самые безобидные мысли и желания, но съедает человека изнутри. Чтобы распознать гордость в себе, необходимо знать, под какими личинами она может скрываться, а для этого – обратиться к опыту тех, кто размышлял над видами и проявлениями страстей: к трудам святых отцов и подвижников благочестия. О гордости в Священном Писании сказано немало. Однако из его текстов ясно видно, что гордость не проявляется в чем-то одном. Потому святые отцы выделяют различные виды гордости, в зависимости от того, что становится объектом классификации. 1 . По степени явности признаков (прп. Иоанн Лествичник 171 , прп. Паисий Святогорец ): · внешняя ( видимая ) – «заметна и потому легко поддаётся врачеванию» 172 ; · скрытая ( невидимая , внутренняя ) – «она прячется глубоко, окружающие её не видят, и только опытный человек способен распознать её» 173 ; ею страдают, в основном, люди духовной жизни 174 . 2 . По частям души, которые оказываются поражены гордостью (прп. Никодим Святогорец , свт. Нектарий Эгинский , старец Клеопа (Илие) , свт. Николай Сербский ): · гордость сердца (по свт. Нектарию Эгинскому ); · гордость воли (прп. Никодим Святогорец , старец Клеопа (Илие)) ; · гордость ума ( гордыня ума 175 ) – «сатанинская гордыня, которая отрицает Бога и хулит Духа Святого, и через это [делает человека] едва исцелимым» 176 , «гораздо бедственнее, чем гордость воли. Ум, когда самонадеянно утвердится в мысли, что его собственные суждения лучше всех других, кем, наконец, может быть уврачеван?» 177 . «Гордость ума низвергла сатану во ад; гордость ума отлучила Адама и Еву от Бога; гордость ума подвигла фарисеев и книжников на убийство Господа. Гордость ума и до сего дня является главным червем греха» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Лк. 6: 36 . См.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. Гл. 25//Добротолюбие. Т. 3.  См.: 1Кор.3:18 .  См.: Иер.14:5 .  Видимо, старец Клеопа имеет в виду 1964 год, когда в Румынии объявили всеобщую амнистию и были выпущены на свободу посаженные в тюрьму за веру.  См.:  Иоанн , игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 1, гл. 4.  См.:  Василий Великий , святитель. Подвижнические уставы.  См.:  Никодим Святогорец , преподобный. Невидимая брань. Ч. 2. Гл. 10–13.  Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Четыре сотни глав о любви. Третья сотница. § 90; Четвертая сотница. § 22.  Ср.: Там же. Первая сотница. § 11.  Ср.:  Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. Слово 16.  См.:  В асилий Великий,  святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 33. § 1//  Василий Великий,  святитель. Творения: В 2х т. М., 2008. Т. 1. С. 530.  См.:  Афанасий Великий ,  святитель. Житие преподобного отца нашего Антония. § 60//  Афанасий Великий,  святитель. Избранные произведения. М., 2006. С. 37.  См.:  Исаак Сирин,  преподобный. Слова подвижнические. Слово 16.  Ср.:  Нил Подвижник,  преподобный. 153 главы о молитве. § 117–120//Добротолюбие: В 5и т. М., 2003. Т. 2. С. 237–238.  См.:  Каллист и Игнатий Ксанфопулы,  иноки. Наставление безмолвствующим. § 64//Добротолюбие. Т. 5. С. 413.  Ср.:  Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. Слово 2.  См.:  Василий Великий,  святитель. Письмо 233 (225). К Амфилохию, вопрошавшему;  Его же.  Толкование на пророка Исаию. Гл. 13. § 273//  Василий Великий,  святитель. Творения. Т. 2. С. 813–814; Т. 1. С. 831.  Ср.:  Максим Исповедник,  преподобный. Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1. Вопрос 55//  Максим Исповедник,  преподобный. Творения: В 2х кн. М., 1994. Кн. 2. С. 204.  Ср.:  Прп. Иоанн, игумен Синайский.  Лествица. Слово 27. § 56. С. 227.  Ср.:  Прп. Исаак Сирин.  Слова подвижнические. Слова 23, 41, 59. С. 177, 276, 541–544.  Ср.:  Прп. Иоанн, игумен Синайский.  Лествица. Слово 1. § 4. С. 3.  См.:  Прп. Ефрем Сирин.  133. Слово на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике//  Прп. Ефрем Сирин.  Творения: В 8 т. М., 1994. Т. 3. С. 422–428.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Деятельность Иоанникия в Пензе была, однако, тоже недолговечной: после появления в Пензе живоцерковников Иоанникий, не признанный обеими сторонами, которые не могли ему простить его неблагодарности Владимиру, оказывается банкротом. После того как Пензенское епархиальное управление “добровольно” постановило отдать местный собор на культурно-просветительные нужды (Безбожник, 1923, 7 марта), Иоанникий потерял свою главную базу в Пензе. Впрочем, еще раньше он перенес свою деятельность в Москву, где началось его сближение со Святогором. Алексей Святогор был также носителем бурной и запутанной биографии. Сын священника, он еще семинаристом увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимая участие в экспроприациях, и неоднократно сидел в тюрьме. Святогор был талантливым поэтом в футуристическом духе. После революции, сблизившись на короткое время с Мамонтом Даль-ским, Святогор примыкает затем к более мирной фракции анархистов – к так называемым биокосмистам, которые считали главным путем к анархии культурно-просветительную работу. В то же время Святогор является основоположником нового литературного направления – “вулканизма” (увы! он, кажется, так и остался единственным сторонником этого “течения”). Святогор был всегда богоискателем. Увлечение Ф.Сологубом, Д.С.Мережковским и другими мистическими литераторами сочеталось у него, как и у самого Сологуба, с анархической идеологией. Наш анархист никогда не переставал быть религиозным человеком и вызывал всеобщее изумление своих товарищей тем, что тщательно соблюдал все православные обряды и говел несколько раз в год. В 1922 году Святогор решил коренным образом реформировать церковь . Безработный “епископ” Иоанникий Смирнов, встретившийся с ним в то время, оказался подходящим компаньоном. Старый “искатель по верам” Жилкин, полусектант, полустарообрядец, с наружностью эфиопа (как их рисовали в древней Руси), присоединился к этим двум. Затем Святогор написал радикальную программу, провозгласив главной целью новой “Церкви” примирение религии с наукой (колокольни должны были быть обращены в обсерватории), борьбу с суевериями и предрассудками и примирение религии с социализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Та нравственная чистота, которою отличался Клеопа, по собственному его признанию, в юности, естественно, влекла его к иноческому образу жизни, побуждала поступить его в какую-либо иноческую обитель. Нужно думать, что Клеопа первоначально поступил в какойлибо монастырь юго-западной Росси и потом уже для усовершенствования в иноческих подвигах отправился в Афонские монастыри. Такое явление не было исключительным в первой половине 18 столетия. Так поступил современник Клеопы, вышеупомянутый знаменитый старец Паисий Величковский : по выход из Киевского училища он пожил некоторое время в русских монастырях и затем уже перешел в Валахию и оттуда на Афон. Когда Клеопа ушел на Афон и останавливался ли он на некоторое время в Валахий, остается в точности неизвестным. По мнению Стромилова, высказанному в названной в предисловии его статье о старце Клеопе, „Клеопа прибыв на Афон, надолго поселился, между прочим, в скиту св. пророка Илии и здесь сблизился с известным в то время подвижником Паисием Величковским . Полюбив сего мужа, Клеопа стал под его руководство и начал учиться у него подвигам иноческого жития». Но это мнение Стромилова не имеет за себя достаточных оснований. Точных и несомненных данных о знакомстве Клеопы с Паисием Величковским не имеется. Клеопа был старше Папсия, родившегося в 1722 г., на 8 лет. Паисий переселился на Афон в 1747 г. Возможно, но не более, как возможно, что Клеопа мог прибыть на Афон одновременно и вместе с Паисием, но мог быть там и ранее. Паисий на Афоне провел 7 лет – с 1747 по 1754 г. в уединении и в скиту св. пророка Илии 7 . Жил ли Клеопа в это время вместе с ним, упражняясь в строгих иноческих подвигах, остается также неизвестным. Но в то же время есть некоторое основание утверждать, что Клеопа, по крайней мере, в последние годы своего пребывания на Афоне жил не в скиту св. пророка Илии, а в другой обители Афонской горы. Из реестра указов, сохранившегося в архиве Введенской пустыни, видно (самый указ не сохранился), что Клеопа был принят в Введенскую пустынь, как пришедший с Афонской горы из Зографского монастыря иеромонах. Отсюда естественно заключать, что Клеопа жил в Зографском монастыре, если не все время своего пребывания на Афоне, то по крайней мере последние годы перед возвращением в Россию. Очевидно, при поступлении в Введенскую пустынь он или словесно пли каким-либо письменным видом удостоверил, что явился именно из Зографского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

„Благодарю за усердие, отвечал на это предложение Клеопа, ежели ему угодно, то пусть строит». Такое равнодушное отношение настоятеля к столь щедрой жертве обидело жертвователя, но Клеопа находил, что каменная ограда была бы только украшением пустыни, а не была настоятельной для нее необходимостью, а потому и не считал себя обязанным принять предлагаемую жертву. Подобным же образом Клеопа отклонял и то, что находил излишним для обеспечения братии. В других монастырях настоятели первою заботою поставляли приобретение разными средствами земельных владений, рыбных ловель, мельниц, – вообще тех или иных постоянных источников обеспечения обители. Введенская пустынь со времени своего основания не имела никаких земельных и др. владений, а когда представилась к тому возможность, Клеопа отклонил это. Тот же архим. Феофан рассказывает, что генерал-губернатор Воронцов присылал спрашивать Клеопу, что ему надобно земли или рыбных ловель. „Кланяйтесь г. генерал-губернатору, отвечал Клеопа, благодарю за усердие, скажите ему, что для меня земли нужно три аршина, а у нас столько есть, а рыбу мы и у мужиков покупаем». 24 Клеопа, очевидно, находил, что земельный и др. владения отвлекают иноков от прямых их обязанностей, вносят в их жизнь известную долю мирских забот и потому, как настоятель обители, не считал себя обязанным выражать свои заботы об обители в этой форме, считал себя не в праве приобретением земельных или др. владений изменять условия жизни братии. – Ограничивая свои заботы о материальном благосостоянии и благоустройства пустыни только необходимым, все свое внимание Клеопа направил на внутреннее благоустроение своей обители, на воспитанье вверенной его попеченью и руководству братии в духе истинного иночества. И в этом более трудном деле Клеопа не хотел действовать только силою своей власти, своими настоятельскими приказаньями. Воспитанный в строгих правилах иноческой жизни на Афоне, всецело проникнутый духом иночества, он всегда шел впереди в исполнены всех требований иноческой жизни, являя собою живой пример для подражанья. По словам архим. Феофана, старец Клеопа „жестокую жизнь провождал». Богослуженье при нем было весьма продолжительное, всенощное бденье продолжалось 7 часов. Старец утомлялся, от продолжительного стояния у него стали отекать ноги, но и утомленный, больной он продолжал принимать деятельное участие в богослужении, сам пел и читал на клиросе и сверх положенного по уставу поучение за всенощным бдением всегда говорил братии еще и свое поучение. Он постоянно пребывал в молитвенном настроении, постоянно имел при себе творение великих учителей иночества Ефрема Сирина и Иоанна Лествичника , почерпая в них для себя духовную пищу. Иногда для усиленной уединенной молитвы, для полного сосредоточенья в Боге он удалялся с ближайшими своими учениками в окружавшие пустынь леса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Клеопа был объявлен в розыск, но вскоре сам явился с повинной, написав Владыке прошение, в котором с полным раскаянием просил поместить его в Введенскую пустынь простым монахом. Епископ Геннадий не наложил сурового наказания на Клеопу и милостиво выполнил его просьбу. Так старец Клеопа поступил «под начало» в обитель, настоятелем которой он был многие годы. Но даже униженный таким положением, он пользовался прежним уважением братии, которая снова просила Владыку вернуть Клеопе настоятельство. Но Епископ Геннадий отказал в этой просьбе. В дальнейшем старец Клеопа написал прошение о переводе его в Крутицкую Епархию, Владыкой которой был близкий ему Епископ Сильвестр. Тот в свою очередь просил об этом Епископа Геннадия. И в 1771 г. старец Клеопа переселяется в Крутицкую Епархию, будучи рядом со своим близким другом Владыкой Сильвестром. Но братия Введенской пустыни не оставляла надежд на возвращение любимого ими старца Клеопы в настоятели, и они пишут письмо на имя Владыки Г еннадия, который в свою очередь просит Владыку Сильвестра отпустить Клеопу, тогда находившегося в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, в Введенскую обитель. Клеопа, возможно, отказывался вначале от настоятельства, которым тяготился и которое дважды оставлял. И, возможно, с неохотою Епископ Сильвестр отпускал своего друга от себя. Но стараниями братии и Божиим Промыслом старец Клеопа в третий раз стал настоятелем Введенской пустыни. После своего возвращения старец Клеопа по причине преклонных лет и слабого здоровья больше не помышлял об оставлении Введенской пустыни, и всецело посвятил себя благоустройству обители и попечению о нравственном воспитании вверенной ему братии. Добронравов В.Г. характеризует старца: «воспитанный в строгих правилах иноческой жизни на Афоне, всецело проникнутый духом иночества, он всегда шел впереди в исполнении всех требований иноческой жизни, являя собою живой пример для подражания» 71 . Клеопа всегда пребывал в молитвенном настроении, постоянно читал творения великих учителей иночества прп. Ефрема Сирина и прп. Иоанна Лествичника , черпая в них духовную пищу. Для усиленной уединенной молитвы и для полного сосредоточения в Боге старец Клеопа удалялся в окружающие леса со своими ближайшими учениками. В строгом Уставе Богослужения, принесенном Клеопой в Введенскую обитель из афонских монастыре, мы видим исполнение монашеского правила с Иисусовой молитвой 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Так, в 1922 г. появилось ещё несколько обновленческих группировок разных оттенков, например: «Пуританская партия революционного духовенства и мирян», «Свободная трудовая Церковь ». Последняя являла собой довольно любопытную картину. Она возникла в Москве в конце 1922 года. Ее основателем был поэт-анархист Алексей Святогор. Сын священника, он ещё семинаристом вступил в подпольную анархическую организацию, принимал участие в ограблениях («экспроприациях»), неоднократно сидел в тюрьме. После революции А. Святогор примкнул к более умеренной партии анархистов-бионасмистов, которые считали главным путём к созданию анархического общества просветительную работу. Святогор написал радикальную программу, провозгласив главной целью новой церкви «примирение религии и науки, борьбу с суевериями и предрассудками, примирение религии с социализмом». Он считал, что колокольни должны быть превращены в обсерватории. В его «церкви» все, кто желал, выходили на кафедру: поэты-футуристы, сектанты, рабочие, анархисты, актёры. Затем Святогор выступал с речью, читал свои стихи. 361 Последующий, до весны 1923 года, «предсоборный» период прошёл у обновленцев во фракционной борьбе, что явилось естественным результатом извращённого понимания духовной свободы. На второй сессии ВЦУ «Живая Церковь » оказалась в меньшинстве, сохранив в указанном органе лишь треть мест. «Но и будучи в оппозиции, группа удержала революционное направление церковной жизни», – хвастался весной 1923 года В. Красницкий. 362 Действительно, происшедший затем обновленческий «собор» имел во многом «живоцерковную» программу. Впрочем, и его противник А. Введенский своими «реформаторскими тезисами» немногим отличался от Красницкого. В своей антицерковности и умении улавливать «дух времени» или попросту приспосабливаться к внешним условиям они вполне сходились. Это обеспечило им доверие начальника Церковного отдела ГПУ Е.А. Тучкова и соответственно, как увидим, успех в проведении на «соборе» «революционной программы». 4. Видные деятели обновленчества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 января 1929 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б), рассмотрев «вопрос о препятствиях, чинимых Моссоветом при закрытии церквей г. Москвы, в частности церкви “Красный звон”, служащей трибуной для политической агитации мистиков всех видов», приняла постановление «провести вопрос о закрытии церквей на Моссовете… в присутствии т[оварища] Тучкова» . Примерно через полгода Комиссия вновь вернулась к судьбе церкви «т[ак] н[азываемая] “Красный звон”», подтвердив свое предыдущее решение . Продолжало ли на этот момент указанное храмовое помещение оставаться штаб-квартирой «Свободной трудовой церкви», в протоколах не уточнялось.     ЦА ФСБ России, ф. Р-33149, л. 49 об. (то же: л. 57 об., л. 64 об.). В 1919 г. (?) Иоанникий сочетался законным браком с Анной Дмитриевной (по другим сведениям – Ивановной) Тюрморезовой, учительницей одной из школ Пензы. По свидетельству очевидцев, поставляемый именовался в ходе процедуры не архимандритом, а протоиереем. Впоследствии, в письме на имя митрополита Сергия (Страгородского), Путята заявлял, что пошел на этот шаг в целях оказания противодействия обновленцам ( Иванов Н. П. История путятинской смуты//Пензенские епархиальные ведомости. 1999. 2. С. 103). «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И. В. Соловьев . М., 2002. С. 783; История иерархии Русской православной церкви… С. 367; Дворжанский А. И.История Пензенской епархии: Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 290; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 238–242; Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 2. С. 102–103. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 83. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 293–294; «Обновленческий» раскол… С. 783; Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 2. С. 105–107; 1999. 3. С. 80–81. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 295. Святогор, Александр (Александр Федорович Агеенко; + 1937 г.). Святогор Александр. Стихеты и вертикали. М., 1914; Святогор Александр. Петух революции. Изд. 2. М., 1917. Иваницкий П. Пролетарская этика// Святогор А., Иваницкий П. Биокосмизм. Материалы 1. М., 1921.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Сказано – сделано. Святогор облюбовал один из московских храмов – Никола Красный Звон в Юшковом переулке, – водворился там со Смирновым, власти санкционировали этот захват. Затем начала свою деятельность Свободная Трудовая Церковь . Литургия служилась здесь лишь изредка, 2–3 раза в неделю. Основным же было вечернее воскресное “богослужение”. “Епископ” Иоанникий служил краткий молебен, а затем читал сочиненную им самим молитву за Советскую власть. Затем, сняв с себя облачение и рясу, он садился у свечного ящика. Святогор открывал собрание – и здесь начиналось нечто действительно любопытное, или, во всяком случае, необычное. Всякий, кто пожелает, мог войти на кафедру и произнести речь – и кто-кто здесь ни высказывался: поэты-футуристы, студенты, рабочие-самоучки, сектанты, анархисты, актеры, газетчики... “Прения” затягивались до полуночи. После этого выступал Святогор с очередной сумбурной речью и в заключение читал свои последние стихи. Изредка Святогор выступал со своими декларациями на столбцах столичной прессы. Эти документы представляют собой поразительную смесь экстравагантности, приспособленчества с довольно интересными и глубокими мыслями. “Массовый голод ликвидирован, – писал он в статье “Свободная Трудовая Церковь ”, – но тяжкие последствия голода – массовое обнищание, хозяйственная разруха и пр. стоят перед нами и требуют длительной борьбы. Свободная Трудовая церковь в этой борьбе усматривает одну из важнейших задач, вставших перед революционной страной. Начало коллективной борьбы с враждебными силами природы отвечает, по мысли СТЦ, трезвому евангельскому идеалу в смысле освобождения человека от власти природы. Эти средства частично можно получить изъятием всех золотых, серебряных и ценных предметов культа и передачей их в соответствующие учреждения. Необходимо помнить, что эти ценности образовались путем принесений, как результат проявления мещанского благополучия... Эти ценности представляют собой не собственность церковников, а достояние трудового народа и поэтому должны быть употреблены на народное дело. Кроме того, наличие ценностей в домах молитвы означает фетишизм, способствует эксплуатации темного религиозного сознания, утверждает и впредь мещанское благополучие лавочников. Во имя освобождения сознания от пут фетишизма и магии, во имя правильного понимания разума и совести Свободная Трудовая Церковь обращается к мирянам и духовенству церкви православной и других вероисповеданий с горячим призывом реально проявить поддержку Советской власти в ее борьбе с последствиями голода, путем передачи всех церковных ценностей, до колоколов включительно, в соответствующие учреждения. Для осуществления этой задачи СТЦ постановила:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010