Портрет отца во время болезни. Художник: Франц Марк Господь часто молчит из любви. Но возникает вопрос: почему чудеса происходят не со всеми? Сколько больных людей и их родственников с верой умоляют Бога и святых об исцелении! Но мы не видим, чтобы с ними происходило чудо! Почему? На этот вопрос нет однозначного ответа. Божии судьбы как бездна. «Кто познал ум Господень?» (1 Кор. 2: 16) – спрашивает святой апостол Павел. Точный ответ на этот вопрос может дать только Господь. Очень трудно объяснить Божий Промысл, Его волю и молчание. Мы не можем утверждать, что «этот человек более верующий, чем другой» или что «Господь больше любит этого человека, чем того». Как говорит Господь устами святого пророка Исаии: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 9). Разумеется, здесь необходимо отметить и следующее. Часто Господь молчит из любви к людям. Бог попускает человеку суровые искушения ради его спасения. В Своем всезнании Господь прекрасно видит, что искушение, болезнь, боль будут спасительны для человека. Господь видит: искушение, болезнь, боль будут спасительны для человека Святой апостол Павел, который сам лечил больных и совершал чудеса, страдал от тяжелой болезни – жала в плоти (см.: 2 Кор. 12: 7). Он три раза умолял Господа, чтобы Тот исцелил его, но Бог не стал выполнять его просьбу. Его ответом было: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). То есть тебе достаточно Моего дара, потому что его сила полностью проявляется в твоей немощи. Многие святые, совершавшие над людьми чудеса, страдали разными болезнями и другими искушениями. Они просили не о том, чтобы Господь их исцелил, но чтобы дал им терпение. Наши современные святые старцы Порфирий и Паисий дошли до того, что просили у Бога, чтобы им самим заболеть раком. И, страдая от болезни, они радовались и прославляли Господа. Отец Паисий говорил: – В болезни я научился тому, чего не дало мне и многолетнее подвижничество. И все-таки это не означает, что не надо искать Божиего вмешательства! Ведь иначе мы отвергаем Его заповедь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7), – и ставим под вопрос дар и благодать, которые Он дал Своим святым: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14: 12).

http://pravoslavie.ru/136949.html

Когда служение — мученичество Священник не может отказаться молиться, сколько бы искушений ни претерпевал. 15 июля, 2015 Священник не может отказаться молиться, сколько бы искушений ни претерпевал. Человеку свойственно слышать то, что он хочет услышать, и пропускать мимо ушей информацию, которая ему вряд ли понравится. Так, апостолы не обратили внимания на слова Христа о страданиях, распятии и смерти, но запомнили, что Он воскреснет и Царствию Его не будет конца. И двое из них захотели быть с Ним в этом Царствии. Господь попытался остудить их пыл: Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? (Мк. 10, 38) «Да, можем»,— воодушевленно ответили ученики. Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано,— объяснил Господь (Мк. 10, 39–40). Встав на священническое служение, человек противопоставляет себя этому миру, в котором грех — норма, а порой и ценность. Неслучайно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) называл священство добровольным мученичеством. О том, в чем этот подвиг заключается, рассуждает редактор газеты игумен Нектарий (Морозов) Молиться — что кровь проливать Достаточно сложно объяснить стороннему наблюдателю, даже если он верующий, церковный человек, почему священство — добровольное мученичество. Это, наверное, то, что понять можно лишь изнутри. Священник, если он действительно встал на путь служения с искренним желанием, осознанно взяв на себя это одновременно тяжкое и благое бремя, обязательно в своей жизни будет, соприкасаясь с различными людьми, настолько близко к сердцу принимать происходящее с ними, что это станет для него источником бесконечного страдания. Преподобный Марк Подвижник говорил о действующем в мире законе двоякого восприятия: например, когда мы причиняем кому-то зло, кого-то угнетаем, мы волей-неволей какую-то часть горестей этого человека берем на себя, то есть впоследствии будем за это причиненное зло расплачиваться.

http://pravmir.ru/kogda-sluzhenie-muchen...

Люди, не пришедшие в разум Христа, всю жизнь свою проводят в заботах и печалях о многом; а тот, кто хочет мирно жить и на земле небесных благ вкусить, пусть удерживает свой ум от всех лукавых помышлений. Ибо в том и совершенство жизни во Христе, когда душа ни о чем земном не помышляет, потому и апостол Павел учит так: не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении и с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп. 4:6 ). Нам заповедано любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, и потому-то, – говорит нам Господь, – упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог ( Пс. 45:11 ). Итак, отврати свой ум, собрат мой, от всех земных попечений и тогда уразумеешь, сколько благ Господь; тогда не будешь уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать о том, что человеческое, но только о том, что Божие, – будешь вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость. И будешь ты тогда подобен ангелам, всегда видящим лице Отца небесного (Ср. Мф. 18:10 ), и говорить, как Матерь Господа: возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем ( Лк. 1:47 ). «Добро есть, – говорит Марк Подвижник , – главнейшую содержати заповедь: ни о чем же умом пещися, ниже по виду молитися, но токмо искати Царствия Божия, иже внутрь нас есть». Благо есть душе, ищущей Господа, – сказано в Писании, – и надеющейся с молчанием спасения Божия, благо есть (Ср.Пл. Иер.3:25 ). Беспечалие ума есть первейшее дарование духовное; от него происходит внимание слову Господню и веселие Духа Христова внутри человека. Ибо так говорит Дух Господень: се стою при дверях; аще кто услышит глас Мой и отверзет двери (сердца), прииду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). Так вот достигает душа оправдания Божия и радости спасения, мира и радости во Святом Духе! Блаженно малое, как Господь сказал, стадо, которому благоизволил Бог дать Свое Царство, которое не собирает себе сокровищ на земле, но богатеет верою и любовью к Богу. Блажен, кто, подобно апостолу, говорит: все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа; для Него я от всего отказался и все считаю тщетным (Ср. Флп.3:8 ). Таков бывает тот, кто приходит в познание Христа Бога, в познание Божией истины, он уподобляется купцу, ищущему доброго бисера, – как сказано в Писании, – который, нашедши драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее ( Мф.13:44–46 ). Сей приимет благословение от Господа и великую милость от Бога Спасителя своего. Таков вот род ищущих Господа, желающих прилепиться к Богу всем сердцем и помышлением своим!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

VI.  Вот что говорит Исайя: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Во смирении суд Его совершится, но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:7–8 ). Итак, скажи мне, о еретик: Кто это, Который «как овца, веден был на заклание» – и имеющий род неизъяснимый? Не говори, что речь идет о двоих, ибо пророк в обоих случаях говорит об одном и том же [лице]. Если скажешь мне: «это простой человек», то почему род Его неисповедим, когда родословие Христа по плоти известно? Если же скажешь: «это Бог Слово», то как чистое Слово ведется на заклание? Остается сказать, что поистине у пророка в обоих случаях говорится о неделимом Христе.  VII.  Послушай и Иеремию пророка: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашёл все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:38 ). Если и здесь хочешь ввести разделение, [опять] скажу тебе так же. Кто это, на земле явившийся и с человеками поживший? Если скажешь: «простой человек», то как же «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним»? Если же скажешь: «это чистое Слово», то как же – «явился на земле и обращался между людьми»? Остается [единственная возможность] – и здесь в обоих случаях исповедовать неразделенного Христа. VIII.  Что же и Даниил, и Иезекииль, и двенадцать [малых пророков]? Приводить их свидетельства по отдельности было бы трудно и, скорее, неполезно для предмета [наших рассуждений]. Ведь тогда либо множество мыслей затемнит искомое  и отвлечет внявших им, так что будет понятно написанное: «Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» ( Ин. 5:13 ). Либо мы станем виновными в тягчайшем осуждении тех, кто не поверил такому множеству доказательств, по сказанному: «Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин. 15:22 ).  IX.  Единственная же наша цель сейчас – показать, что никто из святых и духоносных мужей не дерзал, [зная истинное положение] вещей, разделять богоприлично Соединенного по Отчему благоволению. Конечно, есть некоторые еретики, которые, исследовав, по совести знают истину, но не исповедуют [ее] и споров не прекращают; ибо их цель – не правая вера, а победа [их] тщеславия. Откуда это явствует? Из того, что они и о домах [своих] не заботятся, и тщеславно занимаются исследованиями против воли Христовой. Ибо если бы они поистине Его взыскивали, то и в заповедях Его по мере сил преуспевали бы. 

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Они, в свою очередь, вновь спрашивают: «Допустим, что Мелхиседек человек, который уподоблен Христу. Покажи, как подобен Господу Иисусу Христу Мелхиседек в том, что он без отца и без матери, не имея ни начала дней, ни конца жизни. Ведь говорится: “без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию” ( Евр.7:3 ). В этом покажи уподобление, чтобы мы увидели, что Мелхиседек – человек, а не Сам Христос». Таким образом, они противятся не нам, но собираются враждовать с Божественным Писанием. Для них было бы достаточным поверить Апостолу, который назвал его подобным Сыну Божию, а не Сыном Божиим. Ведь говоря: «Покажи нам подобие, чтобы мы поверили», – они, похоже, не верят сказанному Павлом. Словно, если бы мы не смогли показать этого, они отступили бы от веры настолько, насколько уже отступили. Неужели из-за того, что в истинном Писании находится множество выражений, смысл которых для некоторых недоступен, Церковь уклонится от предания веры и поверит их собственным выдумкам? Да не будет! А для того не будем неразумно молчать, но по силе укажем на те подобия, которые содержатся в речи [Апостола]. IV. Апостол говорит о Мелхиседеке, что тот «без отца» и «без матери», поскольку «без родословия», в его родословие не внесены ни отец, ни мать, не говорится ни когда он рожден, ни когда умер. Поэтому [Мелхиседек] не имеет ни начала дней, ни конца жизни. Его родословие проследить невозможно, так как он происходит от народов, о которых ничего не сказано, и Писание упоминает лишь только, откуда он. В этом он уподобляется Сыну Божьему, поскольку Господь Иисус Христос на земле не имел отца, а на небе – матери. Поскольку мы сказали, что в Божественном Писании по домостроительству не внесено, ни то, когда родился Мелхиседек, ни то, когда умер, почему и сказано, что он не имел ни начала дней, ни конца жизни, они и в этом ищут подобие [со Христом], спрашивая: «Если так сказано о Мелхиседеке, скажи нам, почему о Христе говорится, что Он не имеет ни начала дней, ни конца жизни, чтобы мы и в этом познали подобие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

II . Они говорят: «Если он не Бог , почему тогда без отца и без матери?» В этом случае с их слов получается, что Мелхиседек – Отец, а не Сын. Они возражают: «Мы не называем его Отцом, но Божиим Словом, существовавшим прежде воплощения и рождения от Марии». О суемудрые, как [может быть] Бог Слово без Отца!? Поймите, что сказанное блаженным Павлом относится к воплощенному Христу. Ведь он говорит: «Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену... Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина» ( Евр.7:13–14 ). «Но скажи, – спрашивают они, – как Христос воссиял из колена Иудина, без отца и без матери по чину Мелхиседека?» Они не знают, что говорят. Ведь Павел сказал «по чину» относительно священства, а не относительно выражения «без отца». Поэтому он не говорит: «ты без отца и без матери по чину Мелхиседека», но: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ). Что значит «по чину»? Значит по сходству, а не по Закону. Ведь по Закону было положено священствовать колену левитов, Мелхиседек же священствует не по Закону, но по чину пророческому, прообразуя тем самым Христа. Поэтому говорит: «Ты священник вовек», не по чину левитов, не по чину Аарона, который из того же племени, но «по чину Мелхиседека», который священствовал помимо Закона. III . Но о чем они снова нас спрашивают? «Если Мелхиседек человек, то каким образом он “пребывает священником навсегда”» ( Евр.7:3 )? Они рассуждают об этом исходя из отрывка, пропуская другое из этой главы. Ведь сказано: «уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр.7:3 ). Подобие и реальность – не одно и то же, поскольку одно есть образ, а другое – истина. Например, как пророк Иона по причине трехдневного погребения ( Мф.12:39–40 ) уподобляется Христу оставаясь пророком, как Моисей уподобляется Ему, поскольку был предводителем народа, оставаясь навсегда вождем, точно так же уподобляется Христу и Мелхиседек, поскольку был священником для язычников, и «остается навсегда священником». Поэтому [Писание] говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

гг) «иди убо ко мравию, о лениве, и поревнуй, видев пути его» ( Притч. 6, 6–11 ). (Част. V). Итак, братие, будем избегат праздности, как самой гибельной язвы для души и тела. Б. Удалившись от гибельной праздности, полюбим честный труд, отрезвляющий душу и укрепляющий телесные силы. а) Труд изначала назначен человеку от Бога, Который Адаму и Еве еще в блаженном их состоянии повелел возделывать и хранить рай. ( Быт. 2, 15 ). б) Потом, после грехопадения прародителей, труд добывания в поте лица насущного хлеба хотя и был назначен Адаму как наказание за его преступление, но наказание это, по милосердию Божию, имеет значение не столько карательное, сколько очистительное и исправительное, в особенности же предотвращающее от грехов. Труд смиряет человека и приводит его к сознанию своей немощи и зависимости от Бога, отгоняет от человека дух праздности, уныния и беспечности, воспитывает душу в терпении, воздержании и вообще упорядочивает всю жизнь нашу, доставляя человеку здравие и долгоденствие. в) Приведем здесь несколько библейских и церковно-исторических примеров трудолюбия. «Господь наш есть величайший учитель трудолюбия». Трудясь до вступления Своего на дело общественного служения в доме древоделя Иосифа, Он затем всю остальную жизнь провел в непрерывных трудах. Он говорил апостолам: пойдем в ближния селения и города, чтобы Мне и там проповедывать; ибо Я для того пришел ( Mapk. I, 38 ). – Он же говорил им: Отец Мой до ныне делает и Я делаю. (Иоанн. V, 17). «Ап. Павел также есть великий наставник трудолюбия». Она пишет, что по одинакости ремесла, он остался у благоч. евреев Акиллы и Прискиллы и работал; ибо ремеслом их было делание палаток ( Дeяh. XVIII, 3 ) – Ибо вы помните, братья, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие ( 1Coл. II, 9 ). «Святые подвижники также отличались дивным трудолюбием». Авва Марк отшельник, в продолжение шестидесяти девяти лет, которые прожил близ монастыря Пентуклы, показывал редкий образец постоянного трудолюбия. Постясь по целым седмицам, так что некоторые считали его бесплотным, он день и ночь проводил в трудах для того, чтобы подавать милостыню Христа ради, и подавал ее бедным, а сам ни от кого ничего не принимал. Узнав об этом, некоторые христолюбивые люди пришли было к нему с подаянием: но старец сказал им: «я не беру, потому что по милости Божией мне достаточно моего рукоделия, чтобы содержать себя и приходящих ко мне». («Луг духовн.» гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и жестоким сердцем: к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: «так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них ( Иез. 2, 3–5 ). ... а дом Израилев не захочет слушать тебя; ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем ( Иез. 2, 7 ). Смиренномудрый и духовно действующий, читая Божественное Писание, все к себе будет относить, а не к другому (Св. Марк Подвижник ). Омертвение души Прот. Евгений (Попов) – Сей мертв бе, – сказано о блудном сыне ( Лк. 15, 32 ). Омертвение этого рода есть невидимая, но несомненная смерть духа для всего божественного и священного; это холодность к вере, совершенное равнодушие к вечной участи своей. Как в наболевшем каком-либо члене тела уже не чувствуется боль, так и в душе не бывает сочувствия к духовному. Такое состояние не вдруг образуется, но бывает последствием продолжительной беспечности жизни: беспечной впрочем об одной душе, о Боге, о вечности, но может быть самой заботливой относительно житейского. Таким образом, в юношах омертвение души еще не бывает: в них легко пробудить сочувствие к христианской добродетели; в них скорее бывает легкость суждений, чем бесчувствие души. Последнее состояние свойственно людям пожилым и старым. Оно мирится и с мягкостью характера, и с приличной безукоризненной по наружности жизнью, – мирится с всяким званием, даже и духовным. Бывает временное нечувствие к духовному и божественному, например, хочет человек заняться чтением Евангелия, и на него нападает лень; встанет на молитву, и – торопится окончить свое моление; стоит на литургии, и – хочет чтобы служба скорее кончилась; такое охлаждение к духовным ощущениям еще нельзя считать омертвением души. Омертвение – повторяем – уже усвоенная душою холодность, постоянное качество души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/okamen...

II. Мы видели, братия, что преподобный Еллий вышел победителем в борьбе с представившимися ему искушениями. Какие же он употреблял «средства к побеждению греховных искушений»? а) Первое средство , которое им было употреблено и оказалось действительным, было слово Божие . Это же оружие было употреблено и Господом нашим И. Христом во дни Его сорокадневного поста в пустыне во время искушения Его со стороны диавола. И действительно, слово Божие есть истина ( Иоан. 17, 17 ), жизнь, ( Иоан. 6, 68 ) и свет ( Пс. 118, 105 ). Все священное писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления во праведности ( 2Тим. 3, 16 ); да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим. 3, 17 ). б) Второе орудие , заповеданное Господом к побеждению греховных искушений ( Марк. 9, 48 ) – воспоминание о смерти и вечных муках . Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изведали мучений адских. Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «душа моя желает смерти». Старец отвечал: «ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил старца: «отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «потому, что ты не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы, и не ослабевал бы и тогда, когда б келлия твоя была полна червей, и ты стоял бы в них по шею». Подвижники благочестия, которым были показаны адские муки, без ужаса и не могли воспоминать своих видений, и в непрестаннных слезах покаяния и смирения искали обрести отраду – извещение спасения. Так случилось с затворником наших отечественных киевских пещер, Афанасием. Он, после продолжительной болезни, скончался. Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся оставался непогребенным в течение двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Такие люди, несомненно отдавшие себя во власть врага человеческого спасения, хитроумно рекомендуют сосредоточить все свое внимание только на своей личной духовной жизни, на своем личном духовном совершенствовании, как они любят выражаться, и не искать действия темных сил в окружающей нас жизни общественной и политической, то есть, по существу, предоставить диаволу полную свободу действий в человеческом обществе. В самом деле: разве не о наших временах говорит св. ап. Павел в своем 2-ом послании к Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкия. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы... ( 2Тим. 3:1–4 )? Какая это живая и яркая картина современной крайней развращенности, до которой, кажется, не доходили в такой мере прошлые века! Иначе и не относил бы Боговдохновенный писатель эту картину к последним временам. А вот и еще удивительно характерная черта современного духовного кризиса: ...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ). Сколько мы видим в настоящее время всевозможных лжеучителей, за которыми идут только потому, что они льстят слуху! Отвергая истину Христова учения, они распространяют басни, сея ложь в умах и сердцах тех, кто, будучи водимы своими страстями, им доверяют. Здравое учение Православия представляется тяжким игом для людей, привыкших работать своим страстям, и они легко увлекаются обольстительным ветром разных сектантских измышлений, этим страстям потворствующих. В одной Америке, как свидетельствуют её статистическия данные за последние 15 лет, имеется свыше 500 религиозных сект, последователи которых ведут упорно-настойчивую пропаганду во всех частях света, с целью завлечения в свои сети возможно большего количества адептов. Некоторые секты, все еще продолжающия называть себя «христианскими», настолько далеко ушли от истинного христианства, что отвергают главнейшие догматы христианской веры. Главное же, что проповедуют все они – это легкость спасения без всяких подвигов, именно то, что и привлекает к ним сердца всех малодушных, боящихся того подвижничества, к которому призывал всех желающих быть Его последователями, Сам Господь Иисус Христос , сказавший: Иже хощет по Мне идти, да отвержется Себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет ( Марк. 8:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010