Покаяние же, как полагаю, не ограничивается ни временем, ни какими-либо делами, но совершается посредством заповедей Христовых, соразмерно с оными (прп. Марк Подвижник , 89, 497). Источник. Если мы и до смерти будем подвизаться в покаянии, то и таким образом еще не исполним должного, ибо ничего достойного Царствия Небесного не сделали (прп. Марк Подвижник , 89, 500). Источник. ...Только здесь, в настоящей жизни, где бывает преступление заповедей Божиих, только здесь бывает и отменение страшных судных определений за то, по беспредельной Божией милости, ради искреннего и совершенного покаяния (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 320). Источник. Срок покаяния каждому кающемуся назначается Богом по всесвятому, недоведомому суду Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 441). Источник. Духовная епитимия Покаяние не должно быть менее преступления (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 173). Источник. Сколь много мы согрешили, столь тяжко должны и плакать (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 173). Источник. Тот, кто считает себя повинным пред Богом и покается, должен понести справедливое и выносимое оскорбление и бесчестие в отношении себя со стороны других (свт. Григорий Нисский , 19, 29). Источник. Согрешившему нельзя избегнуть воздаяния иначе, как покаянием, соответствующим согрешению (прп. Марк Подвижник , 69, 33). Источник. Брат спрашивал авву Пимена: «Я сделал великий грех и хочу каяться три года». «Много», – отвечал ему авва Пимен. «Или хотя бы один год», – говорит брат. «И то много», – сказал опять старец. Бывшие у старца спросили, не довольно ли сорока дней? «И это много», – повторил старец. «Если человек, – прибавил он, – покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог» (98, 31). Один воин спросил старца: «Принимает ли Бог раскаяние?» И старец, наставив его многими словами, задал ему вопрос: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, выбросишь ли его вон?» Воин говорит ему: «Нет! Но я зашью его и опять буду носить». Тогда старец спросил: «Если ты так щадишь свою одежду, то тем паче Бог не пощадит ли Свое творение?» И воин, уверившись в этом, ушел с радостью (98, 315).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо мы находим все эти расположения, выраженные в псалмах, так что то, что произошло с нами, ясно усматривая как в чистом зеркале, действительнее познаем, и таким образом научившись из действий, как учителей, мы не как услышанное, а как совершенное нами осязательно понимаем, не как усвоенное памятию, а как впечатленное в самую природу вещей, порождаем из внутреннего расположения сердца, так что проникаем смысл их не по связи чтения, а по предшествующей опытности, и таким образом дух наш достигает той чистоты молитвы... которая не только не занимается видением какого-либо образа, но и не развлекается никаким голосом, никаким произношением слов, при горячем напряжении ума, при неизреченном восторге сердца, с непобедимою живостию духа возносится, и которую дух, ставши вне всех чувств и видимых вещей, изливает Богу неизъяснимыми стонами и воздыханиями (прп. авва Исаак, 56, 362–363). ...Никто не может достигнуть правильного испытания свидетельств Божиих (Священного Писания), если наперед деятельным поведением не будет непорочно поступать по пути Христову (прп. авва Нестерой, 56, 436). Источник. Обрати взор и на Божественную Премудрость, растворенную в низких словах и примерах. Если бы на Свое только достоинство взирал Бог, а не на пользу тех, которые будут читать , то употребил бы слова и примеры небесные и Божественные. Напротив того, поскольку давал закон людям, которые немощны и имеют нужду в словах человеческих (в таком только случае могли они удобно понимать и то, что выше их), то Божественные уроки растворил речениями простыми, чтобы и женщина, и ребенок, и самый неученый из всех людей приобретали некую пользу и от одного слышания. Ибо, озаботившись о спасении многих и даже несведущих, слово, по человеколюбию Законоположника страстворенное такою ясностию, никого не лишает посильной пользы. Не вознерадело же оно и о более мудрых; потому что в такой ясности, как некие сокровища, сокрыты учения столько таинственные, что самые мудрые и ученые люди приходят в недоумение от глубины мыслей и часто не могут проникнуть в непостижимость премудрости (прп. Исидор Пелусиот , 60, 284–285). Не думай... сразу уловить то, что едва уловляется с пролитием великого пота и после многих подвигов; но, предначав трудами и молитвами, приступай к уловлению тех мыслей в Священном Писании, которыми разумение наше изощряется до большей проницательности (прп. Исидор Пелусиот , 60, 368). Источник. Не возносись в сердце твоем разумением Писаний, дабы не впасть умом в дух хулы... (прп. Марк Подвижник , 69, 8). Источник. Во всем, что встретится тебе в Писаниях, доискивайся цели слова, чтобы проникнуть тебе в глубину мысли святых и с большею точностию уразуметь оную (прп. Исаак Сирин , 58, 13). Источник. Постоянно упражняй себя в размышлении, читая Божественные Писания, с точным их разумением, чтобы, при праздности ума твоего, не осквернялось зрение твое чужими сквернами непотребства (прп. Исаак Сирин , 58, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Скажу и о преспеяниях, т. е. если, оказав преспеяние в малом и неважном, здесь насладишься чем-либо для тебя полезным, то не будешь иметь награды там... И, если угодно, поясню сказанное примером. Пусть будут (предположим так) два праведника, высокие по добродетели, но один здесь богатеет, другой беднеет; один прославляется, другой терпит оскорбления; один от всех слышит себе похвалы, а другой – осмеяния. Отшедши туда, одинаковый ли приимут венец? Нет, говорю я. Хотя, как сказано, и равными показали себя в рассуждении добродетели, но несходство в здешней жизни и равенство в добродетели изменит в неравенство, не потому, чтобы нелицеприятный Судия произнес несправедливый приговор, но потому, что одному с здешнею наградою соразмерит будущую, а другому определит беспримесное веселие (прп. Исидор Пелусиот , 62, 285–286). ...Если бы теперь без замедления и тотчас вознаграждал Господь за добрые дела, то сие было бы более куплею, нежели богочестием... (прп. Нил Синайский , 73, 360). Источник. Как из дел и слов открывается мысль, так и из сердечных действий – будущее воздаяние (прп. Марк Подвижник , 69, 10). Источник. Раб не требует свободы, как возмездия, но благоугождает, как должник, и ожидает ее, как благодати (прп. Марк Подвижник , 89, 538). Братия упрашивали одного из старцев, чтобы он успокоился от великих трудов своих. Старец сказал им: «Говорю вам, дети мои, что Авраам, увидя великие дары Божии, должен раскаиваться в том, почему он не подвизался еще более» (98, 148). Некий великий старец имел двоих, не всегда послушных ему, учеников. Так как они часто смущали его, то он решил оставить их и ушел в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели и там за это время ничего не делал по своей воле, исполняя беспрекословно все, повеленное ему. Через три недели он увидал пришедшего к нему некоего в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один, наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил в оный малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя, потому что насколько ты потрудился, настолько я и влил тебе масла». И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за оное приимет от Бога воздаяние, но только по достоинству, что и справедливо» (112, 931–932).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Знать, когда должны кончаться наши скорби, принадлежит Богу, Который их попускает, а переносить эти скорби со всею благодарностью – есть дело ума нашей благопризнательности (свт. Иоанн Златоуст , 50, 169). В скорбях благодари, и облегчится греховное иго (прп. Нил Синайский , 72, 234). Источник. Наследникам Евы необходимо скорбеть, но когда переносим скорби с благодарением, для нас клятва обращается в благословение (прп. Нил Синайский , 72, 252). Источник. ...С благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения (прп. Нил Синайский , 73, 388). Источник. Когда постигнет тебя (скорбное) искушение, то не изыскивай, для чего и отчего оно пришло, (но старайся), как бы оное перенести с благодарностью, без печали и злопамятства (прп. Марк Подвижник , 69, 50). Источник. ...С благодарением и разумно переноси находящее на тебя ; если имеешь грехи, то как сладкое, если же не имеешь их, то как очищающее тебя от страстей или ходатайствующее (тебе) Царство Небесное (прп. авва Дорофей , 29, 206–207). Поскольку... безумие и слепота гордыни так близки к людям и так сильны в них, то Всеблагий Бог определил, чтобы вместе с радостным находили на нас и прискорбности, чтобы через то научились мы быть смиренными, а не гордиться. Можешь удостовериться в этом от пакостника плоти, пособника сатанина, томившего апостола Павла, который чудеса творил и такою предельною укрощался славою Божию. почему нам надлежит благодарить Бога более за скорби, чем за утешение, и радоваться прискорбному, как радуемся обвеселяющему (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 270). Каждодневно будь готов к подъятию всякой скорби, помышляя, что скорби суть избавление от многих долгов, и благодари за них (когда встретятся) Святого Бога (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 575). Если скорби о Христе суть дар Божий, даруемый Богом истинному христианину, то христианин обязан благодарением за скорби опытно доказать свое христианство, должен исповедать и принять дар Божий благодарением за дар (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 286–287).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бестолковые удовольствия настоящей жизни ничем не отличаются от теней и сновидений; прежде чем кончится грех, удовольствие гаснет, а наказание за него не имеет конца, сладость кратковременна, а мука вечная... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 693). Источник. Телесные удовольствия обольстительны и сильны к тому, чтобы очаровать, лишить владычества рассудок и все поставить вверх дном. Но если раздражительная сила будет вспомоществовать рассудку и повиноваться ему, как телохранитель царю, то они легко будут преодолены. Как скоро подвигнется на них правдивый гнев, не выдержат угрозы, в бессилии обратятся в бегство, уступив победу рассудку, который и должен побеждать (прп. Исидор Пелусиот , 61, 341). Источник. Возненавидь плотские удовольствия, потому что вместе с телом нечистою делают и душу (прп. Нил Синайский , 72, 235). Источник. Блажен, кто попирает земные удовольствия; борьбы с ним трепещут демоны (прп. Нил Синайский , 72, 255). Источник. Насладившийся телесными удовольствиями более надлежащего, вознаградит избыток их сторичными скорбями (прп. Марк Подвижник , 69, 41). Источник. ...За всяким удовольствием следует омерзение и горечь, как неразлучные спутники (прп. Исаак Сирин , 58, 360). Источник. Естественные пожелания и удовольствия не подвергают укору тех, кои испытывают их, так как они суть необходимые следствия устроения нашею естества. Ибо естественное доставляет нам, и, помимо воли нашей, удовольствие – и прилучившаяся пища, удовлетворяющая предшествовавший голод, – и питие, утоляющее томление жажды, – и сон, обновляющий силы, истощенные бодрствованием, – и все другое, что бывает у нас по естественным потребностям, необходимо для благосостояния нашего естества, и благопотребное к стяжанию добродетели для ревнителей о том. Все такое уместно и во всяком избегающем греховного поползновения в разумных, однако же, пределах, не допускающих, чтобы он подвергся через то рабству произвольно образующихся в нас укоризненных и противоестественных страстей, не имеющих другого в нас начала, кроме неуправляемого разумом движения естественных потребностей и пожеланий, которые и прирождены не с тем, чтобы сшествовать нам в бессмертную и долговековую жизнь (прп. Максим Исповедник , 91, 270–271).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Рай есть жилище живых и не принимает мертвых грехом... (свт. Григорий Нисский , 24, 349). Источник. Рай есть слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святаго Духа... (прп. Марк Подвижник , 69, 149). Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами... (прп. Исаак Сирин , 58, 391). Источник. Царство Небесное предлежит нам. Восхитим его деланием заповедей Божественных (прп. Феодор Студит , 92, 109). ...Не сам всяк, но Христос со всяким входит опять в рай; т. е. всякий человек тогда получает вход в рай, когда причастным делается Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 332). ...Рай... и град святой, и всякое место упокоения есть один только Бог (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 76). Источник. ...Соделавшие божественные (дела) будут находиться во свете (будущих) благ, а делатели зла – во тьме наказаний. Посредине же будет страшная пропасть, разделяющая одних от других, как Сам Ты открыл Уготовавший это (см.: Лк. 16, 26 ). Ибо эта (пропасть) посредине будет ужаснее всякой пытки и муки для человека, попадающего (в нее), для того, кто несчастным образом стремглав летит и низвергается в (эту) бездну мучений и хаос погибели, откуда трудно взойти находящимся в муках, чтобы перейти на землю праведных (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 120). Источник. ...Насколько чистейший хлеб дороже и слаще помета, настолько и несравненно более горнее превосходит дольнее для тех, которые хорошо отведали (его) (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 127). Источник. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 73). Источник. Восставьте веру в Господа, рай для нас крестом отверзшего! Входят во врата сии крестоносцы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 152). Источник. Будущий рай – не совне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий – как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Бойтесь Его могущества и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Ибо дли того, чтобы поползнувшемуся в грех не губить себя отчаянием, благодетельна надежда на милость (прп. Нил Синайский , 73, 185). В невольных скорбях сокрыта милость Божия, которая влечет переносящего оные к покаянию и избавляет от вечной муки (прп. Марк Подвижник , 69, 42). Источник. Что гореть песку, брошенная в великое море, то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божиею милостию. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не препобеждается пороками тварей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. ...Милости Божией ничто так не привлекает на душу, как искушения, и особенно наносимые и налагаемые во время скорби и нужды... (прп. авва Дорофей , 29, 98). Источник. Иное есть Промысл Божий; иное – Божия помощь; иное – хранение; иное – милость Божия; и иное – утешение. Промысл Божий простирается на всякую тварь. Помощь Божия подается только верным. Хранение Божие бывает над такими верными, которые поистине верны. Милости Божией сподобляются работающие Богу; а утешения – любящие Его (прп. Иоанн Лествичник , 57, 180). Источник. ...Если бы Господь наш не был человеколюбив и не принимал нас, когда возвращаемся к Нему, если б Он не был незлобив, и гневался, а не хвалил нас за возвращение наше, то воистину не спаслась бы никакая душа ни святого, ни тем паче всякого другого. Почему все, скончавшиеся в святости и добродетели, даром спасены, а не за добрые дела и добродетели свои, и не они только, но и те, которые скончаются после сего, все даром спасены будут (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 65). Не прельщайтесь, братия мои. Воистину человеколюбив Бог, и милостив и благоутробен. Исповедую сие и я и, на благоутробие Его уповая, имею дерзновение чаять, что спасен буду. Однакож ведайте, что человеколюбие Его нисколько не послужит в пользу тем, которые не каются и не соблюдают заповедей Его со страхом великим и во всей точности, а, напротив, Бог накажет их еще строже нечестивых и неверных (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 235). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Презирай свое, и получишь Божие; Сам Он желает этого. Презирай землю, и получишь Царство Небесное; там пребывай, а не здесь... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 833). Источник. ...Чтобы избавиться от геенны, нужно удерживаться от порока, а чтобы достигнуть Царствия, нужно прилепляться к добродетели (свт. Иоанн Златоуст , 55, 695). Источник. ...Если для того, чтобы овладеть каким-нибудь предметом, нам недостаточно захотеть, но нужно еще приложить деятельность, то тем более для того, чтобы взойти на небо, нам нужна деятельная добродетель (свт. Иоанн Златоуст , 55, 704). Источник. ...Хотя благодать Божия и произвол человеческий, по-видимому, друг другу противны, но оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры. Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность... Но если мы не хотим добра или охладели к нему, то дает нам спасительные советы, через кои доброе расположение образуется или возобновляется (прп. авва Херемон, 56, 410). Источник. Если любишь спасение, то делай все, ведущее ко спасению. Ибо желающему, чтобы сделалось что-нибудь, свойственно не препятствовать приведению сего в исполнение, но употреблять все меры, чтобы это исполнилось (прп. Исидор Пелусиот , 60, 296). Источник. ...Не насилием и самоуправством, но убеждением и добродушием уготовляется спасение человеков. Почему всякий полновластен в собственном спасении, чтобы и увенчиваемые, и наказываемые справедливо получали то, что сами избрали (прп. Исидор Пелусиот , 60, 394). Источник. ...Если позаботимся о своем спасении, то окажем великое благодеяние не другому кому, но себе самим (прп. Нил Синайский , 73, 224). Источник. Спастись, получить отпущение прегрешений и сподобиться Небесного Царствия не иначе возможно верующему, как со страхом и любовию приобщившись таинственных и пречистых Тела и Крови Христа Бога (прп. Нил Синайский , 73, 366). Источник. Если хочешь спастись, возлюби истинное слово и никогда безрассудно не отвращайся обличений (прп. Марк Подвижник , 69, 20). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Великие преуспеяния обыкновенно с великими, а самые большие с наивеличайшими совершаются трудами; посему не думай, что, делая что-либо маловажное и ни к чему не годное, достигнешь самых великих наград, и не надейся, избрав безопасную и изнеженную жизнь, отличиться в первых рядах дружины. Победителем провозглашается, кто был в опасностях и воздвиг победные знамения. Если кто и жизнь кончит на брани, то нескончаемым пребудет в памяти и примет награды более нежели человеческие. Мужественный же вождь Христова воинства и страдания за Христа признает венцами, говоря: Вам дарова Бог не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (ср.: Флп. 1, 29 ), т. е. не упоминая о будущих благах, самые страдания, посредством которых входим в общение с Владыкою, суть самые великие награды и прекраснейшие венцы (прп. Исидор Пелусиот , 62, 8–9). Источник. Если нисколько не страдать в настоящей жизни – выше жребия человеческого, то лучше страдать несправедливо, нежели справедливо. Ибо одно свойственно любомудрым, а другое – злодеям, одно – благоискусным, другое – делающим на удачу; и одно служит причиною венцов, а другое – воздаянием за грехи, одно делает должником Бога, другое есть уплата долгов (прп. Исидор Пелусиот , 62, 304–305). Одних и тех же страданий не одни и те же непременно корни, и не все наказания имеют здесь началом грехи. Напротив того, одни наказываются за грехи, а другие страждут для испытания, чтобы одни несли казнь, другие показали опыты добродетели (прп. Исидор Пелусиот , 62, 313–314). ...Мы, справедливо возводя душевное око к иному состоянию жизни, в точности знаем, что любители добродетели, когда жестоко страждут, достойны не оплакивания, но ублажения и прославления, потому что через сие уготовляются им блистательнейшие венцы славы (прп. Исидор Пелусиот , 62, 359). Никто не может причинить вред верной душе; но все, что ни постраждет она, вменится ей во благо (прп. Зосима, 91, 119). Источник. Если кто потерпит какое-либо посрамление за истину Христову, то он во сто крат прославится от многих (прп. Марк Подвижник , 69, 14). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Слух твой... да будет отверст и готов к просьбам утесняемых нищетою или властитсльством других... а к сплетням злоречивых и клеветников храни его заключенным и недоступным, строгим взором останавливая их стремление говорить худое (прп. Исидор Пелусиот , 60, 381). Источник. ничто так не полезно... как благочестие... Посему, его поставив целью, старайся направлять ладью начальствования, чтобы подначальные, сколько от тебя зависит, пребывали необуреваемыми. Если дело это требует трудов, то имеет оно и радости... (прп. Исидор Пелусиот , 60, 398–399). Начальник обязан говорить послушнику должное; а когда он ослушивается его, то предвозвещать ему скорби, которые за сие посылаются (прп. Марк Подвижник , 69, 41). Источник. Настоятельствующий над братством великим наречется на небесах, если достойно будет управлять подчиненными ему (прп. Феодор Студит , 92, 131). Всякий... ищущий славы Божией и во всяком деле всячески подвизающийся творить не свою, а Господню волю, никогда не возмечтает властвовать над кем-либо другим или представлять себя высшим кого... Но те, которые не имеют такого расположения, но ищут человеческой славы и жаждут богатства и утех, такие (стыдно поистине сказать) суть язычники, а не христиане настоящие... (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 488). Источник. В обители отца Феодосия жил старец по имени Патрикий. Говорили, что ему было 113 лет. Старец отличался кротостью и смирением. Тамошние отцы рассказывали об этом добродетельном старце, что прежде он был игуменом обители Абазинской, но отказался от игуменства, боясь ответственности. «Только великим людям под силу пасти словесных овец», – говорил он. Пришел в обитель Феодосия, чтобы жить в послушании, рассудив, что это гораздо полезнее для души (102, 89). Источник. В монастыре «Башен» жил один старец. После кончины настоятеля обители братия желали избрать его игуменом как великого и богоугодного мужа. Старец умолял их не делать этого. «Оставьте меня, отцы, оплакивать мои грехи. Я вовсе не таков, чтобы заботиться о душах других. Это дело великих отцов, подобных авве Антонию, Пахомию, святому Феодору и другим», – говорил он. Однако не проходило дня, чтобы братия не убеждали его принять игуменство, Старец продолжал отказываться. Наконец, видя, что братия неотступно просят его, сказал: «Оставьте меня помолиться три дня, и что будет угодно Богу, то и совершу». Тогда была пятница, а в день воскресный, рано утром, старец скончался (102, 15). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010