Если пожелаешь с доброю мыслию и разумно читать Священные Писания, то устремишься исполниться не только любви к божественному любомудрию, но и той приверженности к догматам, в которой находит себе основание небу приличный образ жития (прп. Исидор Пелусиот , 61, 422). Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению словес Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом и сытости (прп. Нил Синайский , 73, 15). Источник. Чтением... Богодухновенных Писаний люди приобретают многие блага (прп. Нил Синайский , 73, 110). Источник. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом (прп. Марк Подвижник , 69, 8). Слова Божественного Писания читай делами, а не многословь, тщеславясь одним простым пониманием... (прп. Марк Подвижник , 69, 15–16). Источник. Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутствие в силе Промысла Его о всяком роде и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божии (прп. Исаак Сирин , 58, 282). Чтение Писаний иное бывает для тех, которые только вводятся в жизнь благочестия, иное для тех, которые прошли до середины преуспеяния, иное для тех, которые востекают к совершенству. Для одних оно бывает хлебом трапезы Божией, укрепляющим сердца их на священные подвиги добродетели, который и силу крепкую подает им на борение с духами, в страстях действующими, и соделывает их мужественными борцами против демонов, так что они говорят: уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне ( Пс. 22, 5 ). Для других оно – вино чаши божественной, веселящее сердца их, в исступление их приводящее силою помышлений, ум их вземлющее от письмени убивающего и в глубины Духа испытательно вводящее, и всего его соделывающее породителем и находителем уразумений, – так что и им свойственно говорить: и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна ( Пс. 22, 5 ). А для третьих – елеем Божественного Духа, умащающим их душу, укрощающим и смиряющим ее преизбытком Божественных озарений и всю ее восторгающим превыше тела, так что и она хвалясь вопиет: умастил еси ежом главу мою... И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего ( Пс. 22, 5–6 ) (прп. Никита Стифат , 93, 139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

(прп. Нил Синайский , 72, 135). Источник. Иногда на бдении надо скоро читать псалом, а иногда предпочитать следует пение псалмов. Нам надлежит изменять образ действования в противоположность козням врагов, которые иногда внушают гнать язык в скорочтении по причине объятия души унынием, а иногда возбуждают к величавому сладкопению (прп. Нил Синайский , 90, 242). Кто молится телесно, и не имеет еще духовного разума, тот подобен слепому, взывавшему: Сыне Давидов, помилуй мя! ( Мк. 10, 48 ) (прп. Марк Подвижник , 69, 8). Есть много образов молитвы, отличных один от другого, но ни один образ молитвы не вреден, кроме того, что не есть молитва, но делание сатанинское (прп. Марк Подвижник , 69, 9). Источник. Те, которых ум научился истинно молиться, говорят с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя. А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите. Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 219). Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу (прп. Иоанн Лествичник , 57, 235). Источник. Стоит вне первой завесы (вне скинии на дворе) тот, кто блуждает мыслями во время молитвы; за сею завесою внутри скинии (передней ее части, именуемой святая) находится тот, кто молится неразвлеченною молитвою; во святая же святых проникает один тот, кто, по умиротворении естественных помыслов и движений, с единым Тем пребывает, Кто есть превыше всякого естества, получая от Него и потребное просвещение (прп. Илия Екдик, 91, 431–432). Отличительные свойства первого образа таковы: когда кто, стоя на молитве и воздевая на небо руки свои и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых, и кратко все, слышанное в Божественных Писаниях, собирает в ум свой и рассуждает о том тогда, во время молитвы, зря на небо, и подвигает тем душу свою к вожделению и любви Божией, а иной раз извлекает даже слезы и плачет...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Надлежит смирять самомнение погрешающих, но не сознающих, что погрешают, и извинять приходящих в чувство (прп. Исидор Пелусиот , 62, 426). ...Различие нравов и хитрость разума делают настоятельство весьма трудным, и приступающим к оному должно умастить себя, как на многотрудный подвиг, чтобы и недостатки всех переносить со всяким терпением, и великодушно научать их тому, что сокрыто от них по неведению (прп. Нил Синайский , 72, 39). ...Знай, , что обязан ты не меньше страшиться за подначальных, чем и за себя самого, потому что, как за себя, так и за них дашь ответ, однажды приняв на себя дело спасения их (прп. Нил Синайский , 73, 392). При изложении учения не скрывай от присутствующих приличного для них; что благоприлично, излагай яснее, а чего вместить не могут... то предлагай загадочно (прп. Марк Подвижник , 69, 47). Источник. Получив жребий управлять братиею, храни чин свой и не умалчивай о должном (сказать или приказать) по причине противоречия (некоторых). В чем послушают тебя, за то получишь награду, по причине добродетели их; в чем же не послушают, прости им, и за то получишь равное (воздаяние) от Того, Кто сказал: отпустите и отпустится вам (ср.: Лк. 6, 37 ) (прп. Марк Подвижник , 89, 559). Никак не соглашайся, когда находящийся у тебя на послушании скажет тебе: дай мне власть некоторое время, для добродетели, попытать то или другое дело и совершать его так и так. Ибо говорящий так явно свою волю исполнять хочет, а заветы добрейшего послушания отметает (прп. Иоанн Карпафский , 91, 84). Немощных и огорченных сердцем подкрепляй словом и всем, сколько достает средств руке твоей, и подкрепит тебя Вседержительная Десница (прп. Исаак Сирин , 58, 19). Источник. Тех, которые держатся учения противного твоему, обличай силою добродетелей твоих, а не убедительностию слоя твоих. Кротостью и спокойствием уст своих заграждай уста бесстыдству непокорных и заставляй его умолкнуть. Обличай невоздержных благородством жития своего, и тех, у кого бесстыдны чувства – воздержностью очей своих (прп. Исаак Сирин , 58, 281–282). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...От скорбей происходит величайшая слава, хвала и радость, а известно, что слава доставляет и удовольствие, потому что где удовольствие, там, конечно, есть и слава... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 156). не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом (свт. Иоанн Златоуст , 47, 679). ...Пусть никто не плачет, подвергаясь сиротству и бедности, потому что в какой мере возрастают они, в такой же мере увеличивается и помощь Божия (свт. Иоанн Златоуст , 48, 132). Источник. Искусство, являющееся из скорби, внушает нам надежду на будущее, и пребывание в искушениях заставляет нас иметь хорошие надежды на будущее (свт. Иоанн Златоуст , 52, 20). Источник. ...Кто здесь не имеет скорби, тот чужд и радости (о Боге) (свт. Иоанн Златоуст , 52, 159). Будь терпелив в скорбях, потому что венцы подвизающимся в них (прп. Нил Синайский , 72, 250). Источник. Если после великой радости постигла вас горесть, то ожидай, что Бог, призванный в помощь, великую печаль преложит, без сомнения, на веселие еще большее прежнего (прп. Нил Синайский , 72, 288). Источник. Где скорбь, где великий плач, там, когда придет время, будет великая радость (прп. Нил Синайский , 73, 187). Источник. За скорби уготовано людям благое, а за тщеславие и наслаждение – злое (прп. Марк Подвижник , 69, 11). Если кто, явно согрешая и не каясь, не подвергался никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости (прп. Марк Подвижник , 89, 530). ...Скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец (прп. Иоанн Карпафский , 91, 81). Чем больше здесь (на земле) попечалимся и поскорбим, победствуем и поугнетаемся, тем большие там встретим утешения (прп. Феодор Студит , 92, 299). ...(По смерти) жалеть будете, что не пришлось вам понести гораздо больших подвигов, скорбей и теснот, чем понесли (прп. Феодор Студит , 92, 333). ... биет же всякого сына, его же приемлет ( Евр. 12, 6 ) болезнями и скорбями, чтобы к Себе его притянуть и иметь всегда с Собою, и за труды и подвиги, с благодарностью переносимые, увенчать его венцом терпения и сделать сыном приятным (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сокровище Божества отверсто было пред грешницей, чтобы через приближение свое к Нему соделалась она образцом для кающихся (прп. Ефрем Сирин , 33, 167). Источник. ...Наше покаяние... в сравнении с покаянием ниневитян – не более как тень (прп. Ефрем Сирин , 34, 123). Источник. Истинно кающийся – всегда в страхе, и во время тишины, когда полон упования, непрестанно памятует о наказании (прп. Ефрем Сирин , 34, 123). Источник. Слушайте и содрогнитесь: хотя морю благости и исполнено щедрот, но, если человек не приносит покаяния, не получит милости в день Суда (прп. Ефрем Сирин , 34, 238). ...Истинное покаяние не то, которое произносится лишь на словах, а то, которое утверждается делами и, исходя из самого сердца, истребляет скверну нечестия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 367). Источник. Недостаточно сказать, что я – грешник, но должно вспомнить и о самих грехах, о каждом в отдельности (свт. Иоанн Златоуст , 45, 709). Совершенное покаяние состоит в том, чтобы более не делать тех грехов, в коих мы признаемся, или в коих обличает нас совесть; а доказательством того, что удовлетворено за грехи и что они прощены нам, служит то, если истреблено из наших сердец и расположение к ним. Надобно помнить, что тот еще не разрешен от грехов, кто во время покаяния и удовлетворения за них представляет себе образы их и воспоминает о них. Из этого следует, что тогда должно почитать себя разрешенным и прощенным в прежних грехах, когда сердце и воображение уже не обольщаются ими. Итак, в совести нашей есть неложный свидетель, который еще прежде суда уверяет нас об окончании покаяния и даровании нам прощения; кратко сказать, в том, что нам прощены прежние грехопадения, должно уверять нас то, если истреблены из сердец наших желание их и пристрастие к настоящим удовольствиям (авва Пинуфий, 56, 531–532). Истинно кающийся подвергается осмеянию безумных. И это есть для него знак угождения Богу (прп. Марк Подвижник , 69, 20). Источник. Истинно кающийся не полагает, что труд его служит заменою прежних грехов, но им умилостивляет Бога (прп. Марк Подвижник , 69, 32). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иной отсекает страсть для большего сладострастия, и от незнающих его намерения получает славу (прп. Марк Подвижник , 70, 17). Невозможно, чтобы тот преклонялся к страсти в мысли, кто не любит причин ее (прп. Марк Подвижник , 70, 40). Источник. Кто исполняет еще страстные вожделения плоти, тот живет в земле халдейской, как служитель и делатель идолов (прп. Максим Исповедник , 92, 256). Увлеченные обольщением чувственной сласти, предпочли мы истинной жизни смерть (прп. Максим Исповедник , 92, 268). ...Ум, из угождения чувственности долго останавливающийся в мечтаниях своих на видимостях чувственных вещей, бывает производителем нечистых страстей... (прп. Максим Исповедник , 92, 269). Кто... увлекается сластьми греховными и сам себя ввергает в сети диавольские, тот терпит истинное поражение, покрывается стыдом грехов ради... (прп. Феодор Студит , 93, 69). ...Мерзостные пожелания плоти и смешение сердца с каждою страстью, бывающее со сластью, есть некоторым образом жертва, приносимая нами диаволу... (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 276). Источник. Как невозможно убедить тех, кои вышли из ума, сознать, что они действительно вышли из ума, так и тех, кои валяются в страстях и, состоя в рабстве у них, не чувствуют своего им рабства, никто не может довести до сознания, что они находятся в таком худом состоянии, или убедить их перемениться на лучшее. Они слепы и не верят, чтобы кто-нибудь был видящий; как же их убедить, что и для них возможно, чтобы они открыли очи свои? Если бы убедились в этом, то, может быть, и они взыскали бы открытия очей своих; обретши же его, увидели бы ясно и познали тех, кои распялись миру (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 391–392). ...Душа страстелюбивая и грехолюбивая лишается благодати, отметает ее и вдовеет; и через то делается жилищем страстей, – чтобы не сказать демонов, в настоящем и в будущем веке (прп. Григорий Синаит , 94, 182). Источник. Богатые... и наслаждающиеся, и услаждающие себя временной славой, и все те, кто воспринимает в свою душу пожелание подобных вещей, находятся близ более страшных страстей и впадают в большие, более многочисленные и отвратительные ловушки диавола. Ибо страсть обогащаться не оставляет обогатившегося, но она еще хуже возрастает, требует еще большего, чем прежде. Таковы же и похотливец, и жадный, и распутный, и невоздержанный – еще хуже становятся их пороки, а не отвергаются ими. Находящиеся же у власти и в славе к тому же имеют силу для совершения еще больших неправд и беззаконий (свт. Григорий Палама , 26, 146). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Бог смотрит на наше произволение и, судя по нему, подает дары (прп. Зосима, 91, 118). Источник. Если все невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе (прп. Марк Подвижник , 69, 38). Источник. В веке несовершенном нет совершенной свободы (прп. Исаак Сирин , 58, 136). Источник. Если скажем, что Бог обучает людей без их о том познания, то это значит уже сказать, что Бог хочет соделать их подобными волам и ослам и не имеющими ни в чем свободы... (прп. Исаак Сирин , 58, 163). Источник. Не связывай свободы своей тем, что служит к наслаждению, чтобы не сделаться тебе рабом рабов (прп. Исаак Сирин , 58, 279). Источник. ...Невежественная свобода... есть матерь страстей... Ибо неуместной свободы конец – жестокое рабство (прп. Исаак Сирин , 58, 358). Источник. Остерегайся собственной своей свободы, предшествующей лукавому рабству (прп. Исаак Сирин , 58, 360). Источник. Не давай, человек, свободы какому-либо из чувств своих, чтобы не дойти до невозможности снова возвратиться к свободе (прп. Исаак Сирин , 58, 419). Источник. Бог, яко благий, создавая всякую душу по образу Своему, приводит ее в бытие самодвижною (свободною) (прп. Максим Исповедник , 91, 229–230). ...Человек был самовластен тогда, когда был свободен от греха; как же скоро предал он свободу свою, то вместе со свободою потерял и самовластие и стал рабом греха (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 60). Источник. Поскольку... только в желании нашем сохранилось самовластие ваше, то нам надобно, во-первых, возжелать освобождения от рабства, потом взыскать освободителя нашего Христа, а когда найдем Его, припасть к стопам Его и испрашивать у Него себе свободы: ибо никого нет свободного, кроме Христа и свободника Христова. Христос милует нас и спасает от рабства, просвещая ум наш, да ясно зрит или познает, правое и святое, и силою нас снабжая избегать непотребного и творить потребное. Ибо и то, чтобы зреть правое, не в нашей состоит власти; но как для того, чтобы видеть нам видимое, потребен для нас свет солнца, так для того, чтобы видеть нам духовное, потребен для нас свет Христов, который, просвещая нас, снимает повязку тьмы с очей ума и дает ему ясно видеть правое и богоугодное. А затем преисполняет нас силою, которою, освобождая нас от страстей, дает нам свободу верно следовать познанной святой воле Его. Такова свобода о Христе Иисусе Господе нашем... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Надобно заметить причины, производящие отягчение в уме нашем, на которые указывает Господь. В числе этих причин Он не полагает прелюбодеяние, блуд, убийство, богохуление, воровство, которые все признают грехами смертными, гибельными; но объедение, пьянство, печали и заботы житейские, которых не только мирские люди не берегутся и не почитают гибельными, но даже некоторые (о чем стыдно и говорить), называющие себя монахами, предаются этим занятиям, как безвредным и полезным. Хотя эти три причины, даже буквально понимаемые, отягчают душу, разлучают ее с Богом и пригнетают к земле... (прп. авва Исаак, 56, 326). Источник. Ночные мечтания... бывают не только повторениями дневных свиданий и бесед, но и порождениями беспечного навыка; потому что ум, когда объят крепким сном упоения, делается оплотом страстей; а когда бодрственно трезвится и, препоясавшись, с нетерпением ожидает Господа, не преодолевается ни чревом, ни ведущими от него начало страстями (прп. Исидор Пелусиот , 60, 6). Источник. Ум необузданный неудержим и весьма способен к уклонению во все самое неуместное... (свт. Кирилл Александрийский , 65, 124). Источник. Душа, очистившись полнотою добродетелей, приводит ум в невозмущаемое устройство, делая его удобоприемлемым к желаемому состоянию (прп. Нил Синайский , 71, 174). Источник. Ум не перестает порождать помыслы; но ты худые изгоняй, а добрые возделывай (прп. Нил Синайский , 90, 273). Источник. Ум и без тела много делает доброго и худого; тело же без ума не может сделать ничего такого; ибо закон свободы познается прежде действия (прп. Марк Подвижник , 69, 29). Источник. Ум, забывающий истинное ведение, борется с людьми за вредное для него, как бы за полезное (прп. Марк Подвижник , 69, 36). Источник. Ум богословский, самыми словесами Божиими услаждаемый в душе и палимый, достигает своих мер бесстрастия в достаточной широте. Ибо словеса Господня, как говорится, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли ( Nc. II, 7 ). Л ум знательный, утверждаясь на испытании благодатным воздействием, бывает выше страстей. Вкушает и богослов опыта звательного, если смиреннейшие водворит в себе расположения, причащается и знатель в некоей мере созерцательной добродетели, если не погрешительною имеет рассудительную часть души. Ибо оба сии дарования не случается каждому стяжать в совершенстве; чтобы каждый из имеющих одно из них, дивясь тому, чем превосходит его другой, преуспевал в смиренномудрии с ревностию оправданной жизни (блж. Диадох, 91, 48). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не слушай советов у людей худых, потому что они сделали себя рабами чрева и плотских страстей (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Кто, не посоветовавшись, делает дело, тот подобен человеку, который на своих ногах гонится за пернатыми, не подумав наперед, станет ли у него сил догнать (прп. Ефрем Сирин , 31, 185). Подавая совет, не произноси решительного приговора, потому что не знаешь тайн Божиих (прп. Ефрем Сирин , 31, 628–629). Источник. Лукавый совет для приемлющих оный может стать смертоносным ядом (прп. Ефрем Сирин , 34, 352). Источник. Глаз другое видит, а себя не видит, даже и другого не видит, если очень слеп. Посему надобно во всяком деле иметь советника. И руке нужна рука, и ноге – нога. Источник. Ежели следуешь советам добродетельных, то не стыдись, когда станут осмеивать тебя порочные (свт. Григорий Богослов , 16, 207). Источник. ...Не отваживайся, как учитель, подавать советы слушателям, если великою и продолжительною попечительностию не укрепил для этого сил своих (свт. Григорий Нисский , 18, 276). Источник. ...Достоин одобрения исполняющий свою обязанность, порицания же и осуждения достоин не убеждающийся добрыми советами. А кто вину убеждаемого обращает на неубедившего, тот мал осмыслен, как незнающий свойства вещей Божественных и человеческих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 155). Источник. ...Пока еще зелены и не приобрели мы зрелого грозда, не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкою демонов (прп. Нил Синайский , 73, 52). Источник. Ни один советник не достоин такого доверия, как человеколюбец Бог... (прп. Нил Синайский , 73, 321). Источник. Неподчиненного тебе не обличай в проступке, ибо это есть более дело власти, чем совета (прп. Марк Подвижник , 69, 48). Источник. Глупый советник – слепой страж (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Неприемлющий совета не правыми путями шествует, но всегда носится по стремнинам и пропастям (прп. авва Фалассий , 91, 313). Советник благочестивый, но неопытный скорее может смутить, нежели принести пользу (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 454). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Забвение Ничто столько не бывает причиною забвения, как праздность (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 179). ...Оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек (прп. авва Исаия , 89, 319). ...Нерадение о ней , хотя малое. есть матерь забвения (прп. авва Исаия , 89, 351). Будь особенно внимателен к себе, чтоб не овладело тобою забвение (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Проклятия достойное забвение, как вода огню, противится вниманию, и сильным супостатом ему бывает каждочасно. От забвения приходим в нерадение, от нерадения переходим к пренебрежению (порядков духовной жизни) и унынию, – и к безместным похотениям; и таким образом опять возвращаемся вспять, как пес на свою блевотину (ср.: 2Пет. 2, 22 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 173). Источник. Забвение обыкновенно погашает хранение ума, как вода погашает огонь. Но непрестанная молитва Иисусова с неослабным трезвением вконец испаряет его из сердца (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 188). Источник. Забвение само по себе не имеет никакой силы, но укрепляется по мере нашего нерадения (прп. Марк Подвижник , 69, 13). Источник. Когда силою действенной благодати образуется в душе и тщательно будет храним в ней (тройственный) союз истинного ведения, памятования словес Божиих и доброй ревности, тогда самый след забвения, неведения и равнодушия исчезнет из души... В душе же начнет царствовать, наконец, благодать, во Христе Иисусе, Господе нашем... (прп. Марк Подвижник , 89, 503). Если к человеку, находящемуся уже при смерти, приблизится огонь, он тотчас чувствует боль; и чем бы человек ни был занят, если упадет на него горячий уголь, он нимало не может уже оставаться в своем увлечении. Брат! Огонь никогда не угасает, иначе он и не был бы огнем. Если ты хочешь избавиться от забвения и пленения, то не иначе можешь того достигнуть, как стяжавши в себе духовный огнь, ибо только от его теплоты исчезают забвение и пленение. Приобретается же огнь сей стремлением к Богу (авва Варсануфий, 29, 234–235). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010