7 Заметим здесь, что и божественный Косьма, нравом и душой подобный богодохновенному Иоанну, с любовью и усердием потрудился над каноном на этот праздник светоносного Воскресения Господа. Этот канон второго гласа имеет ирмос «Приидите людие...». Он хранится в библиотеке царственного и величественного Ватопедского монастыря, как возвестили нам его насельники. Оглашается слово, дошедшее до нас от отцов, что сначала божественный Косьма прочел свой канон и похвалил его священный Иоанн, потом же и божественный Иоанн прочел свой. Когда он дошел до этого тропаря: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя...», тогда божественный Косьма чрезвычайно изумился и поразился: «И ты, брат Иоанн, в этих трех об-ял все мироздание и ничего не упустил из внешнего. Итак, я побежден и признаю свое поражение. Поэтому пусть твоему канону принадлежит первенство и превосходство и пусть он поется народом в церквах Христовых, а мой пусть остается в тайне и во тьме, как недостойный света и из-за его смысла, и из-за печального и плачевного гласа, которым он составлен и который никоим образом не соответствует блистательнейшему и радующему мир Воскресению Христову». 8 Правильно сказал Макарий Египетский в двенадцатой беседе: «Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после сего и прославиться с Прославившимся (Рим. 8:17). Ибо невесте необходимо пострадать с Женихом и через это сделаться общницею и сонаследницею Христовою. И никому не дозволено без страданий, минуя путь неровный, тесный и узкий, войти в град святых, упокоеваться и царствовать с Царем нескончаемые веки». 9 В некоторых списках ошибочно пишется brotÒ (смертный, человек) через О. [Очевидно, что принятый сейчас в Русской Православной Церкви перевод текста Пасхального канона выполнен с рукописи, содержащей ту самую ошибку, о которой говорит прп.Никодим. — Примечание переводчика ] 10 Насилие, о котором говорит здесь Григорий Богослов, так толкует истолкователь Никита: «Велика сила Господа — ибо ее называет Богослов насилием, — применяя которую, Он превышеественно отверз запоры девства, не открытые общением с мужем. Вместе и девственные и материнские запоры — ради чуда, ибо здесь соединились оба, девство и рождение. Мужеским полом называет Христа и Исаия, говоря: «И приступих ко пророчице, и во чреве зачат и роди сына .. и прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис. 8:3, 66:7)». Богородица — пророчица, так как произнесла пророчество, касающееся Ее Самой: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3717...

76 По замечанию Златоустого отца, Господь “часто приходил в этот город, частию для того, чтобы казаться празднующим вместе с иудеями, а частию для того, чтобы привлекать к Себе незлобивый народ”. — Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга 1. М., 1993. С. 231. 77 В греческом тексте “восшел ( anebh) Иисус в Иерусалим”. На этом прямом значении глагола anabainw ‘восходить, подниматься’ и строится дальнейшее рассуждение святителя Феолипта. 79 Ср.: “Называли ее так просто по древнему преданию, или, как говорят некоторые, потому что в древности сюда сгоняли овец, предназначенных для жертвоприношений во время праздников, и внутренности их вымывали этой водой”. — Зигабен. С. 438. 80 О подобном состоянии христиан как необходимом условии их жития говорил уже святой Игнатий Богоносец: “И о других людях непрестанно молитесь. Ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу. Дайте им научиться, по крайней мере, из дел ваших. Против гнева их будьте кроткими, против их велеречия — смиренномудры; их злословию противопоставляйте молитвы; их заблуждению — твердость в вере; против их грубости будьте тихи”. — Писания мужей апостольских. Рига, 1992. С. 312. 81 Можно привести сравнение со святителем Иоанном Златоустом, который говорит о пяти путях покаяния: “первый — осуждение грехов, второй — отпущение грехов ближним, третий — состоящий в молитве, четвертый — в милостыне, пятый — в смиренномудрии”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. II. Кн. 1. М., 1993. С. 295. 82 В этих словах святителя Феолипта можно, наверное, уловить некую аналогию с таинством крещения. Ср.: “Покаяние есть возобновление крещения”. — Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2002. С. 66. 83 Этот распространенный образ одежды (верхней, плаща, ризы — +imation можно встретить у преподобного Макария: “Представь, что царь, нашедши какую-нибудь бедную отроковицу, одетую в рубище, не постыдился, но снял с нее нечистые одежды, смыл с нее грязь, украсил ее светлыми ризами, соделал сообщницею царства и участницею в трапезе и пиршестве его. Так и Господь обрел душу уязвленную и сокрушенную, дал ей целительное врачевство, совлек с нее грязные одежды и срамоту порока, облек ее в ризы царские, небесные, божественные, светоносные и славные, возложил на нее венец и приобщил ее к небесной царской трапезе, на радость и веселие”. — Преподобный Макарий Египетский. Духовные Слова и Послания. Собрание типа I. М., 2002. С. 507.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Лукиан Антиохийский, пресвитер, сщмч. 185 3 Любак А. де (Lubac Н. de) 851, 87 сн., 208, 221 (1) Любарский Я. Н. 62 4 , 65 3 Лютер М. 98 3 , 204 Лютостанский И. К. 186 2 Маврокордат А. 101 Маврокордат К. 101 Макаревский М. И. 153 3 Макарий (Михаил Глухарев), архим. 153 (3) , 154 Макарий Египетский , Великий, прп. 120 Макарий Коринфский, (свт.) 109 Макарий, митр. Московский, свт. 129 Макарий Хрисокефал 59 Макаров Д. И. 75 2 Максим Грек , прп. 129 (5) Максим Исповедник , прп. 44, 45, 46 (1) , 47, 56, 75, 76, 78 (4) , 152, 198 Максимов Ю. В. 74 сн. Малахия, библ. 22, 182 Малицкий М. 160 сн. Мануил (Лемешевский) , митр. Куйбышевский и Сызранский 130 4 , 133 1 , 134 3 , 135 1 , 204 Мануил II Палеолог (Manuel II Palaiologos), импер. 74 (2) Маржери Б. де (Maigery В. de) 221 (2) Мария Богородица, Пресвятая Дева 22, 24, 25, 60, 72, 75–78, 102, 114, 139, 152 Маркеллин (адресат Афанасия Великого ) 30 4, 5, 7 Маркион, гностик 23 Марковски И. С. 184 (3) , 185, 204 Марк Подвижник , прп. 33 Марк, архиеп. Эфесский, свт. 81 Мармонтель Ж. – Ф. 166 (3) Марутик В. 204 Матфей Эфесский, митр. 72 Медакович Д. (Медаковий Д.) 116 5 , 117 6 , 201 Медведев И. П. 661, 204 Мейендорф И. Ф. (Meyendorff Jean), протопресв. 51 1 , 62 3 , 74 сн., 204, 208, 215 Мелетий Сириг 131 Мелитон Сард(ий)ский, (свт.) 23, 175 Мелихова О. В. 202 Мелхиседек, библ. 18, 33, 121 (4) , 165, 184 Мень А., прот. 184 2 , 185 2 , 204, 218 (2) Мефодий, архиеп. Моравский, равноап., свт. 6, 112, 113 (2, 3) , 114 4 , 125, 130, 185 3 , 206 Мефодий, еп. Олимпийский (Патарский), сщмч. 25 Миклошич Ф. 170 Милева (урожденная Бакич), мать митр. Амфилохия (Радовича) 3 Милош см. Обренович Мирославлевич В. (Мирославльвич В.) 194 (3) Мирча Старый, рум. князь 146 Митрофан Критопул, патр. Александрийский 99 Михаил, архангел, библ. 168 Михаил Глика 50, 59 Михаил (Лузин) , еп. Уманский, Курский и Белгородский 217 (2) Михаил Пселл (Michael Psellos, Psellus) 58, 60, 62 (4) , 63 сн., 64, 65 (2, 3) , 65(сн.), 66, 204, 208 Михаил, митр. Сербский 171

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Т. 2. С. 639. 700 Марк Подвижник . О законе, 184/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 58. 701 Макарий Египетский , 4, 7, 3; 4, 8, 1. 702 Антоний Великий , 17/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 15; ср.: Кассиан Римлянин . К Леонтину/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 711. 703 Кассиан Римлянин . К Леонтину/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 713. 704 Исаак Сирин . Беседа 1, 56. Ср.: «Господь... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» ( Лествица . 26, 118, 122). 705 Марк Подвижник . О мнящихся, 33/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 63; Макарий Египетский , 7, 5, 2; Кассиан Римлянин . К Леонтину/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 711. 706 Исаак Сирин . Беседа 21, 2. 707 «Понеже имамы, всяко Господь от нас истяжет милостыни слово, а не якоже не имамы» ( Диадох. Главизны, 66/ Добротолюбие славянское . Т. 2. С. 328), так что «хотяй что содеяти, и не могий, яко сотворивый есть пред Сердцеведцем Богом» ( Марк Подвижник . О мнящихся, 16/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 61), и «в том только случае, когда вещи близко, Бог требует от нас исполнить и показать любовь на самом деле» ( Исаак Сирин . Слово 55. С. 248). «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного» ( Лествица . 26, 163). 708 «Во всяком деле, намерение взыскуется вещи» ( Григорий Синаит . Главы, 14/ Добротолюбие славянское . Т. 1. С. 171). 709 Исаак Сирин . Беседа 1, 59. 710 «Кто добр по природе, тот недостоин похвалы, хотя [качество это] и вожделенно; . Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбой, избрал доброе по свободному произволению» ( Макарий Египетский , 7, 16, 7). При этом «человеку благим и мудрым скороспешно соделатися не можно, но трудолюбным поучением, и изучением и искусом, со временем и подвигом, и желанием благаго дела. Благий же и боголюбивый человек, воистину ведущий Бога, не престает независтно творити вся богоугодная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Иов Многострадальный (библ.) 19, 23, 122, 145, 379 Иоиль, пророк (библ.) 191 (108) Иосиф Прекрасный (библ.) 20, 23, 122 Иосиф Калофет, мон. 207 175 Ирина (в мон. Евлогия) Хумнена, вдова Иоанна Палеолога, монахиня 165, 173 13, 14 Исаак Ангел, имп. 85 Исаак Аргир, монах, еретик 298 7 Исаак Мадитский, митр. 207 174 Исаак Сирин , прп. 78 6 , 80 12 , 100 127 , 101 сн. , 111, 112 (7) , 152 (77) , 158, 384 (215) , 402 (11) , 438, 505 Исаия, авва 85 Исаия, пророк (библ.) 221, 276, 302, 323, 406, 413 72 , 414 Исаия Газский, прп. 99 112 Исидор, авва 435 10 , 501 Исихий Синайский, прп. 49, 88, 89, 99112 Иуда Искариот (библ.) 56 Иустин Философ , мч. (также Пс.) 179 (50, 52, 54) , 184 (73) , 185 77 , 291 579 , 292 581 , 584 , 293 586, 591 , 294 592 , 412 68 , 505 К аиафа, первосвящ. (библ.) 238 Каин (библ.) 402 Каллист (из монаст. в епархии Навпакта) 307 2 Каллист (память в греч. минее 22 нояб.) 307 2 Каллист Ангеликуд (Катафигиот, Меленикиот, Тиликуд, Ликуд) 5, 6, 307 (2, 3, 5) , 308 (сн., 6, 9) , 309 (сн., 11, 13) , 310 (14−16) , 311 (17, 18) , 312 (20) , 314, 315, 316 5, 6 , 318 16 , 324 35 , 328 сн. , 49, 343 78 , 393 251 , 401 4 , 405 31 , 409 56 , 410 60 , 419 125 , 422 128 , 423, 424, 425 (2) , 426, 433, 439 Каллист II Ксанфопул, патр. Константинопольский, свт. 44 7 , 307 3 , 308 6 , 309, 310 16 , 311 18 , 312 20 , 506 Кир, царь (библ.) 174 Кир Александрийский, еретик 70 (12) Кирилл Александрийский , свт. 48, 179 (48) , 196 (123) , 203 157 , 230, 235 (291) , 248 (364) , 328 сн. , 457 (3) , 506, 512, 513 Клидоний, адресат свт. Григория Богослова 177 Климент Римский (Пс.) 506 Л еонтий Константинопольский, свящ. 277 507 , 504, 506 Лука, св. ап. 380, 435 8 , 454, 472 65 Лукиан Самосатский 270 462 , 489 М акарий Александрийский, прп. 25 сн. Макарий Антиохийский, еретик 70 12 Макарий Витзинский, митр. 207 174 Макарий Египетский (Великий), прп. (также Пс.) 24 68 , 28 94 , 141 7 , 155 96 , 156 102 , 264 426 , 501, 506 Македоний Константинопольский, еп., еретик 169, 216, 247 Максим Исповедник (Maxime le Confesseur), прп. (также Пс.)12 5 , 50 (сн.) , 62, 70 14 , 76 (29) , 138 40 , 151 75 , 157 115, 117 , 158 (115, 117) , 159 119 , 164, 176 (29) , 181 (60) , 182 66 , 183 (69, 71) , 184 72 , 186 84 , 187 (85–87) , 188 (91) , 193, 194 (117) , 197 128, 130, 133 , 198 137 , 200 (146, 147) ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

434 . Маврикий. Тактика и стратегия: С латинского перевел капитан Цыбышев. – СПб., 1903. 435 . Маврикий. Тактика и стратегия//Военное искусство античности. – М.: Эксмо; СПб.: Tera fantastica, 2003. – С. 565–731. 436 . Макарий Египетский . Творения. – М., 2002. 437 . Макаров Д. И. Св. Прокл Константинопольский . Слово VIII. На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа/Пер. с греч. по PG. 65. 764 B – 772 B//Византия: общество и церковь . Сб. науч. ст./Отв. ред. С. Н. Малахов; сост. Н. Д. Барабанов. – Армавир, 2005. – С. 272–277. 438 . Максим Исповедник . Вопросоответы к Фалиссию/Пер. с греч. С. Л. Епифановича //Богословский вестник. – 1916. 439 . Максим Исповедник . Письма. – СПб.: Изд-во СПБ ун-та, 2007. – 285 с. 440 . Максим Исповедник . Тайноводство//ЖМП. – 1987. – 4. – С. 68–73; 5. – С. 69–74; 7. – С. 68–73; 8. – С. 66–69; 10. – С. 67–75. 441 . Максимович К. А., Морозов Д. А. Неизвестные фрагменты «Катафемы» патриарха Мефодия I (843–847) против студитов Навкартия и Афанасия в Vat. Arab. 76//ВВ. – 2003. – Т 62 (87). – С. 264–282. 442 . Малоземов Р. Слово Иоанна Златоустог о на Воскресение. – СПб., 1908. – 42 с. (Памятники древней письменности. – Т 169). 443 . Мануил Фил. Поэтические произведения//Труды кафедры древних языков. – СПб., 2000. – С. 214–256. 444 . Марк Диакон . Житие Порфирия Газского. – М., 2002. – 228 с. 445 . Марцеллин Комит. Хроника/Пер. Н. Н. Болгова, Д. В. Суровенкова. – Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2010. 446 . Матвеенко В., Щеголева Л. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола)/Рус. текст, коммент., указ. – М.: Богородский печатник, 2000. – 544 с. 447 . Материалы к истории древних славян. Вступ. ст. и подбор текстов из греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. А. В. Мишулина//ВДИ. – 1941. – 1 (4). – С. 223–284. 448 . Материалы по истории Азербайджана из Тарах-ал-Камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира/Пер. с араб. Проф. П. К. Жузе. – Баку: Изд-во АН АрмССР, 1940. 449 . Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи (История происхождения законов янычарского корпуса)/Изд. текста, пер. с тур., введ., коммент и указатели И. Е. Петросян. – М., 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнь Ант. § 12) ; его ели размоченным в воде (Др. пат IV, 68 (56)). Свеже испеченный хлеб, который мог быть только у отшельников, живших вблизи деревень или монастырей, считался роскошью, у на него, как на угощение, звали соседей (Др. пат. IV, 76 (64)). Вареную пищу, б.ч. в виде чечевичной кашицы, готовили только для гостей (Др. пат. IV, 68 (56), 69 (57)). Один старец отказался съесть кашицы, сваренной из древесной почки ( μυξαρια ) даже при сильном кровоизлиянии (Др. пат. IV, 77 (59)). Другого «старца во время болезни навестил один брат, устроил ему варево из своего приношения и давал поесть. Старец говорил ему: по истине, брат, я забыл, что люди имеют такое утешение» (Др. пат. IV, 78 (66)). О пр. Исааке рассказывали, что он ел хлеб свой с пеплом из богослужебного кадила (Изр. св. ст., Ис. 6). Пр. Макарий Алек. († 394) «услышал, что один инок вкушал по одной литре (12 унций) хлеба, решился подражать ему: покрошил все свои сухари и опустил их в кувшин, положив правилом съедать не больше того, сколько достанет рука. Весело рассказывал нам он об этом (говорит автор Лавсаика) вот что: захвачу бывало побольше кусков, а узкое горло не дает мне их вынуть; мой кувшин совсем не давал мне есть. Целых 3 года подвизался он в таком воздержании, вкушая хлеба унция по 4 или по 5 и выпивая соответственное тому количества воды» (Лавс. 19). 921 О пр. Евагрии, Понтийском диаконе († 399), рассказывается в Лавсаике: «Сей блаженный муж говорил: с тех пор, как пришел я в пустыню (египетскую), я не ел ни салата, ни зелени, ни каких свежих растений, ни плодов древесных, ни винограда; не омывал тела, не ел мяса, ни хлеба, ни вина, и вообще ничего, что приготовляется на огне, кроме некоторых сырых овощей и небольшого количества воды. Наконец, после того как он прожил таким образом 16 лет, не принимая вареной пищи, и когда тело его ослабело и желудок расстроился, он почувствовал нужду в пище, приготовленной на огне, и стал вкушать хлеб; но и последние два года не ел вареных овощей, разве только капусту и бобы» (Лавс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

(18) И огромный лес его и плодоносное поле погибнут от души до тела, и истает как жидкость, (19) и остаток дерев леса его будет исчислен и мальчик опишет их. (20) И будет в тот день: Остаток Израиля, И спасшийся из дома Иаковлева Не станут надеяться на поражающаго их 64 . Но будут уповать на Иегову, Святого израилева, поистине; (21) Остаток обратится, Остаток Иакова – к Богу сильному. (22) И если бы было народа твоего, Израиль, Как песка морского, Остаток его обратится. Гибель решена, наводняя по правде; (23) Ибо истребление и то, что предопределено, Господь Иегова воинств совершает по всей земле. (24) Посему, так говорит Господь Иегова воинств: «Не бойся Ашура, народ мой, живущий на Сионе, – Он поражает тебя жезлом. Поднимает на тебя розгу свою, Как египтяне; (25) Но еще немного, очень немного, И окончится гнев и ярость моя в истребление». (26) И поднимет Иегова воинств на него бич, Как при поражении Мидьяна, у горы Горив 65 , И розгу свою – на море, И понесёт ее по дороге египетской. 27. В тот день снято будет бремя его с плечей твоих, И ярмо его – с шеи твоей, И спадёт ярмо от масла 66 . (28) Он идёт на Аиаф, Проходит через Мигрон, В Михмаш складывает оружие свое, (29) Проходит ущелья, В Геве – ночлег, ночуют они, Рама – дрожит, Гавая Саулова бежит, (30) Кричи своим голосом, Бет – Галим! Пусть услышит Несчастный Анафоф, (31) Мадмена разбежалась. Жители холмов укрепляйтесь! (32) Еще день, чтобы стоять в Нове; Грозит рукою своею горе дочери Сиона, Холму Иерусалима 67 . (33) Вот Господь Иегова воинств внезапным страхом срежет вершины дерев, Возвысившиеся ростом будут срублены, И великаны падут. Железом вырубит чащу леса, И Ливан падёт от Всемогущего. 62 Кархамиш, Калию, Арпад и Хамао – названия местностей вне земли израильской, прежде нашествия на израильтян, покорённых царём ассирийским. 63 Здесь по ясному смыслу речи нужно предполагать пропуск в еврейском тексте слова: «говорит Господь». 66 Прекрасное поэтическое представление, заимствованное из народных нравов. Грубый народ не всегда помнил услуги, оказываемые ему вьючным и рабочим скотом и накладывал на него до того тяжёлые ярма, что после продолжительного пути они растирали кожу и прилипали к телу, так что снять их можно было только с помощью обильного возлияния оливного масла, которое, вообще, на востоке считается умягчающим лекарством. Масло всегда в св. книгах представляет символ милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И когда ты внимательно рассмотришь это слово, [то увидишь, что] в действительности оно таково – соблюдение Закона, и всего, что написано в нем, находится под следующим словом: Возлюби Господа Бога твоего от всей души твоей, и от всей силы твоей, и от всего сердца твоего 65 . И все, что делалось по Закону, [делалось для того], чтобы приблизиться к любви Божией 66 , и чтобы возлюбил человек ближнего своего, как самого себя. Эти две заповеди находятся над всем Законом. И когда ты обратишь свое внимание и посмотришь на Закон, [то увидишь, что] во главе всего Закона написано так: Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской. Не делай себе предо Мной никакого образа и никакого подобия 67 . И если не сотворит себе человек иного бога, то он пребудет под словом, на котором висят и Закон, и Пророки. [I/64] Напоминаю тебе, возлюбленный, [о то], что [уже] писал тебе: Праведным закон не положен 68 , потому что тот, кто сохранил праведность, находится над заповедью, то есть Законом и Пророками. И истинно то слово, которое сказал наш Господь: Не прейдет буква йод из Торы и из Пророков 69 , ибо Он запечатал и подвесил их на двух заповедях. 8 . Выслушай же, возлюбленный, следующее наставление. Если кто-нибудь скажет, почему написано так: жили сыны Израиля во [время] своего пребывания в земле египетской 430 лет 70 , – тогда как Аврааму было обещано иначе, сказано ему: 400 лет будут они [в земле египетской] (и получается дополнительных 30 лет), то я покажу тебе, возлюбленный, как это было. Когда приблизилось время исполнения 400 летнего [срока], послан был Моисей, чтобы спасти их. Но когда он убил египтянина 71 , и они отвергли своего спасителя, то убежал Моисей в Мадиам, а над ними был гнев, так что жили они в Египте [еще] 30 лет, потому что говорили Моисею: Кто поставил тебя над нами властителем и судьей 72 ? Итак, когда они отвергли своего спасителя, [то] гнев Божий удерживал их 30 лет в Египте, а Моисей [эти] 30 лет находился в Мадиаме, [I/65] и [лишь] затем, когда увеличилось над ними притеснение, он вывел их из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

167 . Некие люди пришли в Фиваиду к одному старцу, имея при себе одержимого демоном, чтобы он исцелил его. Старец же, которого они очень упрашивали, сказал демону: «Выйди из творения Божьего!». Сказал демон старцу: «Я выйду, но я спрошу тебя об одном слове: кто суть козлища и кто овцы?». Сказал старец: «Козлища – я это, овец же Бог знает». Когда демон услышал эти (слова), он сказал: «Ради твоего смирения я выйду». 168 . Был в предместьях Константинополя один монах-египтянин при Феодосии царе 66 . Царь же, идя по той дороге, оставил людей, пришел один, постучал к монаху. И он узнал, кто это, но принял его как одного из войска. Когда же они вошли внутрь, (то) помолились и сели. Начал царь расспрашивать его, говоря: «Наши отцы, которые в Египте, что делают?». Он сказал: «Они молятся все за твое здравие», и сказал ему, чтобы он вкусил немного хлеба. Он дал ему немного растительного масла и соли. Он поел. И он дал ему воды. Он выпил. Сказал же ему царь: «Ты знаешь, кто я?». Он сказал: «Бог знает тебя». Тогда он сказал: «Я – Феодосий царь». И тотчас поклонился ему старец. Сказал ему царь: «Блаженны вы, что беззаботны в этом мире! Поистине, с тех пор как я родился в царском достоинстве, я не вкушал ни хлеба, ни воды (с таким удовольствием), как сегодня, и не знал, что они так сладостны». С того дня стал прославлять его царь. Старец же встал, и бежал, и вернулся в Египет. 169 . Говорили старцы: «Если нет борения на нас, тем более мы смиряемся, ибо Бог видит нашу слабость и охраняет нас. Если же мы возносимся, Он отнимает Свою защиту от нас, и мы погибаем». 170 . Диавол принял образ ангела света, явился одному из братьев и сказал ему: «Я Гавриил, я послан к тебе». Сказал он ему: «Очевидно, ты послан к другому из братьев, ибо я не-достоин». Он же тотчас сделался невидимым. 171 . Говорили старцы: «Хотя бы воистину ангел явился тебе, не принимай его, но смирись и скажи: „Я недостоин видеть ангела, потому что жил в грехах " ». 172 . Говорили об одном из старцев, что он сидел в своей келье, подвизаясь, и увидел демонов воочию, и высмеял их. Диавол же увидел себя побежденным старцем, и пришел, и явился ему, говоря: «Я – Христос». Увидев его, старец закрыл глаза. Сказал ему диавол: «Почему ты закрыл глаза? Я – Христос!». Сказал же старец: «Я не хочу видеть Христа в этом месте». Услышал эти (слова) диавол и сделался невидимым.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010