Νικοδημου " Αγιορετου. " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 340. 143 Свт. Григорий Палама. Богословские главы. 39//PG. 150, 11488. 144 Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Сл. 2//Творения св. отцов… Т. 41. Ч. 5. С. 352. 145 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 1, 2; 66, 3//Творения. Репринт. Сергиев Посад. 1993. Т. 1. С. 23; Т. 2. С. 146. 146 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 279–280; его же. Беседы. Т. 3. С. 175. 147 Свт. Климент Александрийский. Строматы. Кн. III, 9. Ярославль, 1982. С. 352. 148 Преп. авва Фалассий. Главы о любви, воздержании и духовной жизни. M., 1855. С. 55. 149 Свт. Григорий Нисский. Слово на Св. Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова//Твор. св. отцов. Т. 45. Ч. 8. С. 42; его же. Против Евномия. 2//Там же. Т. 41. Ч. 5. С. 352; см. также: его же. Большое огласительное слово. Гл. 8//Там же. Т. 40. Ч. 4. С. 31. 150 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послание и слова. Репринт. Изд. ТСЛ, 1994. Сл. 1. О хранении сердца. Гл. 2. С. 346. 151 «И живут […] они «во стране и сени смертней», потому что у них или в их странах ничего нет иного, как только одна мгла и тьма, разумеется, духовная, и они подобны умершим, хотя еще и живут. Ибо тень от тел вполне отражает очертания их и в целом нисколько не уклоняется от них относительно сходства по внешнему виду. Не знать же Того, Кто есть по естеству и истинно Бог, некоторым образом есть подобие и тень смерти (тень смертная)» (Творения св. отцов в рус. пер. Т. 55. M., 1887. Творения св. Кирилла Александрийского. Кн. 1. Беседа 5. Ч. 6. С. 265). 152 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Посл. к Колоссянам. 2, 3//Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 371. 153 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 278. 154 В Послании: …как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. 155 См.: Иоанн Златоуст. Беседа на Посл. к Ефес. 18, 1: «О спящем и мертвом говорит — таком, который во грехах, потому что и он издает дурной запах, как мертвец, и он неподвижен, как спящий, и он подобно спящему ничего не видит, но бредит и мечтает» (Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 150). В Послании: … встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос. 156

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

46. Λγος 39 εις τα αγα Φωτα//PG 36,345С. 47. Автор ссылается на приписываемое святителю Афанасию Великому сочинение Κηρυκτικν εις Εαγγελισμν//PG 28,920В. 48. Περι Αγου Πνεματος//PG 32,108С. 49. πιστολ 231//PG 32,869A. 50. Λγος 41 εις Πεντηκοστν//PG 36,432С. 51. κδοσις ορθοδξου πστεως//PG 94,857B. 52. Λγος 38 εις Θεοφνια//PG 36,317С. 53. Κατ Ενομου//PG 29,648A. 54. Имеется в виду Διλογος ορθοδξου μετ βαρλααμτου. 55. Ис.11:2. 56. См. Επιστολ 233//PG 32,869А. 57. См. §9. 58. Имеется в виду Διλογος ορθοδξου μετ βαρλααμτου. 59. Святитель Григорий Палама придерживается тройного различения в Боге: сущность, энергия и Ипостаси Святой Троицы. См. Κεφλαια 75//PG 150,1173В. 60. Κατ Ευνομου//PG 29,772В. 61. 2Пет.1:4. 62. Κεφλαια θεολογικ 1, 42//PG 90,1193D. 63. Εις ασμα ασμτων//PG 44,82ВС. 64. Κεφλαια θεολογικ 1, 7//PG 90,1180С. 65. Επιστολ 1//PG 91,376АВ. 66. Περι αποριων//PG 91,1168А. 67. Μ. θανασου (ψευδ.) Προς ντοχον//PG 28,613D-616A. 68. Μ. θανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 69. Μ. θανασου (ψευδ.) Προς ντοχον//PG 28,616A. 70. Неточно из Лк.9:32. 71. πιστολ 234//PG 32,829AB. 72. Там же. 73. πμνημα εις ωννην 32, 1//PG 59,183. 74. Там же. 174. 75. 2Пет.1:4. 76. Κεφλαια διαφορ 1, 42//PG 90,1193D. 77. См. 1Кор.14:20. 78. См. 1Кор.15:28. 79. Λγος 30//PG 36,112АВ. 80. Мессалиане - сектантское движение, возникшее в IV в. на Востоке. О мессалианах см. Сидоров А. Преподобный Макарий Египетский и проблема " Макарьевского корпуса "http://Альфа и Омега. 1999. С.109-116. 81. См. Ин.14:23. 82. Еф.2:3. 83. Κεφλαια 91//PG 150,1185CD. 84. Κεφλαια θεολογικ 1, 7//PG 90,1180С. 85. " Επιστολ 1//PG 91,376АВ. 86. М. θανασου (ψευδ.) Προς ντοχον//PG 28, 613D-616A. 87. Μ. θανασου (ψευδ.) Διλογος μετ Μακεδονιανου 1, 14//PG 28,1313A. 88. См. Ин.3:34. 89. Υπμνημα εις ωννην 30, 2//PG 59,174. 90. Περ θεων ονομτων 1, 1//PG 3,588A. 91. Περ θεων ονομτων 1, 1//PG 3,588А. 92. Επη δογματικ 4, 84//PG 3,716С.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Нелегкое дело – приобрести чистое сердце; много нужно человеку борений и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце, и всецело искоренить в себе зло. Бывает и то, что в ином есть благодать, а сердце ещё нечисто. Потому и падали падавшие; они не верили, что с благодатью пребывает в них дым и грех 63 . Некоторые, оградив себя при сильном в них действии благодати Божией, находили свои члены столько освященными, что заключили о себе, будто бы в Христианстве нет места уже похоти, но приобретается ум целомудренный и чистый, и что внутренний человек парит уже в Божественном и небесном. Но когда несомненно думает такой человек, что он достиг в совершенную меру, и почитает себя вступившим в безопасную пристань, – восстают на него волны, и опять видит он себя среди моря, увлеченным туда, где только вода и небо, и готовая смерть. Но снова сподобившись таковые некоей благодати и как бы, так сказать, из целой морской глубины прияв малую некую каплю, в сем самом находят ежечасно и ежедневно совершающееся чудо. Ум приходит в затруднение, почему бывает сие так и опять иначе. Потому что ненавистник добра – сатана – преуспевающим в добродетели внушает лукавое и старается развратить их 64 . Так св. Макарий представляет духовную борьбу, изображая в своих словах различные состояния духа, конечно, испытанные им самим. Подвигами, которые кажутся превышающими силы человека, он утверждал себя в добродетели. И не столь строгие монахи, в пустыни Скитской, не имели там пресыщения и не искали лакомой пищи 65 . Но Макарий удовлетворял своим естественным потребностям не более, чем сколько нужно для поддержания жизни. Однажды ученик его Евагрий, томимый жаждою, просил позволения напиться воды. «Будь доволен и тем, – сказал Макарий, – что находишься под тенью; многие лишены и этой отрады. Уже двадцать лет, как я ем, пью и сплю не более, как сколько нужно для поддержания жизни» 66 . Св. Макарий вкушал пищу только раз в неделю 67 . Но сухость его тела была столько же следствием страха Божия, сколько его лощения и воздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV в. Н. Барсова . Журнал Вера и Разум за 1889-й год. Том. 1-й, часть 1-я. Ярославская Епархиальная Ведомости за 1884 год страницы 293, 301, 337, 348, 361, 401. 17 Coteler t. I. p. 546, 37; Migne S. G. – t. XXXIV col. 258 – 37; Достоп. Сказания стр. 183 – 36. Новооткр. Сказания 3–8 стр. 18 Слав. 475 стр. Копт. житие стр. 54 – Coteletr t. I. pp. 524–528 1. Migne col. 236 – 1. Достоп. сказ. стр. 164 – 1. Патер. стр. 286 – 37. Нововоткр. Сказания 6 стр. 1-й 20 С этого времени ему было усвоено прозвище «вожатого верблюдов», по всей вероятности на том основании, что в этом путешествии ему приходилось гнать тех верблюдов, на которых предполаглось привести домой натр. (Слав. 476 стр. Коптск. Житие 56 стр.). 22 Славянск. 481 – 484 стр. Коптское житие стр. 66–72. Эта история короче передается у Coteler t. I. пр. 525–526; Migne S. S. t. XXXIV col. 235–238 – 1-й. Достопамятные Сказания стр. 164–165 – 1-й. Древний Патерик стр. 286–287 37. Новооткр. сказ. стр. 6–7. 1-й. 23 Славянск. 485 стр. В Коптском житии передается, что по соседству с кельей пр. Макария купцы добывали натр, вследствие чего эта местность была беспокойна. Весьма возможно, что и это побудило нашего отца перейти в другую келью. Копт, житие 76 стр. 25 Coteler р. 535 13. Migne XXXIV col. 247–248. 13. Достоп. Сказания 173 стр. 13. Древней Истор. стр. 114. 15. Новооткр. Сказания 11. 26 Здесь, говорит еп. Сератон, составитель жития пр. Макария, лежит причина того, почему преп. Макария стали называть учеником пр. Антоши. 27 Славянск. 488–489 стр. Коптское житие 83–86 стр. Принимал ли пр. Макарий участие в погребении св. Антония? По всей вероятности принимал, ибо Сератон, сказав о том, что он и другие позаботились о св. теле Антония, непосредственно затем продолжал: и наш отец св. авва Макарий возвратился к своему жилищу в пустыню. – В Славянском о кончине преп. Антония говорится: мало время пожив, отсюду преставися, Макария святым лобзанием отечески целоваше. (Славянск. 488–489 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

    Антоний Великий, 17/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 15; ср.: Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 711.     Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 713.     Исаак Сирин. Беседа 1, 56. Ср.: «Господь... всегда взирает на цель нашу» и «судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица. 26, 118, 122).     Марк Подвижник. О мнящихся, 33/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63; Макарий Египетский, 7, 5, 2; Кассиан Римлянин. К Леонтину/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 711.     Исаак Сирин. Беседа 21, 2.    «Понеже имамы, всяко Господь от нас истяжет милостыни слово, а не якоже не имамы» (Диадох. Главизны, 66/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 328), так что «хотяй что содеяти, и не могий, яко сотворивый есть пред Сердцеведцем Богом» (Марк Подвижник. О мнящихся, 16/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 61), и «в том только случае, когда вещи близко, Бог требует от нас исполнить и показать любовь на самом деле» (Исаак Сирин. Слово 55. С. 248). «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного» (Лествица. 26, 163).    «Во всяком деле, намерение взыскуется вещи» (Григорий Синаит. Главы, 14/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 171).     Исаак Сирин. Беседа 1, 59.    «Кто добр по природе, тот недостоин похвалы, хотя [качество это] и вожделенно; . Достоин же тот похвалы, кто собственным своим рачением, с усилием и борьбой, избрал доброе по свободному произволению» (Макарий Египетский, 7, 16, 7). При этом «человеку благим и мудрым скороспешно соделатися не можно, но трудолюбным поучением, и изучением и искусом, со временем и подвигом, и желанием благаго дела. Благий же и боголюбивый человек, воистину ведущий Бога, не престает независтно творити вся богоугодная. Редки же таковые мужи обретаются» (Антоний Великий. 40/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 18).    «Ничтоже помышляй или содевай без намерения еже по Бозе» (Марк Подвижник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Естественный подход к Скиту находится не со стороны Нитрии, которая лежит за пустыней в сорока милях к северу (хотя монахи, конечно же, часто пользовались именно этим путем), но со стороны ближайшего поселения на берегу канопского рукава Нила, называемого Теренуфом и находившегося примерно в двадцати милях от Скита. 63 О местонахождении Теренуфа можно судить по развалинам КомАбуБилло примерно в миле от сохранившей свое название Тарраны (Tarraneh). До появления железной дороги караваны, отправлявшиеся за содой в ВадиэльНатрун, выходили именно из Тарраны. 64 Железная дорога, принадлежащая Salt & Soda Company, начинается на пять миль южнее. В римскую эпоху данная (соледобывающая) индустрия являлась государственной монополней, контора которой находилась в Александрии, а управление в Теренуфе. 65 Апофтегма пятого века повеетвует о том, как брат Мартирий принес в свою келью кусок натра, который свалился с верблюда на пути в Теренуф. Авва Агафон настоял на том, чтобы Мартирий вернул свою находку на место, расстояние до которого составляло двенадцать миль. 66 В этой отдаленной пустыне контрабандисты, должно быть, всегда являлись серьезной проблемой для властей. В письме на папирусе, датированном 346 годом и подписанном чиновником из Теренуфа, последний призывает арестовывать их и их верблюдов, будь они задержаны в Файюме или в любом ином месте. 67 Разумеется, названные контрабандисты прекрасно знали вади (арабекое слово, означающее русло (обычно пересохшее) или долину прим. пер.) и тайные верблюжьи тропы и проходы. В частности, они знали здесь каждый колодец и свойства его воды, а также места, которые аскеты могли бы избрать своим прибежищем. Мог настать и такой день, когда они сами вняли бы зову пустыни. Около 330 года тридцатилетний Макарий поселился в Ските, где и преставился через шестьдесят лет. 68 Он рассказывал о том, как в египетском селении вступил на стезю аскезы, как ушел в другое селение, дабы избегнуть священства, как был обвинен в том, что, обесчестив девушку, стал причиною ее беременности, как принял это обвинение и стал ее кормильцем, пока во время затянувшихся родов та не созналась в своем обмане, как поношения сменились похвалами, и, наконец, как сбежал из селения и перебрался в Скит. 69 Однако существует и другая история, иначе объясняющая причины того, почему он избрал Скит своим приютом. «Об авве Макарий говорят следующее. Ежели какойнибудь брат приходил к нему со страхом как к святому и великому старцу, он хранил молчание. Если же один из братьев, словно вменяя его ни во что, обращался к нему с такими словами: «Авва, когда ты был погонщиком верблюдов, воровал натр и торговал им, не случалось ли тебе быть битым сторожами?» – ежели брат обращался к нему так, авва охотно отвечал на все его вопросы». 70

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Признавая 13-ю главу заключением какого-то более обширного послания или трактата, обращенного к высокопоставленному лицу (с. 81; ср. новое надписание в начале 13-й главы в Е, как будто речь идет о другом произведении), Инкен, тем не менее, не может отрицать (с. 82–83) многих общих моментов и лексических совпадений при развитии одних и тех же тем в главах 1–12 и 13, включая «квази-официальный стиль» первой главы Послания. Инкен видит два возможных выхода из апории: или Макарий воспользовался письмом, имевшим «внутреннее хождение», присоединив к нему заключение, обращенное непосредственно к Григорию Нисскому , или обращения к монахам в первой части – лишь литературная форма (фикция), и все Великое послание адресовано Григорию как апология учения Макария. < остальные. > 1868 60 Следующая часть фразы до «подвизанием» в подлиннике стоит после «беспечности» и переставлена сюда для лучшей согласованности. 1877 62 Переводим с оглядкой на I, 3, 2, 9 (ср. 3, 9); 34, 17, 1 и т. п., хотя это слово имеет очень широкий спектр значений. 1885 64 Здесь и далее Штаатс отмечает сходство в словоупотреблении глагола «искоренять» с мессалианами (Феодорит, Haer. fab. compend. IV, 11, 3 и Тимофей, О маркианитах, 2: PG 86, 48), учившими, что только одна молитва может искоренить грехи. Однако это сходство больше формально-лексическое и может отражать, скорее, полемику, чем согласие с мессалианами (см. у А. И. Сидорова содержательное примеч. 136 на с. 322–324). 1900 65 У Штаатса, как и в издании Нестле-Аланда, принята другая пунктуация и акцентуация, чем в синодальном переводе. 1902 66 В рукописях НЗ несколько вариантов синтаксического согласования, допускающих разные толкования (отличные от синодального перевода). Лексически же чтение Макария не поддерживается НЗ рукописями (в Е цитата соответствует НЗ). 1913 Это и все следующие слова (кроме параллелей другими типами и при отсутствии специальных оговорок) переведены А. Г. Дунаевым по изд.: Berthold 1973. 1914 Надписание: b (Оглавление); Его же послание второе ВХ; его же о том, чем отличаются христиане Y; преподобного отца нашего Макария послание второе о терпении и что горести приносят великую пользу терпящим [их] CL.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

И сказав это, он ушел и оставил старца, а старец вошел в свою келлию 37 . Во славу Бога Отца и Сына и Святого Духа до века всех веков. Аминь. 1 Αποφθγματα των αγων γερντων, Μακαρου’.1. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. – Макарий. § 1. Vitae patrum, lib. Ill, § 99. Vitae patrum, lib. V, libellus 15, § 25. Древний патерик, изложенный по главам. Изд. 2-е (Москва, 1892), гл. 15 , § 37, с. 286–287. Этот случай немного подробнее рассказывается в житии св. Макария, составленном Серапионом, епископом Тмуи (ΜΟΥΙ) учеником Антония Великого , хорошо знавшим св. Макария. Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 66–72. 3 Αποφθγματα... Мкр. 12. Достопам. сказ. – Мкр. §12 (го ξλον το στρφον τα καιμενα φργανα, δι λου σθεται εκ του πυρς=палка, которою ворочают горящие дрова, беспрестанно снедается огнем). Vitae patrum, V, 3, § 8. Древний патерик, гл. 3, § 17, с. 34 (та же мысль). С копт. Амелино переводит: L " arbre dont on jette en pure perte les branches au feu, le feu le devore sans cesse. Греческий перевод представляется нам и более понятным, и более соответствующим коптскому тексту, чем перевод Амелино. Коптское существительное ШΣ означает именно дерево неживое, не на корню, а срубленное, дрова или палку, грсч. ξλον, латин. lignum, baculus (Peyronis. Lexicon copticum, 282), а для обозначения живого дерева употребляется слово ШИН (там же, 296). Да и существительное ΛΕВШ=φργανον, sarmentum, хворост (там же, 79). Зависимость слов в коптском тексте также не говорит в пользу перевода Амелино. 7 Αποφθγματα... Мкр. 10. Достопамятные сказания... – Мкр. § 10. Vitae patrum, lib. Ill, § 53. Vitae patrum, V, 4 , § 26. Древний патерик, гл. 4, § 29, с. 52 . 8 Αποφθγματα.... Μκρ. 11. Достопамятные сказания... – Мкр. § 11. Vitae patrum, III, § 124. Vitae patrum, V, 15, § 26. Древний патерик, гл. 15,§ 38,с. 287 –288. Ср.: Annales duMusee Guimet, torn. XXV, pag. 119–120 (2-я коптская статья о Макарии Великом ). Несколько иначе рассказывается об этом в житии Макария Великого , составленном епископом Серапионом: Annales du Musee Guimet, torn. XXV, pag. 97. Здесь говорится, что демоны отняли из рук Макария косу и подняли ее над ним, как бы желая опустить ее на него, но не могли. Тогда Макарии сказал им: «Если Господь дал вам силу, то опустите косу на меня; иначе же – идите во мрак». Демоны ответили ему: «Мы покончили с тобою навсегда; ибо весь труд, какой мы понесли, был тщетен: мы не получили никакого успеха относительно тебя». А Макарии сказал: «Не моя сила делает это, но благодать Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Диадоха о бескачественности расположения подвижника к воздуху сему. В аскетическом творении епископа Фотики слово ρ (воздух) употребляется в собственном смысле и в переносном; в первом отношении оно означает «воздух, нас окружающий» ( ρ οτος περ μς, гл. 75. В подобном же значении оно встречается в гл. 27, сноска и гл. 80), а во втором – κσμος ( Макарий Египетский , Homil. XLV. с. 3. Μ. XXXIV, 788 С. φαινμενος οτος κσμος) или точнее – обманолюбивая жизнь (Диадох, гл. 66: φιλαπατεν βος), блага мирские (τ ν τ κσμ καλ, гл. 29), житейские (τ το βου καλ, ibid.), житейские прелести (τ ραα, гл. 57), настоящие (τ παρντα, гл. 29) в противоположность «небесным благам» (τ ορνια, гл. 29), будущим (τ μλλοντα γαϑ, гл. 55). «Воздух» называется οτος, т. е. земным, в отличие от небесного или «божественного воздуха», по выражению Макария Египетского (Homil. XLIX, с. 3. Μ. 1. с. p. 813: τ γ он противополагает τ ζ ορανο χειροποητον κατοικητριον, ρ ϑεκς). Таким образом, под ρ οτος разумеется земной мир с его житейскими прелестями. – Διϑεσις имеет в аскетике бл. Диадоха также двоякий смысл; иногда оно означает свойство, характер известного предмета (το Θεο λγου διϑεσις, сноска но большей частью под διαϑσεις разумеются различного рода движения (κινσεις) плоти ( σαρκικ διϑεσις, гл. 56) и особенно души (гл. 29: γεδης τς ψυχς ρεξις и λογικ ατς διϑεσις =α τς ψυχς κινσεις, гл. 85: ταπειν διϑεσις = τς ψυχς κνησις, гл. 29: λογικ ατς διϑεσις=τ λογικν ατς κα νοερν κνημα). Однако не всякое движение (κνημα) души есть уже расположение (διϑεσις) её; первое становится расположением, когда имеет определённое содержание и с течением времени обращается в навык. В гл. 91 аскетического творения бл. Диадоха ясно обозначены признаки душевного движения, превращающегося в расположение; незначительное желание (ϑλησις λγη) защищать правду Божию, по любви к Богу, есть душевное движение, становящееся расположением только тогда, когда оно впоследствии превращается «в навык» (ες ζιν) по причине многого опыта любви Божией и когда в сердечном чувстве, в богатстве любви содержится Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

62 . Ничто не препятствует предположению, что и остальные творения преподобного Макария были созданы в пределах ближайших десятилетий до или после этой даты. Отсюда вытекает, что по чисто хронологическим соображениям у нас нет никаких оснований лишать преподобного Макария авторства творений, традиционно приписываемых ему. Наконец, третий аспект указанной проблемы — место написания творений преподобного Макария. Важность его заключается главным образом в том, что он тесно связан с гипотезой мессалианского генезиса “Макарьевского корпуса”. Именно в этой связи ряд западных исследователей поддерживает теорию сиро-месопотамского происхождения творений преподобного Макария; другие теории (например, теория малоазийского происхождения, высказанная отцом Иоанном Мейендорфом) не получили широкого распространения. Необходимо сразу отметить, что названная теория, как правило, весьма слабо обосновывается. Так, один из ее сторонников, Г. Квиспел, старательно изыскивает параллели между писаниями преподобного Макария и иудеохристианскими сочинениями, произведениями Татиана, апокрифическими “Евангелием от Фомы” и “Деяниями Фомы”, чтобы доказать, будто автор “Макарьевского корпуса” принадлежит к “сиро-семитскому христианству” 63 . Но вся его аргументация представляет собой лишь серию весьма искусственных натяжек, ибо отдаленные параллели с названными сочинениями можно найти почти у любого греческого аскетического писателя IV–V вв. Примерно в том же духе выдержана и аргументация А. Вёёбуса, который считает, что термин “братство” употребляемый преподобным Макарием для обозначения монашеской общины, необычен для греческой аскетической письменности 64 . Однако подобное же словоупотребление мы встречаем в аскетических творениях святителя Василия Великого, “Лавсаике” Палладия Еленопольского и у преподобного Марка Подвижника 65 . Столь же неудачен и еще один довод А. Вёёбуса: у преподобного Макария Святой Дух называется в одном месте “Небесной Матерью”, что абсолютно исключается для греко­язычного богословия, но вполне органично вписывается в “хри­стианство семитского Востока” (на семитских языках слово “дух” — женского рода) 66 .

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-makariy-e...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010