Преставился ко Господу клирик Кинешемской епархии игумен Виссарион (Пантелеев) 4 мая 2023 г. 13:24 30 апреля 2023 года, на 66-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Кинешемской епархии игумен Виссарион (Пантелеев). Отпевание почившего в Свято-Духовом храме города Юрьевец совершил благочинный Пучежского округа протоиерей Михаил Отрода. Ему сослужили протоиерей Георгий Чулков ( Иваново-Вознесенская епархия ), настоятель храм протоиерей Владимир Тумин, иеромонах Серафим (Короткин), иерей Роман Никишин, иерей Евгений Шипилов, иерей Артемий Воронов, иерей Алексий Митяев и иеромонах Макарий (Липатов). Погребен игумен Виссарион у Свято-Духова храма рядом со своими родителями. Виктор Валентинович Пантелеев родился 9 июля 1957 года в городе Гуково Ростовской области. Был крещен в младенчестве с именем Вячеслав в честь святого князя Вячеслава Чешского. До службы в армии окончил 11 классов и получил профессию помощника мастера ткацкого производства. В 1976-1978 гг. служил в рядах Советской Армии. Сразу после прохождения военной службы Виктор Валентинович поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1981 году. Поступил певчим в Успенский собор города Кинешма. 11 октября 1981 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен в сан диакона, а 18 октября того же года — в сан священника. Нес священническое служение на приходах Ивановской, затем Иваново-Вознесенской и Кинешемской, Кинешемской епархий. В 1995 году архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием был пострижен в монашество с именем Виссарион в честь прп. Виссариона Египетского. 23 октября 1997 был назначен настоятелем храма преподобного Макария Унженского с. Сеготь Пучежского района, где служил до своей кончины. Награды: 1981 — набедренник и скуфия; 1982 — камилавка; 1987 — наперсный крест; 1989 — сан протоиерея; 1998 — сан игумена с возложением палицы; 2003 — крест с украшениями . Кинешемская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Византийское богословие X- XII веков Симеон Новый Богослов Бирюков Д. С. Тема проникновения огня в железо и ее использование в контексте описания обожения человека в святоотеческой традиции//Волшебная гора. 15, 2008. Сс. 66–75. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова /Перевод с греческого [иером. Пантелеймона (Успенского)]. Сергиев Посад, 1917. Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). М., 2 1995. Ваеший (Кривошеин) у архиеп. «Тварная сущность» и «Божественная сущность» в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова //Альфа и Омега. 2(32), 2002. Сс. 64–83. [Пер. с фр. Т. Миллер по изд.: Krivocheine Basile, archeveque. «Essence сгёе» et «Essence divine» dans la theologie spirituelle de St Symeon le Nouveau Theologien//Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 75–76, 1971. Pp. 151–170 ­­ Studia Patristica. 13:2, 1975. Pp. 210–226]. Аунаев А. Г. Предисловие к русскому переводу слов и посланий «Макариевского корпуса» первого типа//Преподобный Макарий Египетский . Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic. Draec 694)/Предисловие, перевод, комментарии, указатели, А. Г. Дунаев. М., 2002. [Раздел «Мессалианство " ]. Дионисий монах (Поспелов А-А.) Преподобный Симеон Новый Богослов (просопографический очерк)//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 3–4, 2007. Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. 2 СПб., 2001. Лурье В. М. Audiatur et altera pars: Стефан Никомедийский и его круг//Вестник РХГА. 9 (1), 2008. Сс. 281–285. Преподобный Симеон Новый Богослов . Преподобный Никита Стифат . Аскетические сочинения в новых переводах/Сост. и общ. ред. еп. Илариона (Алфеева) . СПб., 2007. Преподобный Симеон Новый Богослов . «Приди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе игумена Илариона (Алфеева) . СПб., 2000. Симеон Новый Богослов . Слова преподобного Симеона Нового Богослова в переводе на русский язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. I-II. М., 1890–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Богоискание Кто с чистым намерением ищет Бога, тот страшится, чтобы не прогневать Его (прп. авва Исаия , 60, 138). Путь к Богу не так далек от нас, как превыше всего Сам Бог; Он не вне нас, но в нас самих... (свт. Афанасий Великий , 1, 165). Источник. Взыщи Господа, возлюбленный, всеми силами твоими, чтобы спаслась душа твоя, и порок не водворился в сердце твоем (прп. Ефрем Сирин , 30, 157). Источник. Если хочешь прийти к Нему , то исполнен Он благ, исполнен милосердия. Для тебя пришел из Отчего недра (прп. Ефрем Сирин , 30, 293). Кто ищет Христа, тот пусть вступает в странническую жизнь и ищет Его, и он действительно найдет Бога в сей жизни, Бог радостно примет и не оставит его (прп. Ефрем Сирин , 34, 291–292). ...В какой мере собираешь ты ум свой к исканию Его , в такой и еще в большей мере понуждается Он собственным Своим благоутробием и благостию Своею прийти к тебе и успокоить тебя (прп. Макарий Египетский , 66, 237). Искать же Бога по нужде, когда Он наказывает, значит обращаться к Нему не сердцем, а только по необходимости исповедовать, что Бог Помощник и Избавитель; поступать так свойственно злым и неблагодарным рабам, для которых господин не будет знать милости, видя их вынужденное признание; тем более (поступит так) Бог, который знает лицемерие лукавых и злых людей и ясно предвидит то, что затем последует (свт. Иоанн Златоуст , 49, 840). Кто же ищущий Господа? Тот, кто стремится к справедливости и одобряет правду (свт. Иоанн Златоуст , 50, 298). ...Как можно обрести Господа? Вспомни, как отыскивается золото – с великим трудом... Как мы ищем потерянное, так будем искать и Бога (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186). Если, желая найти что-нибудь, мы употребляем все меры к тому, чтобы найти желаемое, то не тем ли более касательно Бога нам следует поступать так, как при отыскании чего-нибудь необходимого, или, лучше сказать, не так, а гораздо более? Но так как мы немощны, то ищи Бога по крайней мере так, как ты ищешь своих денег или сына. Не предпринимаешь ли ты для этого путешествий? Искание требует многих забот, особенно касательно Бога, потому что при этом (встречается) много препятствий, много недоразумений, много такого, что поражает наши чувства... если мы закопаем себя в глубину порочных пожеланий и во мрак страстей и дел житейских, то с трудом в состоянии будем взглянуть , с трудом поднять голову (свт. Иоанн Златоуст , 56, 186).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

974 См. у Kmosko 1926, CXIX с примечанием 4. По мнению de Stoop 1911, 650–651, хотя эта гипотеза и весьма убедительна, хронология Жития Александра Акимита слишком неопределенна, чтобы предположение Тильмона можно было счесть доказанным фактом. Об Александре и акимитах СМ. Gatier 1995 и ИАБ 4, 165–186. 975 Вопрос о почитании Александра в церковной традиции нуждается в дополнительном исследовании. Согласно Сергий 1901, II (репринт: III), 252, хотя житие его имеется в Макариевской минее под 23 февраля, а болландистами включено в «Жития святых» под 15 января, однако «в греческих памятниках календарных памяти его доселе не найдено». Согласно Grumel 1937, 169–171, опирающегося в своих суждениях о славянских святцах на небезызвестный месяцеслов Мартынова, славянскому Прологу было известно Житие Александра Акимита, но почитание преподобного проникло на Русь «контрабандой» вследствие прямых контактов с акимитами и в обход официальной греческой Церкви, «закрывавшей глаза» на местное почитание Александра, но не внесшей его имени в святцы как осужденного еретика. После никонианской реформы, пишет В. Грюмель, имя Александра было исключено и из русских святцев. Это последнее утверждение неправильно или не совсем точно, ибо в современных святцах, издаваемых Московской Патриархией, память прп. Александра Акимита празднуется дважды: 23 февраля и 3 июля (по старому стилю). 976 Согласно житию, помещенному в «Житиях святых» Димитрия Ростовского (Кн. 11. М., 1910, репринт: Козельск, 1992, с. 48–67), он невинно претерпел поношения и осуждение за несторианскую ересь – до осуждения самого Нестория, если полагать дату его кончины около 430 г.! – которой он якобы придерживался, однако здесь и невооруженным взглядом видны следы тенденциозности. Св. Димитрий Ростовский (или ВМЧ митр. Макария?) пытался выйти из этого анахронизма, полагая кончину Александра много после 431 г. (несмотря на то, что ни о несторианской ереси, ни о сроке жизни Александра после суда над ним в Житии ничего не сказано), хотя, как доказали болландисты (св. Димитрию Ростовскому был доступен этот том Acta Sancorum), смерть преподобного последовала около 430 г., потому что основанная в Вифинии обитель преемником его Иоанном названа «мирною» после усмирения ереси Нестория (см.: AASS, vol. 1 Ianuarii 15, col. 1020, § III, 11, а также Сергий 1901, II [репринт: III], 252), и именно этой даты придерживаются редакторы русской версии Димитрия Ростовского (с. 66, примеч. 3), никак не объясняя, как же согласовать ее с текстом жития (в редакции Димитрия Ростовского). Во всяком случае, скрыть факт преследования Александра за ересь агиографу не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

от своего естества, тела своего и души своей», Ο π γς πατρες κ τς αυτν φσεως γεννσι τκνα κ το σματος ατν κα τς ψυχς). Если учесть, что Макарию была близка стоическая философия, а теория традукционизма – стоическая по происхождению (Столяров 1994 ссылается на: Диог. Лаэрт. VII, 159 [в человеческом семени смешаны частицы души в том же соотношении, что и у предков]; SVF II, 804–806 «и др.»; ср. Столяров 1995, 136: передача душевных свойств от родителей детям считалась доказательством телесности души), то толкование Булгакова (видимо, заимствованное из Владимирский 1912/1998, 352; Арсений 1899/2002, 301 или подобных трудов), может быть близким к истине. 878 Ср.: «Благодать, преподаваемая падшему человеку через Иисуса Христа, не действует механически, не дает освящения и спасения немедленно, в мгновение ока, но постепенно проникает все психофизические силы человека, соразмерно его личному подвигу и новой жизни Является необоснованным преувеличением мыслить и утверждать, что у возрожденных нет абсолютно никаких остатков греховных недугов, когда возлюбленный Христом тайновидец ясно учит: “Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас” ( 1Ин.1:8 )» (Попович 1999, 68). Далее прп. Иустин (Попович) приводит цитату из Рим.7:19–20 , ср. 8:23–24, как раз бывшую предметом полемики в Восточной церкви в IV-V вв. Автор «Догматики Православной церкви» пытается опровергнуть здесь постановление Тридентского собора, что остающаяся у крещеных похоть (которую еще Августин связывал со смертью и грехом) не является в собственном смысле грехом, но от греха и влечет ко греху (там же, 66–67). Однако толкование приведенных им мест из Нового Завета представляет трудности: что имеет в виду Иоанн, говоря о Крови Христа? если крещение, то до или после? несет ли это место «догматическую» или «морально-психологическую» нагрузку? какое отношение имеет эта цитата не к личному греху, но к «похоти»? Таким образом, если первая часть утверждения Поповича не вызывает сомнений, то попытка опровержения решения Тридентского собора явно неудачна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Свят. Иоанн Златоуст. Беседа на слова Апостола: «Знаем, что любящим Бога все содействует благу» (Рим. 8, 28); о терпении и о том, сколько пользы от скорбей//Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В VI т. Т. III. Книга 1. М., 2006. С. 216. Марен Э. Монахи Константинополя III - IX вв. Жизнь за стенами святых обителей столицы Византии. М., 2022. С.267. Эллиот Д. Испанская империя. Мировое господство династии Габсбургов. 1500-1700. М., 2023. С.66-71. Леонтьев К.Н. Отшельничество, монастырь и мир: их сущность и взаимная связь (четыре письма с Афона). Сергиев Посад, 1913. С.33, 36. Григора Никифор. Римская история, начинающаяся со взятия Константинополя латинянами. Книга 10, глава 1. В 3 т. Т.1. Рязань, 2004. С.327, 328. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 27. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. С.254. Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М., 2014. С.117-119. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и Англии. М., 1998. С.286. Асмус Валентин, прот. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста (Эортологический этюд)//«Имперское возрождение». 2004. С.58. Василик В.В. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках. СПб., 2016. С.335-337. Хотя отнесение монашеского пострижения к церковным таинствам является дискуссионным утверждением, нельзя не заметить, что, как известно, помимо традиционно признаваемых семи таинств (крещение, евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвящение) существует еще таинства венчания на царство, водоосвящения, освящения плодов, которые многими авторитетными богословами признаются в данном качестве. Некогда отпевание также считалось таинством. Очевидно, что и пострижение имеет все основания войти в их число. См.: 1) Афанасьев Николай, протопресвитер. Таинства и тайнодействия (sacramenta et sacramentalia)//Афанасьев Николай, протопресвитер. Церковь Божия во Христе. Сборник статей. М., 2015. С.271, 280. 2) Польсков Константин, священник. Монашеский постриг как Таинство Церкви// .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

«Как душа по природе лучше тела, так и дело душевное лучше телесного. И как душа по природе лучше тела, так и дело душевное лучше телесного. И как первоначально создание тела предшествовало вдуновению в него жизни, так и дела телесные предшествуют делу душевному» (Слова подвижнические. С.251, 410, а также с. 14, 276). 37 Аскетическая проповедь. С. 354—355 38 Аскетическая проповедь. С. 103, 358. «Тело, трудящееся над делом, — учит прп. Нил Синайский, — удерживает при себе мысль, которая не меньше глаз должна наблюдать за тем, что делается, и содействовать телу для непогрешительности в действии, а покоющееся тело дает мысли свободу кружиться; потому что во время покоя возбуждаются страсти, и при каждом похотливом воспоминании увлекают мысль и овладевают ею, как пленницею» (Слово о молитве " » Добторолюбие. Т. 2. С.228—229). 39 Приношение современному монашеству. С. 66 40 Аскетические опыты. Т. I. С. 258. Аскетические опыты. Т. II. С. 139, 306. Аскетическая проповедь. С. 103, 356. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 319. Соотнесение телесного и душевного подвигов представлено свт. Игнатием вполне в русле святоотеческой традиции. Именно так представляли это соотнесение все святые отцы, касавшиеся данной темы. Телесные труды сохраняют человека от возбуждения в нем греховных пожеланий, усыпляют в нем страсти, но не изглаждают их совершенно в естестве. Телесные труды освобождают от грубых плотских страстей, но чистоты сердцу сообщить не могут, и именно потому, что при одних телесных трудах к душе легко примешиваются человекоугодие, тщеславие. очистить ум и сердце — дело лишь Духа Святого, и Господь смотрит не на труды, но на то, рождается ли от них смирение. Поэтому достичь спасения можно через достижение именно смирения, без несения особых телесных подвигов, т.к. святость — не столько во внешней чистоте жизни и девстве тела, сколько во внутренней чистоте сердца и ума (Смотри: Антоний Великий, прп. Объяснение некоторых изречений//Добротолюбие. Т.1. С.148; Макарий Египетский, прп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Черты образа Божьего некоторые Отцы и учители Церкви видели в разумно-духовной природе человека как «существа разумного» (греч. zoon logikon). «Наш ум... родствен Богу, он служит умственным образом Его», – говорит Ориген . 64 «Мы сотворены по образу Создателя, имеем разум и слово, которые составляют совершенство нашей природы», – пишет святитель Василий Великий . 65 Является ли тело человека образом Божьим? Святой Василий считает, что нет. Бог есть Дух, и образ Божий должен быть духовен. 66 Однако, согласно святителю Фотию, патриарху Константинопольскому , тело, как и всякое творение Божье, носит на себе отображение Творца: «Человеческое тело, как и душа, есть художественное изделие Его (т.е. Божьего) человеколюбивого и благодетельного промысла». 67 Образ Божий усматривают в свободной воле человека и его способности выбора. Бог создал человека абсолютно свободным: по Своей любви Он не хочет принуждать его ни к добру, ни ко злу. В свою очередь Он ждет от человека не просто слепого повиновения, но ответной любви. Только будучи свободным, человек может уподобиться Богу через любовь к Нему. Говорят о бессмертии человека и его господственном положении в природе, а также о присущем ему стремлении к добру как чертах образа Божьего. Татиан называет человека «образом бессмертия Божьего» 68 , а преподобный Макарий Египетский говорит, что Бог сотворил душу «по образу добродетели Духа, вложив в нее законы добродетелей, рассудительность, знание, благоразумие, веру, любовь и прочие добродетели, по образу Духа». 69 Наконец, способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Бог является «делателем»: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – говорит Христос ( Ин. 5:7 ). Человеку тоже заповедано «возделывать» рай ( Быт. 2:15 ), то есть трудиться в нем, обрабатывать его. Человек не может творить ех nihilo («из ничего»), но он может творить из материала, созданного Творцом, а материалом для него служит вся земля, где он господин и хозяин. Не столько мир нуждается в том, чтобы человек улучшал его, сколько сам человек нуждается в приложении своих творческих способностей для уподобления Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Старец сказал ему: хорош образ жизни и не очень труден» (Изр. св. ст. Агаф. 20). Прп. Мегефий синайский, ученик прп. Сисоя и Пимена египетских, ел в два дня по одному хлебу (Изр св. ст Мег., 2). Хлеб большей частью употреблялся ячменный — сухой (галеты — πξαμος), который может сохраняться по полугоду и обычно употребляется бедным населением Египта ( Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 12); его ели размоченным в воде (Др. Пат. IV, 68 (56)). Свежеиспеченный хлеб, который мог быть только у отшельников, живших вблизи деревень или монастырей, считался роскошью, у на него, как на угощение, звали соседей (Др. Пат. IV, 76 (64)). Вареную пищу, большей частью в виде чечевичной кашицы, готовили только для гостей (Др. Пат. IV, 68 (56), 69 (57)). Один старец отказался съесть кашицы, сваренной из древесной почки (μυξρια) даже при сильном кровоизлиянии (Др. Пат. IV, 77 (59)). Другого «старца во время болезни навестил один брат, устроил ему варево из своего приношения и давал поесть. Старец говорил ему: поистине, брат, я забыл, что люди имеют такое утешение» (Др. Пат. IV, 78 (66)). О прп. Исааке рассказывали, что он ел хлеб свой с пеплом из богослужебного кадила (Изр. св. ст., Ис. 6). Прп. Макарий Алек. († 394) «услышал, что один инок вкушал по одной литре (12 унций) хлеба, решился подражать ему: покрошил все свои сухари и опустил их в кувшин, положив правилом съедать не больше того, сколько достанет рука. Весело рассказывал нам он об этом (говорит автор Лавсаика) вот что: захвачу бывало побольше кусков, а узкое горло не дает мне их вынуть; мой кувшин совсем не давал мне есть. Целых 3 года подвизался он в таком воздержании, вкушая хлеба унции по 4 или по 5 и выпивая соответственное тому количества воды» (Лавс. 19). 338. О прп. Евагрии, Понтийском диаконе († 399), рассказывается в Лавсаике: «Сей блаженный муж говорил: с тех пор, как пришел я в пустыню (египетскую), я не ел ни салата, ни зелени, ни каких свежих растений, ни плодов древесных, ни винограда; не омывал тела, не ел мяса, ни хлеба, ни вина, и вообще ничего, что приготовляется на огне, кроме некоторых сырых овощей и небольшого количества воды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

49 Пример аналогичного подхода у современников о. Иоанна см.: Феофан (Говоров). Примеры записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы… М., 1903. 50 О традиции духовного старчества в православии см.: Смирнов С. И. Духовный отец в древней Восточной церкви (История духовничества на Востоке). Сергиев Посад, 1906; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. 60 Подобное самоотождествление имеет место лишь в пасхальное время. См. Пасхальный канон, в частности второй тропарь третьего ирмоса: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». 63 Там же. Д. 1. Л. 65 об. О западных параллелях подобных мыслей см.: Вупит С. Jesus as Mother: Studies in the Spirituality of the High Middle Ages. Berkeley, 1982. P. 23–48. 66 Там же. Д. 13. Л. 22 об. См.: Лествица, возводящая на небо преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Сергиев Посад, 1908. С. Ill – IV. 67 Об этой важнейшей вехе на пути к старчеству – удалении из мира для последующего служения ему – см.: Сумароков Е. Н. Старчество и первые оптинские старцы//Старец Макарий Оптинский . Харбин, 1940. С. 10–11. Критику общественного служения, не подкрепленного личным аскетизмом, через сравнение «гуманистического, филантропического» Г. Петрова и о. Иоанна см.: Тверские епархиальные ведомости. 20 (25 мая 1909 г.). С. 404–407. 71 Там же. Д. 4. Л. 132. «Сборщики» были довольно распространенным явлением, особенно среди крестьянства. Этой деятельностью могли заниматься либо монашествующие, для которых сбор пожертвований являлся послушанием, либо миряне, трудившиеся по собственному почину. Архиереи осуждали данную практику. Высказывания епископа Иоанникия Архангельского по поводу подобной традиции см.: Псковские епархиальные ведомости. 24 (15 декабря 1896 г.). С. 445. Некрасовский Влас – наиболее известный литературный образ сборщика. 72 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 10. Л. 69 об. Резкость суждений о. Иоанна контрастирует с более взвешенным мнением Макария Египетского : «Глубины бездонные сокрыты в сердце человеческом… В сем малом сосуде кишат драконы со львами, твари ядовитые и все сонмища пороков; дебри неодолимые там и пропасти зияющие. Однако же и Бог там, и ангелы Его, жизнь вечная и Царствие Небесное, Свет Господень и апостолы святые, грады горние и дары благодати: все там пребывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010