Новейшие путешественники и исследователи Египта указывают на ливни, как на весьма редкие явления в Верхнем Египте 388 ; и если в Нижнем Египте, по словам их, случаются нередко дожди хотя и в небольшом количестве, равно как не составляют неслыханных явлений в этой части Египта в зимние месяцы и бури с молниями, громом и градом 389 , то в Верхнем Египте всякая более или менее сильная буря и дождевой ливень встречаются жителями с ужасом, как предзнаменование приближающегося бедствия 390 . Не трудно представить, какой ужас должны были переживать египтяне, когда градовая буря во время седьмой казни усилилась до того, что убивала людей и животных 391 , когда посланная Иеговой молния поражала землю с такой силой, что недра земли не могли как бы вместить в себя всего количества разрежающегося атмосферного электричества и электрическая струя бежала и разливалась по поверхности земли. Тем более чувствительна для египтян была эта казнь, что она совершилась в такое время, когда домашние животные, как и во время 5-й казни, были в поле на зеленеющих пастбищах, когда полевые травы и деревья были покрыты зеленью, когда на полях зрели хлебные произведения земли. И побил град по всей земле египетской все, что было в поле 392 , от человека до скота ( Исх.9:25 ); вся полевая трава была истреблена, все деревья в поле побиты 393 ; лен и ячмень в это время уже созревали – лен осеменился, а ячмень выколосился, близилось время их жатвы, и град погубил их безвозвратно 394 . Истребление льна было наиболее чувствительной потерей для Египта и потому заслуживало особенного замечания в истории. Египет с отдаленных времен славился льняной промышленностью; произведения египетских станков для выделывания льняных тканей, помимо удовлетворения громадного спроса для домашнего употребления, составляли предмет богатейшего торга Египта на иностранных рынках; вследствие этого культура льна, как доставлявшая наибольшие выгоды Египту, занимала большую часть народа 395 . Египетский лен был превосходного качества, выделывавшиеся из него ткани в общем по качеству равняются лучшим новейшим произведениям этого рода, а по гладкости ниток, не имеющих узлов, они превосходят продукты новейшей мануфактуры 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Но цари и жрецы намеренно держали в темноте низший класс народа и покровительствовали идолопоклонству, культу животных и растений и вообще фетишизму, находя в том для себя и храмов особую выгоду. Вследствие этого идолопоклонство всех видов и суеверие развились в Египте 811 до огромных размеров, исказив мысль народа и унизив его душу. Господь грядет на Египет, чтобы потряслись идолы Египетские, и растаяло сердце Египта. Это великое и далекое указание. Было время и в глубокой древности ( Исх. 12:12 ), когда „над богами Египетскими Господь произвел суд“ ; и тогда, когда Египет посещен был казнями и в особенности в последнюю ночь поражения первенцев: „растаяло сердце Египта в нем“. Но прошедшее было забыто; земля Египетская отдана была идолослужению, и Исаия, как Иеремия ( Иер. 43:12,46:25 ), как Иезекииль (XXX), видят свершающийся над нею и над богами ее приговор Господень. Был когда-то мудр Египет 812 , но он утратил свою мудрость, он с своей культурой сходит со сцены власти и влияния; Персы и Греки и Римляне переделывают всю жизнь Египта; доколе не явилось „Солнце Правды“, от которого пали идолы окончательно. А с 391 года после Р. Хр. капища в Египте окончательно закрыты законом Феодосия Великого. Под именем „духа Египта, который изнеможет в нем“, надо разуметь самые основания культуры Египта, которая дала такие замечательные плоды. Но культура эта, поражающая нас и теперь своим величием, соделалась великою потому, что во главе Египта стоят в древности мудрые, чтущие Единого Бога, хотя прикрывающие это знание многочисленными символами. Этим только умам могло быть доступно то развитие, которое способно создавать памятники, подобные Египетским 816 , и развивать науки и искусства и технические знания до той степени, как они были развиты в Египте, в чем мы убеждаемся все более и более 817 . Но символистика везде и всегда была шагом к забвению истин, скрывавшихся под символами и Египет стал утрачивать свое влияние, потому что, вероятно, и высшие классы утратили высшие верования, а потому и ясность мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

390 В тексте ЕТЕ «который» вместо ΝΤΕ «у» – описка, каких немало в данной рукописи. Издатель понял это место буквально, как «эфиоп почтенный, который есть Агриппа», отмечая, что такое отождествление странно, так как Авдемелех далее называется слугой Агриппы. 391 Хармис (Кархемиш)-город на Евфрате. Упоминается в Септуагинте (и соответственно в коптском переводе ее): Иер. 26 (в еврейской Библии –46:2). Здесь это название относится к Иордану, поскольку там настигли Седекию (см. ниже). Очевидно, смешение двух разных событий: в 606 г. при Кархемише Навуходоносор II разбил фараона Нехао, подчинившего себе Иудею, и эта победа открыла Навуходоносору возможность вмешиваться в дела Иудеи, вплоть до вторжения в эту страну. 394 Золотая или серебряная монета, равная двум драхмам или 0,003 таланта. В данном случае, очевидно, серебряная, около 4,3 г. 395 Коптский переводчик исказил смысл, видимо, под влиянием свободного порядка слов в греческом, что чуждо коптскому: «Первый раз был недостаточен тебе, и второй, и третий, причем ты бросил...». 400 «Щадить» здесь понимается как «воздерживаться от мести», т. е. «воздерживаться от того, чтобы погубить» 402 Букв, «если бы я вернулась/повернула себя». По-видимому, текст искажен, и вместо местоименного суффикса 1-го лица должен стоять суффикс 3-го лица женского рода: «если бы я повернула ее (т. е. дорогу)». 403 В переводе по возможности отражена коптская манера выражать числительные (в крупных числах счет обычно ведется на десятки тысяч). В рукописи итог ошибочен (следствие неправильно понятых чисел в греческом?): сумма вышеприведенных чисел составляет 2350000, но не 12000017. Однако именно к последней цифре приближается позднейший подсчет, см. прим. 407. 404 Букв, «на дорогу вооружения, а именно место разделения («разделительное») Иерусалима и Панонии». «Панония» – искаженное «Вавилония», «Вавилон». 405 Двенадцать ночных часов считались с момента заката, а после них шли двенадцать дневных часов. Следовательно, 5 часов дня – это, примерно, 11 часов утра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Число 50 вообще указывает на умеренность в изобилии, поэтому среднее количество отряда воинов или экипажа корабля бывает в 50 человек (Ил. IV 391), даже стада быков и те бывают по 50 голов (Од. XII 130). Число 100 выражает нечто значительное и огромное, но доступное человеческому воображению: эгида Афины имеет 100 бахром, каждая ценою в 100 быков; в египетских Фивах 100 ворот, гекатомба обычно включает 100 жертвенных животных. Зато 1000, 3000, 10000 употребляются только для чего–то непостижимого человеческому познанию. Арес и Посейдон кричат так, как 9 или 10 тысяч воинов (Ил. V 859, XIV 148); Эрихтоний имел 3 тысячи кобылиц, но он был самый богатый человек на земле (Ил. ХХ 219 – 222). Если подвести итог этим интересным наблюдениям Г.Жермена, то можно высказать следующие три положения. Во–первых, Гомер употребляет числа не как попало, а строго закономерно, всегда связывая их так или иначе с определенными областями действительности. Во–вторых – и это Г.Жермен особо подчеркивает – числа, употребляемые Гомером, имеют эстетическое значение и даже специально значение принципов симметрии. Действительность, оформленная при помощи таких чисел, становится эстетически закономерной, устойчивой и устроенной раз навсегда как художественное целое. В–третьих, уже у Гомера число является одной из основных эстетических категорий и еще задолго до пифагорейцев трактуется как принцип эстетической структуры и художественного оформления всего существующего. в) Из других эстетических категорий у Гомера, относящихся к природе и космосу и получивших разработку в современной литературе о Гомере, можно привести категорию величины, – или размерности, объемности. Немецкий археолог Г.Шраде в своей работе о богах и людях у Гомера (H.Schrade. Götter und Menschen Homers, Stuttgart, 1952) попытался дать очерк гомеровской эстетики, опираясь на изображение величин и размеров в гомеровских поэмах. Этот исследователь правильно фиксирует наше внимание на огромных размерах богов, людей и вещей у Гомера . Эстетический смысл этих больших величин, безусловно, подтверждается исследованиями соответствующей терминологии. Однако едва ли это является последним словом эпической эстетики у греков. Уже в картинах природы, приведенных выше, а также и в изображении различных предметов искусства видна огромная склонность Гомера также и к малым размерам, к миниатюре, к детальной обработке металла и других веществ. Поэтому едва ли можно здесь останавливать внимание только на эстетике больших размеров. Дело здесь скорее не в больших и не в малых размерах самих по себе, а скорее в приспособленности этих размеров к сущности тех предметов, о величинах которых трактуется у Гомера. Симметрия и гармония этих предметов в зависимости от их существа – вот чем богата эстетика размеров и величин у Гомера и вот почему концепция Г.Шраде требует существенного дополнения.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Дуализм этот перешел затем в триаду и еще затем, в ряд триад первичных, вторичных и третичных. Нет, следовательно, оснований отрицать всякое влияние на Филона и самой египетской доктрины, хотя он, по целям понятным, и выдает себя только за геллениста. Некоторые из его рассуждений носят на себе египетскую окраску. Часто говорит он и о духовном солнце, и о планетных сферах, и эфире, куда возносятся души благочестивых, о том, как «созерцатели природы» совершают мысленно течение вместе с луной и солнцем и сонмом подвижных и неподвижных звезд, и, пребывая телами на земле, окрыленными душами шествуют по эфирному пространству и созерцают горные силы 390 . Все это близко и прямо подходит к египетскому учению о странствованиях душ в небе и об их одухотворении и обожествлении 391 . Еще более напоминают египетское воззрение мысли Филона о постепенном очищении от страстей души, стремящейся выше видимого солнца 392 . Памятником обмена идей египетской теософии с александрийско–греческой и иудейской, по нашему мнению, служит и известное сочинение «Пастырь Гермеса тривеликого» или наивеличайшего, вновь недавно изданное 393 . В этом сочинении от лица египетского Гермеса – Тота, бога откровения, передается своеобразное воззрение на историю творения мира и человека, на отношение Бога к миру и человеку и на судьбу человека, представляющее собой смесь библейских понятий с учением египетским. Мир создан, по откровению Гермеса, происшедшим из ума Божия Словом или Сыном Божьим. Бог, который есть верховный ум, сам в себе вмещает мужескую и женскую природу, подобно тому, как верховный Бог у египтян, который назывался «душою в двух близнецах», или как их Ра, «рождающийся в своем яйце» и рождающий Озириса 394 . Этот демиург, бог огня и духа, сотворил семь соправителей в небесных сферах, окружающих чувственный мир (планеты). Человек, заключенный в сфере чувственного мира – образ духовного слова – получил гармоническую природу этих семи правителей из огня и духа 395 . Зарождение человека произошло (в количестве семи бесполых типов человеческих) от земли (жена), воды (муж) и воздуха, из которого взято дыхание; затем разделился на части состав первочеловека, – явились полы, и Бог сказал: раститесь и размножайтесь 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Гора Хорив, когда Моисей прибыл для поселения около нее 389 , носила уже название «горы Божией», и вся вообще эта группа гор, подобно напр. Арарату или Гиммалаю, считалась священною в среде окрестных племен 390 . В этом-то святилище гор, в ожидании времени, когда по предначертанным планам Божиим Израиль созреет для великого движения к своему освобождению, и в то же время несознательно приготовляясь к предстоявшему ему великому подвигу, Моисей провел не менее сорока лет 391 . Его постоянные переходы с стадами своего тестя должны были ознакомить его с каждой долиной, с каждой равниной, с каждым ущельем, холмом и со всякой горой всей этой страны; с ее населением, как туземным, так и работающим в египетских рудниках; с каждым источником и колодцем и с особенностями всякого рода, представляемыми местностью, что вместе составляло в высшей степени важную подготовку к тому, чтобы вести свой народ, по освобождении его из Египта, к надежному пристанищу и великому святилищу будущей продолжительной стоянки. Кроме того, в эти годы душевного покоя в его уме могли находить спокойное разрешение различные вопросы будущего, и главнее всего его собственный дух, благодаря отрешенности от мира и тесному непрерывному общению с Божеством, постепенно укреплялся и очищался 392 . Когда Моисей таким образом вел тихую пастушескую жизнь среди возбуждающих к духовной жизни гор Синая, в это время и на берегах Нила среди израильтян созревала в тайне мысль об освобождении от рабства египетского. Семейство, в котором выросли и воспитались такие лица, как Мариам, Аарон и Моисей, верные Богу своих отцов и исполненные неодолимого отвращения к религии Египта, наверно представляло не единственный пример наследственной преданности вере и заветам Израиля. Несомненно, Амрам и Иохаведа в самых именах своих 393 носили знамение своей веры, которая сохранялась многими даже в эти мрачные времена. Бедствия жизни будили религиозные чувства народа и придавали такое значение обетованиям Иеговы Аврааму и его потомкам, какого дотоле они не имели. Этот великий духовный переворот, насколько можно видеть теперь, совершался главным образом при посредстве колена Левиина, к которому принадлежали родители Моисея, и их детям предстояло выступить в качестве его главных совершителей. Но сами Амрам и Иохаведа несомненно по наследству получили ту духовную настроенность, которую их семейству предназначено было распространить на других и привести к таким великим последствиям. Что их колено удостоено было чести сделаться народным священством, это было его естественным наследием. Благодаря ему, его братья опять обратились к Иегове в Египте, и благодаря усилиям его сынов, Аарона и Моисея, они сделались свободным народом. Как деятели народного возрождения в Египте – как религиозного, так и политического, члены колена Левиина с самого начала, как по своим прежним заслугам, так и по своей особенной способности, были предназначены к достоинству высшего служения в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это видно из достаточно странного для христиан отношения в исламе к тому, что можно было бы назвать грехом в отношении Бога. Если грех в отношении человека, как уже говорилось, требует обязательного искупления, в том числе через наказание, то с Аллахом все значительно проще. В одном из достоверных хадисов приводится такая история о кающемся в своем грехе мусульманине. По словам Абу Хурайры, после очередного совершения греха этот человек просил прощения у Аллаха и каждый раз получал его вновь. В конце концов, по версии этого хадиса, которую приводит Муслим, «на третий раз Аллах Всевышний сказал: “Я простил Моему рабу, пусть же делает, что хочет!” » 78 . Надо сказать, что в самом комментарии к хадису присутствует пожелание, чтобы сердце человека не упорствовало в грехе, однако даже при формальном произнесении слов покаяния прощение все равно при определенных условиях возможно (перед зарей, после азана, во время совершения обязательных молитв и в иных подобных случаях) 79 . Даже теоретические рассуждения о реальности такого «покаяния» невозможны в нашей святоотеческой литературе. По словам преподобного Марка Подвижника (IV b.), «произвольно согрешающие находятся еще вне (доброго пути) и неудобно преклоняются к покаянию» 80 . Другой великий святой Макарий Египетский († ок. 391) утверждает, что Бог ожидает от человека обращения и покаяния «от всего сердца» 81 , а залогом прощения совершенного греха, по мысли преподобного Исаака Сирина , является совершенная, от всего сердца ненависть ко греху 82 . Кроме всего этого, необходимо сказать, что в исламском богословии «покаяние (тавба) не является просто движением души: оно включает в качестве обязательных компонентов намерение устранить грех и некое действие, его устраняющее » 83 , так как намерение, как известно, не может выражаться без соответствующего ему действия. Поэтому в Коране говорится, что «Аллах примет покаяние того, кто раскается после совершения несправедливости и исправит содеянное, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (К.5:39). Таким образом, совершенный грех необходимо нейтрализовать добрым делом. Такой совет содержится в одном из хадисов. По словам Ибн Масуда, Мухаммад на вопрос одного человека, который совершил грех , дал ответ, который относится ко всем мусульманам: «Поистине, добрые дела устраняют дурные» (К.11:114) (см.: Бухари 311) 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М., 1880, сс.183 и 250. 391 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 471. 392 Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980, с. 466. 393 Научный коммунизм. Учебное пособие под ред. акад. П. Н. Федосеева. М., 1981. с. 237. 394 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К. Энгельс Ф. Собрание сочинений. т. 42. сс.123-124. 395 Ленин В. И. Сочинение. 4-е изд. Т.13 с. 219. 396 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990, сс. 80-81. 397 Там же, с. 89. 398 еп. Михаил (Грибановский). Письма//Православная община. Вып.25, 1995, с. 79. 399 Обратный пример из истории христианства: старец Амфилохий, подвизавшийся на острове Патмос (ск. в 1970 г.) крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. " В засушливые летние месяцы он сам обходил остров, поливая молодые деревья. Его пример и воздействие удивительно преобразили Патмос: там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998, сс. 3-4). 400 преп. Максим Исповедник. Творения т.2, М., 1993, сс. 58-59. 401 Рискуя вызвать ещё и неудольствие искусствоведов, не могу все же скрыть слова английского христианского писателя Честертона, вложенные им в уста отца Брауна: «Если вы не понимаете, что я готов сровнять с землёй все готические своды в мире, чтобы сохранить покой даже одной человеческой душе, то вы знаете о моей религии ещё меньше, чем вам кажется» (Честертон Г. К. Злой рок семьи Дарнуэй//Избранные произведения в 5 томах. т.2. М., 1994. с.150). 402 Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Т.3. Новосибирск, 1993, с. 453. 403 «Итак, отношение христиан к природе распадается на два момента. Первый. Утверждение теологической значимости всех живых существ, которые почитаются лишь только потому, что они живые существа. Второй. Теоцентризм дополняется антропоцентризмом, согласно которому вполне обоснованным становится безжалостное отношение к природе» (Иоселиани А. Д. Проблемы экологии в контексте религии//Философские исследования. 2000. 1, с. 191). 404

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный († 435) – подвижник, автор 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами православного Востока. Память совершается 29 февраля. Иоанн Колов, преподобный († ок. 430) – пустынник египетский. Прозвище Колов (от греч. слова «крошка», или «карлик») получил за малый рост. Оставил много изречений, записанных другими иноками. День памяти – 22 ноября. Иосиф Панефосский, преподобный (кон. IV – нач. V b.) – египетский подвижник, пустынник. Память совершается в Соборе всех преподобных в субботу Сырной недели. Иперехий, преподобный (V b.) – египетский подвижник. Преподобный Иперехий сказал о посте: «Не съедать в оклеветании брата своего». День памяти – 20 августа. Исаак Фивейский. Сведений об этом подвижнике не сохранилось. Исаия Отшельник, преподобный († ок. 370) – аскет, подвижник Нитрийской пустыни, церковный писатель. Память совершается в Соборе всех преподобных в субботу Сырной недели. Макарий Великий, преподобный (ок. 301—391) – египетский подвижник, безмолвник, провел в пустыне 60 лет. Был учеником прп. Антония Великого. В 40 лет Макарий был поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии его имя. День памяти – 1 февраля. Моисей Мурин, преподобный († ок. 400) – священномученик. Моисей был родом из Эфиопии, лицом черен и поэтому назван «мурин». В юности был разбойником и пьяницей, но стал монахом и явил глубочайшее покаяние. Будучи в пресвитерском сане, принял мученическую смерть за Христа. День памяти – 10 сентября. Палладий пустынник (IV b.) – подвижник в Антиохии Сирийской. Построив себе на горе небольшую хижину и затворившись в ней, он пребывал в непрестанном бдении, молитве и посте. Бог прославил его даром чудотворений. День памяти – 10 февраля. Пимен Великий, преподобный (ок. 340—450) – египетский подвижник, аскет. С двумя своими братьями Анувием и Паисием он ушел в один из египетских монастырей. Проводил время в строгом посте и молитвенных подвигах и достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное бесстрастие. Для многих иноков он был духовным наставником. Скончался в возрасте 110 лет. День памяти – 9 сентября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Беседа в неделю Св. Пятидесятницы (ibid). Беседы на книгу Бытия – с тридцать третьей по шестьдесят седьмую. Две беседы на слова Св. Ап. Павла: «целуйте Акиллу и Прискиллу» (На раз. м. Св. Пис. т. II). 389-го года. Беседы на Евангелие от Иоанна. 389–391-й год. Беседы на Евангелие от Матфея. 391-го года. Беседы на послание Ап. Павла к Римлянам. 392-го года. Беседы на послания Ап. Павла к Коринфянам. С 393–397-й год. Беседы на послания Ап. Павла: к Галатам, к Ефесеям, к Филипписеям, к Тимофею, Титу и Филимону. Беседы на псалмы. Беседы на восемь глав Пророка Исаии (На разн. м. Свящ. Пис. т. I). Беседы, произнесенные в неизвестное время в Антиохии: Беседа на слова Ап. Павла: «егда же прииде Петр в Антиохию, в лице ему противустах» (глав. II, 2). (На разн. мест. Св. Пис. т. III). Семь бесед в похвалу Св. Апостолу Павлу (ibid). Шесть бесед (девять по Миню) о покаянии (к Ант. нар. т. II). Беседа о кладбище и кресте (На раза. сл. т. II). Два похвальные слова Св. Мученицам Виринее, Проскудии и матери их Домнике (На разн. случ. т. I) Беседа о кресте и разбойнике (ibid. т. II). О Вознесении. Две беседы о Св. Мученице Пелагее (ibid. т. I). Похвальное слово Св. Священномученику Игнатию (ibid. т. I). Похвальное слово Св. Евстафию, Архиепископу Антиохийскому (ibid.). Два похвальные слова Св. Мученику Роману (ibid). Беседа на слова Пророка Иеремии: «Господи, несть человеку путь его». (На разн. мест. Свящ. Пис. т. I). Две беседы о Маккавеях (На раз. м. Св. Пис. т. II). Беседы о Святых Мучениках (На раз. сл. т. I). Похвальное слово всем Святым Мученикам (ibid). Беседа, что не должно противиться благодати. Похвальное слово Св. Мученику Юлиану (ibid). Похвальное слово Св. Мученику Варлааму (ibid). Беседа на слова Ап. Павла: «не хощу вас не ведети, братие! яко отцы наши оси под облаком быша» ( 1Кор. 10, 11 ) (Бесед. на разн. м. Св. Пис. т. II). Похвальное слово о Св. Великомученике Дросиде (На разн. случ. т. 1). Похвальное слово египетским мученикам (ibid). Беседа после землетрясения (На разн. сл. т. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010