Здесь имеются в виду слова «Боже, милостив буди мне грешному!» 387 , которые являются свободной формулировкой 9 стиха 78 псалма. Аммон – непосредственный ученик Антония Великого , в чьем житии, написанном Афанасием Великим , мы читаем, что этот «первенец анахоретов» (Евагрий) не только «непрестанно молился» 388 , но и отражал неистовые нападения бесов краткими стихами псалмов 389 . От другого ученика Антония – Макария Египетского , учителя Евагрия, осталось следующее изречение: Некоторые спросили авву Макария: «Как следует нам молиться?» Старец ответил им: «Не нужно многословия 390 , но следует, простерши руки свои, сказать: «Господи, как Ты желаешь 391 и как знаешь 392 помилуй меня! 393 .Когда же приходит искушение, достаточно сказать: «Господи, помоги мне!» 394 . Ибо Он знает, что необходимо нам и ниспосылает милость» 395 . Этим простым призыванием «Господи, помоги мне» хананеянка, «нечистая язычница», превозмогла даже первый отказ Христа. Как показывают эти немногие примеры, существует непрерванная традиция «египетских братьев» (Августин), которая восходит к самому Антонию Великому ; и даже более того, она идет еще глубже, ко времени самого Христа. Рассматривая свидетельства об этих «кратких молитвенных призываниях», донесенные до нас различными текстами, мы видим, что при всем различии форм им присущ общий дух. Все они вместе – это вопль о помощи со стороны искушаемого человека: «Боже, милостив буди мне грешному!» 396 , «Господи, помилуй меня!», «Господи, помоги мне!» 397 , «Сыне Божий, помоги мне!» 398 , «Сыне Божий, помилуй мя!» 399 , «Господи, избави мя от лукавого!» 400 Так становится понятным, что имел в виду Евагрий, когда советовал молиться «не как фарисей, но как мытарь» 401 , тот евангельский мытарь, что, бия себя в грудь, из глубины сердца исповедал себя грешником, чья единственная надежда была на прощение Божие 402 . Дух, общий всем этим кратким молитвенным призываниям – это дух метанойи, дух раскаяния, сокрушения и обращения. Именно этот дух способен принять «радостную весть» «примирения во Христе» 403 :

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Аменготеп перенес и свою столицу из Фив и построил новую в среднем Египте, в округе, ныне известном под именем El-Amarna. На месте её открыты руины огромного города и среди них остатки храма богу солнца. Найдены, между прочим, здесь и изображения царя, который вместе со своим семейством и двором приносит жертву богу солнца. Между предметами приношения – цветы занимают первое место. Изображения их украшают стены храма, они же в руках предстоящих. Гимны к верховному богу отличаются поэтичностью. При богослужении употреблялось пение. Упоминаются певцы и певицы. Одна из женщин поет следующий гимн: «слава тебе, творец месяцев, создатель дней, исчислитель часов». Brougsch. Histoire d» Egypte. р. 119 – 120. Алтарь храма наполнен был светильниками. Изображений самого бога нет, вопреки египетскому обычаю. Видится только солнечный круг над храмом и над царем. Из него идут лучи, падающие на лицо царя и царицы в направлении к носу, – символ дыхания жизни. Lepsius. Ueber d. erst. Aegypt. Götterkreis. S. 43 – 44. 997 В изображении царя находят черты лица особенные, по-видимому, не египетские. Стиль его построек представляется также особенным, оригинальным. По-видимому, мать его Tii или Taia имела на него особенное влияние, а она была чужестранка. По крайней мере изображения её указывают на тип не египетский, северный (белые волосы, синие глаза, красные щёки). В одной надписи в Каире отец и мать её названы не египетскими именами. Lenormant. Manuel d’histoire. t. I. р. 391 – 392. 998 Геродот говорит о «трапезе солнца» у эфиоплян и об особом поклонении солнцу. Herodot. 3, 17. 18. 999 Ленорман указывает при этом на сходство (весьма не важное, впрочем,) некоторых Моисеевых обрядов с теми, какие были у почитателей бога Aten, именно: на хлебы, которые видны среди предметов, приносимых в жертву Aten и которые он отождествляет с «хлебами предложения» – у Моисеи. См. Lenormant. Manuel d’histoire. t. I. Les Egyptiens, p. 393. 1001 Это насекомое, по словам Плиния, складывает свое семя в землю и, смешав его с нею в виде шара, движет его от востока к западу, – символ отношений солнца к земле и космографических понятий того времени. Говорят еще, что скарабей потому служил символом солнца, что имел 30 пальцев на своих лапах, – указание на 30 дней солнечного месяца. Климент александрийский прибавляет, что скарабей, подобно солнцу, половину года ходит под землей и половину над землей. Stromata. V, VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

В другой раз он меня спросил, существует ли какой-нибудь способ покончить с собой быстро и не проливая крови. Я указал ему три таких способа и с того дня не сомневаюсь, что он относится ко мне с симпатией и признательностью. Я же со своей стороны многому у него научился. Раньше я думал, что еду, сон и удовлетворение полового инстинкта желательно регулировать определенными навыками. А теперь, как и он, я считаю, что лучше всего удовлетворять эти потребности при первом их появлении. Этим я не только удлинил свой день, но и добился духовной свободы. О, это человек необыкновенный! Все легенды о нем не лишены основания, неверно только одно: Цезарь никого не любит и не внушает к себе любви. Он распространяет на всех ровный свет осознанного доброжелательства, бесстрастную энергию, которая творит без лихорадочного жара и расходуется без самокопания и недоверия к себе. Разрешите мне вот что шепнуть вам на ухо: я не мог бы его полюбить, и всегда, расставаясь с ним, испытываю облегчение». XLVI-Б. Из донесения тайной полиции Цезаря Объект 496: Артемизия Бакцина, повивальная бабка, знахарка и гадалка, проживает в предместье Козы. На допросе призналась в том, что присутствовала на молебствиях Братства Погребенного Солнца. Говорит, что у них в Риме десять или двенадцать капитулов (см. объекты 371 и 391). В конце, после усиленного допроса, показала, что Братство возглавлял Амазий Лентер (объект 297, казнен 12 августа). Начинается обряд медленными истязаниями и закланием черной свиньи, черного петуха и пр., а заканчивается поклонением сосуду с кровью, якобы кровью диктатора. Объект высылается в Сицилию под надзор тамошней полиции. XLVI-B. Из заметок Плиния Младшего (Написаны лет сто спустя)   Любопытно. Садовник рассказывал, что в простом народе широко бытует странное поверье. Во время прогулок я спрашивал виноградарей, разносчиков и прочий люд, и его слова подтвердились. Они верят, что тело Юлия Цезаря после убийства не было сожжено (хотя для нас это несомненно): им якобы завладело какое-то сообщество или тайная секта и, разрезав на множество частей, захоронило каждую отдельно в разных районах Рима. Они уверяют, будто Цезарю было известно древнее предсказание, что Рим выстоит и сохранит свое величие, если он будет убит и тело его расчленено. XLVII. Царица египетская заявляет: (26 октября)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Сюда относятся, далее, слова похвальные: апостолам (V, 153), о блаженном Авраамии и его племяннице Марии (II, 86), два слова о скончавшихся отцах (I, 300, 306), похвальпое слово мученикам (IV, 246), о подвижнике Юлиане (IV, 253), о почивших во Христе (IV, 262), похвальное слово Василию Великому (III, 99), мученикам, во всем мире пострадавшим (III, 126), сорока мученикам (III, 173), сказание о юродивой (III, 218). Некоторые из этих слов чрезвычайно велики по объему: таково слово о покаянии (IV, 157–225) и слово на слова: «в мире скорбии будете» (IV, 325–368). Четвертую группу составляют краткие слова, называемые часто – и совершенно верно – поучениями, не блистающие, большею частью, красотами изложения, но стройные по форме, до некоторой степени тематизованные и выдерживающие единство предмета. Сюда относятся: 50 поучений к египетским монахам (II, 189–368), 76 поучений о покаянии (V, 172–413), о душевном страхе (I, 319), о добродетели четыре поучения (I, 345) и о добродетели 10 поучений (I, 369), 12 поучений на слова: «внимай себе» (I, 391), о брани с дьяволом (I, 315), о том, что не следует смеяться и рассееваться (I, 430), о пятке (III, 281), о молитве (III, 284), о любви к бедным (III, 287), о посте (III, 290), и многие другие, содержащиеся в IV томе русского издания. Некоторые из них весьма кратки, как напр. о необходимости бороться с дьяволом (V, 80), о том, что монах не должен заботиться об одеждах (V. 81), что не должно бояться укоризны за добрые дела (V, 82), о свободе (V, 130), о смиренномудрии (V, 131), о преуспении в добродетели (V, 134), о суете настоящей жизни (III, 294), о блаженных обителях (III, 298). Наконец, пятую группу его поучений составляют нравоучительные изречения или гномы (apophegmama), называемые у него «главами» ( κεφλαι), в которых нравственные правила и догматические мысли изрекаются без доказательств, в виде сентенций или кратких наставлений; они собраны в известные группы, в которых стоят или каждое отдельно, в виде глав, с особою цифрою для каждой, или следуют одно за другим нераздельно, составляя одно слово, с одним общим заглавием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

388 Можно было бы предположить, что речь идет о вышедших в отставку римских вете­ранах, которые имели земельные наделы в Фаюмском оазисе. Однако ветераны, по крайней мере в описываемое время, не обозначались термином στρατευμενοι, а только как στρατευσμενοι. Мы благодарим проф. К. Цукермана за консультацию по этому вопросу. Значит, здесь речь может идти только о людях, находящихся на военной службе. 390 Правда, есть сведения, что преп. Пахомий, копт по происхождению, служил в римс­кой армии до того, как стал монахом. Но судя по характеру сообщаемых сведений профессиональным военным Пахомий не был; он просто попал под «рекрутский» набор во время войны Константина с Максенцием. Он пробыл некоторое время на «призывных пунктах» в Эсне и Антиное, а затем был отпущен домой. 391 При этом надо отметить, что этническая обстановка в египетской хоре римского и византийского времени довольно сложна. Поскольку еще с эллинистического времени население египетской комы «было неоднородным и в этническом, и в социальном плане. Помимо «царских людей» (т.е. египтян-общинников. – А. В.) в комах постоянно или временно жили военные колонисты (катеки, клерухи, махимой), граждане полисов, чиновники, откупщики, жрецы, ремесленники, торговцы, поденщики, рабы» [Павловская, 1979. С. 169]. Далее А. И. Павловская отмечает, что с течением времени этнические различия сглаживались, но, к сожалению, не поясняет каким образом. Принято полагать, что в римское и византийское время возникает известная этническая обособленность, но нет никаких данных, что гре­коязычное («эллинизированное») население египетской хоры совершает массовый исход в город. К тому же юридическое понятие «египтяне» могло включать в себя и греков, и эллинизированных жителей метрополий [Фихман, 1987. С. 196]. Извес­тно, что «греки» (понимаемые не как этническая общность, а как этно-культурное понятие) в римское время являлись главными поставщиками кадров в номовую администрацию [Фихман, 1987. С. 160]. К сказанному стоит добавить, что М. Шеридан, например, мыслит себе ситуацию на начальной стадии монашества как «билингвистическую» и возражает против деления на коптоязычное и грекоязычное монашество. Он полагает, что коптская литература, по крайней мере, на начальной стадии, создавалась в той среде, где одновременно говорили и на коптском, и на греческом – Sheridan, 1997. Р. 182–183; ср. Sheridan, 2002. Р. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Аравитяне иногда употребляют их для загона в них своего скота; но вообще избегают их по причине огромных скорпионов, коими они кишат. Мы не должны удивляться этим следам древнего народонаселения, если припомнить, что это была страна наботеян, самых могущественных аравитян, и идумейцев, которые, во время разрушения Иерусалима, были почти столько же многочисленны, как евреи, что явствует из свидетельства Иосифа Флавия, который уверяет, что, по первой воле о походе Тата против Иерусалима, собралось тот – час тридцать тысяч идумейцев, которые бросились в этот город для его защиты. Кажется, что эти области, наслаждаясь выгодами довольно сносного правления, принимали, кроме того, значительное участие в торговле с Аравией и Индией, которая увеличила их промышленность и народонаселение. Мы знаем, что во время Соломона города Астиум – Габер (Гезионгевер или Эзион Габер) и Айла (Элафь) были рынки с многочисленными посетителями. Эти города лежали при смежном заливе Черного моря, где мы до сих пор находим последний из них, еще удержавший свое имя, и, может быть, первый – в Эль – Акабе, или в конце моря. Эти два места находятся в руках Бедуинов, которые, не владея кораблем и не ведя торговли, не живут в них. Но богомолицы рассказывают, что в Эль – Акабе есть плохая крепостца (она находится теперь во владении наши египетского). Идумейцы, от коих евреи отнимали по временам только гавани, должны были находить в них большой источник богатства и народонаселения. Кажется даже, что идумейцы соперничали с тирянами, которые также владели городом, имя коего неизвестно, на берегу Геджаса, в скале Ти, и городом Фараном и, без сомнения, Эль – Тортом, который служил ему иногда гаванью. От этого места караваны могли доходить до Палестины и до Иудеи (через Идумею) в течение осьми или десяти дней. это дорога, которая не дальше, как от Суеца до Каира, и несравненно короче, нежели дорога от Алеппо до Боссоры. Volney " s Travels, vol. 2. pp. 344 – 346. 65 На горе Гаризим в это время виднелись еще развалины храма, построенного при Александре Македонском Санаваллетом, и разрушенного Гирканом. См. Свящ. Истор. нов. зав. прот. М. Богосл. 2. 5., стр. 30. 67 Твор. св. отц. в русск. пер. т. 29, – твор. блаж. Феодор., еписк. кирск. – толков. на прор. Авдия. ст. 17., стр. 391. Читать далее Источник: Святый пророк Авдий в его церковно-историческом и библейском значении/[П. Образцов]. - [Смоленск : тип. Переплетчикова, 1867]. - 30 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

В частности, что пред этими изображениями совершалось и религиозное служение, указанием на это служат отчасти вышеприведенные слова Страбона, об изображениях животных, находившихся в самых храмах, отчасти, свидетельство Геродота о каждодневно совершавшихся всякого рода курениях пред деревянной коровой в Саисе 383 ; а главным образом это следует из несомненно присущего египетскому культу зооморфизма или изображения божества в виде животных. Зоолатрией или обоготворением живых животных не исчерпывалось, конечно, в египетском культе религиозное значение для него животных. Зоолатрия составляла самое высшее проявление этого значения, не представляемое с такой рельефностью ни одной другой древней религией, но не единственное. Вместе с почитанием животных, как богов, присуще было египетскому культу и другое проявление элемента животности в религии, т. е. зооморфизм. Подобно другим древним народам, представлявшим своих богов в виде животных 384 , и египтяне изображали также многих своих богов с чертами животных 385 . Сведения греческих писателей о Египте дают возможность объяснить несколько и происхождение такого рода египетских изображений: своим богам египтяне придавали черты тех животных, которые были им посвящены и которые были почитаемы в той или другой египетской области; так по Геродоту в фивском номе не были закалаемы бараны, как посвященные Аммону (Ηροδοτ. n, 42), согласно с чем Аммон или, вернее, Кнеф (Bunsen. Aeg. Stelle. I, 437) изображался с головой барана, – в Ликополисе священной почиталась собака или шакал 386 , и главный бог этого нома изображался с головой этого животного, в арсинойском номе почитаем был крокодил 387 , и Себак, главный бог нома, изображаем был равным образом с головой крокодила 388 . Примеров этих совершенно достаточно для обоснования того положения, что египетские боги изображаемы были с чертами тех животных, которые им посвящались. А так как вол был священным животным во всем Египте 389 , посвященным Озирису, «которого как бы живым символом был Апис» 390 , то сообразно с этим «могло употребляться в египетском культе и изображение вола, как символический образ почитавшегося во всем Египте Озириса 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Гл. 11. Что еще сказать? Не достанет у меня времени рассказывать о невыразимо многочисленных различиях людей по добродетели и порочности. Так, например, сколько в стране египетской совершающих таинства в честь Кроноса, которые связывают себя железными цепями, носят длинные волосы и грязную и смешную одежду, вдевают кольца в свои ноздри на каждый праздник Кроносу в так называемом Асти (это главный город между селениями в местечке, называемом Просонитидою), и это в то время, когда они совершают беззаконные торжества при всенародном собрании и рукоплесканиями и оргиями ознаменовывают неистовые священнодействия! Но это люди совершенно погибшие. И у других сколько подобного! Таковы например жители Вутийской провинции или самого городка Вуто 390 , питающие Гарпократа, 391 уже старики возрастом, которые в священный день месяца возбуждаются демоном совершать фантастические и уступленные обряды Ора. 392 Каждый из граждан и притом уже чрезвычайно старый, вместе с юношами одинакового образа мыслей и людьми других возрастов, начиная с юношеского, а равно и жрецы самого Ора и Гарпократа, обрившие себе волосы на голове, не стыдясь принимают на себя вид рабский, отвратительный и мальчишеский. Они пускаются в игры, и в глазах людей разумных, которые признают их отдавшимися демону, они представляются неистовыми, безумными и достойными смеха. Они стремительно несутся, и обмазавши сначала лица ячменною и пшеничною мукою и другими съестными предметами, погружают лицо в кипящий котел и таким образом лживым чудом возбуждают народ к исступлению, и, снявши рукою с лица муку, передают ее каждому из просивших, для получения здоровья и как врачевство от болезни. Гл. 12. Если бы я начал рассказывать о совершающих оргии Мемфисянках и Илиополянках, 393 тимпаном и флейтою приводящих себя в состояние исступления, о Коритидах и Триеритидах, 394 в Вафии и Менуфитиде, 395 выходящих из пределов стыда и женского приличия, то какое обилие слов и какое обширное сочинение потребовалось бы для того, что бы после изложения вышеупомянутых ересей мне можно было присоединить к тому еще несказанное множество их? Да если бы я и взял на себя этот чрезмерный труд, то я должен был бы оставить несовершенным обозрение их; поскольку сказано: юнот, имже несть числа ( Песн.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Последният диалог на Макарий Велики е публикуван за пръв път на руски език Откритият тази година досега неизвестен текст, спадащ към наследството на един от основателите на египетското монашество – преподобни Макарий Велики, е достъпен сега и за рускоезичните читатели. Монасите от манастира на преподобния Макарий Велики в Нитрийската пустиня (Коптска Църква, Египет) извършиха забележително откритие: по време на проучването и дигитализацията на пазените в манастирската библиотека манускрипти бяха открити два неизвестни досега древни ръкописа на коптски език. Манускриптите са две части на един и същи текст, написан преди около 1630 години, което практически съвпада с датата 391 г., когато според преданието се е упокоил първият игумен на обителта. От този момент те официално се числят в библиотечния каталог на обителта като «Ръкопис 383» и «Ръкопис 384». Текстологичният анализ, направен с участието на специалисти от Института за коптски изследвания в Кайро, показа, че тези ръкописи не са нищо друго освен последното направено приживе духовно наставление на преподобния Макарий, записано от неговите ученици. Именно затова текстът получи името «Последният диалог на преподобния Макарий Велики», което в този контекст означава беседа, обръщане на светеца към учениците му. Текстът, който представлява кратко изложение на основите на благочестивия живот на християнина, поразява с простотата си и същевременно с дълбочина на мисълта. По благословение на Коптския Патриарх Тавадрос II в рамките на дейността на Комисията за диалог между Руската Православна Църква и Коптската Църква бе направен превод на новооткрития паметник на руски език с последващо литературно редактиране. Това е първото издание на това съчинение. Екземплярите от първоначалния и засега ограничен тираж на книгата бяха доставени в Русия от делегацията на игумените и монасите от манастирите на Коптската Църква по време на поклонническото посещение, състояло се на 23 август – 1 септември 2021 г. В електронен вид руският превод на неизвестното досега наставление на преподобния Макарий Велики е публикуван на портала Mospat.ru. С него можете да се запознаете на адрес http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88006/ . Служба «Комуникация» на ОВЦС   Печатна публикация Споделяне: Page is available in the following languages Обратна връзка

http://mospat.ru/bg/news/88008/

Трудно сказать, существовал ли и у других народов древнего мира этот символ. Мы находим его на предметах, открытых вне Египта, несомненно, однако, египетского происхождения. Он также встречается, но гораздо реже, чем в Египте, на памятниках ассирийских и персидских, притом, обыкновенно, вместе с другими египетскими иероглифами, так что в этом нельзя не видеть заимствование. Знаки, очень походящие на «сгих ansata» и имеющие форму греческого или латинского креста, – вертикальный брус которого, наверху, кончается кольцом, более или менее значительных размеров, – являются на памятниках персидских, финикийских, так, например, на вазах, на монетах, вместе с другими символическими фигурами и на таких местах, где Египтяне изображали крест с ручкой. Надо, также, заметить, что этот последний – есть ни что иное, как греческий «тау» – Т –  с прибавлением наверху ушка, круглой или овальной формы. Знак, имеющий вид Т, был, как мы уже сказали выше, символ счастья, жизни, спасения у Финикиян, Сириян, вообще, у семитических народов и его нередко находишь на их памятниках. Он является, например, надетый, как амулет, на шее взрослых и детей, в египетских барельефах, времен царя Рамзеса II-ro, изображающих покоренные народы Азии 365 . Факт существования в глубокой древности у семитических народов и, потому, у Евреев, фигуры благоприятного значения, приближающейся своей формой к букве «тау», дает некоторое право видеть в знаке, названном пророком Иезекиилем ( Иез. 9:4 ) «тау» – Т. Очень вероятно, что верующие Египта, встречая всюду – на стенах языческих храмов, в руках изображений богов, в священном письме и, вообще, на памятниках и предметах различного рода, знаки, напоминающие крест, на котором был распят Сын Божий, приняли это за пророчество будущего пришествия Спасителя, искупления Им грехов рода человеческого на кресте, и торжества Его веры. Когда христиане в 391 г. в царствование Феодосия Великого, вломились в александрийский Серапеум 366 , то увидели на стенах этого языческого храма фигуру, очень часто повторяющуюся, означавшую в священном письме Египтян, жизнь, владычество, и объяснили ее, вследствие сходства с крестом, как символ жизни, но жизни будущей, как иероглиф Христа, начало и сущность всякой власти, как символ Его учения, настоящий источник жизни, знак, по мнению христиан Египта, бессознательно повторяемый их предками многие века, в свидетельство достоверности христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010