Мон-ри, расположенные внутри «стен Константина», были исключением: напр., мон-рь во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Сергия и Вакха, основанный имп. Юстинианом. Мн. императоры V-VI вв. проявляли интерес к столичным монастырям и монашеской жизни в целом. В «Житии Петра Ивера» дворец имп. Феодосия II в 20-х гг. V в. представлен как один большой монастырь, упоминаются многочисленные случаи принятия монашества имп. кубикулариями (постельничими) в основанных ими обителях ( I oan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 16). Составленный в 1-й пол. V в. «Лавсаик» Палладия, еп. Еленопольского, посвящен одному из таких чиновников, кубикуларию Лавсу. Особенно ярко связь столичного М. с имп. двором проявилась в жизни прп. Даниила Столпника († 493), уроженца Сирии, к-рый по прибытии в К-поль в 50-х гг. V в. сначала жил при ц. арх. Михаила в Анапле (европ. берег Босфора). С 461 г. он принял на себя подвиг столпничества, подражая прп. Симеону Столпнику (Старшему). Точное местонахождение его мон-ря и столпа не выявлено, скорее всего он находился на европ. берегу Босфора, в одном из пригородов К-поля. Имп. Лев I (457-474) считал нужным всегда советоваться с Даниилом Столпником, посвящал его в свои дела и просил быть посредником в переговорах. Поддержкой святого стремились заручиться имп. Зинон и узурпатор Василиск. Общиной монахов, считавших прп. Даниила своим главой, управлял его ученик Сергий. В пределах «мандры», ограды вокруг столпа, на к-ром стоял подвижник, не было никаких др. зданий, и монахи жили на нек-ром расстоянии от него. При содействии имп. Льва I рядом с мон-рем была устроена особая часовня, куда из Антиохии, по просьбе прп. Даниила, были перенесены мощи (или часть мощей) прп. Симеона Столпника ( Delehaye. 1923. P. 1-94; Janin. Grands centres. P. 86-87). Ок. 425 г. ( Dagron. 1968. P. 272) в К-поль прибыл прп. Александр Акимит, основатель мон-ря «неусыпающих». Его родиной был один из островов М. Азии, в юности он получил образование в К-поле, нек-рое время состоял на военной службе.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

составитель Терещенко Т. Н. БРАНЬ (БОРЬБА) ДУХОВНАЯ Вы просите наставления, как вам избавиться от находящих помыслов, прелестей и коварств бесовских. Поистине, велика брань диавола: он имеет крепкие луки, пламенные стрелы, многоразличные сети, бесчисленные ухищрения и оружия, посредством коих ищет всячески нанести вред душе человеческой. Но вы хотите совершенно и скоро вступить в воинство Царя Небесного, не устрашайтесь врага, противляющегося всему доброму, но послушайте, сколько ободряют нас примеры Священного Писания . Рассмотрите воинов, царей земных и сделайте из того полезное заключение. Земные воины, имея при себе таких помощников, которые сильнее и искуснее неприятельских, нимало не страшатся врагов своих. Ежели они уверены, что помощники их непреоборимы, то, забыв все ужасы, идут храбро на поле сражения, бьются мужественно и дотоле не оставляют место сражения, доколе победят врага своего и увенчаются лаврами. Но мы когда идем по пути добродетели, то Бог Сам сопутствует нам, обещая до окончания века утверждать нас в подвигах добродетели: И се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). Так вы, не боясь отнюдь нападений вражиих, возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф. 6, 16–17 ) (прп. Лев, 20). Брань духовная везде предлежит. И вы ее не чужды, хотя и не видите стрел, летящих на вас от врагов, о чем вы писали, т.е. об унынии и о прочем, все это по козням вражиим строится, но мы, не имея света смирения, боремся с ним, подобно как в ночи против врагов от чувственной брани, а когда будем себя смирять, то и свет рассуждения дарует Господь, и пойдем путем заповедей Его (прп. Лев, 20). Коликие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира, прежде подобает много потрястись и потерпеть: ежели будешь иметь откровение, то оно намного облегчит твою брань, и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собой (прп. Лев, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПОКАЯНИЕ Вы знаете Таинство Покаяния, что оно состоит в оставлении тех слабостей, которыми были мы побеждены… и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы этого не исполнили. Но враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы этому не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию, не успокаивайтесь, считая себя грешной (прп. Лев, 20). Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, которыми прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных, и раскаивается, и удостаивается прощения благодатью Христовой через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то это не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится перед Богом (прп. Макарий, 20). Покаяние, говорю, не тогда только, когда придешь к духовнику на исповедь, но имей всегдашний залог его в сердце своем, памятуя грехи свои, о которых ты кратко воспомянул; чувствуя, кого ты ими оскорбил, удобнее востягнешься 15 от повторения их (прп. Макарий, 20). K смерти мы всегда должны готовиться покаянием, действительность которого измеряется не числом поклонов, а сердечным усердием. Помни, что жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ), и потому, когда не исполнишь правила, по слабости ли сил или по другой какой причине, заменяй этот недостаток самоукорением и смирением (прп. Макарий, 20). Пишешь ты, что живешь во всяком нерадении и много грешишь, а покаяния не имеешь, других осуждаешь; поэтому ты еще не ощутила того в чувстве сердца, что ты грешна, а только языком произносишь это слово. Постарайся в чувстве сердца иметь себя грешной, от этого стяжешь и смирение, не станешь других судить, а паче не подлежащих твоему суду, стяжешь и покаяние с умилением (прп. Макарий, 20). Взывая к Богу с покаянием о грехах своих, нельзя опасаться впасть в прелесть, но мысль, будто бы этим делаю одолжение Богу, должно отвергать и далеко отгонять от себя. Кающийся грешник смеет ли когда об этом подумать, когда он ищет и ожидает милости от Бога, подобно мытарю, блудному сыну и блуднице? Они смиренно были проникнуты чувством своей греховности, не смели даже и очей возвести на небо или нарещись сыном, и в таком положении Господь призрел на них и даровал им прощение грехов их (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ОБЩЕЖИТИЕ Почитай у аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника Степень 4-ю о послушании. В конце ее один страдалец и подвижник под именем Антиох видел во сне истязаемого себя во ста литрах долга, после чего, проведя некоторое время в общежитии в терпении, и оскорблении, и укорении, увидел во сне, что заплачено только десять литер, почему и более себя отдал на терпение и увидел совершенное оставление (прп. Лев, 20). В вашем купножитии я усматриваю особенный Промысел Божий, ведущий вас скорбями страстей ваших и подвигом против оных к благой цели спасения, и при вашем добром сопротивлении, самоукорении и смирении Господь сокрушит все силы вражии и дарует вам мир. А иначе для чего бы было ваше совокупножитие (прп. Макарий, 20). В купножитии вашем и подвиге на спасительном пути вам должно иметь залог мира и любви; да я и надеюсь, что он есть у вас, но враг, завидуя этому, тщится воздвигать между вами раздор ничтожными вещами: «Не так слово сказала! Не так взглянула! Не имела ко мне внимания!» – и подобным этому возмущает ваше душевное устроение, но вы, нисходя самоукорением во глубину смирения, низвращайте оное, всякая считая себя виновной, когда оскорбилась, и предваряйте друг друга в примирении, низлагая этим вражии козни. Вы имеете много книг духовных, читаете их и знаете, что должно делать. Остерегайтесь же мыслить, что вы лучше других живете, но считайте себя хуже всех (прп. Макарий, 20). Считайте каждая другую старше себя, тогда по такому смирению будете старей той, перед которой смиряетесь. Носите немощи друг друга. Покрывайте все любовью. Не ожидайте услуги, а старайтесь сами прежде оказывать ее другим (прп. Иосиф, 19). Первые христиане жили единодушно. В их общежитиях давалось каждому по потребности, не всем одинаково равно, а что кому нужно. В монастырях этот вопрос был сложнее. Считались с тем, чтобы не вызывать зависти и, кроме того, давать то, что для души полезнее (прп. Никон, 21). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ДЕНЬГИ Об излишестве расходов по возможности сил должны мы… стараться вести себя поаккуратней, а о недостатке уповать и благонадежным быть на Всеобщего Промыслителя Господа нашего Иисуса Христа – Промыслителя и Искупителя нашего! (прп. Лев, 20). От усердствующих вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам не уподобиться Иуде предателю. А когда вам в чем приключится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у отца игумена или кому поручится начальство. А разве нечто особенно какой возусердствует, то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божией Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и сие принять (прп. Лев, 30). Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, ежели вы будете ими владеть, а не они вами; как же ими владеть, я думаю, вам довольно известно (прп. Макарий, 20). Когда кто просит тебя что купить, покупай до тех пор, пока денег не будет, а тогда скажи, что денег нет (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Пишешь: «Я не люблю так денег, что у меня никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю». Но ведь это бестолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что «краи бесовския суть», т.е. что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо и ведет не только к смущению, но и даже к вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры, и ссоры, и даже драки до убийства, а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем, и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно и будешь покойна (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. БОГАТСТВО Богатство состоит не в имениях многих, но в доброй совести, которая и без богатства тленного уже имеет свои награды (прп. Лев, 20). Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Вот ты до какой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись. А Господь сказал: трудно богатым войти в Царство Небесное ( Мф. 19, 23 ). Благодари Бога, что небогата (прп. Анатолий, 18). Богата? Я тебя не понимаю, чем же, т.е. какое же богатство тебе хочется иметь, неужели душегубительное. И корень всякому злу – серебро. Да и я искренно желаю тебе богатства, но добрыми делами, которые потребуются на воздушных мытарствах и на Страшном Христовом Суде. Собирай сокровище нетленным златом, т.е. терпением скорбей, смирением, безропотным послушанием и т.д. Ха-ха, богатства захотелось, а там, глядишь, захочется завести и рысаков прокатиться, – вот дурень-то ты у меня какая. Читай книги, научающие монашескому жительству (прп. Иосиф, 19). Пишешь о великом нерадении, лености, желании большого богатства – с этим и я согласен. С радостной душой желаю обогатиться тебе. Как и Священное Писание говорит: Богатые из народа будут умолять лице Твое ( Пс. 44, 13 ). Хотя ты хорошо понимаешь, о каком богатстве я говорю, но все таки скажу: о небесном –богатые чистотой сердечной, терпением, кротостью, смирением, любовью… А настоящее, земное богатство, его считают богомудрые люди уметом, мусором, тенью. Душа, алчущая богатства никогда не насытится, хотя целые горы золота приобретет, и тогда не будет покойна, а будет мучиться алчбою еще больше приобрести. И чем больше приобретает, тем больше делается скупее. Так и сказано: «Сребролюбие – корень всех зол» (см. 1Тим. 6, 10 ) (прп. Иосиф, 19). Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись. Например, Филарет Милостивый имел огромное богатство, но этим богатством приобрел себе Царство Небесное, помогая бедным и обездоленным. Авраам также был очень богат: его богатства по тогдашнему времени заключались в обширных стадах. Но это не помешало ему спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел холод и голод, чтобы только накопить несколько денег. Накопил рублей сорок-пятьдесят и умер. И пошла душа его в ад. Так как она привязана была не к Богу, а к этим рублям (прп. Варсонофий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ВРАГ А что вы ту заутреню всю продремали, это от врага всеобщего, потому что он ненавистник нашему христианскому роду (прп. Лев, 20). Еще прежде поездки вашей [в Оптину Пустынь] ненавидящий добро враг старался тебя возмутить и не допустить до этого пути, зная, что откроются его коварства и козни через совершенное твое откровение и что впредь не будет он в силах делать тебе такие возмущения. Ты здесь, точно, по милости Божией, через веру твою находила успокоение в своей совести, по отъезде же твоем он опять возмутил тебя и через эти смущения навел и болезни, дабы приводить тебя к ропоту и раскаянию (прп. Макарий, 20). Враги… силятся свергнуть с доброго основания послушания и повести самочинием и самосмышлением, по злой их воле, дабы после горькие плоды их вкушала (прп. Макарий, 20). Враг нашел струну, которой беспокоит тебя, а ты, познав свою болезнь, старайся об излечении ее самоукорением, смирением и откровением и помысли, какие могут быть худые последствия от порабощения сей страсти (прп. Макарий, 20). Мы – воины духовные и имеем непримиримых врагов невидимых, бодрых, злобных, старающихся распленить град 55 души нашей; не должно и нам продолжать жизнь нашу в лености и дремоте греховной, но, призывая в помощь Бога, противостоять врагу нашему. Он тогда только имеет силу против нас, когда мы самонадеянно и гордо думаем о себе, а если смиренномудрием во всяком случае водимся, то вся сила и сети вражии сокрушаются (прп. Макарий, 20). Сомнение же и неверие утверждаются в тебе более потому, что ты не хочешь сознавать, что оно происходит от извращенных внушений исконного нашего врага, который старается все представить в превратном виде. Адаму и Еве запрещено было от Бога вкушать от древа познания добра и зла, как сказано: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). А враг, напротив, представил им, что они будут аки бога, если вкусят от этого древа, ведяще доброе и лукавое. Так и всякое дело старается он извращать (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. НЕТЕРПЕНИЕ Не слушайте помысла, что вам нет спасения за нетерпение и что будто погибла душа ваша. Все это одного и того же врага козни, он побуждает к нетерпению, а после к отчаянию. За нетерпение приносите покаяние, а отчаянию врачевство прилагайте – Божие милосердие. Во время брани много способствуют самоукорение и смирение, о чем нужно попещись, а через оные невидимо Бог утешит, и противоратующие не возмогут противиться (прп. Макарий, 20). Нетерпение твое перед старшими… показывает твою немощь и неимение смирения, до которого мы с тобой еще не достигли и далеко отстоим; хоть при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси помилования их молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не подала вины, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения (прп. Лев, 20). Первые два порока [нетерпение и строптивость] – преопасные враги, ибо они – явные плоды гордости, и ежели не будешь вооружаться против них в начале твоих подвигов, то они так пообладают тобой и ослепят душевные очи, что трудно и исправиться. Можно даже сказать, что какую имела прежде гордость, то оная еще более умножится… Нетерпение и строптивость умножаются более оттого, когда мы хотим составлять свою волю и мним себя разумными, а не познаем своей немощи и неразумия (прп. Макарий, 20). Случающиеся вам при послушании «жестокие раны» вам очень полезны. Сам Бог их посылает, и к наказанию за грехи, и к испытанию в терпении и смирении, а кажутся они вам невыносимыми потому, что не имеете самоукорения, но вместо него самооправдание: когда будем иметь в памяти данные нами обеты «вся терплю», то и возбудимся к благодушному терпению и благодарению (прп. Макарий, 20). Нетерпеливая монахиня – дыня гнилая (прп. Анатолий, 18). Нетерпение никому не полезно. Ведь ты не брошена на снег, как какая-нибудь болгарка, а в уголышке родительском сидишь и в кругу родных. И Бог с тобой всегда, так и глядит в твое сердце: что ты там думаешь? И любишь ли Его? И согласна ли терпеть все Его, Милостивого, ради? (прп. Анатолий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СКУКА Приходящая скука супруге… конечно, есть от врага, она себя понуждает к исполнению совета, данного ей на спасение, а враг это ненавидит, наводит скуку: надо потерпеть и не покоряться на разрешение, и Господь поможет – скука пройдет (прп. Лев, 20). Делающаяся с тобой скука Промыслом Божиим попускается к искусу твоей к Нему веры и любви и называется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укоризны, во всем нужды и терпела их со смирением, то избежала бы этого внутреннего огорчения. А как ты находишься от всех тех невольных прискорбий свободной, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты должна не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, все премудростью Своей устояющего к нашей пользе. Бывает причиной оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей (прп. Макарий, 20). Пишете, что скука и грусть вам без отряды. Это испытание вашей веры и любви к Богу – они противными искушаются, а между тем это же самое приносит вам и смирение, но не отчаивайтесь в милости Божией: крест и тяжесть эта, может быть, восполнят скудость деланий ваших (прп. Макарий, 20). Пишешь, что находит на тебя скука, и тогда ничто не помогает, и читать не можешь. Ты вышла на духовную брань и, не бывши еще на сражении, ищешь награды – душевного спокойствия; оно даруется тем, которые претерпели многие раны на брани, пали и паки восстали, обвязав свои раны, и бодро стоят на сражении (прп. Макарий, 20). Советую вам ободрять себя молитвой, хоть краткой, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этой надеждой и утешайте вы себя (прп. Антоний, 20). Скука – унынию внука, а лени – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. СТРАСТИ И об этом много не предавай себя смущению и отчаянию, что у вас внутри и вне противные действия возобновились, потому они внутри укрывались и таились. А как пришли нечаянно вины к действию яростной части и огорчению со рвением, то этими винами открылись и вознеистовились. Но да прибегаем по Бозе к Единой Предстательнице и Покровительнице, всеобщей нашей Заступнице, Пресвятой Богородице и Деве Марии, и Та Своими всесильными молитвами и ходатайством уврачует наши все болезни, телесные и душевные (прп. Лев, 20). Мир же, по святому Исааку, составляют страсти, и особенно три главные: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Если против них не вооружаемся, то неминуемо впадаем в гнев, печаль, уныние, памятозлобие, зависть, ненависть и подобное (прп. Макарий, 20). Желаешь положить начало к исправлению жизни твоей, но не знаешь как? А мы, кажется, с тобой много об этом говорили, как должно вести духовную брань со страстями, и не словами это надо делать, а на деле проходить. Нам не дают покоя наши страсти: какой-нибудь случай откроет их нам, то лежащее внутрь нас неустройство смущает. А когда при всяком случае будешь противиться, не делать по страсти, то они изнемогут. Когда же победишься, то зазри себя, укори и смирись, имей себя хуже всех, как побеждаемую от страстей, никого из людей не вини, но себя обвиняй – и получишь помощь Божию (прп. Макарий, 20). Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим их, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления ей приписывая, то они бывают удобоносимы. Иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11, 30 ), – сказал Спаситель (прп. Макарий, 20). Удивляешься, откуда берется зависть, злость, нетерпение и все, что только можно себе представить дурное? Все это суть твои страсти, внутрь тебя лежащие, но до времени утаивающиеся; а когда чуть явится какая вина 107 , страсть и воздвизает свою главу и шипит, тут-то и надо на них ополчиться, не убегая вин, а сопротивляясь и укоряя себя, – также призывая помощь Божию, а Господь силен подать тебе ее (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010