Прп. Лев Оптинский с. 20] Старайся смирять себя, и молитва скоро привьется к тебе. Только не спеши, а жди помощи Божией. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 94] Кто не считает себя грешным, от того Господь и молитвы не приемлет. Прп. Иосиф Оптинский с. 320] Возьмите себе в пример двух молящихся в церкви – мытаря и фарисея; сей последний молился с мнением о себе, а первый со смирением молился и надежду спасения не в уповании непорочности своей полагал, но, грехи исповедуя, смиренно молился, и услышал молящегося Тот, Который всегда смиренным прощает. Напротив же, фарисей стал отвергнут. Прп. Макарий Оптинский с. 130–131] Пока держится молитва, не оставляй ее. А главное – во время молитвы окаивай себя как недостойную (-ого) произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище, ибо это очень способствует Иисусовой молитве. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 49] Твори чаще Иисусову молитву Хорошо молиться перед Распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения; при этом смиряется дух. Прп. Амвросий Оптинский с. 213] У врага нашего [диавола – ред.] много козней против нас, а особо против тех, кои проходят умную молитву; а ежели чуть ум уклонится в мнение о себе, то уже введут в прелесть неисцелимую. Прп. Макарий Оптинский с. 278] Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это случится, должно класть 50 поклонов и читать «Помилуй мя, Боже…» – псалом. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 68] [Если будешь стараться – ред.] при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим. Прп. Лев Оптинский с. 9] О церковной… молитве знайте, что она выше домашней… молитвы, ибо очная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

составитель Терещенко Т. Н. ГОРДОСТЬ (ГОРДЫНЯ) Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится смирению, смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не перестает искать спасения душевного (прп. Лев, 20). Пишешь ты, что за гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся: так надо же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении. О чем и святой Исаак Сирин в 79-м Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые; кто ж сему виною – сами они; врачевство тем же полагает смирение. И тебе советуем поискать этого спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойной скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла, и благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражие семя – гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшей всех, то хотя и укоризны, и поношение придет, вменяй себя достойной, удобнее понесешь (прп. Лев, 20). Ты пишешь, что с прочими своими грехами помнишь беспредельную свою гордость и тщеславие, которые и суть причиной всех твоих скорбей и бедствий душевных и телесных, ибо Господь гордым противится, а смиренным же дает благодать ( 1Пет. 5, 5 ). Помня о беспредельной гордости своей, не красуйся ею, но сбрось с себя, как непотребную одежду, и старайся облечься в ризу смирения, которая прикроет твою душевную наготу и доставит радование и веселье души (прп. Лев, 20). Мы чувствуем за собой долги перед Богом и должны не избегать нареканий, выговоров и оскорблений, но ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь – гордость – приложением этих пластырей с Божией помощью (прп. Лев, 20). Смотрите же особенно, не закрался бы татский 65 помысел, что вы живете лучше и внимательнее других; и он так опасен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совершенной гордыне и далее. А перед Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. МАЛОДУШИЕ Малодушие ваше и нетерпение и поднесь обладает вами, от коего вы сами сокрушаетесь и прислужниц ваших в ожесточение приводите, и мы, непотребные, видя вашу таковую бедность душевную и телесную, непомалу соболезнуем сердцами своими о вашем положении. И хотя по всему непотребные, но дерзаем просить и молить Всещедрого и Великодаровитого Господа, да ниспошлет на вас свыше Свое благодатное утверждение, терпение, самоукорение и смирение, дабы вам хотя отселе положить даровал начало благое с упованием на Его всемогущую помощь по Его святой воле пожить и Его святые и животворящие заповеди по возможности сил ваших творить, и Премилостивый Господь мира и любви да сохранит вас, и да утвердит, и да укрепит, и да покроет от всех сетей и наветов вражиих, и да простит вам вся согрешения вольные и невольные (прп. Лев, 20). Насчет же вашего малодушия, которое, видится, нередко отягощает и обременяет вашу душу. Но мы хотя многогрешные и по всем частям непотребные, но просим и молим вашу любовь совершенно не вдавать себя печали и унынию, но всевозможно стараться иногда и ободрять свою душу единой верой и упованием на заслуги Создателя нашего и Искупителя Господа нашего Иисуса Христа, Который нас не только что создал и из небытия в бытие произвел, но и дражайшей Своею Кровью искупил от клятвы… Итак, предостопочтеннейшая… да уповаем на Всемогущего, и Он всесильной Своей десницей подкрепит все наши немощи и утвердит наши стопы к творению Его святых и животворящих заповедей к уврачеванию наших душ (прп. Лев, 20). А что вас малодушие нередко объемлет, то это попущается и действует не только за премногие грехи, но и наиболее за высокоумие (прп. Лев, 20). Только опасайтесь ропота и малодушия, ибо через них те же самые скорби тяжелее бывают (прп. Макарий, 20). Видя здесь свое малодушие, познайте и то, откуда оно происходит: очевидно, от самолюбия, которое не может нести оскорбления-смущается(прп.Макарий,20). В часы посещения тебя душевной скорбью ты малодушествуешь. Об этом сердечно сожалею! Неужели не волен Господь искусить любовь и веру нашу к Нему отнятием утешений и посланием тяготы и мрака, чтобы мы и в этом состоянии пребыли тверды в вере и надежде к Нему: по мере терпения и смирения нашего множится и любовь к Нему. Скажи себе: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? ( Иов 2, 10 ). Вспомни слова пророка Давида:Я сказал в благоденствии моем: «не поколеблюсь во век» ( Пс. 29, 7 ), – может быть, и ты думала навсегда пребыть в благоденствии, хотя не высоких дарований, но, по крайней мере, спокойствия, может быть, и мнимого, однако ж он далее говорит: Ты же отвратил лицо Свое, и я смущен был ( Пс. 29, 8 ). Кажется, с тобой то же случилось. Но он не возмалодушествовал, а к Богу помолился и услышан был. Так и ты не малодушествуй – и узришь мрак тот и мглу, прогнанную светом Божия милосердия (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, и устрояющий все на пользу, и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению их, а ты все винишь людей (прп. Лев, 20). О тебе плакать должно, видя твое бедственное устроение, ты все видишь худое в людях, а не в себе, приписываешь людской злобе тебе притеснения, а не Промыслу Божию приписываешь. Просишь скорбей и желаешь – и не переносишь (прп. Лев, 20). Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями. Тебе хотелось в пути видеть меня, чтобы передать нечто недоконченное, но, видно, в этом не предлежало нужды и не было бы тебе пользы, но так и не исполнилось по Божию смотрению, после ты и сама это усмотрела и успокоилась (прп. Лев, 20). Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и все на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (см. Деян. 1, 7 ), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падет, ни волос главы нашей не погибнет (см. Мф. 10, 29 ; Лк. 21, 18 )! Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания, другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной через несогласность партии [в браке], недобрым поведением детей снедается сердечной печалью или скорбит, не имея детей – надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но все это происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим (прп. Макарий, 20). Бог силен помочь ему, когда он будет этого достоин. Он печется о тварях Своих и промышляет по премудрому Своему Промыслу и предведению, кого наказует и кого награждает. Судьбы Его нам непостижимы (прп. Макарий, 20)!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. УКОРИЗНА А что он вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, то вы, когда при помощи Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать, то вам от этих произношений воспоследует польза значительная! Но если же будет приходить ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого лишены будете; во свидетельство вашей любви на среду 135 помещаю святого Симеона Нового Богослова главу 31: «Бесчувствуемый или досаждаемый и сильно болезнующий сердцем познаваем есть от этого, что древнего змия носит в недрах. Если с молчанием претерпит или со многим смирением отвечать будет, немощным его и расслабленным сделает; если же с горестью противоречит или возглаголет с дерзостью, дасть крепость змию яд изливать в сердце его и свирепо поедать внутренности его…», да видим и уразумеваем, каковая претерпевать укоризны и бесчестия польза и от нетерпения и ожесточения какой грех и вред (прп. Лев, 20). Кто расположится совершенно покровительству Всемогущего нашего Охранителя и Искупителя Господа Иисуса Христа, и по выслушивании всех стропотных 136 и язвительных произношений от противомудрствующего лица, претерпев с благодушием все неприятности и оставшись при своем благоустройном мудровании, воистину дерзаю сказать, что в подвиг ему вменится и прибрящет за это себе значительное души своей мздовоздаяние (прп. Лев, 20)! Когда кто тебя укорит, помышляй, что ты последняя и достойна этого, да даст тебе Господь по изволению твоему и совершение добрых дел в поползновении твоем (прп. Лев, 20). Если случится принять от кого укоризну или пренебрежение, научать сердце свое глаголать, что «мы хуже их», – не краем языка, но сердечным залогом (прп. Макарий, 20). Ты не можешь благодушно нести укоризн, досад и уничижений – познай в этом свою немощь, укоряй себя и смиряйся и отнюдь не укоряй тех, которые доставляют тебе случай к исцелению, паче же считай их своими благодетелями, которые смотрением Божиим показуют тебе твою немощь. Господь наш Иисус Христос Сам претерпел укоризны, досады, поругания и Крест и нам оставил образ, да последуем стопам Его. И все шедшие путем правды потерпели различные скорби и получили спасение. Мы же, страстные, ежели и терпим какую скорбь от столкновения с ближними, то страждем это от нашего жалкого устроения, которое иначе и не может исцелиться, как через терпение досад, укоризн и уничижений, а если не терпим их – должны видеть свою душевную бедность и нищету и как далеко мы отстоим от заповеданной нам Господом любви, не только к врагам, но и к ближним нашим; и это должно приводить нас в глубину смиренномудрия, на которое призирает Господь и подает Свою помощь к исполнению благих дел, а без этого и дела добрые не могут быть угодны Богу (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Хотя росписи зап. части среднего нефа (под хорами) рассматриваются всеми исследователями как одно из достоверных произведений прп. Андрея, предпринимались попытки разделить их выполнение между 2 мастерами ( Чураков. 1964. С. 61-65; Гусева. 1971; Плугин. 2001. С. 61-64). Различия между живописью юж. и сев. склонов свода зап. части среднего нефа во мн. обусловлены состоянием ее сохранности и реставрационными вмешательствами. Свт. Лев Великий, папа Римский (?). Роспись сев.-вост. лопатки жертвенника Успенского собора во Владимире. 1408 г. Свт. Лев Великий, папа Римский (?). Роспись сев.-вост. лопатки жертвенника Успенского собора во Владимире. 1408 г. Независимо друг от друга автор настоящей статьи и О. С. Попова ( Дудочкин. 2000. С. 42; Попова. 2005) пришли к выводу, что в манере письма 2 частей «Страшного Суда» нет больших отличий, соответственно вся композиция написана одним художником - прп. Андреем, а Д. принадлежит роспись вост. части здания (помимо упомянутых композиций в жертвеннике - изображения святителей, из к-рых лучше сохр. «Свт. Лев Великий, папа Римский» ?), а также роспись подкупольных столпов (хорошо сохр. только медальон «Мч. Зосима»). По мнению исследователей, художники не членили композиции и циклы, связанные одной темой, а поделили рабочую площадь большими долями - по частям храма. Можно предположить, что алтарь и центральная часть собора были отданы Д., а верхняя и зап. части - прп. Андрею. С именем Д. по аналогии с приписываемыми ему композициями 1408 г. можно также связать ряд произведений. Так, горки в композиции «Младенец св. Иоанн Предтеча, ведомый ангелом в пустыню» написаны, несомненно, той же рукой, что и скалы на миниатюре «Евангелист Иоанн Богослов с Прохором» в Евангелии Хитрово. Лик свт. Льва, папы Римского (?), имеет явное типологическое сходство с ликом вмч. Димитрия Солунского из Троицкого иконостаса. После 1408 г. в известиях о Д. и прп. Андрее наступил длительный перерыв - до сер. 20-х гг. XV в. Возможно, в 1409 или в 1410 г. прп. Андрей вместе с Д. работал над украшением только что сооруженного деревянного Троицкого храма в Троице-Сергиевом мон-ре. В пользу этого может свидетельствовать возможная датировка «Св. Троицы» этим временем и зафиксированное источниками для 20-х гг. XV в. предположительное знакомство настоятеля обители прп. Никона с работами этих художников, если не с ними самими (в частности, его настойчивость в приглашении именно этих мастеров).

http://pravenc.ru/text/171187.html

составитель Терещенко Т. Н. ИСКУШЕНИЕ Нам… прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надо искушений скудельному сосуду. Будьте спокойные (прп. Лев, 20). И просим вас не унывать и не удивляться, что это попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих [немощей], и дабы мы не мудрствовали, не думали нечто о себе, но смиряли бы и [отдавали] себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы матушке… попущению, однако, благодушествуйте, и Господь не оставит вас (прп. Лев, 20). Наведенные нам искушения всячески преполезны, во-первых, потому, что приводят, хотя или нехотя, со смирением прибегать к покровительству и помощи Божией, прося о защищении, второе, обнадеживает, что мы хотя и от ничтожных ничтожнейшие и слабейшие всей твари, но имеем скорби сообразно по Бозе жительствовавшим и в искушениях предуспевшим и спасшимся, как за грехи наши попущены скорби ко очищению и смирению также, то, благонадежием и упованием подкрепляемы, в пагубное отчаяние не попущаемся (прп. Лев, 22). При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатью Своею и различными утешениями, но после отнимает их и ввергает в огонь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! (прп. Макарий, 20). Всякому нужен огонь искушений к испытанию и научению в терпении. Ты смотри на вещи с точки той, как Промысел Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обучению, а другому еще не пришло время (прп. Макарий, 20). Считаю за нужное напомнить вам, чтоб вы не страшились искушений, какие будет угодно Богу послать вам к познанию и уведению своей немощи и к смирению. Я помню, как вы говорили, что боитесь искушений, а без искушения и спасение не совершается: «Муж не искушен – неискусен» (см. Иак. 1, 2–4, 12 ), – и: «Всякому делу благому или предыдет, или последует искушение», а без того и дело твердо быть не может. Я вам давал читать малую книжицу к новопоступившему монаху; вы там видели, что нужны искушения, и когда они обыдут вас, то не смущайтесь, если и тысячу язв на день приимете; кто не имеет искушений, тот лишается и дарований духовных (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Ксенофонт Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Ксенофонт Робейский , прп., игумен (26 января/8 февраля; 28 июня/11 июля) Куарт (Кварт), ап. от 70-ти, еп. Беритский (Бейрутский) (4/17 января ап.]; 10/23 ноября) Кукша Печерский , иеромонах, сщмч., просветитель вятичей, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 августа/9 сентября; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Лавр Иллирийский , мч. (18/31 августа) Лаврентий Калужский , Христа ради юродивый (10/23 августа) Лаврентий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 января/2 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лаврентий Печерский , Туровский, еп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (29 января/11 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Лаврентий Римский , архидиакон, сщмч. (10/23 августа) Лазарь Галисийский , иеромонах (17/30 июля; 7/20 ноября) Лазарь Сербский , блгв. князь (15/28 июня) Лев I Римский , папа (18 февраля/3 марта) Лев Катанский , еп. (20 февраля/5 марта) Левкий Кесарийский (Вифинский), мч. (17/30 августа; 14/27 декабря) Леонид Устьнедумский , иеромонах (17/30 июля) Леонтий Печерский , прп., канонарх, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18 июня/1 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Леонтий Ростовский , еп., сщмч. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 23 мая/5 июня) Леонтий Триполийский , военачальник, мч. (18 июня/1 июля) Лонгин Коряжемский , иеромонах, прп. (10/23 февраля; 16/29 октября) Лонгин Печерский , Трудолюбивый, прп., вратарь, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (16/29 октября; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Лонгин Сотник , Каппадокийский (иже при Кресте Господни), мч. (16/29 октября) Лонгин Яренгский , прп. (3/16 июля; 16/29 октября) Лука евангелист , ап. от 70-ти, автор книги Деяний св. апостолов, иконописец (4/17 января ап.]; 22 апреля/5 мая; 18/31 октября) Лукиан Антиохийский , сщмч., пресвитер (15/28 октября) Лукиан Печерский , пресвитер, сщмч., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 15/28 октября) Лукиллиан Византийский , мч. (3/16 июня)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

составитель Терещенко Т. Н. РОПОТ Пишете, что погружаетесь ропотом на Создавшего вас Господа; конечно, погрешительно, но умоляю вас любовью Сего же Спасителя нашего, не отчаивайтесь, но обратитесь и прибегните к Милостивому Господу Иисусу Христу, признайте грех свой со смирением и просите у Него прощения и милости; не сократились щедроты Его и до века не сократятся, но кающимся и толкущим двери милосердия отверзаются, т.е. согрешения наши вам милосердием отпускает. А что пишете, что на меня скорбите, это неудивительно, и я человек подобострастен вам, но усердно прошу и молю, потерпите Господу своему, что посылает, Он силен вас утешить всеми благами земными, только предайте себя безропотно Промыслу Его, а это все скоро минется (прп. Лев, 20). А от ропота себя, как от тлетворного яду, удерживать (прп. Лев, 20). Бог не посылает нам искушения выше меры, разве что за гордость, за самомнение и за ропот, которым мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают их (прп. Макарий, 20). Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби, а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих (прп. Макарий, 20). Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиной этого наказания (прп. Макарий, 20). Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания (прп. Макарий, 20). Я тебе удивляюсь, что ты не благодаришь Бога, призвавшего тебя ко взятию легкого Его бремени и благого Его ига (ср.: Мф. 11, 30 ), и вместо того, ропща, делаешь себе и тяжким, и не благим бремя и иго (прп. Макарий, 20). Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби (прп. Макарий, 20). В сердце благодарящее всегда вкапает благодать, также и сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит ( Пс. 50, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

составитель Терещенко Т. Н. ПОЛЬЗА Господь все по Своей милости и премудрости устраивает к нашей пользе и душевному назиданию, но только мы по слабости нашей и остраствованному навыкновению худо понимаем, яко младенцы (прп. Лев, 20). Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями (прп. Лев, 20). Что случится не по-вашему, в том и ощутительная польза для души вашей будет. В таких случаях должно говорить: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси горделивую и грешную» (прп. Антоний, 20). Благость Божия скорбными обстоятельствами приводит нас к полезному, и душеполезному, и спасительному. Дивны дела Господни (прп. Амвросий, 1). Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства (прп. Амвросий, 1). Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, чтобы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении неизвестно на кого. По простому слову, ты как будто искала кого-то виноватого. Я не решился тебя допрашивать о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет нас, посылая нам болезни, неожиданно нас постигающие, а с другой стороны, и неприятные случаи через таких лиц, которые нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей (прп. Амвросий, 1). Предположенное путешествие по святым местам отложить до времени, чтобы рассмотреть, полезно ли это будет по сокровенным причинам. Не все хорошо и полезно, что с первого взгляда покажется таким. Много сокровенных подсад вражиих, от них же да сохранит нас Господь (прп. Амвросий, 1). Пишете, что благие желания не всегда исполняются. Знайте, что Господь исполняет не все благие желания наши, а только те, которые служат к душевной нашей пользе. Если мы при воспитании детей разбираем, какое преподавание какому возрасту прилично, тем более Господь Сердцевидец знает, что и в какое время бывает нам полезно. Есть духовный возраст, который считается не по летам, и не по бородам, и не по морщинам; и как иногда 15-летние обучаются наукам вместе с 8-летними детьми, так при обучении духовном еще чаще случается подобное (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010