Вот почему в молитве, возносимой Святому Духу, мы просим: «Очисти ны от всякия скверны» и «Прииди и вселися в ны». Подвижник начинает с видения своей собственной человеческой действительности: «Познай самого себя»; потому что «никто не может познать Бога, если у него нет познания самого себя» 151 (преп. Антоний Великий ). «Тот, кто увидел свой грех , больше того, кто воскрешает мертвых»; и «тот, кто увидел самого себя, больше того, кто видел ангелов» (преп. Исаак Сирин ) 152 . Можно понять величие такого видения, так как самый большой парадокс зла, по мнению св. Григория Нисского , в том, что оно погрузило бытие в не-бытие. Атеистический экзистенциализм делает из этого философию абсурда: «Бытие без смысла, без причины, без необходимости» 153 . «Всякий существующий рождается бессмысленно, продлевает себя из слабости, умирает случайно» 154 . Здесь мы узнаем те три преграды греха (о которых говорит Николай Кавасила ), которые были сняты Христом: естественная немощь, извращенная воля и, наконец, смерть. Без Христа остается неэкзистенциальный бунт (Камю, Батай) против абсурдности, безрезультатный, так как в конце концов его ждет уничтожение через ничто. Состояние тревоги и ужаса превращается в бред «мучительной радости», проявляющейся диким и нечеловеческим смехом 155 (пророчески показанном на образе Кириллова в «Бесах» Достоевского). В противоположность этому канон св. Андрея Критского (читаемый во время Великого поста) и канон преп. Иоанна Дамаскина (из чина отпевания) вводят в совершенную науку о человеческой душе и представляют собой что-то вроде «аскетического скафандра» для погружения в душу и исследования ее глубин. После мгновенного взгляда в собственную бездну, обогащенная этим страшным видением, душа действительно устремляется к Божественному милосердию («В бездные греховней валяяся, неисследную милосердия Твоего призываю бездну»); но восхождение происходит постепенно, и оно имеет образ лестницы. «Райская лестница» преп. Иоанна Лествичника указывает на анагогическое движение по ступеням, и лишь последняя ступень – это любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Не горячись, раньше времени не стремись к высшему, в духовной жизни скачки неуместны, должна быть терпеливая постепенность... (П.29) Игумен Никон: Чтобы из семени выросло дерево и дало плоды, надо время; чтобы переквасить ветхого человека новой закваской – надо еще больше времени и труда. Насильно ускорить процесс нельзя, можно только повредить искусственными мерами. Господь же знает, что полезно и нужно человеку, ищущему подает это даже вопреки желанию, так как человек часто ошибочно желает не того, что ему нужно в данное время. (П.153) “Кто отвалит нам камень от гроба?” – бе бо велий зело. – Кто отвалил? – по повелению Божию отвалил Ангел. Он же отвалит и от сердца Вашего камень нечувствия, когда придет время для этого. Нужно показать верность Господу во время нечувствия, маловерия, сомнений, холодности, во время скорбей, болезней, всяких неприятностей. Нужно волевым усилием утверждать в себе веру, когда она почти угасает по попущению Божию, чтобы человек вновь и вновь показал, к чему он стремиться, что он предпочитает. (П.166) ... нельзя, посадив семечко яблони, в тот же год ждать плодов. Как же Вы, будучи младенцем по внутреннему человеку, требуете от себя свойств взрослого? Строжайшими прещениями с угрозами наказаний или полного бесплодия возбраняется искать прежде времени высоких состояний. (П.155) Дай Бог , чтобы хоть в конце жизни вкусить плодов истинной свободы, которую даст Христос Своим ученикам. (П.164) Духовная брань и духовное оружие ... если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее.  (Преп. Исаак Сирин . Слово 21) схиигумен Иоанн: Не смущайся, что нападают иногда помыслы плотские, это естественно; одна благодать Господня только может освободить от них, однако знаю, они будут напоминать о себе даже до гроба, и старость несвободна от них. (П.33) Когда дьявол нанесет мыслей отчаянных, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, зело нападает на стремящихся к духовной жизни. Святые Божии люди испытывали такие ужасы, что даже не пожелали предать писанию. Впрочем, его злая воля ограничена: насколько Господь попустил ему, настолько и искушает нас, влагая разные мысли, но наше самовластие может принять, может и не принять их, конечно, с Божией помощью. (П.93)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

938 Преп. Марк Подвижник. Слово 2. О думающих оправдаться делами, § 9. 939 Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 93—94. 940 Преп. Марк Подвижник. Там же, § 154; ср.: §§ 153, 155//Добротолюбие. T. I. С. 553; Слово 6. О прении схоластика. 941 Он же. Слово 4. О законе духовном, §§ 116—118//Добротолюбие. Т. I. С. 530. 942 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 66. 943 Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 2, § 41; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301. 944 Игум. Антоний. Письма. С. 106—107. 945 Древний Патерик. Гл. 15, § 110. 946 Иером. Софроний. Старец Силуан. Париж. 1952. С. 155. 947 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 183. 948 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, С. 75, 142—144. 949 Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. Гл. 114//Добротолюбие. T. V. С. 41. 950 Свт. Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев. 1875. Кн. I, гл. 37. С. 119. 951 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 160. 952 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 122//Добротолюбие. T. III. С. 260—261. 953 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. I. С. 53. 954 Преп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. Гл. 123//Добротолюбие. T. III. С. 261. 955 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167. T. II, § 205. С. 267. 956 Преп. Максим Исповедник. Там же, гл. 124. 957 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. I. С. 167; T. II, § 205. С. 267. 958 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 383 и 404; иеросхим. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 452, 453—454; игум. Антоний. Письма. С. 152. 959 Преп. авва Дорофей. Поучение 19. С. 189; Цветник священноинока Дорофея (русского)//Русский инок. 1914. 9. С. 524; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1; С. 31, 70, 75; иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к мирским особам. С. 259. 960 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 405. 961 Преп. Исаак Сирин. Слово 35. С. 151—152. 962 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве. § 205. С. 67. 963 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III. С. 299; ср.: Авва Фалласий. Сот. 2. О любви. § 74//Добротолюбие. T. III. С. 301.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Иоанн Пророк, преп. Письма. Ист.: Barsanupheet Jean de Gaza.Correspondance. Texte établi par F. Neyt et P. de Angeüs-Noah, traduction par L. Régnault//Sources chrétiennes. 426, 427, 450, 451, 468. Paris, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002. Перевод: Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. 4-е изд. СПб., 1905 [репринт: М., 1993]. Ириней Лионский , свт. Против ересей. Ист.: Contre les hérésies. Texte critique et traduction par et sous la direction de A. Rousseau//Sources chrétiennes. 264 (Livre I), 294 (Livre II), 211 (Livre III), 100 (Livre IV), 153 (Livre V). Paris, 1979,1982,1974,1965, 1969. Перевод: Сочинения св. Иринея, епископа Лионского/Изд. в рус. пер. прот. П. Преображенским . СПб., 1900 [репринт: М.: Паломник, 1996]. Исаак Сирин , преп. Слова подвижнические. Ист.: Το σου πατρς μν σακ το Σρου, Τ ερεθντα σκητικ, κδ. Νικηφρου το Θεοτκη, ν Λειψα 1770, νατυπομενα πιμ. ωακειμ Σπετσιρη. Афины, 1895. Перевод: Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/Пер., предисл. С.И. Соболевского. Серг. П., 1911 [репринт: М., 1993]. Исаия Отшельник, преп. Аскетический сборник. Ист.: Abbé Isaïe.Recueil ascétique. «Spiritualité orientale». 7. Bégroles-en-Mauges, 1970. Перевод отсутствует. Исихий Иерусалимский , преп. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Ист.: Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. T. I. Афины, 1982. P. 141–175. Перевод: Добротолюбие. T. 2. М., 1900 (и переизд.). С. 161–212. Киприан Карфагенский , свт. Книга о смертности. Ист.: PL. Т. 4. Col. 583–602 . Перевод: Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Творения. М.: Паломник, 1999. С. 292–306. Кирилл Александрийский , свт. Толкование Послания к Римлянам. Ист.: PG. Т. 74. Col. 775–856 . Перевод отсутствует. Диалог о вочеловечении Единородного. Sur l’incarnation du Monogène. Texte et traduction par G.-M. de Durand//Sources chrétiennes. 97. Paris, 1964; Перевод: Диалог о вочеловечении Единородного/Пер. с древнегреческого, вступ. статья и примеч. К. Б. Юлаева//Богословский вестник. 5–6. 2005–2006. С. 65–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

И то и другое означают одного Христа Спасителя, ч. 1, стр. 418. Имени Исус Церковь не хулит, ч. 1, стр. 417–419. Икона – Достопокланяемость икон, отвергаемая молоканами, ч. 2, стр. 229. Тихвинская икона Божией Матери не может быть приводима в доказательство древности и правильности двуперстия, ч. 1, стр. 309–310. Свидетельство икон о древности именослового сложения благословящей руки. – См. Перстосложение. Ипполит Святой: Место из приписанного ему сочинения, на которое ссылаются безпоповцы в защиту учения о прекращении священства и жертвы при антихристе, ч. 2, стр. 114–116. Иоаким , патриарх Московский: Его мнимая присяга священников, ч. 2, стр. 250, 315–316. Иоанн Богослов , Апостол: Учение безпоповцев о его пришествии пред явлением антихриста. – См. антихрист. Иоанн Дамаскин : Его свидетельство о кресте четвероконечном, ч. 1, стр. 397–398. Иоанн Маркионов , патриарх Иерусалимский: Принятие его несправедливо приводится в защиту беглопоповства и белокриницкого священства, ч. 1, стр. 275–285. Иоасаф 1-й патриарх Московский: чин погребения священнического отменил, признав составленным от еретика, ч. 1, стр. 181–182. Иоасаф , инок безпоповский – по какому поводу написал свое сочинение в защиту безбрачия, ч. 2, стр. 96–98. Свидание с ним и перемена в его убеждениях, ч. 2, стр. 331–333. Иосиф Волоколамский : Слова его, несправедливо приводимые старообрядцами в защиту мнимой неприкосновенности обрядов, ч. 2, стр. 172, 175–176. Исаак Сирин : Его слова, несправедливо приводимые безпоповцами в оправдание исповеди, совершаемой мирянами, ч. 2, стр. 151–153. Иуда предатель: Пример его не может оправдывать безпоповцев в уклонении от Причастия Св. Таин, ч. 1, стр. 492. К. Кавказские старообрядцы : Их готовность рассуждать о Церкви, ч. 2, стр. 381–386, 392–395, 400–404. Кавылин , Илья: Его учение о пришествии Илии и Еноха и об антихристе, ч. 1, стр. 123, 129–130. Каллист патриарх: Его свидетельство о кресте четвероконечном, ч. 1, стр. 398. Катихизис Великий – Противоречие в его ответе о сложении перстов и происхождение этого противоречия, ч. 1, стр. 359–362.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Святой Исаак Сирин 151 говорит, что Бог в ином мире не хочет видеть «баранов» – людей неразумных, неопытных и немудрых. Ему нужны люди, мудрые не мирской мудростью, а умудрённые опытом борьбы с бесами, с миром и с самими собой. Человек должен бороться, и в этой сложной борьбе он становится мудрым, мудрым по Богу – познаёт искусство из искусств и науку из наук. Так, восходя всё выше и выше, человек делается наследником Царства. Какого Царства? Не земного – тленного, но вечного, нетленного Царствия. Были простые люди и в давние времена, они не учились в университетах. Святой Антоний Великий 152 читать не умел, но был духовно талантлив и духовно образован и стал первым среди подвижников, потому что был мудрым по Богу. Чтобы стать духовно образованным, мудрым по Богу, надо пролить много крови, усвоить много уроков. Дети в школе изучают немало разных предметов: и математику, и физику, и химию. И для того, чтобы перейти в следующий класс, по каждому из этих предметов нужно сдать экзамен. И нам нужно сдавать свои экзамены, чтобы в конце получить «диплом» с хорошей оценкой. Нам, монахам, ни к чему философские мирские учения. Нам нужно знание приёмов борьбы, которая нам предстоит: как бороться с помыслами, воображением, образами, как исполнять возможно совершеннее Святое Евангелие. Ради этого мы пришли в монастырь. У плоти есть потребность в питании, сне и одежде. Плюс к этому ещё и естественный закон размножения человеческого рода, закон, который относится как к человеку, так и к животным: «Плодитесь и размножайтесь», – говорится в Писании 153 154 155 . Восстаёт природа и требует своего – требует удовлетворения потребности естества. Брань естественна, ибо страсть всеяна в естество. С другой стороны, приходит бес и усугубляет положение: берёт в свои руки руль мысли, воображения, представляет нам разные образы, нагнетает ситуацию до предела и буквально зажимает нас в тиски. Что же в этом случае мы должны делать? Христос нас учит, учат и Святые отцы, что «от сердца бо исходят помышления злая» 156 . Всё злое исходит из сердца: оно всё опутано колючими корнями, и желающий исторгнуть эти колючие корни прольёт много крови и будет сильно страдать. Без крови и без боли, согласно учению Святых отцов, человеку невозможно получить исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

98 Там же. 99 Hieromonk Seraphim Rose. The soul after death. Platina, California, 1977. P. 15 (на английском языке). 100 Ibid. P. 22. 101 Преподобный Максим Исповедник. Добротолюбие. Изд. Пападимитриу. Т. 2. С. 17, глава 25 (на греческом языке). 102 Преподобный Диадох Фотикийский. Добротолюбие. Изд. «Святитель Григорий Палама». С. 116 (на греческом языке). 103 Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. Изд. Пападимитриу. С. 140 (на греческом языке). 104 Там же. С. 2, глава 8. 105 Там же. С. 124. 106 Евергетинос. Т. 1. Изд. монастыря Преображения Господня в Аттике. Афины, 1957 г. С. 81 (на греческом языке). 107 Там же. С. 87. 108 Преподобный Исаак Сирин. Аскетические произведения. Изд. Ригопулу. С. 153 (на греческом языке). 109 Святитель Григорий Палама. Главы естественные, богословские и деятельные. Добротолюбие. Изд. Пападимитриу. Т. 4. С. 143 (на греческом языке). 110 Иоанн Романидис. Первородный грех. Изд. «Домос». Афины, 1989. С. 30 (на греческом языке). 111 Там же. С. 33. 112 Там же. С. 33. 113 Там же. С. 32. 114 Преподобный Иоанн Дамаскин. Труды. 2 ЕПЕ. С. 302 (на греческом языке). 115 См. Панайот Трембелас. Догматика. Т. 1. Изд. «Зои». Афины, 1959. С. 482; Религиозная и нравственная энциклопедия. Т. 6. С. 526 (на греческом языке). 116 Иоанн Романидис. Первородный грех. С. 124 (на греческом языке). 117 Трихотомия («трехчастность» – греч.) – учение о том, что человек состоит из духа, души и тела. – Прим. пер. 118 ! Там же. С. 124. 119 Там же. С. 126–127. 120 Там же. С. 127. 121 Sylvestre Syropoulos. Les “Memoires” du Grand Ecclesiar-que de l’Eglise de Constantinople, sur le concile de Florence. Editions du Centre National de la Recherche Scientifique. Paris Vile 1971. P. 272. 122 Там же. С. 280. 123 I.D. Mansi. Sacrorum Conciliorum Nova Et Amplissima Collectio. Vol. 31A, Akademische Druck – U. Verlagsansalt, Graz – Austria, 1961. S. 486. 124 S. Syropoulos. Les “Memoires”. P. 280. 125 I.D. Mansi. Sacrorum Consiliorum. S. 486. 126 ! S. Syropoulos. Les “Memoires”. Р. 282.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Ин. 17:11, 21– 24. 1 Кор. 1:27. Евагрий Понтийский, прп. Слово о молитве. 124. PG 79, 1193B. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. 23. Там же. Нил Синайский, прп. 153 главы о молитве. Гл. 122. Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. 81. Житие и слова. С. 465. Там же. С. 250. Там же. С. 196–197. Там же. С. 360–361. Там же. С. 261–262. Там же. С. 169, 177. Там же. С. 396. Σεβ. Μητρ. Νεοφτου κα Μπτσκας Ερηναου, στ ρσημο γιτητος στ σγχρονο κσμο, . Μον Χρυσοπηγς 2008, σελ. 289. Житие и слова. С. 338. «Люди, подвигшиеся из разных племен и стран, привели себя в такое совершенное тождество, что во многих телах видится одна душа, и многие тела оказываются орудиями одной воли». Святитель Василий Великий. Подвижнические уставы. 18, 2 (PG 31, 1381D-1384A). См.: Чинопоследование великого ангельского образа. Cosmic grace, humble prayer: The ecological vision of the Green Patriarch Bartholomew I, ed. John Chryssavgis. Eerdmans, 2003. 305, 308. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 мая, 2020 3 апреля, 2020 22 мая, 2015 4 сентября, 2015 10 сентября, 2015 17 сентября, 2021 17 декабря, 2020 7 сентября, 2020 2 сентября, 2020 19 мая, 2020 3 апреля, 2020 22 мая, 2015 4 сентября, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/ispolnenie-obeta-otrec...

Преподобный Исаак Сирин очень много пишет о милосердии Божием, превышающем все наши грехи, поэтому его слова особенно часто приводят в защиту учения о всеобщем спасении. Но он, как и другие святые отцы, относит это только к кающимся грешникам, а не ко всем вообще. Это видно из следующих его творений. Он пишет, что от греха может произойти «падение души, всецелая ее гибель», но даже в этом случае все равно не нужно отчаиваться, а идти путем покаяния. В противном случае: «Горе же тому монаху, который лжет обету своему и, попирая совесть свою, подает руку диаволу... С каким лицом предстанет он Судии, когда, достигнув чистоты, друзья его сретят друг друга, – те самые, с которыми разлучившись в пути своем, пошел он стезею погибели, утратил и то дерзновение, какое имеют пред Богом преподобные... И страшнее всего то, что как здесь он разлучился с ними в пути своем, так и его разлучит с ними Христос в тот день, когда светлый облик понесет на хребте своем тела, сияющие чистотою, и поставит во вратах небесных. Ибо по тому самому, что здесь уже осуждены дела их, не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных, в воскресение Суда ( Пс. 1:5 )» 151 . И еще в слове 60: «Ибо если не умрешь добровольно чувственною смертью за благость Божию, то поневоле умрешь духовно – для Бога. Поэтому, если такова твоя участь, без отягощения добровольно приими за Бога временные страдания, чтобы войти в славу Божию» 152 . И еще: «...невозможно и подвижнику душу свою избавить от погибели, если щадит он тело свое» 153 . И в слове 80: «...а мы самым делом и вещественно (т. е. веществом души) войдем внутрь дворов царских, если сподобимся того за житие свое» 154 . Из этих цитат видно, что не безусловно все войдут в Царство Небесное, но только «если сподобимся того за житие свое». И еще преподобный Исаак Сирин пишет о разной участи после Суда двух категорий людей: «И разделил (Господь. – Авт.) пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный ( Мф. 25:46 ) " 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010