– Стоит ли самостоятельно читать сочинения некоторых почитаемых святых формально не принадлежащих к Православной Церкви (например, известно, что Исаак Сирин был несторианином, одно время даже несторианским епископом)? Как относиться к множеству древних христианских текстов, авторы которых были осуждены Церковью как еретики, однако их произведения до сих пор читаются православными христианами (например, сочинения Евагрия Понтийского , осужденного на V Вселенском соборе – его аскетические наставления входят в русское Добротолюбие)? – Спор о церковной принадлежности Исаака Сирина нельзя считать завершившимся. Известно, что он принадлежал к Церкви Востока, формально не признавшей Третий (Ефесский) и Четвертый (Халкидонский) Вселенские Соборы. Но насколько эту Церковь можно считать находившейся «вне Православной Церкви», если учитывать, что догматическое учение было еще в стадии становления и не приобрело окончательный, устоявшийся характер? К тому же, в самой Церкви Востока было течение, симпатизировавшее Халкидонскому собору. Некоторые наши патрологи высказываются в том смысле, что Исаак Сирин мог принадлежать к этому течению, хотя мне, например, не удалось найти никакой информации, которая подтверждала бы это предположение. В любом случае, Исаак Сирин – канонизированный святой, а писания его в течение более десяти веков читаются православными христианами, поэтому нет никаких оснований сомневаться в их «православии». Что же касается Евагрия Понтийского , то этот автор оказал колоссальное влияние на развитие монашеской письменности. Некоторые его богословские сочинения оказались не свободны от еретического оригенизма, за что и были осуждены. Но аскетические творения Евагрия продолжали переписываться и издаваться – иногда под другими именами. В частности, его 153 главы «О молитве» вошли в «Добротолюбие» под именем преподобного Нила Синайского . Так церковная традиция пыталась сохранить то в наследии Евагрия, что имело непреходящую ценность, отсеивая все еретическое и чуждое. Отмечу также, что некоторые современные патрологи, в том числе отечественные, сомневаются в справедливости осуждения Евагрия на Пятом Вселенском Соборе, полагая, что отцы Собора пользовались той версией творений Евагрия, в которую оригенисты внесли еретические вставки. Но это – лишь гипотеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лествица: Scala paradisi (et Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Ипполит Римский О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793.Русский перевод: Отцы и учители Церкви III века: Антология/Сост., биограф. и библиограф. ст. иером. Илариона (Алфеева) . М., 1996. Т. 2. С. 219–242. О Христе и антихристе: Demonstratio de Christo et Antichristo. PG 10, 725–793. Ириней Лионский Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979.Русский перевод: Священномученик Ириней Лионский . Творения. М., 1996. Против ересей: Irenee de Lyon . Contre les heresies I-V. Ed. A. Rousseau, L. Doutreleau, B. Hemmerdinger et Ch. Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). Paris, 1965–1979. Исаак Сирин Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995. Слова: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909.Русский перевод: О божественных тайнах и о духовной жизни/Пер. с сир., пред. и прим. игум. Илариона (Алфеева) . Изд. 2-е. СПб., 2001. Преподобный Исаак Сирин . О знании (избранные главы). Перевод с сирийского игумена Илариона (Алфеева) . – Церковь и время 4 (13) 2000. С. 315–324. Слова подвижнические ­­ Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические/[Пер. с греч. С. Соболевского]. Сергиев Посад, 1911. Главы о знании: Текст не издан, содержится в рукописях Bodleian syr. e. 7; Tehran, Issayi Collection, ms. 4. О божественных тайнах ­­ О божественных тайнах и о духовной жизни (Том II): Isaac of Nineveh (Isaac the Syrian). ‘The Second Part’, chapters IV-XLI. Edited by Sebastian Brock. – Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 554, Scriptores syri 224. Louvain, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вообще, какую бы герменевтическую процедуру прп. Исаак не производил с библейским текстом, он всюду преследует одну цель – актуализация его и вовлечение его в свой духовный опыт. Если прп. Ефрем Сирин выстраивает типологию – Адам и Христос, то у Исаака типология простирается и на самого толкователя. Адам «Христос молящиеся (см. примеры выше). Экзегетическим ключом прп. Исаак считал молитву. «К словесам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному разумению сказанного в Божественных Писаниях» 151 . Таким образом, экзегеза у прп. Исаака Сирина носит мистический характер и является своеобразным аскетическим деланием, посредством которого извлекается не только сокровенный смысл, но происходит и единение с Духом, изрекшим эти слова. Теперь пойдем далее, потому что впереди нас ждут неожиданные открытия. Как было сказано выше, Феодор Мопсуестийский выступил как один из первых радикальных реформаторов Библейского канона. Двадцати библейским книгам был объявлен приговор не богодохновенности! Но если для прп. Исаака Феодор Мопсуестийский – «свет всего мира» 152 , «человек, который был исполнен благодатных даров и которому вверены сокровенные тайны Писаний, чтобы он наставлял на путь к истине всю общину Церкви» 153 , то интересно, что движет прп. Исааком, когда он использует те книги, которые Феодор отверг? Так, прп. Исаак цитирует в своих творениях Песнь Песней 154 , приводит в подражание ревность Маккавеев 155 , неоднократно приводит в пример Иова. Причем Исаак не сомневается, в отличии от Феодора, в правдоподобности истории Иова и богодохновенности этой книги: «И сопротивник делает это не потому, что имеет такую силу, но потому, что попускается ему Богом, как дознали мы на праведном Иове» 156 . Но давайте наконец перейдем к рассмотрению более серьезных противоречий между двумя авторами и, как говорится, «откроем правде глаза».

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

пер. ч.I, с.178–179). «Все прошения наши восходят к единому Богу, – говорит Ефрем Сирин , – единый слух невидимого Величия внимает прошениям нашим и различает их. Если просишь полезного, приемлет прошение; если вредного, отвергает. Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно (Ефрем Сирин. Творения, ч.5, с.177–178). Хотя и прискорбно просящему, что не исполнилось прошение его в то же время: но Податель в свое время утешает его пользой (ibid., с.178). Посему предоставим прошение наше воле Истинного и Милосердного. Он правдой Своей искушает и отвергает прошения для нас вредные, по милосердию Своему исполняет прошения полезные. Возблагодарим Благого за то, что дает Он, и поклонимся Правосудному за то, в чем отказывает» (ibid., с.179). 1671 Исаак Сириянин. Творения. Слова подвижнические. Слово 36, с.153–154. Приводит это место, только не дословно, и епископ Игнатий в сочинении «О чудесах и знамениях», с.32–33. 1672 Ср. Ioannes Climacus, Gradus 28. Migne. P.s.gr., t.88, col.1129; Слово 28:4, с.246; ibid, col.1132; 12, 15; c.247; ibid., col.1133, 14, с.248–249; ibid., col.1136; 31, c.250; ibid., col.1140; 53, с.252. Ср. s.Nilus. De oratione, cap.13, 14; ibid., col.1169, c.176; cap.64; ibid., col.1180, с.184–185 и мн. др. Ср. еще Ефрем Сирин. О посте, ч.4, с.111. 1673 «Не будь несмыслен в прошениях своих, чтобы не оскорбить тебе Бога малостью своего ведения. Будь мудр в своих молитвах, чтобы сподобиться тебе славы. Проси досточестного. Премудрости просил себе Соломон... приял и царство земное. Ибо кто у царя домогается маловажного, тот уничижает честь. Приноси Богу прошения свои сообразно с Его славой... Вот ангелы и архангелы, сии вельможи Царя, во время молитвы твоей устремляют на тебя внимание, с каким прошением обратишься ты к Владыке; и изумляются и радуются, когда видят, что ты, земной, оставил плоть свою и просишь небесного» (Исаак Сириянин. Слово 5, с.26–27). 1675 Basilius Magnus. Constitutiones monasticae. Migne. P.s.gr., t.31, col.1132; рус. пер. т.5, с.322–323. 1681 Дивные примеры услышания Господом такой неотступной молитвы можно видеть в житии святых столь часто, что невольно испытывается затруднение – какой пример наиболее назидателен. В последнее, всем памятное, время во святой православной Христовой Церкви Господь прославлялся тем, что Он необыкновенно милостиво исполнял дерзновенные прошения смиренного иерея Своего о. Иоанна Кронштадтского . Чудеса, совершенные по молитве его, многочисленны и для всех известны.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Ср. пер.: «Об авве Пимене», 1. Достопамятные Сказания. 95 Рус.: «еще чуть чуть». 96 «Об авве Пимене», 76. Достопамятные Сказания. 97 Икономия — богословский термин, означающий допущение некоторых уступок в исполнении церковных правил по снисхождению к человеческой немощи. Акривия — принцип строгого соблюдения правил и церковных законоположений. В истории Церкви применялся то один, то другой принцип в зависимости от того, что было полезнее в конкретных исторических условиях. Здесь старец Иосиф имеет в виду, что принцип снисхождения не должен подавать монаху повода к расслаблению и нарушению данных обетов. 98 См.: Молитвы на сон грядущим. 99 Ср.: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 116. Добротолюбие, т. I, с. 530. 100 Ср.: Там же, 115. 101 Ср.: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 124. Добротолюбие, т. 1, с. 531. 102 «Об авве Антонии», 36. Достопамятные Сказания. 103 Рус.: «Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование». 104 Блаженны на Воскресной Литургии, глас 7. 105 Ср.: Авва Исаия, Слово 8, 14 Добротолюбие, т. I, с. 327. 106 Ср. пер.: прп. Марк Подвижник, 200 глав о Духовном законе, 153. Добротолюбие, т. I, с. 533. 107 Ср.: Евергетинос, т. I, Глава 23, 1 (Из Патерика), с. 332. Ср. также: «Об авве Агафоне», 23. Достопамятные Сказания. 108 Евергетинос, там же. 109 Евергетинос, там же. 110 Евергетинос, там же. Ср.: «Об авве Пимене», 18. Там же. 111 Евергетинос, там же. Ср.: «Об авве Арсении», 13. Там же. 112 Ср.: прп. Исаак Сирин, Слово 89, с. 423—424. Ср.: Евергетинос, т. I, Глава 23, 4 (Из наставлений аввы Исаака), с. 336. 113 «Об авве Алонии», 1. Достопамятные Сказания. 114 См. примечание на с. 103. 115 Ср. пер.: блаж. Диадох, Подвижническое Слово, 18. Добротолюбие, т. 3, с. 16—17. 116 Ср.: прп. Исаак Сирин, Слово 89, с. 421. 117 Ср.: св. Ефрем Сирин, В подражание притчам, Творения, т. I, с. 103. См. также: Евергетинос, т. I, Глава 24, 8 , с. 349. 118 Ср.: там же, с. 115. См. также: Евергетинос, там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования ­­ Jean Cassien. Conferences I-VII. SC 42. 1955; Conferences VIII-XVII. SC 54. 1958. Иоанн Лествичник . Лестница ­­ Scala paradisi (†Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Иоанн Постник. Слово о покаянии ­­ Sermo de paenitentia et continentia et virginitate. PG 88, 1937–1977 (dubia). Иоанн Эвбейский. Слово на Зачатие Пресвятой Богоро­дицы ­­ Homilia in conceptionem deiparae. PG 96, 1460–1500. Иосиф Волоколамский. Духовная грамота ­­ Духовная грамота преподобного игумена Иосифа.– Четии-Минеи митрополита Макария. Сентябрь 1–15. СПб., 1868. Иосиф Хаззайа. Послание о трех степенях жизни монашеской ­­ Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois etapes de la vie monastique. Ed. P.Harb, F.Graffin. PO 45. Fasc.2. No.202. Tournhout, 1992. Ипполит Римский. Апостольское Предание ­­ Hippolyte de Rome. La tradition apostolique. Ed. B.Botte. SC 11-bis. 1984. Ипполит Римский. Опровержение всех ересей ­­ Hip-polytus Werke IIÏ Refutatio omnium haeresium. Hrsg. von P.Wendland. GCS 26. 1916. Ириней Лионский. Против ересей ­­ Irenee de Lyon. Contre les heresies I-V. Ed. A.Rousseau, LDoutreleau, B.Hemmerdinger and Ch.Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). 1965–1979. Исаак Сирин. О совершенстве духовном ­­ Маг Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Ed. P.Bedjan. Leipzig, 1909. Исаак Сирин. Слова подвижнические ­­ Ισακ του Σρου ευρεθντα ασκητικ. κδ. Ν. Θεοτκης. Αθναι, 1895. Исайя Отшельник. О хранении ума ­­ Περ τηρσεως του νος. Φιλοκαλα 1. Σελ. 30–35. Исихий. К Феодулу ­­ Προς Θεδουλον. Φιλοκαλα 1. Σελ. 141–173. Иустин. Апологии Ι и II ­­ Saint Justin. Apologies. Ed. A.Wartelle. Paris, 1987. Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем ­­ Justin. Dialogue avec Tryphon. Voli.I-II. Ed. G.Archambault. Paris, 1909. Иустин. Фрагменты ­­ agmenta. PG 6, 1571–1604 (dubia). Киприан Карфагенский . О молитве – S. Thasci СаесШ Cypriani Opera omnia. CSEL 3,1. Wien, 1868. P.267–294. Киприан Карфагенский . Послания ­­ 5. Thasci  СаесШ Cypriani Opera omnia. CSEL 3.1. Wien, 1868. P.465–842.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Быт. 3:8 . Деян. 16:6-10 . С. А. Нилус. Великое в малом. С. 184–185. Еп. Феофан. Мысли на каждый день года. 4е изд. 1904. С. 161. Там же. С. 152–153. Процитированный отрывок принадлежит Оригену — см.: М. А. Новоселов. Забытый путь… Вышний-Волочек, 1902. С. 10. Лк. 24:5 ; процитированный отрывок принадлежит блаженному Августину — см.: М. А. Новоселов . Там же. Пс. 33:9 . Св. Тихон Задонский . Воздыхания грешныя души ко Христу, Сыну Божию//Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . Т. 1. М., 1875. С. 212. Выражение И. В. Киреевского: «Исаак-Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний» ( И. В. Киреевский. В ответ А. С. Хомякову. Полн. Собр. Соч. Т. 1. М., 1911. С. 119). Слово 55 (послание к преп. Симеону чудотворцу)// Исаак Сирин . Указ. соч. С. 262, 265. Евр. 12:29 . — Прим. сост. Антифон 4го гласа на утрени. PG, t. 36, col. 159 ВС. PG, t. 32, col. 133 C. Литургия св. Василия Великого , тайносовершительная молитва. PG, t. 94, col. 821 ВС. PG, t. 7, col. 1082. PG, t. 8, col. 229 В. Тайноводство, 1: PG, t. 91, coL 665–668; Р. De Lubas, op. cit., p. 27. См. вообще гл. II этой замечательной работы, где автор развивает идею единства человеческой природы в Церкви, основываясь главным образом на Отцах Греческой Церкви. PG, t. 59, col. 361–362. PG, t. 74, col. 560. PG, t. 32, col. 108 ВС. Там же, col. 108–109. PG, t, 44, col. 1116–1117. PG, t. 150, col. 617 AB. PG, t. 120, col. 509. [Русск. пер.: Св. Симеон Новый Богослов . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 14.] Выражение, взятое из «Слова 41-го, на св. Пятидесятницу» св. Григория Богослова (PG, t. 36, col. 441), которое послужило для составления наиболее прекрасных песнопений службы на св. Пятидесятницу. [О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Сергиев Посад, 1914. С. 38–39.] Там же. Св. Симеон Новый Богослов . Слово 45, 9. [Русск. пер.: Слова, вып. I, с. 396.] Слово 57, 4. [Русск. пер.: Слова, вып. II, М., 1890. С. 47–48.] Споры относительно подлинности этих творений и даже то, что их приписывали кругам, из которых впоследствии родилось мессалианство, отнюдь не умаляют высокой ценности «Бесед» св.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

19 . Девятнадцатая степень – жалеть своих врагов и сострадать им 152 . Это расположение соответствует словам Христа о любви к врагам: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6:36 ). Святой Исаак Сирин так описывает подлинное сострадание ко всякой твари, а значит, и к врагам: «При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию» 153 . 20 . Двадцатая степень означает, что мы не только отказываемся мстить обижающим нас, но и не хотим, чтобы Бог наказывал их. Можно предположить, что совет апостола не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь ( Рим. 12:19 ) дан начинающим в любви, тем, кто едва может отказаться от отмщения. Духовный уровень этой степени – желание, чтобы Бог простил наших врагов, сохранил их и спас 154 . 21 . Двадцать первая степень – молиться за врагов 155 . Она соответствует заповеди Христа: молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф. 5:44 ; Лк. 6:28 ). Очевидно, что молитва за врагов присутствует во всех степенях, начиная с первой, однако на тех уровнях она – средство избежать нежелательных состояний души, таких как ненависть, злоба, обида, также как и связанной с ними гордости, и очиститься от них 156 . На высших степенях молитва обращена не к самому себе, а к другому: она рождена состраданием и любовью к врагам и позволяет развить, усилить и явить позитивное расположение души 157 . Такая молитва – это прошение к Богу, чтобы Тот помиловал наших врагов, простил им прегрешения, спас их и даровал им Свои изобильные милости 158 . Признаком того, что молитва действительно искренняя, глубокая и порождена подлинным состраданием и жалостью, является сокрушение сердечное и плач 159 . Имеющий сострадание, пишет святой Исаак Сирин , «и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились» 160 . Тот, кто любит своих врагов, говорит преподобный Максим Исповедник , стремится «даже страдать за них, когда случай востребует» 161 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

2 . Илия Иерусалимский, преп. Цветособрание, излюбомудрствованное Илией, малейшим пресвитером и Екдиком//Добротолюбие. В 5-ти т./Пер. свт. Феофана Затворника . М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007–2010. Т. 3. С. 427–445. 3 . Иоанн Кронштадтский , св., прав. Моя жизнь во Христе. Издание 4-е, исправленное. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. 4 . Иоанн Кронштадтский , св., прав. Творения. Дневники. В 7-ми т. М.: Издательство Отчий Дом, 2001–2006. Т. 2. Дневник 1859–1860. 2003. 5 . Исаак Сирин , преп. Подвижнические наставления святого Исаака Сирианина//Добротолюбие. Т. 2. С. 627–732. 6 . Исаак Сирин , преп. Слово 30. Об образе молитвы//Он же. Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008, С. 171–178. 7 . Исихий Иерусалимский , преп. Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского , к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 153–198. 8 . Иустин (Попович) , преп. Путь Богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина //Он же. Собрание творений. В 5-ти т. Под общ. ред. А. И. Сидорова , пер. С. П. Фонова. М.: Издательство Паломник, 2004–2014. Т. 1. С. 310–337. 9 . Макарий Оптинский , преп. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 1997. 10 . Николай Кавасила , св., прав. Изъяснение Божественной Литургии//Симеон Фессалоникийский, архиеп. Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения. В 3-х т. Т. 3. СПб.: Типография Григория Трусова, 1857. С. 289–426. 11 . Николай Кавасила , св., прав. Семь слов о жизни во Христе. Слово 6// Николай Кавасила . Христос. Церковь . Богородица/Пер. с греч. М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2007. С. 126–163. 12 . Николай Кавасила , св., прав. Семь слов о жизни во Христе. Слово 7//Там же. С. 163–199. 13 . Симеон Новый Богослов , преп. Слово 47//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Типо-лит. И. Ефимова, 1890–1892. Т. 1. 1892. С. 424–433.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Таблица 9 Перевод с греческого ( Исаак Сирин , 1911, 153) Перевод «оригинального» сирийского текста издания (Isaacus Ninivita, 1909, 418) Кто хочет в мире сем не иметь попечений и вожделевает этого, но желает и в добродетели упражняться, тот не на ее пути. Кто хочет быть без попечения в этом мире и при этом руководиться добродетелью, тот не желает этого пути 27 . Как блаженный толкователь ( ) говорит в своем толковании на Матфея, для тех, кто стремится к добродетели, невозможно избежать скорбей. Скорби души непременно умножаются в той мере, в какой она борется с противными силами. Когда же скорби оставляют ее, тогда душа в первую очередь оставляет то, что принадлежит ей. Кто говорит, что он без попечения и при этом руководствуется добродетелью, тот не знает даже, от чего добродетель рождается в душе. Ибо мы сознаем, что есть то, что ведет к добродетели. Через искушения дверь неба открывается перед душой. Наши Отцы наставили нас на этом пути. Бог же, Который подает Своим святым победу в подвиге так, что их размышления не отступают от будущей надежды, да защитит и поможет нам их молитвами. Аминь. Ибо праведные не только по воле своей подвизаются в добрых делах, но и невольно выдерживают сильное борение с искушениями во испытание своего терпения. Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится чего-либо такого, что вредит ей телесно, потому что на Бога уповает отныне и во веки веков. Аминь. Праведные не только по воле собственной преуспевают в добрых трудах, но и в искушениях преуспевают не по собственной воле через испытание их терпения, потому что они твердо претерпевают все земные скорби, ожидая дивных наград в будущем веке. Душа, одержимая страхом Божиим, не боится ничего, что вредит телу. На этом мы заканчиваем обзор так называемых цитат Феодора Мопсуестийского 28 . В предыдущей статье [Никон Скарга, 2021, 276–294] нами было показано, что прп. Исаак и Феодор находятся между собой в серьезном разногласии по многим богословским вопросам. Настоящий обзор дополняет факт разногласия между этими двумя авторами и показывает, что восточно-сирийские рукописи в тех местах, где находятся цитаты Феодора Мопсуестийского, были подвержены определенной правке со стороны несторианских переписчиков. Прежде чем подвести итоги, ответим на один вопрос, который неявным образом присутствует в текстах прп. Исаака Сирина .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ot...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010