1 Кор. 1:23. 199 Сестры Лазаря, известные по евангельскому рассказу о посещении Иисусом Христом Вифании. «Мария… села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:39—42). 200 «Сумма теологии» — главный трактат Фомы Аквинского, в котором излагаются основы католической теологии. «Сумма» (от лат. summa — итог) — жанр схоластической философской литературы. 201 Имеется в виду многовековой спор ариан, противопоставлявших принцип «подобносущности» Бога–Отца и Бога–Сына принципу «единосущности», который был провозглашен в Никейском символе веры. Подробнее см.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви: В 6 т. Т. 4: История церкви в период вселенских соборов. Пг., 1918. С. 72—85. 202 Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» (1830) (Тютчев Ф. И. Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 63). 203 Последователи древнегреческого философа Пиррона (IV — нач. III в. до н. э.), основателя скептической школы. В систематическом виде взгляды Пиррона изложены Секстом Эмпириком в «Трех книгах пирроновых основоположений» (Секст Эмпирик. Сочинения. М., 1976. Т. 2. С. 207—380). 204 См.: Деян. 9:1—20; 2 Кор. 12:2—5. 205 Краткое изложение основ вероучения, главных догматов какой–либо религии. Христианский символ веры был принят на Никейском вселенском соборе (325 г.), затем дополнялся на Константинопольском соборе (381 г.). В католицизме символ веры пересматривался и редактировался на Тридентском соборе (1545—1563). 206 Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления. Таким исходным элементом для Когена является понятие бесконечно малого. 207

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

201 Покаянный смысл притчи о блудном сыне подтверждает богослужебное использование: неделя о блудном сыне – одна из подготовительных недель к Великому посту. 202 «Почему же радость [на небесах] бывает больше о грешниках, приносящих покаяние, чем о праведниках, которые не согрешили? Потому, что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поскольку печаль бывает у тех, которые согрешили, то пусть будет и радость [им], когда они раскаиваются… Но как радость, так и печаль суть чувствования души; как же [могут] печалиться и радоваться на небесах? А [именно], «печалью на небесах» называется то, что [грешники] осуждены за грехи, дабы и мы поражались скорбью. Ибо если наши грехи печалят Ангелов, то насколько более нам самим надлежит раскаиваться в них?» ( Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие. 14. С. 205). 203 В этой части притча близка другой истории – о работниках одиннадцатого часа, которых «несправедливый» хозяин виноградника вознаградил так же, как и работавших целый день. 205 Иоанн Кронштадский, прав. Беседа в неделю о блудном сыне [Электр. документ]: http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=14. 207 У ап. Павла в том же Послании к римлянам выражена надежда на обращение иудеев ко Христу, хотя бы и в конце земной истории: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени,] пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим. 11: 25–26 ). 211 О том же говорит ап. Иаков в соборном послании: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас… Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» ( Иак. 5: 1, 5 ). 222 Феофан Затворник , свт. Письмо 967: О попечительстве в богадельне. Об упорядочении мыслей, вставании утром, чувстве негодности и употреблении кратких молитв. Разрешение недоумений (25 апр. 1890 г.)//Собр. писем. Вып. 6: 942–1049. [Электр. ресурс]:(15.11.11). 224

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

201. ПОЧЕМУ В СИМВОЛЕ ВЕРЫ СКАЗАНО, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС СТРАДАЛ? В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но ещё добавлено, что Он страдал, чтобы показать, что распятие Его было не одной видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучителя, а являлось подлинными страданием и смертью. 202. ПОЧЕМУ СКАЗАНО, ЧТО ИИСУС ХРИСТОС Упоминание, что Он был погребён приведено для укрепления веры в то, что Он действительно умер и воскрес, поскольку враги даже приставили стражу к Его гробу и гроб опечатали. 203. КАК ИИСУС ХРИСТОС МОГ СТРАДАТЬ И УМЕРЕТЬ, БУДУЧИ БОГОМ? Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом, не Божественной, а человеческой природой, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что Сам желал пострадать. Он сказал: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимет ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, имею власть опять принять ее (Ин 10:17-18). 204. ПОЧЕМУ ГОВОРИТСЯ ЧТО ИИСУС ХРИСТОС РАСПЯТ ЗА НАС? Сказано, что Иисус Христос распят за нас потому, что Своей крестной смертью Он избавил нас от греха, проклятия и смерти. 205. Об этом св. Писание говорит так. Об избавлении от греха: В Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф 1:7). Об избавлении от проклятия: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13). Об избавлении от смерти: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14-15). 206. КАКИМ ОБРАЗОМ КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА ИЗБАВЛЯЕТ НАС ОТ ГРЕХА И СМЕРТИ? Чтобы легче верить тайне того, что крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти, слово Божие учит о ней, насколько можем вместить, посредством сравнения Иисуса Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества по плоти, которое едино с ним благодаря происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно сделался новым всемогущим главой людей, которых Он соединил с Собой посредством веры. Поэтому, подпав через Адама под власть греха, проклятия и смерти, через Иисуса Христа мы избавляемся от этой власти. Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть — есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

202 Каков характер отношений человека к другим людям, таков характер его отношений и к Богу. Кто говорит , учит св. апостол любви Иоанн, я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин.4:20 ). 203 Наша христианская любовь должна простираться не только на ближних – подобные нам существа, но даже и на живых тварей вообще и окружающую нас бездушную природу, поскольку и они являются отображением величия и премудрости Творца. Христианство внушает нам относиться кротко и заботливо к животным, то есть всячески оберегать жизнь полезных из них и не только лично не причинять им без крайней необходимости каких-либо страданий, но и устранять страдания, причиняемые таким животным другими людьми или животными же ( Исх.10:10, 23:4–5 ; Мф.6:26, 5:48 ). Христианин не только не должен убивать какое-нибудь животное без особой нужды, но не должен и портить, и срубать даже дерево без уважительной причины ( Втор.20:19 ). Призвание христианина по отношению к окружающим его существам и предметам природы состоит не только в том, чтобы пользоваться ими для своего духовного и материального блага, но и в том, хранить и всячески улучшать дары природы ( Быт.1:26, 2:2, 2:15 ). Христианин обязан сохранять доступный его воздействию физический мир таким образом, чтобы он являл естественные следы Божественной премудрости и красоты. 204 Высочайшим примером такой любви служит Господь наш Иисус Христос, Который ради любви к нам не пощадил Себя Самого, но, воплотившись от Духа Святого и Пресвятой Девы, претерпел тяжелые труды, перенес жестокие гонения и умер самой поносной смертью – смертью преступника на кресте. 205 Условия, под которыми развлечения в свободное от занятий время позволительны и в известной степени нужны и полезны нам, следующие: Во-первых, развлечений должны быть чужды характера грубо-чувственного наслаждения, возбуждающего страсти, не должны заключать в себе чего нравственно-нечистого, могущего удалить нас от Бога и причинить ущерб нравственности. Все мне позволено , говорит ап. Павел, но не все полезно ; все мне позволительно, но не все назидает ( 1Кор.10:23 ). Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

202. Какое значение в словах 10-го Члена Символа – «Исповедаю едино крещение во оставление грехов»? Православно верующий объявляет, что признает для избавления его от грехов – крещение, только однажды принимаемое. 203. Что дает верующему участие в жизни Церкви? Во внутренней жизни Церкви действует Святой Дух, сошедший на Церковь в первую Пятидесятницу. Это дает человеку духовное совершенствование, как дождь, который взращивает растение. Эта сила, называемая благодатью, способствует верующему «стяжать в себе» самом того же Духа Святаго. «Потому что Бог производить в вас и хотение и действие по Своему благоволению» ( Фuлun. II, 13 ). 204. Постоянно ли действует благодать, или приливы ея связаны с особыми состояниями души верующаго? Жизнь христианина освящается Церковью. Но бывают важные моменты, когда от Бога нужна особая помощь верующему. Для этого в Церкви установлены молитвенныя священнодействия, называемые таинствами. 53 205. Имеется ли особое священодействие для вступления в число членов Церкви? Для приобщения к числу верующих во Христа, Церковью совершается Таинство Крещения. Это таинство первое и оно дает доступ новокрещенному к другим таинствам Церкви. 206. Кто установил Таинство Крещения? Сам Господь Иисус Христос после Своего Воскресения . " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа« ( Mф. XXVIII, 19 ). Но еще до распятия Спаситель приготовлял учеников к разумению Крещения, напр, в беседе с Никодимом, поучая о новом рождении Духом. »... истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ioah. III, 5). 207. Откуда произошло слово «крещение»? Славяне верно наименовали сие таинство крещением: духовное обновление новокрещенного и крестная жертва Христа составляют главный связующий смысл таинства . ».., крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа« ( 1Nemp. III, 21 ). " Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Ebp. XIII, 13 ). То есть разделим Его крестоношение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—202— ками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его ( Деян.2:22–24 ). Равным образом в другом случае, в речи к язычникам, св. апостол так изобразил перед слушателями течение Христовой жизни; Бог Духом Святым и силой помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним... Наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день ( Деян.10:38–40 ). К иудеям евангельская история была обращена со стороны чудес Христовых, которыми они были ожесточены, так что распяли Его ( Ин.12:37–41 ). Верующие же участвуют в жизни Христа через Его смерть и воскресение. С тех пор как ученики Господа, исповедав Его Сыном Божиим, выделились из народа как верующие из неверующих, – со времени исповедания Петра при Кесарии Филипповой Христос постепенно приучал их к мысли о Своей смерти, воспитывал в них ожидание Его смерти и воскресения, неустанно и настойчиво учил их, что Ему должно умереть и воскреснуть; этому именно учил Он их как Своих учеников, для этого уединялся с ними ( Мф.16:21,17:22,23,20:18,19 пар.). И по воскресении Своём Он разъясняет им не что иное, как то, что Ему надлежало пострадать и войти в славу Свою ( Лк.24:26 ). Законченность в воспитании апостолов и их приготовленность к всемирному проповеданию Христа свидетельствуются у евангелиста тем, что они сроднились с воскресшим Господом и постигли разумом смысл смерти и воскресения Христа ( Лк.24:46 ). Венец евангельской истории и её последняя цель есть жизнь через смерть, победа над смертью в воскресении. Оживотворение смерти есть центральный пункт в благовестии Христовом. Он призывал людей стать сынами Божиими, т. е. сынами воскресения ( Лк.20:36 ). Он основал царство Божие, т. е. царство сынов воскресения. Дело Христа отвечает действительной нужде людей, так как всё горе наше, всё наше зло обнимается смертью: она есть наше срединное зло, она есть самое острое орудие греха и ада. —203— Как дело Христа побеждает сердцевину нашего зла, так и смерть потому есть центральное зло нашей жизни, что она поражает и отравляет саму сердцевину нашего существования, – нашу привязанность к жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

203 Отдавал приказание это вне города, возвращаясь вероятно из Вифании, куда Он иногда уходил, как было сказано на основании повествования Святого Марка. 204 Святой Матфей передает слова установившие Евхарестию следующим образом: «Когда они ели, Иисус взяв хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам Своим сказал: «приимите, ядите сие есть тело Мое. И, взяв чашу, и благославив, подал им, и сказал: «пейте от неё все; ибо сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов. Слова эти имеют тот же смысл, как и приведенные Святым Лукой и пополняют их. 207 Апостолы, следственно, все равны между собой, все они одинаково судьи нового Израиля; никто не сядет на более возвышенном престол. Если же в Церкви, кто-либо из преемников апостольских, считает себя выше прочих, то он восстает против учения Сына Божьего. Всякое владычество, похожее на владычество царей, исключается из Церкви; пастырь, хотящий быть царем, есть противник Самого Иисуса Христа. 210 Повествование это пополняет повествование Луки, которое слишком кратко и неопределенно. Лук. XXII, 21–22. 215 Святый Иоанн упоминает (XIII, I), что Он перешел поток после слов, приведенных в главах XV, XVI и XVII. 224 Вечеря пасхальная была после шести часов вечера. Время же продолжения вечера, беседа Иисусова с Апостолами и то время, которое нужно чтобы дойти до Гефсимании и молиться, продолжалось несколько часов. По сну, одолевшему Апостолов, должно предполагать, что Иуда пришел поздно ночью. 228 Иоанн XVIII, 13–27; Мат. XXVI, 69–75; Лук. XVII, 55–62. Анна и Каиафа жили в одном доме. Отречение Петрово было, когда Иисуса приводили к обоим этим первосвященникам. Святый Иоанн, бывший очевидным свидетелем, ясно различает оба допроса, которые были пред Анною и Каиафой. 232 «Непозволительно, сказали они, положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови». Сделав же совещание, купили на них землю горшечника для погребения странников. Посему и называется земля та, Акелдама, то есть земля крови, до сего дня. Таким образом исполнилось пророчество (Захарии XI, 12) говорящего: «И взяли тридцать сребреников, цену оцененного, которого оценили сыны Израилевы и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь»; Ясно, что совещание и покупка земли, о которой говорится, были по смерти Иисуса Христа. Святой Матфей, писавший Евангелие свое несколько лет спустя, мог сказать в своем повествовании, что сделано было на тридцать сребреников Иудиных и что стало с землею купленной на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2 Кор 13:3–13 Среда 14 седмицы. ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ Зачало 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208А 208Б 209 210А 210Б 210В 211 212 213 214 215А 215Б Послание к Галатам, зачало 198 Павел, Апостол не от людей и не чрез человека, но чрез Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мёртвых, и все братья, которые со мною, церквам Галатийским, благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа, давшего Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века по воле Бога и Отца нашего, Которому слава во веки веков, аминь. Удивляюсь, что вы так скоро отпадаете к иному Евангелию от Призвавшего вас благодатью Христовой. Но нет другого, а есть только некоторые, смущающие вас и желающие исказить Евангелие Христово. Но если бы даже мы или ангел с неба благовествовал вам вопреки тому, что мы благовествовали вам, – да будет анафема. Как мы прежде сказали, и теперь я снова говорю: если кто вам благовествует вопреки тому, что вы приняли, – да будет анафема. Ибо теперь у людей ли ищу я благоволения или у Бога? Или людям стремлюсь я угождать? Если бы я все еще угождал людям, я не был бы рабом Христовым. А что пишу вам, – вот, пред Богом: не лгу. Затем я пошел в страны Сирии и Киликии. Церкви же Иудейские, которые во Христе, меня не знали в лицо. Но только слышно было, что некогда гнавший нас теперь благовествует веру, которую некогда истреблял, и прославляли за меня Бога. Затем, по истечении четырнадцати лет, я снова пошел в Иерусалим вместе с Варнавой, взяв с собой и Тита; пошел же по откровению и изложил им и отдельно тем, которые были почитаемы, то Евангелие, которое я проповедую среди язычников: не бегу или не бежал ли я впустую. Но и Тит, бывший со мною, хотя и Эллин, не был принужден к обрезанию; что же до вкравшихся лжебратьев, которые проникли выследить нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы нас поработить: им мы не уступили и не подчинились ни на час, чтобы истина Евангелия сохранилась у вас. Гал 1:1–10; 1:20–2:5 Четверг 14 седмицы. Послание к Галатам,

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

43 И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним. 44 Но слухи с востока и севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтобы истреблять и губить многих, 45 и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. 10 .13–14. Князь царства Персидского – ангел, которому надлежало хранить дух персидского народа, но который сам пал и соблазнил персов властолюбием (ср. Иез 28 ). Михаил – ангел-хранитель Израиля. В Новом Завете он – победитель сил антихриста и сатаны ( Откр 12.7 ). В Книге Даниила выражено библейское учение о духовных силах, связанных с народами и культурами. 11.3. Имеется в виду Александр Македонский. 11.4. Эллинистическое царство Диадохов (см. Дан 8.8 ). 11.5–9. Южный царь – монарх птолемеевского Египта; царь северный – монарх селевкидской Сирии. Дочь южного царя – Вереника, дочь Птолемея Филадельфа (285–246), выданная замуж за Антиоха II (262–246) и получившая в приданое Иудею. После смерти мужа Вереника была отстранена, и власть передана сыну Антиоха II от первого брака. Брат Вереники (отрасль от корня ее) Птолемей III (246–221), мстя за сестру, напал на Сирию, но не мог довести поход до конца из-за восстания в его собственной стране. 11.10. Войну против Египта продолжили сыновья Селевка II – Селевк III (227–223) и Антиох III Великий (223–187), которые закрепили Иудею за селевкидской державой. 11.11. Победа Птолемея IV Филопатора (221–203) над Антиохом III в 217 г. 11.13. Антиох III вновь захватил Иудею. 11.18. Речь идет о победах Антиоха III в Малой Азии. 11.19–20. Сын Антиоха III, Селевк IV (187–175), наложил на Иудею большую дань. 11.21–24. Угнетение иудеев Антиохом IV Епифаном. Вождь завета – первосвященник Ония III, убитый в 171 г. 11.26. Победоносная борьба Антиоха Епифана против Египта в 170 г. 11.28–30. Полное поражение Египта было предотвращено римлянами (корабли Киттимские – флотилия адмирала Г. Попилия Лената).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

4, 29) нашего ближнего, ибо это угодно Богу. Так и в прочем поступим и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, чего хочет воля Божия, и так угодим Ему (104, 203). Воля Божия открыта в слове Божием (104, 348). " Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли " . Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: " Будь верен до смерти " (Апок. 2, 10), и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог " хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4). Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: " Да будет воля Твоя " . Святитель Тихон Задонский (104, 348). Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, нечего бояться, и забыли (Мф. 8, 23-25). Так бывает и в житейском и духовном планах. Подымется буря бед или страстей-мы обыкновенно тревожимся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей. А Господь шлет нам урок: " Маловерные " (Мф. 8, 26). И справедливо. Нельзя не обратить внимания на происшедшее, но всегда можно сохранить разумное спокойствие. Прежде всего, посмотри, чего хочет от тебя Господь,- и смиренно покорись под крепкую руку Его. Не мятись, не суетись, укрепи веру, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: " Погибаю! " , а с преданностью взывай: " Господи! если хочешь можешь. Но да будет не моя, а Твоя воля " . Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю (107, 167- 168) " Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией - всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод (107, 166-167).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010