Если мы боремся с помыслами и отражаем их, то это нам вменяется не в грех, а в подвиг. Два монаха однажды шли через селение, и одному из них пять раз приходил помысел совершить блудный грех. Он покаялся в этом духовному отцу, а тот сказал: «Мне было открыто, что ты пять раз отражал помыслы, и я видел над тобой пять венцов». Стало быть, главное – решимость не поддаваться греху, соблазнам. Один монах, когда терпел брань блуда, запрещал бесу: «Иди во тьму, сатана, разве не знаешь, что я, хоть и недостоин, ношу члены Христовы?» И блудная брань тут же прекращалась, так что монах даже удивлялся и прославлял Господа. Своими силами мы, конечно, ничего сделать не можем, в этой брани надо надеяться на помощь Божию, молиться, призывать Матерь Божию, святых угодников, особенно святую мученицу Фомаиду, преподобного Моисея Угрина, преподобного Иоанна Многострадального. Эти святые подобны тем, кто, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «победил тело, естество свое победил, стал выше естества, а такой человек мало чем или даже ничем не умален от ангел». «Если тебя попалит огонь похоти плотской, противопоставь ему огонь гееннский – и огонь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Итак, главное – это памятование смерти и страшных адских мук, а также чистосердечное покаяние, исповедание помыслов, частое причащение Святых Христовых Тайн, постоянная молитва Иисусова. Мы должны вести непримиримую борьбу с диаволом, склоняющим нас ко греху. Диавол ненавидит целомудрие и чистоту, а в наше время особенно старается внушить, что от природы надо брать все возможное, что жить в чистоте для человека вредно. Даже многие врачи настоятельно советуют больным заниматься блудом, чтобы избавиться от той или иной болезни. На самом же деле блуд не излечивает от болезней, а усиливает их, приносит только вред. Еще в начале века, а затем и в наше время был произведен опрос более 200 крупнейших, с мировым именем ученых, русских и зарубежных, и все они ответили, что плотское воздержание не только безвредно, но и необходимо. За время своей многолетней практики они не встречали ни одного человека, у которого какие-либо заболевания, в том числе и психические, возникли бы в результате плотского воздержания. Молодые люди могут и должны оставаться целомудренными, благодаря этому накапливаются силы, приносящие организму пользу в течение всей жизни. О вреде же целомудрия говорят обычно те, кто хочет оправдать свое собственное распутство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Иисусова молитва представляет собой сокращенное Евангелие и требует от человека посильного исполнения евангельских заповедей в своей жизни. Желаю, чтобы Иисусова молитва, как духовный свет, озаряла Ваш земной путь! Раньше молился, не вникая в смысл. Сейчас переучиваюсь молиться внимательно. Вы говорите: «Ощущение движения языка и губ старцы... считали положительным фактором, способствующим выработке правильного ритма молитвы». Я же, когда даже медленно, ритмично произносил слова молитвы, иногда терял смысл фразы, и он не доходил до ума. Вместо этого, сей час медленно читаю каждую фразу, стараясь следить за движением губ, затем, во время паузы, мысленно повторяю ее и так далее. То есть не вырабатывается ритмичное произношение слов молитвы. Прошу Вашего совета. Святой Иоанн Лествичник считает первым условием молитвы соединение ума со словами молитвы. Без внимания молитва превращается в мертвые для души слова. Поэтому продолжайте молиться так, как Вы молитесь. Что касается движения губ, сочетания с дыханием и так далее, то это технические приемы, способствующие тому, чтобы сама молитва стала привычным деланием для человека, но они не обязательны. Во всяком случае, старцы советуют по временам говорить Иисусову молитву вслух. Сколько раз в день должен творить Иисусову молитву православный христианин? Апостол Павел пишет: Всегда молитесь ( 1Фес.5,17 ). Иисусова молитва – это путь к беспрерывной молитве. Однако здесь нужна последовательность и постепенность. Можно начать со ста молитв утром и ста молитв вечером, а в течение дня молиться сколько придется, а затем постепенно увеличивать число молитв. Еще лучше, если Ваш духовный отец даст Вам молитвенное правило, так как все, что мы делаем по благословению, более угодно Богу, чем наши собственные решения, только надо, чтобы духовный отец сам занимался Иисусовой молитвой. Я полгода назад, по благословению священника, стал читать Иисусову молитву в уме, 200 раз перед вечерним правилом и 100 раз после утреннего. В принципе мне не трудно сосредотачиваться на словах молитвы и не допускать рассеяния в помыслах.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

    Иероним Стридонский (342—420) — блаженный; Учитель западной Церкви. Автор многих духовных сочинений, в том числе латинского перевода Ветхого Завета, известного под названием «Вульгаты» — 250. Илиодор преосв. Возможно, Илиодор (IV в) — епископ Трикки в Фессалии. Друг и адресат известных писем Иеронима Стри-донского — 250. Илия (IX в. до Рождества Христова) — св. пророк. За пламенную ревность о славе Божией был взят на небо живым в огненной колеснице — 309. Илия Михайлович Сергиев (1808—1851) — отец святого праведного отца Иоанна Кронштадтского — 145. Иоанн Богослов (98—117) — св. апостол и евангелист; один из самых близких учеников Господа — 309, 334. Иоанн Златоуст (347—407) — святитель, архиепископ Константинопольский; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе толкований, слов, писем. Составил чин Божественной литургии — 15, 130, 236, 445, 450, 453, 455. Иоанн Лествичник (649) — преподобный. Автор книги «Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, лествица» — 236.     Иоанн Предтеча — св. пророк, Предтеча и Креститель Господень — 107, 200, 258, 304, 426, 427. Иов Многострадальный (ок. 2000—1500 гг. до Рождества Христова) — праведный — 44, 45, 280, 338. Иона (VIII в. до Рождества Христова) — св. пророк из числа 12 малых пророков — 435, 436. Ирод Антипа (I в) — царь галилейский, приказавший обезглавить св. Иоанна Предтечу. (Мк. 6:20; Лк. 23:8) — 304. Исаак Сирин (VII-VIII вв) — преподобный. Аскет Церкви. Автор книги «Слова подвижнические» — 117. Исав — старший сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Иакова — 208, 281. Исайя (VIII в. до Рождества Христова) ветхозаветный пророк; сын св. пророка Алиха — 16. Иуда Искариот — был выбран в число Двенадцати Апостолов. После предательства Господа удавился — 133, 328, 378, 387. Константин Павлович (1779—1831) — цесаревич и великий князь; второй сын императора Павла I — 432. Корнилий (I в) — сотник (см. Апостольские Деяния, гл. 10) — 196. Лазарь Четверодневный (I в) — праведный; епископ Китийский. Брат еванг. сестер Марфы и Марии — 33, 48, 264, 268. Левашов — 479.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

о. Илья, монах Оптиной пустыни. – 102. Иннокентий (Борисов) (15.12.1800 – 26.05.1857), святитель, богослов, церковный оратор, составитель акафистов. 03.10.1836 хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 01.03.1840 – епископ Вологодский. С 31.12.1840 – преосвященный Харьковский. 15.04.1845 возведен в сан архиепископа. 01.04.1847 – вызван в Санкт- Петербург для присутствия в Св. Синоде. 24.02.1848 – назначен в Херсоно-Таврическую епархию. Скончался 26.05.1857. В 1997 причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. – 143, 144. Иоанникий (Горский) (1810 – 01.03.1877), архиепископ. 16.01.1855 хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 15.04.1856 епископ Саратовский. 17.07.1860 – архиепископ Варшавский. С 16.11.1875 архиепископ Херсонский и Одесский. – 64. Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14.09.407), святитель, архиепископ Константинопольский, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86, 165. Иоанн Лествичник , святой 6–7 вв., аскет, игумен Синайского монастыря. Автор классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного Восхождения». – 87, 124, 176, 196. Исаак Сирин , преподобный, аскет, духовный писатель. Сирийский святой 7 в.–86, 127, 175. Исаия Отшельник (? – 370), преподобный, аскетический писатель. – 69, 200, 204. Исаия, монах Оптиной Пустыни. – 150, 162. Исидор (Никольский) (01.10.1799 – 07.09.1892), митрополит. 11.11.1834 хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 05.07.1837 епископ Полоцкий и Виленский. 06.04.1840 переведен на Могилевскую кафедру. В 1841 возведен в сан архиепископа. С 12.11.1844 – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Св. Синода. 26.08.1856 возведен в сан митрополита. С 01.03.1858 митрополит Киевский и Галицкий. С 01.07.1860 митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, первенствующий член Св. Синода. – 83. Кавелин Дмитрий Александрович (1824 – 18.04.1874), надворный советник младший брат о. Леонида (Кавелина) , сотрудник К. К. Зедергольма по канцелярии Св. Синода. Совместно проживал с ним на казенной квартире. Состоял в переписке с прп. Макарием. – 62, 63, 66, 69, 74, 78, 81 91, 102, 106, 114, 116, 131, 133, 134, 138, 158, 191, 198, 199.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Скорби формируют человека «на пути прямом, чистом» (137), обучают, укрепляют (756). «Беда – когда человек формируется на кривых путях: во всю жизнь свою будет смахиваться в шельмовство» (137). Скорби – это «благовременное приготовление» к вечности (177), к спасению (175, 176). Нет скорбей – «нечем спастись» (786). «Без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для Бога и вечности» (624). В рай один путь – «крест и распятие» – другого нет (200). Не причастившийся чаши скорбей «не способен наследовать вечное блаженство» (433). Потому-то Святитель, видимо, для большей убедительности цитирует слова великих подвижников: «Пей поругания на всяк час, яко воду живую, а кто отвергся правильного, или неправильного выговора, тот отвергся своего спасения» (при. Иоанн Лествичник . 216). «Блажени препоясавшиеся по чреслем своим к морю скорбей, простотою и неиспытным образом, любве ради, яже к Богу, и не давши плещи. Сии скоро к пристанищу Царствия спасаются, и почивают в селениих добре потрудившися, и утешаются от злострадания своего, и радуются во веселии надежды своея» (Некий «советник». 54). Сказав о полезности скорбей, Святитель завершает: «Сколько спасительных уроков преподают нам эти скорби: не дают привязываться к земле, возводят к нему, воспоминают нам Бога» (611–612). Скорби необходимы Без скорбей невозможно получить вечный венец (99) – значит: Господь «кого любит, того и наказывает» ( Притч. 3,12 ). Все постигающие нас скорби надо видеть в Промысле Божием – в бесконечной любви Божией к нам. Бог ведёт нас «путём скорбным, скорбями отрешая от мира и приводя к Себе». Потом избавляет от скорбей, чтобы «зрели Его всеблагий Промысл и стяжали веру в Него» (698). Тот, кто наносит скорбь, «только орудие во всемогущей деснице Божией» (148). Кого Господь избрал «в ближайшее служение Себе, в сосуд духовных дарований, тому посылает скорби» (148). Хочет приблизить к Себе – попускает скорбь (382). Едва открылся Он святому апостолу Павлу, «как уже определяет ему в удел страдания, возвещает о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИХИЙ СИНАИТ [Синайский] (VII-IX вв. или 2-я пол. XII в.), прп., игум. мон-ря в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Упоминается также как Исихий пресвитер (ошибочно - пресвитер иерусалимский, из-за смешения с Исихием Иерусалимским в рукописях и в изданиях сочинений И. С.: PG. 93. Col. 1480; Θιλοκαλα. 1957. Τ. 1. Σ. 140). Известен как автор «Слова душеполезного спасительного о трезвении и добродетели в главах», классического исихастского сочинения, антологии учения о трезвении (νψις) и молитве Иисусовой. Отдельная память празднования отсутствует из-за смешения с Исихием Иерусалимским. Жизнь Об И. С. ничего не известно, кроме того, что он был игуменом Синайского монастыря, о чем свидетельствуют заголовки его сочинения в части рукописной традиции ( Krumbacher. Geschichte. S. 147; Waegeman. 1974/1975. P. 218). На основании того, что в «Сотницах» цитируются прп. Максим Исповедник и прп. Иоанн Лествичник , устанавливается, что автор жил после VII в. Сочинение И. С. никем не цитируется, а его имя не упоминается в рукописях до сер. XIII в.; самая древняя рукопись «Сотниц» И. С. датируется 1267 г. (Monacensis 201 [olim 66]; Waegeman. 1974. P. 478). Ж. Киршмайер отвергает попытки некоторых ученых ограничить время жизни Исихия VIII в. на основании параллелей «Сотниц» с «Завещанием» прп. Феодора Студита (DSAMDH. T. 7. Col. 408). А. Риго ( Rigo. 2008. P. LIX) относит деятельность И. С. ко времени 2-й волны исихастского движения, предлагая новую датировку - 2-я пол. XII в. - и говоря об И. С. как о современнике прп. Неофита Затворника . Сочинения Единственным дошедшим до настоящего времени сочинением И. С. является «Слово душеполезное спасительное о трезвении и добродетели в главах», или «Сотницы», или «Главы» (лат. Capita de temperantia et virtute - CPG, N 7862; PG. 93. Col. 1479-1544). Существует в пространной (200-203 главы) и краткой (24 главы) редакциях. Количество глав в пространной редакции варьируется в рукописях из-за того, что из первоначальных 2 сотен глав (о своем сочинении как о 2 сотнях глав И. С. говорит в II 97) некоторые подверглись разбивке ( Χρστου. 1992. Σ. 425). Главы краткой редакции расположены по алфавиту, не следуют порядку глав в пространной редакции и воспроизводят ок. половины ее объема.

http://pravenc.ru/text/674960.html

Есть ли у нас старцы в Москве наподобие Оптинских? В студии игумен Мелхиседек, ведущий Виктор Саулкин. 20.03.2013 11:20:40 Виктор Саулкин - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! У микрофона Виктор Саулкин. А сегодня в нашей студии игумен Мелхиседек, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни. - Добрый вечер, дорогой Виктор. Добрый вечер, дорогие слушатели радиостанции " Радонеж " . - Батюшка, в этом году 200 лет со дня рождения преподобного старца Амвросия Оптинского. Тема необъятная. Но хотелось бы к ней приступить сегодня, потому что через неделю будем праздновать память Преподобного. Трудно описать, как батюшка Амвросий преображал души людей. За 22 года, когда с паломниками бываешь в Оптиной Пустыни, такие чудеса видишь! Много чудес, исцелений было. Но главное чудо все-таки - это преображение души. - Безусловно. Дело в том, что мы все обязаны духовным   ориентиром своей жизни, духовным возрастанием, духовным правильным фундаментом тем началам, которые оставил преподобный Амвросий, старец Оптинский. Дело в том, что и последующие духовники ориентировались во многом на Оптину Пустынь. Это и старец Никон Воробьев, это   и валаамские старцы, и отец Иоанн Крестьянкин-  Господь сподобил меня много раз бывать у него на Совете. Он всегда говорил: «Читайте преподобных Оптинских старцев». В них, в их писаниях вы найдете ответы на все свои вопросы, когда мы, молодые иеромонахи, приезжали к нему спрашивать о тех или других трудностях, проблемах, недоуменных случаях. И он как раз об этом и говорил. И сам очень любил преподобного   Амвросия. Потому что он был причислен к лику святых в самом начале. Часто   издавалось его жизнеописание, его письма. Я помню, в самиздате ходили именно жизнеописания преподобного Амвросия. И он был близок всем нам. Сейчас уже много издается разной духовной литературы, сотни тысяч книг. В наше время, только после Тысячелетия Крещения Руси стала доступна духовная литература. И вот тогда, через ксерокопии или принтерные издания мы осваивали то, что советовали духовники – труды  аввы Дорофея,  Иоанна Лествичника, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана  Затворника, письма, жития и наставления Оптинских старцев.

http://radonezh.ru/text/est-li-u-nas-sta...

деспот Иоанн Углеша, серб. кор. Стефан V Урош и его супруга Анна. Бывш. Фессалоникийский митр. Макарий († 1546) завещал мон-рю свою личную б-ку, из к-рой теперь в В. осталось 12 рукописей, по 1 рукописи хранится в скиту св. Димитрия и в Москве (ГИМ. Греч. 485). Симеон (Синесиос) Эланикос (XVII в.), писатель и писец, оставил после себя 7 книг. Наибольшее собрание из 28 книг передал мон-рю бывш. Тивериадский и затем Адрианопольский митр. Григорий, к-рый жил в В. в 1829-1860 гг. Значительное число рукописей происходит из подворий В. в Валахии и Молдавии (напр., дар господаря Василия Лупу). В б-ке мон-ря хранится 9 слав. рукописей XIV-XVII вв. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. 949 г. (Vatop. 949. Fol. 83v) Рукописное собрание В. понесло серьезные утраты во время пожаров и грабежей, ряд манускриптов был увезен коллекционерами и любителями древностей и в наст. время находится в архивах и б-ках разных стран. В 1491 г. Иоанн Ласкарис вывез неск. рукописей во Флоренцию для Лоренцо Медичи. В 1543 г. Николай Софиан по заказу Д. Уртадо де Мендосы, посла Карла V в Венеции, не только переписал «Географию» Птолемея (Cod. 655), но и увез с собой ряд рукописей (неизвестно, какие и сколько). Афанасий Ритор , купивший на Афоне более сотни рукописных книг для кард. Мазарини (1647/48), оставил нетронутым собрание ватопедской б-ки. Но в 1654 г. Арсений (Суханов) приобрел в В. 64 рукописи, из к-рых в наст. время 59 находятся в Москве (ГИМ), 2 - в С.-Петербурге (БАН), 2 - в Дрездене и 1 - в Кракове. Среди них наиболее ценными являются написанное унциалом Евангелие IX/Х в. (Греч. 9), «Аскетика» свт. Василия Великого 880 г. (Греч. 117), Слова свт. Григория Богослова 2-й пол. Х в. (Греч. 147), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста кон. Х в. (Греч. 164), «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 992 г. (Греч. 185), Творения прп. Максима Исповедника сер. Х в. (Греч. 200), Иерусалимский Типикон 1297 г. (Греч. 272), «Физика» Аристотеля сер. XV в., написанная К-польским Патриархом Геннадием Схоларием для В. (Греч. 448), «Этика» Плутарха кон. XII - нач. XIII в. (Греч. 502) и др.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Арсений Великий, прп. Описания иконы Арсений Великий, прп. - житие Преподобный Арсений Великий (память 8 мая по старому стилю) Родился в 354 г. в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки, однако оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег еллинским любомудрием, посвящая себя на служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона. Император Феодосий (379-395 гг.), правивший в то время восточной половиной Римской империи, искал для своих сыновей Аркадия и Гонория учителя, который научил бы их и философии, и Божественной мудрости не только словом, но и примером своей добродетельной жизни. Услышав об образованности и благочестии диакона Арсения, он поручил ему воспитание своих сыновей. Против воли, но с усердием занялся преподобный образованием юношей. Однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород XV.] Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4249.jpg:   Размер: 726x900, 0.65 MPix, 112 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (272) , (9) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Арсений. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 4250.jpg:   Размер: 366x1200, 0.44 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (200) , (2) . Описание: [Россия. 2005.] Прпп. Арсений и Пимен Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Файл 4254.jpg:   Размер: 797x1200, 0.96 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (249) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1261

А. Лисенковой – 1,300 рублей, Г. П. Елисеева 800, неизвестного 200, Э. А. Роста и А. А. Петрова по 100 рублей. С января 1883 года положено начало детской библиотеки. Председатель совета обратился к издателям детских и некоторых других журналов о присылке их изданий, и 8 редакций выслали свои издания безмездно. Теперь у общества существует своя библиотека, преимущественно из книг духовного содержания. Скончавшийся в январе 1886 года, проживавший по 5-й линии Васильевского острова, мастер серебряного ремесла Иван Михайлович Веретенников, по влиянию своего духовного отца, члена общества, священника церкви Елисаветинской Елисеевской богадельни В. П. Ушакова, отказал обществу почти все свое имущество, с тем, чтобы общество приняло на себя те обязанности, которые лежат обыкновенно на родных, относительно его поминовения. Ликвидация имущества дала в пользу общества около 26,500 рублей. Общество устроило о почившем сорокоуст, отправило панихиды, взяло на себя наблюдение за его могилой, поставило в зале общества иконы (в том числе и ангела покойного – Иоанна Лествичника ) с неугасимой лампадой и мраморную доску с именами Веретенникова и священника Ушакова. Получив капитал по завещанию И. М. Веретенникова, общество решило выстроить новый дом, специально приспособленный под богадельню и приют. Закладка произведена была в 1887 году, в день рождения императора Петра Великого, 30 мая, на дворовом месте по Стрельнинской улице 11, где находившийся ветхий деревянный дом еще ранее был срыт до основания. Постройка дома велась под наблюдением архитектора В. А. Лучинского, взявшего на себя весь архитекторский труд бесплатно, сдана была подрядчику за 24,000 рублей. К августу 1888 года, как условлено было в контракте, дом был готов, и в августе в него были переведены и приют, и богадельня; освящение происходило 29 августа. Этот год ознаменовался увеличением призреваемых как в богадельне (до 21 вместо прежних 18), так и в приюте (до 37 вместо 32); увеличилось и число постоянно призреваемых (до 18 вместо прежних 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010