Не входя в подробный анализ отмеченных суждений, нужно сказать, что в них так ясно сказывается свобода и широта мысли, мужественность и прямота суждения, не связанные никакими усложнениями, что остается только приветствовать эту свежую и здоровую струю. И. Никаноров Извещение от Православно – Миссионерского Книгоиздательства Православно-Миссионерское Книгоиздательство извещает всех своих сотрудников, подписчиков и читателей, что оно переходит на Сергиевское Подворье, в Париж, куда и надлежит обращаться с 1 мая 1931 г. по всем делам сотрудничества, распространения и выписки книг, а также возврата подписных листов сбора пожертвований на миссионерское дело – по адресу: Ieromonah Ioann. Institut Orthodoxe. 93, rue de Crimée. Paris (19). France. Список изданий Π. M. К. изданных в г. Белая Церковь , Королевства Югославии (1928–1931 гг.) 1 . Из Дневника о. Иоанна Кронштадтского . 2 . 200 Глав преп. Иоанна Лествичника . 3 . «Пламень вещей», преп. Исаака Сирина . 4 . Акафист к Причащению св. Христовых Таин. 5 . Святоотеческое толкование на Евангелие. Вып. 1. 6 . Православно-Осведомительный и Православно-Миссионерский Листки. 7 . «Моя Первая Священ. История». Дет. Церк. Библ. 8 . Заповеди Божьи в разс. Вып. I. Дет. Церк. Библ. 9 . Заповеди Божьи в разс. Вып. II. Дет. Церк. Библ. 10 . Сборник для сознательного участия мирянина в богослужении. 11 . Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о целях христианской жизни. 12 . Видения Св. Ермы. 13 . О Предопределении. Святителя Илии Минятия . 14 . «Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах» – о. В. Ш. (из личн. воспом.). 15 . « Церковь и Мир» (очерки). Иеромонах Иоанн. 16 . О Св. Причащении. Святителя Илии Минятия . 17 . Исповедь (два примера исповеди). 18 . Об Исповеди. Из поучений Свят. Илии Минятия . 19 . Поклонение Св. Христовым Тайнам. Св. Дмитрия Ростовского . 20 . «Слово в мире». Сборник, посвященный русскому первопечатнику диакону Иоанну Федорову. 21 . Ежедневная молитва старца Парфения (2 издания). 22 . Краткий Словарь Церк.-Слав. слов, слышимых в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

199 Ср.: «Некто спросил одного из имеющих дар рассмотрения: “Для чего Бог, предвидя падение некоторых, украсил их дарованиями и силою чудотворения?” Тот отвечал: “Во-первых, для того, чтобы примером их утвердить (предостеречь) прочих духовных; во-вторых, для того, чтобы показать свободу человеческой воли; и наконец, чтобы тех, которые падут, получивши такие дарования, сделать безответными на Страшном Суде” (Преп. Иоанн Лествичник . Лествица. 26, 130). 200 Вопрос, поднимаемый и весьма кратко решаемый здесь преп. Анастасием, имел долгую историю в церковной письменности. Первое толкование повествования об Аэндорской чревовещательнице в 1Цар. 28 встречается у св. Иустина, который не сомневается в том, что эта колдунья действительно вызвала душу Самуила к Саулу, считая, что души ветхозаветных праведников и пророков находились в аду. К этой точке зрения примыкал и Ориген , подчеркивающий, что эти праведники, находясь до сошествия Христа в преисподней, оставались святыми, пребывая в верхней части ада. Но в древнехристианской традиции имелось и другое толкование указанного повествования в 1Цар. 28 . Согласно ему, отраженному у Тертуллиана и в «Мученичестве Пиона», не сам Самуил был вызван чревовещательницей, но бес принял его образ. См.: Сидоров А. И. Экзегетические труды Оригена : гомилии//Патристика. Труды отцов Церкви и патрологические исследования. Нижний Новгород, 2007. С. 271–273. Последнее толкование развил свт. Евстафий Антиохийский в специальном сочинении «Об Аэндорской чревовещательнице против Оригена », где констатирует, что вместо Самуила предстал его призрак и, по внушению колдуньи, Саул принял этот призрак за реального Самуила. См.: Eustathii Antiocheni, patris Nicaeni, opera quae supersunt omnia/Ed. J. H. Declerck//Corpus Christianorum. Series Graeca. Vol. 51. Turnhout; Leuven, 2008. P. 3–60. К данному толкованию примыкает и свт. Григорий Нисский , написавший специальное сочинение «О чревовещательнице». См.: Сагарда Н. И. Лекции по патрологии I-IV веков. М., 2004. С. 671

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

349 Возможно, речь идет о «боярском послуживце» Илье, в иночестве Иринархе (Илинархе), бывшем слуге боярина Ивана Петровича Шуйского. 350 По-видимому, речь идет об Алферии Селивановиче Волынском, правнуке князя Д.М. Волынского-Боброка, прославившегося своими подвигами во время Куликовской битвы. 351 Начало – определенная последовательность молитв, которые предшествуют всякой службе, церковной, келейной и домашней. 352 Иисусова молитва – молитва Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по милуя мя, грешного». 353 Иов – библейский персонаж, являющийся примером терпения и преданности Богу во всех постигших его несчастиях; за страдания он был возвышен и вознагражден Богом. Волосатик – тонкий волосообразный червь, проникающий в организм человека и вызывающий прободение внутренних органов, язвы и опухоли. 354 Иоанн Лествичник (ум. около 606) – христианский подвижник, 40 лет бывший отшельником, а затем выбранный братией настоятелем Синайского монастыря (отсюда прозвание «Синаит»). Известен как автор Лествицы райской, книги, где дается руководство монахам для восхождения по «лестнице» к духовному совершенству. Иоанн выделял 30 ступеней в процессе нравственного самосовершенствования, посвятив первую часть книги порокам, а вторую – добродетелям. Восхождение души человека к Богу, по Иоанну Лествичнику , начинается с отвержения «мира» и борьбы со «страстями». В Волоколамском патерике приводится цитата из 26 слова Лествицы (статья 200). 355 Ахмат (ум. 1481) с 1465 г. был ханом Большой Орды. В 1480 г. он предпринял поход на Русь в связи с отказом великого князя Ивана III платить ежегодную дань Орде. После неудачной попытки форсировать реку Угру и наступления, по сообщению Софийской Второй летописи, «мразов великих» монголо-татары не решились на ведение активных боевых действий против объединенного войска русских князей и отступили. «Стояние на Угре» и завершившийся неудачей поход Ахмата на Москву привели к окончательному освобождению Руси от монголо-татарского ига. 357 Анастасий (около 430–518) – император Восточной Римской империи, узурпатор, поддерживал монофизитов, вел войну с персами (502–505), подавил народные восстания в Константинополе (512) и во Фракии (515). Этот фрагмент Волоколамского патерика восходит к статье Хронографа редакции 1512 г., где рассказывается, что Анастасий увидел во сне «мужа страшна», который предрек ему сокращение жизни на 14 лет и поразил молнией. Спустя несколько дней после того, как был положен во гроб, Анастасий ожил, стал звать на помощь и кричать, чтобы открыли гроб. Этот эпизод введен Досифеем Топорковым и в составленную им редакцию Синайского патерика (глава 45).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ваши обеты? Но это только основание иночества, а еще не действительное иночество. Покажите ваше иночество из глубины душ ваших, из существа вашей жизни, из ваших дел, общих и личных. Покажите всю красоту и высоту иночества в его действительности, в полном осуществлены его идей и характера, в высших нравственных совершенствах. Тогда мир поймет, для чего существует монашество. Явись ты, инок, пред глазами мира во всей чистоте целомудрия, во всем бесстрастии евангельского нестяжания, во всей глубине самоотреченного смирения, во всем величии тяжелого, но с любовию и радостью носимого, креста во след Спасителя мира; покажи миру, что ты действительно в духе и жизни далеко от мира, выше его, спокойнее и счастливее в душе, что ты обладаешь такими совершенствами, каких в мире и с миром нельзя иметь христианину, тогда мы увидели бы такое сокровище иночества; тогда мир волею или неволею сам преклонился бы пред достоинством монашества. (Еп. Иоанн Смол. Слова 221). О! ослепленный и маловерный мир! Где ты был и чем был занят, если не заметил даже таких великих и совершенных иноков, явленных тебе, как Великие – Антоний, Макарий, Пахомий, Василий, Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Иоанн Лествичник , Ефрем и Исаак Сирины и многие, многие другие!? Как ты не познал красоты иночества на Афоне?! Неужели до сих пор неизвестна маловерному миру история просвещения России, труды свят. – Кирилла и Мефодия, Антония и Феодосия и многочисленных святых Киево – Печерской Лавры. Ты не усмотрел нравственные совершенства в преподобном Сергии и его учениках. Не они ли явились 500 лет тому назад пред глазами мира в чистоте целомудрия, во всем бесстрастии евангельского нестяжания, во всей глубине самоотреченного смирения! Ты не приметил в вышедшем 200 лет тому назад из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, схимонахе Зосиме, – инока, который был действительно далек в духе и жизни от мира, выше его, спокойнее и счастливее в душе! Мир и по ныне с величайшим трудом, непонятным неведением и равнодушием относится к бедным обителям, основанным многими этими великими иноками, которые почиют в мощах, благоухают, творят чудеса, как истинно живые, и порождают Духом собирающихся боголюбивых иноков на их могилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Монашеская жизнь, как мы уже говорили вначале, – это апостольская жизнь. Подвижническая жизнь в монастырях подобна подвигу ранних христиан. В Иерусалиме христиане «постоянно пребывали в храме в молитве и молении " 197 , давая тем и прообраз, и начертание поистине превосходной и всесвятой монашеской жизни. Монахи отходят от всякого разделения в жизни и воображении, путем дарующих целостность ( νοποιν) 198 заповедей восходят к единому богомудрию, которое выше всякой философии 199 . Это и есть всесвятая монашеская жизнь. Они лишь следуют примеру жизни апостольских мужей. И в наши дни истинные монахи живут так, как описывал святой Григорий. Тот, кто стремится к единению с Богом, удалившись порочной жизни, входит в святилище ( στ δυτα) священного безмолвия. Это означает, что, когда он сначала освобождает свою душу от всяких вещественных оков, он связывает свой ум с непрестанной молитвой к Богу, и таким образом его ум входит в сердце и оттуда находит неизреченный путь к небесам и сподобляется божественного и священного созерцания ( ποψ ας) Бога во свете 200 . Мы еще обратимся к теме освобождения и исступления ( κσταση) ума в последующих главах. Здесь же мы просто укажем на основу монашеской жизни, которая заключается в освобождении и просвещении ума. Духовную брань ведут и монахи, и монахини. Не существует отдельных заповедей для мужчин и женщин. Поэтому в одной из гомилий Палама призывает монахинь следовать тем же самым путем к достижению истинной евангельской жизни. Ум должен быть обращен только к Богу: «Взирайте только на Бога, пусть Он будет вашим единственным наслаждением, радуйтесь в надежде, терпите в горе, послушествуйте начальствующим, служите друг другу, соблюдая мир между собой, всегда посвящая себя бдению, молитве и покаянию, псалмам, гимнам и духовным песнопениям, будьте святыми и целомудренными телом и душой, во всех чувствах и помышлениях» 201 . Монахи и чтение Противники исихазма обвиняли исихастов в том, что они якобы велели монахам «забросить все Священное Писание как негодное и заниматься только молитвой» 202 . Отвечая на это обвинение, святой Григорий говорит, что совет оставлять чтение давался новоначальным. Действительно, многие отцы, такие как святой Диадох Фотики йский , великий молитвенник Филимон, святой Нил, преподобный Иоанн Лествичник , советовали тем, кто начинает упражняться в исихии, «оставлять многочтение и посвящать себя односложной молитве до приобретения способности непрестанно держать ее в уме, хотя бы тело и было занято чем-то другим». Однако они советуют оставлять чтение не потому, что оно бесполезно или негодно 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В одном списке сочинений преподобного Иоанна Лествичника 1431 г. помещен словарь под таким заглавием: «Толкование неудобь познаваемых в писаниях речем, понеже положены суть речи в книгах от начальных преводников, оно словенски, ино сербски, болгарски, и гречески, ихже преводпицы не удоволишася преложити на русский язык " 229 . Первоначально словарь состоял из 61 слова, впоследствии включал до 200 слов. Такого рода словари имели, конечно, чисто лексическое значение и относились исключительно к области языкознания. Но они являлись зародышем и образцом для последующих энциклопедических произве­дений, которые стали охватывать довольно обширный круг вопросов, относящихся к различным отраслям знания. Этот перелом в русской лексикографии в сторону расширения сло­варного материала произошел в первой половине XVI в., причем глав­ная роль в этом переломе принадлежала Максиму Греку , который не только продолжил традицию толкований «неудобь познаваемых речем», но значительно расширил содержание словарных трудов, внеся в них элемент энциклопедизма. Сочинения Максима Грека истолковательного значения довольно многочисленны. Одни из них имеют чисто лексический характер и свя­заны с его переводческой деятельностью. Другие дают объяснения по самым различным предметам 230 . Среди последних особый интерес представляет «Сказание отчасти недоуменных неких речений в слове Григория Богослова » 231 . В «Сказании» Максим Грек объясняет мало­известные, особенно русским читателям, слова и выражения из двух Слов Григория Богослова . Здесь рассказывается о египетских горо­дах Менде и Мемфисе, древнеегипетском божестве Аписе, Гадире ис­панском, т. е. Гибралтаре, семивратных и стовратных Фивах, Мавзоле и Мавзолее, колоссе Родосском, египетских пирамидах, Трое и неко­торых героях Троянской войны, Оресте и Пиладе. Истолковательные сочинения Максима Грека затрагивают лишь отдельные вопросы. Они написаны большей частью в качестве отве­тов на вопросы его образованных и любознательных друзей и могут рассматриваться как материал для сборников-лексиконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Архив Пн Епископ Зарайский Константин совершил литию на месте захоронения российских моряков в Кейптауне 19 января 2024 г. 18:09 18 января 2024 года исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин , находящийся с пастырским визитом в ЮАР, посетил историческое военно-морское кладбище в Саймонстауне, пригороде Кейптауна. Здесь находятся могилы российских моряков, участвовавших в экспедициях русского флота 1809-1865 годов, которые нашли последнее пристанище у африканских берегов. На месте захоронения соотечественников состоялось посвященное их памяти мероприятие, в котором приняли участие епископ Зарайский Константин, генеральный консул Российской Федерации в Кейптауне А.В. Маленко, сотрудники Генерального консульства, члены церковной делегации — настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге протоиерей Даниил Луговой, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), настоятель прихода Русской Православной Церкви в честь преподобного Иоанна Лествичника в Кейптауне иерей Николай Эстерхейзен, помощник епископа Константина В.В. Дендюк. А.В. Маленко открыл мероприятие, напомнив о героической истории русского флота, которая связана, в том числе, и с дальними экспедициями. Затем состоялось возложение цветов к памятнику. Владыка совершил заупокойную литию, поименно помянув всех русских моряков, покоящихся в данном месте, и обратился к присутствующим с архипастырским словом. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6095560.ht...

X. Funk. – Vol. 1. – Tübingen: Laupp, 1901. – P. 83–268. Иоанн Дамаскин, прп. Беседа на Преображение Спасителя нашего Иисуса Христа//Die Schriften des Johannes von Damaskos/hrsg. von P. B. Kotter. – Bd. 5. – Berlin; New York: De Gruyter, 1988. – (PTS; 29). – S. 436–459. Слова в защиту святых икон//Die Schriften des Johannes von Damaskos/hrsg. von P. B. Kotter. – Bd. 3. – Berlin: De Gruyter, 1975. – (PTS; 17). – S. 65–200. Иоанн Евгеник Побудительное напоминание Феодору Порфирогениту//Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ/κδ. Σ. Π. Λμπρος. – Α». – θναι: Β. N. Γρηγοριδης, 1912/23. – Σ. 67–111. Иоанн Златоуст, свт. Изложение на Псалмы//PG. – Т. 55. – Col. 39–498. О покаянии (беседы 1–9)//PG. – Т. 49. – Col. 277–350. Иоанн Лествичник , прп. Лествица//PG. – Т. 88. – Col. 631–1161. Катены Катена на евангелиста Марка//Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum/ed. J. A. Cramer. – Vol. 1. – Oxford: Oxford University Press, 1840 (Hildesheim: Olms, 1967). – P. 261–447. Каллист Ангеликуда Слова//Kallistos Angelicoudès. Quatre traités hésychastes inédits/Introduction, texte critique, traduction et notes par archim. S. Koutsas//Θεολογα 67. 1996. Σ. 518–528; 696–754. Опровержение Фомы Аквината//Καλλστου γγελικοδη Κατ Θωμ κιντου/κδ. Σ. Γ. Παπαδπουλος. – θναι, 1970. – Σ. 27–299. Макарий Великий, прп. (Псевдо-) Беседы (Собрание II)//Makarios/Symeon Reden und Briefe/hrsg. von H. Berthold. – 2 Bd. – Berlin: Akademie Verlag, 1973. – (Die griechischen christlichen Schriftsteller). – Bd. 1. S. 3–265; Bd. 2. S. 3–219. Духовные беседы 50 (собрание H)//Die 50 geistlichen Homilien des Makarios/hrsg. von H. Dörries, E. Klostermann, M. Krüger. – Berlin: De Gruyter, 1964. – (PTS; 4). – S. 1–322. Максим Исповедник , прп. Амбигвы к Иоанну//On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua/ed. N. Constas. Vols. 1–2. – Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2014. – (Dumbarton Oaks Medieval Library). – Vol. 1. P. 62–450; Vol. 2. P. 2–330. Вопросоответы к Фалассию//Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium/ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

К. и М. попросили старца постричь их в монахи. После этого М. ушла в жен. мон-рь, старец с братьями удалился в пустыню, К. послал в К-поль указание продать имение и раздать деньги бедным и стал отшельником. М. стяжала дар исцеления слепых и бесноватых. К. был наделен даром прозрения. В преклонном возрасте они с миром отошли ко Господу. И. и А. через много лет, проведенных в пустыне, преставились ко Господу. Очевидно, что Житие К., М., А. и И. содержит черты античного романа, к-рые заимствовали и переработали христ. агиографы. В основу сюжета положен мотив разлучения и поиска родственников, считающих друг друга погибшими; семье помогает воссоединиться некий св. муж. Похожий сюжет представлен, напр., в одном из жизнеописаний сщмч. Климента , еп. Римского. Для датировки Жития преподобных особенно важно упоминание в источниках Берита, где со времен Римской империи существовала очень известная школа права (основана ок. 200 по приказу имп. Септимия Севера). Она была известна и в ранний период Византийской империи, до 551-555 гг., когда сильное землетрясение разрушило Берит. После этого бедствия школа так и не была восстановлена. Большинство исследователей считают, что святые жили во времена правления имп. Юстиниана I (527-565). Предание, известное в Византии, отождествляло И., сына К., с прп. Иоанном Лествичником (пам. 30 марта), происхождение и точное время рождения к-рого неизвестно. Это давало основание для появления различных гипотез. Так, визант. историк XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул писал, что: «Сей (Иоанн Лествичник.- О. Афиногенова), как говорят некоторые, является сыном святого Ксенофонта. У него был и брат Аркадий» ( Niceph. Callist. Exegesis. Σ. 13). В достоверных ранних источниках подтверждения этим сведениям нет. Также ничем не подтверждается предание о том, что К. является основателем афонского мон-ря Ксенофонт (см. ст.: Ксенофонта преподобного монастырь ). К. почитается в лавре Саввы Освященного (зап. берег р. Иордан). Там находится череп святого. Колено К. хранится в мон-ре св. Георгия близ Лимассола (Кипр), др. частицы мощей - в исихастирии свт. Николая (Ано-Ватия, о-в Эвбея, Греция) и в ц. св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//OriensChr. 1970. Bd. 54. S. 265). Гробница М. находится в мон-ре Феодосия Великого в Иудейской пустыне в 11 км к востоку от Вифлеема.

http://pravenc.ru/text/2462143.html

59. Попова О. С. Свет в византийском и русском искусстве XII–XIV веков/О. С. Попова//Советское искусствознание. – 1977. – 1. – С. 93–108. 60. Послание Феофила к Автолику/[прп. Феофил]//Сочинения древних христианских апологетов. – Кн. 2–13. – Москва, 1867. – С. 199–200. 61. Преподобнаго Иосифа Волоколамского отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих//Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете: заседание 28-го февраля 1847 года. – М., 1847. – С. 12. 62. Преподобного Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорных и сказание вкратце о святых отцех, иже в Рустей земли сущых»: глава духовной грамоты Иосифа Волоколамского/публикация П. И. Савваитова .]//Летопись занятий Археографической комиссии. 1862–1863. – Вып. 2, разд. II: Материалы. – СПб., 1862. – С. 88. 63. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. – С. 480. 64. Преподобный Сергий Радонежский/Авт.-сост. Н. Чугреева. – М.: Панорама, 1992. – С. 272. 65. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе/Г. М. Прохоров. – Л.: Наука, 1978. – С. 238. 66. Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы/Г. Прохоров. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 360. 67. Прохоров Г. М. Византийская литература XIV в. в древней Руси/Г. М. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. – С. 272. 68. Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен/Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320. 69. Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература ( Иоанн Лествичник , Авва Дорофей , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит ) в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XV вв./Г. М. Прохоров//Труды Отдела древнерусской литературы/АН СССР. – Л., 1974. – Т. 28. – С. 317–324. 70. Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве (к изучению «Троицы» Андрея Рублева)/А. А. Салтыков//Древнерусское искусство XV–XVII вв. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 6–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010