Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования Jean Cassien. Conferences I-VII. SC 42. 1955; Conferences VIII-XVII. SC 54. 1958. Иоанн Лествичник . Лестница Scala paradisi (†Liber ad pastorem). PG 88, 631–1210. Иоанн Постник. Слово о покаянии Sermo de paenitentia et continentia et virginitate. PG 88, 1937–1977 (dubia). Иоанн Эвбейский. Слово на Зачатие Пресвятой Богородицы Homilia in conceptionem deiparae. PG 96, 1460–1500. Иосиф Волоколамский. Духовная грамота Духовная грамота преподобного игумена Иосифа.– Четии-Минеи митрополита Макария. Сентябрь 1–15. СПб., 1868. Иосиф Хаззайа. Послание о трех степенях жизни монашеской Joseph Hazzaya. Lettre sur les trois etapes de la vie monastique. Ed. P.Harb, F.Graffin. PO 45. Fasc.2. No.202. Tournhout, 1992. Ипполит Римский. Апостольское Предание Hippolyte de Rome. La tradition apostolique. Ed. B.Botte. SC 11-bis. 1984. Ипполит Римский. Опровержение всех ересей Hip-polytus Werke IIÏ Refutatio omnium haeresium. Hrsg. von P.Wendland. GCS 26. 1916. Ириней Лионский. Против ересей Irenee de Lyon. Contre les heresies I-V. Ed. A.Rousseau, LDoutreleau, B.Hemmerdinger and Ch.Mercier. SC 263–264 (I); 293–294 (II); 210–211 (III); 100 (IV), 152–153 (V). 1965–1979. Исаак Сирин. О совершенстве духовном Маг Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa. Ed. P.Bedjan. Leipzig, 1909. Исаак Сирин. Слова подвижнические Ισακ του Σρου ευρεθντα ασκητικ. κδ. Ν. Θεοτκης. Αθναι, 1895. Исайя Отшельник. О хранении ума Περ τηρσεως του νος. Φιλοκαλα 1. Σελ. 30–35. Исихий. К Феодулу Προς Θεδουλον. Φιλοκαλα 1. Σελ. 141–173. Иустин. Апологии Ι и II Saint Justin. Apologies. Ed. A.Wartelle. Paris, 1987. Иустин. Диалог с Трифоном-иудеем Justin. Dialogue avec Tryphon. Voli.I-II. Ed. G.Archambault. Paris, 1909. Иустин. Фрагменты agmenta. PG 6, 1571–1604 (dubia). Киприан Карфагенский . О молитве – S. Thasci СаесШ Cypriani Opera omnia. CSEL 3,1. Wien, 1868. P.267–294. Киприан Карфагенский . Послания 5. Thasci СаесШ Cypriani Opera omnia. CSEL 3.1. Wien, 1868. P.465–842. |
111 Надписанная именем свт.Кирилла схолия в рукописи A на это же место Послания (CramerJ. A.Op. cit. 1844. P. 282) извлечена из его 4-го диалога «О Святой Троице» (PuseyPh. E.Op.cit. Vol.3. P.222. Примеч.). 112 То есть «если Бог оправдывает» и т.д. Даём буквальный перевод этого стиха с учётом толкования святителя. Ср.: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает (их)» (Син.); «Кто станет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывающий?» (еп. Кассиан). 113 113 В рукописи A схолия начинается словами: «Но давайте мы снова скажем об этих изречениях, с другим приложним...» (Cramer J. A.Op. cit. 1844. P.308=Pusey Ph. E.Op. cit.Vol.3. P.223. Примеч.). 114 Пер.еп.Кассиана. Ср.: «Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас» (Син.). 117 Ниже в рукописи A представлены ещё три схолии, извлечённые из других творений свт.Кирилла с верным указанием их источника: «Глафиры на книгу Бытия» (CramerJ. A. Op.cit. 1844. P.312–316, 325–328) и «Сокровище» (Ibid. P.318). 119 Пер.еп.Кассиана. Ср.: «И не одно это; но (так было) и с Ревеккой, когда она зачала в одно время (двух сыновей) от Исаака, отца нашего» (Син.). 120 В.Удженти справедливо отмечает, что это место является одним из самых сложных во всем Послании к Римлянам (UgentiV.Op.cit. P.99. Примеч.12) и указыват на то, что имеется основательный обзор его патриотических толкований, до сих пор не утративший своего значения: WeberV.Kritische Geschichte der Exégese des 9. Kapitels, resp. der Verse 14–23, des Römerbriefes bis auf Chrysostomus und Augustinus einschliesslich. Würzburg, 1889. 121 В «Глафирах на книгу Бытия» святитель рассматриват Исаака как прообраз Христа, Ревекку – Церкви, а их сыновй, Исава и Иакова, прообразами двух народов: первородного Израиля, призванного через закон Моисея, и пришедших позднее, призванных по вере язычников. Характер братьев также предвосхищат черты этих двух народов: жестокость, невоздержанность, привязанность к земному Израиля и кротость, скромность, чистоту и простоту язычников (CyrillusAlexandrinus.Glaphyra in Pentateuchum. In Genesim. III//PG.69.Col.157A–164B; рус. пер.: Творения свт. Кирилла Александрийского . Кн.2. М., 2001. С.96–100). В рукописи A несколько выше, в толковании на Рим.9, 13 , помещена пространная схолия, содержащая именно это место из «Глафир» (CramerJ.A. Op.cit. 1844. P.329–333). |
Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд: но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которою зрится Бог. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от помышлений, мечтаний и ощущений сладострастных, как то заповедал нам Спаситель наш. «Как тело, — говорит преподобный Макарий Великий, — совокупляясь с другим телом, заражается нечистотою: так и душа, сочетаваясь с злыми и скверными помыслами и соглашаясь с ними заодно, растлевается. Если кто растлит душу и ум, соглашаясь со злом, тот повинен казни. Должно хранить как тело от видимого греха, так и душу от непотребных помыслов: ибо она — невеста Христова» (Слово 7, гл.4). Удалив от себя причины греха, как то: частое общение и близкое знакомство с женским полом, свободное обращение и рассеянную жизнь, пресыщение и наслаждение яствами и напитками, роскошь и излишество в одежде и в прочих принадлежностях келейных, осуждение ближних, злоречие, смехословие, пустословие и многословие, решимся отречься от услаждения сладострастными помыслами, мечтаниями и ощущениями. Не будем сами возбуждать их в себе и будем мужественно отвергать их, когда они возникнут из падшего естества нашего или предложатся врагами спасения нашего — демонами. Говорит святой Исихий Иерусалимский: «Не всяк, глаголяй Ми, Господи, Господи, сказал Господь, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего (Мф.7:21). Воля же Отца Его есть сия: Любящие Господа, ненавидите злая (Пс.96:10). Итак, будем упражняться в молитве Иисус-Христовой и возненавидим лукавые помыслы. Таким образом сотворим волю Божию» (Глава 11, Добротолюбие, ч. 2). Очистим себе от всякия скверны плоти и духа (2Кор.7:1), завещавает нам апостол. Святые отцы повелевают блюсти главу змия (Быт.3:15), то есть усматривать самое начало греховного помысла и отвергать его. Это относится ко всем греховным помыслам, но наиболее к блудному, которому содействует падшее естество, который, по этой причине, имеет на нас особенное влияние. Преподобный Кассиан Римлянин заповедует новоначальному иноку пришедший ему греховный помысл немедленно исповедовать старцу Этот способ — превосходен: он для новоначального — наилучший, но и для преуспевшего бывает в иных случаях крайне нужен и всегда полезен, как решительно разрывающий дружество с грехом, к которому влечется болезнующее естество. |
17 нояб. 1495 г. Г. торжественно встречал в Новгороде вел. кн. Иоанна III. Однако после победы придворной партии кнг. Елены Волошанки Новгородский архиепископ попал в немилость. Г. не был приглашен на состоявшееся 4 февр. 1498 г. венчание провозглашенного наследником Димитрия Иоанновича , внука вел. князя, хотя во время торжественного обряда в Успенском соборе присутствовал весь освященный Собор. В Москве хорошо знали о симпатии Г. придворной группировке, возглавляемой вел. кнг. Софией Фоминичной и княжичем Василием, к-рые также отсутствовали на венчании. (Г. поддерживал тесные связи с братьями Траханиотами, входившими в свиту вел. кнг. Софии, обвинял в ереси дьяка Курицына - влиятельного сторонника партии кнг. Елены Волошанки и Димитрия внука. В кон. 1504 - нач. 1505, вероятно не без влияния сведенного уже с кафедры Г., в Новгороде был сожжен архим. новгородского Юрьева мон-ря Кассиан, ранее при поддержке братьев Ф. и И. Курицыных пользовавшийся большим влиянием в Новгородской епархии.) В янв. 1499 г. в Новгородской земле после 20-летнего перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности (с 1491/92 велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 сохр. писцовые книги отдельных новгородских пятин - Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и церкви потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию ( Фролов. Конфискации вотчин. С. 60). Одновременно ряд новгородских мон-рей был освобожден от подсудности архиепископу и от уплаты налогов в софийскую казну, архиерейским слугам запрещалось въезжать в монастырские владения, ставить там на прокорм архиерейских коней. В 1499 г. Иоанн III пожаловал грамоты с такими льготами Клопскому и Коневскому мон-рям, в следующем году - Успенскому Волотовскому мон-рю. Ранее, в февр. 1492 г., «повелением великого князя Ивана Васильевича» из Новгородской епархии Пермской кафедре были переданы храмы в Вологде (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ). |
Во 2-м ряду левой группы святые расположены на иконе «Явление Божией Матери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, с предстоящими святыми» XVIII в. (ВГИАХМЗ). Образ Г. помещен также на 2 почти идентичных по композиции и составу персоналий иконах «Собор святых учеников прп. Сергия» 2-й пол. XIX в. из Успенского собора ТСЛ (находятся на зап. грани юго-зап. столпа и на вост. грани сев.-вост. столпа): святые представлены в молении Пресв. Троице, Г. с русыми волосами и окладистой бородой - в правой группе в 3-м ярусе, вполоборота от центра. Очевидно, Г. и К. присутствуют в ряду подвижников XIV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. во имя прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). А также в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках в группе вологодских чудотворцев во 2-м ряду - на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кисти мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (Г. обращен к К.), нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) и ее совр. повторениях (напр., 1997 письма Н. Е. Алдошиной, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках в Москве). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 87; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 94, 96-97, 106. 37, 39, 41-42, 56. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: ГАЛАКТИОН (Бельский Гавриил Иванович; 1535 - 1612), прмч. (пам. 24 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) |
Cassian. Collat. 13. 7), поэтому если Бог не хочет, чтобы «погиб один из малых сих», то крайне нечестиво полагать, что Он хочет спасения не всех, но лишь нек-рых людей; следов., те, кто погибают, погибают вопреки Его воле (Ibidem; подробнее o различии между учением И. К. Р. и учением блж. Августина о благодати и свободе см.: Chadwick. 1968. P. 126-127; Уивер. 2006. С. 134-145). Учение И. К. Р. о соотношении благодати и свободы в деле спасения можно назвать учением о свободной синергии между божественной и человеческой волей, в чем сказывается его зависимость от греч. богословов, прежде всего от Оригена , Евагрия Понтийского и свт. Иоанна Златоуста (см.: Ioan. Cassian. De incarn. Chr. VII 31; Уивер. 2006. С. 94-96). Человек выступает здесь как активный участник совершаемого Богом спасения, к-рое доступно для всех людей без исключения. При этом сам И. К. Р. рассматривает свое учение по указанному вопросу как «правило церковной веры» ( Ioan. Cassian. Collat. 13. 11) и общепринятое мнение «всех православных отцов» (Ibid. 13. 18), прежде всего егип. отцов-пустынников, к-рые в отличие от богословов-теоретиков «достигли совершенства сердца не суетным словопрением, а самим делом» (Ibidem; ср.: De inst. coenob. XII 13). По замечанию О. Чедвика, кассиановская система в отличие от августиновской - «это этическая, а не метафизическая система» ( Chadwick. 1968. P. 116). Однако вслед. содержащегося в нем расхождения со взглядами блж. Августина учение И. К. Р. было встречено резким неприятием со стороны нек-рых зап. богословов (прежде всего Проспера Аквитанского) и даже было осуждено на Аравсионском Соборе в 529 г. как пелагианское (без упоминания имени И. К. Р.). С XVII в. зап. ученые стали называть его «полупелагианством». В наст. время такая оценка признается не вполне адекватной, поскольку И. К. Р. исповедовал скорее «умеренный августинизм» (см.: Hamman. 1986. P. 522; Уивер. 2006. С. 58; Casiday. 2007. P. 6-8). Учение об аскетическом делании и о созерцании Аскетические взгляды И. |
Отошел ко Господу румынский старец архимандрит Арсений (Папачок) Бухарест, 21 июля 2011 г. Тысячи верующих, несмотря на сильную жару, съезжаются со всех концов Румынии в монастырь Текиргел, чтобы проститься со своим отцом и духовником. Люди продолжают надеяться, что отец Арсений не оставит их своими молитвами и в этот час, передает румынский телеканал Trinitas TV. Старец архимандрит Арсений (Папачок) скончался 19 июля в возрасте 96 лет в своей келье в монастыре Текиргел, в котором он подвизался последние 35 лет. Архимандрит Клеопа Нистор, присутсвовавший при последних минутах жизни старца Арсения рассказывает: " Утром отец был очень слаб, но был в ясном сознании и общался. Примерно в 10 часов у него началась дыхательная недостаточность. Он отошел ко Господу мирно и безмятежно. " Архимандрит Арсений отец будет похоронен 21 июля во дворе монастыря у источника великомученника и целителя Пантелеймона. Отпевание по старца после Божественной литургии совершат Высокопреосвященнейший Феофан, митрополит Молдовы и Буковины, и Высокопреосвященнейший Феодосий, архиепископ Томис и Кассиан. Предстоятель Румынской Церкви направил свое соболезнование игуменье монастыря. В послании Патриарха Даниила среди прочего сказано: «Его уход означает тяжелую утрату из нас, для сестер обители и для всех, кто знал его: епископов, священников и верных православных в нашей стране и за рубежом. Отец архимандрит Арсений Папачок остается в сознании Румынской Православной Церкви, как стойкий монах, духовный мудрец и защитник православных ценностей в трудные для Церкви и румынского народа времена». Архимандрит Арсений (Папачок) - один из наиболее известных и ярких исповедников Православия, родился 13 августа 1914 года. В миру он носил имя Ангел. В 1932 году он окончил школу искусств и ремесел в Бухаресте. В 1947 году он избрал иноческий путь. Отец Арсений был пострижен в монашество в 1950 году в монастыре Антим (Бухарест), в том же году, 26 сентября был рукоположен в иеромонаха в монастыре Слатина. 14 июня 1958 года отец Арсений был арестован и приговорен к 20 годам тюремного заключения за " заговор против общественного порядка». Прошел через страшные испытания в тюрьмах в Брашове, Аюде и Жилаве и был выпущен на свободу в 1964 году. После выхода из тюрьмы подвизался в Трансильвании, а в 1976 году стал духовником монастыря Пресвятой Марии в Текиргиол. 21 июля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку |
Никакое удручение тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны принятия ангельской чистоты ...без помощи Божией ( 53, 149 ). Никто не может достичь чистоты и совершенства иначе как истинным смирением, которое человек должен сначала оказывать братьям, а также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и ежеминутной помощи Его он вовсе не может достичь совершенства, которого желает и к которому усиленно стремится. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин ( 53, 157 ). Кто желает представить Богу чистое тело и чистое сердце, тот должен сохранить безгневие и воздержание. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 201 ). Вера и милостыня помогают человеку быстро очиститься ( 55, 314 ). Телесный труд и поучение в Божественных Писаниях охраняют чистоту... Преподобный Исаак Сирин ( 55, 311 ). Нет ничего столь насущного для нас, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь желанного, как добродетель ( 46, 96 ). Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 703 ). Будем подвизаться ради чистоты даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая несвойственна естеству, по словам первого между пророками – Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позволив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин... Всему же этому поводом было нечистое вожделение. Не будьте рабами ни скверных, нижеестественных страстей, ни срамных похотений, столь мерзких пред Богом. Имя Божие напишите в сердцах ваших; непрестанно да раздается внутри вас голос: вы – Церковь Бога живого и место Святого Духа. Человек, обольщенный нечистым вожделением, пред Богом подобен бессловесным животным, лишенным всякого разума. Преподобный Антоний Великий ( 82, 17 ). Будем подвизаться по силе нашей – и Бог, по множеству милости Своей, поможет нам. |
96). g) B отношении к месту жительства и образу жизни. Свои неуспехи в подвижничестве унывающий монах редко приписывает собственному нерадению ( Ефрем Сирин , р. 291, 2–4), но большей частью месту и образу жизни (киновиальному, отшельническому и келлиотскому). В том и другом он видит многие соблазны, безмерные труды ( Ефрем Сирин , р. 287, 22–23: ...ν τ ρμω τατη δειλα πρχει κα κπος μετρος), препятствующие достижению спасения; наоборот, отдалённые монастыри и тамошние места представляются ему наиболее соответствующими спасению, а живущие здесь иноки – приятными, отличающимися духовной жизнью (И. Кассиан, 1. с. с. 2. р. 367). Пользуясь мечтами унывателя об отдалённых монастырях, демон уныния возбуждает в нём, с одной стороны, ненависть к самому месту своего жительства ( Нил Синайский , 1. с. р. 1456 D.; 1457 A. И. Кассиан, 1 с. с. 2. р. 365) и к самому образу жизни ( Евагрий Понтийский , 1. с. с. 7. р. 1273 В: ...μσος πρς τν τπον κα πρς βον ατν), а с другой – желание других мест (πιϑυμαν τπων τρων, ibid.) и помыслы о переходе, (λογισμος μεταβσεως) к другим местам, к другому образу жизни ( Нил Синайский , 1. с. р. 1457 А.) и немедленном бегстве от своего места и образа жизни (И. Кассиан, 1. с. с. 2. р. 367). Мысль о переходе в другие места и к иным образам жизни унывающий монах осуществляет двояким способом – или в форме странничества, или в виде последовательного перехода от одного рода подвижничества к другому. В первом случае уныватель превращается в бродячего монаха ( Нил Синайский , 1. с. с. 13. р. 1160 А.: μοναχς κυκλευτς. И. Кассиан, 1. с. с. 6 p. 370 А.: vagus), переносящегося с одного места на другое ( Нил Синайский , 1. с. р. 1160 А. и 1457 В.), обходящего монастыри и поедающего в них обеды, как заботящийся только о пище и чреве (И. Кассиан, 1. с. с. 6. р. 370 А.). Его обходы монастырей продолжаются до тех пор, пока он не запутается в мирских занятиях, сблизившись с подобными себе людьми и забыв о своём монашеском звании (И. Кассиан, 1. |
Симеон Новый Богослов , Катех. 7, SC 104 (1964), с. 48–66; 27, SC 113 (1965), с. 100–126. Монашеское житие Василий Великий , Великое правило 14, 15 (обеты целомудрия). Иоанн Златоуст, Против недругов иноческого жития, PG 47, 319–386; Сопоставление царей и инока, Там же, 387–392. Кассиан, Поучения 1, SC 109 (1965), с. 34–55 (одежда иноков); Там же 4, с. 118–185 (о воспитании отрекшихся от мира); Указатель Трапеза SC 64 (1959), с. 240: монах, монастырь. Нил, De monachorum praestantia, PG 79, 1061–94. Евстафий Солунский , De emendanda vita monachica, PG 135, 729–910. Назарий Валаамский (S 1809), Поучения об иноческом житии, в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 47–50. Добродетели Григорий Богослов , Песни I, II, 9, PG 37, 667 слл. Григорий Нисский , О жизни Моисея II, 287–290, SC 1 bis (1955), с. 123–124 (царский путь). Кассиан, см. Указатель к Трапеза SC 64 (1959), с. 245. Псевдо-Макарий, Том. 40, 1–2, PG 34, 761–764. Дорофей Газский, Поучения 14, 149–159, SC 92 (1963), с. 420–445. Авва Исайя, Logos 7, франц. пер. Etiolles 1970, с. 88 слл., Logos 25, с. 216 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 340 слл.; 31, SC 113 (1965), с. 224 слл. Соловьев В., Оправдание добра I, V, 1–7, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 119–143. Милосердие Ириней, Против ересей IV, 12, 1–3, SC 100 (1965), с. 508–517 (смысл Закона); Там же IV, 13, 4 – 14, 2, с. 536–557 (Бог не имеет ни в чем нужды). Василий Великий , Великое правило Прол., 1, 2, 3, 5, 6, 8; Краткое правило 157, 172, 179, 211, 212, 213, 230, 282. Кассиан, Трапеза 11, SC 54 (1958), с. 100–119 (о совершенстве). Псевдо-Макарий, О любви, PG 34, 908–936. Диадох Фотики йский , Сто глав 12–23, SC 5 ter (1966), с. 90–96. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 4, CSCO 215, Syr. 91, с. 31–51. Иоанн Лествичник , Лествица райская 30, PG 88, 1153–1164. Симеон Новый Богослов , Катех. 1, SC 96 (1963), с. 223–239; Там же 8, SC 104 (1964), с. 88–96. Молитва Ориген, О молитве, PG 11, 415–562. |
| |