681 Первая часть поговорки, «de omni re scibili» («обо всех вещах, доступных познанию»), была присловием Пико делла Мирандолы; вторая же часть («и о некоторых других») была присоединена уже много времени спустя – некоторые приписывают ее Вольтеру. См.: Брюсов В. Огненный ангел. СПб., 1909. 683 Ovidius Naso. Opera omnia. T. 1. Lugduni Batavorum, 1670. Amores I, 15. V, 7–8, 41–42. Перевод мой. 687 Tasso Torquato. La Gerusalemme liberata. Paris, 1858. P. 330. Cant. XIV, octav. 63; XIV, 64. Перевод мною сделан вольно. 688 О том, как выгоднее освободиться от других плотских страстей, см.: «Основы» Отдел III. Гл. 2. § 1. Чревоугодие; § 7. Сребролюбие; Гл. 8. Нестяжание. Также: Преп. Иоанн Кассиан . Писания. С. 249–250. Собеседование 5, 12. В чем полезно тщеславие? 693 Апостол Павел напоминает в данном случае своим слушателям всем известные картины кулачного боя (нашего «бокса», πυγμη), имевшего место в городских гимназиях (см.: «Основы». Отдел III. Гл. 5. § 2. Прогресс или регресс?) или при общественных состязаниях. Πυγμη – вещь ужасная. На руки надевали кожаные колотушки, на которые впоследствии насаживались еще гвозди, медные шишки и кольца. (См. рисунок в: GuhlE., KonerW. La vie antique. La Gruce. Paris, 1884. P. 427). Причем бить старались противника по виску, по носу, по уху, по скулам! Ср. у Вергилия (Vergilius. Aeneis, V, 430). Следовательно, защищаясь, надо было отпарировать удар противника и заставить его промахнуться, «ударить по воздуху». 694 Агапит, архим. Жизнеописание в бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1. М., 1900. С. 95–96. 696 Tacitus Р . С . Historiae. Paris, 1850. P. 385. Lib. IV. Cap. 6. Платон об этом также говорит. 700 О смерти первых двух всякому школьнику известно по переводам из Ксенофонта или Платона или хотя бы из романа Г. Сенкевича «Камо грядеши?» («Quo vadis?»); o Гейне см.:  «Основы» К читателю. Прим. 4. 703 παραληρημα (от παραληρεω – «болтаю ерунду, вздор») – глупое, нелепое, дурашливое, ребяческое поведение (или такая же речь).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В песнопениях Триоди находим ответ на вопрос «что составляет содержание телесного поста». Телесный пост подразумевает воздержание : • от мяса: «Мяс и прочих брашен якоже удаление сотвори» 92 ; • от сладких яств: «И отмыю скверну еже от сластей, и явлюся тебе очищен» 93 ; «сладостей неудержимая стремления оставиши» 94 ; • от пьянства: «Апостоли богоноснии темже мя избавите сластей пианства» 95 ; «пианство сластей душетленных угасивше, умиления питием, поста ради угобзимся» 96 . «Постная пища и вода, – пишет еп. Вениамин (Милов) , – никого из людей не доводят до безумия. Напротив, невоздержание в пище и употребление вина делают людей врагами Креста. Так, опьянение вином некогда обнажило даже праведного Ноя и Лота ввергнуло в блужение» 97 . У св. праведного Иоанна Кронштадтского находим ответ на вопрос – чем пагубно пьянство: «С пресыщением и пианством враг бесплотный входит в сердце человека» 98 ; • от вообще неумеренного употребления пищи: «Постися душе невоздержания снеди» 99 . «Воздержание смиряет тело, уничтожает душетленныя плоти взыграния (вторник 4-й седмицы, стихира на Господи, воззвах)» 100 . «Не только качество пищи, – говорит преподобный Иоанн Кассиан , – но и количество расслабляет душу, возжигая в ней вредоносный, греховный огонь. Излишество всяких яств обыкновенно делает тело шатким и колеблющимся и лишает чистых и непорочных помышлений. Чистота души неразрывно связана с голоданием чрева» 101 . Таким образом, по мысли преп. Иоанна Кассиана умеренное употребление пищи, телесный пост способствуют очищению души. Состояние тела и состояние души находятся в прямой зависимости между собой; • от услаждения гортани любимыми яствами: «Ни да усладится наша гортань почитаемыми брашны, по принятии же безчествуемыми. Бежим невоздержания, и по насыщении страстем не покоримся» 102 . Т. е. телесный пост – это и недопущение услаждения гортани любимыми яствами и винами, хотя они и растительного происхождения, так как, насытившись ими, можно покориться страстям; • от плотских похотей: «Древле на колеснице огненной ношашася Илия, постом просветився: о душе! Сего подражающи, плотския умертви похоти воздержанием» 103 . Еп. Вениамин (Милов) говорит о том, что телесный пост ослабляет похоть и позволяет духу господствовать над страстностью. Ограниченное питание смиряет плоть и утончает ее, гасит в ней похоть. «Постящийся как бы распинает члены тела постом» и чистым является Спасителю, Который ищет в людях «всецелой чистоты» 104 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

88 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9—10//PG. T. 79. Col. 1153, 1156. 89 Данное предложение практически дословно содержится в «Духовных наставлениях преп. Серафима Саровского» (Глава 34. «О прощении обид»). 90 То есть помазанника Господня. 91 Дословно: «невыразимо». 92 Или еще можно перевести более конкретно: «был бы возведен в клир». 93 Букв.: угасшему, иссякшему. 94 Источник данной цитаты не идентифицируется. 95 Букв.: единовидный. 96 «Пастырь Ерма». Заповеди. 6. 97 Внутренние — аналог верных, то есть православных христиан, а внешние — язычники и еретики (ср. 1 Кор. 5:12—13). 98 «Пастырь Ерма». Заповеди. 3. 99 Здесь, очевидно, имеется в виду напоминание об отсутствии почестей для такого богатого и знатного грешника в Царстве будущего века, что должно побудить его задуматься о прекращении греховной жизни. 100 То есть стыд. 101 То есть по стыду что-то обещающий и не исполняющий впоследствии. 102 То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. 103 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23. 104 В древнемонашеской письменности монашеская община не раз именуется единым телом — по образу именования Телом Христовым всей Церкви у апостола Павла (см.: авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников. 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. I, 5, 12, 13, 60. 105 «Пастырь Ерма». Заповеди. 12, 1. 106 То есть красоты (женской). 107 Ср.: «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость — смиренномудрие, сребролюбие — милосердие, блуд — воздержание, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь» ( Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12). 108 То есть отчаяние. 109 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 168. 110 Известна как молитва покаянная преп. Антиоха. Ее также советовал читать преп. Серафим Саровский. 111 В церковнославянском переводе: неволею. 112 «Пастырь Ерма». Заповеди. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

о) Из книги: Thesaurus temporum Euseb. Pamphili Chronicorum canonum... opera et studio Scaligeri. Lugd. Batavor. CIODCVI (стр. 49–792). Мученики восточной церкви – в одной книге (IIIA3) на 212 лл. серой, бело-серой и белой бумаги большего листового формата, писанных рукой о. Порфирия; в ней содержится: α) Церковь Христова в ее подвижники: св. Игнатий Богоносец (лл. 1–10). β) Послания святого Игнатия Феофора (7) в русском переводе о. Порфирия, сделанном в 1836 г., как значится в конце посланий (лл. 12–45). γ) Разные чтения (или вернее разночтения, правильные и неправильные) к посланиям св. Игнатия (лл. 47–58). δ) 1 лист из чина литургии (л. 60). ε) Св. Панкратий, – печатные листы из Первого путешествия в афонские монастыри и скиты, ч. II, отд. 1, начиная со стр. 40 и кончая 98-й. ζ) Святой Дионисий Ареопагит и творения его, – печати, листы из приложений к Первому путешествию, – стр. 115–194, т.е. все приложение пятое. η) Св. Кирилл, учитель словенский, – печати, листы из Первого путешествия..., II, 1, стр. 98–128; – эта статья была раньше напечатана в кратком изложении в Трудах киевск. духовн. акад. 1877, 10, стр. 79–110, и отдельно. θ) Мученики Иаков и другие, – печатные листы из Первого путешествия..., I, 2, стр. 313–431; о мучениках со стр. 320. ) Мученики Палестинские (в 2-х списках; лл. 61–94 и 109–142). κ) Climentis Alexandrini Stromatum (лл. 95–96). λ) Василий Великий . Догматические правила (л. 97). μ) Иоанна Златоустог о нравственное наставление (л. 98–99). v) Soneti patris nostri Gregorii Nazianzeni (л. 100), s. Caecilii Cypriani (л. 101), s. Eus. Hieronymi (л. 103), s. Ambr. Mediolanensis (л. 104), s. Ioannis Chrisostomi (л. 105) и s. Aur. Augustini Hipponensis (л. 106–107). ξ) Св. мученики христианской церкви в Египте (в 2-х списках; лл. 148–157 и 158–176). о) О первом монастыре св. Макария Египетского (лл. 178–185). π) Святые угодники Божии, подвизавшиеся в кельях (лл. 186–189). р) Заметка (вчерне) о природе святых (л. 182). σ) Устав пустынников, обитавших в Нитрии и в кельях (л. 209–210). τ) Переворот в Нитрии, – заметки (л. 211). υ) Св. Афанасий в Риме. Кассиан (л. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

93 . Судя по тому, что братий дома всегда сопровождал смотритель, надо полагать, что он с ними шел и в Церковь ; – он впереди, как обычно, а за ним по своему порядку и братия. Вероятно также, что и в Церкви для братий всякого дома было свое место, и они становились по своему порядку, как и везде. Устав не поминает об этом; но это само собою наводится из того, как идут на работы и как слушают поучения Аввы монастыря, как увидим. 94 . Опаздывание в Церковь считалось нарушением законов иноческого жития; и опаздывавший подвергался епитимии. Опаздывавший днем подвергался ей, если опаздывал на одну молитву, а опаздывавший ночью, подвергался ей, если опаздывал, на три молитвы (п. 9, 10). На домашних же молитвах всегда на одну молитву опаздывавший нес епитимию (п. 121). 95 . Состав молитвословий был очень прост. Петы были псалмы и между ними вставляемы неустные молитвы, которые умно всякой совершал сам в себе, по тем мыслям и чувствам, к каким располагал пропетый псалом. Пел псалом недельный брат посреди Церкви. Во время пения псалма все сидели (пр. Касс. кн. 2, п. 1); по окончании псалма вставали и умно молились, стоя; потом преклоняли колена и падали ниц на короткое время; вставши, опять молились, стоя. Так повторялось 12 раз; и это – 12 молитв, заповеданных Ангелом. Пение последнего 12-го псалма отличалось тем, что после каждого стиха прилагалось: аллилуйя, как по свидетельству пр. Кассиана, показал Ангел (там же, п. 6). Для этих аллилуиарных псалмов те только и брались псалмы, которые имели такую надпись (там же, п. 11). 96 . Конец псалма показывал время вставания на молитву; преклонять колена и падать ниц следовало вслед за братом, стоящим посреди и поющим. И вставать следовало вслед за тем, но как это не для всех видно, то для вставания давал знак ударом руки о что-нибудь Авва монастыря, после которого (удара) все должны были вставать разом (п. 6 устава). Пр. Кассиан говорит, что колен во время молитвословия не преклоняли с вечера субботы до вечера воскресения, и во все дни Пятидесятницы, а молились между псалмами лишь стоя, с воздеянием рук (кн. 2, п. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

13 Труд Киево-Печерского монаха Афанасия Кальнофойского, изд. в 1638 г., также на польском языке. Трудолюбивый собиратель исчисляет до 64-х чудес, ему современных (1594–1638), и приводит клятвенное свидетельство, какое требовалось от каждого объявлявшего о чуде, над ним совершившимся. Описание Киево-Печер. Лавры, стр. 95, 96. 14 Там же, стр. 61, и прибавлений стр. 145. О богадельне Пётр Могила упоминает в своём завещании. 15 По известиям, простирающимся до половины XVII ст., из римской коллегии вышли униатские митрополиты: Велямин Руцкий (1613–1637), Рафаил Корсак (1637–1641), Антоний Селява (с 1642 г.), Киприан Жоховский (с 1674); архиепископы: смоленские – Лаврентий Кревша, Андрей Злотый, и полоцкий Николай Лосоцкий; епископы: владимирский на Волыни Иероним Гроховский, луцкий – Иеремия Почановский, пинский – Пахомий Оранский, туровский – Алексий Дубович и коадъютор виленский Маркиан Тризна. Allat. de Eccles. Occident, et orient, perpetua consensione p. 987 et sequ. 16 Описание Киево-Софийского собора, стр. 153. Кассиан Сакович в своём сочинении: «o заблуждениях Русской Церкви». Впрочем, эта семинария вскоре упала, – как свидетельствует тот же Сакович, – от того, что учители не хотела трудиться, каждый спешил занять какое-нибудь место повыгоднее и почестнее. А вероятнейшею причиною упадка можно полагать и то, что сумма, собранная на семинарию, во время войны 1630 г. с Казаками была ими перехвачена, как свидетельствует Галицкая Летопись. Русский Исторический Сборник. III, стр. 246. 17 Гавриил Домецкий пишет: «Послав Пётр Могила от всея капитулы киевския в Царьград к св. патриарху, испроси от него благословение завести школы в Киеве латинских и польских училищ, и прежде избрав монахов угодных, разослал в разныя государства ради наук, между которыми и покойник Иннокентий Гизель». Письмо к новгородскому митрополиту Иову, В конце XVII ст. 18 См. четыре записи, относящиеся к сему делу, в «прибавлениях к Описание Киево-Печерской Лавры», стр. 15–31. Из первой, заключённой 15 июня 1631 г. в городе Львове, в братской церкви «пред престолом Господним», видно, что в число учёного братства лаврского тогда были приняты: иеромонах Исаия Трофимович и монах Сильвестр Коссов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

85.  Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86.  Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87.  Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88.  Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89.  Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90.  Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 ( Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91.  Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 ( Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92.  Созомен, Церк. ист. I, 16. 93.  Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95.  S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97.  Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98.  Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99.  Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100.  Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101.  Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104.  Августин. Изъясн. на пс. 91. 105.  Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107.  Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108.  Кассиан. II, 5 109.  Кассиан. II, 11 110.  Amalarius, De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111.  Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113.  Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114.  Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116.  Амвросий. Об обязан. III, 13. 117.  Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

1115 Кирилл Скифипольский (VI в.), Жизнь Евфимия, passim. Cotelerius , Eccles.graecae monum. II. 1116 КириллиСкифопольский, Жизнь Евфимия §§ 51. 95. 1117 Там же §27. 1118 Еп. феодосий . Палест. мон. 75—77. 1119 Bollandi , Acta Sanct. Mart. I, 586. 1120 Иерус. Типик. ркп. Московск. Румянц. Музея Сев. собр. 35491 (XIII в.). л. 19 об и др. ркп. 1121 Симеон Сол . О Божест. молитве. гл. 302—303. Migne Patrol. s. hr. t. 155. Рус. пер. в «Писаниях св. отцев и учителей церкви, относящихся к истолкованию правосл. богослужения». т. 2, Спб. 1856. 1122 Кассиан , Об устан. кинов. предисл. 1123 Там же III, 1. 1124 Там же III, 3. 1125 Изр. св. ст. Епиф. 3. 1126 См. выше стр. 21. 55. 96 и д. 1127 См. выше стр. 152 и д. 1128 См. выше стр. 160. 1129 Паломн. (Сильв.) 24. 25. См. выше стр. 152 и д. 1130 Кирилл Скифоп . Жизнь св. Саввы, § 31, 42 ( Cotelerius , Eccles. gr. mon. II, 262. 343). 1131 См. ниже «Константиноп. мон.». 1132 Дмитриевский А . Древнейшие патриаршие Типиконы – Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской церкви. Киев 1907, стр. 86. 1133 См. там же 213. 1134 Лавс. 104 (89). 1135 Кассиан, Об уст. кин., предисл. и III, I. 1136 Иером. Анатолий . Сирийское монашество во втор. пол. IV в. Труды Киев. Дух. Ак. 1910, 6, 271. Начало подвижничеству в Сирии положил, по Созомену , некто Аон, современник имп. Валента (364—370): «говорят, что этот Аон в Сирии, подобно Антонию в Египте , прежде всех людей положил начало строгому любомудрию» (Церк. ист. III, 14). Но ныне доказывают, что еще ранее — до 325 г. – здесь подвизался Св. Иаков, еп. Низивийский, и даже существовали, по-видимому, целые монашеское общины под именем «сынов завета». Иером. Анатолий , О начале и происхождении сирийского монашества. Тр. Киев. Дух Ак. 1910, 4, 393. 1137 Так пр. Варадат «устроил из дерева небольшой и несоразмерный с телом своим ящик и жил в нем постоянно в согбенно положении». ( Бл. Феодорит , История Боголюбцев гл. 27 ( ψιλθεος στορα ). Migne Patrol. s. gr. t. 82. Рус. пер. Спб. 1853: Сочинение состоит из жизнеописаний всех известных автору и современных ему (†456 г.) сирийских подвижников). Тоже пр. Маркиан (там же, 3). Пр. Евсевий надел на шею железную цепь и соединил ее с таким же поясом, чтобы, «согбенный таким образом он, постоянно по необходимости смотрел в землю» (там же, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

110 V. P. G1 cc. 18 (18. 1012), 84 (57.48); Paral. VIII, c. 16 (140. 23); Praec. 40,42,43,45, 53, 54; P. etJud. 5. 111 V. P. G1 cc. 28, 589, 945, 110, 121; Ep. Am. cc. 19, 26; Jerome, Praef. ad. Reg. cc. 2 и 6; Praec. 13,15, 19, 24, 26, 312, 38,49, 59, 656, 81, 83, 85,99,137; Praec. et Inst. 17; Liber Orsiesii cc. 15, 18, etc. «Паралипомена» и Кассиан ничего не сообщают об устройстве домов, и, хотя, кажется, Палладий говорит об этом, рассказывая о различных занятиях насельников Панопольского монастыря, в других местах той же главы он рисует совершенно иную картину – ποησον δ κλλας διαφρους ν τη αλη, και τρες κατ κλλαν μεντωσαν. Однако решающими здесь являются свидетельства Vita Prima, Иеронима и «Правила». 112 V. P. G1 сс. 28 (19. 45), 58 (40. 1416), ПО (72. 1); Praec. 19, 20, 115, 122; Pr. et Inst. 1415; Pr. et Leges 5. 114 V. P. G cc. 59 (40. 20), 69 (47.10), 74 (50.2), 105 (68. 37), 144 (91. 1); Ep. Am. cc. 24 (112.35), 26 (114.24); Paral. I, с. 1 (123.6:10), IV, c. 7 (130. 25, 131. 10:17), EX, c. 27 (154:15), XII, c. 29 (156. 26), XV, c. 34 (159. 11); Praef. ad Reg. c. 4 (6.7); Praec. 3,19,43,789,81,89,107,112,114,126; Pr. etL. 2. 117 V. P. G» cc. 14 (9. 1926), 79 (53. 21; в с. 144, p. 91. 1 καθισμτιον может иметь другое значение); Paral. XII, с. 2930 (156.27:38); Praec. 87, 88; Η. L. с. 32 (89. 7: θρνους οκοδομητος πτιωτρους). 118 V.P. G1 сс. 28, 54. 59, 95, 110, 1212, 134, 147; Ep. Am. Cc. 7. 19; Praef. ad Reg. cc. 2 и 6; Praec. 1, 1516, 1921, 267, 301, 38, 402, 47, 534, 589, 6970, 79, 812. 84, 96, 101, 1046, 115, 133, 137; Pr. et Inst. 121 К Ä G» cc. 28 (το μεγλου οικονμου τοι το πατρς της μονς), 54, 59, 61, 74, 78, 81, 110; Praef. ad Reg. cc. 2, 68; Praec. 49, 51, 535, 58, 81, 107, 111, 11819, 143; Pr. et Inst. 5, 10, 11,13,17; Pr. et lud. 3;Pr.etL. 4, 14; Ep. Pach. I–IV, VI; Ep. Theod. (106. 7). Οικονμος Пбоу надзирал за всей общиной, однако в отличие от Пахомия, Орсисия или, скажем, Феодора, не являлся ее главой; V. P. G сс. 83, 114, 122, 124, 134, 138; Praef. ad Reg. с. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

66), оказывается помощь бедным (гл. 94) и т. п. Конечная цель искания славы Господа состоит, с одной стороны, в том, чтобы «Бог славился в человеке» (гл. 13), а этот последний считал себя как бы несуществующим (ibid.), с другой – в том, чтобы душа человека, возводимая благодатью от славы к славе (гл. 89), с большей славой возвратилась к естественному своему блеску (гл. 97). Вообще душа, ищущая славы Божией по любви к Богу, называется бл. Диадохом κενδоξоς ψυχ (гл. 11, начало). Отсюда видно, что иная слава, помимо славы Господа, будет уже неистинной славой; она называется бл. Диадохом κεν κα ματαα δξα (гл. 96) – пустой и суетной, житейской (α βιωτικα δξαι, гл. 94), телесной (α σωματικα δξαι гл. 95). Искание этого рода славы утверждается не на любви к Богу, а на любви подвижника к самому себе; ибо «любящий себя самого (αυτν φιλν) ищет своей славы (абзац сноски Следовательно, в основе искания этой славы лежит себялюбие, κεν δξα есть κενοδοξια, и по учению бл. Диадоха. Но суетная слава составляет только содержание того порока, который называется тщеславием. В психологическом отношении оно есть страсть неразумная ( Нил Синайский , Περ τν κτ πνευμτων τς πονηρας с. 15. Μ. LXXIX, 1160 С.: Κενοδοξα πϑος στν λογον...), но чисто духовная, так как она не нуждается в содействии тела (И. Кассиан, Coll. V, с. 3. Μ. 1. с. р. 611 В.: quaedam (т. е. vitia) vero etiam sine ulla corporis actione complentur, ut est superbia et cenodoxia). Оно есть желание (ρεξις) суетной славы ( Григорий Назианзин , ροι παχυμερ v. 97. Μ. XXXVII, 952: Κενν δ’ ρεξις σϑι κενοδοξαν). Так как в этом желании непременно предполагается любовь к славе вообще, то тщеславие (κενοδοξα) и гордость (περηφανα, οησις) часто сближаются с φιλοδοξα (славолюбием) церковными писателями, хотя последнее отличается от первых некоторыми, свойственными ему, отличительными признаками ( Исидор Пелусиот , Epistol. lib. V, 337. Μ. LXXVIII, 1532: Οκ στιν φιλδοξος κενδοξος... См. о славолюбии Исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010