67 Помимо прямого смысла, в факте умерщвления василиска, возможно, скрывается и еще более глубокий смысл. Например, преп. Иоанн Кассиан Римлянин , перечисляя многих опасных для человека животных и пресмыкающихся, о которых говорится в Священном Писании , считает их олицетворением различных темных сил. Среди них упоминается и василиск (ср. Пс. 90, 13 ), смертоносный яд которого (mortiferum virus) убивает человека еще до того, как он почувствовал укус (см.: Jean Cassien. Conferences. Т. I/Ed. par E. Pichery//Sources chretiennes. 42. Paris, 1958. Р. 275–276). 68 Аскетическими писателями гнев ( ργ) причисляется к главным порокам. Например, Евагрий Понтийский определяет его так: «Гнев есть неистовая страсть ( πθος εστι μανιδες), которая легко выводит из себя ( εξιστησιν) даже обладающих ведением, делает душу звероподобной и заставляет уклоняться от всякого общения» (PG. Т. 79. Col. 1153). 69 На таких плетенных из тростника циновках, именующихся ψιθιον, египетские подвижники обычно спали. 70 Такое значение имеет глагол πελζω. Преп. Макарий говорит о Давиде, который, будучи помазан, стал претерпевать многие скорби, «проводя время в пустынях» ( εν ερημιαις πελαζμενος) (см.: Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. Hrsg. von H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. Berlin, 1964. S. 85). 71 Предполагается, что «оскорбление человеческое» ( θλψιν ανθρωπινν) спасительно, а не вредоносно для души. Вообще, в монашеской литературе скорби и искушения рассматривались как необходимое условие «узкого и тесного пути». См., например, у преп. Иоанна Карпафийского : «Скорби – величайшая милость Божия», ибо «душа и тело прекрасно и с пользой посещаются истинно сладкими и медоточивыми наказаниями Божиими. Концом же наказаний, трудов, смущения, стыда, страхов и отчаяний, обыкновенно случающихся с людьми, решившимися подвизаться, концом всех этих мрачных явлений бывает небесная радость, неизъяснимое наслаждение, несказанная слава и непрестающее веселие» (Аскетические творения святых отцев. Каллист Катафигиот . О Божественном единении и созерцательной жизни. Иоанн Карпафийский . Слово подвижническое/Перевод с греческого Н. А. Леонтьева. Казань, 1898. С. 105).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Кассиан, Трапеза 20, SC 64 (1959). Марк Отшельник, О покаянии, PG 65, 965–984. Авва Исайя, Logos 25, франц. пер. Etiolles 1970, с. 223 слл.; Logos 21, с. 162 слл. Иоанн Лествичник , Лествица райская 5, PG 88, 764–793. Мартирий Садонский, Книга совершенства И, 9, CSCO 253, Syr. 111, с. 24 слл. Симеон Новый Богослов , Катех. 4, SC 96 (1963), с. 318 слл.; 5, с. 374 слл.; 23, SC 113 (1965), с. 12 слл.; 28, с. 138 слл.; 30, с. 194 слл.; 32, с. 242 слл. Серафим Саровский , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 75. Пснтос Василий Великий , Великое правило Прол., 37, 40, 52; Краткое правило 16, 17. Кассиан, Трапеза 9, 26–30, SC 54 (1958), с. 26–30. Авва Исайя, Logos 14, франц. пер. Etiolles 1970, с. 119–123; Logos 23, с. 193 слл. Отечник, Арсений 41а, Евагрий 1, Иоанн Колобос 9, Макарий 12, 34, Пимен 26, 72, 39, 50, Op 1; анонимные изречения 1–11. Иоанн Лествичник , Лествица райская 7, PG 88, 817–828. Симеон Новый Богослов , Катех. 2, SC 96 (1963), с. 256–264; 5, с. 312–372; 29, SC 113 (1965), с. 180–186. – Побег от мира Василий Великий , Великое правило 5, 6, 8, 32; Увещевание об оставлении мира, PG 31, 625–48. Кассиан, Трапеза 3, SC 42 (1955), с. 138–165 (три отречения: богатства, прошлого жития, видимых вещей). Псевдо-Макарий, Гом. 5, PG 34, 493–517 (о большой разнице между христианами и сынами века сего); Гом. 46, col. 792–796. Филоксен Мабугский, Гом. 9, SC 44 (1956), с. 245–311. Иоанн Лествичник , Лествица райская 1, PG 88, 632–653. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 5, CSCO 215, Syri 91, с. 51–66. Бедность Riches et pauvres dans lÊglise ancienne, Избранные тексты, подготовл. А. Hamman, Lettres chrétiennes 6, Paris 1962. Василий Великий , Великое правило 8, 9, 18, 19, 20, 22, 41; Краткое правило 85, 87, 91, 93, 143, 144, 145, 146, 187, 205, 284, 304, 305. Диадох Фотики йский , Сто глав 63–66, SC 5 ter (1066), с. 123–127. Отечник, Антоний 20, Арсений 29, 20, Агафон 6, Феодор Фермийский 1, Иоанн Перс 2, Исаак 7, Кассиан 7, Пистамон, Серапион 2, Синклетик 5.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Григорий Великий II, 174 Григорий Нисский I, 8, 15–17, 21, 30, 131, 139–141, 449, 526; II, 246, 387–392, 396, 403, 404, 428, 434, 451, 465 Григорий Палама II, 389, 402–404, 417,422,424–426, 428 Грот НЛ. I, 266, 336, 438 Гуго Сен-Викторский I,132 Гурвич Г. I, 37 Гурджиев Г.И. I, 32 Гусев Д. I, 37 Гуссерль Э. II, 366 Гюйон Ж. I, 15 Гюэ (Hue!) П,Д. I, 132 Давид (библ.) I,144; II, 13, 27, 75 Давыдовский Л. I, 18 Данилевский ВЛ. I, 487 Дарвин Ч. II, 128, 435 Декарт Р. I,16,21,30,31,100,109, 111,114, 116–119, 133, 134, 166, 169, 172, 182, 217, 285, 286, 289–294, 298, 299, 325, 410, 461, 474; II, 392, 394 Демокрит I, 85, 164, 284, 413; II, 156,158 Дерем У. I, 14 Державин Г.Р. I, 20 Деспот де Траси I,133 Джемс В. II, 336 Дикеарх I, 85, 213 Дильтей В. 366, 367 Диоген I, 85 Диоген Лаэртский I, 480 Дионис (миф.) II, 374, 378, 379 Дионисий Ареопагит (псевдо-) II, 400 Достоевский М.М. I, 7, 22 Достоевский Ф.М. I, 7, 22, 32, 43; II, 339, 340, 346, 348, 350, 378, 406, 408, 409 Древе А. И, 372 Дюбуа-Раймон Π. I,528 Дюбуа-Реймон Э. I, 414, 528 Дюринг К.Е. I, 275 Ева (библ.) II, 180, 186–188, 203, 204, 207 Евгений (Болховитинов) м-т I, 14, 15 Евгений (Булгарис) архиеп. I,13 Евтихий II, 418, 421 Екатерина II I, 524 Елисавета праведн. (еванг.) I,148 Енох (библ.) I,149 Жирарден I, 7 Загорский ПА. I, 137 Заратустра (лит.) II, 378 Захария прор. (библ.) I,148 Зевс (миф.) I, 413 Зенон I, 85,165 Зеньковский В.В. I, 35, 40, 41; II, 394 Зигварт Х. I, 136 Золотницкий Вл. I, 15–17, 21, 23, 137,525 Зороастр (миф.) I,163, 440; II, 85 Иаир (еванг.) II, 18 Иаков (библ.) I, 144; II, 28 Ибсен Г. II, 341, 346, 350 Иванцов Η. I, 289 Иванов Вяч. I, 20, 42 Игнатий Антиохийский I, 244 Иезекииль прор. (библ.) I,157 Иеремия прор. (библ.) I,144; II, 25 Иероним блаж. I, 447 Иларий Пиктавийский I,139 Илия прор. (библ.) I,149 Ильин ИА. I, 28, 34, 37, 41 Иоанн Богослов, ап. I, 157; II, 14, 80,178 Иоанн Болгарский экзарх I, 8 Иоанн Дамаскин II, 176, 387, 403, 411 Иоанн Кассиан I,15 Иоанн Лествичник II, 431, 438 Иоанн Предтече I, 144, II, 51, 70, 295,

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

758 См. выше, стр. 154. 759 Кассиан , Об устан. кинов. II, 6. 760 Лаодик. соб. пр. 16. 761 Паломн. § 24. 25. 27. 29—37. 762 Кассиан , Об устан. кинов. II, 6 . 763 См. выше, стр. 111. 764 Бл. Августин . Изъясн. (Enarratio) на Иоанн., предисл. 765 Злат . Бес. о Лазаре 3, 1. 766 Злат . На Иоанн. бес. 10, 1. 767 Hauck , Realencykl. XV, 134. См. впрочем ниже стр. 184, прим. 3. 768 Бл. Август . На пс. 90 слово 2. 769 Бл. Август . Слово 121; сл. 28 о словах Господних из Мф. по Bing. O rig. XIV, 72. 770 Бл. Август . На Иоан. тракт. 12. 771 Труд Евфалия издан Zaccagmi L . Collectanea monumentorum veterum ecclesiae graece et latinae, Rom. 1698, 401—708, неполно Migne " ем Patrok. s. gr. t. 85, 619—790. 772 Hauck , Reakencykl. V, 631 ( v. Dobschüz , Evthalius). 773 Злат . Бес. 47, на Иоан. 774 Злат . на Евр. бес. 8: «Каждую неделю вам эти писания три раза читаются. Чтец восходит и говорит сначала, от кого чтение, напр. от такого-то пророка, апостола или евангелиста, а затем читает, что следует». 775 Кассиан, Об устан. кин. II, 6. См. выше, стр. 179. 776 О чтении Апокалипсиса есть определенно указание только относительно Галликанской и Испанской церкви. Соб. Толед . IV, пр. 16. 777 См. выше, стр. 13. 778 Злат . О статуях бес. 7, гл. 1. 779 Migne , Patrol. s. gr. t. 53, hom. 1, c. 1; t. 65, hom. 1, 1. 780 Василий В . На Шестоднев бес. 2, 1. 781 Апост. Пост. V, 13. Декабрь называют 9 месяцем, а январь – 10-м. Hauck , XV, 134. 782 Амврос . К Марцел. пис. 20, гл. 19. 783 Hauck , XV, 135 784 Амврос . К Марцел. пис. 20, гл. 25. 785 Паломнич. § 33—36. 786 См. выше, стр. 130. 787 Август . Сл. о временах. Hauck , XV, 135. 788 Злат . На Деян. бес. 4. 789 Бл Август . На Иоан. тракт. 6, гл. 18. 790 Слово 315, гл. 1. 791 Паломн. § 26, 31, 39, 43. 792 Бл. Август . Сл 331, 1. 793 Слово 232, 1. 794 Gemmadies Massil . De script. eccles. c. 79. Migne , Patrol. s. 1. t. 58. 795 Hauck , XV, 36. 796 Sidonuus Apoll . Epist. IV, 11. Migne , Patrol. s. 1. t. 58. Из того, что евангельские чтения для воскресений в римской церкви имеют воздержанием гл. о . чудеса Христовы, заключают, что эти чтения подобраны в период арианских споров, т.е. в IV в. Luft, Liturgik II, 316.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

85.  Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86.  Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87.  Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88.  Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89.  Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90.  Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 ( Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91.  Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 ( Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92.  Созомен, Церк. ист. I, 16. 93.  Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95.  S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97.  Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98.  Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99.  Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100.  Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101.  Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104.  Августин. Изъясн. на пс. 91. 105.  Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107.  Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108.  Кассиан. II, 5 109.  Кассиан. II, 11 110.  Amalarius, De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111.  Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113.  Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114.  Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116.  Амвросий. Об обязан. III, 13. 117.  Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

978 Соб. II, 2. Кассиан приводит пример гибели от недостатка рассудительности: два брата умерли от неразумного общения не принимать в пути п щи кроме той, которую им пошлет сам Господь (Coб.II, 2, 6–8). 990 Соб. XVII, 20, 23. Что касается собственно обязанности просвещения и наставления других, то Кассиан так смотри на дело, что сначала нужно самому заручиться своим спасением и усовершенствованием (Соб. XVII, 13, 14). 1010 Соб. XXIV, 26. Препод. Кассиан в данном случае очень сходен со Златоустом (См. речь Златоуста к враждующим против монахов) 1021 Изречение о девстве Св. Василия В. «я и женщин не знаю и не девственник» (Inst. VII, 19) Слова Вас. В. сенатору, который худо отрекся от мира: «ты и сенаторство потерял и монахом не сделался» (Inst. VII, 19). 1026 Твор. Вас. Вел. т. 5. Моск. 1858 г. «Правила простанно излож. в. вопрос. и ответ» «Прав. Кратко изложенные " … «Подвижнич. Уставы». 1045 Макар Вел. Бес. 15,46. Моск. 1852. Ср. И. Злат. «Слово к верующему отцу» стр. 109, т. 1. Изд. С.-П Д. Ак. и «О сокрушении» стр. 152 т. 1. 1048 Доброт. т. 1. Стр. 218 (§ 165). Ср. Стр. 193–194. Ср. Вас. Вел. т. V. Стр. 49–50; 1089 и т. 6 стр. 8. 1102 Учение об уме, как «владычественном», как руководителе к истинрой жизни, можно находить у всех «отцов: Мак. В. бес. 46; особенно Григ. Нисс. ч. 1 его творений; Нил Син. т. 2 стр. 282. Ант. Вел. Доброт. т. 1 стр. 66, 79, 81, 94–100 и др. 1109 Ант. В. Добр. т. 1 стр. 80, 82 (§ 89, 102) Мак. В. Добр. т. 1 стр. 219 Григ. Нисск. ч. 1, стр. 224–287, 394. И. Злат. Т. 1, стр. 41, 85. 1119 Само собой понятно, что подвижник приобстоятельствах может проявлять свою любовь к ближним в разного рода благодеяниях. Но здесь он, так сказать, только отзывается на вопросы совне, а не делает их прямой своей обязанностью. 1122 Для знакомства с вост. аскет. в ее общих чертах может служить пособием напечат. в «Хр. Чт.» за 1895 г. отчет проф. Г. Левицкого. 1124 Макар. В. Доброт. т. 1, стр. 212. (§ 152), Вас. Вел. т. V, 78 (слово о подвижнич.) Нил Син. т. 2, стр. 3. (Слово подвижнич.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Кассиан, архиепископ Иванковский, викарий Киевской епархии (Шостак Александр Константинович) Дата рождения: 5 марта 1968 г. Дата хиротонии: 31 июля 2016 г. Дата пострига: 19 сентября 1992 г. День ангела: 13 марта Страна: Украина Биография: Родился в г. Киеве 5 марта 1968 г. В 1975-68 гг. учился школе 204 г. Киева, в 1983-85 гг. учился в ПТУ 14. В 1986-88 гг. служил в армии. В июне 1990 г. стал послушником в Киево-Печерской лавре . 20 апреля 1992 г. получил благословение на ношение рясы и клобука. 11 сентября 1992 г. рукоположен в сан диакона. 19 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем Кассиан в честь прп. Кассиана Печерского. 29 ноября 1992 г. рукоположен в сан иеромонаха. 7 апреля 1995 г. возведен в сан игумена. В 2000 г. перешел в Свято-Троицкий Ионинский монастырь, где исполнял послушание смотрителя-строителя Зверинецких пещер в Киеве. 11 апреля 2001 г. возведен в сан архимандрита. В 2003 г. закончил Киевскую духовную семинарию . Решением Синода Украинской Православной Церкви  от 9 июля 2009 г. (журнал 37) назначен наместником новообразованного Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря. Решением Синода УПЦ от 20 июля 2016 г. ( журнал 34 ) избран епископом Иванковским, викарием Киевской митрополии. Наречен во епископа 30 июля 2016 г. во Всехсвятском храме киевского Пантелеимонова женского монастыря в Феофании.  Хиротонисан 31 июля за Литургией в Киево-Печерской лавре. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . 17 августа 2021 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Онуфрием  возведен  в сан архиепископа. Образование: 2003 г. — Киевская духовная семинария. Епархия: Киевская епархия (Викарный архиерей)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Кассиана (Шостака) при наречении во епископа Иванковского, викария Киевской митрополии. E-mail: info@mitropolia.kiev.ua Web-caйm: http://mitropolia.kiev.ua Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4580321...

   Лаодик. соб. пр. 16.    Паломн. § 24. 25. 27. 29—37.     Кассиан, Об устан. кинов. II, 6.    См. выше, стр. 111.     Бл. Августин. Изъясн. (Enarratio) на Иоанн., предисл.     Злат. Бес. о Лазаре 3, 1.     Злат. На Иоанн. бес. 10, 1.     Hauck, Realencykl. XV, 134. См. впрочем ниже стр. 184, прим. 3.     Бл. Август. На пс. 90 слово 2.     Бл. Август. Слово 121; сл. 28 о словах Господних из Мф. по Bing. Orig. XIV, 72.     Бл. Август. На Иоан. тракт. 12.    Труд Евфалия издан Zaccagmi L. Collectanea monumentorum veterum ecclesiae graece et latinae, Rom. 1698, 401—708, неполно Migne " ем Patrok. s. gr. t. 85, 619—790.     Hauck, Reakencykl. V, 631 (v. Dobschüz, Evthalius).     Злат. Бес. 47, на Иоан.     Злат. на Евр. бес. 8: «Каждую неделю вам эти писания три раза читаются. Чтец восходит и говорит сначала, от кого чтение, напр. от такого-то пророка, апостола или евангелиста, а затем читает, что следует».     Кассиан, Об устан. кин. II, 6. См. выше, стр. 179.    О чтении Апокалипсиса есть определенно указание только относительно Галликанской и Испанской церкви. Соб. Толед . IV, пр. 16.    См. выше, стр. 13.     Злат. О статуях бес. 7, гл. 1.     Migne, Patrol. s. gr. t. 53, hom. 1, c. 1; t. 65, hom. 1, 1.     Василий В. На Шестоднев бес. 2, 1.    Апост. Пост. V, 13. Декабрь называют 9 месяцем, а январь – 10-м. Hauck, XV, 134.     Амврос. К Марцел. пис. 20, гл. 19.     Hauck, XV, 135     Амврос. К Марцел. пис. 20, гл. 25.    Паломнич. § 33—36.    См. выше, стр. 130.     Август. Сл. о временах. Hauck, XV, 135.     Злат. На Деян. бес. 4.     Бл Август. На Иоан. тракт. 6, гл. 18.    Слово 315, гл. 1.    Паломн. § 26, 31, 39, 43.     Бл. Август. Сл 331, 1.    Слово 232, 1.     Gemmadies Massil. De script. eccles. c. 79. Migne, Patrol. s. 1. t. 58.     Hauck, XV, 36.     Sidonuus Apoll. Epist. IV, 11. Migne, Patrol. s. 1. t. 58. Из того, что евангельские чтения для воскресений в римской церкви имеют воздержанием гл. о . чудеса Христовы, заключают, что эти чтения подобраны в период арианских споров, т.е. в IV в. Luft, Liturgik II, 316.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 85; Слово 29, § 10; Слово 15, § 13.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 27.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1907. Ч. 1. С. 21—22. См. Добротолюбие. Т. II, § 48. С. 382.    Еп. Феофан. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного. М., 1891. С. 85.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, §§ 42—49 и 60.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. 3. Кн. 2. Письма 20 и 174. С. 8—9, 101.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 397. С. 319.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1858. Ч. 2. Письмо 32. С. 248—249.    Он же. Творения. Ч. 3, кн. 2. Письмо 123. С. 61—62.    Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. 3, кн. 3. Письмо 4. С. 183.    Он же. Творения. Ч. 3. С. 248—249.    Здесь употреблен греч. глагол эпифимэс: сильно желать чего-либо, стремиться к обладанию чем-либо, к сношению и дружбе с кем-либо; иметь страстное желание, влечение, увлекаться любовью к кому-либо.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1890. Ч. 2. Письмо 68. С. 58—59, Письмо 101. С. 81—83, Письмо 103. С. 88; Письмо 156. С. 122—123; Письмо 344. С. 280.    Древний Патерик. Гл. V, § 2. С. 66—67.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Кн. VI, гл. 2.    Там же.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. СПб., 1857. T. I. Поучение на праздник Успения. С. 680—681.    Святогорец. Письма к друзьям своим о Святой Горе Афонской. СПб., 1850. T. I. Письмо 16.    Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. XII, гл. 2; собесед. V, гл. II; Преп. Ефрем Сирин. О добродетелях и страстях. § 5. Добротолюбие. T. I. С. 371; Преп. авва Исаия. (См. в Отечнике еп. Игнатия Брянчанинова, §§ 44, 54. С. 187) Еп. Феофан. Толкование Посл. к Колоссянам (3, 5) и к Галатам (5, 19—21) и к Ефесянам (5, 3).    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 58.    Свт. Афанасий Великий. Послание к князю Антиоху (вопр. 84). См.: Христианское чтение. 1842. Ч. 2. С. 366.    Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 105. С. 89.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Прп. Иоанн Кассиан ( 360 - 435 ), дал Пелагию другой ответ. Вместо метафизического рассуждения о заслугах, достоинстве и предопределении прп. Иоанн Кассиан говорит, что когда Бог видит самое малое движение души к Богу, происходит ли оно от усилий самого человека или же от Бога, то тогда Он дает душе Свою сопутствующую благодать. В отличие от Августина, Иоанн Кассиан не считает, что последствием первородного греха явилась полная неспособность человека направить свою волю к добру. Благодать понимается им не как нарушающая свободную волю человека, а как живое и зачастую педагогическое взаимодействие человека и Бога. Например, в комментарии на стих «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1) Иоанн Кассиан пишет: «что значит: пойди из земли твоей? Это значит, что Господь предлагает спасение; [пойди] в землю – выражает труд того, кто подвизается; а что означает землю, которую я укажу тебе? Речь идет о не только о земле, которую ты не можешь найти, несмотря на все свое умение, землю, которую ты не только не знаешь, но и не ищешь» . Таким образом, роль благодати по Иоанну Кассиану состоит в том, что она показывает путь в неизведанное, без проводника недоступное, обучая и подводя к новым смыслам, подобно тому, как отец учит своих детей. Иоанн Кассиан указывает также, что на вопрос, что же первично: свободная воля или благодать , не может быть однозначного ответа, т.к. благодать сотрудничает со свободной волей, укрепляя ее и побуждая ко все большим усилиям; в то же время он делает необходимый акцент на том, что без помощи благодати человек не может придти к Богу, поэтому она сущностно необходима для спасения. С философской точки зрения принципиальным здесь является то обстоятельство, что Иоанн Кассиан удержался от соблазна подменить этику метафизикой. Как отмечает В.Н. Лосский , это произошло не в малой степени потому, что, в отличие от Августина, Иоанн Кассиан не принял пелагиевой постановки вопроса, отказавшись рассуждать о спасении в терминах «заслуг».

http://drevo-info.ru/articles/1771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010