Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость чрез Люцифера, низверженного за нес, вкравшись потом в первосозданного (Адама), произвела слабости и поводы ко всем порокам. Ибо когда он думал, что может приобрести славу Божества свободою произвола и своим старанием, то потерял и ту, которую получил по благодати Творца (прп. Иоанн Кассиан , 56, 145–146). Источник. Гордость есть столь великое зло, что заслуживает иметь противником не Ангела, не другие противные ей силы, но Самого Бога. Надобно заметить, что не сказано, что Бог противится подвергшимся прочим порокам, например: чревоугодникам, блудникам, гневливым или сребролюбивым, но одним гордым. Ибо эти пороки падают только на согрешающих или на их участников, т. е. других людей по видимому касаются, а эта касается собственно Бога, потому особенно и достойна иметь Его противником (прп. Иоанн Кассиан , 56, 146–147). Как можем победить гордость? Итак, мы можем так избегать сетей этого злейшего духа, если во всех добродетелях, в каких будем сознавать, что преуспеваем, будем говорить с Апостолом: благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15, 10 ). Бог производит в вас и хотение и действие, по Своему благоволению ( Флп. 2, 13 ). И Сам Виновник нашего спасения говорит: Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете (ср.: Пс. 126, 1–2 ). Помилование зависит не от желающаго, и не от подвизающагося, но от Бога милующаго ( Рим. 9, 16 ) (прп. Иоанн Кассиан , 56, 148). Источник. ...Всякая душа, одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т. е. духовным непотребствам, запутывается плотскими страстями, чтобы по крайней мере униженная плотскими пороками сознала себя нечистою и оскверненною через плоть, тогда как во время холодности духа не могла прежде сознать, что через возношение сердца она сделалась нечистою пред взором Божиим; чтобы таким образом человек униженный позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестием плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам (прп. Иоанн Кассиан , 56, 156–157). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Подвижнику Христову никогда не бывает недостатка в ратоборстве; но чем более он возрастает в успехах победы, тем более сильное ратоборство по порядку наступает. Ибо по покорении плоти какое множество противников, какое полчище врагов, раздражаемых его триумфами, восстает против победителя – воина Христова! Это – для того, чтобы воин Христов, от праздности мирного состояния разленившись, не стал забывать о славных подвигах своего противоборства и, от бездейственной беспечности расслабев, не лишился награды. Итак, если с возрастанием добродетели хотим взойти к высшим степеням триумфов, то в том же порядке должны вступить в подвиги сражений, и сначала с Апостолом говорить: бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое ( 1Кор. 9, 26–27 ), чтобы преодолев на этом сражении, опять с ним (Апостолом) мы могли говорить: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной ( Еф. 6, 12 ). Ибо иначе мы никаким образом не возможем сразиться с ними и не заслужим того, чтобы вступить в духовную брань, если будем низложены в сражении с плотью и разбиты в борьбе с чревом (прп. Иоанн Кассиан , 56, 60–61). Источник. ...Главное старание у нас, постоянно желаемое, неизменное назначение (цель) сердца должно состоять в том, чтобы дух всегда прилеплялся к божественным предметам и к Богу, а все прочее, не имеющее отношения к этому, хотя бы и казалось великим, надобно считать вторым или низшим, или даже вредным (прп. Иоанн Кассиан , 56, 172). Источник. О подвигах, какие проходишь ты... будь уверен, что настоящее служит для нас невидимым поприщем, на котором боремся не с чувственными зверями, но с мысленными страстями. Страсти же, если овладеют нашими силами, не телу только угрожают опасностию, но и самой душе при носят смерть. А если нами будут преодолены и обратятся в бегство; то и венцов и великих провозглашений сподобимся мы, как бывает нередко даже здесь, несомненно же, после настоящей жизни; потому что будущему веку предоставлены награды, как настоящему – борения (прп. Исидор Пелусиот , 60, 2–3). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как искусные врачи обыкновенно не только настоящие болезни лечат, но и будущие предупреждают прозорливым искусством и предотвращают их наставлениями и целебным питьем, так и... истинные врачи душ, предотвращая имеющие возникнуть болезни сердец духовным наставлением, как некоторым небесным лекарством, не дозволяют усиливаться в душах юношей, открывая им и причины угрожающих страстей, и средства для здоровья (прп. Иоанн Кассиан , 56, 142). Остерегайся... чтобы того, чему научишься как посредством чтения, так и трудом опытности, когда более зрелый возраст приведет тебя к учительству, по обольщению тщеславия, ты как-нибудь не стал преподавать нечистым людям и не сделал того, что запретил премудрый Соломон: не води нечестивого на пажить праведного и не прельщайся сытостью чрева (ср.: Притч. 24, 15 ), ибо не полезны глупому утешения (ср.: Притч. 19, 10 ) и не нужна мудрость там, где нет чувства, ибо больше водятся неразумием. Жестокосердый раб не исправится словами, ибо если и поймет, то не послушается (ср.: Притч. 29, 19 ). В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои ( Притч. 23, 9 ). Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). Итак, надлежит тебе, закрывая для таких людей тайны духовного смысла, деятельно воспевать: в сердце моем скрыл: словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе ( Пс. 118, 11 ). Но, может быть, скажешь: «Кому же надобно сообщать тайны Божественного Писания?» Этому научает тебя премудрый Соломон, говоря: дайте сикеру находящимся в печали, и вино пить находящимся в болезнях, чтобы они забыли свою бедность и не вспоминали больше о своих болезнях (ср.: Притч. 31, 6–7 ), т.е. тем, которые в раскаянии о прежних делах угнетаются печалью и скорбью, обильно изливайте приятность духовного знания, как вино, веселящее сердце человека, напоевайте спасительным словом, чтобы они, погрузившись в непрестанную печаль и смертоносное отчаяние, не были поглощены чрезмерною скорбью. А о тех, которые, находясь в равнодушии и беспечности, не уязвляются никакой скорбью сердца, говорится так: кто весел и без скорби бывает, тот в бедности будет (ср.: Притч 21, 17 ) (авва Нестерой, 56, 437–438). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1 . Апостол же, проповедуя во всем своде своих писаний, хорошо также говорит, обращаясь к галатам: Павел апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом ( Гал.1:1 ). Видишь, до какой степени хорошо он согласуется сам с собой в приведенном выше и в этом. Он ведь говорил выше: ныне уже не знаем Христа по плоти, а здесь говорит: избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом. Итак, здесь явствует то же самое, чему он учил выше. 2 . Ведь говоря, что послан он не через человека, сказал так: не знаем Христа по плоти и потому послан не через человека, но через Иисуса, ибо посланный через Христа послан [Col. 55] не через человека, но через Бога; имени же человека уже не остается на долю Того, Кто всецело присвоил Себе божественность. И потому, когда говорил, что послан не человеками и не через человека, но Иисусом Христом, хорошо прибавил и Богом Отцом, то есть указал, что послан от Бога Отца и от Бога Сына. 3 . Во всяком случае, непременно подобает в силу тайны священного и неизреченного рождения, чтобы в них было два Лица – Рождающего и Рожденного, но при этом единая сила Бога посылающего. И потому он, говоря, что послан от Бога Отца и от Бога Сына, показывает в Лицах некое двойственное число, но учит, что посылает единая сила. Глава 5. Как богохульство – отвергать божество у Христа, так и богохульство – отрицать, что Он истинный человек 1 . Но, говорит, Христом Иисусом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых. И светлейший и удивительный учитель, (266) зная, что Господа Иисуса Христа нужно проповедовать и как истинного Бога, и как истинного человека, всегда проповедует в Нем величие божества, чтобы не оставить всецело исповедание Воплощения, исключая и вымыслы Маркиона истинным Воплощением, и скудоумие Евиона – совершенным божеством, чтобы не верили ни в то богохульство, что Господь Иисус Христос полностью человек без Бога, [Col. 56] ни в то, что Он – Бог без человека. 2 . Поэтому хорошо, что апостол, проповедуя, что он послан как от Бога Отца, так и от Бога Сына, тут же присоединил исповедание Божественного воплощения, говоря: воскресившим его из мертвых, уча таким образом, что тело воплощенного Бога восставлено из мертвых, а рядом это: если же и знали Христа по плоти, правильно прибавляя: то ныне уже не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

418.  Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26). 419.  Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430.  Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431.  Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439.  Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440.  …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446.  Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

419. Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430. Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431. Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440. …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23). 447. И если что попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин. 14, 13–14).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Приведем пример – искушение в пустыне. После сорокадневного поста к Господу приступает диавол и говорит: «Если Ты сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Блаженный Феофилакт поясняет: «Слышал этот разбойник (диавол) голос с неба «Сей есть Сын Мой», но вот видит, что Он (Иисус) взалкал, и недоумевает, как может алкать Сын Божий. Посему, желая удостовериться, искушает Его» 5 . Диавол пытается через это искушение понять: Кто такой Иисус из Назарета? Если это действительно воплотившийся Бог , то Он явит Свое всемогущество, если же это просто добродетельный человек, то он не способен на такое чудо и вполне возможно его низвергнуть. Но он слышит в ответ: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» – это цитата из Священного Писания ( Втор.8:3 ), которую мог знать любой благочестивый человек. Господь не употребил Свое Божественное всемогущество для победы над диаволом. Словом Священного Писания и преданностью этому слову в жизни низлагается диавольское искушение все три раза. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отравил искусителя» 6 . Другой пример совершенного нравственного поступка – искушение в самарянском селении, когда Господь со Своими учениками проходил через него, направляясь в Иерусалим ( Лк.9:51–56 ). Самаряне не приняли Его, и ученики хотели преодолеть это искушение силой Божественного всемогущества: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы Огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Несомненно, что Господь мог это совершить, но Он не удовлетворяет их жажду мести: «...не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, но спасать». И они пошли в другое селение. Апостолы усвоили этот урок Христов и после Воскресения своего Учителя выразили его в таких словах: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его... Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:21, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

Так, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя самих, и истины нет в нас». 56 Тоже самое свидетельствует св. апостол Иаков. «Все мы, пишет он, согрешаем много. 57 Даже св. апостол Павел, этот чистейший сосуд благодати, говорит о себе: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». 58 Бог даже «святым своим не доверяет, и в ангелах своих открывает неправду». 59 «И звезды нечисты пред очами Его». 60 Итак, все мы, по слову Божию, грешны. Нет ни одного среди нас праведного. Даже апостолы, с которыми никто из нас и сравняться не может по своей чистоте, и те падали, и те согрешали, и те не были свободны от греха. Так, ап. Петр троекратно отрекся от Христа, от своего Господа и Учителя. И «думал, по словам Спасителя, не о том, что Божие, но что человеческое». 61 Апостол Павел прямо заявляет о себе, что он «делает злое» 62 , и что в нем, в его природе «живет грех». 63 А слова ап. Иакова: «все мы много согрешаем» о чем говорят, как не о том, что и сам Апостол чувствовал свое причастие к греху и; сознавал свое недостоинство пред Господом Богом? A спор апостолов на тему о том, «кто из них больший? » 64 о чем говорит?» Ηе о том ли, что дух гордости, дух превозношения на время овладел этими светильниками Христовой веры? И если апостолы, столпы Церкви, согрешали, если они не были совершенно чисты от греха, то как же сектанты, люди по сравнению с ними слабые, ничтожные, могут претендовать на абсолютную святость, на полную свободу от греха? Мы право не понимаем. Нет, все мы, все до одного, без всякого исключения, люди греховные. Все подвержены греху. «Все много согрешаем». Да все наши праведники и те были не безгрешны. Прекрасно развивает и доказывает нашу мысль преподобный Кассиан. Он пишет: «Что в этой жизни нет никого свободного от долгов-грехов, хотя бы кто был святой, этому научает нас Спаситель, Который, преподавая Своим ученикам образ совершенной молитвы, между прочими возвышеннейшими и святейшими прошениями, которые только святым и совершенным свойственны, а злым и неверным не могут приличествовать, повелел и это говорить: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». 65 Итак, если эта молитва произносится святыми, – как несомненно мы должны верить, то кто может найтись столь упрямый, предубежденный, столь, напыщенный гордостью диавольского неистовства, чтобы стал утверждать, что он без греха, – стал считать себя не только большим апостолов, но и Самого Спасителя обличал как бы в неведении и суетности, будто Господь не знал, что некоторые могут быть свободны от грехов. И, не зная сего, напрасно учил безгрешных праведников искать врачевства, для них посредством молитвы? Но когда совершенно все святые, соблюдая заповедь своего Царя, ежедневно говорят: «остави нам долги наши», то истинно, нет никого свободного от греха, вины…». 66

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

246 В Евагриевой работе Prac. главным предметом внимания автора является достижение πθεια. В этой книге прослеживается следующий порядок тем: гл. 6–33 посвящены вопросу преодоления восьми λογισμο, гл. 34–56 – борьбе со страстями и снами, в гл. 57–62 разбираются черты характера того, кто близок к πθεια, а в гл. 63–70 – само состояние πθεια. Монах сможет приступить к чистому созерцанию только в том случае, если он достиг конечной стадии бесстрастия; Евагрий говорит об этом отдельно в Keph. Gnost. 247 К числу ученых, считающих, что в вопросе духовной жизни Кассиан следовал Евагрию, относятся Guillaumont, Les ‘Kephalia gnostica’ d’Évagre, 78–9; Chitty, The Desert a City, 52; Kline, ‘Regula Benedicti’, 102. Эти интерпретаторы, впрочем, отмечают, что Кассиан видоизменяет терминологию Евагрия и удаляет из его системы подозрительные элементы. 249 Markus, The End of Ancient Christianity, 168. Cp. Munz, ‘John Cassian’, 2–3; de Vogüé, ‘Monachisme et Église’, 227; Christophe, Cassien et Césaire, 24, 40. 250 Мне следует отметить, что здесь возникает вопрос о том, можно ли нам полагать, что слова пятнадцати старцев в Conlat. отражают собственные мнения Кассиана. Проспер, епископ Аквитанский, поднял этот вопрос перед началом своего ответа в адрес Кассианова Conlat. 13 и заключил, что Кассиан присвоил себе учение старцев, как будто теперь нужно говорить не со старцами, а с автором (Con. Collat. 2.1 О. Chadwick, John Cassian 18–22 и Guy, ‘Jean Cassien’, 372, утверждают, что Собеседования Кассиана нельзя воспринимать как историческое событие. Они заключают, что Кассиан, должно быть, и в самом деле беседовал со многими египетскими монахами, но это не дает оснований считать, что материал Собеседований непременно представляет собой слова старцев из IV столетия, в чьи уста Кассиан якобы вложил собственные идеи; скорее, Собеседования следует воспринимать как изложение личного учения Кассиана. В подкрепление этих доводов служит тот факт, что в Conlat. есть только один случай, где Кассиан пытается дистанцировать себя от старца (в данном случае речь идет об авве Феоне), причем не столько по причине его учения, сколько из-за поступка этого старца, решившего покинуть свою жену ради монашеского призвания (Conlat. 21.10 Во всех других случаях, которые касаются учения, Кассиан активно соглашается со старцами. Поэтому, с исторической точки зрения, каким бы ни было достоверным Кассианово изображение монахов, мы можем быть уверены в том, что Conlat. должно отражать собственную точку зрения Кассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

В двух других отрывках описывается союз монаха с Богом в значении общения или дружбы. В разд. 5.3.1, где рассматривался Conlat. 23.5, мною было заявлено, что Кассиан употребляет societas и consortium как слова-синонимы для unitas. Еще один отрывок, записанный у Кассиана немного раньше, описывает рвение аввы Пафнутия к союзу с Богом. Еще в молодом возрасте Пафнутий не только преодолел все свои пороки, но и пожелал вести жизнь пустынного уединения. Кассиан пишет, что он пошел на это, «дабы среди столь многих братьев избежать человеческого общения (humano consortio) и беспрепятственно прилепиться (uniretur) к Господу, с которым он жаждал пребывать неразлучно» (Conlat. 3.1 Мы должны заметить параллель между двумя желаниями: желанием прилепиться к Господу и желанием избежать человеческого общения. Пафнутий обнаружил для себя, что его общение с людьми препятствует ему общаться с Господом, поэтому он пожелал удалиться от людей, чтобы ему было легче соединиться с Богом. Данная параллель дает важную подсказку в отношении Кассианова представления о союзе: unitas – это не бесчувственное погружение (absorption) в Бога, как нечто совершенно отличное от обыкновенного опыта в других ситуациях. Это, скорее, нечто родственное дружескому общению человека с другими людьми, хотя оно будет превосходить его по степени глубины и ценности. Кассиан также употребляет unitas для описания близкой дружбы между монахами в De Inst. Coen. 4.8 и Conlat. 24.26 а тот факт, что он использует одно и то же слово и в значении человеческого общения, и в значении союза с Богом, подкрепляет отмеченную нами параллель в отрывке со словами Пафнутия. Когда мы обращаемся к Кассианову употреблению societas и consortium, то наблюдаем ту же закономерность. Он может использовать оба слова для описания понятийных связей, но чаще всего он употребляет их (в том числе и в форме глаголов и прилагательных) для описания человеческих взаимодействий, будь то общие социальные отношения с людьми и брак, либо близкая дружба, такая, как у монахов между собой. В отношении societas и его родственных форм 18 случаев из ок. 27 относятся к взаимодействию между людьми, и два случая – к взаимоотношениям христианина с Богом. В случае с consortium и его родственными формами 46 случаев из ок. 56 относятся к взаимодействию между людьми и пять случаев – к взаимоотношениям верующего с Богом 283 . Как мы видим, оба слова вместе с самим unitas относятся чаще всего к товарищеским отношениям, и в том же роде Кассиан рассматривает и союз христианина с Богом. Чтобы показать это, будет достаточно взглянуть на несколько отрывков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/uche...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010