«Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Лк. 10, 22 ). Сын же был на земле, и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божественных вещах. Больше этого не ищи, и помимо этого не думай где-либо еще найти истину о Боге и планах Божиих. Каким великим сокровищем мы обладаем! ...Все уже сказано. Не ломай голову, а только с верой прими, что открыто. Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах – Отец, Сын и Святой Дух, прими это с верой и храни так. Открыто, что триипостасный Бог все создал словом, все содержит в» деснице Своей и о всем промышляет, – прими это верой и храни так. Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали, и для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, прими это верой и храни так. Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа, приняв божественную благодать в святых таинствах, с помощью ее жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями, посредством соответствующих подвигов, – прими это верой, и делай так. Открыто, что кто живет по указанию Господа, тот, после смерти, поступает в светлые обители, где начинается вечное блаженство; а кто не живет так, тот, после смерти, начинает испытывать адские муки, прими это верой, и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги. Так и все с верой принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумыванье чего-либо своего; и тех, кто много умничает, не слушай, ибо они пошли, не зная куда ( 107, 356–358 ). Когда Моисей и Аарон начали ходатайствовать о народе перед фараоном, чтобы он отпустил его, он в ответ на это усилил работы угнетенных израильтян до того, что они подняли ропот на ходатаев своих: «Вы сделали нас ненавистными в глазах фараона» ( Исх. 5, 21 ). Точь-в-точь то же испытывает душа кающегося грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Преподобный Силуан Афонский Из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова): " Авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их. " Антоний Великий, преподобный (около 251— 356) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Любовь 10 августа 2015, 19:58 Намерения целует Бог, В Библии правда нет случаев когда святой обобрал богатого и роздал нищим, зато есть случаи когда отьявленные убийцы которые убивали и брали для себя становились святыми (напр разбойник на кресте) Робин Гуд не верил в Бога. читатель 10 августа 2015, 19:29 Соборное послание святого апостола Иакова. Глава 5, ст.1-4. " Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. " Сергий 10 августа 2015, 19:14 Владимиру. К сожаленью, Вам скажут, что это благой поступок, потому что храм потом освящается, люди там молятся, принимают крещение и прочее. А по сути, конечно же: всё, построенное на гнилом основании, рухнет, не принеся благих плодов. Бог праведен и отвращается от всех " благих " дел, в которых принимал участие сатана. Но здесь есть хитрая ловушка для нашей падшей природы: большинство людей надеются не дожить до того времени, когда рухнут гнилые основания их дел. Анна Коробкова 10 августа 2015, 18:32 Спаси Господи! Как вовремя для меня пришлась эта статья. Размышляла над данным героем, раздумывая, как объяснить детям сущность его поступков. Лично мне в детстве этот персонаж был очень симпатичен (оттого мне немного грустно), но у меня в голове мир реальной духовности и мир вымышленный шли параллельно, не пересекаясь совершенно (сама этому удивляюсь). У моих детей же возникают непонимания. А я сердцем чувствую, что нехороши поступки Робина Гуда, но объяснить не смола бы. Поэтому очень благодарна автору.

http://pravoslavie.ru/81217.html

Посмотрите, изрек Он, на лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает: то кольми паче вас, маловеры 355 . Берега Геннисаретского озера не отличаются в настоящее время естественною красотою, не кипят избытком жизни: они пустынны и безмолвны. Тем не менее путешественники с одушевлением говорят об этом озере, благодаря тем великим событиям евангельским, который связаны с ним. Воспоминания об этих событиях наводят путешественников на глубокие и вместе с тем светлые думы, пробуждают в их сердца много отрадных чувств, и часы, проведенные ими у вод Геннисаретских они считают лучшими в своей жизни. Вот как, описывает Фан-де-Фельде 356 впечатления, который пережил он на берегу Геннисаретском. Для усталого путешественника, жаждующего успокоения -отрада провести тихий утренний час на берегу Галилейского моря, когда воздух еще не сделался знойным и водная поверхность продолжает сохранять неподвижность, когда окрестные обнаженные горы скрывают еще под легким пурпурным облаком утренних сумерек свое совершенное запустите, когда житейский шум не тревожит еще слуха и все кругом безмолвно. Освежительное купанье в прозрачной, спокойной, прохладной воде сообщает утомленному телу новую жизнь, новую силу, новую бодрость; и расстроенный дух ничто так не укрепляет и не успокаивает, как пребывание среди тихой природы. В Палестине нельзя встретить нигде более безмолвного места, как при Галилейском море, нигде – более мягкого воздуха, как на его берегу в утренний час, нигде – более ровной и спокойной водной поверхности, чем его поверхность. Где можно увидать столь нежное сочетание голубого, розового, перлового и пурпурового цветов, разливающихся по тем горам, которые возвышаются над ним и отражаются в зеркальной поверхности вод? Душа, измученная соблазнами, внутренними и внешними, с которыми она должна постоянно бороться, здесь повсюду слышит отрадный голос Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

356. Ответ на 353., Ник Ликашин: грех настолько вошел в мир, что мир погиб. Нет-нет, Игорь, здесь Вы ошиблись в Гегеле: Извините, у него по поводу Евенгелия так: сейчас не дословно, - грех, который вошел в мир, это не есть Мир Да, Гегель говорит о хитрости. Но, как на Канта есть Гегель, то на Гегеля есть анти-Гегель. Иначе Гегеля не понять. Гегель понимается анти-Гегелем. А вот анти-Гегель корректируется Священным текстом и научными данными (идеалом и опытом). Говоря о грехе погубившем мир, я говорю о Потопе, в котором погиб первый мир. О чем говорит и Апостол Петр: " Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его?Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом... " Поэтому и мы не должны говорить как те: " от начала творения все остается так же. " Это ложное утверждение. Потому, что творение и ныне не есть " так же " , хотя и содержится тем же Словом. То есть первый мир погиб в Потопе. Но Наука пока по этому вопросу - молчок. Пока. Есть куда развиваться Науке : целый мир оказывается упущен из внимания.... 355. Ответ на 352., Сергей Абачиев: Впрочем, что Вам это, если для Вас текст первых трех глав Библии всего лишь сказка для древних пастухов. Мой Вам совет: бросьте свои самодеятельные философствования месячишка на три и ПРОШТУДИРУЙТЕ классическую " Диалектику мифа " А. Ф. Лосева. Тогда более или менее будете понимать существенную разницу между сказкой и мифом. Между сказкой и мифом? А о единстве времени Вы так и будете ждать когда опытно откроют эту тайну? Да никогда опытно эту тайну не откроют: опыта не хватит. Эта тайна открывается посредством вложения опыта в умозрительную идею. Нет другого способа. А у эволюционистов идея такова, что является извращением истинной идеи, посредством опыта. Вы, эволюционисты, подчиняете идеальную, умозрительную идею опыту, а потом этой подчиненной идеей подчиняете чистую умозрительную идею,идеал - своей эволюционной идее. Вы, эволюционисты, губите истину ложной истиной. Настало время торжества истинной истины. И Наука идет по этому пути.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Но еретики не удовлетворились многими ссылками на отцев потому, что: " приведенные относятся к недавнему времени, а не из числа древних отцов " , а потому " они неприемлемы в качестве доказательства " . На это он отвечает: - " Если бы сказанное у них (новых) было несогласно с словами Василия и прочих богоносных отцев, то ни я, ни кто либо из благочестивых не приняли бы этого. Если же это согласно и почти одинаково, то и должно быть принято, хотя упомянутые отцы сказали это за двести лет тому назад " (И двести еретикам - мало! М.В.); но если бы кто либо и в настоящее время сказал бы то же самое, то и он должен быть принят в Церкви Божией и - в отношении учения истины - должен быть сопричислен к самим святым апостолам, а не только к последующим богоносным отцам... Я не стану говорить больше, чтобы слово не оказалось скучным, - так как о почитании святых икон существует великое множество свидетельств и древних и позднейших, если мы только пожелаем раскрывать их " (Т.1,...). С такою же силою, если не с большею, опирается Пр. Феодор Студит вообще на Церковное Предание, или - кратко говоря - на Церковь. Его возмущает одно равнодушие еретиков к тому, как Церковь относилась к иконопочитанию во все время: - " После того, как от востока до запада во всех почти священных храмах напечатлено изображение Христа, после стольких священных соборов, имевших пред глазами своими изображенного Христа, после того, как мы находимся в преддверии пришествия Христова " (Св. Феодор, на основании гонений в самой Церкви веровал, что пришествие Христово - близко; об этом он говорит в нескольких местах: 2 т. 356,444 ст. и друг. М.В.), - после всего этого еретики смеют поднимать вопрос и притом решать его противно всему сознанию Церкви прежних веков! После этого - " как иначе мы будем относиться к господствующему от начала до настоящего времени обычаю, о котором можно узнать из всякого храма Божия и священных принадлежностей? Неужели нечестиво поступил сонм богоносных? Неужели непорочная Церковь допустила идолопоклонство? И когда она будет очищена от идолов и кем? Ясно, что это - дело антихриста. И как может быть ниспровергнуто соблюдение древних обычаев и преданий, преданное с давнего времени? " (Т.1,132). Но еретиков и этим не успокоить... От Отцев они мечутся к Писанию:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Таков в общих чертах образ Мессии и Его царства, начертанный в канонических писаниях ветхозаветных пророков. Мы объединили здесь основные черты всех пророческих обетований Ветхого Завета за исключением пророчеств Даниила: эти последние в виду их особенного значения для развития позднейших иудейских представлений о Мессии заслуживают нарочитого внимания 353 . Важнейшим мессианским местом в книге Даниила нужно назвать следующее пророчество: «видел я в ночных видениях, – вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). По древнейшему толкованию, принимаемому православной церковью, под именем Сына человеческого пророк разумеет Мессию; это мнение разделяется и многими западными учеными даже не ортодоксального направления 354 ; но многим кажется, как было уже сказано, что здесь под образом Сына человеческого олицетворяется весь израильский народ подобно тому, как четыре всемирных монархии олицетворяются в том же видении под образом четырех животных ( Дан. 7:1–8 ) 355 . Но все это толкование основано или на непонимании вполне ясных выражений текста или же на намеренной переделке его; пророк Даниил вполне определенно говорит, что «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» ( Дан. 7:17 ); отсюда по аналогии нужно заключать, что и под Сыном человеческим следует разуметь не будущее всемирное царство Израиля, а грядущего Владыку этого царства – Мессию. Лучшим подтверждением правильности такого толкования Даниилова видения о Сыне человеческом может служить тот факт, что авторы иудейских апокалипсисов, стоящие в самой рабской зависимости от прор. Даниила, понимают его пророческое видение в смысле указания на Мессию. «Не подлежит сомнению, что автор кн. Еноха узнает в Данииловом «Сыне Человеческом» Мессию, конечно, не по титулу, а по символическому одеянию» 356 . Кроме того у пророка Даниила указания на Мессию делаются не в этот только месте: в Дан. 9:25–26 он прямо говорит о Христе Владыке, под именем которого никак уже нельзя разуметь отвлеченную идею будущего израильского царства 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В главах 3 и 4 мы кратко рассмотрим иудейский мир таким же образом, как в прошлой главе рассматривали мир языческий: отметим диапазон иудейских представлений о жизни после смерти, в частности, о воскресении (т.е. будущей жизни после промежуточного смертного состояния), во времена Иисуса и ранней Церкви. Поскольку значительная часть Ветхого Завета вообще не говорит о загробной жизни и уж тем более о воскресении, необходимо принять во внимание более широкий контекст: каковы были в целом надежды и чаяния древних израильтян? Все эти вопросы мы теперь предъявим релевантному материалу (большей частью текстам, но и археологическим данным) 355 . Затем (глава 4) мы обратимся к иудейским верованиям I века и посмотрим не только новые тексты, созданные в эпоху Второго Храма, но и толкования Ветхого Завета (например, кумранитами и в Септуагинте). Глава 3 нас к этому подготовит: тут мы рассмотрим ключевые библейские тексты, которые составляют основу всех последующих разновидностей иудаизма. 2. Усопшие вместе с предками (i) Почти небытие Многие места Ветхого Завета наводят случайного читателя на мысль, что представления Древнего Израиля о жизни после смерти не особенно отличаются от представлений Гомера, – и это простительно: …Ибо в смерти нет памятования о Тебе: в Шеоле кто будет славить Тебя? 356 Мертвые не восхвалят ГОСПОДА и все, нисходящие в могилу 357 . …Прах ты и в прах возвратишься 358 . …Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою 359 ? …Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]… Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария (1526–1542) владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности, дошедшие до наших дней 353 . Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: «И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь» ( Ис.62:6 ). В русском переводе читаем: «На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, – не умолкайте пред Ним» ( Ис.62:6–7 ). Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, «о четвертей стражи нощней прииде к ним» ( Мк.6:48 ) 354 . В другом месте Господь говорит о блаженных рабах, которые бодрствуют в ожидании своего господина. «И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» ( Лк.12:38 ). В последующее время стражи нашли отражение в структуре христианского Богослужения, в Богослужебном круге. «... в монастырском Богослужении «проявляется» римская стража в три часа в виде «расстояния» между службами «3-й Час, «6-й Час» и «9-й Час» 355 . «Можно предположить, что то же «расстояние» в три «Часа» было между службами «9-й Час» и «Вечерня» 356 . Богослужения дневного круга соотносятся с косыми часами следующим образом: «Вечерня – 12-й дневной «косой» час, Полунощница – 6-й ночной «косой» час, Утреня – 12-й ночной «косой» час, 3-й Час – 3-й дневной «косой» час, 6-й – 6-й дневной «косой» час, 9-й Час – 9-й дневной «косой» час» 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

352. Один брат жил вне села своего и в продолжение многих лет не входил в село. Он говорил братиям: «Вот уже сколько прошло лет, и я не входил в село, а вы так часто ходите». Сказали о нем авве Пимену. Старец отвечал: «Я пошел бы ночью и кругом обошел бы все село, чтобы не тщеславиться мыслию, что я не хожу в село». 353. Брат просил авву Пимена: «Дай мне наставление». Старец говорит ему: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое пресмыкающееся не может прикоснуться к нему, когда же простывает, тогда они садятся на него. То же бывает и с монахом: пока он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». 354. Некоторые отцы спрашивали авву Пиме на: «Позволишь ли нам обличить брата, когда мы увидим, что он грешит?» Старец отвечал: «Когда мне нужно бывает идти через то место и я вижу брата во грехе, прохожу мимо и не обличаю его». 355. Авва Пимен говорил: «В Священном Писании сказано: яже видеста очи твои, глаголи (Притч. 25: 8); а я советую вам не говорить даже о том, что осязали вы своими руками. Один брат был обманут именно таким образом. Представилось ему, будто брат его грешит с женщиною. Долго боролся он сам с собою, наконец, подошел, толкнул их ногою, думая, что это точно они. Но оказалось, что то были снопы пшеницы. Потому-то я и сказал вам: «Не обличайте, если даже и осязаете своими руками». 356. Авва Пимен говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13). Если кто услышит худое, то есть обидное слово, и хотя может сам отвечать подобным словом, но преодолеет себя и не скажет; или если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику – тот полагает душу свою за ближнего». 357. Брат спросил авву Пимена: «Что такое лицемер?» Старец отвечал ему: «Лицемер есть тот, кто учит ближнего своего тому, до чего сам не достиг». В Священном Писании сказано: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф. 7: 3–4) 358. Брат спросил авву Пимена: «Что значит гневаться на брата своего напрасно?» (см. Мф. 5: 22). «Напрасно гневаешься, – отвечал старец, – если гневаешься за всякую обиду, которою обижает тебя брат твой. Даже если бы брат выколол у тебя правый глаз или отсек тебе правую руку и ты стал бы на него гневаться, ты гневался бы напрасно. Тогда только гневайся на брата, когда удаляет тебя от Бога».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

442 Да и сам Кирик констатирует: «Весто же есть яко числа си писани сут от Адама въ лете 6644 а до исполнениа седмыя тысячи быше еще лет 356». Ниже он называет текущие год индикта, год солнечного и лунного круга, дату еврейской Пасхи, число круга марта, день празднования Благовещения и Петров день, продолжительность поста. После чего пишет: «Тако нечасто бывает, но от сего лета и за 248 лет тако ж будет оже Бог Своимъ благосердиемъ дотоле съблюдет мира». 443 Последние слова, как и все расчеты, доведенные Кириком до 7000 года, говорят о том, что их автор однозначно верил в наступление конца света, в свое пребывание в последних временах седьмой тысячи лет. Нельзя не отметить и тот факт, что «Учение» и хронологическая статья безусловно были составлены до 1492 г., года, до которого в Руси рассчитывались пасхалии. Значит, и текст «Учения», и текст хронологической статьи составлены одновременно или почти одновременно. В совокупности все эти факты приводят к предварительным предположениям о том, что: 1) за основу своей периодизации Кириком Новгородцем были взяты ключевые моменты Священной истории, извлеченные им из текстов Святого Письма и какой-то (возможно переведенной им) редакции «Летописца» Никифора; 2) на мысль о необходимости включения им в свою периодизацию таких событий, как перевод Святого Письма св. Кириллом и Крещение Руси, его вдохновил сам факт этих знаковых и судьбоносных для его родины событий или же он оттолкнулся от текста какой-то болгарской (возможно, более ранней редакции, чем III редакция «Летописца» Никифора) краткой хроники, преобразовав и адаптировав их к общественно-политической и духовной жизни Руси; 3) наличие в хронике Кирика утверждения, что «От крещениа рускаго до сего лета 4-го внежь писах сиа книгы лет... От сегожь лета до исполнения седмои тысящи рекше седмаго века лет 356. Аминь», 444 а также наличие в его «Учении» слов: «Весто же есть яко числа си писани су[т] от Адама в лете 6644 а до исполнениа седмыа тысячи бяше еще ле[т] 356» красноречиво демонстрирует самобытный и творческий характер его священноисторического сознания и памяти, его выдающиеся способности к вычленению из множества событий уникального, его талант философско-исторических обобщений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010