Спаситель на Тайной вечери перед Своими страданиями сказал ученикам следующие слова: Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу 356 . Это не значило, что нужно действительно купить мечи, как наивно поняли Его ученики. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно 357 . Спаситель сказал «довольно» не в том смысле, что двух мечей им хватит, а в том смысле, что «перестаньте об этом говорить, вы неправильно поняли». Мне кажется, слова Спасителя о мечах можно истолковать так: отныне всякий исповедающий Христа должен вести себя, с общепринятой точки зрения, совершенно бесстыдно, то есть не взирать на человеческое мнение. Потому что если Спаситель был распят как разбойник, то истинные Его последователи также часто будут восприниматься людьми, чуждыми Церкви, как какие-то разбойники. Вот это и значили слова: Продай одежду свою и купи меч, то есть: «Ты теперь вне закона. Как Я был сопричтен к злодеям и оказался как бы вне закона, так и всякий желающий идти по Моим стопам также должен вести себя смело и дерзко, думая только о том, чтобы исполнить Мою волю, а не о том, чтобы угодить людям». Не подумайте, что я учу бесстыдству или дерзости в прямом смысле слова. Я говорю о том бесстыдстве, которое в нашем поведении видится людьми, чуждыми христианства. На самом деле христианство чрезвычайно целомудренно и смиренно, но наше смиренное, целомудренное, кроткое поведение многими людьми воспринимается как вызов, как величайшая дерзость, как необыкновенное бесстыдство. Вот к какому нетщеславию, презрению человеческого мнения призывает нас Спаситель. Лишь бы мы только во всем следовали своей христианской совести. Мы должны быть всегда готовы к порицанию со стороны людей, находящихся вне истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но поскольку он просил волшебницу вызвать ему Самуила, то и не колеблется в появившейся тени признать пророка. Очевидно, что Саул верил в силу магии. Это видно еще более из того, что слова представленной волшебницей тени – привели его в ужас и обморок 355 . Ст. 15. …И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя… Какое заключение можно вывести из этих слов, якобы Самуиловых, о сущности явления, вызванного волшебницей? Из них видна ошибочность того мнения, будто бы, сам Самуил, по повелению Божию, являлся из загробного мира к Саулу. Посланник Божий мог ли негодовать, зачем тревожат? Притом, если сам Саул говорит в сем стихе о себе, что Бог перестал отвечать ему через пророков, во сне и в сновидениях; то непонятно и невероятно, чтобы Бог стал после этого отвечать своему отверженцу, при посредстве волшебницы, и отвечать о том, о чем уже сказано было Саулу еще при жизни Самуила, и через этого, именно, пророка 356 . И аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры обличаемые нечестивцы, – сказал Авраам злому богачу, мучившемуся во аде 357 . Ст. 21. …И подошла женщина та к Саулу, и увидела, что он очень испугался... Присутствовала ли женщина при разговоре тени Самуиловой с Саулом? Очевидно, нет; ибо она тогда только увидела ужас Саула и его беспомощное положение, когда подошла к нему, – как говорится в сем стихе, – привлеченная, может быть, стуком рухнувшего на землю тела Саулова. Значит, при начале разговора она или была в отдалении, или совсем выходила вон, по собственному ли то соображению, чтобы не стеснять своим присутствием, – или, может быть, по повелению самого Саула. Ст. 25. …и предложила Саулу и слугам его, и они поели, и встали, и ушли в ту же ночь… Почему изнеможенный и потрясенный Саул, подкрепившись пищей у женщины Аэндорской, поспешил уйти от нее в ту же ночь и не хотел подкрепить себя сном? От того, что ему нужно было спешить к войску, которое могло заметить отсутствие царя, и тайна его путешествия могла таким образом огласиться. Между тем, в одну ночь до рассвета Саул мог вернуться в стан, ибо он был недалеко от Аэндора. Читать далее Источник: Обозрение исторических книг Ветхого завета, составленное ректором Владимирской духовной семинарии, протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим синодом для употребления в духовных семинариях в качестве учебного руководства. – 3-е изд. – Владимир-губернский: типо-лит. В.А. Паркова, 1897. – XIV, 432 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Основной жизненной задачей, определяющей все направление и постановку духовного развития и деятельности у нас, христиан, – и нашего поведения, и склада нашей личности, должно быть, по евангелию, стремление к царству Божию и вечной, всеобъемлющей правде его: «… ищите прежде (раньше и больше благ земных) царствия Божия и правды его и сия вся (эти блага) приложатся (сами собою даны будут, в смысле придачи) вам» 354 . – Но как мы и сказали, в царство Бога не может войти ничто нечистое 355 , со светом не может соединиться мрачное. Поэтому у темного, грешного человека обращение т. е. именно – поворачивание пути его к Богу, должно начинаться с покаяния, почему первый призыв и Крестителя, и Самого Христа, и апостолов – «… покайтеся», или как говорил ап. Петр, «… спасайтеся от рода сего развращенного» 356 . В развитии дальнейшего содержания жизни возрождающегося духа, Евангелием производится коренная переоценка всех наших земных ценностей. Прельщающие нас своею призрачной красотою обычные блага и наслаждения жизни представляются здесь лишь бременем для нашего духовного я , лишь помехою для нравственного нашего совершенства. Отказ же от них – даже до того, чтобы самую душу погубить ради Христа и Евангелия – и есть по ним и основа всяких истинных благ, и приобретение, закрепление за человеком ничем не погубляемой жизни. «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, – так ясно и определяюще говорит Господь, – тот сбережет ее» 357 . И когда Петр, уже к концу земной жизни Спасителя, сказал Ему: «… вот мы оставили все и последовали за Тобою». Иисус ответил им: «… истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для царствия Божия, – и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» 358 . Так, сытость, бережение жизни и богатства мира, есть по Евангелию нищета, растрачивание жизни и голод, и убожество духовные. И по не менее ясному слову Христа: «… всякий из нас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Его учеником» 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Поскольку всякое пророчество Господа оказывается истинным, как свидетельствуют события, а о Воскресении мертвых мы не только научены Словом, но и от самих воскресших получили доказательство обетования, то какой остается повод для неверия? Святитель Григорий Нисский ( 17, 185 ). Кто же не верует в Воскресение? Люди, идущие оскверненными путями и проводящие нечистую жизнь, как говорит пророк ( Пс. 9, 26 ) ( 42, 299 ). Какое же будут иметь оправдание не верующие Воскресению, если оно постоянно происходит в семенах растений и при нашем рождении? Ведь прежде нужно истлеть семени, и потом происходит рождение. Впрочем... где действует Бог, там нет нужды в умствованиях ( 42, 446 ). Не верить в Воскресение свойственно тому, кто не имеет совершенного понятия о непобедимой и вполне достаточной для всего силе Божией. Святитель Иоанн Златоуст ( 44, 419 ). Святая вера дополняет недостаток и оскудение ума, и чего слепой разум сам не постигает, в том она просвещает его, и тогда просвещенный верою ум видит это так, как бы оно уже в самом деле было. На это указывают и подобия, взятые из природы, о которых Христос говорит: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно: а если умрет, то .принесет много плода» ( Ин. 12, 24 ). И святой Павел пишет: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» ( 1Кор. 15, 36 ). Но святая вера, утверждаемая словом Христа, Сына Божия, Который есть Вечная Истина, устраняет всякое сомнение. Воскреснут мертвые, и воскреснут с теми телами, которые лежат в гробах; восстанут те тела, которые пали, пробудятся те, которые спят «в прахе земли» ( Дан. 12, 2 ); восстанут те, которые посеяны ( I Kop. 15, 37 ); восстанут те же тела, с которыми или добро, или зло делали, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ). Восстал Христос из мертвых, и восстал тем телом, которым пострадал и умер, «первенец из умерших» ( 1Кор. 15, 20 ; Кол. 1, 18 ) – восстанут и мертвые с теми телами, в которых умерли. Святитель Тихон Задонский ( 104, 355–356 ). Воскрешением подобных нам людей Христос утвердил надежду нашего Воскресения

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   1) власть связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи;    2) накладывать церковные наказания или же их прощать.     355. Дал ли Господь Иисус Христос власть связывать и разрешать только Петру?    Господь Иисус Христос дал власть связывать и разрешать не только Петру, но всем апостолам, сказавши им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18); а при ином случае сказал также всем апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22—23).     356. Когда сказал Господь Иисус Христос апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»?    Эти слова произнес Господь Иисус в конце Тайной Вечери, когда прощался с апостолами и при этом предсказал, что Петр три раза отречется от Него.     357. Установил ли Господь Иисус Христос этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви?    Господь Иисус не установил этими словами Петра главой всех апостолов и всей Церкви, но хотел сказать ими, что Петр, после того как отречется от Него, в отличие от Иуды, не лишится веры, но обратится, и именно своим обращением будет остальных укреплять в вере.     358. Приведены ли в Священном Писании случаи, когда обращенный грешник укреплял в вере своих ближних?    В Священном Писании приведены такие случаи, например: женщина-самарянка, будучи большой грешницей, обратилась и по своем обращении привела к Господу Иисусу и укрепила в вере многих жителей города Сихаря (Ин.4:5—39); или апостол Павел, после того как перестал быть врагом Христа и обратился, снискал для Христа и утвердил в вере много тысяч людей в разных местах.     359. Возможно ли вообще слова: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих», понимать так, что Господь Иисус Христос имел намерение установить ими апостола Петра наставником всей Церкви?    Нельзя так понимать эти слова, так как укреплять в вере своих ближних может каждый, кто от грехов искренне обратится в Богу, независимо от того, является ли он наставником этих людей, или же им подчиненным, или им равным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Примечайте и внимайте, что сотворил Христос Иисус. Он так велик и высок, что нет никого Его больше и выше, ибо Он Бог, но как глубоко Себя ради нас смирил! На этот живой образ смирения взирайте и тому же учитесь. В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. § 356. Кто хочет Христу последовать (всякий же христианин должен, как выше сказано и ниже скажется), тому должно прежде от себя отречься. Как хотящему на небо смотреть, должно сперва очи свои отвратить от земли и так на небо смотреть, так и кто хочет Христу, то есть Христову небесному житию последовать, тот должен сперва от себя отречься, и так будет свободно следовать Христу. Ибо как невозможно одновременно и на небо и на землю смотреть, так невозможно и себе и Христу последовать. Причина тому следующая: поскольку мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешниками и грехолюбивыми рождаемся все, то не иное что замышляем, как злое и суетное, а Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакой тьме не причастный (Ин. 8:12; 1 Ин. 1:5), – потому и не можем Ему последовать, пока себя, как злых, не отречемся. Потому и Сам Он говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф. 16:24). § 357. Что значит отречься от себя, познаем, когда посмотрим на того, кто от ближнего своего отрекается. Всякий, кто от ближнего своего отрекся, удаляется от него: когда отреченный голодает, жаждет, в наготе, подвергается ударам, бесчестию, боли, не чувствует того отрекшийся; когда бедствует, не помогает ему; когда страждет, не сострадает ему. Так должно и нам по отношению к себе самим поступать, когда хотим истинно отречься от себя: когда хулят, ругают, поносят нас, бьют и уязвляют, лишают чести и имения, заключают в темницу и облагают оковами, изгоняют и от дома и отечества удаляют, – всего этого как бы не чувствовать на себе, как будто бы на другом ком, а не на нас, все то бедствие делалось. Это значит отречься от себя. Так отречься (от всего) должны мы и последовать Христу: отречься от воли нашей и последовать воле Христовой; отречься от злонравия нашего и последовать благонравию Христову; отречься от гордости, злобы, зависти, ненависти, нетерпения, сребролюбия, самолюбия, славолюбия и прочего ветхого Адама злонравия и последовать Христову смирению, кротости, любви, терпению, нищете и прочим Божественным нравам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Смысл слов этих совершенно ясен, и лучше понимать их в буквальном значении, признавая в Спасителе верховенство и источник всякой власти, решительно всего, что только имеет какое-либо господство и власть на небе и на земле. Но можно принять и аллегорическое понимание, по которому св. Андрей видит здесь указание на то, что Он, будучи человеком, есть «Царь царей, царствующих над страстями, и Господь господ, при содействии Христа получивших достоинство и власть над грехом, и Господь тех, которые воцарятся с Ним и в будущем веке» 356 . Вернемся теперь к стиху 14-му, где говорится о воинстве, следовавшем за Христом. Мы уже знаем, что воинства небесные – чистые и светлые – следовали за ним на белых конях и в белом же и чистом виссоне. Какие же это воинства: ангелы ли то или святые из людей? Прот. Орлов в объяснении этого места категорически заявляет, что сопровождали Иисуса Христа как Судию и Мздовоздаятеля «небесные силы, состоящие исключительно из бесплотных ангелов» 357 ; к такому же мнению склоняется, видимо, и св. Андрей 358 . Но еп. Петр, наоборот, относит это к людям – угодникам Божиим: «Под небесным воинством, – говорит он, – разумеются избранные, званые и верные, о которых сказано в Откр.17:14 » 359 . По нашему мнению, оба эти объяснения нужно объединить, т.е. нужно признавать тут как тех, так и других. Дело в том, что брань эта, Христа и святых против антихриста и его войска, есть как бы преддверие Страшного Суда, о котором не раз говорил Господь в Евангелии. А ведь там Он сказал, что придет Он на суд со всеми ангелами святыми (см.: Мф.16:27; 25:31 ); но на суд же явятся с Ним и святые апостолы (см.: Мф.19:28 ; Откр.18:20 ). В видениях же Апокалипсиса первенцы прославленные, как мы видели, уже перед этим, так сказать, окружили Агнца перед концом мира: трудно предположить, что не будут они сопровождать Его и на последнюю брань Его против Антихриста, ибо брань эта все же будет в порядке человеческом. 17–21. И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих. И увидел я зверя и царей земных, и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Несмотря на то что авторы НЗ редко обращались к 3-й песни Раба Господня (Ис 50. 1-11a; ст. 9 в Рим 8. 33 и, возможно, ст. 7 в Лк 9. 51), раннехрист. толкователи также видели в ней указание на Христа, что отмечено уже в «Трех книгах свидетельств против иудеев» свт. Киприана ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 13; вместе с цитатами из др. гимнов цитируются 5-7-й стихи 3-го гимна: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде»). Эти ключевые стихи используются в толкованиях чаще всего. Напр., в Послании Варнавы ( Barnaba. Ep. 5. 14; 6. 3; ср.: Ис 50. 7: «…Я держу лицо Мое, как кремень», связанный с Ис 28. 16). Их используют мч. Иустин, сщмч. Ириней, Тертуллиан, Лактанций, иногда вместе с Ис 53. 7 или 53. 12. Свт. Киприан использует их в «Книге о благе терпения». Коммодиан ( Commod. Carmen apol. 353-356) дает пример их антииудейского толкования. Ориген вкладывает их в уста Христа ( Orig. In Ier. hom. 19. 12). Др. стихи, в т. ч. ст. 4, также понимаются Иустином, Тертуллианом, Климентом Александрийским и Оригеном как указания на Христа. Самый большой, 4-й гимн Раба Господня (Ис 52. 13-53. 12) цитируется св. отцами чаще других (см.: Wolff. 1952). В НЗ он понимается прежде всего как обетование того, что исполняется в Иисусе Христе, в Его служении, в жизни и крестной Смерти, в отвержении иудеями, в провозвестии Евангелия народам. В Biblia Patristica отмечено ок. 300 ссылок на 4-й гимн в лит-ре еще до Оригена. Чаще других этот текст прор. Исаии использовали мч. Иустин, Тертуллиан и сщмч. Ириней. Для Иустина (как в «Апологии», так и в «Диалоге с Трифоном Иудеем») гимн является важнейшим доказательством того, что все происшедшее с Иисусом Христом во время Его земного служения было предречено. Особо выделяются стихи о вочеловечении без «вида» и «величия» (Ис 53. 2), о смысле Его Жертвы (ст. 5: «за грехи наши», «за беззакония наши», «наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»), о божественности (ст. 8: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?»).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Утром, когда, по повелению царя, пришли за Петром, то все удивились, что с ним сделалось. 350 Ирод, в ярости, судил стражей, велел их казнить и отправился в Кесарию. Он раздражен был на Тирян и Сидонян и хотел наказать их, но они покорились, а потому призвал к суду своему только одних уполномоченных. В назначенный день Ирод явился во всем царском величии, сел на возвышенном месте и говорил к ним. «Это голос Бога, а не человека!» восклицал народ. Упоенный лестью Ирод, действительно считал себя почти Богом, но вдруг Ангел Господень поразил его и он, будучи изъеден червями, умер. 351 Человек этот, издевавшийся над Иисусом, по законам вечной премудрости должен был умереть постыдно, среди своей гордыни. С прекращением же жизни его, прекратилось гонение и Церковь продолжала распространяться. 352 Варнава и Савл на Кипре. Савл меняет имя на Павла Варнава и Савл, выполнив в Иерусалиме то, 353 что им было препоручено, возвратились в Антиохию и привели с собой Иоанна прозванного Марком, племянника Варнавы. 354 Пророки и учители, бывшие во главе этой Церкви были тогда: (в 46 г.) Варнава, Симеон, называемый Нигер, Луций из Киринеи, Манаил совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда, совершив пост и молитву, они возложили на них руки и отпустили. Бог, избрал сих двух Апостолов, которым уже сообщил дары Духа Святого, однако Ему благоугодно было, чтобы Церковь в лице представителей своих возложила на них руки, сопровождая внешнее действие постом и молитвою. Пост, при самом начале Церкви был уже в обычае и считался средством благоугождения Богу. Неизвестны подробности действия трех пророков и учителей, возлагавших руки на Варнаву и Савла. 355 Оба апостола, 356 под водительством Духа Святого, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. Прибывши же, в Саламину, столицу острова, они проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских. Иоанн Марк содействовал им. Они прошли весь остров до Пафа, где нашли волхва и лжепророка, иудеянина Элима Вариисуса, который был близок к римскому проконсулу Сергию Павлу правителю острова. Сергий Павл был муж разумный и желал слышать Варнаву и Савла, но волхв Элима тому противился, употребляя все старания отвратить проконсула от веры. Но Савл, изменивший имя свое на имя Павла, сопротивлялся влиянию волхва, и однажды, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: «О исполненный всякого коварства и злобы, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне се рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Чудо это было в присутствии проконсула, который был до того поражен, что уверовал, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Если эта любовь войдет в душу и зажжет в ней яркий огонь, то» хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь жесткое, каменистое, сухое и бесчувственное, она одно уничтожает, а другое размягчает и делает душу просторной и плодородной пашней, способной к принятию божественных семян ( 37, 310 ). Кто любит (Господа) так, как должно любить, тот старается и заповеди Его соблюдать, потому что искренне расположенный к кому-либо старается все делать, чем может привлечь к себе его любовь ( 38, 591 ). Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему ближнему, но будет делать ему всякое добро, вспоминая о Том, Кто сказал: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф 25, 40 ) ( 38, 591 ). Горящий любовью к Богу уже не хочет более смотреть на внешние предметы, но, прозрев другими очами, то есть очами веры, постоянно устремляет ум свой к Небу, его созерцает и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на Небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели ( 38, 294 ). От чистой любви к Богу мы становимся святыми, и Бог хранит величайшее наше сокровище – душу, так что мы не можем впасть в руки врага. А если и впадем. Бог не оставляет нас, но освобождает, связывая истинного грешника, корень греха – диавола, и дает нам руку, чтобы мы убежали от незаконно напавшего на нас ( 39, 933 ). Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от Друга, но соединенных по душе может обитать Дух Мира ( 40, 578 ). Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто – ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни что-либо другое ( 41, 622 ). Великое благо – любовь. Она сильнее огня, восходит к самому Небу, и нет препятствия, которое могло бы удержать ее сильное стремление ( 42, 486 ). Поистине, любовь есть крепкая стена, непреоборимая не только для (злых) людей, но и для диавола ( 43, 356 ). Возлюбим Христа, как должно любить,.– в этом великая награда, в этом Царство и радость, наслаждение и слава, неисчислимое блаженство, которого нельзя ни выразить словом, ни постигнуть умом ( 43, 536 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010